Куски ЛОКа

Автор Аполлогет, 27.09.2005 12:09:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

ааа

Этот вопрос выремя от времени всплывает. Вот, например:

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=58356&highlight=%EA%EE%F1%EC%EE%F1382#58356

Цитировать7К-Л1 (11Ф91)
7К-Л1Е - 10380 кг
7К-Л1С (11Ф92) - 6900 кг

ааа: Странный какой-то вес. Ошибка, имхо. Хотя, блин... В некоторых источниках говорится, что под этим индексом в 1970 г. на "Протоне" был запущен ЛОК, а не Л1+блок Д (как принято думать). Тогда информация о массе с официального сайта может служить косвенным подтверждением того, что это был ЛОК.

VK: Нет, все правильно. 7К-Л1Е - это латиница. Правильно 7К-Л1Э - экспериментальный. Энергия многие экспериментальные установки маркировала буквой Э. В данном случае это 7К-Л1 с недозаправленным блоком Д и телекамерами внутри баков блока Д для исследования поведения компонента в невесомости и в процессе запуска двигателя блока Д. Это были два запуска, в которых использовали оставшиеся 7К-Л1 10Л и 15Л (по-видимому). 28.11.69 пуск был неудачным, а 02.12.70 запущенный 7К-Л1Э назвали "Космос-382".

ааа: Да, я был в курсе этой информации. Но смотрите, что получается:
У Вэйда:
02 December 1970 Cosmos 382 Program: Lunar L3. Launch Site: Baikonur . Launch Vehicle: Proton 8K82K / 11S824. Mass: 10,380 kg. Perigee: 2,384 km. Apogee: 5,269 km. Inclination: 55.9 deg. Duration: 8,549.30 days.
Test of Block D upper stage in its N1 lunar crasher configuration in earth orbit. ...
Maneuver Summary:
190km X 300km orbit to 303km X 5038km orbit. Delta V: 982 m/s
318km X 5040km orbit to 1616km X 5071km orbit. Delta V: 285 m/s
1616km X 5071km orbit to 2577km X 5082km orbit. Delta V: 1311 m/s
Total Delta V: 2578 m/s.  
M0/Mk=exp(V/(g*Rуд))
M0=10380 кг, V=2578 м/с, Rуд=360 с (прибл.)
Отсюда Mk=10380/2.075=5002 кг. Всяко маловато для Л1+блока Д. Должно быть в районе 7200-7500 кг. Плюс вес телекамер, опять же.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Bart Hendrickx

Аполлогет писал(а):

ЦитироватьНасколько я помню, ЛОК (в отличие от ЛК) ни разу не слетал ни на орбиту Земли, ни тем более дальше.
11А52 (Н-1) № 7Л - там макет ЛОКа был

Кажется, не макет. Как пишет Черток в своей четвертой книге :

ЦитироватьПо программе полета № 7Л основным источником электроэнергии головного блока был предусмотрен ЭХГ, разработанный специально для лунной экспедиции. Для полета от Земли до Луны, вокруг Луны и от Луны к Земле требовалось заправить в баки ЭХГ 600 килограммов жидкого водорода.

Еще за несколько лет до этого для отработки ЛОКа на околоземной орбите предусматривалось создание корабля Т1К, который должен был запускать Протон. Планировались совместные полеты с Т2К на околоземной орбите (типа Аполлон-9), но от этих планов потом отказались.

Что касается Космоса-283, он к ЛОКу не имел никакого отношения. «РКК Энергия 1946-1996» (стр. 228) :

Цитировать...учитывая сложность функционирования блока Д в комплексе Н-1-Л3, было принято решение о проведении специальных летных испытаний его на ракете-носителе Протон. Для этого был спроектирован головной блок Л1Э, который состоял из упрощенного корабля 7К-Л1, экспериментального блока Д и головного обтекателя комплеска Л1. Экспериментальный блок Д был оснащен дополнительными датчиками для получения более подробной информации по внутрибаковым процессам и несколькими иллюминаторами, через которые осуществлялась подсветка и проводилась видеосъемка поведения жидкости во время полета на различных расстояниях от заборного устройства. Кроме того, бак горючего имел прозрачный люк.

Из двух запланированных полетов первый (28 ноября 1969 года) был неудачным из-за аварии носителя, а второй (2 декабря 1970 года) прошел успешно. Вся информация по внутрибаковым процессам при семи включениях двигателя была передана на Землю. Основным инициатором этого эксперимента был П.Ф. Шульгин.

