Super Heavy/Starship (B14/S35) – девятый испытательный полет – Starbase,TX – 27.05.2025 23:38 UTC – авария

Автор Дем, 27.12.2024 14:18:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Алексей 1-й

Где то я видел спец перегородки с отверстиями в топливных баках от таких вещей. Вот «забыл» только ). 
А что , их не было разве таких огромных баках этого изделия? Р

Штуцер

Цитата: Алексей 1-й от 06.05.2025 11:27:26Где то я видел спец перегородки с отверстиями в топливных баках от таких вещей. Вот «забыл» только ). 
Это ДРУГОЕ. Совсем.  ;)
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Uriy от 06.05.2025 05:51:16Мне ещё интересно, как рулевые двигатели в полете. Похоже тоже создают колебания. В баках и в магистралях больших диаметров поперечные колебания возникают?
Это колебания в поперечном направлении. Точнее даже не колебания, а отклонения.
И обратная связь с затуханием. Научились давно уже.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

cross-track

Цитата: Старый от 06.05.2025 10:38:06
Цитата: ExDi от 05.05.2025 22:27:34там и блох нет, движение центра масс системы определяется только и исключительно действием внешних сил, никакие внутренние взаимодействия и перемещения элементов системы / колебания на его положение не могут оказывать влияние, это фундаментальный принцип
Повнимательнее. Тяга двигателя это внешняя или внутренняя сила? А ведь это она определяет и движение ц.м. и вызывает колебания Пого.
Тяга двигателя - это внешняя сила, которая обусловлена реакцией на отбрасываемые двигателем газы. Сам двигатель как железо относится к замкнутой внутренней системе, а вот отбрасываемые газы не принадлежат этой внутренней системе с того момента, когда они передали свой импульс этой системе.
Так что ExDi  написал всё аккуратно по поводу движения центра масс замкнутой системы, когда она находится в свободном полёте.
Live and learn

Старый

Цитата: cross-track от 06.05.2025 12:32:59Так что ExDi  написал всё аккуратно по поводу движения центра масс замкнутой системы, когда она находится в свободном полёте.
Если тяга двигателя - внешняя сила то колебания ц.м. вполне могут быть. И именно тяга двигателя вызывает колебания Пого. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

ExDi

Цитата: cross-track от 06.05.2025 12:32:59Тяга двигателя - это внешняя сила, которая обусловлена реакцией на отбрасываемые двигателем газы. Сам двигатель как железо относится к замкнутой внутренней системе, а вот отбрасываемые газы не принадлежат этой внутренней системе с того момента, когда они передали свой импульс этой системе.
да, все именно так; истекающие газы с момента покидания сопла кинематически не связаны с ракетой, и не оказывают влияние на распределение масс. сила тяги - внешняя вынуждающая сила, можно рассматривать колебательные движения ракеты как целого и ее центра масс под воздействием оной - но это никак не отменяет того, что собственно внутренние колебания, которые нас интересуют и которые могут получать энергию в т.ч. от внешней вынуждающей силы, по-прежнему могут/будут происходить относительно центра масс ракеты, не влияя на его движение, в соответствии с базовой теоремой кинематики о движении центра масс
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

Feol

Цитата: vlad7308 от 05.05.2025 22:45:02
ЦитироватьПо результатам экспериментов с РД-270 поняли, что это невозможно. Американцы пришли к тому же выводу.

Собственно, задача успешно решена дважды.
Эээ
Либо крестик, либо трусы :)
В смысле - либо невозможно, либо успешно решена.
Имелось ввиду, что пришли к выводу, что без активного регулирования внешним контуром с электронным вычислителем - невозможно.

А с использованием оного 2 раза решено успешно. Вопрос только, не целесообразнее ли обойтись. В РД-0120 после долгих споров решили обойтись и по характеристикам вполне приемлемо получилось. Правда, да, оценка без значительного налёта РД-0120 и неизвестно о сравнительной себестоимости РД-0120 и SSME.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Дмитрий В.

