ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИСТЕМ «ЛУНОХОДА-1»

Автор Pavel, 08.09.2005 07:15:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Vladimir

Цитировать
ЦитироватьАрхивы со снимками, думаю, в Лавке, Штейнберге и у участников проектов. Не удивлюсь если, скажем, все панорамы Луноходов храниться дома у Селиванова. :)
Хорошо бы если так. А я не удивлюсь если окажется что их сдали во вторсырьё во время очередного наведения порядка.
Во вторсырье, конечно, не сдавали, но кое-что за последние годы после рассекречивания уплыло в частные руки. Кроме того, снимков на самом деле было не так много, во многом из-за той же секретности. Получение задания на съемку заводским фотографам и разрешение съемки первым отделом составляло длительную процедуру. Поэтому количество снимков любого аппарата составляет буквально единицы. Что-то может находиться в архивах ТАСС и АПН, для которых специально проводилось фотографирование.
Забавно, но заказ на съемку "Фобосов" никто не делал, поэтому и фотографий летных машин просто нет, хотя к этому времени уже началась эпоха гласности.
Правда, сохранились фотографии машин для проведения тепловых, статических, вибродинамических и бросковых испытаний, сделанные в служебных целях для отчетов, но там аппараты выглядят не слишком презентабельно.

Аполлогет

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьАрхивы со снимками, думаю, в Лавке, Штейнберге и у участников проектов. Не удивлюсь если, скажем, все панорамы Луноходов храниться дома у Селиванова. :)
Хорошо бы если так. А я не удивлюсь если окажется что их сдали во вторсырьё во время очередного наведения порядка.
Во вторсырье, конечно, не сдавали, но кое-что за последние годы после рассекречивания уплыло в частные руки. Кроме того, снимков на самом деле было не так много, во многом из-за той же секретности. Получение задания на съемку заводским фотографам и разрешение съемки первым отделом составляло длительную процедуру. Поэтому количество снимков любого аппарата составляет буквально единицы. Что-то может находиться в архивах ТАСС и АПН, для которых специально проводилось фотографирование.
Забавно, но заказ на съемку "Фобосов" никто не делал, поэтому и фотографий летных машин просто нет, хотя к этому времени уже началась эпоха гласности.
Правда, сохранились фотографии машин для проведения тепловых, статических, вибродинамических и бросковых испытаний, сделанные в служебных целях для отчетов, но там аппараты выглядят не слишком презентабельно.

Интересуют, в основном, не снимки АППАРАТА, а снимки, СДЕЛАННЫЕ этим аппаратом.

Все-таки речь идет о десятках тысяч снимков и сотнях панорам, полученных с обоих Луноходов

Pavel

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьАрхивы со снимками, думаю, в Лавке, Штейнберге и у участников проектов. Не удивлюсь если, скажем, все панорамы Луноходов храниться дома у Селиванова. :)
Хорошо бы если так. А я не удивлюсь если окажется что их сдали во вторсырьё во время очередного наведения порядка.
Во вторсырье, конечно, не сдавали, но кое-что за последние годы после рассекречивания уплыло в частные руки. Кроме того, снимков на самом деле было не так много, во многом из-за той же секретности. Получение задания на съемку заводским фотографам и разрешение съемки первым отделом составляло длительную процедуру. Поэтому количество снимков любого аппарата составляет буквально единицы. Что-то может находиться в архивах ТАСС и АПН, для которых специально проводилось фотографирование.
Забавно, но заказ на съемку "Фобосов" никто не делал, поэтому и фотографий летных машин просто нет, хотя к этому времени уже началась эпоха гласности.
Правда, сохранились фотографии машин для проведения тепловых, статических, вибродинамических и бросковых испытаний, сделанные в служебных целях для отчетов, но там аппараты выглядят не слишком презентабельно.


Это про сами аппараты? Странно. Хотя на самом деле опубликованных фотографий не мало.
А что с панорамами. И еще больше интересно, что с навигационными картинками с камер? Как их хранили?

Оффтопик.

Когда нам ждать  информации по Марсу и Венере?  И нельзя ли в Луны добавить нереализованные проекты?

Старый

Вобщето я имел в виду снимки полученые с лунохода а не самого лунохода.
ЦитироватьКроме того, снимков на самом деле было не так много, во многом из-за той же секретности. Получение задания на съемку заводским фотографам и разрешение съемки первым отделом составляло длительную процедуру. Поэтому количество снимков любого аппарата составляет буквально единицы. Что-то может находиться в архивах ТАСС и АПН, для которых специально проводилось фотографирование.
Забавно, но заказ на съемку "Фобосов" никто не делал, поэтому и фотографий летных машин просто нет, хотя к этому времени уже началась эпоха гласности.
Честно говоря я удивлён. А разве не производится обязательное технологическое фотографирование? Ну типа там перед накаткой обтекателя зафиксировать состояние всех внешних элементов, отсутствие заглушек и т.д. и т.п? В авиации и то обязательно производится.

 Владимир, вот в этой связи какой вопрос. Вы этот топик
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=843&highlight=
 видели?
 Там возник вопрос, на каких снимках изображена настоящая Луна-9 а на каких макеты? И была ли эта "фара" на радиоотсеке? Прокоментируйте содержание топика если вам не трудно.
 И не найдётся ли у вас настоящих снимков Луны-9?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьПричем исключительно из-за того, что она могла вылиться с экрана на обывателей.
Бедные, бедные обыватели... :( Если не вы то кто же о них позаботится... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИдиотизм какой-то.... :(   Старый продолжает приписывать мне всякую ерунду...
Это шутка. Смайликов чтоль не видите? Такой ерунды как вы понаговорили я даже и придумать то не смогу, не то что вам приписать... ;) :P



Гадость сделанная с улыбкой на губах не перестает быть гадостью

(не знаю кто, придумал сам). Пока 99% ерунды приписываемо мне, ко мне не имеет никакого отношения. Зато этот топик возник для опровержения одной страшной ерунды написнаной тов Ламером Старым. Причем исключительно из-за того, что она могла вылиться с экрана на обывателей. Не будь этого не стал мучиться,  я давно плюнул на вашу демагогию, и решил не вмешиваться по вещам дивным давно рассмотренным со всех сторон. Все равно ничего не измениться.
Так что молчите уж. Или вспоминайте народную мудрость про песчинку и бревно.

