Японский космос

Автор zandr, 26.11.2017 09:54:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Mitsubishi вместе с Toyota и космическим агентством Японии создадут пилотируемый луноход
ТАСС


ТОКИО, 21 июля. /ТАСС/. Японская компания Mitsubishi Heavy Industries присоединится к проекту по разработке пилотируемого лунохода, который осуществляют автомобильный концерн Toyota Motor и Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA). Об этом говорится в распространенном в пятницу пресс-релизе двух корпораций.
Сам проект, получивший название "Лунный крейсер", находится в стадии разработки уже несколько лет. Он предполагает создание шестиколесного лунохода с солнечными батареями, предназначенного для передвижения по поверхности Луны и изучения ее поверхности. Mitsubishi Heavy Industries в рамках проекта будет отвечать за технологии систем жизнеобеспечения, чтобы создать внутри лунохода комфортную среду для пребывания.
Транспортное средство, как ожидается, будет иметь размер 6 м на 5,2 м на 3,8 м, а площадь внутреннего пространства лунохода составит примерно 13 кв. метров с двумя посадочными местами. Батарея нового поколения, которая будет установлена в луноходе, позволит ему преодолевать расстояние в тысячу километров по поверхности Луны без подзарядки.
К проекту создания лунохода уже присоединились другой японский автоконцерн Honda Motor и производитель шин Bridgestone. Ожидается, что пятилетняя миссия на Луну с использованием этого новейшего пилотируемого лунохода будет запущена к 2029 году. Mitsubishi Heavy Industries также отдельно занимается созданием беспилотного лунохода, который может быть отправлен к Луне в 2025 году для сбора информации в рамках проекта "Лунный крейсер".
В NASA весной 2019 года объявили, что программа высадки астронавтов на Луне Artemis включает три этапа. Первый - вывод в космос с помощью новой ракеты-носителя Space Launch System корабля Orion, который в непилотируемом режиме совершит несколько витков вокруг Луны и вернется на Землю. Второй - облет естественного спутника Земли уже с экипажем на борту. На третьем этапе в 2025 году NASA рассчитывает доставить астронавтов на Луну, а затем отправить их на Марс в середине 2030-х годов.
Япония в 2019 году объявила о решении присоединиться к лунной программе NASA. Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии и NASA подписали соглашение о сотрудничестве в области исследования естественного спутника Земли. Речь идет о взаимодействии с целью поставок необходимого исследовательского оборудования, обмене данными о лунной поверхности, совместном создании лунохода, а также о возможной отправке японских астронавтов на Луну
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


novosti-kosmonavtiki.ru

«Самочувствие» японских кубсатов миссии Artemis I — Новости Космонавтики




Как мы можем наблюдать на примере лунного посадочного аппарата (ЛПА) «Белый заяц-R» частной японской компании ispace (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85929.html), мало быть просто отправленным в направлении Луны, надо еще и достичь ее.
Про выведенный в космос на SLS (Space Launch System) кубсат NASA NEA Scout мы писали (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85215/), однако еще в декабре прошлого года «Скаут» признали негодным для исследования околоземного астероида 2020 GE, так как с аппаратом не смогли установить связь, а его солнечные панели не раскрылись.
Мы надеялись, что этим летом также запущенный SLS «проблемный» японский кубсат OMOTENASHI нарушит «режим молчания» (https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/85929/), и благодаря этому радостному событию мы сможем дать его описание, но 27 июня 2023 г. на 76-м заседании подкомитета по использованию космических разработок Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA раскрыло текущий статус кубсатов OMOTENASHI и EQUULEUS. Наконец, наше перо дошло до них...
Начнем с того, что 16 ноября 2022 г. в рамках миссии Artemis I гостеприимный борт новейшей американской ракеты SLS, которая будет выступать на мировом «пусковом ринге» в «супертяжелом весе», принял в качестве попутной нагрузки 10 кубсатов для проведения технологической демонстрации и научных наблюдений.
Так уж приключилось, что среди других зайчиков в американском трамвайчике «затесались» целых два 6U-кубсата японского «происхождения»: EQUULEUS (EQUilibriUm Lunar-Earth point 6U Spacecraft) и OMOTENASHI (Outstanding MOon exploration TEchnologies demonstrated by NAno Semi-Hard Impactor).
Как они попали на борт «супертяжа»? Дело в том, что в августе 2015 г. NASA попросило другие космические агентства прислать свои предложения по размещению кубсатов в качестве попутной нагрузки на первой SLS.
И Япония приcлала несколько вариантов, а в апреле 2016 г. NASA одобрило понравившиеся проекты EQUULEUS и OMOTENASHI. JAXA отдало проект в руки Института космических и астронавтических наук ISAS, который с сентября и приступил к соответствующим работам. Первый проект начал разрабатываться молодыми специалистами Японского агентства и Токийского университета (東京大学), а вторым занималась в основном молодежь JAXA.
По самому первому графику дебют SLS должен был состояться осенью 2018 г., и по сей причине кубсаты было необходимо доставить в США к началу года запуска, но разработка нового носителя неоднократно задерживалась.
Тем временем к концу 2019 г. «японцев» полностью подготовили к полету на SLS, а затем отправили в Америку отчет экспертизы по безопасности. В июле 2021 г. кубсаты «вручили» NASA, но многочисленные отсрочки привели к тому, что первая беспилотная SLS стартовала с пусковой площадки LC-39B Космического центра им. Джона Кеннеди лишь осенью 2022 г...
Equ. LC-39B – EML2
EQUULEUS (EQUilibriUm Lunar-Earth point 6U Spacecraft) разрабатывался с целью отработки технических задач: управления аппаратом в дальнем космосе и демонстрации работы экспериментальной двигательной установки. Габариты кубсата таковы: длина, ширина и высота составляют 37×24×11 см, масса равна 10.5 кг.

