Новости МКС

Автор ДмитрийК, 22.12.2005 10:58:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

zyxman

ЦитироватьКанадские и европейские товарищи сомневаются в выполнимости плана Обамы в части коммерческих ПК для МКС
Пусть строят свои ракеты и корабли, кто ж им не дает?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Salo

Очередной пасквиль от Оберга:
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=11469
ЦитироватьПочему нужно и почему не нужно заниматься сотрудничеством в области космоса
:: 05.07.2010

Космическая станция стала образцом для будущей политики, но по неожиданным причинам.

 Автор - Джеймс Оберг, аналитик из NBC News, занимающийся космосом, двадцать два года проработал оператором Центра управления полётами и орбитальный проектировщик в Космическом центре НАСА. Он также является экспертом по советской и российской политике в области космоса. Оберг написал книгу «Пересекающиеся орбиты, или Взгляд изнутри на российско-американский космический альянс».

В составленном президентом Бараком Обамой документе о политике в области освоения космоса делается акцент на международном сотрудничестве как методе, способствующем решению связанных с космосом национальных задач. Но чем эти «браки, заключённые на небесах», выгодны для США, и когда они могут быть настолько вредоносными, что предпочтительнее «жить порознь»?

В опубликованном на прошлой неделе четырнадцатистраничном докладе (о новой космической стратегии США пресс-служба Роскосмоса сообщала ранее, см. http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=11369&hl=%EE%E1%E0%EC%E0) говорится, что исследования космоса стали транснациональным мероприятием уже сейчас благодаря усилению участников государственного (и корпоративного) уровня и благодаря широкому сотрудничеству между ними в самых разнообразных видах деятельности. Краткое предисловие к данному документу оканчивается «гарантией сотрудничества», предлагаемой «в уверенности, что при усиленном международном сотрудничестве и в силу нового импульса, приданного руководству США, все страны и народы расширят свои горизонты, углубят свои знания и значительно улучшат свои жизненные условия».

Но эти красивые слова идут в разрез с очень сильным недоверием, по-прежнему существующим между странами; лучший пример этому — то, как недавно кипели страсти вокруг возможных последствий выступления Китая в новой для него роли партнёра. На прошлой неделе НАСА было вынуждено опровергнуть сообщение о том, что русские пригласили китайцев поучаствовать в работе Международной космической станции, так как они, как ожидается, способны пристыковать к ней свои собственные корабли.

На прошлой же неделе отовсюду зазвучали возражения против участия Китая в финансируемом НАСА мировом конклаве, призванном координировать космические программы всех стран.

Теперь же опубликованный Белым домом документ помещает расширение международного сотрудничества на одну из верхних позиций в списке главных задач, стоящих перед космической программой США. В прошлом подобное сотрудничество уже показало себя как плодотворное мероприятие. Но расширение сотрудничества только ради самого факта сотрудничества, в качестве самоцели, может стать пустым и при этом потенциально дорогостоящим жестом.

Список задач, описанных в документе, представляются более реалистичным и обнадёживающим. Три главные цели — это укрепление лидирующих позиций США в космосе, отбор проектов для допуска к ним международных партнёров, а также развенчание распространённых неверных представлений о намерениях США в отношении космоса путём повышения прозрачности и проведения мероприятий, направленных на создание атмосферы доверия. Всё это, как представляется, суть достойные и полезные задачи.

Химеры прошлого

Оценивая то, каким именно будущим проектам может пойти на пользу участие в программах партнёрства, полезно изучить историю исследования космоса разными странами. Наши давние партнёры — европейцы, канадцы и японцы — доказали свою полезность. Они продолжали работать над совместными проектами даже тогда, когда Вашингтон менял свой курс, а задержки многократно умножали финансовые издержки и возникающие сложности.

А русские? Действительно ли они «спасли» Международную космическую станцию, или же от них больше проблем, чем выгоды? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно произвести холодный расчёт и сравнить затраты с прибылью.