Думаете обыватели поверят тому, кто без ошибок писать не умеет?
Пусть кричит Старый клоун. От того, что он в каждом посте пишет, как он космонавтику знает, веса его словам не прибавится. Да и знаний по предмету у него практически нет.

Vladimir

ЦитироватьЭто про сами аппараты? Странно. Хотя на самом деле опубликованных фотографий не мало.
А что с панорамами. И еще больше интересно, что с навигационными картинками с камер? Как их хранили?
........
Когда нам ждать  информации по Марсу и Венере?  И нельзя ли в Луны добавить нереализованные проекты?
Постараюсь ответить по порядку. Если внимательно посмотреть, то из большого число фотографий очень много повторов и еще больше макетов для всяких выставок.
Снимки, сделанные аппаратами, в НПО им. Лавочкина встречаются редко. Скорее это единичные экземпляры. Гораздо больше находится в руках тех, кто когда-то был причастен к проектам. Где хранится основная масса фотографий поверхности Луны и планет и панорам - не знаю.
Попутно отвечу, что фотографирование отдельных технологических операций при сборке КА в НПО не им. Лавочкина не практиковалось. Проводилась только фотосъемка по спцзаказу также, как и киносъемка Центрнаучфильмом. Сейчас почти все фильмы о работах НПО находятся у руководителя пресс-службы Л.А. Авдеевой.
Материалы по Венерам 4-8 давно закончены, но размещению их на сайте препятствует перегруженность пресс-службы освещением плавания солнечного паруса в Баренцевом море и безуспешного поиска "воланчика" в горах Камчатки. Хотя эти аппараты создавал НИЦ им. Бабакина, являвшийся частично самостоятельной организацией, но после того, как Пичхадзе на 1,5 года стал генеральным, отвественность за конечный результат легла на НПО. Сейчас все это слава Богу закончилось, хотя и с отрицательным результатом.
С материалами по "Марсам 2-7" было много неясностей, связанных с результатами полета и выявлением истиных причн неудач. Но потихоньку клубок распутывается, и довольно скоро материалы должны появиться на сайте.
Что касается нереализованных проектов, то большинство фирм в качестве достижений выставляют свои реализоанные проекты, и мы не исключение. А для того, чтобы описать все нереализованные проекты по Луне, требуется настоящее историческое исследование. Кстати, многие материалы в архиве НПО сохранились. В частности, по лунному спутнику Е7, по лунному спутнику-картографу с доставкой пленки на Землю, по доставке грунта с обратной стороны Луны, а также по комплексной программе изучения Луны МЕ8 и лунному научному спутнику, создававшемуся на базе УМВЛ (182Е) и АМС "Фобос" (1Л). Чтобы заняться таким трудом, надо полностью в него погрузиться, отрешившись от основной работы, чего лично я сделать не могу.

Pavel

ЦитироватьМатериалы по Венерам 4-8 давно закончены, но размещению их на сайте препятствует перегруженность пресс-службы освещением плавания солнечного паруса в Баренцевом море и безуспешного поиска "воланчика" в горах Камчатки. Хотя эти аппараты создавал НИЦ им. Бабакина, являвшийся частично самостоятельной организацией, но после того, как Пичхадзе на 1,5 года стал генеральным, отвественность за конечный результат легла на НПО. Сейчас все это слава Богу закончилось, хотя и с отрицательным результатом.

С материалами по "Марсам 2-7" было много неясностей, связанных с результатами полета и выявлением истиных причн неудач. Но потихоньку клубок распутывается, и довольно скоро материалы должны появиться на сайте.

Замечательно!

ЦитироватьКстати, многие материалы в архиве НПО сохранились. В частности, по лунному спутнику Е7, по лунному спутнику-картографу с доставкой пленки на Землю, по доставке грунта с обратной стороны Луны, а также по комплексной программе изучения Луны МЕ8 и лунному научному спутнику, создававшемуся на базе УМВЛ (182Е) и АМС "Фобос" (1Л). Чтобы заняться таким трудом, надо полностью в него погрузиться, отрешившись от основной работы, чего лично я сделать не могу.


Я прекрасно Вас понимаю.
Только еще один вопрос. Не нужно ничего искать. Просто не могли бы буквально в двух словах объяснить, что представлял из себя Е-7? На что он был похож? Ближе к Лунар Орбитеру или все-таки Е-6?

