Super Heavy/Starship (B14/S35) – девятый испытательный полет – Starbase,TX – 27.05.2025 23:38 UTC – авария

Автор Дем, 27.12.2024 14:18:56

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Шлангенциркуль

Цитата: Feol от 05.05.2025 13:13:39spacex_rus/67833

"На фото мы видим закрытый металлом двигательный отсек S35 по пути в MegaBay2. Да, мы надеялись хоть что-то увидеть, но нет. "
Этой крышке в обед сто лет.

Дмитрий В.

Цитата: Штуцер от 04.05.2025 22:06:52
Цитата: Streamflow от 04.05.2025 21:26:03
Цитата: cross-track от 04.05.2025 21:23:31
Цитата: Streamflow от 04.05.2025 21:00:16
Цитата: vlad7308 от 04.05.2025 20:41:27Жесткое крепление к стенду радикально меняет добротность и моды всех конструкций
По сравнению с чем?
По сравнению со свободным полетом. Спектр колебаний может существенно различаться у свободных и закрепленных систем.
А что такое "свободный полет"? Это полет по инерции?
У вас как с сопроматом?
Глухая заделка отличается от свободного положения объекта?
"Голономная связь" ;D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Feol

Цитата: vlad7308 от 05.05.2025 15:45:46
Цитата: Feol от 05.05.2025 13:26:24Всё-таки, в такого рода двигателях обе турбины должны сидеть на одном валу (иметь жёсткую механическую связь по оборотам, если абстрактнее). Ценой некоторого снижения КПД ТНА, как минимум, в разы, возможно, на порядки, упростит регулирование, запуск, снизит длительность и стоимость отработки.
эмм
Неочевидно, что упростит.
И не факт, что вообще возможно.
Возможно. Потяжелее будет из-за компоновочных вопросов, в основном. КПД турбин по-меньше. КПД насосов меньше, но совсем не критично - у РД-0120 насосы на одном валу были (от одной турбины) с единой скоростью по сравнению с SSME, но в итоге ничего движок получился. При том, что физические характеристики водорода от кислорода отличаются гораздо больше, чем те же характеристики метана. Некоторый отход от теоретического оптимума ценой практической выгоды. Это на тему кривой стоимости оптимизации - её вид по мере движения вправо приобретает катастрофический экспоненциальный рост.
Всем пользователям нравится это сообщение.

vlad7308

Цитата: Feol от 05.05.2025 16:21:10РД-0120 насосы на одном валу были
Два насоса на одном валу - это совсем не то же, что две турбины на одном валу.

А почему Вы думаете, что в двух раздельных тна раптора есть какая то серьёзная проблема?
это оценочное суждение

Feol

Цитата: vlad7308 от 05.05.2025 16:37:45
Цитата: Feol от 05.05.2025 16:21:10РД-0120 насосы на одном валу были
Два насоса на одном валу - это совсем не то же, что две турбины на одном валу.

А почему Вы думаете, что в двух раздельных тна раптора есть какая то серьёзная проблема?
Это колоссальная проблема. Другое дело, что может быть, она не имеет отношения к текущим авариям. Может быть и то, что, в основном, какой-то ценой, они её решили. Но тут может быть, как с семейством РД-17x. Вроде бы заявили в середине 80-ых, что, как бы с проблемой возгораний справились. Но нет-нет да проявлялось ещё долго и фильтры дорабатывали долго-долго, да и неизвестно, что ещё впереди эксплуатации этого семейства.
Всем пользователям нравится это сообщение.

vlad7308

Цитата: Feol от 05.05.2025 16:44:15
ЦитироватьА почему Вы думаете, что в двух раздельных тна раптора есть какая то серьёзная проблема?
Это колоссальная проблема.
Я ведь спросил - "почему Вы так думаете".
А не "насколько велика".
это оценочное суждение

