Японский космос

Автор zandr, 26.11.2017 09:54:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

triage

Цитата: АниКей от 09.03.2023 11:52:53Космос. Инфографика. Тексты. Z
Инфографика аварийного запуска миссии H3. 31-я попытка орбитального запуска в этом году.
веселым картинкам место в теме популизации т.к. содержат простейшие ошибки данных которые публиковались много-много раз.

Как числовые так и иллюстрационные

АниКей


novosti-kosmonavtiki.ru

Япония. Испытательный пуск носителя H-III



18.03.2023
7 марта в 10:37:55 по токийскому времени (01:37:55 UTC) со второй пусковой площадки (Launch Pad 2; LP2) комплекса для старта ракет тяжёлого класса (大型ロケット発射場; или просто комплекс «Йосинобу», 吉信射点) «огнестрельного» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/80897.html) Космического центра (КЦ) Танэгасима (преф. Кагосима, регион Кюсю) специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA выполнили испытательный пуск новой двухступенчатой тяжелой ракеты-носителя H-III (試験機1号機/TF1 22S). В качестве полезной нагрузки выступил «Улучшенный оптический спутник ДЗЗ» ALOS-3 (Advanced Land Observing Satellite; 先進光学衛星) или «Дайти-3» (だいち3号, яп. «земля»).
Таким образом H-III стартовала спустя почти 68 лет после первого успешного запуска «карандаша» (Pencil Rocket) – «прародителя» японских ракет, что случилось, между прочим, в День космонавтики – 12 апреля 1955 г. (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/79938.html).
Спойлер