Кстати, американцы проводили подобный эксперимент в рамках программы Аполлон во время полета AS-203 (июль 1966 г.) (отработка повторного запуска ступени S-IVB).

VK

ЦитироватьВот он, СА № 15:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/pages/IMG_8871.html

Следовательно, в пуске "Космоса-382" он использоваться не мог.
Да, я этого не знал. Спасибо за информацию! Значит, №15 остался неиспользованным. Кстати, про №10 я тоже писал предположительно, не исключено, что и он остался на Земле. Хотя мог быть использован в Л1С, например (в первом или втором пусках Н1).

VK

ЦитироватьА вот это от самих "Новостей космонавтики":

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/cgi-bin/news-arc.cgi?page=15:

147  30 лет назад, 2 декабря 1970 г запуском РН «Протон», которая вывела на орбиту Земли аппарат Т2К (Космос-382), начались успешые испытания советкого лунного корабля для высадки космонавта на ее поверхность.
— И.И.

Полный разброд.
Это ошибка НК. И на Солнце есть пятна!  :lol:

Pavel

Цитата: "Bart Hendrickx"Что касается Космоса-283, он к ЛОКу не имел никакого отношения. «РКК Энергия 1946-1996» (стр. 228) :

Цитировать...учитывая сложность функционирования блока Д в комплексе Н-1-Л3, было принято решение о проведении специальных летных испытаний его на ракете-носителе Протон. Для этого был спроектирован головной блок Л1Э, который состоял из упрощенного корабля 7К-Л1, экспериментального блока Д и головного обтекателя комплеска Л1. Экспериментальный блок Д был оснащен дополнительными датчиками для получения более подробной информации по внутрибаковым процессам и несколькими иллюминаторами, через которые осуществлялась подсветка и проводилась видеосъемка поведения жидкости во время полета на различных расстояниях от заборного устройства. Кроме того, бак горючего имел прозрачный люк.


Про "Энергию" я и забыл.   :(  Барт Хендрикс, Спасибо.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьВот он, СА № 15:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/pages/IMG_8871.html

Следовательно, в пуске "Космоса-382" он использоваться не мог.
Да, я этого не знал. Спасибо за информацию! Значит, №15 остался неиспользованным. Кстати, про №10 я тоже писал предположительно, не исключено, что и он остался на Земле. Хотя мог быть использован в Л1С, например (в первом или втором пусках Н1).

Я тут во время дискуссии подумал. Зачем вообще в этих пусках нужен СА? Сводить его не планировали. Но ведь рано или поздно атмосфера его затормозит, а СА приличной массой вряд ли понравится тому, на чью голову он упадет.

Кстати есть еше фотография ЛОКа у Вейда.
Кажется, в МАИ.

Аполлогет

Тогда давайте разберемся повнимательнее с 11Ф91.

Сколько их изготовили - известно. На память - как раз 15 штук, включая и упрощенные. Могу заблуждаться, конечно.

Судьба каждого известна. Откуда взялись лишние, для пусков 28 ноября 1969 г. и 2 декабря 1970 г.?

VK

ЦитироватьТогда давайте разберемся повнимательнее с 11Ф91.

Сколько их изготовили - известно. На память - как раз 15 штук, включая и упрощенные. Могу заблуждаться, конечно.

Судьба каждого известна. Откуда взялись лишние, для пусков 28 ноября 1969 г. и 2 декабря 1970 г.?

Могли изготовить отдельно, по документации Л1Э. С номерами №1Л и 2Л. То, что использовались Л1 №№10Л и 15Л - это было мое предположение, как выяснилось, ошибочное.

Аполлогет

ЦитироватьАполлогет писал(а):

ЦитироватьНасколько я помню, ЛОК (в отличие от ЛК) ни разу не слетал ни на орбиту Земли, ни тем более дальше.
11А52 (Н-1) № 7Л - там макет ЛОКа был

Кажется, не макет. Как пишет Черток в своей четвертой книге :

ЦитироватьПо программе полета № 7Л основным источником электроэнергии головного блока был предусмотрен ЭХГ, разработанный специально для лунной экспедиции. Для полета от Земли до Луны, вокруг Луны и от Луны к Земле требовалось заправить в баки ЭХГ 600 килограммов жидкого водорода.

