Космический календарь и фото со спутников

Автор АниКей, 02.07.2020 14:59:43

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#2641

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#2643

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

rgantd.ru
Спойлер

История ракетостроения в СССР. «Ракета "Энергия" – величайшее достижение не только Советского Союза, но и всего мира». К 25-летию первого запуска
[свернуть]



15 мая 1987 г. в 21 час 30 мин. с Универсального комплекса стенд-старт[A] на космодроме Байконур был проведен первый пуск ракеты-носителя (РН) «Энергия» с космическим аппаратом (КА) «Скиф-ДМ».
После старта обе ступени «Энергии» отработали согласно циклограмме полета. Изменение всех параметров движения ракеты по времени полностью соответствовало заложенным алгоритмам управления. Через 460 секунд после старта КА «Скиф ДМ» отделился от ракеты-носителя на высоте 110 км. В процессе разделения без замечаний сработала система увода КА от РН. Однако после выполнения программных разворотов КА перешел в неуправляемый режим ориентации и, не набрав нужной скорости для выхода на заданную орбиту, по баллистической траектории упал в Тихий океан.
Первый успешный запуск ракеты «Энергия» подтвердил, что в СССР была создана универсальная ракета-носитель сверхтяжелого класса, не имеющая по своим возможностям аналогов в мировом ракетостроении, ракета с двигателями на экологически чистых компонентах топлива: кислород, керосин, водород.
Летными испытаниями комплекса в составе РН «Энергия» и КА «Скиф ДМ» была подтверждена работоспособность РН сверхтяжелого класса с асимметричным боковым расположением выводимого объекта; получен богатый опыт наземной эксплуатации на всех этапах подготовки к старту сверхтяжелого ракетно-космического комплекса; по данным телеметрической информации получен обширный и достоверный экспериментальный материал по условиям выведения, который будет использован при подготовке к запуску МКС «Буран»; начаты испытания космической платформы 100-тонного класса для решения широкого круга задач.
Спойлер

