17 января 2017 года - столетие со дня рождения Василия Павловича Мишина

Автор ЧСВ, 06.01.2017 00:12:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.



Прол

День рождения у ВП 18 января. Надо бы исправить в заголовке.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

КОНФЕРЕНЦИЯ К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П.МИШИНА
17 января 2017
 
   В Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) 17 января 2017 года почтут память своего знаменитого выпускника, выдающегося конструктора ракетной и космической техники Василия МИШИНА. Именно он стал основателем и первым заведующим кафедрой 601 «Космические системы и ракетостроение», давшей путёвку в долгую и успешную жизнь Аэрокосмическому факультету МАИ.
    
   Вспомнят учёного, соратника и продолжателя дела легендарного конструктора Сергея Павловича КОРОЛЁВА в МАИ близкие, друзья, последователи Василия Павловича МИШИНА. Сразу на нескольких площадках — в лаборатории кафедры 601, зале Учёного совета МАИ пройдёт конференция, посвящённая вековой годовщине со дня рождения одного из основоположников практической космонавтики. Будет работать выставка, посвящённая жизни и работе Василия МИШИНА. Сбор гостей — в 14:00.
    
   Среди участников конференции — ректор МАИ Михаил ПОГОСЯН, ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Анатолий АЛЕКСАНДРОВ, руководители и специалисты Госкорпорации «РОСКОСМОС», ОРКК, РКК «Энергия», ЦАГИ, НПО Энергомаш, НПО им. Лавочкина, ЦНИИМАШ, других ведущих отраслевых предприятий, Российской академии наук, лётчики-космонавты, родственники Василия Павловича МИШИНА.
    
 
    Программа конференции
             Время              Мероприятие
            14:00 — 15:00             Сбор гостей и участников (Главный административный корпус, фойе, 3 этаж, левое крыло).
            14:00 — 17:30             Выставка, посвящённая жизни и работе В. П. 
МИШИНА
 (Главный административный корпус, фойе, 3 этаж, левое крыло).
            14:30 — 14:45             Возложение цветов к мемориальной доске В. П. 
МИШИНА
 (24-й корпус МАИ, главный вход):             
    [/li]
  •                   выступление Михаила Аслановича ПОГОСЯНА, ректора МАИ;
  •                   выступление Олега Михайловича АЛИФАНОВА, заведующего кафедрой «Космические системы и ракетостроение»;
  •                   возложение цветов к мемориальной доске В. П.
    МИШИНА
    .
            14:45 — 17:15             Заседание, посвящённое 100-летнему юбилею со дня рождения академика В.П.МИШИНА(Главный административный корпус, фойе, 3 этаж, левое крыло).
            15:00 — 15:10             Демонстрация фильма о В.П.
МИШИНЕ
 телестудии «РОСКОСМОСА».
            15:10 — 15:15             Вступительное слово ведущего (Владимир Викторович Родченко, заместитель декана Аэрокосмического факультета).
            15:15 — 15:35             Доклад Олега Михайловича АЛИФАНОВА, заведующего кафедрой «Космические системы и ракетостроение» МАИ, на тему «Василий МИШИН — выдающийся конструктор, ученый, организатор, педагог».
            15:35 — 16:05             Доклад Вячеслава Михайловича ФИЛИНА , заслуженного конструктора РФ, на тему «Лунная гонка. Н1-Л3».
            16:05 — 16:25             Выступление Валентина Витальевича ЛЕБЕДЕВА, космонавта, дважды Героя СССР с воспоминаниями о В.П.МИШИНЕ.
            16:25 — 16:45                Доклад Дмитрия Борисовича ПАЙСОНА, директора Исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации, на тему «Дневники Василия
МИШИНА
».
            16:45 — 17:00             Доклад Вячеслава Георгиевича ПЕТУХОВА, профессора кафедры «Космические системы и ракетостроение», на тему «Василий Павлович МИШИН и развитие механики космического полёта в МАИ»
            17:00 — 17:15             Доклад Антона Владимировича СУМАРОКОВА, победителя конкурса «Молодежь и будущее авиации и космонавтики — 2016», на тему «Алгоритм наведения камеры высокого разрешения для отслеживания различных целей в космическом пространстве».
    
    Контактное лицо: Алёна Моржухина, тел. 8 915 096-61-75.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


 Наука и технологии
«Если бы не интриги и подковерная борьба...»
 Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
 №, 13 Января 2017г.
К 100-летию главного конструктора космической техники, академика Василия Павловича Мишина
 