LP2, как помнят наши постоянные читатели, – это переоборудованный старт H-IIВ, которая красиво ушла в отставку 21 мая 2020 г., запустив к МКС последнего «Дальневосточного аиста» – беспилотный автоматический грузовой корабль HTV (H-II Transfer Vehicle) под номером девять (HTV-9).
Новый носитель японцы обозначают так: H3. Нам же, чтящим традиции обозначения ракет H-I и H-II, представляется стиль написания в виде H-III более уместным и красивым, что-ли. Впредь будем его и придерживаться, хотя это чистейшей воды авторская идея...
Теперь совершенно официальная информация: буква H в названии H-III обозначает символ химического элемента «водород».
Новый «Исполин»
В апреле 2014 г. Япония в лице JAXA и компании Mitsubishi Heavy Industries (三菱重工業; MHI) приступила к работе над проектом перспективной ракеты H-III.
Испытательный полет, таким образом, состоялся спустя почти 9 лет после начала разработки. Менеджером проекта с апреля 2015 г. является Окада Масаси (岡田 匡史), ранее занимавшийся в составе команды H-IIA разработками жидкостных ракет в КЦ Какуда и Танэгасима, после чего отвечавший за планирование по направлениям системной инженерии и системы космических транспортировок.
2023-03-18_12-00-32.pngГосподин Окада Масаси
H-III призвана заменить эксплуатируемую с 2001 г. ракету среднего класса H-IIA − в ней внедрены многочисленные улучшения и повышены характеристики при одновременном снижении общей стоимости пусковой системы − и на ближайшую перспективу стать основной японской ракетой-носителем.
«Исполин» будет летать в разных конфигурациях. Многовариантность позволит «подбирать ключики» к оптимальным вариантам для запуска широкого спектра полезной нагрузки на различные орбиты.
На первой ступени H-III будет устанавливаться связка из двух или трех маршевых кислородно-водородных двигателей LE-9, на второй  – один криогенный (кислород/водород) жидкостный LE-5B-3. Носитель будет комплектоваться нулевым количеством, двумя или четырьмя твердотопливными ускорителями SRB-3 (solid rocket boosters). Существует также три типа головных обтекателей: короткий (S) длиной 10.4 м и длинный (L) и широкий (W) – по 16.4 м. Диаметр S и L составляет 5.2 м, а W – 5.4 м.
2023-03-18_12-02-10.pngОбтекатели L и S
LE-9 работает по циклу с фазовым переходом (expander bleed cycle) – безгенераторной схеме, позволяющей повысить эффективность топливного цикла. H-III стала первой ракетой, использующей ЖРД с циклом фазового перехода на первой ступени, позволяющий увеличить тягу в ущерб эффективности.
В зависимости от версии ракета может выводить полезную нагрузку не менее 4 т на солнечно-синхронную орбиту, а при варианте с максимальной грузоподъемностью 6,5 т на геостационар. В дальнейшем возможно появление конфигураций, аналогичных американским носителям Delta IV Heavy компании United Launch Alliance или Falcon Heavy (SpaceX). Они послужат для запусков к окололунной станции Gateway снабженческих кораблей HTV-X, которые специально под американский проект могут получить экзотическое название, например, HTV-XD (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/75431.html).
Немного более подробную информацию о ракете и некоторых испытаниях можно почерпнуть здесь: https://www.roscosmos.ru/28634/.
При разработке MHI сфокусировалась на цене H-III. Целью было достижение пусковой стоимости в базовой конфигурации до 51 млн долл. Это может удвоить частоту пусков с четырех до восьми в год. Даже без внедрения технологий многоразового использования Япония хочет сделать H-III по цене конкурентоспособной Falcon 9.
Тем не менее, к настоящему времени новый носитель получил больно мало коммерческих заказов – только лишь один – в начале декабря 2018 г. оператор спутниковой связи Inmarsat стал первым коммерческим заказчиком пусковых услуг «исполина» H-III. На сайте британской компании, между тем, в настоящее время «висит» дата запуска «не ранее декабря 2023» (https://spacelaunchnow.me/launch/h3-inmarsat-satellite/). Учитывая аварийный испытательный пуск, дата может «съехать» вправо на 2024 г., и скорее всего сделает это.
Первые звоночки
26 мая 2020 г. на стенде Танэгасимы прошли 8-е квалификационные испытания LE-9 продолжительностью 225.5 с. Тогда был найден злополучный усталостный излом в турбине турбонасоса и отверстие на стенке камеры сгорания. Тогда же решили перепроектировать турбину турбонасоса (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77986.html).
11 сентября 2020 г. глава JAXA Ямакава Хироси (山川 宏) сообщил, что график разработки H-III пересмотрен в связи с «проблемным» двигателем LE-9 – испытательный пуск отложили до 1 апреля 2022 г.
2023-03-19_04-43-37.pngУстановка первого (из двух) LE-9 на первую ступень H-III, 21.09.2022
19 марта 2021 г. Ямакава-сан сказал, что требуется провести дополнительные прожиги LE-9 из-за появления в турбине вибрации. К июню того года ситуация значительно улучшилась, но была обнаружена новая «неполадка» – «флаттер турбины» (turbine flutter).
Далее. 21 января 2022 г. глава Японского агентства сообщил о перепроектировании конструкции LE-9. Наконец, 9 декабря 2022 г. «бессменный» руководитель JAXA анонсировал успешное завершение огневых стендовых испытаний двигателей LE-9, которые установят на первом изделии H-III, и о том, что пуск состоится до конца марта 2023 г...
Аварийный...
23 декабря 2022 г. от JAXA пришла долгожданная радостная весть: первый пуск H-III со спутником ALOS-3 состоится 12 февраля 2023 г.!
26 января старт перенесли на 13 февраля – ввиду неблагоприятных погодных условий, которые предсказали метеослужбы Японии.
Затем, 6 февраля дату сдвинули на неопределенный день из-за прогнозируемого сильного ветра, которого следовало ожидать 13 февраля. Соответственно появилась необходимость проверить системы, обновляющие бортовой план полета. 9 числа, после инспекций, испытательный полет назначили на 15 февраля.
13 числа JAXA подтвердило намеченную дату старта, однако 14 февраля, из-за в который раз сряду сорвавшей планы Госпожи погоды, пуск H-III определили на 17 число (15 февраля на всякий случай подтвердили дату).
Но. В назначенный день Японское агентство сообщило, что во время первой пусковой попытки H-III основные двигатели LE-9 включились, а вот ускорители SRB-3 – нет.
22 февраля состоялся разбор «неполета», на котором было озвучено следующее:
- двигатели LE-9 включились как должно и по параметрам были готовы к пуску: тяга превысила 90% от возможной, а все приборы были готовы к штатной работе;
- после достижения пусковых условий и непосредственно до планировавшегося отрыва ракеты от земли при проведении проверки на наличие неисправностей контроллер, управляющий работой первой ступени, зафиксировал аварийный сигнал, поэтому автоматика не стала подавать ускорителям SRB-3 сигнал о запуске и перевела систему в безопасный режим. То есть проблем с ускорителями не было, а система продемонстрировала отказоустойчивость – сохранила работоспособность после выявления неисправности одной из ее частей;
- проблема была в системе энергоснабжения двигателей первой ступени;
- это могло быть вызвано неполадками в работе бортовой и/или наземной электрики.
Кроме того, руководство постановило:
- разобраться в причинах сбоя и сделать так, чтобы такое не повторилось вновь;
- приложить все возможные усилия для проведения второй попытки испытательного старта до 10 марта (когда заканчивался резервный пусковой период).
В пресс-релизе JAXA от 3 марта новой датой значилось 6 марта. В нем также была более подробно описана причина срыва испытательного старта H-III. Итак, в момент разрыва связи между электрическими системами ракеты и «наземки» в линиях связи и энергопитания образовалось переходное колебание потенциала, что привело к ложному срабатыванию контроллера первой ступени. Специалисты приняли надлежащие меры.
Однако на следующий день, как вы уже понимаете, ввиду неудовлетворительных метеоусловий пуск жаждущей дебютировать H-III пришлось перенести на 7 число (5 марта JAXA планы подтвердило).
7 марта... Спустя некоторое время после старта «исполина» Японское агентство сначала дало короткую заметку, гласившую: «сделан вывод, что ракета не выполнит поставленных задач, поэтому на борт отправили команду на уничтожение». Затем вышло уточнение: «сделан вывод..., поэтому в 10:52 на борт...». Напоследок JAXA уточнило и причину: «... не включился двигатель второй ступени, на расчетную орбиту спутник уже было не вывести, ... и в 10:51:50 на борт отправили команду на  уничтожение». Также агентство сообщило о начале разбирательств по данному инциденту.
Мимоходом заметим, что из обозначения каждого пуска H-III можно понять ее компоновку. Первая цифра указывает на количество двигателей LE-9 первой ступени (2/3), вторая – количество ускорителей SRB-3 (0/2/4), а последняя – это габариты обтекателя (S/L/W).
В испытательном пуске «участвовал» вариант H3-22S. Благодаря нехитрой мыслительной деятельности мы приходим к выводу, что это были два LE-9, два ускорителя SRB-3 и короткий обтекатель.
Расследование
Уже 8 марта JAXA опубликовало выводы экстренно созванной для выяснения причин аварии комиссии. Что же произошло?
Помимо того, что уже было известно, специалисты сообщили о нормальном полете носителя до разделения первой и второй ступеней. После подтверждения разделения бортовая аппаратура ракеты отправила двигателю второй ступени LE-5B-3 сигнал о начале работы (SEIG), и сотрудники JAXA зафиксировали получение LE-5B-3 этого сигнала.
Однако возник сбой в системе энергоснабжения, и все пошло крахом. Только непонятно пока, где возникла проблема – в бортовой системе или системе двигателя.
Над разгадкой этой тайны до сих пор ломают себе голову специалисты. Подождем обнародования результатов проводимого расследования...
«Земляной» спутник
Совершенно нетрудно догадаться, что ALOS-3 «погиб». И конечно, японцы поступили отнюдь не благоразумно, а рискованно, разместив на новом носителе в испытательном полете не какую-то «болванку», сиречь, макет полезного груза, а настоящий и современный спутник ДЗЗ.
Да, они поддались соблазну преуспеть и это было свидетельство их опрометчивости и слепой веры в успех предприятия... В любом случае все прошло «ни шатко, ни валко», но если бы риск оправдался, то тогда бы мы хвалили японцев... Так что не будем их корить за излишнюю самоуверенность.
И все же, дабы понимать, какими возможностями Япония могла располагать на орбите, расскажем об утерянном спутнике...
Уверен, стоит дополнить, что слово «Дайти» (大地) оначает «землю» в значении «суша», а не планета «Земля», которая на японском звучит как «Тикюю» (地球), а дословно – «земной шар».
2023-03-19_04-46-18.pngРельеф Рио-де-Жанейро (на основе данных ALOS-1)
«Дайти-3» должен был заступить на дежурство по ДЗЗ, заменив первый аппарат серии, запущенный на 8-й ракете H-IIА 24 января 2006 г. и осматривавший земли нашей Земли своими приборами до 22 апреля 2011 г. Пользуясь случаем, напомним, что с помощью ALOS-1 японцы создали 3D-модель рельефа поверхности Земли с разрешением 2.5/5 м.
2023-03-19_04-48-06.pngКарта лесов Земли по состоянию на 2015 г., созданная благодаря ALOS-2
«Дайти-2», оснащенный радаром с синтезированной апертурой, 24 мая 2014 г. оказался в космосе благодаря 24-й H-IIА, и по сей час используется для сканирования земной поверхности, в том числе для мониторинга обстановки в Турции и Сирии после потрясших 6 февраля 2023 г. инфраструктуру и повлекших гибель людей разрушительных землетрясений.
Как показано на изображении ниже, в окрестностях геологических разломов (красные звездочки) бросается в глаза деформация земной коры.
2023-03-19_04-49-53.pngКарта тектонических движений, составленная на основе снимков ALOS-2 до подземных толчков (7 сентября 2022 г.) и после них (22 февраля 2023 г.). Дифференциальное интерференционное изображение
Головным разработчиком третьего аппарата выступила Mitsubishi Electric (三菱電機), которая отвечала за его проектирование и изготовление. Предоставлять полученные данные потребителям подрядили японскую корпорацию PASCO (パスコ). Ее сайт на английском языке: https://www.pasco.co.jp/eng/.
По сравнению с первым, новый спутник «раздобрел», то есть стал крупнее в размерах, и его еще оснастили датчиком с лучшими характеристиками, поэтому «сменщик» мог бы при съемке поддерживать ширину полосы захвата, как и у «Дайти-1» (70 км в надире), а также делать в три раза более высококачественные снимки.
«Первопроходец» серии делал фотосъемку разными приборами: черно-белую с разрешением 2.5 м в надире, а цветные, работая в четырех диапазонах видимой (синий, зеленый и красный) и ближней инфракрасной областях спектра, – 10 м.
«Дайти-3» же оснастили одним лишь датчиком, способным получать черно-белые изображения с разрешением 0.8 м в надире и цветные – 3.2 м (в шести диапазонах видимой и ближней инфракрасной областях спектра). Наложив черно-белый и цветной снимки, можно было бы сформировать «паншарпенинг-изображение» (pansharpened image) с разрешением 0.8 м. «Паншарпенинг» (panchromatic sharpening) – это объединение черно-белой картинки высокого разрешения с обладающей низким разрешением цветной. Так получают цветные изображения с высоким разрешением...
2023-03-19_04-52-09.png