Ракета-носитель тяжелого класса «Энергия» являлась составной частью многоразовой космической системы (МКС) «Энергия – Буран». Разработка МКС началась на основании Постановления Правительства от 17.02.1976 г. «О создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета, орбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращение с орбиты грузов массой до 20 т.». Головным разработчиком МКС было определено НПО «Энергия»[C] – генеральный конструктор В.П. Глушко[D]. Главным конструктором по МКС в целом и РН «Энергия» (разгонная ступень) в январе 1982 г. был назначен Б.И. Губанов[E].
Конструктивно РН «Энергия» состоит из 2-х ступеней. Она выполнена по пакетной схеме с параллельным расположением ступеней и боковым расположением полезного груза, в которой 4 боковых ракетных блока первой ступени (блоки А) располагаются вокруг центрального ракетного блока второй ступени (блока Ц). РН устанавливается на стартово-стыковочный блок (блок Я), предназначенный для ее стыковки с пусковой установкой (ПУ) стартового комплекса. Стартово-стыковочный блок служит опорным силовым элементом при сборке и транспортировке РН. После пуска ракеты стартово-стыковочный блок остается на пусковом устройстве и может использоваться повторно. Двигательная установка РН «Энергия» состоит из 4-х четырехкамерных кислородно-керосиновых двигателей РД-170 (по одному на каждом из 4-х блоков первой ступени ракеты) и 4-х однокамерных кислородно-водородных двигателей РД-0120 на центральном блоке второй ступени. Двигатели РД-170, обладают рекордными параметрами, и сегодня не имеют аналогов за рубежом[F]. Все двигатели начинают работать со старта, с опережением на 8 сек запуска двигателей второй ступени относительно запуска двигателей первой ступени. Система автономного управления РН «Энергия», созданная на базе бортового цифрового вычислительного комплекса, обеспечивает высокую точность выведения полезного груза в заданную область и широкие возможности РН по выходу из нештатных ситуаций, в том числе и при отказе одного из двигателей. Стартовая масса ракеты 2300 т, в варианте с четырьмя боковыми блоками способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза.
Еще во время разработки РН «Энергия», у американских специалистов родилась идея создания на ее базе сверхтяжелой ракеты-носителя[G] совместными усилиями нашей страны и США. При увеличении диаметра центрального блока на нем можно было установить более мощную двигательную установку, увеличить число боковых ракетных блоков и сделать ряд других доработок. При стартовой массе «международной ракеты» (в американской терминологии IHLLV – International Heavy Lift Launch Vechile) 3820 т на опорную орбиту с высотой 200 км выводилась полезная нагрузка 205 т. Существующий стартовый комплекс и стенд-старт, несмотря на значительные отличия в характеристиках и конструкции ракет «международной» и «Энергии», смогли бы обеспечить пуск сверхтяжелой ракеты при незначительной модернизации. Совместный проект ведущих космических стран с участием других стран мог бы стать мощной, объединяющей в политическом и экономическом отношениях, силой. Создание сверхтяжелой ракеты-носителя могло бы стать шагом к осуществлению полетов не только на Луну, но и, в первую очередь, на Марс.
С развалом СССР и последующими событиями, в 1993 г. программа «Энергия – Буран» была закрыта. 12 мая 2002 г. при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре былиуничтожены хранившиеся там две готовые к использованию, РН «Энергия» и единственный летавший в космос ОК «Буран». Три РН «Энергия» находящихся на стапелях НПО «Энергия» были разрезаны.
В настоящую публикацию включена фонозапись выступления главного конструктора РН «Энергия» Б.И. Губанова, проведенная на заседании Научно-технического совета НИИХИММАШ[H] 15.05.1997 г. Содержание выступления имеет особую ценность. В нем раскрываются детали принятия руководством отрасли решения на запуск РН «Энергия» с КА "Полюс". Это решение диктовалось обстановкой, сложившейся к началу 1987 г., когда стало ясно, что изготовление первой летной ракеты-носителя и орбитального корабля МКС «Энергия – Буран» отстает от сроков, определенных Постановлением Правительства от 21 ноября 1977 г. Учитывая это обстоятельство, по инициативе главного конструктора ракеты Б.И. Губанова, поддержанного министром Министерства общего машиностроения О.Д. Баклановым, НПО «Энергия» предложило провести летные испытания экспериментальной ракеты-носителя (индекс 6С). Полученные результаты должны были быть использованы для подготовки запуска МКС «Энергия – Буран». Кроме того, при проведении пуска экспериментальной ракеты можно было получить результаты, дающие ответ на вопросы проведения огневых испытаний двигателей. Заключительными огневыми испытаниями летного экземпляра ракеты-носителя ОК «Буран» предусматривались огневые испытания пакета в полной сборке с выходом на главный режим. Проведение таких испытаний – задача чрезвычайной сложности, а проведение их на стартовой позиции для запуска РН «Энергия» с ОК «Буран», в случае возникновения аварийной ситуации, могло привести к разрушению старта. Понимая это, НИИХИММАШ предложил провести пуск экспериментальной ракеты 6СЛ с УКСС, находящийся на значительном удалении от штатных стартовых комплексов. Минимальная задача пуска состояла в уходе ракеты после старта на безопасное расстояние от УКСС и сооружений стартового района. Таким образом, проведение огневых испытаний пакета в полной сборке заменялось самим пуском. Решение на пуск экспериментальной РН 6С, после длительных обсуждений на различных уровнях, было принято Государственной комиссией по летным испытаниям – председатель комиссии О.Д. Бакланов. Результаты пуска в полной мере были использованы в обеспечении последующего успешного запуска МКС «Энергия – Буран».
На научно-техническом совете, на котором выступал Б.И. Губанов, присутствовали руководство и сотрудники НИИХИМАШ, значительное число из которых были участниками подготовки и проведения пуска РН «Энергия» с КА «Полюс» 15 мая 1987 г. Это было выступление главного конструктора перед участниками общего дела и единомышленниками.
Б.И. Губанов автор четырехтомного труда «Триумф и трагедия «Энергии». Размышления главного конструктора», изданного в 1998 г. Он стал завершением творческого и жизненного пути выдающегося отечественного конструктора.
Публикацию подготовил В.М. Смирнов.
Расшифровка фонозаписи проведена В.Ю. Михайловой.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#2648