EQUULEUS
EQUULEUS, как на латинском языке называют созвездие Малый Конь северного полушария неба, оснащен восемью солнечными панелями размером 30×6 см (суммарная мощность) 50 Вт, имеет трехосную систему управления ориентацией и транспондер Х-диапазона. Малый Конь, сокращенно Equ, – второй в списке наименьших по площади созвездий после Южного креста (Crux).
Главная цель «Малого Коня» состоит в достижении точки Лагранжа системы Земля-Луна EML2 (Earth-moon Lagrange point 2). В немного похожей по названию точке L2 системы Солнце-Земля «поставлен» американский космический ИК-телескоп «Джеймс Уэбб» или JWST (James Webb Space Telescope), и ее же ранее в качестве «наблюдательного плацдарма» использовали для измерения перепадов температур реликтового излучения аппарат WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe) (2001-2010; NASA) и спутник Planck, созданный для изучения вариаций все того же космического сверхвысокочастотного фона (2009-2013; ESA). EQUULEUS же «метил» в точку L2 системы Земля-Луна, откуда можно легко отправиться к Марсу или даже Юпитеру.

Точки Лагранжа системы Земля-Луна
AQUARIUS (AQUAResIstojet propUlsion System) – установка на горячем газе, использующая воду в качестве горючего, и включающая два двигателя для изменения траектории полета (тяга 4,1 миллиньютон, удельный импульс 70 сек) и четыре движка управления ориентацией (0,6 мН, 60 сек). AQUARIUS (лат., большое зодиакальное созвездие Водолей), имел в своем распоряжении 1.2 л воды.
Вода, находясь в жидком состоянии при нормальной температуре, обладает низкой молекулярной массой, что позволило уменьшить объем и добиться высокого удельного импульса двигательной установки. Но, как предупредили японцы, это вовсе не «котел» высокого давления, так как вода в AQUARIUS испаряется при давлении всего лишь около 3/100 от атмосферного.
Помимо техзадач для кубсата-«многостаночника» разработали научно-исследовательскую программу, включающую изучение радиационной обстановки в плазмосфере (или внутренняя магнитосфера – область земной атмосферы, содержащая электроны и высокоэнергетические частицы/частицы высоких энергий) в экстремальном ультрафиолете, оценку размеров и распространения метеоритов на обратной стороне Луны, а также изучение пылевой обстановки на пути к Селене. Соответственно, на борту разместили три прибора.

Угол обзора PHOENIX
С помощью телескопа-рефлектора PHOENIX (Plasmaspheric Helium ion Observation by Enhanced New Imager in eXtreme ultraviolet) с диаметром тубуса объектива всего 60 мм планировалось провести первые в мире (для такой крохотной космической обсерватории) наблюдения космической плазмы в экстремальном ультрафиолете. «Феникс» работает на длине волны 30.4 нм.
В плазмосфере, благодаря электромагнитным возмущениям, доставляемым солнечным ветром, возникает множество интереснейших явлений. По числовой плотности легкие ионы водорода занимают в плазмосфере первое место (~90%), а оставшиеся 10% приходятся на ионы гелия и малочисленное «племя» ионов кислорода.
Электроны ионов гелия и кислорода (в ионах водорода электронов нет) приходят в возбужденное состояние, а потом выходят из него, и образуется невидимое глазу свечение – так называемый рассеянный свет солнечного резонанса (太陽共鳴散乱光). Благодаря его наблюдению PHOENIX может изучать происходящие в плазмосфере изменения.
Также на борту разместили CLOTH (Cis-Lunar Object Detector within Thermal Insulation) для изучения пылевой обстановки по ходу полета. CLOTH спроектирован для обнаружения пыли и мелкого космического мусора.

DELPHINUS
DELPHINUS (DEtection camera for Lunar impact PHenomena IN 6U Spacecraft) (лат., небольшое созвездие Дельфин из северного полушария неба) – прибор для «засекания» вспышек на Луне, рождающихся от падения метеоритов (Lunar Impact Flash), и наблюдения за астероидами.
«Дельфин» может обозревать около четверти лунной поверхности. В отличие от наземных телескопов, что могут изучать Луну лишь в темное время суток, «Малый Конь» мог бы, находясь на «якоре» за обратной стороной «ночной царицы», проводить длинные сеансы наблюдений (более суток за раз) и не «страдать» от свечения земной атмосферы и пепельного света Луны, когда наш спутник слабо освещается солнечными лучами, отраженными от нашей планеты.