Результат получится на удивление обнадёживающий. Выбор в пользу интернационализма, в том числе — в пользу сотрудничества с русскими — был правилен, но по неправильным причинам. В тот раз Америке просто повезло. Что же касается остальных проектов, ныне находящихся под рассмотрением, необходимо определить «правильные причины» с самого начала, а не надеяться на слепое везение и судьбу.

Во-первых, космический альянс с Россией не ускорил и не удешевил проект, хотя в 1993 году, когда он заключался, соответствующие обещания были даны. Опыт показал то, что специалист по космосу Норм Огустин (Norm Augustine) сказал сразу: «Я пока не видел ни одной совместной международной программы, которая помогла бы сэкономить хоть сколько-то денег».

Затраты со стороны США были значительными, но НАСА редко об этом говорит. Ради совместимости орбит при строительстве станции космическим шаттлам пришлось брать курс так далеко на север от Флориды, что они потеряли до трети своей грузоподъёмности. Это потребовало существенного увеличения количества полётов (а каждый обходился существенно дороже, чем в полмиллиарда долларов) для доставки оборудования, которое можно было загрузить на борт шаттлов, направлявшихся на первоначальную орбиту. Кроме того, в момент взлёта приходилось совершать гораздо более сложный атмосферный подъём, что дополнительно нагружало изоляционную систему шаттла.

Нет признаков и того, что участие России сделало станцию «лучше». Все революционные особенности проектировки, отличавшие МКС от всех прежних орбитальных станций — Skylab, «Салют», «Мир» — были изобретены американской стороной. Среди этих особенностей были программируемые портативные системы управления конфигурацией оборудования, мощные системы контроля электроснабжения и обогрева, высокоскоростные каналы связи, позволявшие специалистам на Земле напрямую управлять бортовым оборудованием и даже двери, большой размер которых позволял помещать модули объёмом с холодильник внутрь станции и перемещать их с модуля на модуль.*

Что же касается усвоения опыта русских в области длительного нахождения в космосе, то коллективы НАСА сначала наблюдали за своими российскими коллегами, относясь к ним со всем уважением, а затем быстро разобрались во всём сами.

В середине 1990-х России было передано несколько сот миллионов долларов; это делалось за тем, чтобы ракетные программы «государств-изгоев» не получили лавинообразной поддержки в лице безработных ракетчиков. Но эти деньги получили никакие не разработчики ракет, а космические проектировщики. И к тому времени, когда деньги пошли в страну, настоящих ракетчиков уже увольняли сотнями тысяч. Русских ракетчиков, готовых наниматься на работу за границей, всегда было более чем достаточно, и «пойти на запах денег» для них не составило труда, а аппетиты их ограничивались только бюджетом и степенью развития промышленности в странах, желающих заиметь ракеты.

Дружба на орбите

Один из самых устойчивых и неистребимых мифов о пользе международного космического партнёрства — это миф о том, что оно способствует установлению мира на Земле. Якобы участие в сложном и дорогостоящем космическом проекте успокаивает правительства стран, настроенных враждебно по отношению друг к другу.

Часто говорят, что стыковка Apollo и «Союза» в 1975 году вдохновила московских и вашингтонских политиков положить конец «холодной войне». Пристыковки шаттлов к российской станции «Мир» в конце 1990-х и последующее участие России в МКС аналогичным образом изображались как факторы, благодаря которым дипломаты на Земле начинали общаться друг с другом в более мирном ключе.

В 1998 году один из главных астронавтов НАСА Чарли Прекорт (Charlie Precourt) провозгласил, что партнёрство вынудит политиков разрешить споры «которых они без этого разрешать не станут».

«Они посмотрят на небо и скажут — так, мы и сюда сделали вложение, значит, надо двигать наши отношения в верном направлении, а не пороть горячку», — предсказал Прекорт.

В реальности, однако, совместные космические проекты предшествуют разрядкам напряжённости, а не следуют за ними. Их проводят ради того, чтобы продемонстрировать обновление и улучшение дипломатического климата. Так и петух может подумать, что своим криком он вызывает восход солнца, но его пение — это следствие чего-то более масштабного, а не его причина. То же относится и к коллегам птицы по полётам из числа астронавтов и космонавтов.

