Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитировать"По итогам голосования позвонил лидерам фракций Зюганову Г.А., Жириновскому В.В., Васильеву В.А. и Миронову С.М. Поблагодарил их за высокий уровень поддержки депутатами законопроекта по созданию Госкорпорации "Роскосмос" и наших планов по реформе ракетно-космической промышленности", — написал Рогозин на своей странице в Facebook.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

anik

Выступление Рогозина в Государственной Думе на представлении законопроекта о создании госкорпорации Роскосмос: http://www.duma.gov.ru/analytics/tv/meetings-archive/1096793/

joint831

#682
Через пару лет ждем очередное выступление. По поводу третьего этапа начала реформирования космической промышленности.

Опять скажут что зарплаты маленькие и "доколе?". Как говорили и три, и два, и год назад.

АниКей

Цитировать«НИ» за 20 Мая 2015 г. / Общество                                                                        «Чиновники частенько берут на себя функции главного конструктора» Конструктор космических кораблей, заслуженный инженер России Владимир Бугров      
Алексей Голяков
                 
В последние недели российская космическая отрасль терпит одну болезненную неудачу за другой. Не успели следящие за ее судьбой перевести дух после невыполнения задачи космическим кораблем «Прогресс-М», как случилась авария с ракетой-носителем «Протон-М». Головная часть и третья ступень летательного аппарата не смогли разделиться, сгорев в плотных слоях атмосферы. Всего же за последние пять лет случилось уже семь серьезных аварий российских ракет-носителей. Их пугающая периодичность заставляет задуматься, все ли ладно в космической области, где мы не так давно были «впереди планеты всей». Своими соображениями на этот счет с «НИ» поделился в недавнем прошлом ведущий конструктор космических кораблей, заслуженный инженер России, советник Российской инженерной академии Владимир Бугров.
              
                                              
               
Спойлер
– Владимир Евграфович, почему в последнее время так участились ЧП в космосе?

– Начнем с того, что аварии случались и раньше. Просто сейчас иное время – все на виду и утаить их довольно сложно. Кроме того, на дворе капитализм, и люди считают деньги, в том числе и потери от аварий. Если же говорить о причинах, то, с моей точки зрения, нужно в подобных нештатных ситуациях апеллировать прежде всего к институту главного конструктора того или иного комплекса, корпорации, технического бюро. Главному конструктору – по крайней мере, так было раньше – всегда давали возможность самому разобраться с тем или иным происшествием, тем более с аварией. И именно главный конструктор обеспечивал объективный его разбор, который исключал бы всякого рода «политические» разборки и оргвыводы, в которых тема космоса предстает всего лишь удобной ширмой для достижения чьих-то частных целей или сведения личных счетов.

– Ну а каково ваше объяснение последних аварий?

– В случае с «Протоном» наверняка те специалисты, которые отвечают за телеметрию, уже имеют у себя необходимые данные. И если действительно произошел взрыв, то претензии могут быть к работе двигателя или системы подачи компонентов. Вот на данном детальном уровне они и будут проводить последующий анализ. Схожие, насколько я могу судить, обстоятельства характерны и для случая с «Прогрессом».

– Объясните, кто же конкретно и за что должен отвечать в случае аварии?

– Каждый раз, когда готовится запуск ракеты – тем более не новой, много летавшей – и вывод с ее помощью нового спутника, с новыми задачами, то обязательно формируется ракетно-космический комплекс во главе с главным конструктором. Так вот, главный конструктор, получив заказ на выведение спутника, обязан предварительно обеспечить полный контроль над всей конструкторской документацией на этот проект. В настоящее время это достаточно тонкий момент, потому что зачастую какие-нибудь ведомственные чиновники, едва научившиеся отличать ракету от спутника, начинают с кем-то договариваться за спиной главного конструктора и решать, как и что мы будем выводить на орбиту. Но мало кто из них знает, что у готовящегося к полету нового комплекса появляется своя система управления, своя прочность, своя динамика. И у меня в этой связи серьезное подозрение, что именно чиновники частенько берут на себя функции главного конструктора. И я считаю, как раз здесь и надо разбираться. И нужен, безусловно, системный анализ ЧП – было бы примитивно все в итоговом расследовании свести к какому-нибудь лопнувшему штуцеру.

– Складывается впечатление, что отрасль понесла необратимый технологический ущерб после 90-х годов, многое растеряв в плане промышленной инфраструктуры. Так ли это?

– Сразу отрину фатальность последствий известной ситуации с общим промышленным спадом 90-х годов. Это только кажется, что в застойные годы все в космической отрасли работало как по часам. На самом деле аварии, и не меньшие, чем те, которые мы обсуждаем, случались, просто об этом тогда практически не сообщалось по политическим причинам. Так что не будем находиться в плену информационных стереотипов. Проблема в другом. Конечно же, часть производственных площадей используется сегодня не по прямому назначению, что-то сдается в аренду, – все это так, людям надо деньги зарабатывать, их можно понять. Но все равно и пятнадцать лет назад предприятия работали, и сейчас они тем более не простаивают, а люди получают заработную плату не просто так. Да, структурные изменения в космической отрасли есть, но они минимальные. И влияют они не на количество аварий, а, скорее, на способ мышления отраслевого руководства.

– Вы имеете в виду заявления высокопоставленных лиц о полетах в обозримом будущем российских космических кораблей на Луну и на Марс?