Малый Конь в окружении Дельфина, Водолея и Пегаса
Старый конь борозды не испортит? Но это была и не «загнанная старая кляча», и не пышущий здоровьем «младой скакун», а просто «малый конь». С одной стороны японцы как нельзя угадали с названием, так как оно дает представление о миниатюрных размерах кубсата, и поначалу казалось, что лихой «жеребенок», незаметно для всех, быстренько «проскочит» расстояние до цели. Не тут-то было. Малоопытность не самого «коня», а скорее разработчиков и специалистов, сыграла злую шутку...

Снимки обратной стороны Луны, 22.11.2022
Поначалу, казалось, все шло хорошо. Сразу после отделения от SLS Мадридский комплекс дальней космической связи MDSCC (Madrid Deep Space Communication Complex), входящий в Сеть дальней космической связи NASA DSN (NASA Deep Space Network), принял сигнал от Equ, а позднее инженеры проверили функциональное состояние кубсата (были достигнуты минимальные рабочие параметры).
22 ноября 2022 г., после прохождения этапа орбитального управления, «Малый Конь» выполнил гравитационный маневр у нашего естественного спутника, во время которого даже сделал несколько снимков обратной стороны Селены с расстояния около 5550 км.
В объектив попала область, расположенная примерно на 110-160° восточной долготы (граница обратной стороны «идет» выше 90° в.д.). На первое фото попал лунный терминатор, то есть линия светораздела дня и ночи, а на втором видно Море Москвы (Mare Moscoviense). За последнее отдельное спасибо нашим японским коллегам.
Далее, до 27 апреля 2023 г. специалисты три раза планово изменяли траекторию полета кубсата и еще одиннадцать раз корректировали ее (итого 14 маневров), и в итоге аппарат взял верный курс, чтобы благополучно достичь EML2 к концу года.
12 февраля 2023 г., спустя три месяца после доставки кубсата в космос, была даже совершена ранее непредусмотренная съемка «Дельфином» долгопериодической кометы C/2022 E3, которую обнаружили относительно недавно (2 марта 2022 г.) с помощью Установки для поиска транзиентов им. Цвикки ZTF (Zwicky Transient Facility). Тогда Equ находился на расстоянии около 69.45 млн км от кометы и 340 тыс км от Земли.
К концу апреля было подтверждено, что вся научная аппаратура пребывает в исправном состоянии, и даже получены данные о плазме магнитосферы Земли (планируется опубликовать соответствующую статью в научном журнале позднее). Также периодически проводились коррекции траектории полета. Получается, что до конца апреля все было отлично...
Однако 18 мая, начиная с 21:00 по токийскому времени Станция дальней космической связи Мисаса MDSS (深宇宙探査用地上局; Misasa Deep Space Station), расположенная в г. Саку (преф. Нагано, регион Тюбу), предприняла несколько попыток связаться с кубсатом, но тот молчал. Это было более чем странно, так как двумя днями ранее схожих проблем не было, и это заставило всерьез потревожиться о будущем «непарнокопытного».
ISAS начал искать источник проблемы, и определил, что с наземной станцией MDSS все в порядке, а вот на другом конце «провода» определенно что-то не так. Специалисты попробовали решить проблему удаленно, включив и перезагрузив бортовой передатчик, но весточки от «Малого Коня» так и не получили.
Позднее, 23-25 мая, пользуясь тем, что Equ, направляясь в EML2, в последний раз приблизится к Земле, ISAS, не мешкая, прибег к помощи крупнейших наземных средств, чтобы понять, можно ли его еще спасти. В их числе находящийся на Гавайях японский телескоп Субару (すばる望遠鏡; Subaru Telescope), обсерватория Окаяма Киотского университета (京都大学岡山天文台; 京都大学岡山天文台), базирующаяся в г. Флагстафф (штат Аризона) обсерватория Лоуэлла (Lowell Observatory) и другие.
В результате оптических наблюдений стало ясно, что батареи разрядились, и кубсат вращается бесконтрольно. Почему так сталось, предстоит еще разобраться спецкомиссии...
Однако, благодаря Equ Япония уже смогла выделиться среди остальных космических государств. Во-первых, при пролете Луны впервые в мире двигательная установка, использующая воду в качестве горючего (AQUARIUS), успешно отработала за пределами низкой околоземной орбиты. А во-вторых, EQUULEUS – единственный из десяти запущенных на SLS кубсатов, которым успешно управляли в космосе согласно ранее составленному плану.
Более того, JAXA пока не отреклось от своего «коня», и ждет благоприятного случая, когда солнечные лучи попадут на батареи и зарядят их.
В июльском номере журнала ISAS News, выложенным на сайте Института 27 июля, повторяется информация, изложенная в документе JAXA от 27 июня, так что на конец июля 2023 г. связь со спутником еще не налажена.
Если питание получится восстановить, то специалисты подкорректируют полетную траекторию кубсата и направят его в желанную EML2. И тогда EQUULEUS может стать самым малым КА, достигшим данной точки...
OMOTENASHI. Спящий пробудится ли?
OMOTENASHI (Outstanding MOon exploration TEchnologies demonstrated by NAno Semi-Hard Impactor) разработан для отработки технологии «полужесткого» прилунения, а соответственно работы твердотопливного двигателя, механизма отделения и смягчения удара при касании, а также исследования радиационной среды в окрестностях Земля-Луна.
«Омотэнаси» (おもてなし) можно перевести как «угощение» или (хороший) «прием» (кого-либо), (хорошее) «обращение» (с кем-либо). Длина, ширина и высота кубсата составляют 37×24×11 см, масса – 12,6 кг.
В противоположность EQUULEUS, полет OMOTENASHI не задался почти с самого начала. После «сброса» с SLS Мадридский комплекс MDSCC установил связь с «Омотэнаси», но последующие повторные попытки ни к чему не привели...
Ситуация обострялась тем, что выполнить корректирующий орбитальный маневр перед прилунением было необходимо до 22 ноября 2022 г. Как мы понимаем, из-за означенной проблемы никакой «полужесткой» посадки на Луну произведено не было.
Причиной неполадки, как Японское агентство сообщило еще 20 декабря 2022 г., стало  по какой-то причине неполное закрытие клапана газоструйного двигателя, и, как следствие, выход всего топлива из газовой емкости, что привело к потере ориентации.