Vladimir

ЦитироватьТолько еще один вопрос. Не нужно ничего искать. Просто не могли бы буквально в двух словах объяснить, что представлял из себя Е-7? На что он был похож? Ближе к Лунар Орбитеру или все-таки Е-6?
Ни на что не похож. Совершенно оригинальная конструкция. Аванпроект по  по Е7 был выпущен в декабре 1965 года, а эскизный проект - в апреле 1966 года.
Основным назначением искусственного спутника Луны Е7 было:
- получение телевизионных изображений лунной поверхности, которые могли транслироваться по телевидению общесоюзного стандарта;
- телевизионная съемка лунной поверхности в районе предполагаемой высадки пилотируемой лунной экспедиции;
- фотографирование отдельных участков лунной поверхности сверхвысо-ким разрешением;
- проведение научных исследований.
Уже из этого перечня видно, что для его реализации возможностей «старушки» Е6 было недостаточно. В первую очередь это касалось ориентации аппарата, передачи больших потоков информации и энергопитания. Проблема энергопитания решалась простой установкой солнечных батарей: две панели трапециевидной формы общей площадью 7 м2. Для передачи телевизионной и научной информации на борту Е7 устанавливалась остронаправленная антенна с механизмом поворота, причем наведение антенны на Землю должно было осуществляться по сигналу с радиопеленгатора в диапазоне ±60° и с точностью ±1,5°.
Сложнее было с системой астроориентации, разработку которой планировалось поручить НИИ-923, возглавляемому В.Н. Морачевским. На станциях типа Е6 система ориентации включалась только перед проведением активным маневров, а после построения трехосной ориентации стабилизацию осуществляла система или прибор управления И-100. Причем прибор управления только сохранял построенную ориентацию без каких-либо разворотов. Для аппарата Е7 решено было обеспечивать трехосную ориентацию на орбите с помощью постоянно работающей САО, а развороты в заданное положение в пространстве для съемки лунной поверхности и стабилизацию, в том числе при прохождении тени, осуществлять с помощью гироскопов КИ38-1. «Уходы» гироскопии планировалось корректировать на каждом витке с помощью системы астро-ориентации.
В составе радиотелевизионной аппаратуры планировалось включить два фото-телевизионных устройства и три телекамеры. Каждый ФТУ с объективом МТО-1000 имел запас пленки до 1000 кадров. За один сеанс «отщелкивается» 25-30 кадров. Время передачи на Землю одного кадра 4 минуты. С помощью ФТУ предполагалось получить снимки отдельных участков лунной поверхности с размерами 1,2 на 1,2 км и разрешением 1,5-2 метра. Для получения такого разрешения высота орбиты над участ-ками съемки не должна была превышать 50-60 км.
Основу конструкции Е7 составлял КТДУ с двигателем С5.5, как на «шестерке», и один герметичный приборный отсек, в котором размещена вся служебная аппаратура. Диаметр топливного бака 104 см. Приборный отсек представляет собой цилиндр диаметром 104 см с двумя сферическими днищами. Общая длина отсека 1,9 метра. В одном из днищ расположен иллюминатор для объективов ФТУ. Интересно, что центральная ось цилиндра расположена не в плоскости солнечных батарей, а перпендикулярно им. Телекамеры с поворотными зеркалами, а также датчики научной аппаратуры и блок астродатчиков системы ориентации размещены снаружи.
Масса КА на трассе перелета к Луне составляет 1578 кг, в том числе фототелевизионной установки – 42 кг, а остальной научной аппаратуры – 36 кг.
Автоматическая станция Е7 должна выводится к Луне с помощью ракеты-носи-теля 8К78М и разгонного блока Л, а схема перелета станции Е7 абсолютно повторяла перелет станций Е6. После торможения станция выходит на селеноцентрическую орбиту с высотой апоцентра ~1000 км и перицентра ~400 км. Затем проводится коррекция орбиты для понижения перицентра до 50-60 км. На этой орбите в течение 11-12 суток проводятся сеансы съемки. Это время ограничено запасами рабочего тела. После завершения этого этапа аппарат переводится в режим закрутки. До конца срока активного существования, составляющего 1,5-2 месяца, должны осуществляться исследования лунной поверхности в инфракрасном, ультрафиолетовом и гамма диапазонах электро-магнитного излучения, определения магнитного и гравитационного полей Луны, а также метеорной обста-новки в окололунном пространстве.
В целом проект Е7 выглядел достаточно реалистичным. На создание аппарата отводилось 1-1,5 года, и планировалось осуществить два запуска станций Е7 в 1967 году, а в 1968 году – еще три. Однако необходимость копирования станции Е6 и сообщения о ведущихся в США работах по созданию искусственного спутника Луны «Лунар Орбитер» вынудили форсировать работы по созданию собственного спутника Луны. Наиболее быстро это можно было сделать, использовав в качестве базы «шестерку». Именно это и предложил Г.Н. Бабакин.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьТолько еще один вопрос. Не нужно ничего искать. Просто не могли бы буквально в двух словах объяснить, что представлял из себя Е-7? На что он был похож? Ближе к Лунар Орбитеру или все-таки Е-6?
Ни на что не похож. Совершенно оригинальная конструкция. Аванпроект по  по Е7 был выпущен в декабре 1965 года, а эскизный проект - в апреле 1966 года.
Основным назначением искусственного спутника Луны Е7 было:
- получение телевизионных изображений лунной поверхности, которые могли транслироваться по телевидению общесоюзного стандарта;
- телевизионная съемка лунной поверхности в районе предполагаемой высадки пилотируемой лунной экспедиции;
- фотографирование отдельных участков лунной поверхности сверхвысо-ким разрешением;
- проведение научных исследований.
Уже из этого перечня видно, что для его реализации возможностей «старушки» Е6 было недостаточно. В первую очередь это касалось ориентации аппарата, передачи больших потоков информации и энергопитания. Проблема энергопитания решалась простой установкой солнечных батарей: две панели трапециевидной формы общей площадью 7 м2. Для передачи телевизионной и научной информации на борту Е7 устанавливалась остронаправленная антенна с механизмом поворота, причем наведение антенны на Землю должно было осуществляться по сигналу с радиопеленгатора в диапазоне ±60° и с точностью ±1,5°.
Сложнее было с системой астроориентации, разработку которой планировалось поручить НИИ-923, возглавляемому В.Н. Морачевским. На станциях типа Е6 система ориентации включалась только перед проведением активным маневров, а после построения трехосной ориентации стабилизацию осуществляла система или прибор управления И-100. Причем прибор управления только сохранял построенную ориентацию без каких-либо разворотов. Для аппарата Е7 решено было обеспечивать трехосную ориентацию на орбите с помощью постоянно работающей САО, а развороты в заданное положение в пространстве для съемки лунной поверхности и стабилизацию, в том числе при прохождении тени, осуществлять с помощью гироскопов КИ38-1. «Уходы» гироскопии планировалось корректировать на каждом витке с помощью системы астро-ориентации.
В составе радиотелевизионной аппаратуры планировалось включить два фото-телевизионных устройства и три телекамеры. Каждый ФТУ с объективом МТО-1000 имел запас пленки до 1000 кадров. За один сеанс «отщелкивается» 25-30 кадров. Время передачи на Землю одного кадра 4 минуты. С помощью ФТУ предполагалось получить снимки отдельных участков лунной поверхности с размерами 1,2 на 1,2 км и разрешением 1,5-2 метра. Для получения такого разрешения высота орбиты над участ-ками съемки не должна была превышать 50-60 км.
Основу конструкции Е7 составлял КТДУ с двигателем С5.5, как на «шестерке», и один герметичный приборный отсек, в котором размещена вся служебная аппаратура. Диаметр топливного бака 104 см. Приборный отсек представляет собой цилиндр диаметром 104 см с двумя сферическими днищами. Общая длина отсека 1,9 метра. В одном из днищ расположен иллюминатор для объективов ФТУ. Интересно, что центральная ось цилиндра расположена не в плоскости солнечных батарей, а перпендикулярно им. Телекамеры с поворотными зеркалами, а также датчики научной аппаратуры и блок астродатчиков системы ориентации размещены снаружи.
Масса КА на трассе перелета к Луне составляет 1578 кг, в том числе фототелевизионной установки – 42 кг, а остальной научной аппаратуры – 36 кг.
Автоматическая станция Е7 должна выводится к Луне с помощью ракеты-носи-теля 8К78М и разгонного блока Л, а схема перелета станции Е7 абсолютно повторяла перелет станций Е6. После торможения станция выходит на селеноцентрическую орбиту с высотой апоцентра ~1000 км и перицентра ~400 км. Затем проводится коррекция орбиты для понижения перицентра до 50-60 км. На этой орбите в течение 11-12 суток проводятся сеансы съемки. Это время ограничено запасами рабочего тела. После завершения этого этапа аппарат переводится в режим закрутки. До конца срока активного существования, составляющего 1,5-2 месяца, должны осуществляться исследования лунной поверхности в инфракрасном, ультрафиолетовом и гамма диапазонах электро-магнитного излучения, определения магнитного и гравитационного полей Луны, а также метеорной обста-новки в окололунном пространстве.
В целом проект Е7 выглядел достаточно реалистичным. На создание аппарата отводилось 1-1,5 года, и планировалось осуществить два запуска станций Е7 в 1967 году, а в 1968 году – еще три. Однако необходимость копирования станции Е6 и сообщения о ведущихся в США работах по созданию искусственного спутника Луны «Лунар Орбитер» вынудили форсировать работы по созданию собственного спутника Луны. Наиболее быстро это можно было сделать, использовав в качестве базы «шестерку». Именно это и предложил Г.Н. Бабакин.