2023-03-19_04-52-55.pngДиапазоны (сверху-вниз): приграничный, синий, зеленый, красный, красный край, ближний ИК
Мультиспектр «Дайти-3», добавив приграничный (coastal) к видимому диапазон и красный край (red edge), расширили до шести. Волны приграничного диапазона стойки к затуханию в воде, поэтому идеально подходят для мониторинга литоралей (приливно-отливных участков берега).
А волны красного края хорошо отражаются от здоровых растений, поэтому они послужили бы для отслеживания состояния здоровья и распределения представителей этого царства живой природы.
2023-03-19_04-55-05.pngМоделирование изображения с ALOS-3 (по центру) для сравнения с ALOS-1. Справа показана полоса захвата
Предназначение «Дайти-3» – постоянная обсервация территорий суши, прежде всего Японии, и всего остального земного шара. Накопленные в «мирное» время и сделанные при нашествии природных стихий изображения должны были направлять на помощь в обеспечении безопасности и для ликвидации их последствий, и, когда это возможно, для недопущения их наступления.
Специфическая особенность ALOS-3, которой он, уж так вышло, так и не сможет воспользоваться – наличие пяти подрежимов наблюдения:
- обычный режим:
-- полосовой (stripmap) подрежим. За один оборот вокруг Земли (98 минут) можно в идеале получать 10 минут фотоматериалов, т.е. за день обозревать максимум 4.2 млн км – площадь, сопоставимую с территорией Японии, помноженной на 11 раз;
-- стереоскопический подрежим. Одна и та же точка планеты осматривается два раза с разных ракурсов. Из параллакса выводится высота поверности, что используется для формирования цифровой модели местности.
- режим реагирования на стихийные бедствия:
-- подрежим точечного наблюдения. По всем направлениям до 60° от надира спутника меняется его ориентация, и поэтому можно видеть области не только строго по его вертикальному полю зрения. Предназначен для прояснения ситуации в районах, пострадавших в результате стихийных бедствий после наступления катастроф;
-- подрежим широкозонального наблюдения. Пролет над заданной областью несколько раз. За раз обозревается территория 200 км (по направлению движения спутника) на 100 км (по траверзу его движения);
-- подрежим наблюдения с изменением направления. Непрерывное изменение ориентации спутника для обсервации длинных береговых зон и нужных деталей рельефа.
2023-03-19_04-56-43.pngОснащение ALOS-3. Слева внизу – датчик, справа – панели СБ
Кроме того, ожидалось использование снимков с борта ALOS-3 для расширения и обновления базы высоточных геопространственных данных по территориям Японии и развивающихся стран, а благодаря различным полосам наблюдения должен был вестись мониторинг окружающей среды в приливно-отливных и растительных зонах и классификация растительного покрова. Сверхзадача «Дайти-3» состояла в построении базовой карты всея Японии за три года и остального мира – за пять лет.
Для отправки данных на Землю аппарат должен был «держать» лазерную связь с находящимся на орбите с конца 2020 г. первым японским оптическим ретранслятором двойного назначения JDRS-1 (Japanese Data Relay System, データ中継衛星1号機) (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/77542.html). В данном случае была бы задействована гражданская система LUCAS (Laser Utilizing Communication System, 光衛星間通信システム).
Характеристики спутника ALOS-3
Передача данных Прямая передача: 1.8 Гбит/с в Ка-диапазоне и  0.8 Гбит/с в X-диапазоне
Передача через оптическую межспутниковую связь: 1.8 Гбит/с
Габариты, м
(при раскрытых солнечных панелях)
5.0×16.5×3.6
Масса при запуске, т ~2.9
Проектный срок эксплуатации, лет 7.
Орбитальные параметры Солнечно-синхронная высотой 669 км с временем узла 10:30+/-15 мин и повторением наземной трассы (quasi-recurrent orbit) каждые 35 сут
Широкоугольный датчик с высокой разрешающей способностью и полосой захвата 70 км - Панхром (черно-белые изображения) с диапазоном волн 0.52-0.76 мкм и разрешением 0.8 м в надире.
- Мультиспектр (цветные) с разрешением 3.2 м в надире:
-- приграничный: 0.40-0.45 мкм;
-- синий: 0.45-0.50 мкм;
-- зеленый: 0.52-0.60 мкм;
-- красный: 0.61-0.69 мкм;
-- красный край: 0.69-0.74 мкм;
-- ближний ИК: 0.76-0.89 мкм.
Наведение 60° по всем направлениям от надира
Время наблюдения За один виток (~98 мин) максимум 10 мин наблюдений
ИК-датчик QDIP,
Агентство ATLA
Два диапазона
Как указано на сайте ALOS-3, помимо основного мультидиапазонного датчика, на аппарате разместили ПН оборонного назначения в виде инфракрасного датчика QDIP (Quantum Dot Infrared Photodetector) в интересах Агентства закупок, технологий и логистики ATLA (Acquisition, Technology & Logistics Agency), образованного 1 октября 2015 г. и представляющего собой внешнее подразделение (外局) Минобороны Японии (防衛省).
QDIP, имеющий возможности проводить наблюдения в среднем и дальнем ИК-диапазонах, помогал бы обнаруживать запуски баллистических ракет и  предоставлять информацию о них.
Поэтому Япония упустила не только расширение своих возможностей в сфере ДЗЗ, но и в военном секторе...
До первой пусковой неудачи новый флагманский носитель Японии во втором старте должен был вывести на орбиту «Улучшенный радиолокационный спутник ДЗЗ» ALOS-4 (Advanced Land Observing Satellite; 先進レーダ衛星) или «Дайти-4».
2023-03-19_05-00-30.pngALOS-4 в представлении художника
HTV-X по состоянию на декабрь 2022 г. должен был совершить свою первую миссию по пополнению запасов МКС где-то в конце 2023 ф.г. (до 1 апреля 2024 г.) или даже позже. На H-III JAXA лелеяла и другие планы. Очевидно, они будут пересмотрены. Поэтому воздержимся от их представления до второго пуска...
Что таить понапрасну и чего нам скрывать – к сожалению, это вторая пусковая неудача кряду японских – и обеих не частных, а разработанных по госпрограмме! – ракет. Разбор октябрьской аварии Epsilon-6 (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85028.html), когда специалистам тоже пришлось выдать команду на уничтожение носителя, выйдет совсем скоро.
Евгений Рыжков
Источники
https://www.jaxa.jp/article/special/pencil50/p2_j.html
https://www.rocket.jaxa.jp/column/pickupInterview/h3_interview.html
https://www.satnavi.jaxa.jp/ja/project/alos/
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%A0%E3%81%84%E3%81%A1
https://www.aw3d.jp/products/standard/
https://www.satnavi.jaxa.jp/ja/project/alos-3/index.html
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%A0%E3%81%84%E3%81%A13%E5%8F%B7
https://www.satnavi.jaxa.jp/ja/project/alos-4/index.html
https://earth.jaxa.jp/ja/earthview/2023/02/14/7381/index.html
https://www.satnavi.jaxa.jp/ja/project/alos-4/index.html
https://www.eorc.jaxa.jp/ALOS/jp/alos-3/a3_about_j.htm
https://www.inmarsat.com/en/news/latest-news/corporate/2018/inmarsat-to-be-first-commercial-customer-for-the-new-h3-launch-vehicle-provided-by-mhi.html
https://spacelaunchnow.me/launch/h3-inmarsat-satellite/
https://www.jaxa.jp/projects/files/youtube/alos-3/20230201/jaxa_doc-03.pdf
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E9%98%B2%E8%A1%9B%E8%A3%85%E5%82%99%E5%BA%81
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%83%9A%E3%83%B3%E3%82%B7%E3%83%AB%E3%83%AD%E3%82%B1%E3%83%83%E3%83%88
https://fanfun.jaxa.jp/jaxas/no082/files/jaxas-082.pdf
https://www.rocket.jaxa.jp/rocket/h3/groundEquipment.html
https://www.jaxa.jp/press/2022/12/20221223-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/01/20230126-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230206-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230213-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230209-2_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230213-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230214-1_j.html
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E6%96%B0%E5%9E%8B%E5%AE%87%E5%AE%99%E3%82%B9%E3%83%86%E3%83%BC%E3%82%B7%E3%83%A7%E3%83%B3%E8%A3%9C%E7%B5%A6%E6%A9%9F
https://www.rocket.jaxa.jp/rocket/h3/
https://www.jaxa.jp/about/president/presslec/202103_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2022/01/20220121-1_j.html
https://www.jaxa.jp/about/president/presslec/202201_j.html
https://www.jaxa.jp/about/president/presslec/202212_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230217-0_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/20230222-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/02/files/230222-mxt_uchukai01-000027752_1.pdf
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230303-2_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230304-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230305-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230307-0_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230307-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230307-2_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/20230308-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/03/files/20230308-mxt_uchukai01-000027909_1.pdf

