Как космос стал вдоховением для эскапизма и солипсизма в творчестве?

Автор gans3, 12.12.2023 07:58:01

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

gans3

В жанровом перечне фантастика космическая поставлена отдельно от фантастики научной. И не зря.
Какие "космические" сюжеты в современной фантастике вообще заслуживают упоминания в качестве "научных"?
Подавляющая часть сюжетов понимают космос, как такой "черный океан с блестками" в котором приключаются и довлеют в однобортных мундирах.
Модные сюжетные ходы:
 - в "черном-черном океане с блестками" есть космические острова, на которых легко добыть сокровища и ресурсы. Это такие скалы , которые летают большими тесными роями и называются "астероидными поясами". Там обитают шахтеры, которые между ними шныряют и всячески приключаются. А еще в астероидном поле можно спрятаться и тебя не найдут. 

- ресурсы из космоса возить вот-вот начнем, как на Земле закончится земля, так и начнем.


- астероид ударит сверху и надо срочно всем спасаться на Марсе.

- неописуемые вещества можно получать только там, "в черном океане космоса".

В каждом первом романе авторы повторяют любимые сцены из старых прочитанных книг. Я всё понимаю, импритинг, любимые герои. Авторам не интересно , что там наука нарыла, с тех времен , когда новые романы печатались миллионными тиражами в молодежных журналах.
Такое ощущение, что все ударились в ретрофутуризм и пишут для читателя из моего детства... . Мне в моем детстве это нравилось. Как многое другое, что сейчас бесит. Песни про "далеко", кино про Алису...

Почему так произошло ? 
Моё мнение такое
Современная художественная литература делится на солипсическую, эскапистскую и реалистическую. Реалисты получили легчайший доступ к текстам, которых раньше свободно не распространялись (академическим, справочным и документальным).  
Поэтому реалистическую художественную литературу не читают, и чтение художественной литературы стало уделом солипсистов и эскапистов. 
Нуивот(с)
Человеку лететь в дальний космос с исследовательскими целями так же "разумно", как залезть в ядерный реактор для изучения ядерных реакций. (c)

gans3

Сюжетные штампы в «космической» «научной» фантастике, которые бесят.
Штамп № 1
Неизвестный корабль внезапно:
— обнаруживается вблизи корабля главного героя!
— появляется на орбите Земли\планеты
Сирьезно? Космос-он же пустой. Там видно ОЧЕНЬ далеко. Орбитальный телескопы размером в комнату, где Вы живете отслеживает прямо сейчас тела размером с дом, в котором Вы живете, сближающиеся с Землей ближе Венеры. Если не помешает Солнце...
Включение двигателя Спейс Шаттла орбитальный инфракрасный телескоп конца прошлого века мог наблюдать на орбите Плутона.
Срач про невидимость в космосе уступает по накалу только срачу с луноложцами. Но здесь не об этом. Если специально не придумывать волшебный плащ-невидимку и порталы-в- шкафу, то все корабли в Солнечной системе отслеживаются лучше, чем суда в земных океанах и самолеты в небе, причем даже не надо включать на них транспондеры.
"Розетту" и "Гайю" принимали за околоземные астероиды, например...
 В космосе ничего не заслоняет. Горизонта видимости нет. Прятаться за планетой — это субштамп основного. В обжитой Солнечной Системе корабль или несет транспондер или пристально наблюдается всеми контролирующими органами, если не несет его. Это я уже не говорю, что Ваш "космический ледовоз" включивший маршевые движки на торможение величиной "меньше g" за орбитой Марса будет отбрасывать тени на ночной Земле, как полная Луна.
Штамп № 2
Конечно, если Ваш Бороздитель Галактики ворвался в "неизвестную" систему иной звезды, то тут можно внезапно на чего-нибудь наскочить.
Например, обнаружить неизвестную обитаемую планету!
Сирьезно? Кеплер, Тесс, АЛМА. Что это за слова?
Это слова про то, что прямо сейчас мы можем обнаруживать планеты у звезд, которые видно в телескоп на Вашем балконе. Мы давно уже не ищем под фонарем. У Проксимы Центавра обнаружили планеты в таком шуме, что это сравнимо с обнаружением церковной лампадки рядом с работающим сварочным автоматом.
Прежде чем (и если) к другим звездам отправятся наши зонды, наши телескопы могут узнать о системах этих звезд больше, чем астрономы знали о Солнечной Системе в середине прошлого века. Просто существующими инструментами.
А еще наука знает про Гравитационную Линзу Солнца. Никакой фантастики. Унылая вселенная Гадкого Альберта. Отправив телескопы в облако Оорта мы можем рассматривать ДИСКИ планет у этих звезд. Этот эффект предсказан Энштейном и наблюдался впервые как раз сто один год назад. Проект достижения фокальной оси Гравитационной Линзы Солнца получил в НАСА третью ступень финансирования и с авторов проекта требуют полетный план. Русский астроном продвигает там этот проект.
Штамп № 3
Бороздитель Голактеки высаживается на обитаемую планету. Планету-ледник. Или Планету-джунгли. Или Планету-пустыню.
занавес....
Вывод:
1. Штампующие не заморачиваются "описанием технологий", а просто переносят привычный океан в космос.
2. Штампующие не заморачиваются "описанием вселенной", а просто переносят в космос Сабатини и Колумба.
3. Обитаемые планеты-ледники, планеты-джунгли и планеты-пустыни это просто перенесены в космос острова.
"-Как шар планеты в обитаемой зоне может быть весь покрыт только джунглями или только пустыней?
-Фе, заклепки..."
Человеку лететь в дальний космос с исследовательскими целями так же "разумно", как залезть в ядерный реактор для изучения ядерных реакций. (c)

Arzach

Цитата: gans3 от 22.12.2023 08:33:51Сюжетные штампы в «космической» «научной» фантастике
Где-то я уже это слышал...  ;D