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


informburo.kz


66 лет назад, 15 мая 1957 года, первый в мире космодром "Байконур" был введён в эксплуатацию. Именно отсюда в космос отправляли первый искусственный спутник Земли, отсюда отправился в космос первый человек – советский космонавт Юрий Гагарин.
Своё "гражданство" космодром поменял в 1991-м вслед за распадом СССР, перейдя в собственность независимого Казахстана. О том, как это было, в интервью Informburo.kz рассказал главный конструктор компании Aerospace Technology Сергей Сопов, много лет прослуживший на "Байконуре", руководивший первым запуском советской многоразовой космической системы "Энергия-Буран", а также возглавлявший S7 Space (компанию, обслуживавшую пуски "Зенитов" с "Морского старта").
Спойлер

Сергей Сопов / Фото из личного архива
– Сергей Алексеевич, как случилось, что вы стали главным участником подготовки казахстанского космодрома "Байконур" к аренде Россией?
– Это был конец 1990 года, за год до развала Союза. В тот момент всем, кто занимался транспортно-космической системой "Энергия" (советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса, на момент начала эксплуатации являлась одной из самых мощных в мире. – Ред.), было понятно, что у неё нет перспектив. Я помню совещание в кабинете Бориса Губанова (главный конструктор РН "Энергия". – Ред.), когда встал вопрос, что делать дальше.
Тогда появилось предложение оценить, можно ли подключить другие республики к развитию "Байконура". Я в этой компании был самый молодой и активный, поэтому приняли решение отправить меня в Казахстан на встречу с руководством республики.
Я встретился со всеми должностными лицами, которые имели отношение (хотя бы косвенно) к космосу. В том числе переговорил с первым заместителем председателя Совмина КазССР Евгением Ёжиковым-Бабахановым о будущем космодрома. Все понимали, надо что-то делать и это в интересах Казахстана. Но до 1991 года, распада СССР и образования новых независимых государств, никаких решений принято не было.
– С распадом СССР космодром оказался в собственности Казахстана...
– Сказать, "всё, что на нашей территории, – это наше", одно дело. Совсем другое – обладать возможностями этим распоряжаться. Вот перед руководством Казахстана и встал вопрос, что с этим делать. Меня вновь пригласили на заседание Совета министров под руководством председателя Узакбая Караманова, вернее, президиума правительства, там же был Ёжиков-Бабаханов и все заместители премьер-министра. На заседании обсуждали будущее "Байконура".
Я выступал с основным докладом. Рассказал о текущем состоянии, дал характеристику космодрому. Доклад мне точно не удался. Я сел, Караманов взял мои документы со справкой о "Байконуре" и протянул их Ёжикову-Бабаханову. И тут я понял, что это дорога в никуда, мы ведь разговаривали с ним год назад о космодроме, и ничего не сдвинулось.
И тогда я выпалил: "А можно мне ещё сказать?" Потому что даже приговорённому дают право сказать последнее слово. И меня понесло:
"В Казахстане нет ни одного человека, который разбирался бы в "Байконуре". А вы хотите им управлять. Если у вас нет людей, то создайте соответствующую организацию, которая будет управлять объектами космической инфраструктуры, вести государственную политику в этой сфере, наймите профессионалов. Пусть специалисты создадут космическую программу, вы с ней согласитесь, и они начнут её реализовывать".
Когда я завершил своё выступление, в глубине кабинета зазвонил телефон. Это была прямая связь с президентом. Глава Казахстана был на даче в то время, болел, кажется. Караманов подошёл, начал разговаривать. Я по-казахски не понимаю, но слова "ракета", "космодром", свою фамилию – расслышал...
Караманов положил трубку и, улыбаясь, вернулся к участникам совещания:
"Давайте сделаем так... – он вновь взял мои материалы по космодрому и протянул Калыку Абдуллаеву. – Вы с Сергеем Алексеевичем подготовьте проект указа о создании соответствующего министерства. Завтра в 9.30 жду вас у себя. Президент согласовал".
Абдуллаев вызвал в кабинет своего заместителя: "Вместе с Сергеем Алексеевичем подготовьте указ". Тогда компьютеров не было, его помощник стал вырезать из текстов других указов готовые фразы и наклеивать на бумагу, что-то дописывать от руки. Помню, он спросил:
"Как мы этот орган назовём?"
Я ответил: "Ни в коем случае не министерство. Самое важное, чтобы космос не стал частью правительства. Космос, особенно на первом этапе, требует прямого управления президентом". Кстати, и сегодня в странах, где космическую сферу развивают серьёзно, она находится в подчинении у глав государств. Потому что это особая отрасль, требующая концентрации сил, и не только правительственных.
