Юбилей старейшего космонавта планеты Земля

Автор ЧСВ, 10.04.2021 10:36:43

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

ЧСВ

Георгий Береговой:
летчик, испытатель, космонавт
 
15 апреля нынешнего года исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР, летчика-космонавта Георгия Тимофеевича Берегового - старейшего по возрасту космонавта Земли.
С ранних лет Георгия влекло к себе небо.   В тридцатые годы прошлого века немало молодых людей старались овладеть азами авиационных профессий. А дом Береговых стоял недалеко от летного поля, на котором тренировались местные планеристы. 
Восемь классов средней школы Георгий Береговой окончил в 1937 году. Мечта - мечтой, но сидеть на шее у родителей он не собирался. Поэтому сразу после окончания школы Георгий сначала пошел работать учеником слесаря на агломерационную фабрику, а с июня 1938 года перешел на работу электрослесарем на металлургический комбинат. Его распорядок дня в те годы был более чем напряженным: в пять утра - подъем, с шести до восьми - занятия в аэроклубе, полеты на самолетах, с половины девятого - работа на комбинате, а вечером - четыре часа теоретических занятий и подготовка материальной части к завтрашним полетам. Дома его почти не видели. После рабочей смены Георгий забегал домой, наскоро перекусывал и до позднего вечера пропадал в аэроклубе.
12 декабря 1938 года Георгий Береговой стал курсантом Военной авиационной школы, которую закончил через два с половиной года по специальности «Летчик бомбардировочной авиации». В начале июня 1941 года ему было вручено свидетельство о завершении летного образования и присвоено воинское звание сержант.
С 13 июня 1941 года Георгий Береговой служил пилотом 314-го разведывательного авиационного полка 28-й авиационной дивизии. После начала войны 22 июня 1941 года эта авиадивизия оказалась в составе Центрального фронта. Лётчик, командир звена, командир эскадрильи - вот ступени фронтовой «карьеры» Георгия Берегового.
За героизм, мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях Великой Отечественной войны, 26 октября 1944 года капитан Георгий Береговой был удостоен звания Герой Советского Союза. Конечно, в те военные годы никто и предположить не мог, что ровно через 24 года, 26 октября 1968 года, Георгий Береговой стартует в космос на корабле «Союз-3»...
Война есть война, и военная стезя состоит не только из побед... Трижды за время боевых действий самолет Георгия Берегового сбивали. В родном авиационном полку Берегового уже считали погибшим, но проходило несколько дней после «похорон» и летчик Береговой - к радости товарищей по оружию - возвращался «с того света» живым и здоровым. Во время одного из боевых вылетов он получил легкое пулевое ранение в голень левой ноги.
За период Великой Отечественной войны Георгий Береговой освоил и успешно воевал на таких самолетах, как По-2, Р-5, СБ, Р-6, Як-4, Ил-2. 
Настало мирное время, предстояла массовая  демобилизация и каждому, кто находился на военной службе, пришлось определять свою судьбу.
«Я был летчик и по-прежнему хотел летать, - напишет Георгий Береговой через много лет в книге своих воспоминаний «Три высоты». - А еще я прошел сквозь страшное горнило войны и не хотел, чтобы она когда-нибудь повторилась. Все это и определило мой выбор - остаться в армии».
Поэтому с 9 июля 1947 по 23 августа 1948 года Георгий Береговой становится слушателем дневного отделения командного факультета Военно-воздушной академии, а затем переводится на заочное отделение. В том же 1948 году он завершает обучение на курсах лётчиков-испытателей.
Чем конкретно занимался Георгий Береговой в те годы? Путевку в небо получали испытанные им новые поколения реактивных самолетов. Именно Георгий Береговой 9 сентября 1949 года поднял в первый полет (в качестве второго летчика) и выполнил испытания самолета Р-2 (И-320). Он активно участвовал в испытаниях таких крылатых машин, как МиГ-19П, СМ-12, СМ-30 (МиГ-19), Як-27К, Су-9, Ту-128, был ведущим летчиком-испытателем по государственным испытаниям самолета Як-25. 
В его летной книжке испытателя записаны шестьдесят три типа испытанных в небе самолетов. Суммарный налет летчика-испытателя Георгия Берегового на конец 1963 года составил почти две с половиной тысячи часов. Это свыше ста суток, проведенных над землей, в небесной выси!