Цитата: Raul от 05.05.2025 18:34:51
Цитата: Feol от 05.05.2025 16:21:10У РД-0120 насосы на одном валу были
Все таки у РД-0120 история применения очень короткая. А проблема синхронизации современной быстродействующей электроникой решается, как можно подумать по результатам запусков.
Не, ну можно редуктор поставить ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

Цитата: Feol от 06.05.2025 16:45:38Имелось ввиду, что пришли к выводу, что без активного регулирования внешним контуром с электронным вычислителем - невозможно.
Ставят демпфер в линии топлива, он не пропускает колебания давления топлива к двигателю и колебательный контур разрывается. А активное подавление колебаний системой управления в т.ч. двигателя практически невозможно. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

torazurey

1. Физическая сущность и механизм возникновения «пого»
В основе «пого» лежит взаимодействие нескольких динамических подсистем:
  • Конструкция ракеты: Обладает набором собственных частот и форм продольных, изгибных и крутильных колебаний. Для «пого» наиболее значимы продольные моды, так как они непосредственно связаны с осевыми нагрузками от двигательной установки.
  • Топливные магистрали и баки: Жидкость в трубопроводах и баках имеет свои собственные частоты гидродинамических (включая акустические) колебаний. Давление и расход компонентов топлива в магистралях могут осциллировать.
  • Насосные агрегаты (ТНА): Характеристики ТНА (напор, расход) могут зависеть от давления на входе и выходе, а также от оборотов, которые, в свою очередь, могут быть подвержены влиянию колебаний. Кавитационные явления в насосах могут играть существенную роль в модуляции потока.
  • Камера сгорания (КС) ЖРД: Процесс горения чувствителен к пульсациям расхода компонентов топлива. Изменение расхода приводит к изменению давления в КС и, следовательно, к изменению тяги двигателя. Эта связь часто характеризуется комплексной передаточной функцией или временной задержкой.
Механизм обратной связи:
Цикл «пого» можно представить следующим образом:
  • Случайное или вынужденное (например, от работы рулевых машин, аэродинамических нагрузок) продольное колебание конструкции ракеты.
  • Это колебание вызывает инерционные силы в столбах жидкости в топливных баках и магистралях, приводя к пульсациям давления и расхода компонентов топлива на входе в ТНА и далее в КС.
  • Пульсации расхода компонентов топлива вызывают соответствующие пульсации тяги ЖРД.
  • Если фаза этих пульсаций тяги такова, что они усиливают исходные колебания конструкции (т.е. действуют синфазно со скоростью колебательного движения или с небольшим опережением), и если энергия, вносимая в систему пульсациями тяги, превышает энергию, диссипируемую за счет демпфирования в конструкции и гидросистеме, то амплитуда колебаний начинает нарастать. Возникают автоколебания.
Опасность «пого» заключается в том, что резонансное нарастание амплитуды колебаний может привести к знакопеременным нагрузкам, значительно превышающим расчетные, вызывая усталостное разрушение элементов конструкции, обрыв трубопроводов, отказ двигателей и, в конечном итоге, разрушение ракеты. Типичные частоты «пого» лежат в диапазоне от единиц до нескольких десятков Герц.