В общем тогда по образу и подобию NASA я предложил назвать его "Агентством космических исследований". Замечу, что последующие переименования выхолостили саму идею, которая была заложена в названии. Создание Агентства космических исследований с функцией госуправления позволяло сохранять агентство под непосредственным подчинением президента и не переподчинить правительству. В агентстве появился институт космических исследований, зазвучала тема науки...
В общем, на следующее утро мы приехали к Караманову, он посмотрел проект, задал пару вопросов, доложил президенту, и через два дня указ был подписан главой Казахстана.
Создатель сверхтяжёлой ракеты "Энергия" Борис Губанов / Фото с сайта Buran-energia.com
– Как вы стали первым руководителем первого космического агентства Казахстана?
– Им должен был стать мой учитель, главный конструктор ракеты-носителя "Энергия" Борис Губанов. У него даже состоялась предварительная встреча с Назарбаевым, но на "Байконуре" он упал и сломал шейку бедра, на полгода выбыл из строя. Ждать было нельзя, и мне правительство выдало доверенность на управление основными фондами "Байконура", чем я и занимался до 1993 года. Пока не пришёл Токтар Аубакиров.
После создания агентства у меня произошла встреча с Назарбаевым. Он спросил, каким я вижу дальнейшее развитие космодрома и каким образом Казахстан сможет этим огромным комплексом (его оценочная стоимость составляла 29 млрд долларов на конец 1991 года) управлять.
Я доложил президенту Казахстана, что с комплексом справиться можно, и высказал своё мнение, что "Байконур" не нужен целиком. У страны нет ни сил, ни возможностей, ни экономической базы, чтобы использовать его по назначению. Во-первых, не было ракетной промышленности, не было специалистов для осуществления пусков. То есть всё, что делалось и запускалось на "Байконуре", было продуктом Украины или России. Во-вторых, содержание и эксплуатация "Байконура" требует огромных затрат. А ещё рядом город, регион. Это сейчас Байконур потерял раз в десять в экономической силе против того, каким он был лет 30 назад. А тогда это была огромная движущая сила в Кызылординской области.
– Для России чем был важен космодром, вдруг ставший собственностью Казахстана?
– И России весь космодром был не нужен, нужен был стартовый комплекс под "Протоны" и пилотируемая космонавтика, это площадки под "Союзы". Но это лишь треть космодрома, а остальное – это тяжёлые ракеты-носители "Энергия" с "Бураном", это украинский "Зенит", ещё несколько интересных комплексов, хоть и поменьше. Так вот, все эти огромные площадки подвисали. И тогда я предложил создать космопорт "Байконур" под эгидой ООН. Статус космопорта должен был гарантировать всем членам ООН свободный доступ к космическому пространству и неиспользование возможностей космопорта в военных целях.
Всё это мог осуществить только Казахстан как собственник космодрома. И для реализации этого проекта требовалось развести интересы Казахстана и РФ, чтобы избежать конфликта. Это была идея из серии: "Давайте, мы дадим то, чего у них нет и что нам не нужно". Страны-партнёры могли принести с собой инвестиции и получить возможность осуществлять собственные космические программы.
Современные космические комплексы принадлежат той или иной стране. Туда посторонних не пустят со своей ракетой. С другой стороны, многие страны не могут иметь собственный космодром. Для этого нужны серьёзные трассы отчуждения, поля падения первых ступеней ракет-носителей  и прочее. В Казахстане все эти вопросы  были решены и не требовали первоначальных инвестиций.
И нюанс экономический. Советский Союз вложил огромные деньги в "Байконур", в комплексы, часть из которых работает и сегодня. Это и инженерная, социальная инфраструктура, и город с жилыми кварталами, и азотно-кислородный завод, и железная дорога, подъездные пути, связь...  То есть все основания для того, чтобы продолжать космические проекты.
– И что ответил Назарбаев?
– Он сказал, что есть несколько стран, которые, скорее всего, согласятся войти в проект, при этом перечислил несколько государств Юго-Восточной Азии. С этого всё и началось. То есть эта идея была положена в основу деятельности космодрома на первом этапе. Эта попытка создания и использования казахстанского космодрома для того, чтобы привлечь туда инвестиции и спасти "Байконур". При этом не потерять такого партнёра как Россия, оставив за ней то, что ей действительно нужно.
Но для того чтобы дать ей то, что нужно, но не всё, надо было реализовывать идею о передаче в аренду свободных комплексов.
Для этого надо было решить несколько задач. Верховный Совет Казахстана был практически единогласно против этой схемы. Главный их посыл был: "Ни одной пяди казахской земли не отдадим, космодром наш". Мне приходилось едва ли ни к каждому лично подходить и объяснять, что от этой позиции ничего не поменяется. Никто с космодрома не уйдёт. Россия останется, только платить не будет.
