Формирование и подготовка экипажей МКС

Автор Quооndo, 11.08.2016 02:42:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=7477
ЦитироватьНавыки пилотирования самолёта пригодятся и на околоземной орбите: космонавт Роскосмоса Андрей Федяев рассказал о лётной подготовке
29 января 2026
Программа подготовки российских космонавтов в обязательном порядке предусматривает лётную подготовку. На заре космической эры первый отряд полностью состоял из лётчиков, потом на орбиту стали летать представители и других профессий, но, прежде чем отправиться в космос, им предстояло покорить небо на Земле.
Специальная лётная подготовка начинается на этапе общекосмической подготовки (ОКП): в авиапарке ЦПК есть самолёты Л-39, на которых проходят первоначальное обучение в лётных училищах ВКС и тренировки лётного состава училищ и строевых частей. Кандидаты в космонавты должны освоить управление самолётом в дневное и в ночное время, совершать полёты по приборам, по маршруту, группами, в сложных метеоусловиях, овладеть навыками простого, сложного и высшего пилотажа и рядом других задач, способствующих становлению космонавтов как профессионалов.
фото
[свернуть]
«Кандидаты в космонавты и космонавты-испытатели в отряде при прохождении специальной лётной подготовки делятся на две группы. Первая из них, имеющая лётное образование, летает из передней кабины самолёта, а вторая группа – космонавты других профессий, выполняет полёты только из задней кабины (кабина инструктора),  как мы говорим, из «заднего кабинета» или из «переднего кабинета».
Из передней кабины выполняют только контрольные или тренировочные полёты, то есть космонавт выполняет его один, без инструктора, в качестве командира.
Вторая группа космонавтов летает из задней кабины с инструктором, либо в составе экипажа с наиболее подготовленным космонавтом-испытателем из первой группы. При полётах с инструктором они осуществляют те же функции и задачи, что и космонавты первой группы, то есть участвуют в выполнении полётного задания, определяемого программой специальной лётной подготовки, за исключением взлёта и посадки», – рассказал космонавт Роскосмоса Андрей Федяев, по первой профессии военный лётчик.
У инструкторов ЦПК по лётной подготовке нет цели – сделать из космонавтов профессиональных лётчиков. Как отмечают специалисты, им прежде всего важно научить грамотно действовать в условиях быстро меняющейся, стрессовой для организма человека обстановке, моментально и самостоятельно принимать важные решения и нести за них ответственность.
2 фото
[свернуть]
По словам инструкторов, ни один из видов специальной подготовки не обеспечивает такого комплексного и наиболее приближенного к реальному космическому полёту воздействия факторов. Это мнение разделяет космонавт Андрей Федяев.
«Первый самостоятельный полёт очень важен, тут главная задача – преодолеть психологический барьер, боязнь того, что ты, может быть, с чем-то не справишься, что остаешься один на один с самолётом, со стихией, с небом, тут уже помогать некому. Ты должен рассчитывать только на свои собственные силы, знания и умения, которые приобрёл в процессе подготовки. И лётная подготовка помогает сформировать нужные навыки и качества, преодолеть этот психологический барьер.
2 фото
[свернуть]
Я, конечно, являюсь сторонником того, чтобы все космонавты, в том числе у кого нет лётного образования, проходили через этот тренировочный самостоятельный вылет. Это очень важно с психологической точки зрения: появляется уверенность в собственных силах, и эти опыт и уверенность можно использовать уже при управлении космическим кораблём.
Несмотря на то, что «Союз» летает полностью в автоматическом режиме, тем не менее, были случаи, когда космонавтам приходилось по разным причинам в случае отказа автоматики переходить на ручное управление кораблём, и тут полученные навыки пилотирования могут помочь», – пояснил Андрей Федяев.
2 фото
[свернуть]
Все космонавты, включая бывших лётчиков, периодически проходят курс специальной лётной подготовки по восстановлению утраченных навыков. После наземной подготовки и сдачи зачётов космонавты получают допуски к полётам на самолёте Л-39.
2 фото
[свернуть]
«Начиная от взлёта, набора высоты, выхода на маршрут, в заданное время выхода на маршрут, полёта по маршруту, прихода в зону и выполнения задания, обратного полёта по маршруту, выхода на контрольный пункт маршрута и построения захода на посадку и, собственно, заканчивая посадкой, – основные элементы, которые отрабатываются в процессе любого полёта. И главная задача для лётчика – восстановить утраченные навыки», – рассказал космонавт.
2 фото
[свернуть]
Во время курса лётной подготовки он выполнил полёты на сложный пилотаж, а также в ночное время. А вот потренироваться летать в сложных метеоусловиях не получилось – стояла хорошая погода.
«Они напомнили курсантские полёты – просто наслаждался тем, что делал. Был на седьмом небе от счастья, когда мне удалось полетать и восстановить все утраченные навыки. Цель лётной подготовки была достигнута», –  поделился впечатлениями Андрей Федяев.

https://rutube.ru/video/94ec95b227300431e145485f6831eb84/  3:22
Источник: Пресс-служба ЦПК. Фото и видео: Александр Ефименко

Без_имени



Выживание в экстремальных условиях: Космонавты Олег Кононенко и Александр Гребёнкин прошли зачётную тренировку

В Подмосковье, при температуре –20°C и снежном покрове высотой в полметра, состоялась зачётная тренировка по действиям после аварийной посадки в лесисто-болотистой местности. 