Feol

Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

Как известно, при малейшем случайном увеличении производительности одного из ТНА он начинает "пересиливать" по давлению другого, там обороты падают и их нужно как можно быстрее вернуть обратно. Бо при существенном запаздывании рабочий процесс в "подавляемом" ТНА срывается и что либо исправить регулирующей аппаратурой уже не возможно. Это требует очень быстрой и точной регулирующей аппаратуры. Которая и так в ракетных двигателях бывает по сложности и стоимости достойной многого. Что говорить о запуске, когда развитие давления в газогенераторе зависит от хода процесса разгона ТНА, который зависит от давления в своём газогенераторе... на фоне пересечения с ходом оного в "конкурирующем" ТНА на фоне положительной дестабилизирующей обратной связи с близкими порогами нелинейности в виде ухода в срыв процесса, что, как минимум, аварийный останов процесса запуска или необратимая авария двигателя.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

По этому у нас и не решились в итоге зайти на это при разработке РД-0120, хотя споров было много и у американцев в SSME получилось.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Raul

Цитата: Feol от 05.05.2025 16:21:10У РД-0120 насосы на одном валу были
Все таки у РД-0120 история применения очень короткая. А проблема синхронизации современной быстродействующей электроникой решается, как можно подумать по результатам запусков.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Старый

Цитата: Streamflow от 04.05.2025 21:26:03А что такое "свободный полет"? Это полет по инерции?
Это полёт без взаимодействия с опорой. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Feol

Цитата: Raul от 05.05.2025 18:34:51
Цитата: Feol от 05.05.2025 16:21:10У РД-0120 насосы на одном валу были
И есть возможность встречи КРТ через уплотнения. Все таки у РД-0120 история применения очень короткая. А проблема синхронизации современной быстродействующей электроникой решается, как можно подумать по результатам запусков.
В SSME тоже есть область опасного соседства, продувают гелием непрерывно с давлением, бОльшим давления обоих компонентов по сторонам. Снижения давление гелия (типа уходит в сторону, значит, вероятна заметная негерметичность) - аварийный останов немедленно.

Как я понимаю, там дело не в быстродействии электроники в смысле вычислительного устройства, реализующего алгоритм управления. Если цифровое, то в привычных сейчас уже всем операциях в секунду. Это то сейчас развилось сильно. В основном дело в быстродействии измерительных датчиков (надо своевременно измерить рассогласование) и регулирующей аппаратуры (надо своевременно скорректировать расход "управляющего" компонента). А это точная электромеханика, к тому же, работающая в "ужасных" условиях, что и сейчас дорого, сложно, требует тщательной отработки.
Всем пользователям нравится это сообщение.

vlad7308

Цитата: Feol от 05.05.2025 18:20:46Как известно, при малейшем случайном увеличении производительности одного из ТНА он начинает "пересиливать" по давлению другого, там обороты падают и их нужно как можно быстрее вернуть обратно. Бо при существенном запаздывании рабочий процесс в "подавляемом" ТНА срывается и что либо исправить регулирующей аппаратурой уже не возможно. Это требует очень быстрой и точной регулирующей аппаратуры. Которая и так в ракетных двигателях бывает по сложности и стоимости достойной многого.
Спасибо за подробный ответ.
Ничего, однако, не говорит о том, что эта проблема не решена.

Я бы например... попробовал организовать обратную связь между ТНА по давлению (или потоку) на выходе насосов. Причем без участия компа, как-нибудь чисто механически/электрически.
Один ТНА - ведущий, а второй под него подстраивается сам. Но это так, фантазии, не обращайте внимания.

Цитата: Feol от 05.05.2025 18:20:46Что говорить о запуске, когда развитие давления в газогенераторе зависит от хода процесса разгона ТНА, который зависит от давления в своём газогенераторе... на фоне пересечения с ходом оного в "конкурирующем" ТНА на фоне положительной дестабилизирующей обратной связи с близкими порогами нелинейности в виде ухода в срыв процесса, что, как минимум, аварийный останов процесса запуска или необратимая авария двигателя.
с запуском (по крайней мере с полными баками) у рапторов очень давно нет проблем.
Хотя Маск когда то (давно, года два-три назад) упоминал про сложность стартовой процедуры в рапторе - но о как уже решенной проблеме.