Так появился договор аренды, согласно которому российской стороне передавалась только часть космодрома. Эта схема позволяла Казахстану не зависеть от России и работать с другими инвесторами по другим комплексам. Допустим, с Украиной по 45-й площадке. Тяжёлые стартовые комплексы вы могли отдать европейцам под тяжёлые носители или американцам – под полёты на Марс.
– Понятно, что эти возможности мы не использовали 30 лет назад. Сейчас у нас остались шансы для развития международного сотрудничества?
– Сегодня без согласия России вы ничего сделать не сможете.
– То есть для этого нужно разговаривать с Россией?
– Казахстан вывел правый фланг космодрома из аренды (стартовый и технический комплекс "Зенит"). По нему вы можете вести переговоры. Но есть ещё немало позиций, которые нужно выводить из аренды и переводить под казахстанскую юрисдикцию. В первую очередь речь идёт о самом городе.
Ни одно движение по космодрому Казахстан не может реализовать, для этого нужна социальная инфраструктура. Вы можете построить стартовый комплекс в 15 км от космодрома, но жить-то все равно где-то нужно! И иностранцев вы сегодня в город не завезёте. То есть этот шаг напрашивается уже давно.
ЦитироватьДумаю, что и для России город обременителен, и вам эта ситуация ни к чему. Это нонсенс, когда социальная среда в аренде у другого государства или кандидатуру главы города утверждают президенты двух государств. Если бы город был в казахстанской юрисдикции, то вопросов сегодня было бы меньше.
– Когда я пришёл к Назарбаеву в очередной раз по финансовым вопросам, он прямо сказал, что денег в Казахстане нет даже на выплаты офицерам космодрома. И тогда появилось предложение: все средства от договора об аренде "Байконура", которые будут поступать от Российской Федерации, отправлять на спецсчёт, с которого будут финансироваться космические программы Казахстана. Если бы это было реализовано, то 115 млн долларов ежегодно поступали бы не в Минфин, а на этот специальный счёт. Но две страны подписали договор, в соответствии с которым деньги поступают и затем размываются в республиканском бюджете. Никто судьбу этих денег не знает, кроме министра финансов и премьера. А космосу достаётся только то, что выделят скрепя зубами. И теперь спустя 30 лет гадают: почему у нас с космосом ничего не происходит?
– До конца 2024 года Россия обязалась завершить пуски "Протонов", летающих на токсичном гептиле. Сейчас всё чаще представители "Роскосмоса" стали поговаривать о том, что эти пуски продолжатся. Какие последствия могут быть у такого решения?
– "Протон" – это большой тяжёлый комплекс, способный выводить с космодрома на геостационарную орбиту нагрузки. Это всегда было одной из центральных задач Российской Федерации. По большому счёту Казахстан именно за это и получал деньги, потому что пилотируемая программа не была такой прибыльной в коммерческом плане, как "Протоны".
Если пуски "Протонов" и продолжат, то их будет немного. Потому что никаких коммерческих пусков Россия в ближайшие годы не получит.
Любой пуск ракеты в космос наносит экологический ущерб, но, соглашусь, "Протон" в большей степени. Но есть и мероприятия, которые компенсируют последствия пусков. Другой вопрос, проводятся ли эти мероприятия. Экология – лишь один из вопросов по "Протонам". Но есть и другой фактор – это экономика.
Казахстан – самостоятельное государство. Есть специалисты, которые взвешивают все за и против и приходят к какому-то соглашению. Так что это вопрос к этим специалистам и правительству. Им виднее. Возможно, будут компенсации со стороны России в какие-то экологические проекты. Здесь всё будет зависеть от соглашений правительств Казахстана и России.
Есть же ещё и рабочие места. Есть огромный МИК – монтажно-испытательный комплекс для "Протонов", который построили россияне за последние годы на "Байконуре", на площадке 92-50. По моему мнению, это самый лучший МИК из тех, что я видел. Ну не может это быть выброшено. Если не будет "Протона", то необходимо реализовывать другие проекты.
Falcon-9 / Фото с сайта Mavink.com
– Вы имели непосредственное отношение к наземному и морскому старту "Зенитов". Почему, на ваш взгляд, проект был закрыт?
– Ракета в своём классе действительно была лучшей, но до определённого момента. Эффективность ракеты определяется многими факторами. В технологическом плане "Зенит" до сих пор остаётся одним из лучших носителей. А вот с точки зрения экономики к ракете появились вопросы, после того как Илон Маск запустил свои "Фальконы" с многоразовой первой ступенью. Если бы даже "Зенит" существовал, он бы проигрывал по экономике Falcon раза в два.
ЦитироватьКогда я занимался "Морским стартом", тогда уже было понятно, что "Зенит" как коммерческий носитель уходит, у него нет будущего, слишком высокие затраты.