 
Спойлер
Разительные контрасты на жизненном пути — драматические острейшие коллизии, счастливые взлеты, мировые достижения в космонавтике, тяжелые поражения, громкая отставка, горькие обиды — все это испытал главный конструктор академик Василий Павлович Мишин, столетие со дня рождения которого будем отмечать 18 января. Он был яркой личностью, хотя и с непростым характером. Генератор прорывных идей, талантливый конструктор и ученый, один из основоположников отечественной практической космонавтики, соратник и преемник легендарного Сергея Павловича Королева.
Они познакомились в поверженной Германии в 1945-м, куда были направлены вместе с другими специалистами для изучения немецкой ракетной техники. К тому времени 28-летний Мишин получил орден Красной Звезды за вклад в создание самолетного вооружения. Королев обладал удивительным чутьем на таланты — и в 29 Мишин стал заместителем главного конструктора баллистических ракет. Коллективу под руководством Мишина предстояло совершить прыжок в неизведанное: создать более совершенные, чем немецкие Фау-2, ракеты. И в короткие сроки этот рубеж удалось взять.
Разработали вначале проектную документацию на ракету Р-2 с дальностью 550 км (первый запуск в 1949-м, принята на вооружение в 1951-м). Затем — Р-5 с дальностью 1200 км (испытания начались в 1953-м). Следующей стала Р-5М, которая несла атомный заряд (на вооружении — с 1956-го). За заслуги в создании дальних баллистических ракет Мишина удостоили звания Героя Социалистического Труда. А венцом на том этапе стал проект знаменитой Р-7, «семерки» — первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. В коллективе под руководством Мишина главным проектировщиком Р-7 работал Сергей Сергеевич Крюков (позже главный конструктор НПО имени С.А. Лавочкина).
Наша страна стала мировым лидером в освоении космоса. На ракетах семейства Р-7 были запущены и первый искусственный спутник Земли, и «Восток» с Юрием Гагариным, и все корабли с нашими космонавтами. В течение двух десятилетий Мишин был бессменным первым замом Королева. В январе 1966-го, после внезапной смерти 59-летнего Сергея Павловича на операционном столе, кандидатура Мишина на пост главного конструктора являлась очевидной. Хотя он не очень-то стремился занять начальственный кабинет. Об этом уже на закате жизни мне откровенно рассказывал сам Василий Павлович, с которым мы были знакомы свыше 30 лет и до самой его кончины сохраняли добрые, доверительные отношения.
Почему же у Мишина возникли сомнения? Да потому что ему претили интриги с участием министерских и цековских кураторов. «Вся атмосфера в верхних эшелонах отрасли оставляла желать лучшего, — жестко говорил мне академик. — Если бы не многоходовые интриги, подковерная борьба, в которой участвовали не только ряд главных конструкторов, но и секретарь ЦК КПСС Устинов, и партийные бонзы, страна могла использовать вдвое или втрое меньший промышленный потенциал, сэкономить огромные средства и добиться больших успехов».
Мишин был человеком прямым и резким. Не придерживался политеса, говорил, что думает, быстро наживал врагов среди начальства. Да и с коллегами, и даже с Королевым, у него случались стычки. «Я нередко спорил с Сергеем Павловичем бескомпромиссно, эмоционально, — вспоминал Мишин во время нашей последней встречи в 2001-м. — Бывало, после этого мы неделю не разговаривали. Но это никогда не перерастало в личную вражду. Через несколько дней либо я заходил к Королеву, либо он ко мне, и снова работали вместе, потому что верили друг другу и занимались одним, очень важным делом».
После смерти Королева на предприятии опасались, что в руководители им назначат «варяга». Коллеги убеждали Мишина согласиться и взять бразды в свои руки. Все замы Королева подписали обращение в ЦК КПСС. Но только через четыре месяца, 11 мая 1966-го, министр общего машиностроения, получив, наконец, согласие ЦК КПСС, издал приказ о назначении Мишина главным конструктором и руководителем предприятия в подмосковном Калининграде.
Василий Павлович восемь лет находился у руля флагмана отечественной космонавтики. Его сторонники перечисляют крупные победы, одержанные на звездном пути в те годы. Новый пилотируемый корабль «Союз», грузовой «Прогресс», первая в мире орбитальная обитаемая станция «Салют», облет Луны кораблем «Зонд-5» в автоматическом режиме и возвращение на Землю спускаемого аппарата с черепахами... Зато оппоненты Мишина акцентируют внимание на провалах. В 1967-м погиб, возвращаясь из испытательного полета на «Союзе», Владимир Комаров. Через четыре года новая беда. Когда Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев, завершив 23-суточную экспедицию на орбитальной станции, перешли в корабль, чтобы отправиться к Земле, в кабине произошла разгерметизация. Космонавты были без скафандров и погибли. Мишина упрекали в том, что в стремлении преподнести начальству подарки он отправлял в космос недоработанные аппараты, прежде всего «Союз»...
Много сил отдал Василий Павлович супермощной ракете Н-1, предназначенной для полетов на Луну и Марс. Разработка ее началась в начале 1960-х под руководством Королева, первый пилотируемый облет Луны предполагался еще в середине 1967-го, раньше американцев. Но планам не суждено было сбыться. Сроки переносились. Все четыре испытательных запуска новой ракеты в 1969-1972 годах оказались неудачными. Одна из главных причин в том, что огромная первая ступень (высотой с 10-этажный дом, стартовой массой 1880 тонн, имевшая аж 30 маршевых двигателей) не была предварительно испытана и отработана на Земле. Для такого гиганта надо было построить специальный стенд, но решили сэкономить и испытывать царь-ракету в полете (ошибку учли позже при создании ракеты «Энергия», и она полетела с первого раза).
Тем не менее при четвертом запуске первая ступень Н-1 отработала без замечаний почти весь цикл — 107 секунд из положенных 114, подняв ракету на высоту 40 км. И пятое-шестое испытание должно было завершиться успехом. Но к тому времени американцы уже побывали на Луне, и советские руководители потеряли всякий интерес к проекту. Лунную программу закрыли, а две готовые к старту ракеты Н-1 решили... уничтожить. «Это было более чем странное, непростительное решение, — говорил мне Мишин 20 лет спустя. — Ну и что с того, что на Луне мы были бы не первые? Зато имели бы мощную ракету, которая позволила бы нам осуществить интереснейшие проекты».
Проигрыш в лунной гонке предопределил судьбу главного конструктора. В министерских и цековских кабинетах шептались о вздорном характере академика, о том, что Мишин, как написал в своей книге Борис Черток, «портит отношения с другими главными конструкторами...». А в 1973-м произошло, казалось бы, невероятное: замы Мишина, его давние коллеги К.Д. Бушуев и Б.Е. Черток, а также ведущие работники предприятия Д.И. Козлов, С.С. Крюков и К.П. Феоктистов направили по-тихому письмо в ЦК КПСС с просьбой отправить академика в отставку.
Вопрос надолго завис. Необходимо было согласовать отставку с генсеком Брежневым, а Леонид Ильич симпатизировал Мишину. Но развязка все-таки наступила: 9 мая 1974-го Брежнев направил Василию Павловичу поздравление с Днем Победы, а 20 мая Мишина сняли с должности. По указанию нового руководителя предприятия Валентина Глушко, охранник у въездных ворот, потупя взор, отобрал пропуск у приехавшего на завод Мишина и не пропустил его на территорию. Василий Павлович, проработавший на предприятии четверть века, не смог даже забрать личные вещи. Лишили его и служебной машины. Зачем потребовалось унижать человека, столько сделавшего для нашей ракетной отрасли, — загадка...
Мишин тяжело переживал несправедливость. В какой-то момент даже размышлял, сидя в беседке на дачном участке в подмосковной Валентиновке, не свести ли счеты с жизнью. Служебный пистолет, который еще не успел сдать, лежал перед ним... Слава богу, не спустил курок. Но обида оставалась в душе до конца дней. Потому и свои многочисленные записные книжки, блокноты-дневники, собранные за 14 лет, продал на аукционе за рубеж по смешной цене — за 5 тысяч долларов, хотя позже эти реликвии выставлялись на перепродажу за полмиллиона...
«Иногда приходит кощунственная мысль: Королев умер вовремя. Еще полгода — и его бы «задвинули»...» — грустно заметил Василий Павлович в январе 2001-го.
Но тем летом, в 1974-м, он сумел преодолеть обиду и душевное опустошение. Вернулся в Московский авиационный институт, где заведовал кафедрой (организовал ее еще в 1959-м), занимался исследованиями, проектными разработками. В первой половине 1990-х академик направил в Роскосмос и РАН новаторские предложения, расчеты по многоразовой ракете. Для ее старта должны были использоваться обычные ракетные двигатели, а для посадки — турбореактивные авиационные. Ступень, по расчетам, возвращается и совершает вертикальную посадку на Землю. Ресурс — от 8 до 10 пусков, экономия — миллиарды. Но идеи так и остались на бумаге. А на Западе проект возвращаемой ракетной ступени сегодня успешно реализуется.
Среди других предложений Мишина — вертикально взлетающие и приземляющиеся самолеты. Одна из западных авиастроительных фирм предложила академику 3 млн долларов за реализацию проекта за рубежом. Но Мишин без раздумий отказался. Сожалел об одном: после отставки его разработки стали почему-то не востребованными в России.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