Георгий Береговой становится заместителем начальника 1 испытательного управления ГК НИИ ВВС по летной части. А 14 апреля 1961 года, через два дня после триумфального полета Юрия Алексеевича Гагарина на космическом корабле «Восток», полковник Береговой был удостоен звания заслуженный лётчик-испытатель.Это совпадение было, конечно, случайным, но оказалось из тех, которые круто меняют жизнь человека. Георгий Береговой впервые мысленно «примерил себя» к космонавтике.
Потом, уже через много лет, после космического полета Георгия Берегового, авторы некоторых книг о советских космонавтах стали утверждать, что стать космонавтом Береговому помогла активная «помощь его бывшего фронтового командира Н.П.Каманина, который тогда руководил подготовкой первого отряда советских космонавтов». Это неправда. События разворачивались совершенно иначе.
- Я очень хорошо тебя понимаю, Георгий Тимофеевич, - сказал Каманин, внимательно выслушав просьбу своего бывшего сослуживца. - Но по утвержденным нормативам к медицинскому обследованию для зачисления в отряд космонавтов допускаются летчики в возрасте не старше двадцати пяти - тридцати пяти лет. А тебе сколько? Уже сорок стукнуло? Извини, но помочь тебе ничем не смогу...
Но чтобы Береговой уступил и сдался? Никогда! Он в буквальном смысле бомбардирует военное руководство страны своими раппортами с просьбой разрешить пройти медицинскую комиссию для зачисления в отряд космонавтов. Наконец, кто-то наверху сообразил: а действительно, почему бы не иметь среди героев космоса летчика-фронтовика и аса-испытателя? И положительная виза появилась на очередном раппорте Георгия Берегового.
В 1964 году Георгий Береговой был зачислен в отряд советских космонавтов - дополнительным набором в группу ВВС № 2. В течение следующих четырех лет он прошёл полный курс подготовки к полётам на космических кораблях типа «Восток», «Восход» и «Союз».
26-30 октября 1968 года полковник Береговой совершил полет на космическом корабле «Союз-3». В полете была сделана первая в истории освоения космоса попытка стыковки с беспилотным кораблём «Союз-2» в тени Земли. Попытка оказалась неудачной: те, кто планировал этот полет, не учли, что всего через полчаса после старта, космонавты будет очень сложно сориентироваться в состоянии невесомости, почти в полной темноте и при отсутствии связи с центром управления полетом на Земле. Космический полет Георгия Берегового продолжался 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд.  
С 1969 года генерал-майор авиации Георгий Тимофеевич Береговой работал заместителем начальника, а с 1972 года - начальником Центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина.
Старожилы Звездного вспоминают, что особенно городок расцвел и похорошел именно в годы, когда начальником ЦПК стал Георгий Береговой. У Георгия Тимофеевича хватало времени, чтобы заниматься и непосредственной подготовкой космонавтов в ЦПК, и коммунально-бытовыми проблемами Звездного городка. На территории самого Центра подготовки космонавтов многое из того, что здесь сегодня имеется, было создано в те годы, когда Центр возглавлял Георгий Береговой.
В годы работы Берегового окончательно были обустроены и тренажерные залы Центра подготовки космонавтов - зал тренажеров космического корабля и зал тренажеров орбитальных станций. В тренажерном зале «Союзов» за минувшие годы уже неоднократно менялось оборудование: сначала оно было адаптировано для работы с космическим кораблем «Союз», а потом с его модернизированными версиями - «СоюзТ», «СоюзТМ», «СоюзТМА».
Зал орбитальных станций видел тренажеры станций «Салют» первого и второго поколения, орбитального комплекса «Мир». Сегодня здесь тоже готовятся космические экипажи - те, которым предстоит многомесячная вахта на Международной космической станции.
После увольнения из Вооруженных Сил в 1987 году в звании генерал-лейтенанта Георгий Береговой работал в вычислительно-информационном центре «Лидар», а затем в совместном предприятии.
Скончался Георгий Тимофеевич Береговой 30 июня 1995 года после операции по шунтированию коронарных сосудов.
«У человека - судьба, у человечества - история», - написал в одной из своих книг Георгий Тимофеевич Береговой. Береговой вошел в историю человечества всей своей судьбой: летчик-фронтовик, заслуженный летчик-испытатель реактивных самолетов, космонавт, с полета которого началась целая эпоха в освоении околоземного космического пространства, талантливый руководитель десятков и сотен людей, которые продолжили славное дело изучения и освоения космоса. Но самое главное - настоящий Человек.
Чеслав Сэмюэль Волянецкий