– Поясню свою мысль. В далеком 1959 году вышло постановление Совета министров, подготовленное выдающимися конструкторами Королевым, Тихонравовым и Мишиным, которое четко определило стратегию развития отечественной космонавтики. В этом постановлении было три задачи: осуществить полет человека в космос, создать корабли для полета в межпланетном пространстве, построить и вывести в околоземное пространство орбитальные станции. Всё! Больше ничего по сути в космонавтике не может быть перспективного в принципе, и в этих трех пунктах вместилась вся емкая стратегия Королева и его единомышленников. Сегодня космические начальники много говорят о том, что в обозримой перспективе мы готовы создать какие-то станции на Луне или даже на Марсе. Но это все пустая болтовня, потому что за последние десять лет ничего принципиально нового, кроме модулей орбитальных станций, нами не рождено.

– Значит, современная российская космонавтика не в состоянии замахнуться на дальние полеты к другим планетам?

– Поймите, по структурным характеристикам было бы неверно судить о нашей деградации или даже серьезном отставании – Роскосмос ничуть не страдает от недостатка финансирования, профильные заводы и ОКБ работают. Но вся эта инфраструктура, по моей оценке, в сравнении с той научно-промышленной базой, которая имелась у государства в 60-е – начале 70-х годов, и с теми задачами, которые перед космонавтикой ставились, выполняет объем работ всего лишь процентов на 10, не больше. И мне просто по-человечески жалко сегодняшних выпускников МАИ и Бауманки, которым больше негде применить свой талант, кроме как до 2024 года (согласно правительственной программе, кстати) создавать для Международной космической станции очередные новые модули орбитальных станций.

– В чем же, на ваш взгляд, ошибка сегодняшних космических стратегов?

– Ответственные лица нашей космической отрасли усиленно толкают космонавтику, по сути, в тупик. В 2009 году Владимиру Путину, который тогда, как известно, занимал пост премьера и напрямую курировал космос, подсунули документы, что России целесообразно было бы создать лунную базу. Это была, с моей точки зрения, очередная попытка узаконить полную профанацию. Те, кто с таким рвением пропагандирует создание лунной базы как нашей новой национальной идеи, фактически предлагают правительству подписаться под тем, что Циолковский и Королев заблуждались, когда гнали нас куда-то в дальние миры, в межпланетное пространство. Выходит, достаточно под эгидой МКС иметь одну лишь лунную программу, которая нас всех и озолотит, и полностью осчастливит. И больше никуда не рыпаться и никакими другими проектами не заниматься.

– А по вашему мнению, какие задачи должна ставить перед собой отечественная космическая отрасль?

– Надо убедить правительство и президента в необходимости поставить перед Роскосмосом ясную амбициозную задачу: продолжить программу Королева по созданию комплекса для полетов за пределы земного тяготения. Для этого следует преодолеть давление тех, кто в космонавтике привык вольготно жить, ничего не создавая. И построить структуру отрасли аналогичную той, которая приносила нам успехи – с главным конструктором во главе. А сокращение числа аварий будет прямо пропорционально квалификации кадров, которые будут привлечены к реализации новой программы.
       

  СПРАВКА  Владимир БУГРОВ родился в 1933 году. Инженер космической техники, в прошлом – кандидат в космонавты. В 1956 году окончил Московский авиационный институт. Участник разработки крылатой ракеты «Буря» в ОКБ им. Лавочкина в 1956–1961 годах. Заслуженный ветеран РКК «Энергия», разработчик проектов экспедиций на Марс и Луну в1961–1966 годах. Космонавт-испытатель – проходил подготовку по программе полета на Луну в отряде космонавтов ОКБ-1 в 1966–1968 годах. Ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для экспедиции на Луну и «Энергия-Буран» в 1968–1988 годах. Начальник отдела безопасности пилотируемых космических полетов РКК «Энергия», ведущий конструктор по конверсии в НПО «Энергия» в 1988–1995 годах. Заслуженный инженер России.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

2015.05.17: На фоне последних неудач с запусками ракет что, на ваш взгляд, нужно сделать с российской программой освоения космоса?                                  
Продолжать ее по намеченному плану
[97
 [38 %]
Свернуть ее до лучших времен
[59
 [23 %]
Увеличить ее финансирование
[47
 [19 %]
Продолжать ее лишь в рамках международных проектов
[50
 [20 %]
Всего: 253 чел. http://www.newizv.ru/voiting/710/
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

joint831

Очередной бредовый опрос среди людей, которым показывают "старт корабля Протон" с кадрами пуска Союза и волевыми лицами главных конструкторов в ЦУПе?

triage

#686
Стенограмма пленарного заседания ГД 19.05.25 Рогозин законопроекты о ОРКК Роскосмос - начало
 http://leo-mosk.livejournal.com/2600334.html

на видео на первых минутах очень пустой зал, а по регистрации 437 депутатов из 450

АниКей

ЦитироватьЛев Зелёный: "Дорога к Луне займёт два-три дня"                                                        
                                Юлия Новицкая                            
                         
                            
                                21                                  мая 2015    0http://www.zavtra.ru/content/view/lev-zelyonyij-doroga-k-lune-zajmyot-dva-tri-dnya/                            
                         
                                                  
Спойлер

                             Общество Наука                         
                         
                            
                                                              
                                  
                                                                       
                               
                                  
                                                                          
                                        директор Института космических исследований, вице-президент РАН отвечает на вопросы «Завтра»                                     
                                                                       
                               
                            
                         
                      