Ого! Огромное спасибо. Жаль что не полетел, куда совершеннее Лунар Орбитера. 2000 снимков против 200 пар (~800). А еще ТВ.

Старый

Цитироватькуда совершеннее Лунар Орбитера. 2000 снимков против 200 пар (~800).
200 пар это вроде 400? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Аполлогет

Присоединяюсь к желающим узнать про нереализованные советские проекты лунных и планетных аппаратов.

Надеюсь, будет откровение, ибо освещение этой темы катастрофически недостаточное.

Еще по теме луноходских фотографий.

Посмотрел гигантские фотоальбомы "Советская космонавтика" (1979 г.) и совсем большеформатный "Космонавтика СССР" (1987 г.).
Увы. Только по паре общеизвестных панорам. :cry:

Старый

Владимир, а вы не могли бы окончательно пролить свет на тайну Луны-19/22?  Остаётся загадкой почему такие большие и тяжёлые станции имели столь ограниченные задачи? Даже после появления их на сайте НПОЛ остаётся совершенно не понятным на что там был израсходован вес? Вес который на "обычных" Е-8 составляет "посадочное" топливо, шасси ступени КТ, шасси Лунохода и т.п.? И вобще была ли на них посадочная ступень?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

Цитировать
Цитироватькуда совершеннее Лунар Орбитера. 2000 снимков против 200 пар (~800).
200 пар это вроде 400? ;)

1 снимок 1000*1000 и 1  1000*3000 (приблизительно)

Vladimir

ЦитироватьВладимир, а вы не могли бы окончательно пролить свет на тайну Луны-19/22?  Остаётся загадкой почему такие большие и тяжёлые станции имели столь ограниченные задачи? Даже после появления их на сайте НПОЛ остаётся совершенно не понятным на что там был израсходован вес? Вес который на "обычных" Е-8 составляет "посадочное" топливо, шасси ступени КТ, шасси Лунохода и т.п.? И вобще была ли на них посадочная ступень?
За основу при создании лунных спутников «Луна-19, 22» была взята станция Е8, предназначенная для доставки на поверхность Луны лунохода. Разумеется, для простого выхода на орбиту вокруг Луны не требовалось столько топлива (даже с учетом коррекций), сколько для посадки на поверхность. Однако решили создавать спутник при мини-мальных доработках. Сам луноход заменили неотделяемым приборным контейнером, сделанным на основе корпуса того же лунохода, и убрали посадочные опоры и трапы, а также посадочный  доплеровский радиолокатор. Все остальные доработки в части облегчения могли привести к изменению массово-центровочных характеристик, что влекло за собой полную переделку автомата стабилизации. А это в условиях отсутствия БЦВМ – весьма непростая задача. К тому же она требует больших временных затрат на отработку, а ведь пуски «восьмерок» шли один за другим.
Кстати, по этой же причине так называемые сбрасываемые отсеки на орбите не сбрасывались, а совершали полет в составе аппарата в течение всего срока активного существования. К тому же на них размещались приборы системы астроориентации.
Что касается ограниченности задач, то по большому счету их было две:
- съемка потенциальных районов посадки пилотируемой экспедиции Н1-Л3;
- изучение гравитационного поля Луны.
Работа других приборов только дополняла общую программу.
Из-за отказа гироплатформы на «Луне-19» не удалось сформировать нужную для фотографирования и изучения гравитационного поля Луны орбиту. Зато «Луна-22» успешно выполнила всю запланированную программу.
 Изначально планировался и третий спутник Е8 ЛС №221, но после закрытия лунной пилотируемой программы от него отказались.