Еще за несколько лет до этого для отработки ЛОКа на околоземной орбите предусматривалось создание корабля Т1К, который должен был запускать Протон. Планировались совместные полеты с Т2К на околоземной орбите (типа Аполлон-9), но от этих планов потом отказались.

Что касается Космоса-283, он к ЛОКу не имел никакого отношения. «РКК Энергия 1946-1996» (стр. 228) :

Цитировать...учитывая сложность функционирования блока Д в комплексе Н-1-Л3, было принято решение о проведении специальных летных испытаний его на ракете-носителе Протон. Для этого был спроектирован головной блок Л1Э, который состоял из упрощенного корабля 7К-Л1, экспериментального блока Д и головного обтекателя комплеска Л1. Экспериментальный блок Д был оснащен дополнительными датчиками для получения более подробной информации по внутрибаковым процессам и несколькими иллюминаторами, через которые осуществлялась подсветка и проводилась видеосъемка поведения жидкости во время полета на различных расстояниях от заборного устройства. Кроме того, бак горючего имел прозрачный люк.

Из двух запланированных полетов первый (28 ноября 1969 года) был неудачным из-за аварии носителя, а второй (2 декабря 1970 года) прошел успешно. Вся информация по внутрибаковым процессам при семи включениях двигателя была передана на Землю. Основным инициатором этого эксперимента был П.Ф. Шульгин.

Кстати, американцы проводили подобный эксперимент в рамках программы Аполлон во время полета AS-203 (июль 1966 г.) (отработка повторного запуска ступени S-IVB).

Насчет ЛОКа в пуске № 7Л. Это я описался; я имел в виду пуск № 6Л.
В 6Л все-таки макет.
Насчет комплектации в последнем пуске вроде особых разногласий нет - штатный ЛОК и макет ЛК. Хотя здесь на форуме, я помню, были сомнения насчет того, насколько "штатной" была все-таки комплектация ЛОКа - прошел бы он всю программу, буде Н-1 отработает нормально, или нет.

И, все-таки остаются сомнения по пускам 28 ноября 69 и 2 декабря 70 года. Если это все-таки штатные 11Ф91, то откуда они взялись? В пусках по программе 7К-Л1 неиспользованы только 11Ф91 № 10Л и № 15Л. № 15Л, как удалось достоверно установить благодаря "Новостям космонавтики" (еще раз огромное спасибо!), никуда не летал. № 10Л, скорее всего тоже (так по крайней мере, часто пишут в сети).

Узнать бы еще, что стало с 11Ф91, снятым со стартовой позиции в июле 68 года, после взрыва (повреждения?) блока Д на стартовой позиции. Может его использовали в этих пусках?

И второе сомнение - громадная разница в весе между Л1 и Л1Э, почти двухкратная. Неужели столько могла весить "аппаратура для изучения поведения топлива" в блоке Д?

И, все-таки, на сайте Центра эксплуатации наземных объектов космической инфраструктуры про Л1Э сказано ясно - ЛОК.

VK

ЦитироватьУзнать бы еще, что стало с 11Ф91, снятым со стартовой позиции в июле 68 года, после взрыва (повреждения?) блока Д на стартовой позиции. Может его использовали в этих пусках?
Если он был подготовлен к пуску, то, значит, был запрален. После слива всего и вся нужна была переборка, равная 70% изготовления нового КК. Но основные агрегаты (кроме ПГС) могли использовать в новом изделии, не вопрос.

ЦитироватьИ второе сомнение - громадная разница в весе между Л1 и Л1Э, почти двухкратная. Неужели столько могла весить "аппаратура для изучения поведения топлива" в блоке Д?
Для Л1 указывалась "чистая" масса, куда блок Д не входил. Для Л1Э - вместе с блоком Д, видимо, с неполной заправкой.

ЦитироватьИ, все-таки, на сайте Центра эксплуатации наземных объектов космической инфраструктуры про Л1Э сказано ясно - ЛОК.
Не знают просто. Бывает. Они же не по этой части спецы.  :roll:

Аполлогет

В Энергиевской книге есть фотография ЛОКа на монтажном стенде:

http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/energia-50/157.jpg

Получается, это пуск 11А52 № 7Л?