ЦитироватьМишин Василий Павлович
Дневники.
Записи и воспоминания (1960-1974 годы)
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Мишин В. П. Дневники. Записи и воспоминания (1960-1974 годы). — Воронеж: Кварта, 2014.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/db/mishin_vp01/index.html
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)
Мишин В. П. Дневники. Записи и воспоминания (1960-1974 годы) — Под общей редакцией чл.-корр. РАН О. М. Алифанова. — В 3-х томах. — Воронеж: Кварта, 2014. — Том I. — 348 с. — Тираж 000 экз. — 75 экз.; — Том II. — 372 с. — Тираж 000 экз. — 75 экз.; — Том III. — 368 с. — Тираж 000 экз. — 75 экз.
Аннотация издательства: В трехтомном издании представлены дневниковые записи академика Василия Павловича Мишина — ближайшего соратника и друга главного конструктора ОКБ-1 СП. Королева. Долгие годы В. П. Мишин был его первым заместителем, а после кончины Сергея Павловича возглавил прославленный коллектив. Дневники, охватывающие один из самых плодотворных периодов в истории советской ракетно-космической отрасли, публикуются в России впервые и будут интересны для специалистов, исследователей и всех тех, кто занимается изучением истории отечественной космонавтики.
 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

ЦитироватьАниКей пишет:
ЦитироватьМишин Василий Павлович
Дневники.
Записи и воспоминания (1960-1974 годы)

Читаю с интересом. Спасибо. Есть, правда, неправильно расшифрованные сокращения автора (например, про июнь 1962).
Байконур надолго - навсегда

АниКей

ЦитироватьАкадемик Василий Мишин, первый заместитель и преемник легендарного Королёва
 
   
Василий Павлович Мишин, который на публикуемом снимке 1958 года справа от С. Королёва, И. Курчатова и М. Келдыша, двадцать лет был первым заместителем Главного конструктора, а затем, после ухода Сергея Павловича Королёва, стал официальным его преемником на посту космического Главного. Он - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий.
Теперь его уже нет в живых, однако несколько моих с ним бесед, состоявшихся ранее в разное время, запечатлели много подробностей и проблем космической эпопеи и его роль в триумфальном советском выходе в космос.
 