Если рассматривать «китайский вопрос» в этом свете, то у него есть решение. Если космической станции требуются новые партнёры, то, конечно, есть смысл послать приглашения некоторым азиатским странам, уже вышедшим в космос. Южная Корея представляется достойным кандидатом, а Пекин — если он проявит заинтересованность (и научится проводить стыковки на орбите), то можно будет пригласить его к участию вместе с Тайванем. Единственным препятствием может стать сам Пекин, если он решит, что политические дела на Земле важнее, чем развитие в космосе. Выбор остаётся за китайцами.

Внезапная выгода

Итак, если многие из прогнозируемых и рекламируемых выгод международного сотрудничества в космосе оказались пустышкой, стоит ли пытаться снова? Получается, что да: существует несколько важных соображений в пользу подобного решения, которых никто не предвидел, но которые тем не менее делают игру стоящей свеч.

Пожалуй, самый большой и самый радостный сюрприз из преподнесённых космической станцией — это то, как её мозаичный дизайн (с одного конца российский сегмент, с другого — быстро растущий в размерах американский) оказался залогом удивительной прочности. Подобные случаи, когда нерабочая с виду комбинация деталей оказывается эффективной, инженеры на своём сленге называют «клюджем»; это, конечно, классический клюдж, и интерфейсы в нём подогнаны друг к другу без всякой элегантности, но вот когда дело дошло до серьёзного испытания, станция показала себя о-го-го какой прочной. Стоило отказать системам, произведённым в одной стране, как системы из другой страны вступали в строй, заменяя первые.

Дизайн МКС построен не на том, чтобы создать интегрированный механизм из десятка деталей, происходящих из разных источников, а в том, чтобы создать систему, состоящую из двух космических механизмов, построенных по отдельности и собранных в единую схему невзирая на огромную разницу между соответствующими инженерными традициями. Подобный принцип сработал на Международной космической станции, а значит, он может сработать и на последующих крупных проектах.

Имели место вспышки недоверия из-за того, в какой степени русские способны управлять проектом благодаря наличию в нём разработанных ими критически важных участков. Когда Конгресс согласился включить их в проект строительства космической станции, было в законодательном порядке установлено, что русские должны «улучшать, а не делать возможным» весь проект. НАСА согласилось, но вскоре нарушило обещание, пойдя на то, чтобы российское оборудование оказалось на «критическом маршруте» управления полётами.

Но получилось так, что оборудование из США тоже оказалось на критическом маршруте русского сегмента, так что контроль получился симметричным. И какой бы неловкой ни казалась полученная схема — она сработала. США и Россия пришли к «взаимозависимости» на станции, так что каждая из сторон нуждается в участии другой стороны: отношения на удивление стабильные, пусть и не совсем по доброй воле.

Так что партнёрство на космической станции не сыграло большой роли в международной дипломатии, зато дало полезный толчок политическим процессам в обеих странах-участницах. В периоды бюджетных кризисов, когда внутренние проблемы грозили сокращениями бюджета и даже отменой участия стран в проекте, при обращениях к соотечественникам звучали такие аргументы, как желание быть надёжными партнёрами по отношению к иностранным товарищам. В какой-то степени это был вопрос престижа, но ведь на мировой арене и статус надёжного партнёра в области передовых технологий даёт много очков в области коммерческого и военного статуса.

Чего ждать партнёрам на практике?

Две темы, напрямую упомянутые в новом документе, также надёжно подкреплены опытом работы космической станции. Что касается лидирующего положения США в области исследований космоса, то, например, хладнокровный и циничный взгляд на проект МКС (популярный, кстати, во Франции) заключается в том, что этот проект привлёк к себе все имевшиеся в мире опциональные средства на освоение космоса и ещё какое-то количество — сверх того. Все эти средства были направлены на проект, сформированный американцами и обслуживающий нужды американцев. На местные и самостоятельные проекты почти ничего не осталось, что явствует из тщетных попыток Европы найти финансирование для собственных систем спутниковой навигации. Таково высшее проявление «мягкой космической силы», и всё — на благо Америки.