Испытание твердотопливного двигателя на вакуумное горение в установке для полевых экспериментов Акиру (あきる野実験施設)
Причем, в наземных испытаниях такого сбоя зафиксировано не было. Среди вероятных причин инженеры называют износ уплотнения клапана или его загрязнение из-за вынужденного пребывания на земле в течение более чем трех лет от закупоривания данного клапана и до начала управления аппаратом в космосе.
Далее. Так как солнечные панели были повернуты от светила, они не «запитывались», поэтому очевидно, что аккумуляторы начали потихоньку изнашиваться и постепенно исчерпали свой ресурс.
Японцы всё ждали, сначала весной, а потом и летом, что «молчащий» изречет первые слова в космосе после продолжительного затишья – с марта 2023 г. JAXA пытается наладить связь с кубсатом и подзарядить его батареи. Но так как не была выполнена орбитальная коррекция, и сила гравитации Селены очень сильно изменила траекторию полета, поймать кубсат в космосе лучами антенн наземных станций непросто. Однако специалисты рассчитали возможные точки его местонахождения в космическом пространстве, и ведут поиски.
Когда и если объект будет найден – японцы отвели себе срок установления «контакта» до 01.10.2023 – сесть на Луну уже будет невозможно, но можно отправить команду на борт и попробовать провести замеры уровня радиации по трассе полета.
Кстати, согласно телеметрическим данным, полученным с кубсата до того, как он отключился, «Омотэнаси» успел провести замеры радиационной среды вне атмосферы Земли (данные пока анализируются).
К сожалению, бедняге не суждено стать самым миниатюрным аппаратом, осуществившим прилунение, а Японии – четвертой организацией или страной после СССР, США и Китая, выполнившей мягкую посадку на Селену.
Но тут тоже вопрос – зачли бы японцам эту посадку как «мягкую»? Ведь OMOTENASHI предназначался для с большой натяжкой «хорошего обращения» с ночным светилом – осуществления «полужёсткого» прилунения... Сомнительно, что засчитали бы, но теперь это и не важно. На 23-24 августа намечено прилунение «Чандрааян-3», а 11 августа должна быть запущена российская станция «Луна-25», которая может совершить посадку на Селену даже быстрее индийского аппарата. Возможно, кому-то из них повезет больше, чем японскому кубсату...
Другие японские ЛПА
Можно, конечно, задаться вопросом, а стоит ли продолжать лунные исследования аппаратами, раз неудачам, как кажется, нет конца?
И все же унывать не стоит – чтобы не омрачать наши надежды на межпланетные японские изыскания, самое время сообщить, что уже на пороге запуска к Луне находится «Меткий стрелок» SLIM (Smart Lander for Investigating Moon), вместе с которым в космос будет доставлена орбитальная обсерватория XRISM (X-Ray Imaging and Spectroscopy Mission).

Анонс запуска SLIM и XRISM
11 июля JAXA анонсировала пуск с КЦ Танэгасима ракеты H-IIA со SLIM/XRISM на борту, запланированный предварительно на 26 августа (резервный период: 27.08-15.09). А после 2026 г. должна быть реализована совместная индийско-японская миссия LUPEX (Lunar Polar Exploration mission). ЛПА сделает ISRO, а ровер – JAXA.

Японский луноход (миссия LUPEX)
В качестве последнего штриха к статье спешим сообщить, что 19 мая Международный центр изучения космоса автоматическими межпланетными станциями (JAXA国際宇宙探査センター), открывшийся в июле 2018 г., представил новый логотип «От Земли к Луне и Марсу», символизирующий будущие межпланетные проекты Японии. А значит, новые миссии не за горами.