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Veganin

https://tass.ru/kosmos/17362643
ЦитироватьТОКИО, 24 марта. /ТАСС/. Институт космоса и астронавтики при Японском агентстве аэрокосмических исследований (JAXA) запретил прием на работу иностранных специалистов, а также зачисление студентов из ряда стран, включая Россию и Китай. Об этом в пятницу сообщило агентство Kyodo.

По данным источников агентства, соответствующее решение вступило в силу еще в сентябре 2022 года. Официально ни НИИ, ни JAXA это решение никак не комментировали. Подчеркивается, что на такой шаг аэрокосмическое агентство пошло в целях обеспечения сохранности технологий, используемых при разработке спутников и ракет. Помимо специалистов из РФ и КНР, под рестрикции попали граждане КНДР, Ирана, Ирака и Белоруссии.

В то же время допускаются индивидуальные исключения в отношении граждан Китая по некоторым специальностям, кроме инженерии.

Также сообщается, что ужесточенные нормы не распространяются на тех граждан указанных стран, которые поступили на работу или обучение в Институт космоса и астронавтики до принятия новых правил.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

АниКей


tass.ru

Kyodo: НИИ при аэрокосмическом агентстве Японии запретил прием ученых из России и Китая
ТАСС


ТОКИО, 24 марта. /ТАСС/. Институт космоса и астронавтики при Японском агентстве аэрокосмических исследований (JAXA) запретил прием на работу иностранных специалистов, а также зачисление студентов из ряда стран, включая Россию и Китай. Об этом в пятницу сообщило агентство Kyodo.
По данным источников агентства, соответствующее решение вступило в силу еще в сентябре 2022 года. Официально ни НИИ, ни JAXA это решение никак не комментировали. Подчеркивается, что на такой шаг аэрокосмическое агентство пошло в целях обеспечения сохранности технологий, используемых при разработке спутников и ракет. Помимо специалистов из РФ и КНР, под рестрикции попали граждане КНДР, Ирана, Ирака и Белоруссии.
В то же время допускаются индивидуальные исключения в отношении граждан Китая по некоторым специальностям, кроме инженерии.
Также сообщается, что ужесточенные нормы не распространяются на тех граждан указанных стран, которые поступили на работу или обучение в Институт космоса и астронавтики до принятия новых правил
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