Спойлер
КАК БЫЛО:
Виктор Кожемяко. Поскольку мы беседуем на этот раз перед исторической датой - сорокалетием полета Юрия Гагарина, расскажите, пожалуйста, как запомнился вам тот апрельский день.
Василий Мишин. На Байконуре я жил в одном домике с Сергеем Павловичем Королевым. А напротив был домик, в котором поселили Гагарина и Титова. Так что я видел, как они готовились к полету.
В. К. Вы уже знали, что полетит кто-то из них?
В. М. Да, но кто именно, было сообщено перед самым полетом. Когда объявили сорокаминутную готовность, Королев попросил нас с Келдышем до двадцатиминутной готовности обойти стартовую площадку. Думаю, он просто хотел, чтобы людей на площадке в это время было поменьше. Ну вот, когда мы уходили, Титов стоял. А вернулись - он уже в автобусе спит. Келдыш тронул его за плечо: «Герман, ты смотри, проспишь, Юрка-το улетит». А я пошел к Королеву просить разрешения связаться по телефону с Гагариным, который был уже в корабле. Дело в том, что мы научили его для бодрости одной озорной песенке, чтобы пел при взлете. Но я забыл предупредить - когда петь будет, чтобы на тангетку нажал, а то песенка в эфир пойдет.
В. К. Удалось связаться?
В. М. Удалось. Не буду повторять общеизвестное. Для меня, как и для всех нас, это был, конечно, особый день. Проверялась вся наша работа. Ну и, конечно, что ни говорите, риск был. Знал это Королев, знал и Гагарин. Королев очень волновался. Он вообще-то умел держать себя, но тут было заметно. Забегая вперед, скажу: когда Гагарин благополучно приземлился, я впервые увидел слезы у Королева. Первый и, по-моему, единственный раз. На площадке тогда возник импровизированный митинг. Смотрю, из бункера выходит Королев, а на глазах у него слезы.
В. К. Вы тоже понимали, что риск был?
В. М. Еще бы! Машина недавно принята на вооружение. Я непосредственно отвечал за третью ступень, а для нее это всего восьмой или девятый пуск. Я отвечал за этот ракетный блок, за двигатель и за баллистику.
В. К. А что давала третья ступень, чтобы понятно было непосвященным?
В. М. Скорость. И потом без этой ступени «семерка», то есть ракета Р-7, над которой мы работали и которая стала базой для создания первого искусственного спутника Земли, поднимала максимум полторы тонны, а с ней - уже больше пяти.
В. К. И когда она начала летать?
В. М. Тогда же, когда был создан первый спутник. В 1957-м. Испытывали мы ее, запуская с Байконура до Камчатки.
В. К. Интересно, а тогда уже была мысль о запуске человека в космос?
В. М. У Королева, конечно, была. Это ведь вообще была давняя и заветная его мечта! А у нас, у большинства, по-моему, такой мысли особо не возникало. Главная мысль - скорее сделать ракету, которая доставала бы Америку.
В. К. Потому что американцы нас уже могли достать?
В. М. Они же после войны окружили нас плотной сетью военно-воздушных и военно-морских баз. Их «летающие крепости» курсировали вдоль наших границ и могли в любой момент доставить атомную бомбу. То есть они достигали любого нашего города, а мы их - нет. Потому и понадобилось создание транспортного средства, которое помогло бы сделать Соединенные Штаты уязвимыми и таким образом добиться стратегического паритета.
В. К. Значит, изначально это было средство вынужденной защиты?
В. М. Да. Однако при этом Королева, наверное, ни на минуту не покидала мысль о посылке человека в космос. Она занимала его всю жизнь. Он готовился к этому. И вот однажды он говорит: а что если выбросить кое-что из аппаратуры и посадить туда человека? Мы работали в это время над специализированным военным комплексом. Что ж, говорю, наверное, можно.
В. К. И как для вас шла подготовка к этому полету? Какие-то подробности, проблемы наиболее сложные .
В. М. Для меня самой сложной проблемой стал воронежский завод, где предстояло делать мою часть. Там изготавливалась арматура для авиационных моторов, и немалых трудов стоило научить их делать ракетные двигатели. Но справились!
В. К. А сколько таких коллективов работало на космос по всей стране! Поражаешься, когда думаешь, в каких масштабах надо было организовывать, координировать, направлять всю эту работу. И ведь всё - впервые! Первый искусственный спутник Земли, первый полет человека в совершенно неведомый космос.
В. М. Когда первый спутник полетел, мы даже не ожидали такой реакции в мире. Кроме всего прочего, он был воспринят как свидетельство необыкновенных возможностей Страны Советов. Вот это самое «бип-бип», прозвучавшее над планетой, заявляло о том, что есть Страна Советов, которая может не только на равных соревноваться с капитализмом, но и опережать его. Да не где-нибудь, а в космосе, где, понятно, требуется наиболее современная и совершенная техника. А мы только что, всего десять с небольшим лет, как вышли из самой тяжелой и кровопролитной войны с немецким фашизмом.
В. К. Незадолго до ухода из жизни Германа Степановича Титова я беседовал с ним, и он подчеркивал, как много все это значило для авторитета нашей страны. Понятно, потрясение в мире!
В. М. Конечно, потрясение. Но вот смотрите, какой у нас был настрой. Мы много лет не отдыхали при крайне напряженной работе, и после запуска спутника мне вместе с заместителем по испытаниям Воскресенским Королев дал отпуск. Полетели в Сочи, там поселяют нас на даче Булганина. А через несколько дней - вызов: срочно вылетайте! Досадно было, конечно, однако лишь в первый момент. Внутренняя готовность к непрерывной работе в нас жила. И за месяц был создан новый спутник, который полетел уже с собакой Лайкой.
В. К. Вернемся к 12 апреля 1961-го.
В. М. При этом запуске самыми страшными были последние секунды активного участка на взлете, когда с космонавтом нет связи. Вот тут мы особенно замерли. А потом переживали все дальнейшее, до посадки. После сообщения о приземлении Королев улетел в Москву. Ну а мы остались работать над новой, более совершенной ракетой - «девяткой».
В. К. А следующий полет сразу же начали готовить?
В. М. Сразу.
В. К. И чем отмечено было это время - между полетом Гагарина и полетом Титова?
В. М. Борьбой. Было предложение, чтобы Титов сделал два витка вокруг Земли, и другое — чтобы летать ему сутки. Приняли в конце концов это, второе. И мы обеспечили суточный полет.
В. К. А ведь американец полетел в космос только в феврале следующего года и сделал всего три витка!
В. М. Что ж, тогда они поотстали.
 КАК ЕСТЬ:
В. К. А что теперь? Вот затопили наш «Мир». По телефону вы мне сказали, что протестовали против этого.
В. М. Да. Несколько писем в разные инстанции написал. Хотя я в принципе не за длительные пилотируемые полеты, а за автоматы в космосе, «Мир» нельзя было хоронить. «Мир» надо было оставить! Кстати, его тоже можно было перевести в автоматический режим.
Нельзя делать ставку только на эту так называемую МКС. Во-первых, она идет по одной орбите. Причем МКС ведь построена изначально для чего? Чтобы оправдать плохой «Спейс-шаттл». Американский челнок. На него затрачены огромные деньги. Американцы ошиблись в сто раз, и теперь затраченное как-то надо оправдывать. Их этот «Спейс-шаттл» оказался в десять раз дороже наших одноразовых систем. И чтобы как-то оправдаться в глазах американской общественности, они это придумали. Якобы международную космическую станцию. Из семи космонавтов одного нашего посадить. А деньги-то они берут с нас же! И потом, они полные хозяева. Хотят - пустят, хотят - нет.
В. К. Ну а «Мир», в вашем представлении, еще мог работать?
В. М. Вполне! Там почти 500 килограммов работающей аппаратуры. Она могла работать и приносить информацию, полезную для Земли. Можно было, как я уже сказал, сделать «Мир» автоматически управляемой станцией, и он бы долго летал. Изредка только поднимать его орбиту, но это все копейки по сравнению с тем, что он бы дал нам.
В. К. Это если исходить из наших национальных, государственных интересов. Но, похоже, нынче иные интересы преобладают!
В. М. Конечно, если до такой степени разворовали страну. Сейчас уже и забыто, что после полета Юрия Гагарина президент США Кеннеди обратился через конгресс к нации с призывом мобилизовать весь интеллектуальный и экономический потенциал американцев для преодоления образовавшегося отставания. Целая программа для этого у них была разработана. А что мы с тем нашим советским экономическим и интеллектуальным потенциалом сделали? Наука брошена буквально на произвол судьбы. Финансирование космической программы сократилось за десять лет в 10 раз!
 А ЧТО БУДЕТ?
В. К. Василий Павлович, но, может быть, космонавтика нам действительно не нужна? Может, от нее и в самом деле, как некоторые утверждают, одни лишь расходы и лучше всего ее «закрыть»?
В. М. Я слышал такое не раз. Что сказать? Вот набрасываю проект своего выступления на научной конференции, которая к юбилею гагаринского полета должна состояться в гостинице «Космос», хотя не уверен, что мне там дадут слово. Зачитаю начало - пусть в «Правде» будет озвучено:
«12 апреля исполняется 40 лет со дня полета вокруг Земли по околоземной орбите Юрия Гагарина. До этого никто не знал, с чем столкнется человек в космосе, потому полет Гагарина можно назвать историческим и героическим .
Пока Земля является единственным местом, приспособленным к жизни людей с использованием земных ресурсов. Задача человечества - экономить и по возможности восполнять эти ресурсы. Человечество должно использовать информацию, получаемую из космоса, о происходящем на Земле и вокруг нее. Ракетно-космическая техника при участии космонавтов может оказать существенную помощь в этом.
Сейчас трудно найти такую отрасль народного хозяйства, которая не была бы заинтересована в решении своих задач с помощью ракетно-космической техники. И тем не менее среди определенных кругов общественности и в СМИ существует мнение, что дальнейшее развитие космонавтики несвоевременно, способствует ухудшению жизни наших людей из-за ее низкой экономичности. Это мнение вызвано недопониманием роли ракетно-космической техники в решении земных задач - улучшения и продления жизни людей на Земле. И такое мнение вредно, поскольку не учитывает проблемы человечества завтрашнего дня. Низкая экономичность современной ракетно-космической техники, на мой взгляд, связана с одноразовостью ее применения, оставшейся от военной ракетной техники, на основе которой и на деньги военных ведомств она была создана. Нужно разрабатывать новую экономичную многоразовую ракетно-космическую технику, финансируемую государством независимо от военных. Необходимо также наиболее рационально использовать новую ракетно-космическую технику с минимальными расходами на ее эксплуатацию. Экспертные оценки показывают, что 80-90 процентов насущных земных задач, решаемых в космосе, можно решать при помощи автоматических космических аппаратов.»
Ну дальше я эту тему намерен развивать.
В. К. А кому в данном случае вы адресуете вот это свое выступление? Руководству нашей космической отрасли? Руководству страны?
В. М. Хотелось бы, чтобы до них дошло.
В. К. Но разве вы не видите, что нынешнее руководство демонстрирует полное равнодушие, если не сказать сильнее, к состоянию и перспективам космической науки и техники в нашей стране? По-моему, история с «Миром» окончательно раскрыла, кто есть кто.
В. М. Пока надеюсь, что порядок в конце концов придется наводить. И приоритеты устанавливать. Вынуждены будут заняться и наукой.
В. К. Скажите, хотя бы перечислительно, решение каких насущных земных проблем видится вам вполне реальным с помощью космонавтики?
В. М. Много. Вот сейчас, например, остро стоит вопрос о ядерных отходах. А если будет экономичная ракетно-космическая техника, то долгоживущие отходы атомных электростанций, радиоактивные, можно будет удалять в космос.
Далее. На Земле сейчас очень много ядовитых химических веществ. И мы опять-таки не знаем, куда их девать. Требуются огромные расходы, да и они себя не оправдывают. А между тем экология бьет тревогу все настойчивее.
Пожары. Из космоса их обнаружить легко и космическими средствами очень легко их тушить. Управление погодой! Можно забросить в космос зеркала, освещать города - вот вам восполнение электроэнергии. Мы умеем уже сейчас тепловую солнечную энергию трансформировать в электроэнергию, можно ее транспортировать на Землю, а это огромные, по сути неисчерпаемые ресурсы! Куда там уголь, нефть, газ по сравнению с Солнцем. Оно тоже со временем кончится, но это - через сотни миллионов лет. И тогда встанет вопрос о переселении людей на другие планеты, о чем писал еще Циолковский, - чтобы найти другое Солнце. Тоже с помощью космонавтики.
Но для всего этого нужен мир на Земле, когда люди и страны не будут противостоять друг другу.
Знаете, я придумал интересную вещь. Лет десять работал над этим. Как взлетать вертикально и садиться вертикально. Сделал доклад у себя в МАИ, в Политехническом музее, в отделении Академии наук. Но пробить никак не могу! Куда только не стучался. Нужны деньги, нужно финансировать эти работы и делать эксперимент. А где взять?
В. К. Значит, вы это придумали, но никто не хочет заниматься?
В. М. Никто!
В. К. Опять мы приходим к сегодняшнему состоянию нашей страны.
В. М. Мне, когда я был в Израиле с делегацией, за мысль один американец давал три с половиной миллиона долларов. Только расскажи ему.
В. К. За эту вашу идею?
В. М. Да. Растрепались ребята, что есть такая.
В. К. Но не продались вы?
В. М. Нет. Это не для меня.
[свернуть]
Апрель 2001 г.
 Виктор Кожемяко
Из книги «Лица века в беседах, воспоминаниях, очерках»