Вторая тема — это так называемая «прозрачность», которая новая стратегия вполне разумно рассматривает как побочный продукт международного сотрудничества. Наличие информации об аэрокосмической индустрии прочих стран — основное требование для крупных космических проектов. Это помогло предотвратить возможные дипломатические стычки вокруг самостоятельных космических полётов, которые могли быть неверно проинтерпретированы — или по наивности, или в пропагандистских целях.

Это по-прежнему может случиться. Обратите внимание на параноидальную пропагандистскую кампанию, развернувшуюся в мире (особенно, заметим, в Китае) вокруг военных испытаний X-37B в космосе. Но в годы, предшествовавшие появлению более тесного международного сотрудничества в космической сфере, подобные обвинения звучали куда более остро.

Все эти перемены к лучшему до появления Международной космической станции не прогнозировались никем. Но то, что они произошли, подчёркивает правильность ранее принятого решения интернационализационных программ, пусть даже оно принималось тогда по неправильным причинам.

И если при осуществлении этой новой космической политики должное внимание будет уделяться реальным урокам, а не мифам, сложившимся вокруг партнёрства в космосе в прошлом, то можно будет реализовать многообещающие проекты, позволяющие обоснованно надеяться на получение прибыли.

"MSNBC", США, Джеймс Оберг
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

us2-star

ЦитироватьОчередной пасквиль от Оберга:
http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=11469
А почему пасквиль?
я пока читал, насчитал около не меньше 10 пунктов где он, мягко говоря, "передёргивает", но и примерно столько-же, где он абсолютно  :) прав..  8)
Я бы пообсуждал это заявление, но следует ли это делать тут? :?
"В России надо жить долго.." (с)
"Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтётся.." (с)

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rian.ru/science/20100708/253052562.html
Цитировать17:20 08/07/2010

ОДИНЦОВО (Московская область), 8 июл - РИА Новости. Китайские космические корабли отвечают всем требованиям безопасности и могли бы, в случае необходимости, создать резерв российским "Союзам" и "Прогрессам" при выполнении полетов к Международной космической станции (МКС) после вывода из эксплуатации американских шаттлов, сообщил в четверг РИА Новости глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

"Я думаю, что китайские корабли сыграли бы огромную роль в качестве обеспечения резерва российским "Союзам" и "Прогрессам" на случай непредвиденной ситуации при полетах к МКС", - отметил он.

Глава Роскосмоса напомнил, что после прекращения полетов шаттлов в 2011 году Россия останется единственной страной, обеспечивающей ротацию экипажей МКС.

"Это весьма напряженный ритм, и мы, конечно, заинтересованы в резервировании, который мог бы обеспечить Китай", - сказал Перминов.

Вместе с тем он напомнил, что Китай пока никак не отреагировал на предложение пяти стран-участниц строительства МКС подключится к проекту.

"Предложение Китаю подключится к программе МКС сделали совместно пять стран-участниц проекта, но никакого ответа мы пока не получили: ни положительного, ни отрицательного. Кроме того, примерно месяц назад произошла смена руководителя космического агентства КНР, прежний ушел на совершенно другую работу. Я получил об этом письменное подтверждение. На сегодняшний день новый глава агентства не назначен, и вопрос, таким образом, пока остался открытым", - заключил глава Роскосмоса.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Oleg

ЦитироватьВАШИНГТОН, 29 июня. /ПРАЙМ-ТАСС/. Пока нет планов включения Китая в состав участников программы создания и эксплуатации Международной космической станции /МКС/. Об этом заявили в понедельник высокопоставленные официальные лица Совета национальной безопасности при Белом доме, которые проверили для журналистов специальный брифинг по телефону, посвященный обнародованию новой национальной космической политики.

"МКС - это успешный проект, - отметили помощники президента США. - Срок эксплуатации станции решено продлить с 2015 года до 2020 года. Пока еще рано говорить о возможности подключения Китая к данному проекту. Это - сложный политический вопрос. Руководители NASA обсуждали его с китайскими коллегами, в частности, в прошлом году".
"Друг, скажите номер вашей планеты в тентуре, или хотя бы номер галактики в спирали."