                                               
"ЗАВТРА". Лев Матвеевич, ваш институт готовит программы научных космических исследований, разрабатывает и испытывает комплексы научной аппаратуры по проектам, принятым Российской академией наук и Федеральным космическим агентством. Реформа РАН и создание госкорпорации Роскосмос как-то повлияют на перспективы космических исследований?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Вы помните китайское изречение, что "тяжело жить во время перемен, но интересно"? Мы с вами удостоились такой сомнительной радости — жить в эпоху очень больших перемен. Прежде всего я имею в виду реформу РАН. Но непосредственно на научное исследование космоса эта реформа не повлияет. Институты, перешедшие в другое подчинение, пока сохранили целостность. Что же касается реструктуризации, то мнение тех, кто занимается космическими исследованиями, — в данной области никакая реструктуризация не нужна.
В свое время президент АН СССР М.В.Келдыш, бывший одновременно и "Главным теоретиком космонавтики", и организатором всех космических программ, успехами которых мы до сих пор гордимся, создал структуру под названием "Совет по космосу АН СССР". В него входят ученые, работающие в академических институтах, промышленности и университетах — эксперты в самых различных областях космической науки и техники. Организация и управление всеми исследованиями, определение тематики научных направлений и приоритеты их финансирования — все идет через этот Совет. Так было и в советское время, так с небольшими изменениями происходит и сейчас. Надеюсь, что останется и в будущем, когда мы будем иметь дело с образующейся сейчас госкорпорацией "Роскосмос". По крайней мере, определенные договоренности на этот счет имеются.
Наш институт является профильным, поскольку вся наша тематика посвящена космическим исследованиям. В Физическом институте им. П.Н.Лебедева, например, есть несколько отделов, занимающихся космосом. И никакая реструктуризация не способна их вычленить оттуда. То же самое касается и, например, Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн или Института астрономии, в которых какая-то часть их работы связана с космосом.
"ЗАВТРА". Сегодня Федеральное агентство научных организаций проводит кластерирование научных институтов по более-менее сходной тематике...
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Но в космических исследованиях такой кластер и управляющая структура уже существуют и зарекомендовали они себя очень и очень хорошо.
Что же касается госкорпорации "Роскосмос"... Она еще не сформирована. Но лично мне та конструкция, которая возникла сейчас, кажется оптимальной, более подходящей, нежели та, что была еще пару лет назад, когда существовали отдельно Объединенная ракетно-космическая корпорация и Федеральное космическое агентство — Роскосмос. Двухголовые существа хороши только на гербе, да и то не на всяком.
В те годы я входил в комиссию, которая обсуждала пути реформирования Роскосмоса, и был (вместе с некоторыми моими коллегами) против создания такой двухголовой структуры. И оказался прав. Она просуществовала всего пару лет. Сейчас же принято, на мой взгляд, правильное решение. В госкорпорации все организационные функции будут объединены, а главное — появится строгая управленческая вертикаль, которая поможет избежать излишнего дублирования, применить общие стандарты в космической промышленности. В отрасли должна сформироваться единая научно-техническая политика.
На все эти позитивные изменения мы, конечно, смотрим с надеждой.
Что же касается изменений в Академии, то тут более сложная ситуация. По крайней мере, никаких положительных тенденций, улучшения климата для работы обычного ученого, занимающегося наукой, мы не увидели. На администрацию же институтов нагрузка возросла в разы. Мы, например, специально создали небольшой отдел, отвечающий на многочисленные запросы ФАНО.
"ЗАВТРА". С предыдущей нашей беседы прошел почти год. Тогда мы много говорили о Луне, вернее, о перспективах её исследования. Сегодня лунная программа практически готова. А на 2029 год даже запланирован пилотируемый полет к нашему спутнику. Правда, не все задачи и проблемы решены. Например, создание лунных орбитальных и посадочных аппаратов...
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Лунная программа вошла в Федеральную космическую программу до 2025 года и является в какой-то мере стержневой для направления фундаментальных космических исследований. Но я, к сожалению, не очень оптимистично смотрю на складывающуюся ситуацию. Конечно, все будет сделано. Вопрос — когда? И насколько мы в неформальном соперничестве с нашими зарубежными коллегами будем обгонять их или снова безнадежно отставать?
В связи с финансовыми трудностями идет ощутимый секвестр всех расходов государства, в том числе и на космос. Есть проблемы с импортозамещением, но эти проблемы хотя и сложны, но решаемы. Решение любой из них требует времени и дополнительных средств. Какие-то блоки аппаратуры у нас были сделаны в импортной комплектации и их придется заменить отечественными. С этим связано и смещение дат по сравнению с теми, которые я вам называл при нашей последней встрече. Мы сейчас боремся за то, чтобы первый наш полет к Луне ("Луна-25") состоялся в конце 2017, в крайнем случае, в начале 2018 года. Технические проблемы в основном решены.
Сейчас наш институт заключает договор о работе над комплектом научной аппаратуры для лунного орбитального аппарата. Я надеюсь, что все, что включено в федеральную программу, нами, а главное, нашим знаменитым индустриальным партнером — НПО им. С.А. Лавочкина, будет сделано. Но вот про сроки я бы сейчас говорил осторожно.
"ЗАВТРА". А защита космонавтов от радиации во время лунной миссии?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Это, можно сказать, вечная проблема. Хотя сотрудники Института медико-биологических проблем недавно прибавили к ней еще одну. Существует еще один фактор, который может оказать вредное воздействие на человека, — отсутствие магнитного поля (гипомагнетизм). Мы постоянно живем в почти не замечаемом нами земном магнитном поле. Оно немного меняется от экватора к полюсам или во время магнитных бурь, максимум на 5-10%. Но некоторые люди реагируют и на эти незначительные колебания.