Лого «Земля-Луна-Марс»
Евгений Рыжков
Источники
https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews485.pdf
https://www.isas.jaxa.jp/topics/002646.html
https://blogs.nasa.gov/artemis/2021/07/27/two-more-artemis-i-deep-space-cubesats-prepare-for-launch/
https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews501.pdf
https://www.mext.go.jp/kaigisiryo/content/20230627-mxt_uchukai01-000030648_3.pdf
https://www.jaxa.jp/press/2022/11/20221126-1_j.html
https://cosmos.isas.jaxa.jp/ja/omotenashi-equuleus-the-tiny-spacecraft-onboard-the-worlds-most-powerful-rocket-ja/
https://www.jaxa.jp/press/2022/11/20221117-1_j.html
https://www.space.t.u-tokyo.ac.jp/equuleus/mission/technology-demonstration/
https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews477.pdf
https://www.isas.jaxa.jp/feature/eq_om/eq_om_09.html
https://www.space.t.u-tokyo.ac.jp/equuleus/mission/phoenix/
https://www.space.t.u-tokyo.ac.jp/equuleus/mission/delphinus/
https://www.isas.jaxa.jp/outreach/isas_news/files/ISASnews508.pdf
https://www.isas.jaxa.jp/feature/eq_om/eq_om_07.html
https://twitter.com/EQUULEUS_ja
https://twitter.com/OMOTENASHI_JAXA
https://www.jaxa.jp/topics/2023/index_j.html#news21233
https://www.jaxa.jp/press/2023/07/20230711-1_j.html
https://www.mhi.com/jp/news/230711.html

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Nikkei: в Японии планируют создать двигатель на метане для ракеты-носителя
ТАСС


ТОКИО, 17 сентября. /ТАСС/. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и корпорация Mitsubishi Heavy Industries намерены совместно разработать двигатель на метане для ракеты-носителя следующего поколения. Об этом сообщила газета Nikkei.
Отмечается, что первый этап разработки уже начался. Помимо непосредственного использования этого вида топлива для крупных ракетных двигателей, японские специалисты также должны продумать новую конструкцию ракеты, которая позволила бы снизить ее вес и стоимость по сравнению с теми, что сейчас использует Япония для космических запусков.
Если разработка двигателя будет продвигаться по плану, то первый запуск новой ракеты состоится ориентировочно в 2030 году. Метан - основное вещество в составе бытового газа в Японии. С ним легче обращаться, и он менее склонен к взрывам, чем водород. Эти качества помогут снизить затраты на запуск, считают в JAXA и Mitsubishi Heavy Industries.
В перспективе ракеты на метане должны будут заменить ракету-носитель H3, которую Япония намерена использовать вместо устаревшей H2A, находящейся в эксплуатации с 2000-х годов.
7 марта JAXA осуществила первый запуск H3 с космодрома Танэгасима. Однако из-за того, что не удалось запустить двигатель второй ступени, японские специалисты инициировали самоуничтожение ракеты. Сроки следующего пуска пока не определены. Сейчас H3 - крупнейшая ракета-носитель Японии, работающая на жидком топливе. Ее длина составляет 63 м, диаметр - 5,2 м, грузоподъемность - от 4 до 6,5 тонны
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Проекты
Япония разрабатывает концепцию многоразовой ракеты нового поколения
4 октября 2023 года, 16:10
Author avatarЕвгений Статецкий
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) сообщило о планах создать новую большую многоразовую ракету-носитель совместно с концерном Mitsubishi Heavy Industries. В JAXA рассчитывают, что спустя много лет эта ракета станет основой для будущих космических программ островного государства.
Разработка нового носителя была одобрена в рамках базового плана космической политики Японии, который был в очередной раз пересмотрен 13 июня 2023 года. Многоразовость ракеты — обязательное требование, которое, как считают в JAXA, должно увеличить грузоподъемность и снизить стоимость запуска.
«Согласно базовому плану космической политики, JAXA начала исследования возможности постройки ракеты нового поколения, которая имеет функцию повторного использования первой ступени с MHI», — говорится в сообщении пресс-службы JAXA.
Японское аэрокосмическое агентство стремится к снижению стоимости доставки одного килограмма груза на низкую околоземную орбиту примерно вдвое по сравнению с ракетой-носителем H3. Но детали пока неясны даже самим японцам. В качестве топлива рассматриваются пока самые разные сочетания химических веществ. «Жидкий метан является одним из кандидатов, так же, как и жидкий водород», — отметило агентство.
Согласно программному документу, ракета в перспективе должна помочь доставлять грузовые аппараты на окололунную орбиту, а небольшие модули — даже на поверхность спутника Земли. В бумагах в качестве срока начала эксплуатации ракеты указана первая половина 2030-х годов, но уточняется, что он может быть подвергнут пересмотру.
Стоит заметить, что даже ракета Н-3, «заменой» которой уже озаботилось JAXA, пока так и не полетела. Первый и единственный полет состоялся в марте 2023 года, но неполадка со второй ступенью привела к срыву запуска и взрыву.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Юджин

Добрый вечер, уважаемые постояльцы и гости форума!
Я автор статей про Японию (и астероидно-кометные миссии).

Решился наконец написать тем, кто читает мои материалы, если такие вообще есть)

Первое. Понять. Простить)
Я не технарь, поэтому иногда допускаю ошибки, хотя и стараюсь свести их к минимуму.

Далее.

I. Есть какие-то пожелания к статьям?
Наверное, хочется, чтобы:
- они побыстрее (после события) выходили?
- было больше технической информации?