2. Математическое моделирование «пого»
Анализ «пого» требует построения сложной связанной математической модели, включающей:
  • Уравнения динамики конструкции: Обычно используются методы модального анализа. Движение конструкции описывается системой обыкновенных дифференциальных уравнений для обобщенных координат, соответствующих собственным формам колебаний:
     Miq¨i(t)+Ciq˙i(t)+Kiqi(t)=Fi,thrust(t)+Fi,ext(t)M_i \ddot{q}_i(t) + C_i \dot{q}_i(t) + K_i q_i(t) = F_{i,thrust}(t) + F_{i,ext}(t)Miq¨i(t)+Ciq˙i(t)+Kiqi(t)=Fi,thrust(t)+Fi,ext(t)
     где qiq_iqi – обобщенная координата i-й моды, Mi,Ci,KiM_i, C_i, K_iMi,Ci,Ki – обобщенные масса, демпфирование и жесткость i-й моды, Fi,thrust(t)F_{i,thrust}(t)Fi,thrust(t) – обобщенная сила от пульсаций тяги, Fi,ext(t)F_{i,ext}(t)Fi,ext(t) – другие внешние обобщенные силы.
https://ru.paste.pics/7c31f980c92c9e6d4784a9e171cba919
  • Уравнения гидродинамики топливных систем: Для описания волновых процессов в трубопроводах могут использоваться уравнения акустики (волновое уравнение для давления PPP и скорости потока uuu) или их конечномерные аппроксимации. Для сосредоточенных элементов (баки, насосы, клапаны, демпферы) используются алгебраические или дифференциальные соотношения, связывающие давления и расходы. Например, для участка трубопровода:
     ∂P∂t+ρc2∂u∂x=0\frac{\partial P}{\partial t} + \rho c^2 \frac{\partial u}{\partial x} = 0∂t∂P+ρc2∂x∂u=0
     ρ∂u∂t+∂P∂x+Rhu∣u∣=0\rho \frac{\partial u}{\partial t} + \frac{\partial P}{\partial x} + R_h u |u| = 0ρ∂t∂u+∂x∂P+Rhu∣u∣=0
     где ρ\rhoρ – плотность, ccc – скорость звука в жидкости, RhR_hRh – гидравлическое сопротивление.
  • Модель двигателя: Связывает пульсации расхода компонентов топлива Δm˙o(t),Δm˙g(t)\Delta \dot{m}_o(t), \Delta \dot{m}_g(t)Δm˙o(t),Δm˙g(t) с пульсациями тяги ΔFthrust(t)\Delta F_{thrust}(t)ΔFthrust(t). Часто используется линеаризованная модель с частотно-зависимыми коэффициентами усиления и фазовыми сдвигами или временными задержками.
https://ru.paste.pics/7048a29f7e72f88942ceb5709febff10
  • Условия сопряжения: На границах взаимодействия подсистем (например, крепление трубопроводов к конструкции, забор топлива из баков, подверженных колебаниям) записываются условия, связывающие их переменные состояния.
Исследование устойчивости такой системы проводится анализом корней характеристического уравнения замкнутой системы. Наличие корней с положительной вещественной частью указывает на неустойчивость и возможность возникновения «пого».

3. Принципиальные различия между полетными и стендовыми условиями
Воспроизведение «пого» на стенде в том виде, в каком оно проявляется в полете, чрезвычайно затруднено, а зачастую и невозможно. Это связано с фундаментальными различиями:
  • Граничные условия и модальные характеристики: В полете ракета представляет собой тело со свободными (или почти свободными) граничными условиями (т.н. "free-free conditions"). Ее собственные частоты и формы колебаний определяются распределением масс и жесткостей всей конструкции. При стендовых испытаниях ракета (или ее отдельный двигатель/ступень) закреплена на массивном и жестком стенде. Это радикально меняет граничные условия (например, на "fixed-free" или "fixed-fixed" для отдельных участков), что приводит к существенному изменению спектра собственных частот, форм колебаний и добротности системы. Те моды, которые легко возбуждаются в полете, могут быть сильно подавлены на стенде, и наоборот.
  • Демпфирование: Стендовая оснастка, системы крепления и сам стенд вносят значительное дополнительное демпфирование, которое может подавить развитие автоколебаний, легко возникающих в полете, где основным источником диссипации является внутреннее трение в материалах конструкции и гидродинамическое сопротивление.
  • Распределение масс и осевых нагрузок: В полете масса ракеты непрерывно уменьшается по мере выработки топлива, что приводит к изменению ее динамических характеристик, включая собственные частоты. Осевые перегрузки также меняются. На стенде обычно испытывают изделие при фиксированной массе и статических осевых нагрузках (или их ограниченной имитации).
  • Взаимодействие с окружающей средой: В полете на ракету действуют аэродинамические силы, которые отсутствуют или неадекватно моделируются на стенде (за исключением испытаний в аэродинамических трубах, которые обычно не совмещаются с огневыми).
  • Масштаб и сложность системы: Полномасштабные испытания всей ракеты в сборе на стенде, полностью имитирующие полетные условия, практически нереализуемы для крупных ракет. Чаще испытываются отдельные двигатели или ступени, что исключает из рассмотрения взаимодействие между ступенями и влияние всей конструкции.
Именно поэтому «пого» часто становится "сюрпризом" в первых полетах, даже если наземная отработка не выявила серьезных проблем. Отчеты SpaceX о "гармонических откликах", значительно более сильных в полете, чем на земле, подтверждают этот тезис.