В межпланетном же пространстве магнитное поле в 20–30 тысяч раз меньше, чем на Земле. Кстати, на МКС оно почти такое же, как на нашей планете. Да и от радиации космонавты там в основном защищены (хотя дозы облучения на станции побольше, чем на Земле).
На Луне космонавтам придется столкнуться с еще одной чрезвычайно сложной проблемой — лунной пылью. Она совершенно не похожа на земную: намного мельче и сильно наэлектризована. Она как бы висит над поверхностью. Американские астронавты столкнулись с этой проблемой: поскольку наэлектризованная пыль налипает на скафандр, они заносили её в возвращаемый аппарат. Некоторые медики считают, что она может быть токсична. Учитывая всё вышесказанное, придётся добиться того, чтобы ни одна пылинка не попала внутрь будущей лунной станции или космического корабля.
Проблема радиации, безусловно, очень сложная. Но для полета на Луну она не является настолько опасной, как для длительных межпланетных миссий. Дорога к Луне займет два–три дня, и можно постараться выбрать время, когда Солнце будет относительно спокойным. На самой же Луне существует возможность укрыться. Наш великий ученый и конструктор Владимир Бармин предложил строить поселения на Луне (их назвали "барминограды") из каркасов, которые обваловываются лунным грунтом. Стены из лунного реголита, толщиной полтора-два метра, способны защитить от любой радиации. А вот вопрос с магнитным полем всё равно остается.
Но все это касается Луны, с Марсом, как вы понимаете, ситуация совсем другая. Выбрать десять-одиннадцать месяцев "спокойного" Солнца, да еще защититься от галактической радиации пока не получается.
"ЗАВТРА". В Федеральной космической программе России на 2006–2015 годы было запланировано выполнение более двух десятков проектов научного назначения. Сейчас Роскосмосом подготовлен проект новой ФКП до 2025 года. И в СМИ уже появилась информация об отказе от ряда научных программ. Так, проекты космических обсерваторий "Миллиметрон" ("Спектр-М") и "Гамма-400" не получат достаточно финансирования. И хотя они не закрыты, запуск аппаратов до конца 2025 года не планируется. То же самое касается проекта по возврату лунного грунта "Луна-Грунт", в рамках которого планировалось широкое сотрудничество с европейцами. Насколько тяжела эта потеря для нашего научного космоса?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Это грустный вопрос, и ответ будет грустный. Было запланировано много, но что случилось с главным нашим проектом "Фобос", вы знаете. Это большое горе для нас, и повторение такой катастрофы недопустимо. Владимир Александрович Поповкин, возглавлявший тогда космическое агентство (светлая ему память, замечательный был человек и специалист), подключил нас к европейскому проекту "ЭкзоМарс". Началось все с поставки двух носителей "Протон" для европейских миссий 2016 и 2018 годов. Но, конечно, условием российского включения в эти проекты стало наше значительное участие в научной программе обеих экспедиций к Марсу. Россия изготавливает научные приборы и для орбитального аппарата, и для посадочной платформы, и для европейского марсохода "Пастер". Пожалуй, после Луны это крупнейшая наша программа, которой мы, надеюсь, еще будем гордиться, если, конечно, все пройдет успешно.
Но и здесь тоже не все идет легко и просто. Надо сказать, что в целом российские специалисты сумели сохранить культуру космического приборостроения. В тяжелые годы ельцинского безвременья наши ученые, получив совсем небольшое финансирование от Российского космического агентства, делали приборы (то есть проходили жесткую экспертизу и высококонкурентный отбор) для установки на зарубежные космические аппараты. Российские приборы сегодня летают у Марса, у Луны, совсем недавно — у Венеры. Прибор ДАН успешно работает на американском тяжелом марсоходе "Curiosity". С изготовлением научной аппаратуры у нас (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) пока все в порядке. А вот с надежностью космических аппаратов — на сегодняшний день — не очень.
Надеюсь, что в госкорпорации, где проблеме надежности космической техники будет уделяться особое внимание, ситуация кардинально изменится.
Я не могу сказать, что для космической науки эти годы прошли бесплодно. Тем не менее... Из космических аппаратов в последнее время у нас летали "РадиоАстрон", наш академический микроспутник "Чибис", которым мы очень гордимся и о котором стоило бы поговорить отдельно. Несколько месяцев в прошлом году проработал еще университетский аппарат "Вернов".
Что касается проекта новой ФКП... У нас есть Луна, есть Марс, есть проект "Резонанс" — исследования космической погоды и радиационных поясов Земли. В этой же пятилетке будут два астрофизических проекта, которые "переползли" из предыдущей программы: ИКИшный "Спектр-Рентген-Гамма" и "Спектр-Ультрафиолет" — российский "Хаббл". Его делает НПО им. С.А. Лавочкина для Института астрономии РАН.
Если же говорить о "Миллимитроне" и "Гамма-400"... Эти сложные и дорогие проекты подробно обсуждались и на профильной секции Совета по космосу, и на заседаниях самого Совета. Были выявлены определенные технологические проблемы. Есть вопросы и к постановке самих научных задач. Чтобы получить новейшие данные, необходима суперсовременная аппаратура, работающая на грани возможного. И еще нужно доказать, что такую аппаратуру можно изготовить за реально имеющиеся средства и за реальное время... Данные проекты не остановлены. Им предстоит пройти еще одну стадию — доказать, что целевая научная аппаратура способна решить сформулированные задачи в заявленном объеме. В общем, идет большая дискуссия. Безусловно, существуют и финансовые проблемы. Но кроме всего прочего, хочется, чтобы проект не повторял уже известные исследования, а имел принципиальную новизну. Поэтому запуски смещены. Трудно загадывать на десять лет вперед, но надеемся, что экономический кризис не вечен, и вскоре финансирование космических программ вернется к докризисному уровню, и эти миссии (как и некоторые другие, тоже пока отложенные) смогут вернуться в новую ФКП 2016-2025.