II. Будут востребованы еще и краткие новости в основной ленте?
Или, может, в этом подразделе "Японский космос"?
Потому что новостей бывает иногда много, но они ни в какую статью в итоге не входят и откладываются в электронный ящик до лучших времен в ожидании подходящего повода, чтобы их вставить в какой-то материал.

По пункту II.
Материал всегда выходит по-разному, но как правило поздно, так как тупо нет времени и сил из-за занятости на основной работе и подработках.
Но до конца года, если ничего не изменится, у меня времени должно появиться побольше, поэтому есть желание оперативнее публиковать статьи.

Всегда стремлюсь давать больше "техники", но иногда ее так много, и столько надо перелопатить источников и перевести, что написание статьи растягивается до бесконечности.
Как со SLIM & XRISM - многое можно было бы написать еще, но решил некоторые подробности дать при, надеюсь, успешном прилунении SLIM и первых результатах работы XRISM.

Любые вопросы и пожелания приветствуются!
И заранее спасибо!

ОАЯ

Эти ссылки на Ваши статьи?
1. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/78664/
2. https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/78707/
3. https://lenta.ru/articles/2005/11/22/hayabusa/
4. https://tass.ru/info/3607438
5. https://cyberleninka.ru/article/n/ugroza-s-neba-asteroidno-kometnaya-opasnost

Спасибо за интересные статьи!!!
Побольше бы таких.
Единственная просьба: как можно больше чисел - радиоканал - МГц, Ватт, Направленность антенн, с кем работают...Компьютеры - марка, мощность чей, быстродействие...Фотоника - фокусное расстояние, светосила, возможности... и т.д.
Я сам не великий технарь, но до ужаса люблю сравнения в числах, даже если в них ни бельмеса не понимаю и у меня плохо с историческими датами. Но так у многих.

Краткие новости?! Еще бы!

Юджин

Добрый день!

Только первые две ссылки)
Евгений Рыжков.

По пожеланиям - так и думал, спасибо за ответ!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


grodno24.com

В Токио заявили о самой серьезной угрозе Японии со времен Второй мировой


В Токио заявили о самой серьезной угрозе Японии со времен Второй мировой
12 ноября 2023 в 5:58

Автор: Виктор Туманов

Премьер-министр Японии Фумио Кисида обещает выделить финансирование для укрепления обороны страны, необходимого для «реагирования на ухудшение обстановки в сфере обеспечения безопасности» вокруг страны, сообщает NHK.
Кисида выступил перед военнослужащими Воздушных Сил самообороны Японии на авиабазе Ирума в префектуре Сайтама, недалеко от Токио. Премьер заявил, что страна сталкивается с самой серьезной угрозой безопасности с времен Второй мировой войны, особенно в свете совместных полетов российских и китайских бомбардировщиков над Японским морем. Летом ВКС России и ВВС Народно-освободительной армии Китая провели шестое совместное патрулирование в этом районе с начала 2019 года, а также в западной части Тихого океана.
— Чтобы обеспечить защиту нашей страны, мы примем решительные меры и укрепим нашу обороноспособность, — заверил Кисида. Япония также планирует разработать ракеты для возможных контратак в случае нападения на страну.
К 2027 году Воздушные силы самообороны будут переименованы в Воздушно-космические, согласно информации от Bloomberg.
В конце августа Минобороны Японии запросило увеличение военного бюджета на почти 12%, достигнув рекордных 7,7 трлн иен ($52,5 млрд) в 2024 году из-за увеличивающихся угроз со стороны Китая и КНДР. Эти средства будут направлены, в том числе, на строительство двух кораблей с современными радарами и крылатыми ракетами большой дальности. С 2023 по 2027 год Япония планирует выделить на оборону 43 трлн иен ($315 млрд), что на 56% больше по сравнению с предыдущими пятью годами. Если план будет утвержден, Япония займет третье место по военным расходам, уступив только США и Китаю, сообщает агентство.
В декабре прошлого года Япония приняла новую стратегию национальной безопасности, позволяя стране применять «контрудары» для предотвращения вражеских атак. При этом подчеркивается, что Япония будет придерживаться «политики, ориентированной исключительно на самооборону» и не станет военной державой, что закреплено в статье 9 Конституции. МИД России критикует Японию за «беспрецедентное наращивание» военной мощи.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Япония намерена запустить новую-ракету носитель H3 в 2024 финансовом году
ТАСС


