Заправка блоков D топливом

Автор космосмурф, 08.04.2025 12:41:49

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

космосмурф

Цитата: Boris  Mekler от 10.04.2025 12:08:49Вот так и паляться иноагенты! :D
Обо мне можно даже не гадать: я говорю это регулярно. Может быть, я включу это в свою подпись, чтобы избежать недоразумений.
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

sliu

Цитата: Большой Буцетам от 08.04.2025 22:43:55В реальных образцах гибридных двигателей вроде как был полибутадиен (резина HTPB)
На парафине тоже гибридники делают. HEROS и HyImpusle (ФРГ), SORS (Турция), SF-1000/Перун (Польша).

космосмурф

#22
Не могли бы вы объяснить мне это слово?
Про двигатель с блоком D я прочитал: «Система подачи компонентов включала бустерный турбонасосный агрегат окислителя, эжектор горючего, основной турбонасосный агрегат, газогенератор и агрегаты автоматики. »
Насколько я понимаю, «бустерный турбонасосный агрегат» означает, что это насос низкого давления ("boost pump"), расположенный между баком и основным (высоконапорным) насосом, это довольно стандартное устройство. Но что означает «эжектор горючего»? Вроде бы это устройство, которое выполняет примерно те же функции, что и насос низкого давления... но это явно что-то другое. У вас есть идеи, что это такое?
Может быть, это одно из тех устройств, которые используют газ? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B6%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80
Он используется только при запуске или потребляет газ и при непрерывной работе?
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

sliu

Цитата: космосмурф от 10.04.2025 21:48:25Про двигатель с блоком D я прочитал: «Система подачи компонентов включала бустерный турбонасосный агрегат окислителя, эжектор горючего, основной турбонасосный агрегат, газогенератор и агрегаты автоматики. »
А где вы это прочли?.. На ЖРД 11Д58М и на линии О и на линии Г стоят бустерные ТНА, эжекторов там нет.
ПГС 11Д58М из статьи:
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ РАЗГОННОГО БЛОКА ДМ-SL КОМПЛЕКСА «МОРСКОЙ СТАРТ» И ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ № 2 (5)/2014
Вы не можете просматривать это вложение.

sliu

#24
Цитата: космосмурф от 10.04.2025 21:48:25Но что означает «эжектор горючего»? Вроде бы это устройство, которое выполняет примерно те же функции, что и насос низкого давления... но это явно что-то другое. У вас есть идеи, что это такое?
На некоторых ЖРД вместо БТНА действительно используют эжекторы. Это струйные насосы. Часть компонента высокого давления с выхода насоса отбирается и направляется в сопла эжектора, там жидкость ускоряется, далее смешивается с основным потоком компонента и ускоряет его. Далее поток поступает в диффузор, где кинетическая энергия потока преобразуется в потенциальную энергию давления.
Эжекторы не имеют движущихся частей, а потому просты, дёшевы и надёжны. Но они имеют низкий КПД и потому плохой напор.
Эжектор (см. струйный преднасос окислителя) применяется, например, на 11Д43: http://www.rocket-propulsion.info/energomash/RD-253/index.htm

sliu

Цитата: Бертикъ от 09.04.2025 23:33:36См. по центру в верхней части.
спасибо, век живи, век учись.
А как в итоге - РН везли на заправку кислородом бака О РБ ДМ, затем отгоняли и везли на стартовый стол?

космосмурф

Цитата: sliu от 10.04.2025 22:12:48На некоторых ЖРД вместо БТНА действительно используют эжекторы. Это струйные насосы. Часть компонента высокого давления с выхода насоса отбирается и направляется в сопла эжектора, там жидкость ускоряется, смешивается и ускоряет поток компонента. Далее поток поступает в диффузор, где кинетическая энергия потока преобразуется в потенциальную энергию давления.
Эжекторы не имеют движущихся частей, а потому просты, дёшевы и надёжны. Но они имеют низкий КПД и потому плохой напор.
Эжектор (см. струйный преднасос окислителя) применяется, например, на 11Д43: http://www.rocket-propulsion.info/energomash/RD-253/index.htm
Большое спасибо, это очень понятно!