astronews.ru

Отказ ракеты H3 может серьезно задержать японские научные миссии


Неудача японской ракеты H3 во время ее первого полета в марте может отложить несколько научных миссий, включая две, запланированные к запуску на другой ракете.
Первый полет ракеты H3 7 марта оказался неудачным и не достиг орбиты. В тот день не включился двигатель верхней ступени ракеты. Контроллеры запуска включили систему самоуничтожения, разрушив ракету и ее полезную нагрузку - спутник наблюдения Земли Advanced Land Observing Satellite-3 (ALOS-3).
Ни японское космическое агентство JAXA, ни производитель ракеты-носителя Mitsubishi Heavy Industries (MHI) не раскрыли подробностей о расследовании и ходе поиска первопричины. По некоторым данным, причиной стала проблема с электрической системой разгонного блока, которая не позволила двигателю запуститься.
В разгонном блоке H3 используется двигатель LE-5B-3, разработанный MHI и аналогичный двигателю LE-5B, используемому на существующей ракете H-2A. В связи с этим запуск ракеты H-2A также приостановлен, пока продолжается расследование.
Это может задержать предстоящий запуск двух научных миссий, использующих ракету H-2A. Это космический аппарат для рентгеновской астрономии XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission) и лунный аппарат Smart Lander for Investigating Moon (SLIM), которые должны были стартовать вместе на ракете H-2A уже в мае.
Дата этого запуска находится под вопросом, сказал Масаки Фудзимото, заместитель директора Института космических наук JAXA, во время дискуссии на мероприятии Недели космической науки Национальных академий 28 марта. "Возможно, расписание придется сдвинуть, подробности этого я не знаю", - сказал он.
Космический аппарата XRISM - это замена Astro-H, или Hitomi, японской рентгеновской обсерватории, запущенной в 2016 году, которая вышла из строя вскоре после запуска, когда ее вращение вышло из-под контроля. В создании новой рентгеновской обсерватории участвуют НАСА и Европейское космическое агентство.
SLIM - лунный аппарат, предназначенный в первую очередь для демонстрации технологий точной посадки. Космический аппарат будет нести многодиапазонную камеру, которую ученые надеются использовать для изучения состава пород вокруг места посадки.
"Как только мы создадим эти технологии, мы развернем серию посадочных миссий после SLIM, и это будет нашим вкладом в Артемиду", кампанию по исследованию Луны под руководством НАСА, сказал он.
Он сказал, что надеялся услышать "хорошие новости" о статусе запуска XRISM и SLIM на прошлой неделе, но не услышал. "Мне очень жаль, но я не могу быть слишком позитивным в этом вопросе". Сам космический аппарат готов к запуску, добавил он.
Даже если H-2A будет разрешено вернуться к полетам в ближайшем будущем, остается неясным, как долго ракета H3 будет находиться на земле. Это может повлиять на третью миссию ММХ (Исследование марсианских лун). Этот космический аппарат отправится к Марсу для изучения двух его лун - Фобоса и Деймоса. Он соберет образцы с поверхности Фобоса для возвращения на Землю.
В настоящее время запуск MMX запланирован на конец 2024 года в рамках программы H3, следующего возможного окна запуска в серии окон, которые открываются примерно каждые 26 месяцев для полетов на Марс. Фудзимото предположил, что неудача с H3 делает этот график неопределенным. "Если честно, я действительно не знаю, что произойдет с этим графиком", - сказал он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Япония вводит запрет на экспорт в Россию компонентов для авиации и космической отрасли
Короткая ссылка
31 марта 2023, 06:10

Власти Японии приняли решение о запрете экспорта в Россию компонентов для авиации, космической отрасли, а также материалов и деталей, которые могут быть использованы при производстве беспилотников.
Об этом сообщили в Министерстве экономики, торговли и промышленности Японии.
Как уточняет ТАСС, ограничительные меры вступают в силу 7 апреля.
Кроме того, правительство Японии запретило экспорт в Россию детских велосипедов, игрушек, игрушечных моделей и макетов, а также головоломок и пазлов.
Ранее в японском МИД сообщили, что главы МИД G7 на первой встрече под председательством Японии договорились продолжить помощь Украине, усилить санкции против России и призвать третьи страны прекратить помощь Москве.
Кроме того, в Токио заморозили активы 39 человек и 73 организаций из России и ввели санкции против замглавы российского Минобороны Виктора Горемыкина.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Струговец накидает так что отключат на аппарате для изучени Меркурия

АниКей


lenta.ru

Япония отложила все запуски ракет H-2A
Иван Потапов


Япония отложила все запуски ракет H-2A из-за неполадок с носителем H3

Японское агентство аэрокосмических исследований отложило все запуски ракет H-2A из-за неполадок с перспективным носителем H3. Об этом сообщает SpaceNews.
Согласно японской стороне, «трудно начать подготовку к запуску [H-2A] в этом месяце, поскольку ведется выяснение [причин] неудачного старта H3».
Издание напоминает, что старый и новый носители, разработанные компанией Mitsubishi Heavy Industries (MHI), имеют множество общих элементов. Отмечается, что именно проблемы с LE-5B-3 — двигателем второй ступени перспективной ракеты — привели к необходимости задействовать команду на самоподрыв впервые стартовавшей H3.
Издание пишет, что задержка в несколько месяцев коснется двух японских космических миссий — X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission (XRISM) и Smart Lander for Investigating Moon (SLIM).
В марте Японское агентство аэрокосмических исследований прервало первый полет H3, поскольку не смогло спрогнозировать успешное завершение миссии.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Кисида пообещал продолжить поддержку японских стартапов в космосе
ТАСС


ТОКИО, 26 апреля. /ТАСС/. Премьер-министр Японии Фумио Кисида пообещал продолжить поддерживать японские стартапы, занимающиеся развитием технологий в области освоения космоса.
"Связь была прервана, а посадка не была подтверждена, но это мощный сигнал: "Мы продолжим движением вперед". Я продолжу поддержку стартапов нашей страны в области космоса", - написал Кисида в среду в Twitter, комментируя неудачную попытку японского модуля Hakuto-R совершить посадку на Луне.
Компания - разработчик Hakuto-R Ispace сообщила 26 апреля, что модуль в последние секунды перед посадкой резко ускорился, после чего была потеряна связь. В результате аппарат, предположительно, совершил жесткую посадку на Луну. В Ispace добавили, что не ожидают восстановления связи с аппаратом, вследствие чего признать посадку на Луну успешной будет затруднительно, но отметили, что полученные данные помогут в осуществлении последующих миссий.
Hakuto-R разработан японской компанией Ispace, базирующейся в Токио. Высота аппарата составляет 2,3 м. Он был запущен к Луне в декабре прошлого года с помощью ракеты-носителя Falcon 9 американской компании SpaceX.
Туда он должен был доставить четырехколесный луноход Rashid Объединенных Арабских Эмиратов, двухколесный сверхкомпактный луноход совместной разработки Японского агентства аэрокосмических исследований, производителя игрушек Tomy и корпорации Sony, а также экспериментальную твердотельную батарею.
В случае успеха миссии Hakuto-R должен был стать первым в мире аппаратом частной разработки, которому удалось совершить посадку на Луну. Это также позволило бы Японии стать четвертой страной в мире, посадившей свой модуль на естественный спутник Земли. Ранее это удалось Советскому Союзу, США и Китаю.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


novosti-kosmonavtiki.ru

Япония. Немягкое прилунение «Белого зайца»