4. Роль центра масс и внешних сил в контексте «пого»
При анализе продольных колебаний ракеты как свободного тела важно понимать, что:
  • Движение центра масс (ЦМ) системы "ракета" определяется исключительно внешними силами, главной из которых является тяга двигателей.
  • Внутренние упругие колебания конструкции (деформации) происходят относительно системы координат, связанной с ракетой, и могут рассматриваться как колебания относительно ее ЦМ, не влияя на его поступательное движение, если эти колебания не приводят к изменению суммарного внешнего импульса.
  • Однако сам механизм «пого» неразрывно связан с пульсациями тяги. Поскольку тяга – это внешняя сила, ее переменная составляющая, вызванная «пого», будет приводить к осциллирующему ускорению ЦМ ракеты. То есть, ЦМ не остается неподвижным в инерциальной системе отсчета, а также участвует в колебательном процессе, на который накладываются упругие деформации самой конструкции.
5. Сложности моделирования и методы борьбы с «пого»
Борьба с «пого» – одна из сложнейших задач ракетостроения.
  • Сложности моделирования: Точное предсказание «пого» требует чрезвычайно детальных и адекватных моделей всех взаимодействующих подсистем. Сложность заключается в:
    • Неопределенности параметров (точное знание жесткостей, масс, демпфирования, характеристик ТНА и КС).
    • Нелинейности (кавитация, сухое трение, нелинейные упругие характеристики).
    • Большой размерности задачи и чувствительности к малым изменениям параметров.
    • Сложности адекватного описания динамики горения и акустики в больших КС.
  • Методы борьбы:
    • Пассивные методы: Наиболее распространены.
      • Демпферы («пого-супрессоры», аккумуляторы давления): Устанавливаются в топливных магистралях. Представляют собой емкости, разделенные упругой мембраной или поршнем на газовую и жидкостную полости. Они служат гидравлическими емкостями, снижая жесткость столба жидкости в магистрали, изменяя ее акустические характеристики и внося дополнительное демпфирование. Это помогает "разорвать" петлю обратной связи или сместить резонансные частоты гидросистемы из опасной зоны.
      • Изменение жесткости и демпфирования конструкции: Увеличение жесткости элементов конструкции для повышения их собственных частот. Введение демпфирующих элементов.
      • Оптимизация трассировки и крепления трубопроводов: Изменение длин, диаметров, мест крепления для изменения гидроакустических характеристик.
      • Изменение характеристик ТНА и КС: Модификация для снижения их чувствительности к пульсациям или изменения их динамического отклика.
    • Активные методы: Теоретически возможны, но сложны в реализации. Подразумевают использование системы управления, которая измеряет вибрации и активно изменяет параметры двигателя (например, дросселирование) или специальных исполнительных устройств для подавления колебаний. Требуют высокой точности моделей и быстродействия системы управления, сопряжены с риском внесения дополнительной неустойчивости.

Штуцер

Цитата: Старый от 06.05.2025 18:14:20Ставят демпфер в линии топлива, он не пропускает колебания давления топлива к двигателю
Не совсем не пропускает. Существенно сглаживает.
Да, а обратная связь разрывается.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

vlad7308

это оценочное суждение

ExDi

Цитата: vlad7308 от 06.05.2025 21:49:45ИИ? :)
А который из..?