 https://secrethistory.su/1296-akademik-vasiliy-mishin-pervyy-zamestitel-i-preemnik-legendarnogo-koroleva.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ЧСВ

Воспоминания о Василии Павловиче Мишине его ученика, заведующего кафедрой "Космические системы и ракетостроение" Олега Алифанова

http://mai.ru/press/news/detail.php?ID=75876
Чеслав Сэмюэль Волянецкий

TAU

Цитировать а что если выбросить кое-что из аппаратуры и посадить туда человека? Мы работали в это время над специализированным военным комплексом. Что ж, говорю, наверное, можно...
ЦитироватьЗнаете, я придумал интересную вещь. Лет десять работал над этим. Как взлетать вертикально и садиться вертикально
Первая цитата - это про "Зенит"? Все же фоторазведчик был официальной первой задачей, а полет человека - задумка Королева, "под этим военным соусом", как и в других случаях, продвинутая им?

Вторая цитата - это же Маск-Безос!


АниКей


Кадры из фильма об испытаниях Н-1 в ФКП "НИЦ РКП" (тогда НИИХИММАШ), опубликованы в книгах


 
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМузей космонавтики ~ Выставки ~ Трудно быть Главным после гения


www.kosmo-museum.ru/events/trudno-byt-glavnym-posle-geniya


18 янв. 2016 г. - «Академик Василий Павлович Мишин (1917-2001) принадлежит к плеяде замечательных учёных России, сочетая в себе талант ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

ЦитироватьК 100-ЛЕТИЮ В.П.МИШИНА
17.01.2017 17:39
 
   17 января 2017 года в преддверии 100-летия со рождения академика, соратника Сергея Павловича КОРОЛЁВА, заместителя, а затем и главного конструктора Центрального Конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, позже – НПО Энергия)  Василия Павловича МИШИНА, в Московском авиационном институте (МАИ)  был организован ряд мероприятий, посвященных деятельности и наследию этого выдающегося конструктора ракетно-космической техники.
    
   У здания МАИ состоялось торжественное возложение цветов к мемориальной доске Василия Павловича с участием ректора МАИ Михаила ПОГОСЯНА, заведующего кафедрой «Космические системы и ракетостроение» МАИ Олега АЛИФАНОВА, соратников МИШИНА и представителей предприятий РОСКОСМОСА. О жизни конструктора рассказала посвященная ему фотовыставка.
    
   На конференции, посвященной МИШИНУ, выступили, еще раз вспомнив достижения легендарного конструктора, докладчики РОСКОСМОСА, РКК «Энергия», ЦАГИ, НПО «Энергомаш», ОРКК, НПО им. Лавочкина, ФГУП ЦНИИмаш и Китайского космического агентства.
    