"ЗАВТРА". В новую редакцию ФКП совсем не попала станция для исследования Венеры ("Венера-Д")...
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Жаль — ведь это проект, который мы уже начали обсуждать как совместный с НАСА. Сейчас эти обсуждения приостановлены. Поисковые, в основном теоретические, работы по Венере мы, естественно, продолжаем, тем более, что наши планетные специалисты активно работают сейчас над данными измерений плотной венерианской атмосферы (в том числе и с российских приборов), выполняемых европейским аппаратом "Венера-Экспресс".
Впрочем, дай нам Бог возможность осуществить все запланированное по Луне и Марсу. В промышленности мы опираемся всего на одну космическую фирму — НПО им. Лавочкина, у которой чрезвычайно большая загруженность: несколько лунных проектов, "Резонанс", "Спектр-Уф", "Спектр-Рентген-Гамма" и многое другое. Хорошо это или плохо, но в какой-то мере это знаменитое предприятие является монополистом, и второй фирмы, работающей в дальнем (!) космосе, в России нет.
Наши приборы работают на иностранных миссиях по десять и более лет, самый "древний" — с 2001 года. Конечно, хочется, чтобы они стояли на таких же долгоживущих российских аппаратах.
"ЗАВТРА". На презентации проекта ФКП было заявлено, что в программу заложены деньги на поддержку отечественных космических "частников". А как вы оцениваете перспективы частного космоса? Применительно к вашей сфере деятельности, к научному космосу?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Перспективы частного космоса в том, что касается научных программ, я не оцениваю высоко. Любая частная корпорация должна получать прибыль. А то, что делаем мы, сможет принести её лет через пятьдесят, а то и сто. Ждать столько времени современный российский капиталист не будет. Поэтому такого рода исследования должны оставаться уделом государства. Во времена Брежнева был популярен лозунг: "Экономика должна быть экономной". Я же хочу его немного переиначить: "Экономика должна быть дальнозоркой". Прозорливые руководители должны смотреть не только в завтра и послезавтра, но и в более далекое будущее. Вложения в любые исследования всегда окупаются, правда, не скоро. Вспомните испанскую королеву и Колумба.
"ЗАВТРА". На вашей работе как-то отразилось введение американских и европейских санкций против России? Вы же участвуете в международных проектах. Или наука не имеет границ и не зависит от сиюминутных политических решений?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Говоря о лунной программе, я упомянул о проблемах с импортозамещением. Но нужно сказать, что многие проекты, которые мы ведем, оказались инвариантными относительно санкций. Все совместные эксперименты продолжаются. Мы передаем на борт аппаратов команды с помощью американских (для "Марс Одиссей", LRO и "Curiosity") или европейских средств (если речь идет о "Марс-Экспрессе"), получаем данные с наших приборов. Я бы не стал здесь сгущать краски, хотя некоторые перспективные проекты пока заморожены. Но будем надеяться, что жизнь, как зебра, и за темной полосой всегда наступает светлая.
К сожалению, нельзя сказать, что наука совершенно не зависит от сиюминутных политических решений. Частично зависит. Но я думаю, что профессиональная солидарность ученых все-таки выше этого. Наглядный пример — многолетнее сотрудничество с бывшими партнерами по программе "Интеркосмос", в которой участвовали все социалистические страны и Франция. Сегодня мы продолжаем работать и с Болгарией, и с Польшей и, конечно, с той же Францией. В проектах "Резонанс" и "ЭкзоМарс" будут и болгарские, и польские приборы. Обсуждается вопрос об использовании польского прибора для исследования тепловых свойств грунта Луны. Уже изготовлен болгарский прибор для исследования радиационных нагрузок вблизи и на поверхности Марса. На микроспутнике "Чибис", о котором я уже говорил, успешно проработали венгерская и украинская аппаратуры. Мы и большинство наших зарубежных коллег стараемся в нашей ежедневной работе находиться выше санкций, но иногда политики нам мешают. Причем, надо сказать, что с российской стороны никаких ответных препятствий мы не ощущаем.
"ЗАВТРА". Вы недавно возглавили Межведомственную экспертную комиссию по космосу. Чем она призвана заниматься? И не станет ли очередной бюрократической ловушкой, преградой на пути новых идей?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Это произошло недавно, и я в качестве председателя еще не успел провести ни одного заседания. Данная комиссия существует довольно давно и является неким высшим органом, правительственной структурой, которая фактически утверждает все основные решения по космической деятельности страны. В ближайшее время ей предстоит утверждение Федеральной космической программы в основных её частях. До сих пор эта комиссия играла весьма положительную роль и никогда не была бюрократической ловушкой.
"ЗАВТРА". Вторая половина прошлого века прошла для человечества под знаменем освоения космоса, что во многом было обусловлено гонкой между Советским Союзом и Америкой. В результате исследования Вселенной воспринимались как одна из важнейших задач человечества. Сегодня же изучение космоса стало международным. Может, именно это объясняет тот факт, что сегодня у многих наших соотечественников сама идея масштабного освоения космоса вызывает, мягко говоря, сомнения? И мы слышим высказывания: "зачем выбрасывать миллиарды на изучение космоса, не лучше ли их потратить на социальные проекты или здравоохранение"? Как достучаться до людского сознания и объяснить им всю важность данного рода деятельности?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. Вы, на мой взгляд, немного сгущаете краски. Озвученная вами проблема существует во всех странах. Я, например, слышал нечто подобное в Америке и в Европе. Финансирования никогда не бывает слишком много, особенно это касается социальных программ: всегда будет казаться, что нужно еще немного добавить. И здесь, в распределении денежных потоков, руководителям государств нужно быть мудрыми и, как я говорил, дальнозоркими.. Кстати сказать, сокращение финансирования космоса наблюдается сейчас не только у нас, но и в США.