Старый

Владимир, это всё было и так известно. Осталось непонятно: вес то на что израсходовался? Посадочная ступень КТ была? Топливо в ней было? Приборный отсек Лунохода был, а шасси его было? Специфические луноходовские системы, например телевизионная, управления движением, изотопный нагреватель и пр были? Если нет то на что израсходовался вес? Неужели балласт? Вопрос про посадочную ступень не простой, по фотографии создаётся впечатление что её нет.
 Дополнительный вопрос: а каковы были телесистемы для выполнения съёмки поверхности? Только модифицированные телефотометры Лунохода или что ещё?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Vladimir

ЦитироватьПрисоединяюсь к желающим узнать про нереализованные советские проекты лунных и планетных аппаратов.

Надеюсь, будет откровение, ибо освещение этой темы катастрофически недостаточное.
Совершенно с Вами согласен. Сам страдаю от недостатка информации, хотя возможностей у меня больше. К сожалею, всесильный интернет практически бесполезен в поиске информации об отечественных АМС. Поэтому постараюсь хоть что-то добавить в общую копилку.
К середине 70-х годов автоматические станции семейства Е8 практически полностью выполнили задачи, поставленные перед ними. Для расширения круга решаемых задач требовалось увеличить полезную нагрузку, чего можно было достичь, в частности, за счет установки новой бортовой аппаратуры с существенно лучшими характеристиками. К тому же, элементная база, использованная на станциях Е8, уже практически прекратила выпус-каться промышленностью, что также лишало смысла простое тиражирование аппаратов Е8.
Хотя все внимание главного конструктора НПО им Лавочкина С.С. Крюкова было приковано к проекту 5М, и в его планах освоение Луны не значилось, заместитель главного конструктора по лунному направлению О.Г. Ивановский проявил инициативу. В ре-зультате, в 1976 году были выпущены основные положения, в которых был предложен целый спектр аппаратов для комплексного изучения Луны, включая ее невидимую с Земли сторону (программа МЕ8).
Аппараты, создаваемые по программе МЕ8 с целью комплексного изучения Луны, должны были обладать более высокими характеристиками, чем Е8, в частности:
- обеспечивать создание долговременных лунных научно-исследовательских комплексов в заданных районах Луны, включающих совместное функционирование нескольких КА в течение трех лет по единой программе для решения одной или несколько научно-технических задач. При этом создание комплекса обеспечивается за счет посадки на радиомаяк нескольких КА с минимальным относительным рассеиванием точек посадки (не более 500 метров);
- обеспечивать развертывание и долговременное эффективное функционирование лунных научно-исследовательских комплексов включением в их состав луноходов, оборудованных дистанционно управляемыми манипуляторами для выполнения широкого класса операций (отбор образцов грунта, загрузка приемных устройств анализаторов и возвратных ракет, расстановка научной аппа-ратуры, развертывание больших антенн на поверхности Луны и т.п.);
- обеспечивать надежную посадку в различные по сложности рельефа районы Луны за счет уменьшения горизонтальной и вертикальной скоростей посадки и введения бокового маневра с предварительным оперативным анализом пригодности посадочной площадки;
- обеспечивать в заданный район территории СССР образцов лунных пород и других материалов исследований (биологических проб; контейнеров с экспонированными образцами; кассет с записанной информацией, не поддающейся кодированию и т.п.) из любых точек поверхности на видимой и невидимой сторонах Луны за счет схемы перелета возвратной ракеты с предварительным вы-ведением на ОИСЛ и коррекции траектории перелета Земля-Луна;
- иметь в своем составе лунные спутники различного назначения с обеспечением их непрерывной трехосной ориентации в заданном положении для орбит ИСЛ с широким диапазоном высот и наклонений.
Для реализации поставленных задач с заданными характеристиками планировалось создать целое семейство аппаратов МЕ8:
МЕ8-1К – лунный спутник-картограф (ЛСК), предназначенный для глобальной фотосъемки Луны и отдельных ее районов (с высоким разрешением) и доставки фотопленки на Землю (начальное обозначение – МЕ8-1);
МЕ8-1Р – лунный спутник, предназначенный для проведения научных исследований с орбиты ИСЛ, а также ретрансляции сигналов с КА, находящегося на невидимой стороне Луны (начальное обозначение – МЕ8-6);
МЕ8-2 – КА, предназначенный для доставки на поверхность Луны лунохода с ма-нипуляторами и каротажно-буровой установкой, проведения луноходом научных исследований, сбора образцов, выбора площадки для посадки других КА, ориентации радио-маяка для наведения при посадке других КА, сближения с ними и развертывания научной аппаратуры в рабочее положение;
МЕ8-3 – КА, способный совершать посадку с наведением на радиомаяк лунохода, предназначенный для доставки на поверхность Луны стационарной научной станции с крупногабаритной тяжелой научной аппаратурой;
МЕ8-5В – КА, способный совершать посадку с наведением на радиомаяк лунохода, предназначенный для доставки на видимую сторону Луны возвратной ракеты, загрузки в ракету образцов грунта манипуляторами лунохода и доставки образцов на Землю (началь-ное обозначение – МЕ8-4);
МЕ8-5Н – КА, предназначенный для доставки на невидимую сторону Луны возвратной ракеты, забора образцов грунта и доставки их на Землю (начальное обозначение – МЕ8-5).
Для повышения эффективности исследований и решения приоритетных научно-технических задач предполагалось создание трех типов лунных комплексов:
ЛК-1 – луноход МЕ8-2 (с манипуляторами и каротажно-буровой установкой), функционирующий совместно с КА МЕ8-3. Это позволило бы провести такие научные эксперименты, как загоризонтная радиосвязь, сейсмические исследования, длинноволновая радиоастрономия, бурение с помощью каротажно-буровой установки на глубину до 3 метров и исследование скважины.
ЛК-2 – луноход МЕ8-2 (с манипуляторами), функционирующий совместно с КА МЕ8-5В для доставки грунта и других материалов исследований на Землю. Загрузка возвращаемого аппарата должна осуществляться с помощью манипуляторов.
ЛК-3 – КА МЕ8-5Н для посадки на невидимую сторону Луны и КА МЕ8-1Р с ретрансляционной аппаратурой, совместно функционирующие для доставки лунного грунта с невидимой стороны Луны.
В этих основных положениях была предложена и примерная программа исследования Луны:
1980 год – запуск на окололунную орбиту двух спутников-ретрансляторов МЕ8-1Р и двух аппаратов МЕ8-5Н для доставки грунта с обратной стороны Луны (комплекс ЛК-3);
1981 год – запуск лунохода МЕ8-2 для выбора места для лунной базы;
1982 год – автоматическая стационарная лунная база МЕ8-3, образующая совместно с луноходом комплекс ЛК-1;
1983 год – запуск двух луноходов МЕ8-2 для сбора грунта и двух аппаратов МЕ8-5В для доставки этого грунта на Землю (комплекс ЛК-2);
1985 год – запуск двух искусственных спутников Луны МЕ8-1К для картографирования ее поверхности с доставкой пленки на Землю;
1987 год – запуск лунохода МЕ8-2 с каротажно-буровой установкой и посадочного аппарата-базы МЕ8-3 также с каротажно-буровой установкой (комплекс ЛК-2);