Спойлер


04.05.2023
Япония. Немягкое прилунение «Белого зайца»
В начале нынешнего года, при описании проекта первого лунного посадочного аппарата (ЛПА) японской частной компании ispace, запущенного 11 декабря прошлого года в рамках первой миссии (Mission1/M1) ее «перезагруженной» программы HAKUTO-R (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85497.html), мы остановились на четвертом (из десяти) этапе, которые токийский стартап должен выполнить для полного успеха своего начинания. Так, 15 декабря 2022 г. был выполнен первый маневр для выведения ЛПА на заданную орбиту и завершена проверка работы основного двигателя и системы управления ориентацией.
16 декабря ispace объявила о выполнении третьего пункта (подтверждение устойчивой ориентации КА на орбите и бесперебойной генерации питания и проверка работы ключевых бортовых систем).
11 января был пройден пятый этап полета, так как ЛПА в течение месяца стабильно управлялся специалистами в дальнем космосе.
2023-05-04_00-58-07.pngМестонахождение ЛПА по состоянию на 11.01.2023
20 января ЛПА прошел апогей своей орбиты, достигнув отметки в 1.376 млн км от Земли, тем самым «Белый заяц-R» стал первым разработанным на коммерческие средства и управляемым частной компанией аппаратом, отлетевшим от Земли на такое расстояние!
28 февраля компания рассказала о статусе М1/М2. ispace уже занято разработкой двух следующих ЛПА, готовящихся к запуску в 2024 г. и 2025 г., и параллельно идет работа по поиску и заключению договоров с заказчиками, желающими видеть свои ПН на аппаратах токийской компании.
Также оперативно внедряются в конструкцию второго и третьего КА знания и новшества, к которым специалисты пришли в ходе управления первым ЛПА.
В феврале 2023 г. в производственном помещении JAL Engineering (JALエンジニアリング), дочки японской корпорации JAL (株式会社日本航空; Japan Airlines), расположенном недалеко от международного аэропорта Нарита (преф. Тиба, регион Канто), собиралась конструкторская тепловая модель ЛПА для М2, который будет почти аналогичен первому.
По ее окончании модель должны были испытать на воздействие окружающей среды, в апреле в Германии частично собрать летный образец, а затем провести финальную сборку в Японии.
Строить ЛПА для M3 доверили ispace technologies U.S., американскому подразделению компании.
Сборка конструкторской тепловой модели ЛПА (М2) в цехе JAL Engineering, февраль 2023 г.
18 марта был пройден шестой этап – выполнены все маневры перед выведением ЛПА на окололунную орбиту. Затем ispace «одолела» и седьмой пункт, выведя аппарат на окололунную орбиту. Для этого 21 марта в 10:24 по японскому времени на несколько минут включилась его главная двигательная установка.
12 апреля ispace вышла на Токийскую фондовую биржу TSE (Tokyo Stock Exchange; 東京証券取引所) или попросту Tosho (東証). Заглянув на сайт владельца биржи, JPX (Japan Exchange Group; 日本取引所グループ) (https://www.jpx.co.jp/listing/stocks/new/index.html), можно убедиться, что японскую компанию в тот день действительно официально «зачислили» в ряды биржевых игроков.
Кроме того в День космонавтики компания сообщила о попытке прилунить ЛПА 26 апреля.
Восточный край Луны с кратерами Petavius, Vendelinus и Langrenus. Снимок сделан бортовой камерой на высоте около 2000 км над Селеной, 26.03.2023
13 апреля в 10:08 двигатель ЛПА включился на 10 минут, и можно было «вычеркнуть» восьмой пункт – выполнение всех необходимых маневров на окололунной орбите. Дальше предстояла посадка...
«Белый заяц» не скачет по Луне
Подобная попытка уже предпринималась, но не раз приводила к неудовлетворительным результатам – негосударственная экспериментальная автоматическая лунная станция «Берешит» (Beresheet), созданная по проекту израильской некоммерческой организации SpaceIL, разбилась при попытке посадки на наш спутник 11 апреля 2019 г. (см. РК № 5, 2019, с. 47-49: https://www.roscosmos.ru/28633/).
Та же судьба 7 сентября того же года постигла индийский посадочный модуль «Викрам» (Vikram) (см. РК № 10, 2019, с. 62-65: https://www.roscosmos.ru/media/pdf/russianspace/rk-2019-10.pdf), запущенный в рамках миссии «Чандраяан-2» (Chandrayaan-2).
26 апреля в 01:40 по японскому времени японский коммерческий аппарат, согласно расчетам, должен был сесть в Кратере Атлас (Atlas Crater) на краю Моря Холода (Mare Frigoris) в северо-восточном квадранте видимой стороны Луны.
Однако токийский ЦУП в «Нихонбаси» (日本橋) сначала не смог установить, разбился ЛПА о поверхность, или же нет. Потом ЦУП проделал еще несколько попыток установления «контакта» с «Белым зайцем»...
В итоге частная компания сообщила, что 26 апреля по состоянию на 08:00 невозможно было восстановить связь с аппаратом. Согласно циклограмме полета, предоставленной ЦУПом, на последней стадии посадки ЛПА располагался вертикально по отношению к поверхности Луны, но после расчетного времени прилунения данные о посадке не поступили.
Кратер Атлас – место гибели «Белого зайца»
После этого специалисты, проанализировав данные, удостоверились в том, что  топливо кончилось (странно, конечно) и началось стремительное понижение высоты ЛПА, а под конец пропала телеметрия. Пришлось признать, что с высокой долей вероятности состоялась жесткая посадка...
Вместе с «Белым зайцем-R», но отнюдь не «зайцем», а заплатив за проезд до Селены, в рамках первой лунной арабской программы Emirates Lunar Mission на естественный спутник должен был попасть ровер ОАЭ «Рашид» (Rashid). Считается тоже несомненно погибшим.
Робот JAXA на Луне: слева в транспортном виде, справа – в развернутом (в представлении художника)
Не забудем и про трансформируемый робот Японского агентства аэрокосмических исследований JAXA, также бывший на борту ЛПА. Из-за его утраты JAXA не смогло провести эксперимент LAMPE (Lunar surface data Acquisition Mission for Pressurized rover Exploration) по демонстрации перемещения «робота-оборотеня» по Селене, который, выйдя из зажатого собранного состояния, «превратился» бы в мобильное передвижное средство. Японское агентство хотело на практике проверить свои идеи и наработки по созданию герметичного управляемого людьми лунного ровера.