Очень важно, чтобы налогоплательщики понимали, на что тратятся их деньги. Всех, конечно, не убедишь в необходимости и целесообразности расходов на космос, но большинство, — особенно "продвинутую" молодежь, — нужно. Безусловно, это нелегко, на это тратится много сил и времени. Но это необходимо. И слава Богу, что в нашей стране это сейчас начали понимать.
Мы в своем институте постоянно организуем различные выставки, дважды в год проводим дни открытых дверей, много работаем с молодежью. В Роскосмосе этой проблемой тоже сейчас много занимаются. После десятилетий разрухи готовится к открытию знаменитый павильон "Космос" на ВДНХ. Но подобного рода работы не бывает слишком много.
Безусловно, в общественном сознании на отношение к космосу определенную негативную роль играет большое количество аварий космической техники, поскольку создается впечатление, что все наши успехи в космосе остались в советском прошлом. И этот стереотип необходимо преодолеть.
Я читал лекции в Планетарии, Музее космонавтики, Музее Москвы и многих других местах, и не только в Москве — везде залы был переполнены. Ребята задавали много интересных вопросов. У молодежи есть интерес к космосу. Но, честно говоря, нам необходимы успехи и громкие победы в космосе. И побольше! Хочется добавить: "И за ценой не постоим". Но это вопрос скорее к Минфину.
"ЗАВТРА". Во время нашей прошлой беседы мы с вами говорили о том, какую нишу в исследовании Луны нужно выбрать России, чтобы не повторять путь, пройденный другими странами. Давайте посмотрим шире. Какой должна быть наша ниша в освоении космоса в целом?
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. У моих коллег могут быть разные мнения по этому вопросу. Каждый считает, что самое интересное и важное находится в той области, которой он занимается. И это абсолютно естественно. Ученый, занимающийся радиоастрономией, уверен, что это направление самое главное, а тот, кто изучает рентгеновские источники и пульсары, считает их самыми интересными. Я до недавнего времени считал самыми важными исследования Солнца, солнечной плазмы, магнитных бурь. Здесь не так просто абстрагироваться от собственных интересов и посмотреть на ситуацию, что называется, сверху. Но по роду деятельности мне сейчас приходится это делать.
Если проанализировать наш опыт и посмотреть, где мы добились наибольших достижений... Первая наша ниша — пилотируемая космонавтика. Здесь наши достижения бесспорны. Институтом медико-биологических проблем проведена гигантская работа. Даже в годы безвременья наши космические фирмы сумели подготовить к запуску российский сегмент Международной космической станции. Медики научились возвращать человека из длительной невесомости в "рабочем" состоянии. Это безусловное достижение. Сейчас ИМБП идет дальше. В его стенах готовят имитацию полета на Марс: год в невесомости, приземление, немедленное включение космонавта в работу, а через месяц-полтора снова в годичный полет. Но это пока только планы.
Вторая наша ниша — автоматические посадки на различные небесные тела. Никто, кроме нас, не садился на Венеру, а советский аппарат прожил на её поверхности по космическим меркам достаточно долго. У нас у первых были мягкие посадки на Луну. Конечно, были и аварии, но страна научились преодолевать неудачи. Были и посадки на Марс, к сожалению, менее удачные. В те годы это было нашим ноу-хау. Сегодня времена изменились. Американские аппараты были на Марсе, китайские — на Луне, мы же пока опять долго запрягаем.
В планетных исследованиях важно работать не только дистанционно, а, что называется, in situ, на месте. В нашей будущей лунной миссии мы планируем взять для исследования не только грунт, но и вкрапленные в него летучие вещества. Необходимо максимально подробное изучение изотопного состава этого внеземного вещества. Именно это даст ключ к загадкам происхождения и самой Луны, и вообще всей Солнечной системы — и поэтому представляет наибольший интерес.
Что же касается тонких астрономических исследований... Мы, к сожалению, многие технологии почти потеряли, как, например, прецизионное приборостроение. Конечно, эти технологии необходимо восстановить. Пока же в наших проектах мы собираем то лучшее, что есть и у нас, и в мире, и довольно часто используем наиболее современные приборы или их блоки наших зарубежных коллег.
"ЗАВТРА". Альтернативы освоению дальнего космоса у земной цивилизации нет. А это значит, что на научном космосе экономить нельзя...
Лев ЗЕЛЕНЫЙ. С этим трудно не согласиться. Все вложения здесь окупаются сторицей. То, что сейчас прочно вошло в нашу жизнь, еще несколько десятилетий назад существовало как фундаментальные разработки. Навигаторы, спутниковое телевидение, космическая связь, зондирование лесов, лугов, полей и рек... Не хотелось бы говорить о банальных вещах, но все это к нам постепенно, всего за полсотни лет, пришло из космической науки.
Мы сейчас говорим о безжизненной и мертвой Луне, но, поверьте мне, через сорок–пятьдесят лет человечество начнет её осваивать и будет благодарно тем нашим современникам, которые делают сейчас вторые (поскольку первые совершили в 60-70-х годах прошлого века) шаги по освоению нашего седьмого континента. Это трудно, но необходимо для того, чтобы наступило завтра и послезавтра для всего человечества.
И давайте в заключение вспомним нашего великого поэта: "Ведь если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно" А нужно это нам всем.
Беседовала Юлия НОВИЦКАЯ
На фото:  микроспутник «Чибис-М»
[свернуть]