Чтобы пройти тренировку условный экипаж — в составе командира отряда космонавтов Олега Кононенко, космонавта Александра Гребёнкина и астронавта NASA Маркоса Берриоса — должен был:
🔵собрать два типа укрытий — односкатный шалаш из жердей и вигвам из парашютной ткани;
🔵разжечь сигнальный костёр; 
🔵установить связь с поисково-спасательной службой; 
🔵каждый час докладывать о ситуации в лагере.

▶️ По сценарию тренировки, командир получил «травму» — перелом руки, — и товарищи оказали ему первую помощь. После этого вся команда вышла на точку встречи со спасателями.

Испытательно-тренировочная бригада высоко оценила слаженную командную работу экипажа в экстремальных условиях.

Мы в век цифровых технологий пытаемся соседствовать рядом с природой и выжить в её условиях. Сознание того, что мы с этой задачей справились на тренировке, точно поможет в реальном полёте, если случится подобная ситуация,
— Олег Кононенко, командир отряда космонавтов Роскосмоса.

Max

Что скромничать, "... — Олег Кононенко, командир отряда космонавтов Роскосмоса."
Он ещё и заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, исполняющий обязанности начальника.
Если не ошибаюсь, с 1982 года все космонавты назначенные на руководящие должности в ЦПК освобождались от должности космонавта-испытателя. Были прецеденты, когда начальники Управлений ЦПК (В.Титов, Г.Падалка, Ю.Гидзенко) возвращались к активной летной деятельности, но с освобождением от руководящих должностей. Этому правилу следовали все, даже самые заслуженные и прочая... в том числе и рекордисты С.Крикалёв, Ю.Маленченко. Крайние назначенные А.Шкаплеров и О.Новицкий так же были освобождены от должностей космонавтов-испытателей...
Кстати у заокеанских партнеров это правило строго выполняется, и даже Шеф офиса астронавтов (= Командир отряда космонавтов) не лётная должность, которую всегда освобождали, только приступая к подготовке к полету А.Шепард, Т.Стаффорд, Дж.Янг и т.д. по сей день.
;) Ничего личного, но принцип "Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак" должен строго выполняться ибо, следуя простой логике, при исключении одного из двух получается "Я начальник - я дурак", но "мы на это пойтить не могём", ведь у нас, так уж повелось, когда "Один за всех, то все на одного". ;)

Ed Sch

Цитата: Max от 03.02.2026 20:40:58Он ещё и заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, исполняющий обязанности начальника.

Когда очередной начальник может себе позволить заниматься деятельностью на одном уровне с подчинёнными, возникает вопрос, насколько он вообще нужен.
Обычно такое в доживающих конторах/проектах встречается.

zandr

https://www.gctc.ru/main.php?id=7485
ЦитироватьКомандир отряда космонавтов Олег Кононенко и космонавт Роскосмоса Александр Гребёнкин успешно прошли зачётную тренировку в морозном лесу
03 февраля 2026
Зимние «выживания» в этом году проходят в экстремальной для подмосковного климата погоде: двадцатиградусном морозе  и снежном покрове высотой в полметра. При таких вводных 2 февраля 2026 года состоялась зачётная тренировка по действиям в случае посадки в лесисто-болотистой местности условного экипажа: командира отряда космонавтов Роскосмоса Олега Кононенко, космонавта Роскосмоса Александра Гребёнкина и астронавта NASA Маркоса Берриоса.
Российские космонавты в обязательном порядке проходят такие тренировки на этапе общекосмической подготовки, а затем с периодичностью раз в пять лет, для поддержания навыков.
2 фото
 
[свернуть]
Экипаж переоделся в защитные костюмы, выбрал и подготовил площадку для разбивки лагеря, затем приступил к возведению укрытий. Сначала Олег Кононенко, Александр Гребёнкин и Маркос Берриос собрали односкатный шалаш из жердей и лапника, после чего сконструировали вигвам, используя в качестве покрытия ткань от парашюта. Также экипаж собрал хвойные ветки для сигнального костра. Огонь в нём нужно поддерживать постоянно, чтобы его было видно днём, как раз и нужна хвоя – она даёт густой, заметный на расстоянии дым.
2 фото
 