Цитата: sliu от 10.04.2025 22:04:25А где вы это прочли?.. На ЖРД 11Д58М и на линии О и на линии Г стоят бустерные ТНА, эжекторов там нет.
Она взята из книги, в которой подробно описаны двигатели ОКБ-1, в том числе РД-58 Мельникова. И очевидно, что РД-58 и РД-58М - это разные двигатели.
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

космосмурф

Цитата: Бертикъ от 08.04.2025 23:43:35
Цитата: космосмурф от 08.04.2025 23:21:20
Цитата: Бертикъ от 08.04.2025 22:41:38Заправка кислородом блока Д производилась рядом с ПУ при помощи агрегата 11Г739 (скорее всего ж/д).
Заправляется ли кислород перед подъемом пусковой установки?
Да, конечно. Заправка производилась в "горизонтали" и даже не на той ж/д ветке, которая ведет к ПУ, а на соседней, параллельной.
Вы уверены, что говорите о криогенном кислороде в блоке Д, а не о комнатно-температурном окислителе в Бриз-М?
Значит ли это, что жидкий кислород умудряется не испаряться, если его оставить на долгие часы под прямыми солнечными лучами - ровно настолько, чтобы откорректировать ракету-носитель и затем выполнить всю последовательность запуска?
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

sliu

Цитата: космосмурф от 10.04.2025 22:26:53Она взята из книги, в которой подробно описаны двигатели ОКБ-1, в том числе РД-58 Мельникова. И очевидно, что РД-58 и РД-58М - это разные двигатели.
Ага... Так и есть. Посмотрел справочник "Том 5. История двигательных установок". В части 11Д58 так и написано - на линии Г стоит эжектор.
А вот что говорится про 11Д58М (стр. 147-148):
"3. Разработка новых бустерных насосных агрегатов, устанавливаемых на выходе из баков окислителя и горючего. Это позволило уменьшить входные давления по линии окислителя с 0,4 до 0,2 атм над упругостью пара, по линии горючего - с 1,5 до 0,15 атм. (...) В результате масса конструкции баков окислителя и горючего стала меньше."

Бертикъ

Цитата: космосмурф от 10.04.2025 22:31:17Вы уверены, что говорите о криогенном кислороде в блоке Д, а не о комнатно-температурном окислителе в Бриз-М?
На предыдущей странице посмотрите картинку.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

#30
Цитата: sliu от 10.04.2025 22:18:29
Цитата: Бертикъ от 09.04.2025 23:33:36См. по центру в верхней части.
спасибо, век живи, век учись.
А как в итоге - РН везли на заправку кислородом бака О РБ ДМ, затем отгоняли и везли на стартовый стол?
Думаю, что сначала керосин на 31 пл, потом сюда за кислородом, затем, да, назад до стрелки и по другой колее к ПУ. Там в оба конца не более 2 км.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

Цитата: космосмурф от 10.04.2025 22:31:17Значит ли это, что жидкий кислород умудряется не испаряться, если его оставить на долгие часы под прямыми солнечными лучами - ровно настолько, чтобы откорректировать ракету-носитель и затем выполнить всю последовательность запуска?
Он покрыт ЭВТИ (термоизоляцией):

Вы не можете просматривать это вложение.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

космосмурф

#32
В апрельской статье журнала НК за 1999 год говорится о «Протоне» (стр. 29):

ЦитироватьРазгонный блок ДМ3 №4л, изготовлен ный РКК «Энергия», в период с 09.12.1998 по 16.01.1999 гг. был подготовлен на пло щадке 254 специалистами РКК «Энергия».
12 января на заправочной станции 11Г12 площадки 31 в сооружении 44 были заправ лены бак горючего разгонного блока (РБ), а также баки горючего и окислителя системы обеспечения запуска (СОЗ) двигателя РБ. За правка проводилась специалистами КБ ТХМ, основу которого составляют откомандиро ванные в РКА офицерызаправщики Центра полковника И.А.Форсюка.