Читайте также: Любимая ракета Илона Маска. Что Казахстан и Россия делали с ракетой "Зенит"

Илон Маск может стоимость пуска уменьшить ещё на 50% от сегодняшней цены в 65 млн долларов. И он всё равно будет в точке прибыльности. А для российских ракет 65-70 миллионов – это уже ниже себестоимости. Так что если бы мы продолжали эксплуатацию "Зенитов", то он не смог бы конкурировать с Falcon.
С другой стороны, проект "Морской старт" был закрыт исключительно из политических разногласий между Украиной и Россией, начиная с 2014 года. Тогда многие проекты рухнули – и вертолётные, и двигательные. Мы связаны были с Украиной тысячами нитей. И одна из нитей – это производство "Зенитов".
В 2018 году было подписано решение, дававшее право S7 Group купить "Морской старт" с ограниченным количеством пусков "Зенитов". Их оставалось не более 12. Потому что "Морской старт" – это проект американский, права авторские принадлежали США. Ведь комплекс – это не только корабли, он включает в себя спутники, телеметрию, управление, согласование нагрузок, разработку заданий полётов. Всё это было на стороне американцев.
К сожалению, правительство РФ своё решение в части гарантий S7 не выполнило. Инвестор вложил в проект более 150 млн долларов, провёл огромную работу по реанимации комплекса, но так и не смог получить от РФ комплектующих для производства ракет для "Морского старта". В 2020 году собственник комплекса перебазировал корабли "Морского старта" на Дальний Восток, где они до сих пор стоят без движения. Так бесславно закончился один из интереснейших международных проектов в области космоса за последние 20 лет.
– Насколько новации господина Маска перспективны? И поспевают ли за этими новациями страны бывшего СССР?
Цитировать– Скажу честно, Казахстана в этом раскладе не существует. Россия отстала навсегда в части тех задач, которые реализуют американцы в космосе.
Есть такое понятие как уровень технологических возможностей страны. В зависимости от этого уровня вы можете производить лук со стрелами или современные ракеты. При том технологическом уровне, что сейчас есть у России, можно строить "Протоны", "Союзы". И всё. Дальше можно рисовать картинки. Чтобы иметь новые возможности, нужно этим заниматься и не в рамках отдельной отрасли. Потому что технический уровень – это ведь не застывшая данность, она развивается либо в сторону улучшения, либо наоборот.
РН "Энергия" в полёте / Фото с сайта Zicxa.com
ЦитироватьВ советское время у России был кислородно-водородный двигатель на первой ступени "Энергии". Сегодня страна не в состоянии его производить, то есть технология производства этого двигателя потеряна.
Чтобы восстановить технологию, необходимы колоссальные усилия, нужно вкладывать в науку, начать подготовку кадров чуть ли не со школы. То есть только через пять-десять лет мы увидим эффект. Но такими категориями мы же не мыслим. Нам надо завтра, а лучше – сейчас.
Вернёмся к Маску. Самое интересное, что он сделал, это ракета-носитель Falcon-9. В техническом плане мы не способны на сегодняшний день и раньше не могли даже осмыслить, что можно было посадить первую ступень ракеты ракетно-динамическим способом. Ни в техническом, ни в научном смысле мы этого не понимали. Мой учитель Борис Губанов всю жизнь посвятил многоразовым системам. Мы с ним ночи напролёт обсуждали, как же посадить правильно первую ступень "Энергии". Потому что вариант парашютный, который рассматривался в советской космонавтике и был реализован на РН "Энергия" для первой ступени, был очень громоздким и неуклюжим. Вот у Илона Маска решение получилось красивым и лаконичным. За это решение низкий поклон Маску, он открыл новое направление для развития тем, кто занимается средствами выведения.
Одновременно это дало понимание нам – тем, кто занимается космосом, как далеки мы сейчас от решения этой проблемы. Для того чтобы реализовать такую схему посадки, нужно иметь в распоряжении соответствующий двигатель. Так вот, в РФ такого двигателя на сегодняшний день нет. Есть только у Илона Маска да ещё в Европе.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