1989 год – запуск лунохода МЕ8-2 с манипуляторами для сбора грунта и аппарата МЕ8-5В для доставки этого грунта на Землю (комплекс ЛК-2).
Разумеется, специфика каждого из аппаратов семейства МЕ8 диктовала свои усло-вия, однако все они были в максимальной степени унифицированы. Основу всех аппара-тов составляет корректирующе-тормозной модуль (КТМ), который включает в свой состав двигательную установку с четырьмя сферическими топливными баками, элементы бортового комплекса управления полетом и посадкой, систему исполнительных органов ориентации и стабилизации и так далее. Кроме того, в зависимости от назначения КТМ может дополнительно укомплектовываться посадочным устройством, трапами для съезда лунохода, радиовысотомером, доплеровским измерителем скорости, радиолокационной систе-мой обеспечения безопасности посадки, радиопеленгационной системой посадки на маяк и т.п.
Принципиальным в аппаратах МЕ8 было также увеличенное время активного су-ществования. Для большинства из них оно составляло 3 года, для спутника картографа МЕ8-1К – 100 суток, а для комплекса по доставке грунта с невидимой стороны Луны (МЕ8-5Н) – до 30 суток.
Существенное расширение круга решаемых задач и массы научной аппаратуры привело к увеличению стартовой массы аппаратов до 6400 кг по сравнению с 5195 кг на Е8. Такая масса превышала возможности ракеты-носителя 8К82К даже после замены бло-ка 11С824 разгонным блоком 11С824М, использующим в качестве горючего циклин. Впрочем, доразгон с помощью двигательной установки КТМ снимал эту проблему, при этом стартовая масса достигала 6700 кг за счет топлива, необходимого для доразгона.
Хотя предложения по созданию семейства аппаратов МЕ8 было достаточно привлекательным, но шансы на развертывание работ по этой теме были минимальными. Ведь для этого требовалось Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а тут не было даже приказа МОМ на начало хотя бы бумажных работ. Впрочем, такая ситуация объяснялась довольно просто – все силы и средства были направлены на тему 5М, а на разворачивание работ еще по одной теме денег бы просто не дали.
Тем не менее, опять же в инициативном порядке началась работа над техническими предложениями по МЕ8. Одновременно, чтобы хоть как-то попасть «в струю», были предприняты проработки по унификации космических аппаратов на базе КТМ КА МЕ8 с максимальным использованием задела по теме 5М. Стоит отметить, что к этому моменту в работах по созданию автоматического комплекса доставки марсианского грунта назревал кризис. Проблемы и даже масса аппарата росли как снежный ком. Главный конструктор С.С. Крюков, не решаясь заявить о неспособности создать аппарат, который он сам же инициировал, стал готовить резервные варианты. Одним из них стал МЕ8, для чего 18 июля 1977 года было выпущено распоряжение по ОКБ.
Разумеется, в чистом виде аппараты МЕ8 не подходили для полетов к Марсу и Венере, однако многие элементы КТМ, возвращаемого аппарата, спускаемого аппарата и лунохода могли быть использованы для создания целой серии межпланетных станций. Это могли быть станции для выхода на орбиту искусственного спутника Венеры и доставки в атмосферу планеты плавающих аэростатных станций (5В), для проведения исследования Марса с орбиты вокруг планеты (5МС), для доставки на поверхность Марса марсохода (6М) и, наконец, для посадки на Марс с целью взятия образцов грунта (5МП) с после-дующей доставкой на Землю после стыковки с орбитальным аппаратом 5МС.
Почти все аппараты можно было запускать с помощью ракеты-носителя 8К82К и разгонного блока 11С824М. Только для запуска значительно более тяжелого посадочного аппарата 5МП требовалась ракета типа УР-530. Конечно, аппарат 5МП был бы мало похож на, скажем, МЕ8-5В. Он скорее напоминал «классический» 5М, но это были уже детали.
По результатам проработки унифицированного космического аппарата на базе МЕ8, предназначенного для полетов к Луне, Венере и Марсу, был выпущен отчет, который был подписан С.С. Крюковым 11 ноября 1977 года. Это был один из последних до-кументов НПО имени С.А. Лавочкина, подписанный главным конструктором С.С. Крюковым.
Впрочем, всего лишь через месяц, в декабре 1977 года, были выпущены технические предложения по МЕ8. В них были детально проработаны как схемы экспедиций, так и конструкция различных аппаратов.
Первым в этом ряду стоял лунный спутник-картограф МЕ8-1К. Он должен быть решить задачу глобального картографирования поверхности Луны с доставкой отснятой пленки обратно на Землю. Эта задача уже рассматривалась в выпущенных еще в 1973 году тех.предложениях по Е8 ЛСК, но тогда до реализации дело не дошло. Аппарат МЕ8-1К должен был быть оснащен длиннофокусной топографическим аппаратом (фокусное расстояние 1000 мм), топографической камерой СА 34 (фокусное расстоя-ние 200 мм, размер кадра 18 на 18 см) и звездным фотоаппаратом СА 33 (фокусное расстоя-ние 280 мм, размер кадра 7,5 на 12 см), предназначенным для астрономической привязки снимков лунной поверхности. Запас пленки для каждого из фотоаппаратов составляет не менее 1000 кадров.
Схема перелета по трассе Земля – Луна станции МЕ8-1К, как и всех остальных ап-паратов семейства МЕ8, практически ничем не отличается от схемы полета станций предыдущего поколения Е8, за исключением доразгона КА с помощью собственной двига-тельной установки.
В результате торможения КА МЕ8-1К переводится на полярную круговую селеноцентрическую орбиту высотой 500 км. С этой высоты в течение месяца проводится гло-бальная съемка всей поверхности Луны. Затем с помощью двух маневров производится понижение перицентра до высоты 30 км, а апоцентра до 150 км. Это делается для прове-дения также в течение одного месяца детальной съемки  с разрешением 1-2 метра.
По завершении съемки аппарат стартует к Земле. На трассе перелета Луна – Земля возможно проведение одной–двух коррекций. При подлете к Земле происходит отделение возвращаемого аппарата, который после входа в атмосферу Земли совершает спуск на па-рашюте аналогично СА «Луны-16».
Хотя в «Основных положениях по МЕ8» возвращаемый аппарат МЕ8-1К имел форму шара, но уже в техпредложениях он снова (как и у Е8-ЛСК) принял фарообразную форму типа СА «Союза». Правда, при этом спуск происходил все равно без использования подъемной силы, а форма фары была выбрана из технологических соображений.
Все остальные аппараты МЕ8 были объединены в комплексы. Комплекс ЛК-1 предназначен для всестороннего изучения Луны с помощью самоходного аппарата МЕ8 2 и автоматической стационарной лунной станции МЕ8 3. Первым совершает посадку на Луну самоходный аппарат, который в течение месяца обследует район с точки зрения размещения стационарной лунной станции. Во время посадки аппарата МЕ8 3 луноход служит радиомаяком. В дальнейшем он обеспечивает с помощью манипуляторов разме-щение на лунной поверхности выносных блоков научной аппаратуры, включая антенну радиотелескопа. Как луноход, так и стационарная станция могут быть оснащены каротажно-буровой установкой с глубиной бурения до 3 метров.
Первая часть экспедиции ЛК-2 проходит аналогично. Только до посадки станции МЕ8 5В с взлетной ракетой луноход МЕ8 2 производит с помощью манипуляторов сбор образцов лунного грунта, который затем перегружает в возвращаемый аппарат МЕ8 5В. В отличие от станций типа Е8 5 и Е8 5М на этом аппарате нет собственного грунтозаборно-го устройства: его заменяет загрузочное устройство.