ТОКИО, 17 ноября. /ТАСС/. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) после неудачной попытки в марте рассчитывает осуществить следующий запуск новой ракеты-носителя тяжелого класса H3 в следующем финансовом году (апрель 2024 - март 2025 года). Об этом заявил глава организации Хироси Ямакава.
"Мы добились значительного прогресса в плане надежности. Мы хотели бы запустить ее как можно скорее в течение следующего финансового года", - приводит его слова телеканал NHK. Он отметил, что такое решение было принято по результатам проведения дополнительных испытаний системы сгорания основного двигателя ракеты.
7 марта JAXA осуществила первый запуск H3 с космодрома Танэгасима. Однако из-за того, что не удалось запустить двигатель второй ступени, японские специалисты инициировали самоуничтожение ракеты. Ожидалось, что она выведет на орбиту японский спутник ALOS-3, предназначенный для наблюдения за стихийными бедствиями. Обломки ракеты упали в водах к востоку от Филиппин, никакого ущерба не зафиксировано.
H3 - крупнейшая ракета-носитель Японии, работающая на жидком топливе. Ее длина составляет 63 м, диаметр - 5,2 м, грузоподъемность - от 4 до 6,5 тонны. При этом длина и вес первой ступени могут меняться из-за разных типов двигателя и наличия ускорителей. Разработка ракеты началась в 2013 году. Компания Mitsubishi Heavy Industries потратила на эти цели около 200 млрд иен ($1,4 млрд). Для создания некоторых деталей новой ракеты-носителя использовались 3D-принтеры, что позволило снизить стоимость ее производства.
H3 должна была заменить ракету-носитель H-2A , которая эксплуатируется с начала 2000-х годов. Это одна из самых надежных в мире ракет: из 46 запусков 45 завершились успешно. 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Цитата: АниКей от 17.11.2023 14:05:25tass.ru
Япония намерена запустить новую-ракету носитель H3 в 2024 финансовом году
ТАСС

ТОКИО, 17 ноября. /ТАСС/. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) после неудачной попытки в марте рассчитывает осуществить следующий запуск новой ракеты-носителя тяжелого класса H3 в следующем финансовом году (апрель 2024 - март 2025 года). Об этом заявил глава организации Хироси Ямакава.
"Мы добились значительного прогресса в плане надежности. Мы хотели бы запустить ее как можно скорее в течение следующего финансового года", - приводит его слова телеканал NHK.

а вот nhk пишет что запуск планируется к концу этого финансового года
Цитироватьhttps://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/20231117_29/
Japan aims to make second attempt to launch flagship H3 rocket by end of March
Japan's space agency says it aims to make a second attempt to launch the country's new flagship H3 rocket by the end of next March.

гугл перевод
Цитироватьhttps://www3.nhk.or.jp/news/html/20231117/k10014261311000.html
Затем он заявил: "Мы добились значительного прогресса на пути к надежному запуску. Мы хотели бы запустить его как можно скорее", и объявил о своей политике, направленной на запуск второго ... в этом финансовом году.
...
Нынешняя основная ракета «H2A» завершит свой запуск 50-й ракетой, запланированной на следующий финансовый год, и все планы перейдут на «H3»
...

Цитироватьhttps://rossaprimavera.ru/news/dbfd9bf7
Новую попытку запустить ракету H3 предпримет Космическое агентство Японии (JAXA) до конца финансового года, заявил глава ведомства Хироси Ямакава 17 ноября на встрече с журналистами.
Финансовый год в Японии традиционно истекает в марте.

АниКей


naked-science.ru

ispace не сдается: японская компания запланировала вторую миссию на Луну

Космическая компания ispace начала работать над второй лунной экспедицией. Она должна стартовать в конце 2024 года на ракете Falcon 9 компании SpaceX. 
Концепт посадочного модуля Resilience и микролунохода / © ispace
Концепт посадочного модуля Resilience и микролунохода / © ispace
На этот раз стартап планирует отправить на естественный спутник Земли посадочный модуль Resilience и микролуноход, которые сделают снимки и даже соберут образцы грунта.
Микролуноход (высота 26 сантиметров, ширина 31,5 сантиметра, длина 54 сантиметра, масса около пяти килограммов) / © ispace
Микролуноход (высота 26 сантиметров, ширина 31,5 сантиметра, длина 54 сантиметра, масса около пяти килограммов) / © ispace
Посадочный модуль Hakuto-R компании ispace потерпел крушение в конце апреля 2023 года во время попытки сесть на поверхность Луны.
Если вторая лунная экспедиция ispace пройдет успешно, то стартап станет первой частной компанией, которая смогла осуществить посадку на земной спутник.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
Publication cover

Запуски
Япония планирует запустить новейшую ракету H3 в 2024 году
20 ноября 2023 года, 15:25
Author avatarРита Титянечко
Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) планирует осуществить вторую попытку запуска своей новой ракеты-носителя тяжелого класса H3 в 2024 году. Предыдущий пуск в марте завершился неудачей.
«Мы добились значительного прогресса в плане надежности и хотели бы запустить ракету как можно скорее в течение следующего финансового года», — сказал глава JAXA Хироси Ямакава телеканалу NHK. Соответствующее решение, по его словам, было принято по результатам проведения дополнительных испытаний системы сгорания основного двигателя ракеты.
Первая попытка запуска ракеты-носителя H3 была предпринята 17 февраля. Тогда ракета не смогла взлететь — запуск отменили за несколько секунд до старта из-за отказа двигателей боковых ускорителей первой ступени. Основной двигатель был запущен, однако боковые ускорители не заработали. 
Вторая попытка запуска прошла 7 марта с космодрома Танэгасима. Ракета-носитель H3 должна была вывести на орбиту японский спутник ALOS-3, предназначенный для наблюдения за стихийными бедствиями. Запуск завершился неудачно: после того, как была обнаружена неисправность в двигателе второй ступени, специалисты взорвали ракету с помощью автоматической системы прерывания полета, в связи с чем спутник также был потерян. Обломки ракеты упали в воду недалеко от Филиппин.
H3 — крупнейшая японская жидкостная ракета-носитель высотой 63 м, диаметром 5,2 м и грузоподъемностью от 4 до 6,5 тонны. Она должна заменить используемые сейчас ракеты-носители Н2А. Ракета будет способна нести в 1,3 раза больше груза и расходы на запуск должны быть вполовину меньше, чем у H2A. Разработка началась в 2013 году и обошлась JAXA и Mitsubishi Heavy Industries примерно в $1,5 млрд. 
Ранее стало известно, что Япония начала разработку концепции многоразовой ракеты нового поколения. В перспективе она позволит доставлять грузовые аппараты на окололунную орбиту, а небольшие модули — на поверхность Луны. В качестве срока начала эксплуатации ракеты указана первая половина 2030-х годов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