Несостоявший эксперимент LAMPE
Таким образом благодаря немягкой посадке токийского частного и «аравийского» «государственного» роверов Япония не смогла стать четвертой организацией или государством в мире после правительств бывшего Советского Союза («Луна-9», 03.02.1966 г.), Штатов (Surveyor 1, 02.06.1966 г.) и Китая (Chang'e 3, 14.12.2013 г.), выполнившей мягкую посадку на Селену, а ОАЭ – замкнуть первую «пятерку» лунных «игроков». Однако более значимым стало бы то обстоятельство, что японская ispace могла стать первой частной компанией, прилунившей КА...
ispace с редкими и мелкими, но устраненными проблемами, прошла восемь из десяти этапов. Инженеры столкнулись с более высокой, чем ожидалось, хотя и в пределах допустимых значений, температурой ЛПА в космосе. Вскоре после запуска также была зафиксирована «неожиданная нестабильность связи», а один из бортовых компьютеров перезагружался несколько раз, но системы были дублированы, поэтому полет продолжился как ни в чем не бывало.
На первый взгляд 80% может показаться потрясающим успехом для частной компании при ее первой попытке прилунения, но учитывая, что последние два этапа: само прилунение; проверка штатного функционирования ЛПА после посадки – установка связи, проверка систем энергоснабжения и готовности к выпуску ПН заказчиков, – были тем, ради чего все и затевалось, результат удручающий. Получилось жесточайшее прилунение с полной потерей функциональности ЛПА и ПН...
Как только выйдет официальный и подробный разбор случившегося, мы обязательно его опубликуем.
Сходных дерзновений у других государств и частных компаний не отнимать. В 2023 г. провернуть подобное дельце прежде нежели это снова решится сделать ispace в рамках M2 не ранее 2024 г.) собираются американские Astrobotic, Intuitive Machines и Индийская организация космических исследований ISRO (Indian Space Research Organisation). Первая частная компания готовится к запуску предварительно в мае (ЛПА Peregrine), а вторая (ЛПА Nova-C) и ISRO (АМС «Чандраяан-3») – в июне с.г.
В 2023 ф.г. для демонстрации точной посадки JAXA планирует запустить SLIM (Smart Lander for Investigating Moon) на H-III. Но когда состоится второй испытательный старт новой ракеты, неизвестно, поэтому и сроки тут пока «плавают».
Лого Nova-C
ЛПА Peregrine
SLIM
Надеемся, хоть кто-то преуспеет в этом или следующем году, а его ровер составит на Луне компанию китайскому «Юйту-2» (玉兔二号), второму «нефритовому зайцу», что с 3 января 2019 г. в одиночку исследует обратную сторону этого небесного тела.
Слабо вырисовывается тенденция
В последнее время Японию преследует вереница неудач. Ранее было зафиксировано два неудачных ракетных пуска осенью и весной (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85716.html). Но прошу прощения, я тогда написал, что они последовали один за другим – бывает, ошибаюсь... Между ними же был вполне успешный зимний пуск H-IIA с IGS R-7 (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85590.html)!]
Так что конфузы с японскими ракетами случились не друг за другом, чего не скажешь о межпланетных полетах (в данном случае их можно свести к Селене и окололунному пространству): неудача ispace стала второй подряд для Японии...
До этого проблемным после доставки в космос оказался один из двух японских «зайчиков», запущенных 16 ноября 2022 г. в составе группы кубсатов на «американском трамвайчике» Space Launch System в ходе миссии Artemis I.
Японские кубсаты можно найти слева: по центру и сверху
EQUULEUS (EQUilibriUm Lunar-Earth point 6U Spacecraft) для осуществления нескольких пролетов Луны и изучения плазмосферы Земли УФ-телескопом-рефлектором до сего времени работает хорошо.
Ранее, 26 ноября 2022 г. JAXA сообщала, что EQUULEUS (латынь, созвездие «Малый Конь») 22 ноября пролетел Селену и благополучно «запрыгнул» на запланированную орбиту, которая через полтора года, из коих миновала уже почти треть, приведет его к точке Лагранжа L2 системы Земля-Луна.
А второй кубсат – OMOTENASHI (Outstanding MOon exploration TEchnologies demonstrated by NAno Semi-Hard Impactor) – для отработки технологии «полужесткого» прилунения и замера уровня радиации в полете не будем спешить хоронить, ведь нам решительно не известно, что происходит на его борту в недалеком космическом пространстве, но его возвращения к жизни мы ожидали и до сих пор ожидаем весной, после выхода кубсата из гибернации (зимней спячки), вместе с, так скажем, «первыми птицами».
Тем более что в последнем (от 26 апреля) номере журнала ISAS News, ежемесячно выпускаемого Институтом космических и астронавтических наук ISAS (Institute of Space and Astronautical Science), утверждается, что хотя по состоянию на конец марта (когда писался материал для этого номера) сигнала от OMOTENASHI так и нет, специалисты хотят подождать до лета, в надежде, что аппарат «очнется».
Как и обещали, в первой декаде мая мы обнародуем разбор аварий H-III и Epsilon-6, а летом обязательно детально расскажем про EQUULEUS и OMOTENASHI. Будем надеяться, «спящий» даст радостный повод для этого.
[свернуть]

Евгений Рыжков
Источники
https://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%83%84%E3%82%AF%E3%83%A8%E3%83%9F
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4568
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4206
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4250
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4351
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4367
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4443
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4462
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4584
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4618
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4647
https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=4659
https://twitter.com/ispace_HAKUTO_R
https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews505.pdf
https://www.jaxa.jp/press/2022/11/20221126-1_j.html
https://www.jaxa.jp/press/2023/04/20230426-1_j.html
https://humans-in-space.jaxa.jp/biz-lab/tech/lampe/
https://www.intuitivemachines.com/im-1
https://en.wikipedia.org/wiki/Astrobotic_Technology
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%8F%D0%BD-3
https://en.wikipedia.org/wiki/Smart_Lander_for_Investigating_Moon
https://en.wikipedia.org/wiki/Nova-C
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