Брабонт

Американские астронавты на МКС остались не только без туалета, но и без кислорода
ЦитироватьМосква. 9 июля. INTERFAX.RU - На американском сегменте Международной космической станции (МКС), кроме туалета, вышла из строя система генерации кислорода, сообщил в пятницу "Интерфаксу-АВН" источник в ракетно-космической отрасли.
"Это просто напасть какая-то, которая преследует американский сегмент. Вместе с санузлом у наших партнеров вышла из строя система генерации кислорода. Теперь астронавты НАСА не только ходят в туалет, расположенный в российском модуле "Звезда", но и кислород на их сегмент поступает от российской системы "Электрон", - заявил собеседник агентства.
Американская система выработки кислорода вышла из строя еще 5 июля, но НАСА не афишировало поломку и только в пятницу сообщило о ней официально.

Старый

За кислород не знаю, а вот сортир то у них наш. Интересно, рекламация не предусмотрена?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

solaris

ЦитироватьЗа кислород не знаю, а вот сортир то у них наш. Интересно, рекламация не предусмотрена?

Теперь и кислород наш :)

Старый

Цитировать
ЦитироватьЗа кислород не знаю, а вот сортир то у них наш. Интересно, рекламация не предусмотрена?

Теперь и кислород наш :)
Не, наш сортир само собой, но и американский сортир тоже наш.
 А Электрон 6 человек потянет? Во будет смеху если и он накроется!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

solaris

ЦитироватьНе, наш сортир само собой, но и американский сортир тоже наш
А я к вопросу о рекламации на него :D

Старый

Цитировать
ЦитироватьНе, наш сортир само собой, но и американский сортир тоже наш
А я к вопросу о рекламации на него :D
Аааа! Вы намекаете что до удовлетворения рекламации им прийдётся ходить на улицу? ;) :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

solaris

ЦитироватьАааа! Вы намекаете что до удовлетворения рекламации им прийдётся ходить на улицу? ;) :)
Ага, и дышать через трубочку ))

Данилов

ждем прибытия космического сантехника...
хотя, я бы в первую очередь озаботился кислородной системой...
Послушайте, ребята, что вам расскажет дед:
Земля у нас богата - порядка только нет!

ronatu

Цитировать...MOSCOW, July 8 (Xinhua) -- Chinese spaceships meet all safety requirements and could fly to the International Space Station, Russian space officials said Thursday.

"I think Chinese spaceships would play an important role as a backup for the Russian vessels Soyuz and Progress in case of some unforeseen situations," Anatoli Perminov head of the Russian space agency Roskosmos,told RIA Novosti news agency.

After U.S. space shuttles cease their missions in 2011, Russia will remain the only country capable of delivering crews to the ISS....
:wink:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

Dude

Цитироватьждем прибытия космического сантехника...
хотя, я бы в первую очередь озаботился кислородной системой...

починили туалет, американцы куда-то запчасть из своего комплекта потеряли.

ЦитироватьWHC Update: After the failure of the WHC (Waste & Hygiene Compartment) toilet facility was traced to the MNR-NS pump/separator, the crew replaced the unit with a Russian spare from FGB stowage which recovered the system. The WHC is now working nominally and Go for use. According to the near-term plan, the WHC remains configured for internal EDV-U use for waste collection. Its re-integration with the UPA (Urine Processor Assembly) will require additional investigation. [The only US spare unit on board is currently "lost" and cannot be found.]

Salo

http://www.roscosmos.ru/main.php?id=2&nid=11563
ЦитироватьЭксперимент с надувными космическими конструкциями проведут на МКС
:: 10.07.2010

Эксперимент с надувными космическими конструкциями, разработанный российскими студентами, будет проведен на борту Международной космической станции (МКС) в 2011 году, сообщила РИА Новости руководитель молодежного космического центра при МГТУ имени Баумана профессор Виктория Майорова в ходе экскурсии по Мемориальному музею космонавтики (ММК) группы участников Международного молодежного научного центра "Исследование космоса: теория и практика".