Комплекс ЛК 3 должен решать как минимум две основные задачи – доставка на Землю лунного грунта с невидимой стороны и проведение исследования Луны с орбиты. Если не делать полный автомат, то работать на невидимой с Земли стороне Луны без ретранслятора невозможно. Именно он (МЕ8 1Р) стартует первым, за 30 суток до запуска второго аппарата (МЕ8 5Н). Сначала он выходит на круговую орбиту высотой 500 км и наклонением 23°. Однако уже через сутки проводится коррекция орбиты с целью пониже-ния перицентра до 30-35 км. С этой высоты проводится альтиметрирование района посад-ки МЕ8 5Н.
После окончания альтиметрирования с помощью коррекции высота перицентра снова возвращается отметку 500 км. Следующим шагом является формирование орбиты связи с высотой апоцентра 6000 км. Только после этого с Земли стартует аппарат с воз-вратной ракетой МЕ8 5Н. Спутник-ретранслятор МЕ8 1Р обеспечивает связь с посадоч-ным аппаратом во время второго торможения и посадки, а также во время забора грунта и старта с поверхности Луны. Кроме того, с помощью спутника-ретранслятора обеспечива-ется передача на Землю результатов автономного определения координат точки посадки с помощью астроизмерений, а с Земли на аппарат – уставок для старта возвратной ракеты. Время нахождения аппарата на Луне – 1-2 суток.
Аппарат МЕ8-5Н в отличие от МЕ8-5В оснащен грунтозаборным устройством типа ЛБ09 (как у «Луны-24») или МБ02 (как у аппарата 5М).
После выхода возвратной ракеты на траекторию полета к Земле завершается первый этап функционирования спутника МЕ8 1Р. С коррекции орбиты высота апоцентра понижается до 1500 км. На этой орбите в течение трех месяцев проводятся исследования гравитационного поля Луны. Затем с помощью с помощью двух коррекций формируется орбита для проведения научных исследований, при этом время активного существования спутника на селеноцентрической орбите должна быть не меньше трех лет.
Основу всех аппаратов МЕ8 составлял корректирующе-тормозной модуль КТМ, состоящий из связки топливных баков, двигательной установки и приборного отсека. В процессе проектирования рассматривались разные схемы КТМ: с четырьмя центральными сферическими и четырьмя подвесными сбрасываемыми баками, а также с четырьмя эллипсоидальными баками. Однако по технологическим соображениям была выбрана схема КТМ с четырьмя сферическими баками диаметром 1275 мм, соединенных между собой цилиндрическими обечайками.
Маршевый двигатель может работать в режимах большой (от 1000 до 2200 кг) и малой (от 250 до 600 кг) тяги. Для стабилизации аппарата на активных участках используются четыре реактивных сопла.
Приборный отсек, в котором размещены почти все служебные системы, представляет собой тор с эллиптическим сечением. Исключение составляет система ориентации, которая установлена внутри и снаружи цилиндрического отсека и эллиптическим днищем. Перед вторым торможением этот отсек сбрасывается.
С внешней стороны приборного отсека установлены четыре панели солнечной батареи общей площадью 10 м2. Панели расположены попарно и симметрично, но не с ин-тервалом 90 градусов. Минимальный угол между панелями в каждой паре 60°.
Основные бортовые системы были позаимствованы с 5М. Это привело к тому, что вместо метрового диапазона как на Е8 появился сантиметровый диапазон. Для передачи информации устанавливалась остронаправленная антенна диаметром 0,9 метра (для МЕ8 1Р – 1,6 метра). Кроме того, в состав радиокомплекса была включена программно-временная система. В системе исполнительных органов использовался гидразин. Бортовой управляющий комплекс, хотя и представлял собой единое целое, но его составные части – систему автономного управления и систему астроориентации – должны были разрабаты-вать соответственно НИИАП и МИЭиА.
Радиовысотомер присутствовал на каждом из аппаратов МЕ8, но решал при этом разные задачи. На орбитальных аппаратах он должен был обеспечить измерения высотного профиля лунной поверхности, ориентацию по местной вертикали во время съемки и привязку снимаемых изображений лунной поверхности. На посадочных аппаратах радио-высотомер входит в контур управления, обеспечивая построение лунной вертикали и по-садку на поверхность Луны. Да и размещен он по-разному: на посадочных аппаратах ра-диовысотомер смотрит в сторону двигателя, а на орбитальных – перпендикулярно цен-тральной оси.
Помимо перечисленных выше радиосредств, на посадочных аппаратах также име-ется радиолокационная система обеспечения безопасности посадки (вспомним хотя бы «Луну-15»), предназначенная для определения уклонов местности с выдачей сигналов в бортовой комплекс управления для маневра, а также радиопеленгационная система посад-ки на радиомаяк.
На аппарате МЕ8 2, как и на Е8, все служебные системы установлены не в отдельном приборном отсеке, а в гермокорпусе лунохода.
Больший вес космических аппаратов МЕ8 позволял доставить на Луну и большую полезную нагрузку. Из массы КА на Луне в 2592 кг больше половины (1465 кг) приходит-ся на полезную нагрузку. Как уже говорилось в качестве полезной нагрузки, доставляемой на поверхность Луны, могли быть луноход (МЕ8 2), стационарная научная станция (МЕ8 3), а также ракеты для доставки грунта с видимой (МЕ8 5В) и невидимой (МЕ8 5Н) сторон Луны.
Возвратная ракета на аппаратах МЕ8 была тяжелее по сравнению с РЕ8-5: 700 кг вместо 520 кг. Да и от своей предшественницы оставался только спускаемый аппарат в виде сферы диаметром 50 см. Приборный же отсек вместо цилиндрического стал торои-дальным, а разгонная ступень представляла собой четыре сферических топливных бака, вместе с маршевым ЖРД тягой 1920 кг и четырьмя реактивными соплами. Но главное от-личие от РЕ8-5 заключалось в более сложной системе управления ВР, позволяющей реа-лизовать наклонный старт. При старте с видимой стороны Луны это позволило бы существенно расширить зону возможных посадочных районов, а с невидимой стороны без это-го и вовсе нельзя было бы долететь до Земли.
Лунохода также коснулись значительные изменения. Во-первых, возросла его масса: с 825 кг у «Лунохода-2» до 1465 кг. Во-вторых, он оснащен колесно-шагающим шасси с шестью ведущими колесами: диаметр каждого колеса 73 см, его ширина 23 см, продоль-ная база 190 см, а ширина колеи 204 см. В третьих, на нем установлены два манипулятора, предназначенные для сбора и загрузки  на возвратную ракету лунного грунта, обслужива-ния автоматической стационарной станции, расстановки приборов на лунной поверхно-сти. Кроме того, он мог служить радиомаяком для приведения и посадки других космиче-ских аппаратов.
Надо сказать, что программа МЕ8 выглядела достаточно заманчиво, поскольку с ее помощью предполагалось провести комплексные исследования Луны и одновременно создать новый базовый аппарат для исследования Луны и планет Солнечной системы. Причем все это выглядело достаточно реалистично. Но, как я уже говорил, этот проект появился не вовремя, став заложником программы 5М. К тому же к моменту выпуска техпредложения С.С. Крюков был уже снят с занимаемой должности. Назначенный же главным конструктором НПО имени С.А. Лавочкина В.М. Ковтуненко, свою подпись на этом документе не поставил.