Bart Hendrickx

Цитировать
ЦитироватьУзнать бы еще, что стало с 11Ф91, снятым со стартовой позиции в июле 68 года, после взрыва (повреждения?) блока Д на стартовой позиции. Может его использовали в этих пусках?
Если он был подготовлен к пуску, то, значит, был запрален. После слива всего и вся нужна была переборка, равная 70% изготовления нового КК. Но основные агрегаты (кроме ПГС) могли использовать в новом изделии, не вопрос.

Протон (N° 233-01) после ремонта был использован в (аварийном) запуске АМС «Марс-69» N°522 2 апреля 1969 г., но неизвестно, что случилось с кораблем N°8. Не исключено, что весь его СА потом использовали в составе другого корабля. Так и было сделано со спускаемым аппаратом корабля N° 7, который спасли с помощью САС 23.04.1968 и потом снова запустили 20.01.1969 в составе корабля N°13. Об этом пишет Каманин :

Цитировать21 января 1969 г.
...В пуске 20 января использовался корабль Л-1 N7, ранее уже совершивший одну вынужденную посадку. После небольшой доработки ему был присвоен N13, и он вновь "вышел на старт", но нас опять подвело злополучное совпадение тринадцатого номера корабля с понедельником - днем пуска. Зато этот корабль установил своеобразный рекорд - два раза вынужденно садился на парашюте САС.

Кстати, хотел еще обратить внимание на другую цитату Каманина :

Цитировать27 декабря 1968 г.
...О дальнейших планах облетов Луны доложили Шабаров и директор завода Вачнадзе. В заделе имеются еще пять кораблей Л-1. Корабль № 13 находится уже на космодроме, корабль № 11 будет готов к пуску в марте, № 14 — в апреле, № 15 — в мае, № 6 — в июне. Приняли решение: очередной пуск беспилотного корабля Л-1 № 13 осуществить 20—21 января 1969 года.

Предполагаю, что он имел в виду N°16, а не N°6 (это же Зонд-4, который подорвали при спуске в марте 1968 г.). То есть, в заделе был еще один корабль (кроме N°10), который могли бы переделать в Л1Э. Впрочем, разделяю мнение VK, что корабли Л1Э могли и вполне делать отдельно, по собственной документации. То же самое с кораблями Л1С.

А еще два интересных цитата из «РКК Энергия 1946-1996» (из главы о Заводе экспериментального машиностроения) :
стр. 572

ЦитироватьВ связи с неудачными испытаниями ракеты-носителя Н1 изготовление штатных кораблей 11Ф93 (ЛОК) не состоялось, и работы были прекращены.

Получается, на борту Н1 N°7Л все-таки был не (совсем) штатный ЛОК...

стр. 573
ЦитироватьСборка головного блока Л1Э с упрощенными кораблями для изделия Н1 N°3Л в 1968 году была осуществлена без особых затруднений, за исклиючением контроля геометрических параметров комплекса и головного блока в целом.

Из этого следует, что один из кораблей Л1Э какое-то время планировали запустить с помощью Н1 N°3Л, но подозреваю, что авторы перепутали Л1Э с Л1С.

X

Как ведёт себя топливо в условиях невесомости?[/size]

X

молодой человек за курсовой принялся? :D

X

ЦитироватьКак ведёт себя топливо в условиях невесомости?[/size]
Неприлично оно себя ведет в условиях невесомости - не оседает, болтается где попало. Прямо как студент в середине семестра. Хорощо еще, что не так разлагается. И если студентус к концу семестра все-таки сам оседает на курсовой работе, что топливо надо еще осаживать перед запуском РД.

Johannes

The small parabolic antenna is interesting! The antenna does not appear in other images of the LOK.


http://edu.kkkmt.ru/index.php?view=detail&id=141&option=com_joomgallery&Itemid=16[/size]
«Вперед, на Марс!»

m-s Gelezniak

Здесь интересен весь ЛОК:
http://edu.kkkmt.ru/index.php?view=image&format=raw&type=orig&id=145&option=com_joomgallery&Itemid=16
С родным СА.
Олег, может Лина туда поснимать :oops:  :wink:
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Штуцер

ЦитироватьКак ведёт себя топливо в условиях невесомости?[/size]
Думается, не одну докторскую защитили, отвечая на этот вопрос. Кандидатские я не считаю. :wink:
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

ronatu

Цитировать
ЦитироватьКак ведёт себя топливо в условиях невесомости?[/size]
Думается, не одну докторскую защитили, отвечая на этот вопрос. Кандидатские я не считаю. :wink:

Внимание - вопрос был задан в 2005 году....
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.