   По мнению участников конференции, деятельность МИШИНА была очень важна для мировой космонавтики. Он заложил основу целого ряда направлений, которые сегодня развиваются в работе Московского авиационного института и на предприятиях ракетно-космической отрасли России.
     http://www.roscosmos.ru/23135/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРКК «Энергия»: 100 лет академику Мишину        17.01.2017
18 января исполняется 100 лет со дня рождения академика Василия Павловича Мишина, возглавлявшего ЦКБЭМ (сейчас РКК «Энергия») с 1966 по 1974 год.
Соратник и последователь С.П. Королёва, выдающийся конструктор ракетно-космической техники, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда В.П. Мишин стал одним из основоположников советской практической космонавтики.
Спойлер
   Василий Павлович Мишин родился 18 января 1917 года в деревне Бывалино Павлово-Посадского уезда Московской губернии. После школы окончил фабрично-заводское училище при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), затем работал слесарем. В 1935 году поступил в Московский авиационный институт (МАИ), где серьезно увлекся планеризмом.
 В годы войны достиг успехов в создании авиационного вооружения, за что в 1946 году награжден орденом Красной Звезды. С Сергеем Павловичем Королёвым Мишин познакомился в Германии, куда он был направлен в 1945 году в составе группы для изучения ракеты ФАУ-2. Впоследствии Василий Павлович стал первым заместителем Королёва в ОКБ-1 (сегодня РКК «Энергия») и проработал на этой должности до января 1966 года. После ухода Королёва из жизни Мишин возглавил предприятие и руководил им до 1974 года.
За годы своей деятельности Василий Павлович внес огромный вклад в создание ракетно-космической техники. Он возглавлял комплекс работ по созданию баллистических ракет, начиная с первой ракеты — Р-1. За создание первой советской стратегической ракеты Р-5 с дальностью полета до 1200 км и отделяющейся головной частью Мишин удостоен звания Героя Социалистического Труда. Василий Павлович активно участвовал в создании первой межконтинентальной ракеты Р-7, подготовке запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года и космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту. Под руководством и при участии Василия Павловича разрабатывались орбитальная станция «Салют», космические корабли «Союз», «Зонд», разгонный блок «Д» для запуска межпланетных станций «Венера», «Вега» и других автоматических космических аппаратов. Мишин участвовал в создании тяжелого носителя Н1 (стартовая масса 2820 т) и лунного пилотируемого комплекса ЛЗ.
В мае 1974 года на основании письма в ЦК КПСС, подписанного руководящим составом ОКБ-1, Василий Павлович Мишин был снят с поста главного конструктора.
 В начале 2015 года заметки Мишина были изданы в текстовом виде и опубликованы в свободном доступе на специально созданном интернет-ресурсе. В своих рабочих дневниках В. Мишин отражал этапы создания новых образцов космической техники, заносил итоги встреч с представителями предприятий отрасли и излагал подходы к решению всевозможных задач в области космонавтики. Академик уделял особое внимание расследованиям аварий и катастроф в космосе.
В.П. Мишин — один из организаторов и признанных руководителей отечественной научной и научно-педагогических школ проектирования баллистических ракет, ракет-носителей и космических аппаратов.
С 1974 года Мишин работал в Московском авиационном институте заведующим кафедрой проектирования и конструкции летательных аппаратов. При его участии подготовлены тысячи молодых специалистов, защищены десятки докторских и более сотни кандидатских диссертаций. Среди воспитанников Василия Павловича — многие известные ученые и выдающиеся специалисты. Мишин — автор более 400 научных трудов, монографий, учебников и учебных пособий. Лауреат Ленинской и Государственной премий, заслуженный изобретатель РСФСР, награждён многими орденами и медалями. АН СССР наградила В.П. Мишин Золотой медалью имени академика С.П. Королёва (№ 1). Был избран действительным членом Международной академии астронавтики.
 Скончался Василий Павлович 10 октября 2001 года в возрасте 84 лет.
[свернуть]
  РКК "Энергия" им. С.П. Королёва
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьАрхив фон Брауна помог создать русские ракеты

Василий Мишин, который должен был отправить русских на Луну, за планами ездил в Визовице

 http://inosmi.ru/military/20170116/238529457.html

100 лет назад, пятого января 1917 года, в деревне недалеко от Москвы родился Василий Мишин, конструктор ракет, перед которым была поставлена задача доставить первого русского на Луну, но ему этого сделать не удалось. Тем не менее, он создал ряд ракет, которые сформировали костяк советской обороны и космической техники.

Спойлер
Вагон с документами фон Брауна
 
Следы архива фон Брауна ведут в Чехословакию, как в сентябре 1945 года установил подполковник инженер Василий Мишин. Поэтому вместе с коллегой Александром Березняковым он отправился из Берлина в Прагу. По дороге Березняков встретил сестру Марину, которую немцы угнали из дома на работы. Они начали работать втроем.

С помощью документов они отслеживали путь следования вагона с технической документацией в Австрию. Но вагон туда не прибывал. Где он может быть? Они искали по пути. Наконец от чешских железнодорожников они узнали, что этот вагон незаметно отцепили на станции Визовице и разгрузили. Документы остались в сарае! Как только они вошли в него, Мишин просиял, увидев надпись VZBV, которой немцы обозначали материалы, касающиеся боевой ракеты «ФАУ-2».

От офицеров в штабе армии генерала Жданова Мишин потребовал: «Мне нужна охрана для важных документов! И мы должны доставить их в Москву».

Два дня красноармейцы охраняли обыкновенный сарай. Потом через город следовал специальный состав, который вез Сталину подарки от чехословацкого правительства: пльзеньское пиво и автомобиль «Татра». Мишин попросил прицепить к этому составу вагон с документами фон Брауна.

О выполнении задачи он сообщил берлинскому командованию группы советских ракетных инженеров, которые занимались поисками немецких разработок. Оттуда Мишин получил депешу, подписанную неизвестным подполковником инженером Королевым: «Немедленно возвращайтесь!»

В Берлине Королев и Мишин впервые встретились. «Где вы хотите работать?» — спросил новый начальник Мишина, а тот ответил: «Я хочу домой!» Королев улыбнулся: «Мы все хотим домой, но прежде мы должны здесь хорошенько осмотреться». Мишин возразил: «Но мы уже отправили в Москву проекты фон Брауна». Королев бескомпромиссно сказал: «Эти бумаги вернулись. И вы тоже поедете — в Бляйхероде!»

Заместитель Королева
 
Василий Павлович Мишин родился пятого января (18 января по старому стилю) 1917 года в деревне Бывалино близ Павловского Посада Московской губернии в семье крестьянина. Его родители вскоре разошлись, старший брат и сестра умерли. Он жил у деда, который был главным мастером на абрамовском заводе по переработке торфа. Отец изредка его навещал. Потом отца посадили за то, что он услышал анекдот про Сталина и не донес.

Васька работал в колхозе и одновременно учился в семилетке. Он выучился на литейщика, а по вечерам продолжал заниматься учебой. В 1935 году он стал слушателем факультета вооружений Московского авиационного института. Свой дипломный проект Мишин подготовил в ОКБ-293 под руководством авиаконструктора Виктора Болховитинова в Филях. После окончания института в 1941 году Мишин работал у него над ракетным истребителем БИ-1. За проект дистанционного управления спаренной пулеметной установкой, который использовали конструкторы других боевых самолетов, Мишин получил свою первую государственную награду — орден Красной Звезды. Кроме того, он сотрудничал с Алексеем Исаевым на разработке двигателя для этого истребителя. И все это привело Мишина к ракетной технике.

БИ-1 в итоге не попал в серийное производство, потому что на больших скоростях его корпус деформировался под воздействием ударной волны, и инженеры не знали, что с этим поделать.