Pavel

ЦитироватьВладимир, это всё было и так известно. Осталось непонятно: вес то на что израсходовался? Посадочная ступень КТ была? Топливо в ней было? Приборный отсек Лунохода был, а шасси его было? Специфические луноходовские системы, например телевизионная, управления движением, изотопный нагреватель и пр были? Если нет то на что израсходовался вес? Неужели балласт? Вопрос про посадочную ступень не простой, по фотографии создаётся впечатление что её нет.
 Дополнительный вопрос: а каковы были телесистемы для выполнения съёмки поверхности? Только модифицированные телефотометры Лунохода или что ещё?


Информацию выложенную Владимиром на сайте Лавочкина не читаем? (Да, это намек)

Pavel

Цитировать.....

Да... Как как-то заметил Corvax все ваши посты как самый настоящий праздник!

Vladimir

ЦитироватьВладимир, это всё было и так известно. Осталось непонятно: вес то на что израсходовался? Посадочная ступень КТ была? Топливо в ней было? Приборный отсек Лунохода был, а шасси его было? Специфические луноходовские системы, например телевизионная, управления движением, изотопный нагреватель и пр были? Если нет то на что израсходовался вес? Неужели балласт? Вопрос про посадочную ступень не простой, по фотографии создаётся впечатление что её нет.
 Дополнительный вопрос: а каковы были телесистемы для выполнения съёмки поверхности? Только модифицированные телефотометры Лунохода или что ещё?
Я понимаю Ваш интерес, но все-таки зайдите на http://www.laspace.ru/rus/luna19.html. Там практически все есть., включая рисунок. Нет там только подробной весовой сводки, но она мне просто на глаза не попадалась. Может быть просто потому, что ее уже не существует в природе. Но если найду, выложу на Форуме.