В Японии журналистам перед саммитом G7 показали пробы грунта с астероида Рюгу
ТАСС


ХИРОСИМА /Япония/, 19 мая. /Корр. ТАСС Кирилл Агафонов, Алексей Заврачаев/. Пробы грунта с отдаленного астероида Рюгу, собранные и доставленные на Землю зондом "Хаябуса-2" ("Сокол-2"), показали журналистам перед саммитом G7 в Хиросиме.
На выставочном стенде Японского агентства аэрокосмических исследований представлена песчинка, которую можно рассмотреть при помощи установленной линзы. Рядом расположен макет зонда "Хаябуса-2". В пресс-центре, рассчитанном на несколько тысяч журналистов, представлено еще несколько стендов, на которых можно ознакомиться с местной кухней, а также современными технологиями в области микроэлектроники, транспортировки сжиженного природного газа и использования водорода в качестве топлива. Ранее пробы грунта с Рюгу показывали журналистам в Каруидзаве, где проходила встреча глав МИД G7.
5 декабря 2020 года "Хаябуса-2" сбросил на Землю капсулу с образцами с астероида, завершив тем самым свою шестилетнюю экспедицию к космическому телу. В ходе предварительного анализа было установлено, что некоторые частички пыли содержат большое количество воды, соединений углерода и водорода, азота и водорода, а также различных водных минералов, таких как карбонаты. Их присутствие говорит о том, что этот астероид сохранил в себе первичную материю Солнечной системы в нетронутом виде. В июне ученые объявили, что обнаружили в образцах более 20 аминокислот, входящих в состав белков, что может стать подтверждением теории космического происхождения материалов, составляющих основу жизни на Земле.
Диаметр Рюгу, который пересекает орбиты Земли и Марса, составляет около 900 метров. Он относится к классу C - самому распространенному из ныне изученных. В таких астероидах присутствует большое количество углерода. Кроме того, на поверхности подобных тел можно обнаружить частички воды, что, как полагают специалисты, будет способствовать разгадке тайны распространения жизни во Вселенной.
Зонд после сброса капсулы совершил маневр по уклонению от Земли и отправился в новую экспедицию к астероиду 1998 KY26 диаметром 30 м. Ожидается, что в июле 2031 года "Хаябуса-2" совершит посадку на его поверхность и возьмет образцы грунта, в котором могут содержаться частицы воды и органических веществ.
Япония в этом году председательствует в Группе семи и с 19 по 21 мая проводит ее саммит в Хиросиме
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


nauka.tass.ru

Японская ракета H3 не станет выводить на орбиту спутник при следующем запуске
ТАСС


ТОКИО, 24 мая. /ТАСС/. Новейшая японская ракета-носитель тяжелого класса H3 не будет выводить на орбиту спутник в ходе следующего запуска на фоне прошедших в марте неудачных испытаний. Об этом сообщило в среду Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA).
В заявлении подчеркивается, что повторная потеря спутника "может оказать негативное влияние на выполнение миссии ракеты-носителя". В связи с этим вместо него H3 будет оснащена муляжом, имитирующим космический аппарат.
Ожидается, что следующий запуск ракеты-носителя состоится во второй половине года, однако, по данным агентства Kyodo, эти сроки могут быть перенесены из-за необходимости проведения дополнительных технических работ.
7 марта JAXA осуществила первый запуск H3 с космодрома Танэгасима. Однако из-за того, что не удалось запустить двигатель второй ступени, японские специалисты инициировали самоуничтожение ракеты. Ожидалось, что она выведет на орбиту японский спутник ALOS-3, предназначенный для наблюдения за стихийными бедствиями. Обломки ракеты упали в водах к востоку от Филиппин, никакого ущерба не зафиксировано.
H3 - крупнейшая ракета-носитель Японии, работающая на жидком топливе. Ее длина составляет 63 м, диаметр - 5,2 м, грузоподъемность - от 4 до 6,5 тонны. При этом длина и вес первой ступени могут меняться из-за разных типов двигателя и наличия ускорителей. Разработка ракеты началась в 2013 году. Компания Mitsubishi Heavy Industries потратила на эти цели около 200 млрд иен ($1,4 млрд). Для создания некоторых деталей новой ракеты-носителя использовались 3D-принтеры, что позволило снизить стоимость ее производства.
H3 должна была заменить ракету-носитель H-2A, которая эксплуатируется с начала 2000-х годов. Это одна из самых надежных в мире ракет: из 46 запусков 45 завершились успешно.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zandr

https://tass.ru/proisshestviya/18272899
ЦитироватьЯпонская ракета-носитель Epsilon S взорвалась во время испытаний двигателя
ТОКИО, 14 июля. /ТАСС/. Небольшая ракета-носитель Epsilon S, разрабатываемая Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), взорвалась в пятницу во время испытаний двигателя второй ступени. Это следует из трансляции, которая велась на канале NVSlive в Youtube.

Японская ракета H3 не станет выводить на орбиту спутник при следующем запуске
Причиной неудачного запуска новой японской ракеты H3 стала проблема системы электропитания
Взрыв произошел примерно через минуту после начала испытаний двигателя. К месту инцидента направлены пожарные расчеты.

Как сообщает телеканал NHK, в результате инцидента никто не пострадал.

С 2013 года JAXA провело пять успешных запусков Epsilon и один неудачный. Твердотопливная трехступенчатая ракета серии Epsilon разработана JAXA совместно с авиастроительной корпорацией IHI. Длина Epsilon S составляла 26 м, диаметр - 2,5 м, грузоподъемность - от 590 до 700 кг.

Epsilon S - это новая модификация с усовершенствованным обтекателем, которая должна прийти на замену Epsilon. Ввод новой ракеты в эксплуатацию намечен на 2024 год.

triage

#138
Цитата: zandr от 14.07.2023 06:48:37https://tass.ru/proisshestviya/18272899
ЦитироватьЯпонская ракета-носитель Epsilon S взорвалась во время испытаний двигателя
ТОКИО, 14 июля. /ТАСС/. Небольшая ракета-носитель Epsilon S, разрабатываемая Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA), взорвалась в пятницу во время испытаний двигателя второй ступени.
очень интесно как РН взорвалась при наземных испытаниях двигателя второй ступени, притом твердотопливного.

При копипасте хоть думать надо что вставлять.

ЦитироватьЯпонская ракета H3 не станет выводить на орбиту спутник при следующем запуске
да неужели, спутник был уже давно снят, а добавлены   50кг и кубосаты.

Связи никакой

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!