"Эксперимент уже утвержден, и сейчас он проходит формальную экспертизу в координационном научно-техническом совете Роскосмоса. Конструкцию в сложенном виде российские члены экипажа МКС выведут в открытый космос, а затем развернут ее на внешней поверхности станции", - пояснила Майорова.

Далее, по ее словам, уже без участия космонавтов, в автономном режиме, в трубки каркаса будет залит быстротвердеющий композит, после чего внешнюю конструкцию, надетую на затвердевший каркас, надуют сжатым воздухом, и он приобретет необходимую форму.

Эксперимент с надувной конструкцией проводится с целью изучения возможностей применения подобного метода строительства на Луне. "Такой подход в будущем можно было бы использовать для строительства баз на Луне" , - отметила профессор Майорова.

Она уточнила, что студенты МГТУ имени Баумана в настоящее время по заданию Роскосмоса разрабатывают проект системы энергоснабжения на солнечной и других видах энергии для будущих лунных баз. Кроме того, в этом году участники международной молодежной научной школы готовят новый проект "Космическая станция с искусственной силой тяжести".

Организаторами Международной молодежной научной школы выступают МГТУ имени Баумана совместно с Роскосмосом.

Александр Ковалев, РИА Новости
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ЛюдмилаЛ

А с кислородом-то на станции проблему решили?
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

George

CМ "Звезда" в полете уже 10 лет. Поздравляю  :)  Еще немного и будет пройден рубеж в 15 лет а это возраст "Мира". Вроде машина не капризничает, корпус в норме, несмотря на его солидный возраст, ведь он сварен в 1985 году. :shock:

Если мне не изменяет память, то СМ "Звезда" - это ДОС №11.

А в каком состоянии иллюминаторы СМ?
Что показывает система контроля прочности корпуса СМ?
Все ли двигатели работают?
В порядке ли топливная арматура и баки?
Есть ли грибки и прочая флора?
Нет ли разрушения трубопроводов СТР, как на "Мире"?

Sаlyutman

Цитировать10 лет на орбите.
12.07.2010

10 лет назад, 12 июля 2000 года, ракетой-носителем (РН) «Протон» был выведен на орбиту служебный модуль (СМ) «Звезда» - третий элемент Международной космической станции (МКС). 26 июля 2000 года успешно произведена стыковка связки ФГБ+NODE1 с СМ. МКС была готова к приему постоянного экипажа. ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, спроектировавший и изготовивший первый модуль МКС - ФГБ «Заря», являлся также одним из основных изготовителей СМ.

Наше предприятие начало работу по пилотируемым модулям орбитальных станций и транспортным кораблям уже около 40 лет назад. В 1971 году филиал № 1 ЦКБМ (впоследствии КБ «Салют»)  разработал документацию первой орбитальной станции «Салют», провел лабораторные и стендовые испытания. В последующие годы вышла целая серия орбитальных пилотируемых долговременных орбитальных станций (ДОС). Венцом этой деятельности можно считать создание первого пилотируемого транспортного корабля снабжения (ТКС) «Космос-929», запуск которого состоялся 17 июля 1977 года. Естественным продолжением этих разработок стала работа над орбитальной станцией «Мир», все блоки которой, а также средства их доставки были изготовлены на заводе имени М. В. Хруничева (с 1993 года РКЗ в составе ГКНПЦ).

20 ноября 1998 г. запуском Функционально-грузового блока (ФГБ) «Заря», разработанного и изготовленного ГКНПЦ им. М. В. Хруничева по заказу НАСА и компании «Боинг», началась новая эра международного сотрудничества - строительство Международной космической станции. Определение конфигурации МКС с участием России было начато в 1993 году. В августе 1993 года в США была выработана «концепция российского вклада» в программу и определена конфигурация объединенной станции. Развертывание МКС должно было начаться с запуска российского «базового модуля», который впоследствии и стал Служебным модулем.