[свернуть]
«В лагере постоянно должен находиться дежурный. В его обязанности входит поддержание порядка в лагере, ведение радиосвязи, наблюдение за членами экипажа: постоянный само- и взаимоконтроль. Был случай, когда именно дежурный обнаружил лёгкую степень обморожения у одного из членов экипажа – побелел кончик носа, сам человек этого не почувствовал, а его товарищ обратил на это внимание. Ночью дежурный контролирует отдых товарищей. Человек, когда спит в холоде, начинает интуитивно двигаться к костру, важно отследить такие моменты», – рассказал заместитель начальника отдела 3 управления ЦПК Александр Герман.
2 фото
 
[свернуть]
Экипаж установил связь с поисково-спасательной службой, после чего каждый час от «выживающих» поступали доклады об обстановке в лагере. За всеми действиями Олега Кононенко, Александра Гребёнкина и Маркоса Берриоса наблюдала испытательно-тренировочная бригада в составе инструкторов, врачей, психологов и других специалистов ЦПК.
2 фото
 
[свернуть]
Как проходит зимнее «выживание» космонавтов, приехали посмотреть представители СМИ. Журналистам показали содержимое носимого аварийного запаса (НАЗ), который, как и следует из названия, при эвакуации из спускаемого аппарата космонавты обязательно берут с собой. В нём находятся теплозащитный костюм и обувь, радиостанция, средства световой сигнализации, запас сублимированных продуктов и воды (в общей сложности на трёх человек 6 литров), аптечка, спички, нож-мачете и другое лагерное снаряжение.
2 фото
 
[свернуть]
Затем представители СМИ смогли оценить походный быт участников тренировки: устройство вигвама, организацию питания, способы оповещения о местоположении экипажа.
2 фото
 
[свернуть]
По сценарию тренировки, экипаж отправился навстречу группе спасателей. И в начале перехода командир Олег Кононенко получил «травму» – перелом руки. Поэтому его товарищам понадобилось оказать пострадавшему экстренную медицинскую помощь.
 
Тем не менее экипаж вышел на место встречи с поисково-спасательными силами, оповестив о своём присутствии с помощью пиросигнального средства.
3 фото
 
[свернуть]
После окончания тренировки представители СМИ получили возможность задать вопросы экипажу. Журналистов заинтересовало, с какой периодичностью проходят такие тренировки, в каких случаях могут пригодиться полученные навыки и насколько это важно:
«Мы в век цифровых технологий пытаемся соседствовать рядом с природой и выжить в её условиях. Сознание того, что мы с этой задачей справились на тренировке, точно поможет в реальном полёте, если случится подобная ситуация», – ответил Олег Кононенко.
Также командир экипажа рассказал о том, как распределялись обязанности во время тренировки:
«Всё достаточно лояльно, то есть мы смотрели на состояние друг друга: если человек устал, то ему в этот момент поручалась более лёгкая работа, и так мы подменяли друг друга».
фото
[свернуть]
Журналисты спросили у космонавтов про самое сложное для них в прошедшей тренировке:
«Очень большое количество осадков выпало, поэтому много работы было связано именно с преодолением снежного покрова. Например, для того, чтобы найти материал, из которого мы строили укрытие, чем себя обогревали. И сегодня выполнять эти задачи было тяжелее, чем в предыдущую тренировку – погода свою лепту внесла», – пояснил Александр Гребёнкин.
Испытательно-тренировочная бригада провела разбор прошедшей тренировки, высоко оценив командную работу условного экипажа. Олег Кононенко, Александр Гребёнкини Маркос Берриос успешно выполнили все поставленные задачи. 
 
https://rutube.ru/video/0e29a5fb815d8f6c1672a3d690f0d8e1/   3:35
Источник: Пресс-служба ЦПК. Фото: Андрей Шелепин, Павел Швец; видео Дениса Деревцова.
стофото
[свернуть]

Бампер

Цитата: Ed Sch от 03.02.2026 22:15:47
Цитата: Max от 03.02.2026 20:40:58Он ещё и заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, исполняющий обязанности начальника.

Когда очередной начальник может себе позволить заниматься деятельностью на одном уровне с подчинёнными, возникает вопрос, насколько он вообще нужен.
Обычно такое в доживающих конторах/проектах встречается.
Еще возможен такой вариант, что скоро назначат Нового Начальника, а теперешнего и.о. в таком случае упразднят.

Ed Sch

Цитата: Бампер от 04.02.2026 08:47:02скоро назначат Нового Начальника

Дык, четвёртый месяц пошел.
Пора б уже определиться.

Max

Но замом Начальника он не четвертый месяц.
До него крайним совмещал должности командира отряда и зам. начальника ЦПК вроде бы А.А.Леонов

Ed Sch

Цитата: Max от 04.02.2026 22:42:51Но замом Начальника он не четвертый месяц.

Кононенко и.о. начальника с 10 ноября прошлого года.