naked-science.ru

50 лет «Скайлэб»: опубликованы архивные снимки единственной орбитальной станции США
Николай Цыгикало 2
«Скайлэб» или небесная лаборатория стала первой и на сегодняшний день единственной национальной орбитальной станцией США, которая предназначалась для научных исследований и наблюдения Земли. Она была запущена в космос 14 мая 1973 года и до свода с орбиты в июле 1979 года приняла три экспедиции на кораблях «Аполлон».

Вид на орбитальную станцию «Скайлэб», сделанный из командного и служебного модулей «Скайлэб 4» во время облета станции, 8 февраля 1974 года / ©NASA
Спойлер

Недавно NASA опубликовало архивные снимки, связанные с работой орбитальной станции «Скайлэб».

Сборка орбитальной станции «Скайлэб» / ©NASA

Члены экипажа первой пилотируемой экспедиции «Скайлэб» обедают во время тренировки в Космическом центре Джонсона 1 марта 1973 года / ©NASA

Поднос для подогрева пищи и сервировки, созданный для «Скайлэб» / ©NASA

  Запуск экспедиции «Скайлэб 2» в Космическом центре Кеннеди во Флориде, 1973 год / ©NASA

Запуск станции «Скайлэб» ракетой-носителем Сатурн-5  / ©NASA

Фотография залива Сан-Франциско, сделанная с космической станцией «Скайлэб» в июне 1973 года / ©NASA