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

supermen

Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.  /Юрий Гагарин/

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Совокупное подорожание Федеральной космической программы России из-за санкций и роста курса валют составило около 30%, сообщил в четверг статс-секретарь Роскосмоса Денис Лысков.
"В сложившихся экономических условиях Роскосмос оказался в тяжелой ситуации. Нам пришлось перестраивать полностью все космическую программу исходя их этих данных", — сказал Лысков на круглом столе в Госдуме.
По его словам, ведомство оптимизировало бюджет, секвестр прошел практически по всем федеральным космическим программам.
Так как оборудование закупалось за рубежом, то санкции и удорожание курса доллара также внесли коррективы, отметил статс-секретарь.
"Совокупное удорожание всей космической программы составило в новой редакции порядка 30%", — резюмировал Лысков.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать"Реализация мероприятий ФКП-2025 и использование созданных космических средств в интересах социально-экономической и научной сферы позволит получить за программный период экономический эффект в объеме 1579 миллиардов рублей", — говорится в материалах, текст которых имеется в распоряжении РИА Новости.
Из этой общей суммы на космическую связь, теле- и радиовещание, как ожидается, придется 945 миллиардов рублей, метеорологию — 122 миллиарда, исследования природных ресурсов — 99 миллиардов, геодезию — 51 миллиард, контроль ледовой обстановки — 87 миллиардов, космический лесопожарный мониторинг — 53 миллиарда, комплексы двойного назначения — 222 миллиарда.
Кроме того, предполагается, что предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) выплатят в бюджет 452 миллиарда рублей от реализации коммерческих проектов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 21 мая — РИА Новости. НПО имени Лавочкина предлагает отдельные опытно-конструкторские работы (ОКР) по ракетно-космической тематике объединять в целевые программы — это, как считают на предприятии, повысит эффективность разработок. Кроме того, предлагается создать специальный исследовательский центр по "космической" автоматике.
 "Необходимо объединение отдельных ОКРов в целевые программы по конкретным направлениям научных исследований в космосе", — сказал гендиректор НПО Лавочкина Виктор Хартов на круглом столе в Госдуме.
По словам Хартова, нужно создать специальный Центр компетенций по разработке автоматических космических комплексов для научно-исследовательских работ. Центр должен объединить научные и производственные ресурсы ведущих организаций ракетно-космической промышленности и Российской академии наук, добавил Хартов.
Кроме того, необходимо целевое финансирование программ технологического развития по тем или иным направлениям космических исследований, отметил он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 21 мая — РИА Новости. Российские промышленники подготовили меры поддержки использования отечественной космической техники операторами связи, сообщил в четверг замгендиректора ИСС имени Решетнева Юрий Вилков.
Он отметил, что сегодня то, что создают в России, делают в ряде случаев с использованием иностранного оборудования, но только там, где это действительно необходимо.
"Очень бы не хотелось, если бы наши операторы, в том числе с государственным участием, заказывали космические аппараты за рубежом — на наш взгляд, это странно и непонятно. У нас есть вполне конкретные предложения, реализация которых могла бы в цивилизованном формате обеспечить поддержку", — сказал Вилков.
Он подчеркнул, что такая поддержка есть фактически во всех странах, которые используют космическую технику.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#693
Цитировать21 мая 2015, 14:50   |   Общество   |   Иван Чеберко   |   написать авторам    
    Бывший глава «РКК Энергия» отправлен под домашний арест
 
       Виталию Лопоте предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями          
          
Виталий Лопота. Фото: Глеб Щелкунов

 
Следственное управление Следственного комитета РФ по ЦФО 19 мая предъявило бывшему президенту ОАО «РКК Энергия» Виталию Лопоте обвинение по ч. 1 ст. 201 УК РФ («Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации») . Как рассказал «Известиям» источник, близкий к следствию, 20 мая Лопота был доставлен в суд, где ему была назначена мера пресечения – домашний арест.

Спойлер
Сам Виталий Лопота на телефонные звонки не отвечал.

Уголовное дело в отношении Лопоты было возбуждено в апреле 2014 года, в то время он еще возглавлял «РКК Энергия». В основе уголовного дела — материалы, переданные в СК сотрудниками ФСБ в ноябре 2013 года. ФСБ начала расследование после того, как Роскосмос передал этой службе материалы межведомственной рабочей группы (МРГ), весной 2013 года проверявшей дела «Энергии» по распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина. Основной темой той проверки был проект «Морской старт». С 2010 года эта система для запуска ракет «Зенит» с плавучей платформы находится на содержании дочерних структур «Энергии», являющихся бенефициарами швейцарской Sea Launch AG, которая и владеет активами «Морского старта» (сейчас проект заморожен).

Целесообразность участия «Энергии» в данном предприятии не очевидна, поскольку проект рентабелен в том случае, если осуществляет 4–5 запусков в год. До этих показателей «Морскому старту» было далеко: на деле он осуществлял 1-2 пуска в год. В результате «Морской старт», само содержание которого стоит как минимум $80 млн в год, генерировал убытки. На момент открытия уголовного дела долговая нагрузка проекта превышала $400 млн, и руководство «Энергии» вынуждено было эту брешь затыкать. Одна из таких операций и легла в основу уголовного дела, возбужденного в отношении Лопоты.

В 2010 году РКК «Энергия» оформила два кредита в коммерческих банках на 5,2 млрд рублей с процентной ставкой 8% годовых, 3,4 млрд из этих средств были переданы дочерней структуре «Энергии» — ЗАО «Завод экспериментального машиностроения РКК «Энергия» (ЗЭМ) — в качестве авансов по договорам на изготовление пилотируемых кораблей в рамках госконтрактов. Далее Лопота обязал директора ЗЭМ Александра Стрекалова заключить договор займа на 2,2 млрд рублей с ООО «Энергия-Оверсиз», через которую РКК владеет Sea Launch AG. Договор с «Энергия-Оверсиз» был заключен с процентной ставкой 4% плюс LIBOR. Точно так же был оформлен договор с еще одной дочкой «Энергии», участвующей в капитале Sea Launch AG, — ООО «Энергия-Лоджистикс». Ей был предоставлен займ на 1,174 млрд рублей. В результате «Энергия» за использование данных кредитных средств заплатила на 41 млн рублей больше, чем получила от «Энергия-Оверсиз» и «Энергия-Лоджистикс».