Только применение немецких реактивных истребителей на фронте в 1944 году поспособствовало перелому. Кремлевский вождь отдал распоряжение объединить ОКБ-293 и НИИ-3 в один научно-исследовательский ракетный институт НИИ-1, который находился в ведении Министерства авиационной промышленности. Мишин начал работать над проектом исследовательской высотной ракеты с двигателем от БИ.

В том же году стало понятно, какой большой скачок в разработках ракет с жидкостными двигателями совершили немцы. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратил внимание Сталина на их полигон Близна в Польше. Когда Красная армия его заняла, сотрудники НИИ-1 посетили это место. Они нашли там остатки конструкций, включая огромные камеры сгорания. Все инженеры, в том числе Мишин, приходили с восторгом на них посмотреть — туда легко вмещался человек.

«Нас удивило, что эти ракеты намного больше тех, которые мы прежде разрабатывали в Советском Союзе, — рассказывал Мишин впоследствии. — Но самым большим шоком было то, что эти большие ракеты можно было использоваться в борьбе с англичанами. До сих пор у нас преобладало мнение, отстаиваемое будущим академиком Глушко, что тягу всего около 300 килограммов (2,9 килоньютона) можно получить из одной камеры сгорания. Вопреки этому у немецких ракет были камеры сгорания с тягой 25 тонн (245 килоньютонов)».

За день до празднования победы на Красной площади в Москве, 8 августа 1945 года, народный комиссар (министр) авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин пригласил к себе Николая Алексеевича Пилюгина, Василия Павловича Мишина, Леонида Александровича Воскресенского и нескольких других инженеров из НИИ-1: «Товарищи, вы должны вылететь в Германию, чтобы изучить трофейную ракетную технику. Одна группа наших специалистов уже работает там».
 

© РИА Новости, РИА Новости | Перейти в фотобанкВасилий Мишин, Мстислав Келдыш, Игорь Курчатов, Сергей Королев

Уже утром следующего дня все они получили офицерскую форму и документы, а вечером вылетели. После посадки на аэродроме Адлерсхоф в Берлине они узнали, что там уже работает более ста сотрудников, будущих ракетных конструкторов.

В начале 1946 года Мишин главным конструктором института Нордхаузен, в котором исследовалась ракета «ФАУ-2», стал Королев. Новый начальник предложил Мишину: «Василий Павлович, буду рад, если вы станете моим заместителем». Королев высоко ценил его как конструктора, не замечая резкости и сложности характера.

В конце лета Мишин вернулся в Москву. Королева назначили главным конструктором «изделия номер один», то есть копии немецкой «ФАУ-2», в исследовательском институте НИИ-88, который был создан на базе старого артиллерийского завода у железнодорожной станции Подлипки под Москвой.

Он руководил разработками самых важных ракет

Безнадега старого завода под Москвой ужаснула молодого инженера: «Я был удивлен, что завод не готов к производству ракет. Нам пришлось начинать буквально с нуля».

Когда инженерам удалось справиться с производством немецких ракет с обозначением Р-1, была разработана еще более совершенная ракета Р-2. При этом всем приходилось преодолевать невероятные трудности из-за низкого уровня техники, неподготовленности и нерасторопности рабочих и техников.

Причины многих аварий Мишин часто театрально списывал на двигатели Глушко, хотя не всегда был прав, как вспоминал главный проектировщик Константин Феоктистов. Иногда Валентину Глушко хотелось наброситься на своего критика, но вокруг было слишком много людей, поэтому он только тихо сопел.

Королев не раз принимал Глушко в присутствии Мишина. «Классическое разделение ролей, — комментировал Феоктистов. — Мишин, как петух, наскакивал на Глушко, а Королев выступал в роли примиряющего арбитра.

Возможно, уже тогда Глушко начал копить в себе негатив к Мишину, а также к Королеву, что в итоге сыграло роль в их размолвке из-за ракет с высокоэффективным топливом и ракеты Н-1».

В апреле 1947 года перед Королевым поставили задачу создать Р-3 с дальностью три тысячи километров. Первые расчеты и теоретические предпосылки должен был предоставить третий отдел ОКБ-1, как называлось конструкторское бюро Королева, возглавляемая Мишиным. Однако осенью 1949 года оказалось, что разработчики двигателей, по всей видимости, не сумеют вовремя создать необходимые силовые установки.

Поэтому НИИ-88 не справился с правительственным заказом. Мишин предложил: «А что если вместо Р-3 нам перейти сразу на межконтинентальную ракету Р-7 и временно удовлетворить военных стратегической баллистической ракетой Р-5, которую разрабатывают коллеги?» Королев согласился. Конструированием ракеты Р-7 с самого начала, то есть в 1950 года, руководил Мишин.

Он также возглавлял группу проектировщиков и конструкторов ракеты Р-11, дальность которой должна была достигать 270 километров. Мишин фонтанировал идеями и энергией, работая днем и ночью. Но все же он нашел время жениться и завести с супругой Ниной трех дочерей.

В апреле 1956 года группа физиков-ядерщиков и специалистов по ракетной технике, включая Мишина, получила за разработку Р-11 золотую звезду Героя социалистического труда.

Ракету Р-7, монстр весом 300 тонн, смогли испытать на новом полигоне в Казахстане вблизи железнодорожной станции Тюра-Там. Строительство полигона началось в январе 1955 года. Даже самым высокопоставленным работникам пришлось привыкать к спартанским условиям проживания. В одном из четырех деревянных финских домиков поселился Королев и Мишин.

Новая ракета должна была нести ядерную бомбу весом 5,5 тонн и иметь дальность 12 тысяч километров. Осенью 1957 года с помощью ракеты был запущен первый спутник и другие искусственные космические объекты. В секретном ракетном и кремлевском сообществе создатели ракеты тут же стали знамениты.

Тем временем физики облегчили свои атомные и водородные боевые части. Так, самая малая весила чуть менее 3,5 тонн. В начале 1958 года три конструкторских бюро получили задание разработать межконтинентальную ракету-носитель с малой боевой частью и дальностью 13 тысяч километров. Армия планировала взять на вооружение лучшую из разработок.

В ОКБ-1 разработку этого носителя Р-9 снова возглавил Мишин. Как всегда, он занимался самыми важными ракетами. Больше всего его беспокоил вопрос, как долго сохранять сильно охлажденный сжиженный кислород в баках ракеты, чтобы она могла буквально немедленно быть применена. Мишин предложил решение, которое сделало возможным долгое пребывание ракеты в режиме готовности. Его революционную идею использовали при создании других советских ракет.

КонтекстВместе с ним умерла советская космонавтикаDeutschlandradio15.01.2016Кризис в российской космонавтикеLe Figaro17.11.2012Новые надежды на величие российской космонавтикиLes Echos20.10.2011Российская космонавтика ищет помощи у военныхDie Welt07.09.2011Хоронить российскую космонавтику раноEuroNews31.08.2011
В мае 1961 года, после триумфа Гагарина, президент Джон Кеннеди поставил амбициозную цель — к концу десятилетия отправить человека на Луну.