Астронавт Джек Р. Лусма, пилот экспедиции «Скайлэб 3», принимает горячий душ в каюте экипажа орбитальной лаборатории на околоземной орбите / ©NASA

Шкафчик личной гигиены астронавта «Скайлэб 3», в котором находятся зубная щетка, бритва на батарейках, зубная паста и крем для рук, август 1973 года / ©NASA

Фотография Солнца, сделанная 19 декабря 1973 года с борта «Скайлэб» / ©NASA

Космическая станция «Скайлэб» на фоне Земли из командного и служебного модулей «Скайлэб 3» во время маневров перед стыковкой со станцией 28 июля 1973 года / ©NASA
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная / Новости / Памятные даты / К 115-летию академика Николая Алексеевича Пилюгина
К 115-летию академика Николая Алексеевича Пилюгина
18 мая 1908 г. родился Н.А. Пилюгин — главный конструктор по разработке автономных систем управления ракет и космических аппаратов, член Совета главных конструкторов, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премии СССР.

Спойлер
Н.А. Пилюгин родился в Красном Селе около Санкт-Петербурга. В 1926 г. сразу после окончания школы он начал работать слесарем в Центральном аэрогазодинамическом институте (ЦАГИ). Молодого рабочего заметил А.Н. Туполев, и Николая направили учиться. В 1930 г. он поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана, которое окончил в 1935 г., получив диплом инженера-механика.
До 1941 г. Н.А. Пилюгин работал в ЦАГИ, а затем перешел в Летно-испытательный институт, где занимался разработкой самолетной автоматики и испытаниями автопилотов. В 1943 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1944 г. был переведен на работу в отдел управления НИИ-1 по ракетной технике, созданного на базе Ракетного научно-исследовательского института (РНИИ), на должность начальника отдела спец. лаборатории.
В сентябре 1945 г. Н.А. Пилюгин в составе группы специалистов был направлен в Германию для изучения немецкой трофейной ракетной техники. Он стал главным инженером и заместителем начальника советско-германского института RABE в г. Бляйхероде, которым был Б.Е. Черток. На немецких специалистов произвело впечатление, что советский полковник своими руками разбирал и собирал бортовые приборы. Пилюгин объяснял это так: «Когда я сам разбираю неизвестный прибор, то пытаюсь не только понять принцип его работы, но и разгадать мысли его конструктора». Это увлечение осталось у Николая Алексеевича на всю жизнь.
В январе 1947 г. Пилюгин вернулся на родину и стал работать в НИИ-885 у М.С. Рязанского начальником отдела. Вскоре по предложению С.П. Королева Пилюгин становится главным конструктором автономных систем управления и входит в состав Совета главных конструкторов. Отечественная ракетная техника стремительно совершенствовалась. За короткий срок летные характеристики баллистических ракет значительно выросли, во многом за счет систем управления. Н.А. Пилюгин вспоминал: «Все послевоенные годы я занимался, по существу, одним и тем же — созданием все более совершенных, максимально точных, минимальных по весу и габаритам и безотказных в работе систем управления». Сергей Павлович Королев очень ценил трудолюбие и прямоту Пилюгина. Он ласково называл его «Колюня».
С 1963 г. и до конца своей жизни Николай Алексеевич Пилюгин работал главным конструктором НИИ-944 (ныне — Научно-производственный центр автоматики и приборостроения, который сейчас носит его имя). Под его руководством были разработаны все системы управления для ракетно-космической техники, которую проектировал С.П. Королев, в том числе для лунного пилотируемого комплекса Л-3.
В последние годы Николай Алексеевич занимался новой для себя задачей — созданием системы управления многоразового космического корабля «Буран». К сожалению, Пилюгин не увидел полета «Бурана» и его первую в мире автоматическую посадку. Он скончался 2 августа 1982 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
[свернуть]

С.Х. Шамсутдинов
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Н.А. Пилюгин с фотоаппаратом в руках во время командировки в Германию. 1946 г. Фото Б.Е. Чертока. РГАНТД. Ф. 36. Оп. 9. Д. 9.
1/9
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!