Многоразовый Союз-5

Автор Балтийский Технократ, 06.12.2021 01:21:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Балтийский Технократ

Думаю можно сделать Союз 5 многоразовым, для первой ступени. То есть спасать первую ступень.
РД-171МС не допускает, его использования в режиме посадки, так как допускает дросселирование тяги только до 40%, это 296 тонн сила, что очень много для посадки ступени посадочной массой в 30-40 тонн. Это значит надо ставить посадочные двигатели. На тягу в 60 тонн сила с дросселированием до 50%. И размещать их можно только по бокам первой ступени. Используя два или четыре посадочных двигателя. Что снижает надежность и управляемость, лучше всего работает посадочный двигатель расположенный на оси симметрии ракетной ступени, то есть в центре.
Для ракеты массой в 535 тонн, есть интересный вариант. Отказаться от двигателя РД-171МС и заменить его на три двигателя РД-191М, расположенных в углах равнобедренного треугольника в плане сечения кормы ракетной ступени. А в центре расположить посадочно-стартовый двигатель многоразового включения на тягу в 60-70 тонн сила и возможностью дросселирования до 50-40%, например многоразовый вариант РД-120МС, с коротким соплом.
В качестве посадочных опор использовать три или шесть посадочных опор, если использовать шесть, то можно просто скопировать посадочные опоры с Ф-9.
Полезная нагрузка снизится с 17,4 тонн на НЗО до 12-14 тонн. То есть до величены ПН Зенит-2.
Разумеется для многоразовой ракеты нужно будет делать свой старт.
Для одноразовой версии просто оставить РД-171МС.
Вторая ступень остается без изменений как и бак первой ступени ( с минимальными доработками на посадочные ноги и стабилизирующую арматуру внутри бака),объем топлива первой ступени, остается тот же 398 тонн.
Через тернии к звездам!

ratcustorb

#1
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 01:21:33
Полезная нагрузка снизится с 17,4 тонн на НЗО до 12-14 тонн.

А что будет написано в ТЗ в разделе "Технико-экономические требования"? Учитывая, что РН Амур в одноразовом варианте будет выводить 12,5 т:
Вы не можете просматривать это вложение.

Имхо А-3 при той же грузоподъёмности при серийном производстве будет дешевле многоразового С-5, учитывая, что не нужен отдельный СК.

Водитель

Всё тот же вопрос.

Если у нас "есть" многоразовый РД-120МС многократного включения, причём он же как понимаю и на втрорую ступень пойдёт, то зачем нам ещё один тип двигателя (191)?

Балтийский Технократ

Главная проблема наступающего длинного десятилетия (реально не десятилетие а 12-16 лет), это недостаточный темп производства мощных двигателей типа РД-191М и Раптор. Это очень сложные и дорогие а производстве машины, требующие "предельного" качества изготовления и уникальной производственной базы. Поэтому их объемы ограничены. С этим уже столкнулся Илон Маск, в панической атаке возопивший об угрозе банкротства Спейс-Х, из за недостаточно высокого темпа производства Раптеров.
 Мы точно не знаем сколько может производить РД-191 кооперация предприятий Роскосмоса. Но в печати , в открытой печати были намеки что Протон ПМ сможет производить до сотни двигателей в год. Предположим. Только предположим для общего расчета что эта цифра и есть потолок способности производить РД-191 в год.
Итак принимаем для примерного расчета максимальное производство двигателей РД-191 как 100 изделий в год. Это дает цифру в 20 ракет носителей Ангара-5 по 27 тонн на НЗО итого 540 тонны условной полезной нагрузки в год (до уровня СССР чутка дотягиваем).
Но если появляется многоразовый Союз-5 ситуация с двигателями резко меняется.
Принимаем за исходное что РД-191 двигатель имеет потенциал в 10 пусков.
Итого при применении всех 100 двигателей в многоразовом Союзе-5, мы получаем 33 пуска по 12 тонн = 396 тонн помножить на  9 итого максимально 3540 тонн в год, и после использования 9 раз на многоразовом Союзе-5, десятый и последний раз двигатель может быть использован на Ангаре-5 в одноразовом варианте, что резко снизит себестоимость пуска этой ракеты. Итого 3540+540=4080 условных тонн.
4080 условных тонн на НЗО вместо условных тонн 540 тонн
Думаю здесь есть над чем задуматься!
Образуется производственно - эксплуатационная экосистема, где двигатели поработавшие на Союзе-5 переходят на Ангару-5. При этом не обязательно на 9 пуск двигателя, можно и после третьего и пятого. Принятие решений о стратегии и тактики работы ЭКОСИСТЕМЫ оборота ракетных двигателей, будет приниматься в соответствии с общей политической и экономической ситуацией. А политическая ситуация такова, что резко повышается вероятность для благоприятного развития ракетно-космической индустрии в России и резкого роста необходимых объемов ПН для вывода на орбиту Земли.
Если это сценарий, описанный мной выше будет реализован. То именно в России есть шанс организовать впервые в мире многоразовую ракетно-космическая экосистему "Союз-5 -Союз-5М-Ангара-5-Агара-5В-Ангара-3-Ангара-1". С общим оборотом двигательных установок.
Появится резонный вопрос, а где взять столько двигателей для вторых ступеней. Ответ двигатели для вторых ступеней имеют меньшее давление и более доступны в массовом производстве чем "предельные" монстры на 200 тонн тяги.
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Надо признать следующий факт. Ангара-5 есть и будет летать, хочется кому то этого или не хочется.
Надо признать следующий факт. Союз-5 делается и будет сделан и запущен, хочется кому то этого или не хочется.
Союз-СПГ - будет или не будет это еще не ясно. И это факт. Двигателей нет, концепции в стадии проработки.
Появление ракетно-космической ЭКОСИСТЕМЫ "Союз-Ангара" может вполне серьезно поставить проект Союз-СПГ, в разряд опытных работ, закрытых за ненадобностью.
По большому счету, есть только одно кардинальное препятствие к закрытию темы Союз-СПГ, при развитии Экосистемы "Союз-Ангара" - горючее. Если будет найдено не дорогое горючее заменитель НАФТИЛА в РД-191, типа циклина или боктана, плотностью около 700-800 кг/куб.м. То надобность в проекте Союз-СПГ "отвалится сама".
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