А чего там когда-то в незапамятные времена не получилось у КБХА - это не суть важно.
Если у кого-то не получилось, это не значит, что это невозможно или даже сложно.
это оценочное суждение

vlad7308

Цитата: Feol от 05.05.2025 18:46:28В SSME тоже есть область опасного соседства, продувают гелием непрерывно с давлением
да-да.
И гениально, и отвратительно с инженерной точки зрения. Одновременно.
это оценочное суждение

Feol

Цитата: vlad7308 от 05.05.2025 18:46:45Я бы например... попробовал организовать обратную связь между ТНА по давлению (или потоку) на выходе насосов. Причем без участия компа, как-нибудь чисто механически/электрически.
Один ТНА - ведущий, а второй под него подстраивается сам. Но это так, фантазии, не обращайте внимания.
По результатам экспериментов с РД-270 поняли, что это невозможно. Американцы пришли к тому же выводу.

Собственно, задача успешно решена дважды. SSME - по опыту эксплуатации надёжно, но двигатель дорогой и сложный. И Раптор. Маск утверждает, что этот двигатель недорогой. Но какие-то проблемы при запусках/перезапусках таки пока бывают, когда не запускается. Он частично обошёл проблему раскруткой гелием от внешнего по отношению к газогенераторам источника, разорвав циклическую связь, по крайней мере, зависимости раскрутки ТНА с ростом давления в их же газогенераторах.
Всем пользователям нравится это сообщение.

ExDi

Цитата: vlad7308 от 05.05.2025 18:46:45попробовал организовать обратную связь между ТНА по давлению (или потоку)
теоретически - вроде бы при обратной связи / балансировке каналов по потоку система должна быть устойчива - но в случае, если насос можно рассматривать как источник потока, а не как источник давления, т.е. насос должен обладать значимым "выходным сопротивлением"; и если система регулирования не может синтезировать такую его выходную характеристику с должным быстродействием - то стабилизировать процесс придется за счет введения элемента с пассивным гидравлическим сопротивлением (типа диафрагмы), которое приближает характеристику насоса к источнику потока - естественно ценой потери части давления
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru", "буцетам","streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

LRV_75

Цитата: Старый от 05.05.2025 18:41:43
Цитата: Streamflow от 04.05.2025 21:26:03А что такое "свободный полет"? Это полет по инерции?
Это полёт без взаимодействия с опорой.
Старый, просто если выяснится, что SpaceX воспроизвел дефект, который был причиной аварии в полете, то версия Streamflow с его пого, мягко говоря, ставится под сомнение
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Streamflow

Цитата: Старый от 05.05.2025 18:41:43
Цитата: Streamflow от 04.05.2025 21:26:03А что такое "свободный полет"? Это полет по инерции?
Это полёт без взаимодействия с опорой.
А что же тогда - "несвободный полет", полет со взаимодействием с опорой, что ли? :o Мордой в грязь? :-\

Задумчиво - используемая терминология почему-то напомнила известный романс "Институтка": "Приют эмигрантов, свободный Париж".

Streamflow

Цитата: LRV_75 от 05.05.2025 19:35:41
Цитата: Старый от 05.05.2025 18:41:43
Цитата: Streamflow от 04.05.2025 21:26:03А что такое "свободный полет"? Это полет по инерции?
Это полёт без взаимодействия с опорой.
Старый, просто если выяснится, что SpaceX воспроизвел дефект, который был причиной аварии в полете, то версия Streamflow с его пого, мягко говоря, ставится под сомнение
Или выяснится то, что вы в пого ни хрена не понимаете. Я и сам понимаю меньше, чем хотелось бы - процесс познания бесконечен.

А поставить под сомнение можно все, в том числе и Святое писание. Я не пифия и не Кассандра.

"Но троянцы не поверили Кассандре,
Может Троя и стояла бы поныне."
В. С. Высоцкий

Streamflow

Да, вот еще нашлось:

Цитата: Старый от 05.05.2025 02:23:19
Цитата: Streamflow от 04.05.2025 20:16:57Каким образом "крепление ракеты к стенду" может мешать упругим колебаниям её конструкции или гидроакустическим осцилляциям жидкости в её трубопроводах?
Прямым и непосредственным физическим образом.
Привари вибростенд к фундаменту и спроси почему он не трясётся.
То есть, если пружинку нижним концом приварить к опоре, а на ее верхний конец поместить груз, то эта штука не будет колебаться? Сильно, ничего не скажешь.