Описанная схема, по мнению сотрудников ФСБ, содержит признаки преступления, описанного в ст. 201 УК РФ. С этими доводами теперь согласились и в Следственном комитете.

В сентябре прошлого года Виталий Лопота был освобожден от должности президента «РКК Энергия».

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 21 мая — РИА Новости. России необходимо создать продуманную консолидированную лунную программу, а не иметь несколько разрозненных проектов в этой сфере, считает гендиректор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.
"В чем главная проблема? В самом деле лунной сейчас программы нет. Есть один контракт, другой контракт. Везде свои сроки, везде ФЗ-44 (о контрактной системе в сфере закупок) жесточайший. Мы являемся заложниками в научном космосе того, что есть очень жесткие законы, где срыв нами несет штрафы и прочее", — сказал Хартов на круглом столе в Госдуме.
Он подчеркнул, что каждый раз, решая новую задачу, "получаешь проблемы".
"В случае Луны получается, что есть несколько лунных отдельных тем. И если надо делать задел для следующей, то в рамках предыдущей этого делать нельзя — получается нецелевое", — пояснил Хартов.
По его словам, с точки зрения научного космоса — лунных и марсианских миссий — нужно собрать отдельные опытно-конструкторские работы и сделать единую программу, "которая будет гармоничной", "где может быть маневр деньгами", а средств будет выделено достаточно, чтобы заблаговременно делать задел.
"Нужно найти форму целевого объединения нескольких направлений под критерии достижения конкретной научной цели", — добавил Хартов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

bavv

ЦитироватьАниКей пишет:
"Нужно найти форму целевого объединения нескольких направлений под критерии достижения конкретной научной цели", — добавил Хартов.
Верное требование снизу наверх.. из жизни.
Только реформа на основе утвержденной стратегии, включая искомую и в таком случае обоснованную реструктуризацию.
Но там нет нужной компетенции.

АниКей

ЦитироватьМОСКВА, 22 мая — РИА Новости. Госдума в июне планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о создании госкорпорации "Роскосмос", сообщил первый-вице спикер нижней палаты парламента Александр Жуков.
В первом чтении Госдума приняла данный законопроект 19 мая. "Во втором чтении — принятие законопроекта о госкорпорации по космической деятельности "Роскосмос", — сказал Жуков, представляя календарь работы Госдумы на июнь.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьСчетная палата выявила нарушения в Роскосмосе на 92 млрд рублей

 22.05.2015, 13:37 | «Газета.Ru»
 
 
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявила, что при проверке исполнения бюджета за 2014 год контрольное ведомство выявило нарушения со стороны Роскосмоса на 92 млрд руб., передает РИА «Новости».
«Мы сейчас по факту исполнения бюджета за 2014 год проверяли Роскосмос. Я сначала не поверила своим инспекторам — потому что объем нарушений, который был выявлен в Роскосмосе, — 92 млрд руб. Это нарушения бюджетной отчетности, нецелевое использование, это неэффективное использование, которое связано со строительством объектов, и так далее», — сказала она.
По ее словам, проверки будут продолжены.
«Во многом то, что связано с проверками бюджета, будет продлено в соответствующих контрольных мероприятиях», — сказала Голикова.
 http://www.gazeta.ru/science/news/2015/05/22/n_7218929.shtml
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать22 мая Татьяна Голикова представила отчет о работе Счетной палаты за 2014 год и выслушала предложения депутатов по улучшению работы ведомства. Отчет, как заявил накануне первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, базируется на новых полномочиях, которые были утверждены законом в прошлом году и делают Счетную палату «практически главным контрольным органом страны».
Подробнее об отчете ведомства читайте в материале «Ъ» «Депутаты признали в Счетной палате орган парламентского контроля».
Подробнее о предложениях председателя Счетной палаты — в материале «Ъ FM» «"Как заявила Голикова, в 2015 году системная проверка ждет очень многие предприятия"».
 Подробнее о том, как Дмитрий Рогозин представил законопроект о госкорпорации «Роскосмос», читайте в материале «Ъ» «Госдума прониклась космическим духом».
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2732915
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьГлава Центра имени Хруничева: После аварии «Протона» заказы подорожают

22 мая 2015, 16::24



Недавняя авария ракеты-носителя «Протон-М» повлияет на количество заказов Центра имени Хруничева, число коммерческих запусков будет снижено, считает генеральный директор Центра Андрей Калиновский.
«Безусловно, авария повлияет на количество заказов, которые мы планировали получить в последнее время, потому что будут расти страховые выплаты, и это, естественно, скажется на конечной цене пуска», - сказал он в эфире телеканала «Россия 24», передает ТАСС.
По словам Калиновского, рынок коммерческих пусков изменился, появились новые игроки, и это приходится учитывать. Глава Центра признал, что в последние годы отмечается уменьшение присутствия компании на рынке пусковых услуг и «снижение количества пусков «Протона». «И естественно, проблемы с качеством влияли на этот аспект», - добавил он.
В то же время он выразил уверенность, что в конечном итоге компании удастся «сохранить свое присутствие на рынке».
 http://www.vz.ru/news/2015/5/22/746833.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!