В рамках введения в технический оборот ракетно-космической индустрии понятия "ракетно-космической ЭКОСИСТЕМЫ " предлагаю перемещение двигателей от Союза к Ангаре называть "миграцией двигателя внутри ракетно-космической Экосистемы".
Новый технический термин "миграция ракетного двигателя".
Через тернии к звездам!

ratcustorb

Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 10:48:32...
Союз-СПГ - будет или не будет это еще не ясно.
...
Если будет найдено не дорогое горючее заменитель НАФТИЛА в РД-191, типа циклина или боктана, плотностью около 700-800 кг/куб.м. То надобность в проекте Союз-СПГ "отвалится сама".
РН Амур (Союз-СПГ) будет. И надобность в ней не отпадёт, т.к. она готовится на замену Союз-2.

Балтийский Технократ

К вопросу о "посадочно-стартовый двигатель многоразового включения на тягу в 60-70 тонн сила", это не обязательно должен быть РД-120К. Для этого двигателя не важны предельные параметры удельного импульса, ему вполне хватит и импульса на земле в 250 единиц и в пустоте 290-300 единиц. Главное у ПСД должна быть надежность, многоразовость, устойчивое включение и выключение на различных этапах взлета и посадки ракетной ступени. Вполне возможно это будет двигатель с электрическими насосами топлива. Что вполне хорошо повлияет на общие характеристики первой ступни Союза-5, так как вся ступень будет "электрифицирована" и получит мощный запас электрической энергии, что весьма важно для многоразовой ступени.
Через тернии к звездам!

Андрюха

Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 01:21:33Для ракеты массой в 535 тонн, есть интересный вариант. Отказаться от двигателя РД-171МС и заменить его на три двигателя РД-191М, расположенных в углах равнобедренного треугольника в плане сечения кормы ракетной ступени. А в центре расположить посадочно-стартовый двигатель многоразового включения на тягу в 60-70 тонн сила и возможностью дросселирования до 50-40%, например многоразовый вариант РД-120МС, с коротким соплом.
А это все в корму то войдет (имею ввиду данные двигатели) для заданной ступени?

azvoz

Цитата: Андрюха от 06.12.2021 11:27:26
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 01:21:33Для ракеты массой в 535 тонн, есть интересный вариант. Отказаться от двигателя РД-171МС и заменить его на три двигателя РД-191М, расположенных в углах равнобедренного треугольника в плане сечения кормы ракетной ступени. А в центре расположить посадочно-стартовый двигатель многоразового включения на тягу в 60-70 тонн сила и возможностью дросселирования до 50-40%, например многоразовый вариант РД-120МС, с коротким соплом.
А это все в корму то войдет (имею ввиду данные двигатели) для заданной ступени?
нет конечно.

Балтийский Технократ

Цитата: ratcustorb от 06.12.2021 11:14:01
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 10:48:32...
Союз-СПГ - будет или не будет это еще не ясно.
...
Если будет найдено не дорогое горючее заменитель НАФТИЛА в РД-191, типа циклина или боктана, плотностью около 700-800 кг/куб.м. То надобность в проекте Союз-СПГ "отвалится сама".
РН Амур (Союз-СПГ) будет. И надобность в ней не отпадёт, т.к. она готовится на замену Союз-2.
вот когда полетит, тогда и скажете "БУДЕТ". А пока "старичок" Союз пережил многие проекты, и летает, и летает, и летает. И у меня есть существенное подозрение, что на ближайшие 20-30 а то и пятьдесят лет старичок Союз останется в активной работе, и будет еще неоднократно модернизирован.
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: azvoz от 06.12.2021 11:37:38
Цитата: Андрюха от 06.12.2021 11:27:26
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 01:21:33Для ракеты массой в 535 тонн, есть интересный вариант. Отказаться от двигателя РД-171МС и заменить его на три двигателя РД-191М, расположенных в углах равнобедренного треугольника в плане сечения кормы ракетной ступени. А в центре расположить посадочно-стартовый двигатель многоразового включения на тягу в 60-70 тонн сила и возможностью дросселирования до 50-40%, например многоразовый вариант РД-120МС, с коротким соплом.
А это все в корму то войдет (имею ввиду данные двигатели) для заданной ступени?
нет конечно.
разумеется, не влезут....придется делать гарготы. Их функцию вполне могут выполнить посадочные опоры в сложенном виде. в итоге размер кормы по максимальному диаметру будет около 6 метров. Именно поэтому нужно будет делать новый стартовый комплекс для многоразовой версии Союза-5
Через тернии к звездам!