Цитата: АниКей от 21.11.2023 09:42:09«Мы добились значительного прогресса в плане надежности и хотели бы запустить ракету как можно скорее в течение следующего финансового года», — сказал глава JAXA Хироси Ямакава телеканалу NHK.
красивое показывают - источник ТАСС чтения без оригиналов

АниКей


tass.ru

Yomiuri: японское аэрокосмическое агентство JAXA подверглось хакерской атаке
ТАСС


ТОКИО, 29 ноября. /ТАСС/. Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) подверглось хакерской атаке, в результате которой злоумышленники могли временно получить доступ к данным, связанным с новыми разработками агентства. Об этом сообщила японская газета Yomiuri.
По ее сведениям, злоумышленники смогли получить доступ к внутренним серверам JAXA, где хранится, в частности, информация, связанная с космическими разработками. Подчеркивается, что специалисты JAXA в тесном сотрудничестве с правительством и правоохранительными органами разбираются в ситуации.
Примечательно, что несанкционированный доступ к серверам JAXA зафиксировало не само аэрокосмическое агентство, а японская полиция, которая и связалась с JAXA. По данным издания, впервые взлом произошел еще летом, однако в японском аэрокосмическом агентстве его не заметили. JAXA планирует в кратчайшие сроки проанализировать ситуацию и ликвидировать бреши в системах защиты своих серверов.
Последний раз крупной хакерской атаке JAXA подвергалась в 2016-2017 годах - в тот период большинство японских компаний оборонного сектора столкнулись с массированными кибернетическими атаками. Тогда японские правоохранительные органы установили, что злоумышленники действовали с территории КНР
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

СМИ: японский модуль SLIM совершит посадку на Луне 20 января
ТАСС


ТОКИО, 1 декабря. /ТАСС/. Японский исследовательский модуль SLIM совершит посадку на Луне ориентировочно 20 января 2024 года. Об этом сообщил телеканал NHK.
По его данным, аппарат планируется вывести на орбиту естественного спутника Земли в конце декабря. Затем специалисты Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA) проведут проверки и корректировки его курса перед началом спуска на поверхность. Прилунение займет, как ожидается, 20 минут с момента начала снижения.
Изначально в JAXA прогнозировали, что посадка на поверхность Луны будет совершена в первой половине февраля 2024 года. Модуль был запущен с космодрома Танэгасима в юго-западной префектуре Кагосима 7 сентября. SLIM высотой 2,4 м и массой 200 кг предназначен для изучения кратеров и рельефа Луны с помощью технологий, аналогичных применяемым в системах распознавания лиц. Аппарат оснащен специальной камерой, которая позволяет измерять содержание железа и других элементов в грунте.
Японский модуль способен совершить посадку в определенном месте на Луне с погрешностью не более 100 м. Полученные аппаратом данные предполагается использовать, в частности, в рамках лунной программы Artemis Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства. В случае успеха Япония станет пятой страной в мире, посадившей модуль на поверхность естественного спутника Земли. Это удалось Советскому Союзу, США, Китаю и Индии
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Япония отложит полет на Марс с 2024 на 2026 год
Дата выбрана не просто так
Япония приняла решение отложить запуск своего марсианского спутникового исследовательского аппарата с 2024 на 2026 год.
https://www.ferra.ru/news/techlife/yaponiya-otlozhit-polet-na-mars-s-2024-na-2026-god-03-12-2023.htm?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Япония отложит полет на Марс с 2024 на 2026 год
© Ferra.ru

Это изменение планов вызвано проблемами с ракетой-носителем H3, которая должна была использоваться для запуска космического аппарата.

Изначально запланированный на 2024 год, японский проект Mars Moons Exploration (MMX) предполагал доставку зонда на один из спутников Марса, Фобос.
Задачей миссии было собрать образцы с поверхности Фобоса, что стало бы первым подобным достижением в мире. Эти образцы могли бы предоставить ценную информацию о происхождении и эволюции марсианской системы.
Следующее подходящее окно для запуска к Марсу, учитывая расстояние между планетами, наступит только в 2026 году. Эта миссия обещает стать значительным вкладом в исследование космоса и понимание Красной планеты и ее спутников.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!