В начале сентября 1993 года Премьер-министром Виктором Черномырдиным и Вице-президентом США Альбертом Гором было подписано Межправительственное соглашение об участии России в создании МКС и об участии США в российской программе «Мир». В том же месяце группа специалистов НАСА и промышленных фирм посетила ГКНПЦ им. М. В. Хруничева для ознакомления с его возможностями по участию в программе МКС.

4 октября 1993 года в Москве, в Российском космическом агентстве (РКА) прошло совместное совещание с участием представителей НАСА, РКА, РКК «Энергия» и ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. На совещании представителями нашего предприятия было предложено начать развертывание МКС с запуска элемента, обеспечивающего поддержание орбиты станции, электроснабжение, хранение больших запасов топлива и полезных грузов, интерфейсы между американскими и российскими модулями. Создать такой модуль предлагалось на базе транспортного корабля снабжения и модулей станции «Мир». Американская сторона поддержала это предложение. Таким образом, была определена конфигурация МКС, в которой в качестве первого элемента был выбран ФГБ, названный впоследствии «Заря». Согласно принятой конфигурации СМ стал вторым по порядку сборки элементом российского сегмента (РС). В то же время СМ выполнял следующие основные функции: управление РС, решение задач управления ориентацией всей станции со стороны РС МКС, обеспечение жизнедеятельности экипажа МКС, взаимодействие при интегрированном управлении всей МКС, осуществляемое центральным компьютером американского сегмента (АС), который предполагалось разместить в модуле LAB.

Схема и кооперация создания СМ были аналогичны схеме и кооперации создания базового блока станции «Мир». Однако были и отличия, связанные в основном со спецификой крупного международного проекта. Как и при создании ФГБ, значительную часть в работах по созданию СМ занимали поиск и выбор проектных и конструкторских решений, которые подлежали согласованию на уровне стран-участниц проекта.

В объем работ ГКНПЦ им. М. В. Хруничева по СМ входили: общая компоновка, разработка документации и изготовление корпуса, каркаса, интерьера, БКС (бортовая кабельная сеть) механизмов, солнечных батарей, головного обтекателя и ряда стендовых изделий для наземной отработки. Для наземных испытаний создавались: изделие для динамических испытаний, тренажер, электрический аналог, стенд для отработка солнечных батарей. Также Космический центр осуществлял адаптация СМ к РН, проводил общую сборку др. В целом объем документации, выпущенной ГКНПЦ, составил более 50% от общего объема документации по СМ. РКК «Энергия» отвечала за разработку и изготовление электрорадиосистем, двигательного отсека и стыковочных узлов.

СМ был изначально разработан для станции «Мир-2». В сравнительно ограниченном объеме удалось разместить большое количество систем. Наряду с ними в модуле были выделены и обустроены специализированные зоны. Из-за нехватки внутреннего объема модуля некоторые зоны сделаны реконфигурируемыми.  

Основные бортовые системы СМ: система управления бортовым комплексом (СУБК), система управления ориентацией, движением и навигацией (СУДН) и бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) – создавались на основе опыта, приобретенного при построении станции «Мир», и с учетом ряда новых требований, определяемых функционированием РС МКС и его взаимодействием с американским сегментом. В связи с этим было организовано взаимодействие с американской и европейской промышленностью по поводу создания бортовых вычислительных средств для СМ и закупке комплектующих для электрорадиосистем. Было необходимо, чтобы бортовая вычислительная система РС МКС  была совместима с аналогичной системой АС (американский сегмент). Новые технические решения при создании СМ позволили создать основу для перехода к полной цифровизации бортовых систем в последующих разработках.

Изготовление СМ заняло несколько лет напряженной работы в условиях хронического государственного недофинансирования. Решающую роль в продолжении работ по СМ сыграл Совет главных конструкторов, который принял решение начать разработку, отработку и изготовление бортовых систем, не дожидаясь выделения необходимых государственных средств. Единовременное финансирование НАСА в размере около 60 миллионов долларов США позволило  за 1997 год и первую половину 1998 года завершить изготовление, экспериментальную отработку и поставку всех основных бортовых систем комплексного стенда (электрического аналога) и  штатного модуля.