ratcustorb

#12
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 12:02:22вот когда полетит, тогда и скажете "БУДЕТ".
Когда полетит - скажу "есть", а не "будет".
А многоразового С-5 даже "не будет", тем более с такой большой сухой массой первой ступени.

Искандер

Ну, а смысл?
1) Чуть увеличенный Союз-СПГ с 7-ю двигателями растянутой первой ступени уже много лучшеЕ чем это "горбатое" творение.
2) Переходить на метан все равно придётся.
3) Доколе будут полировать БХГ?!!!
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt.
Propaganda non facit homines idiotae. Propaganda fit pro fatuis.

Балтийский Технократ

Цитата: ratcustorb от 06.12.2021 12:05:09
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 12:02:22вот когда полетит, тогда и скажете "БУДЕТ".
Когда полетит - скажу "есть", а не "будет".
А многоразового С-5 даже "не будет", тем более с такой большой сухой массой первой ступени.
Говорят "Есть" когда начнется устойчивая эксплуатация комплекса. Один-два полета не показатель. РН Энергия летала 2 раза и ее НЕТ! от слова СОВСЕМ.
Через тернии к звездам!

Балтийский Технократ

Цитата: Искандер от 06.12.2021 12:11:39Ну, а смысл?
1) Чуть увеличенный Союз-СПГ с 7-ю двигателями растянутой первой ступени уже много лучшеЕ чем это "горбатое" творение.
2) Переходить на метан все равно придётся.
3) Доколе будут полировать БХГ?!!!
Где деньги "Карл" где фонды! Линейка РД-171 и производных есть, испытана и показала надежность. Достигнуть такой же надежности и экономических показателей можно только лет через 10-20 а может и вообще НИКОГДА. Не потому что это невозможно в принципе, а потому что на это нет ДЕНЕГ и РЕСУРСОВ!
Через тернии к звездам!

ratcustorb

#16
Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 12:26:32Где деньги "Карл" где фонды! Линейка РД-171 и производных есть, испытана и показала надежность. Достигнуть такой же надежности и экономических показателей можно только лет через 10-20 а может и вообще НИКОГДА. Не потому что это невозможно в принципе, а потому что на это нет ДЕНЕГ и РЕСУРСОВ!
Деньги и ресурсы есть. Нет желания что-то менять у тех, кто причастен к производству БХГ. Да ещё и С-5, отнимающий силы и время...
А за метаном будущее, ДВГГ с действительной многоразовостью...

Alex-DX

Цитата: Балтийский Технократ от 06.12.2021 11:18:08К вопросу о "посадочно-стартовый двигатель многоразового включения на тягу в 60-70 тонн сила", это не обязательно должен быть РД-120К. Для этого двигателя не важны предельные параметры удельного импульса, ему вполне хватит и импульса на земле в 250 единиц и в пустоте 290-300 единиц. Главное у ПСД должна быть надежность, многоразовость, устойчивое включение и выключение на различных этапах взлета и посадки ракетной ступени. Вполне возможно это будет двигатель с электрическими насосами топлива. Что вполне хорошо повлияет на общие характеристики первой ступни Союза-5, так как вся ступень будет "электрифицирована" и получит мощный запас электрической энергии, что весьма важно для многоразовой ступени.
Хочется водорода для многоразового включения.
RL-10 как прототип, добавляем к турбине электрический двигатель для увеличения давления КС раза в 2.  ::)
Получается тогда сверх дросселирование.

Raul

Если задача состоит в спасении дефицитного ракетного двигателя, то простейший способ ее решения - это жесткая вертикальная посадка с амортизацией сминаемыми баками. Баки - в переплавку, ХО - на переборку.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Балтийский Технократ

#19
Я сделал приблизительный расчет главного конструктора для варианта многоразовой первой ступени Союз-5.
Получил следующие цифры.
Вторая ступень без изменений.
При увеличении массы конструкции первой ступени до 42 тонн, запасе топлива на посадку в размере 12 тонн после разделения ступеней, массе ГО в 1200 кг, Полезная нагрузка на базовую НЗО при старте с Восточного составит 12500 кг, а при старте с экватора около 13700 кг.
Тяга посадочно-стартового двигателя 60 тонн импульс в пустоте 285 секунд.
Есть интуитивное подозрение, если оптимизировать 2 ступень и увеличить в ней запас топлива, можно будет "накинуть" к вышеобозначенной ПН еще по тонне.
Через тернии к звездам!