Королев конструировал суперракету Н-1. Ее разработкой, как всегда, руководил Мишин.

Этот тонкий цилиндр высотой 105 метров должен был доставлять на низкую околоземную орбиту до 98 тонн грузов, что позволило бы доставить на Луну кабину с двумя людьми, и один смог бы в специальном модуле прилуниться на поверхности. Высадка одного человека была огромным риском, но других вариантов не было.

«Военное командование практически не интересовалось полетом на Луну, — признавался впоследствии Мишин. — Они требовали от нас запуска космических аппаратов в недалекий космос. Интересы военных с одной стороны и научных институтов с другой были совершенно разными». Поэтому и разработка ракеты, и строительство стартового комплекса на Байконуре задерживались. Даже решение Кремля летом 1964 года о поддержке полета на Луну не заставило генералов пойти на уступки.

Петиция заместителей возымела успех — Мишин стал главным
 
Днем в пятницу 14 января 1966 года на столе Мишина зазвонил телефон. Заместитель министра здравоохранения Аветик Бурназян сообщил: «Сергей Павлович Королев умер во время операции». Первый заместитель главного конструктора, крупный и статный 48-летний мужчина, расплакался, как маленький ребенок.

На похороны создателя советской практической космонавтики в Москву приехал Виктор Макеев, начальник СКБ-385 в Миассе, специализирующегося на ракетах для ВМФ. Разумеется, Макеев заехал и в Подлипки, где предложил заместителям главного конструктора: «Молодые люди, вам стоит выдвинуть заместителя Королева. Вы же не хотите, чтобы вам сюда прислали кого-то сверху!»

«Он прав», — сошлись все в едином мнении. Борис Черток предложил: «Займи ты это место. Мы напишем письмо в ЦК КПСС, в котором выдвинем тебя».

42-летний Макеев, однако, бескомпромиссно отказался: «У меня есть интересная работа, которую я не хочу оставлять».

Черток и Константин Бушуев согласились на Мишина, который по неизвестным причинам не пользовался у них популярностью.

Остальные тоже дали добро, и только Сергей Крюков возразил: «Главный конструктор должен быть терпелив с людьми и должен выслушивать все предложения. Мишин этого не умеет. Он слушает только тех, кто ему по душе, а потом все равно делает, что сам хочет. Кроме того, я не могу себе представить, чтобы он руководил рядом главных конструкторов».

Наконец стали голосовать. Кроме Крюкова, все проголосовали за Мишина. Тогда была составлена петиция, адресованная министру общего машиностроения, Военно-промышленной комиссии и секретариату ЦК КПСС.

Потом пошли к Мишину: «Ты согласен с нашим предложением?» Заместитель поблагодарил. Впоследствии он утверждал, что не гнался за новой должностью.

Однако процесс согласования занял много времени. Секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, который отвечал за ракетную сферу, наметил на это место Георгия Тюлина, генерала, который тесно сотрудничал с ракетными инженерами еще со времен Германии. Также рассматривался Сергей Охапкин, но он разбирался только в космических кораблях, а не в носителях. Теперь же Устинову нужно было учесть письмо заместителей. Наконец он согласился на предложенного кандидата. Потом его утвердило Политбюро ЦК КПСС, а согласие правительства и министра общего машиностроения являлись лишь формальностью. 11 мая Мишин был официально назначен.

Между тем в марте министр переименовал ОКБ-1 в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Опытный завод №88 стал Заводом экспериментального машиностроения (ЗЭМ). Это было сделано якобы для того, чтобы отделить секретные производства от несекретных и запутать агентов ЦРУ.

Мишин унаследовал более 25 разных проектов. Самым крупным была суперракета Н-1: в ее разработке участвовало 26 конструкторских и исследовательских учреждений, а также 500 заводов. Планировались летные испытания боевой ракеты ТР-2 и прототипа корабля «Союз». Нужно было завершить подготовку к автоматической стыковке двух кораблей на орбите. На заводах решали задачу по производству отдельных частей носителя Н-1 и лунных кораблей Л-1 для облета и Л-3 для высадки, которые были модифицированными вариантами «Союза». Новый начальник также контролировал работу филиалов в других городах. Многие задачи он обсуждал с Министерством обороны, прежде всего с командованием авиации и ракетных войск, а также с Министерством здравоохранения и Министерством общего машиностроения, в ведении которого была ракетная и атомная промышленность. Задачи Мишину ставили и Сергей Афанасьев и Устинов.

В марте Мишин сообщил о первом принципиальном решении: мы перестанем готовиться к испытанию с созданием искусственной гравитации посредством кабельного соединения орбитальной станции и межпланетного корабля.

Черток понял, что соревнование за покорение Луны они проиграли. Ведь американцы планировали старт своего «Сатурна» на пятое сентября 1967 года, а первый пилотируемый полет «Аполлона» в следующем году. Мишин же мог запустить первую Н-1 не раньше 1969 года. Президент Академии наук Мстислав Келдыш, который тоже понял это отставание, изменил свое мнение и стал отстаивать исследование Луны с помощью автоматов.

По сравнению с другими главными или генеральными конструкторами у Мишина был один огромный минус: он был недавно назначен и был молод, но при этом вынужден был заказывать у них двигатели, устройства управления, наземную аппаратуру — в общем, все. И этот молодой ученый должен был председательствовать над главными конструкторами. Кроме того, Мишин не был академиком, а всего лишь членом-корреспондентом Академии наук. Академиком его выбрали только осенью 1966 года.

Станция «Луна 9» мягко приземлилась на спутнике Земли третьего февраля 1966 года. Ее аппаратура отправила четыре панорамные фотографии окружающего пейзажа. В конце марта «Луна 10» стала первым искусственным спутником Луны. Однако главная задача станции была не научной, а политической: она транслировала «Интернационал» — «гимн пролетариата всех стран». В то время как раз проходил партийный съезд, на котором свою позицию укрепил Брежнев.

Продолжалась подготовка к новым пилотируемым полетам. На «Восходе 3» должен был на 19 дней полететь Борис Волынов и Георгий Шонин в марте 1966 года на 19 дней. Однако их полет задержала масса технических проблем. В конце марта начале апреля крушение потерпело сразу несколько носителей Р-7. Приближались летные испытания космического корабля второго поколения «Союз». Поэтому от «Восхода 3» отказались.
[свернуть]
Данный текст — первая публикация готовящейся к изданию книги Карела Пацнера «Конструкторы ракетного века». Вторая часть о советском покорении Луны будет опубликована позднее.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!