Работа осложнялась параллельным функционированием станции «Мир» и откладыванием принятия решения о ее своде с орбиты, что в большой степени влияло на определение даты запуска СМ. Тем не менее, изготовление модуля в ГКНПЦ было успешно завершено. 31 мая 1998 года он был доставлен на контрольно-испытательную станцию (КИС) в РКК «Энергия» для завершения электрических испытаний бортовых систем, включая совместные испытания с взаимодействующими системами кораблей «Союз ТМ», «Прогресс» и станционными системами ФГБ «Заря».

21 апреля 1999 года СМ был передан на заключительные операции перед его отправкой в ГКНПЦ, откуда модулю предстояла дорога на Байконур. 19 мая 1999 года СМ был доставлен на космодром в монтажно-испытательный корпус для заключительного этапа  подготовки к запуску в составе РН «Протон».

К 1 июня 1999 года завершились работы по установке модуля в сборочный стенд, дооснащение его аппаратурой, оборудованием и кабелями, транспортированными вне изделия, подключение наземных и технологических кабелей для связи и питания с наземным оборудованием автоматизированной испытательной системы и начались проверочные включения систем. Электрические проверки бортовых систем СМ были завершены в сентябре 1999 года практически в полном объеме в соответствии с техническим планом и отработанными версиями ПМО (программно-математическое обеспечение), включая проверку герметичности в вакуумной камере.

Ситуация с запуском СМ осложнялась тем, что в декабре 1999 года произошла авария РН «Протон» и для осуществления запуска СМ в заданные сроки было необходимо устранить причину аварии и выполнить несколько квалификационных пусков. Перед ГКНПЦ была поставлена сложная задача, и она была успешно решена. В беспрецедентно короткие сроки, с 24 июня по 5 июля 2000 года были произведены три успешных запуска «Протона».

Служебный модуль, заправленный компонентами топлива был готов для заключительной подготовки к стыковке с РН. 8 июля ракета космического назначения была транспортирована и установлена на пусковой установке стартового комплекса для 5-дневного цикла стартовой подготовки.

Запуск СМ «Звезда» на РН «Протон» был осуществлен 12 июля 2000 года в 8 часов 56 минут по московскому времени. Стыковка модуля к станции состоялась на 14-е сутки автономного полета, 26 июля в 4 часа 45 минут по московскому времени. Запуск СМ привлек большое внимание не только технических специалистов, принимавших участие в создании МКС, но и широкой общественности, следившей за непростым развитием программы МКС. К июлю 2000 года первые два модуля, ФГБ «Заря» и NODE «Юнити» в беспилотном режиме функционировали на орбите на год больше запланированного срока.

С 26 июля по 2 ноября 2000 года СМ находился в составе МКС в беспилотном режиме. 6 августа 2000 года был запущен грузовой корабль «Прогресс М1-3», доставивший на СМ оборудование для дооснащения его бортовых систем, обеспечивающих полет станции с экипажем. Конкретно, это аппаратура СУДН, терморегулирования, связи  и телевидения, два компьютера, систему «Воздух», система кислородообеспечения «Электрон ВМ», санитарно-гигиеническое оборудование, пища и установка для ее приготовления, одежда, средства личной гигиены и индивидуальной защиты космонавтов, различные инструменты, а также бортовую документацию.

8 сентября 2000 года в числе американских астронавтов на корабле «Спейс Шаттл» «Атлантис» стартовали Ю. Маленченко и Б. Моруков. Они выполнили разгрузку корабля «Прогресс М1-3», дооснащение служебного оборудования, отладку, ремонт и профилактические работы с бортовыми системами СМ для их подготовки к скорому прибытию первой основной экспедиции МКС-1 в составе У. Шепарда, С. Крикалева, Ю. Гидзенко. МКС была готова к приему долговременного экипажа.

В течение 10 лет служебный модуль «Звезда» в составе МКС успешно функционирует, обеспечивая в полном объеме все возложенные на него функции.

Директор программы МКС Сергей Шаевич