гыгыгы, какой гибкий-осторожный однако : )

Цитата: torazurey от 06.05.2025 21:35:25Внутренние упругие колебания конструкции (деформации) происходят относительно системы координат, связанной с ракетой, и могут рассматриваться как колебания относительно ее ЦМ, не влияя на его поступательное движение, если эти колебания не приводят к изменению суммарного внешнего импульса.
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

vlad7308

Цитата: ExDi от 06.05.2025 22:02:25гыгыгы, какой гибкий-осторожный однако : )
Да, там есть несколько забавных мест.
Но оно честно старалось! Что не может не вызывать уважения к разработчикам (если это таки ИИ, что очень вероятно).
это оценочное суждение

ExDi

Цитата: vlad7308 от 06.05.2025 22:08:38Да, там есть несколько забавных мест.
Но оно честно старалось! Что не может не вызывать уважения к разработчикам (если это таки ИИ, что очень вероятно)
дада, я было подумал что автор поста - реинкарнация погофила, но глянул его активность - он просто экспериментирует с Gemini 2.5 Pro
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

torazurey

#875
vlad7308
ИИ? :)
ага

Цитата: ExDi от 06.05.2025 22:13:05он просто экспериментирует с Gemini 2.5 Pro
угадал )

simple

Цитата: vlad7308 от 06.05.2025 22:08:38Но оно честно старалось!
правильно написал, ракету мотает туда сюда, в это отличие от стенда

Старый

Цитата: torazurey от 06.05.2025 21:35:25Механизм обратной связи:
Цикл «пого» можно представить следующим образом:
  • Случайное или вынужденное (например, от работы рулевых машин, аэродинамических нагрузок) продольное колебание конструкции ракеты.
  • Это колебание вызывает инерционные силы в столбах жидкости в топливных баках и магистралях, приводя к пульсациям давления и расхода компонентов топлива на входе в ТНА и далее в КС.
  • Пульсации расхода компонентов топлива вызывают соответствующие пульсации тяги ЖРД.
  • Если фаза этих пульсаций тяги такова, что они усиливают исходные колебания конструкции (т.е. действуют синфазно со скоростью колебательного движения или с небольшим опережением), и если энергия, вносимая в систему пульсациями тяги, превышает энергию, диссипируемую за счет демпфирования в конструкции и гидросистеме, то амплитуда колебаний начинает нарастать. Возникают автоколебания.
Вот тут уже ИИ гораздо лучше справился.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Feol

Цитата: Штуцер от 06.05.2025 21:46:57
Цитата: Старый от 06.05.2025 18:14:20
Цитата: Feol от 06.05.2025 16:45:38Имелось ввиду, что пришли к выводу, что без активного регулирования внешним контуром с электронным вычислителем - невозможно.
Ставят демпфер в линии топлива, он не пропускает колебания давления топлива к двигателю и колебательный контур разрывается. А активное подавление колебаний системой управления в т.ч. двигателя практически невозможно.
Не совсем не пропускает. Существенно сглаживает.
Да, а обратная связь разрывается.
Господа, вы, имхо, вернулись про пого, активируемого пульсацией давления компонентов топлива на входе в двигатель, что приводит к пульсации тяги, которая инициирует пульсацию давления компонентов топлива на входе в двигатель и т. д. с учётом упругости и инерционности элементов конструкции.

А дискуссия, отголоски которой, была изначально от моего (возможно, оффтопа) целесообразности борьбы с проблемой синхронизации двух ТНА. Об этом и речь необходимости активного электронного регулятора внутри каждого движка. Возможная оффтопность в том, что навряд ли это связано с наличием или отсутствием общеракетных продольных колебаний, были они или нет в контексте обсуждаемой темы. Мне сейчас думается, что лучше посадить обе турбины на один вал, если решили делать и кислую и сладкую, потеряв в КПД, чем вкладываться в решение вопросов и экспериментальную отработку внешней электронной синхронизации механически независимых ТНА. То есть, в каком-то смысле, я на стороне РД-0120 против SSME. С учётом, что там не было смеси кислых и сладких турбин, конечно. Но про пого - оффтоп.

А возможная неоффтопность в том, что не уверен в невиновности движков и каких-то не до конца побеждённых негативных процессов внутри оных.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Что существенно отличает 1 ст. старшипа от 2-ой? Время непрерывной работы двигателей. И всё аварии 2-ой под конец. Например.
Всем пользователям нравится это сообщение.