[...]
23 января был установлен гаргрот и проведены совместные электрические про верки КГЧ и РН, а 24 января – установка термочехла на КГЧ.
[...]
Стыковка состоялась 9 фев раля, на следующий день ракетнокосмиче ский комплекс переложили с рабочего мес та на установщик, и 11 февраля состоялся повторный вывоз на ПУ 23.
[...] Заправщики РБ окислителем и гелием за кончили свою работу на 6 часов раньше графика за счет высочайшего профессио нального мастерства и умения заранее рас пределить силы и средства на самых ответ ственных участках.
В тексте нет прямого указания на то, когда была произведена кислородная дозаправка, но эта кислородная дозаправка упоминается через несколько абзацев после того, как пишут, что пусковая установка была установлена на ПУ 23.
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

Бертикъ

Цитата: космосмурф от 11.04.2025 01:38:33В тексте нет прямого указания на то, когда была произведена кислородная дозаправка, но эта кислородная дозаправка упоминается через несколько абзацев после того, как пишут, что пусковая установка была установлена на ПУ 23.
Я ранее приводил схему 200 пл., а этот Протон запускался с более старой 81 пл. Возможно там заправка кислородом блока Д производится через башню обслуживания.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Бертикъ

Цитата: Бертикъ от 11.04.2025 02:57:46
Цитата: космосмурф от 11.04.2025 01:38:33В тексте нет прямого указания на то, когда была произведена кислородная дозаправка, но эта кислородная дозаправка упоминается через несколько абзацев после того, как пишут, что пусковая установка была установлена на ПУ 23.
Я ранее приводил схему 200 пл., а этот Протон запускался с более старой 81 пл. Возможно там заправка кислородом блока Д производится через башню обслуживания.
Похоже, что и на 200 пл. заправка Д кислородом производится через башню обслуживания, т.е. при вертикальном положении РН.
Получается, что на приведенной мною схеме подпись понята неправильно. На этом перроне расположен агрегат заправки, а кислород подается на ПУ по трубопроводам.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

sliu

Про ОКР "Орион" пишут в ТЗ (п. 3.2.1.1), что РБ должен обеспечивать двукратную заправку топливных баков низкокипящими КРТ без снятия РН с ПУ.
Так что... всё же да. похоже на то, что ДМ-ы заправляются кислородом на ПУ в вертикальном положении. Ну, а то, что керосин льют в горизонте - это известная тема.
П. С. Бриз-М вот точно в отдельном строении заправляют. :) 

Бертикъ

Цитата: sliu от 11.04.2025 13:09:22Так что... всё же да. похоже на то, что ДМ-ы заправляются кислородом на ПУ в вертикальном положении.
Запуск Экспресса с 200-39 в июне 2005 (НК, 8-2005):
ЦитироватьЗаправлять РН окислителем начали в 16:41 и продолжали до 18:11, затем приступили к заправке горючим (закончили в 19:41). Заправка РБ окислителем продолжалась с 16:45 до 17:45 ДМВ.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

космосмурф

Цитата: Бертикъ от 11.04.2025 12:51:38Похоже, что и на 200 пл. заправка Д кислородом производится через башню обслуживания, т.е. при вертикальном положении РН.
Получается, что на приведенной мною схеме подпись понята неправильно. На этом перроне расположен агрегат заправки, а кислород подается на ПУ по трубопроводам.
Так что мы согласны. И поэтому тепловая защита на «Протоне» служит только для того, чтобы предотвратить нагрев топлива, а не окислителя.
Я француз, и мои сообщения переводятся через DeepL. Поэтому мои обороты речи иногда бывают странными. ))

sliu

Цитата: sliu от 10.04.2025 22:04:25ПГС 11Д58М из статьи:
К слову об. Ещё одна хорошая ПГС 11Д58М. Тут видна одна из его особенностей - сверхзвуковое сопло в газоводе, обеспечивающее газодинамическую развязку работы ТНА и КС.
Вы не можете просматривать это вложение.

Бертикъ

Цитата: sliu от 11.04.2025 16:12:10Тут видна одна из его особенностей - сверхзвуковое сопло в газоводе, обеспечивающее газодинамическую развязку работы ТНА и КС.
Неужели это Лаваль? Какой-то слабовыделяющийся)):
Вы не можете просматривать это вложение.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн