Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитироватьlife.ru  "Космический" оклад. Какой спутник построят инженеры, получающие 11 тыс. рублей?Судя по вакансиям, размещённым в институтах и центрах, занимающихся разработкой ракет и спутников для Роскосмоса, уникальные технологические решения создаются силами специалистов, получающих копейки.
Роскосмос преследуют неудачи. Например, 28 ноября все 19 спутников, запущенных на орбиту с космодрома Восточный на ракете-носителе "Союз-2.1б", упали в океан.
Предположительно, произошёл сбой в работе навигационной системы. Сообщалось также, что ракета была запрограммирована лететь с Байконура, а стартовала с Восточного, — и это может быть основной ошибкой.
В причинах сейчас разбирается специальная комиссия Роскосмоса. Не исключено, что обвинят рядовых инженеров. При этом, для того чтобы привлечь высококвалифицированных специалистов, Роскосмос делает далеко не всё.
Оказывается, ракеты и спутники, стоящие миллиарды рублей, проектируют и строят инженеры, получающие 10 тыс., в лучшем случае — 30 тыс. рублей в месяц. По крайней мере, вакансий с такими зарплатами много в Интернете.
Например, Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева (один из крупнейших научно-конструкторских центров России по разработке ракетно-космической техники) ищет инженера-электроника. Зарплата — 11,3 тыс. рублей.
Среди требований к соискателю — высшее техническое образование по специальности "ракетостроение" и опыт работы (какой срок — не уточняется). Эта информация размещена в Общероссийской базе вакансий.
Сам центр находится в Челябинской области, и средняя зарплата в этом регионе в три раза больше — 31 тыс. рублей.
Центральный НИИ машиностроения разместил вакансию главного инженера с зарплатой от 23,2 до 30 тыс. рублей. Средняя зарплата в Московской области, где находится этот НИИ, — 44 тыс. рублей.
А научно-производственное предприятие "Турбонасос" (занимается разработкой, изготовлением, испытаниями насосов, турбин и энергетических систем для ракетно-космической отрасли) ищет инженера-конструктора на зарплату 20 тыс. рублей. Предприятие находится в Воронеже, средняя зарплата в регионе — 27 тыс. рублей.
Инженерам-конструкторам, электроникам и другим специалистам в сфере ракетостроения трудно найти работу, где платят хотя бы 30 тыс. рублей.
 
Цитировать— К сожалению, работа в космической отрасли почти растеряла весь престиж, который был, например, в советские годы. Сейчас уровень зарплат простых инженеров никак не отличается от зарплаты таких же работников на любом другом производстве, если только в худшую сторону, — считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
— Специалисты, работающие на Байконуре или других космодромах, получают больше — "там и командировочные, и другие дополнительные надбавки", — уточнил эксперт. — Но вообще, в этой сфере хорошие зарплаты, премии и какие-то другие бонусы — скорее исключение, чем правило.
При этом гендиректор Роскосмоса Игорь Комаров в 2016 году задекларировал доход в размере 96 млн рублей.
Проблемы у Роскосмоса возникают не в первый раз. Например, в начале года он отозвал на Воронежский механический завод все двигатели второй и третьей ступени ракет-носителей "Протон-М". Ситуацией заинтересовались сотрудники ФСБ и Следственного комитета, но был ли кто-то наказан за неисправность важнейшего оборудования, неизвестно.
Впрочем, представители самого Роскосмоса заявляют, что "говорить о полосе неудач, о системных проблемах не стоит".
В Роскосмосе и на предприятиях, которые разместили указанные вакансии, не смогли оперативно ответить на запрос Лайфа и прокомментировать ситуацию.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#5741
ЦитироватьО государственном регулировании цен на продукцию ...
"Интернет-газета "ГЛАС НАРОДА"
Постановлением также устанавливается, что отраслевые органы (Минпромторг России, госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом») вправе разрабатывать совместно с государственными заказчиками и по согласованию с ФАС России утверждать методические рекомендации по определению цен, которые ...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#5742
Цитироватьmstrok.ru Правительство запретило госкорпорациям размещать бюджетные деньги на депозит
Спойлер

Правительство запретило госкорпорациям размещать бюджетные деньги на депозит
06.12.2017 10:14
Правительство опубликовало правила предоставления субсидий из федерального бюджета госкорпорациям, государственным компаниям и публично-правовым компаниям, запрещающие им складывать полученные средства на депозиты, пишет РБК. Ранее практику размещения субсидий на депозитах критиковали Минфин и Счётная палата.
Из правил правительства следует, что полученные средства не должны размещаться на депозитах, «а также в иных финансовых инструментах», кроме того, нельзя покупать на них валюту (кроме случаев, когда она необходима для поставок высокотехнологичного импортного оборудования) и перечислять их в уставные капиталы других организаций. Документ также регламентирует субсидии на инвестиции в объекты капитального строительства, которые находятся в собственности корпораций, покупку недвижимости, а также на взносы в капиталы юрлиц, чьи доли находятся в собственности госкорпораций.
Запреты на размещение бюджетных денег в депозитах и покупку валюты распространяются на госкорпорации (такие как «Росатом», «Роскосмос», «Ростех») и госкомпании («Автодор»), которые законодательно являются некоммерческими организациями, извлечение прибыли не является их основной целью.
На политику госкомпаний, которые кладут бюджетные деньги на депозиты, зарабатывая на этом проценты, Минфин жаловался уже давно.
«Вот когда акционерные общества и госкорпорации получают большие средства и в течение длительного времени не используют их, размещают на депозитах, вот на это нужно, прежде всего, обратить внимание», — замечал в 2015 году замминистра финансов Алексей Лавров.
Субсидии госкомпаниям, по оценке Минфина, в принципе искажают конкурентную среду, министерство планирует их оптимизировать.
«Это будет касаться как прямых субсидий, зачастую фактически маскирующих низкую операционную эффективность, так и неявных, предоставляемых через систему налоговых льгот и освобождений», отметили в ведомстве.
В то же время правительство опубликовало аналогичные правила по капитальным субсидиям для юрлиц, полностью принадлежащих государству, в которых запрета на перечисление полученных из бюджета средств на депозиты нет. Таким образом, акционерные общества, на 100% принадлежащие государству, смогут продолжать зарабатывать на депозитах без ограничений.
 

https://mstrok.ru/news/pravitelstvo-zapretilo-goskorporaciyam-razmeshchat-byudzhetnye-dengi-na-depozit#hcq=27Yi0Dq

[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Исследователь

ЦитироватьАниКей пишет:
mstrok.ru Правительство запретило госкорпорациям размещать бюджетные деньги на депозит
Чем это грозит для предприятий, входящих в состав ГК "Роскосмос"?

АниКей

ЦитироватьРоссийским госкомпаниям запретили депозиты, валюту и уставные капиталы  
 
Получателям государственных средств теперь запрещено хранить их на банковских депозитных счетах и использовать другие варианты получения процентной прибыли. Также нельзя переводить полученные из бюджета деньги в валюту.
Таковы правила предоставления госкомпаниям бюджетных субсидий, опубликованные сегодня правительством России.
Впрочем, валюту госкомпания может купить, если собирается купить на нее оборудование иностранного производства. Под запрет попало и перечисление полученных из бюджета средств в уставные капиталы других фирм, сообщает «Коммерсантъ».
Под действие документа прежде всего попадают «Роскосмос», «Росатом», «Ростех, «Автодор» и другие госкомпании, которые не являются по законодательству коммерческими, то есть достижение ими финансовой прибыли не считается обязательным.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

#5745
На расчетный счет при желании можно выбить %.

p.s. Или перевести деньги в нужный банк. Владелец счета прибыль не получает. А вот банк получает ;)

АниКей

ЦитироватьВоенно-промышленной комиссии – 60 лет!Развивались ядерные вооружения и система ракетно-космической обороны, развивались судостроение и авиация...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#5747
ЦитироватьКосмос, который мы теряем...                                      
                   "железо" и его ошибки и проблемы — лишь кривое зеркало российской космической отрасли                      
    http://zavtra.ru/blogs/kosmos_kotorij_mi_teryaem                         
Спойлер
                              
    [/li]
  •                                                                                Алексей Анпилогов
28 ноября запущенная с космодрома Восточный ракета-носитель "Союз-2.1б" из-за отказа разгонного блока "Фрегат" не вывела на целевую орбиту российский метеорологический спутник "Метеор М №2", а также российский, шведский, канадский, японский, немецкий, норвежский и 12 американских наноспутников. Эта авария стала уже 14-й по счёту с 5 декабря 2010 года, когда после успешного запуска ракеты-носителя "Протон-М" разгонный блок с тремя спутниками для системы "ГЛОНАСС-М" стоимостью около 2 млрд рублей каждый был выведен на нерасчётную орбиту и затоплен в Тихом океане. 2 декабря аналогичная ракета-носитель, которая стартовала с космодрома Плесецк, вывела спутник радиотехнической разведки "Космос-2523".
Болезненная неудача, которая привела к потере сразу 19 спутников, которые должна была вывести надёжная, ещё "королёвская" ракета. Как такое возможно?
Конечно, пока ещё до конца непонятна причина аварии — говорят уже о том, что были "просто перепутаны" полётные задания: вместо программы для Восточного поставили программу для Байконура, — ясно только то, что сама ракета отработала штатно, а проблемы начались в момент ориентации разгонного блока "Фрегат", который должен был "рассовать" весь ворох маленьких спутников по разным орбитам и вывести на расчётную основную нагрузку — метеоспутник "Метеор-М". Но и тут всё не так очевидно — разгонный блок "Фрегат" уже тоже десятки раз это успешно делал и, тем не менее, в этот раз «что-то пошло не так».
Космос — особая статья. Автомобильный концерн может отозвать неудачные автомобили чтобы поменять, например, их ненадежные тормоза, а производитель компьютерных программ — и вовсе прислать вам бесплатное обновление, если у вас что-то "заглючило". Мол, переустановите систему, мы же не со зла...
У космического старта такой возможности нет — и "обновление" вдогонку не пошлёшь, и негодный элемент на ходу не поменяешь. Всё приходится проверять на Земле, детальнейшим образом просчитывая все варианты и заранее устраняя все ошибки. Кстати, именно таким образом недавно забраковали ещё один "Фрегат" — во время рутинных проверок в его трубопроводах нашли забытые кем-то заглушки.
Поэтому, конечно, авария "Фрегата" выглядит странно. Но и, одновременно — показательно и поучительно. Основной версией катастрофы пока что остается предположение о том, что предприятия, которые отвечают за полётное задание разгонного блока и ракеты-носителя, заложили в них несогласованные данные и не обеспечили совместное тестирование этих смежных систем, в результате чего последняя ступень ракеты и "Фрегат" в какой-то момент времени работали "в раздрай". В результате драгоценное время на ориентацию разгонного блока было упущено, он выбрал неверное направление и импульс его двигателей прошёл в ошибочную сторону. Вместо разгонного блока получился натурально "тормозной".
Космическое "железо" и его ошибки и проблемы — это лишь кривое зеркало российской космической отрасли. Она тоже ориентируется в раздрай — и на совершенно разные системы координат. Достоянием публики сегодня стали нищенские зарплаты в секторе, на многих ключевых компетенциях, составляющие смешную сумму от 12 до 40 тысяч рублей, и, одновременно, трата 9 млн. рублей на чартер эксклюзивного бизнес-джета для руководства "Роскосмоса", спешившего с оказией на, как оказалось, неудачный старт. Одна ориентация — перенос производства ракет-носителей с московских площадок в далёкий Омск, и, как следствие, вынужденный переезд а то и увольнение ценных специалистов-производственников, а вторая ориентация — это освобождение не золотой, но, пожалуй, просто-таки "бриллиантовой" земли Центра Хруничева под жилищную застройку в излучине Москвы-реки. Одна ориентация — это забастовки рабочих, которым недобросовестные подрядчики не платят за выполненные работы на "Восточном", а вторая ориентация — это позорные медали "за успешный пуск с Восточного 28.11.2017", которые теперь, пожалуй, будут ценной нумизматической редкостью и символом позора всей страны.
Космическая отрасль никогда не строилась на принципах "рабов и господ". Те люди, которые создали её прошлую славу, были столь же требовательны к себе, как и к своим подчинённым, делили с ними все тяготы и трудности настоящей земной и космической целины, в которой создавались Плесецк, Капустин Яр и знаменитый Байконур. Для титанов начала космической эры нынешние бизнес-джеты, спекуляция столичной землёй или же побрякушки-медальки на фоне кризисного состояния российской космической отрасли — это полный крах их мечтаний и надежд, извращение базовых принципов служения высоким идеалам прогресса и бесславный конец научно-технического прорыва в неведомое.
Уже очевидно — проблемы российского космоса не получится вылечить "волшебной палочкой", просто наградив непричастных, наказав невиновных, забыв о неудачах и начав жизнь "с нового года и с понедельника". 1 января 2018 года, в понедельник, проблемы останутся ровно там же, где они и были всё это время — в структуре "Роскосмоса", который так и не решил, кем ему быть: то ли государственным концерном на полном обеспечении, то ли коммерческим предприятием, готовым зарабатывать и тратить деньги по своему усмотрению. Высокотехнологичным и передовым предприятием, с достойными зарплатами и мотивированными сотрудниками, — или же блеклым паразитом, который хочет и дальше высасывать соки из тела советского, а теперь уже и российского космоса.
Что сказать? Вопрос ориентации стоит уже очень остро. Куда направит свой импульс "Роскосмос"? Вниз, в небытие — или же вверх, к новым высотам? Времени уже, как и у несчастного "Фрегата", в обрез. Иначе потом придётся не просто зло шутить про "батуты", но и реально их где-то искать, попутно пытаясь понять, как же мы за медальками и бизнес-джетами потеряли свой собственный космос.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьcaravan.su  Что сделают «Меценаты Отечества» с НИС «Космонавт Виктор Пацаев»
 
 Напомним, на прошлой неделе стало известно  о том, что НИС «Космонавт Виктор Пацаев» может перейти в ведение межрегиональной общественной организации «Меценаты Отечества», зарегистрированной в Москве.
Спойлер

     Сообщение об этом было сделано 24 ноября на совещании в Минкульте России. Свидетелями таких намерений стали Светлана Сивкова («Музей Мирового океана»), дочь космонавта Светлана Пацаева, заместитель председателя правительства Калининградской области Гарри Гольдман.
 

     Кроме того, в совещании приняли участие руководитель федерального космического агентства «Роскосмос» Игорь Комаров, гендиректор «Российских космических систем» Адрей Тюлин, ветеран РКК «Энергия» Виктор Солдаткин и начальник отдела  НПО «Измерительная техника» Татьяна Комарова, руководитель МОО «Меценаты Отечества» Сергей Мамонтов.
     Именно «Меценаты Отечества» уже в середине декабря 2017 года могут стать хозяевами легендарного «научника».
     Поскольку журналистам никаких толковых сведений об «общественниках» найти не удалось, кроме скудной информации в сети Интернет, из которой невозможно было получить полное представление о «Меценатах», мы напрямую обратились к руководителю этой организации.
     Прежде всего нас (и, как оказалось, не только нас. Даже присутствующие на том совещании, несмотря на предоставленную презентацию, получили очень поверхностное представление о деятельности «Меценатов») интересовало, откуда такой интерес у межрегиональной общественной организации из Москвы к калининградскому судну?
     Понимаю, что несколько перетягиваю одеяло на себя, ведь «Пацаев» признан объектом культурного наследия, а это значит, что принадлежит государству. Но тем не менее, все калининградцы, а так же гости нашего края не ассоциируют судно с Большой Россией. «Пацаев» уже давно наш, калининградский, и является не только местной достопримечательностью, но и гордостью.
     Поэтому некоторая настороженность понятна, особенно в свете того, что судьба НИС «Космонавт Виктор Пацаев» решается уже не первый год.
     Но, судя по полученному от руководителю    «Меценатов» ответу, как говорится, ничего личного.
     Но есть заинтересованность в продолжении    «деятельности по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения посредством увековечивания памяти Ю. Гагарина и других космонавтов СССР, погибших при выполнении заданий по освоению Космоса».
     Сергей Мамонтов отмечает, что организация очень серьезно работает в этом направлении:
     «В настоящее время, в сотрудничестве с благотворительным фондом «Памяти первого космонавта Планеты и его летного наставника», Межрегиональная общественная организация «Меценаты Отечества» проводит подготовку к мероприятиям, посвященным 50-летию трагической гибели Ю. Гагарина и В. Серегина.
     Проводим подготовительные работы для проведения траурного митинга памяти и концерта-реквиема, которые состоятся 27 марта 2018 года, в день гибели экипажа самолета под управлением Ю. Гагарина и В. Серегина.
     Также, под нашей эгидой, - пишет Мамонтов, - проходят съемки документального познавательного фильма о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине».
     Что же касается НИС «Космонавт Виктор Пацаев», то, судя по ответу С.В. Мамонтова, решение взять судно на баланс - не спонтанное, а очень обдуманное.
     «Межрегиональная общественная организация содействия развитию искусства, культуры и науки «Меценаты Отечества» после обсуждения с членами нашего общества, попечителями и предпринимателями, составлении сметы расходов на эксплуатацию судна, приняла решение о возможности финансировать данный проект и развивать его в общих интересах сохранения исторического наследия России.
     В настоящее время проводятся мероприятия по передаче научно-исследовательского судна «Космонавт Виктор Пацаев» в собственность Межрегиональной общественной организации «Меценаты Отечества».
     После получения свидетельства о собственности будут проведены обследования судна и по результатам обследований составлено техническое задание на проект реставрации с приспособлением к современным условиям, на основании которого будет выполнен проект.
     Все эти работы будут согласовываться с попечительским советом и Министерством культуры   Российской Федерации. В попечительский совет войдут представители Министерства культуры, Калининградской области, музея Мирового океана и ветераны космического флота», сообщил порталу Caravan.su руководитель МОО «Меценаты Отечества» Сергей Мамонтов.
 Несмотря на подробный ответ, вопросы все-таки остаются.
     И прежде всего, почему именно МОО «Меценаты Отечества» выбрано в качестве будущего хозяина «Пацаева». Почему эта организация получает в свое распоряжение объект культурного наследия просто так, минуя необходимую в таких случаях процедуру госзакупок?
     Найти ответ на этот вопрос взялось региональное отделение ОНФ («Народный фронт»).
     Второе. Почему в ответе руководителя организации никак не фигурирует тема гостиничного сервиса? В этой связи участь «Пацаева» решена на самом высоком уровне. Замалчивать этот факт, значит, противоречить самому себе.
     В распоряжении организации «Клуб ветеранов морского космического флота» есть копия ответа замминистра культуры В.В. Аристархова на запрос депутата Госдумы С.С. Говорухина, где сообщается, что руководствуясь п.7  поручения  заместителя Председателя правительств РФ О.Ю. Голодец от 28.08.2017 № ОГ-П12-5639 о проработке вопросов, связанных с созданием музейного комплекса на базе КВП, Минкультуры полагает целесообразным осуществить передачу судна для создания на его базе туристско-гостиничного комплекса.
     «Меценаты», полагаю, не могут этого не знать.
     Просто эти цели никак не могут способствовать, как указывает в своем письме С. Мамонтов, «деятельности по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения посредством увековечивания памяти Ю. Гагарина и других космонавтов СССР, погибших при выполнении заданий по освоению Космоса».
 Майя БЛИНОВА
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!



АниКей

#5751
Цитироватьgig26.ru
 

Сегодня после внеочередной сессии Совета депутатов глава ЗАТО Вадим Медведев (а он им остается до конца сегодняшнего дня), как и обещал, ответил на вопросы журналистов. В том числе и о своей новой должности.
Медведев будет заместителем директора департамента по работе с органами власти и регионами Госкорпорации "Роскосмос". Что касается его постоянного места жительства, то вопрос пока спорный.
- Я еще не знаю, какое будет решение, но в Москву уезжаю уже сегодня. Не исключаю возможности возвращения в Красноярский край. Сейчас жизнь другая - все едут вслед за работой. И наши дети должны быть мобильными и конкурентноспособными в любом месте. Я и сам все время учусь. Очень важно не засахариться, открыть что-то новое для себя. Но я остаюсь железногорцем по своей сети. Эти годы я жил Железногорском. У меня ничего в жизни нет, кроме этого города. Здесь моя семья и вы все тоже здесь.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьampravda.ru Битва за космос, полезный гептил и американцы на Луне: интервью с академиком Игорем Марининым
Елена Павлова

В детстве Игорь Маринин мечтал стать космонавтом. «И стал бы — если б не женился», — улыбается он. Но все равно вся его жизнь — это космос. В 1991 году Маринин создал и возглавил журнал «Новости космонавтики» — единственный в России, профессионально, в хронологической последовательности освещающий все события мировой космонавтики. Игорь Адольфович — академик Российской академии космонавтики имени Циолковского, свидетель более 70 запусков ракет и автор более 500 публикаций в российские и зарубежные издания. Почему ракеты падают в океаны, нужно ли бояться гептила, сколько лететь до Марса и как Кремль наблюдал за высадкой американцев на Луну — об этом академик рассказал в интервью «Амурской правде».

 
Спойлер
— Игорь Адольфович, ваш журнал ведет настоящую летопись современной космонавтики. Скажите, по каким причинам в мировой практике происходят аварии ракет-носителей?
— Основная — отказы двигателей. Но у нас в России двигателестроение поставлено очень хорошо, наши двигатели считаются одними из самых надежных в мире — поэтому даже американцы их покупают для своих ракет. Но бывают и дефекты, которые вызывают очень большие трудозатраты. Последний пример: Воронежский механический завод из‑за одного дефекта отозвал и заново перебрал 70 двигателей для ракет-носителей «Протон-М». На это ушло более полугода.
— А как часто виноват «человеческий фактор»?
— Бывают случаи. Могу рассказать пример: в НПО «Энергия» (там создают космические корабли) сделали новый разгонный блок «Д» для «Протонов» с увеличенными баками, который бы позволял выводить на геостационарную орбиту более тяжелые спутники. Первое испытание — поставили разгонный блок на ракету. Но ставить новый, тяжелый спутник побоялись — поставили старый, который полегче. Но вот во время заправки взяли и заправили разгонный блок топливом по полной. Это лишних полторы тонны топлива. А в ракету заложили программу, как будто это легкий спутник. В итоге она отработала, как и положено, но из‑за перегрузки не вывела спутник в нужную точку. И в результате разгонный блок и спутник упали в океан.
«Сейчас многие страны занимаются космической деятельностью. Но какую можно назвать космической державой? Я считаю, ту, которая имеет свою ракету-носитель, свой космодром и свою пилотируемую программу. Сейчас это Россия, США и Китай», — говорит Игорь Маринин.  
— Они всегда в океан падают?
— Нет, иногда и на землю. Смотря на каком этапе авария. Если на первом — во время работы первой и второй ступеней — ракеты падают на землю. Все траектории выведения рассчитаны так, что первая и вторая ступени отделяются и падают на специальные поля. Они фиксированные, охраняются, оттуда людей эвакуируют на всякий случай. В случае падения туда едут специальные бригады. А вот если авария при отделении третьей ступени и разгонного блока — это всегда над океаном. Как говорят космонавты, надо было нашу планету назвать не «Земля», а «Вода». Мы привыкли, что живем на земле, и думаем, что везде сплошь земля. А в основном вся поверхность покрыта водой, земли очень мало. Поэтому вероятность того, что ракетаноситель упадет на землю, очень невысокая. У американцев, например, оба космодрома находятся на побережье — траектории выведения идут сразу над океаном. Поэтому ступени они не собирают — все падает в море и тонет. При запусках с космодрома Восточный ступени падают в лес.
— А для нас это не опасно?
— Это подход казахский. Я на Байконуре бывал много раз, наездился по этой степи. При падении ступеней никакой угрозы нет — максимум погибнет 20 сусликов. За все годы космической деятельности в нашей стране — с 1957 года — не зафиксировано ни одного случая, чтобы ступенью или падающим с орбиты объектом убило человека. Вероятность того, что я погибну в авто­катастрофе, в тысячу раз больше, чем на меня упадет ступень.
— Вы говорили, что каждая авария в космонавтике бьет и по репутации страны, и по ценам на запуски. Вообще в этой сфере конкуренция большая? Где сегодня дешевле запускать?
— Правильный вопрос. Конкуренция очень сильная — прежде всего за выведение на геостационарную орбиту, а это тяжелые ракеты. Такие запуски делают: Россия, США, Китай, Европейское космическое агентство, Индия и Япония. Японская и европейская ракеты очень дорогие, поэтому они, как правило, выводят только свои спутники по госпрограммам. Наши «Протоны» очень хорошо конкурируют с американцами — причем наши дешевле. Поэтому у нас было очень много коммерческих запусков на «Протонах». Но серия аварий сбила график — однако снижать цены мы уже не можем. А на американском рынке появился Илон Маск, который разработал новую ракету — дешевле нашего «Протона». Запуски у него дешевле, поэтому он сейчас выигрывает в конкуренции. У нас задача — или снизить цену «Протонов», или скорее наладить серийное производство ракеты «Ангара 5». Тогда мы можем конкурировать с Маском. Но так как он обеспечить коммерческими запусками весь мир не может, то, естественно, и нам что‑то остается. Но, безусловно, каждая авария вызывает отток заказчиков. И авария при запуске с космодрома Восточный неприятна не только потому, что мы потеряли долгожданный спутник, но и потому, что это престиж и надежность нашей техники.

— А Китай нам не конкурент?
— Китайцы совсем недавно тоже начали брать коммерческие заказы на тяжелые ракеты. У них очень хороший парк ракет — правда, все гептильные. За исключением одной, новой, но пока она не в серийном производстве. К тому же недавно с ней авария была. Поэтому пока Китай не конкурент.
— В чем сегодня конкуренция между космическими державами? Раньше основная борьба шла за то, кто первым полетит в космос, кто выйдет в открытый космос, кто первым высадится на Луну. А сейчас какие амбиции?
— Это как раз интересный вопрос. Потому что раньше движущей силой была политика. При Хрущеве мы развивали свою космонавтику во многом благодаря тому, чтобы утереть нос американцам. Мы должны были показать, что наша социалистическая система наиболее действенная — и как самый видный результат: мы запустили первый спутник, первого космонавта и так далее. А потом все эти первенства прошли — космонавтика перешла из этапов рекордов и первооткрытий к эксплуатации. А она не такая заметная. И уже не играет роли в конкуренции — она, конечно, есть, но в основном мы делаем все для себя. Поэтому стимула для резкого развития космонавтики нет. Вот американцы первыми высадились на Луну — наши сразу закрыли эту программу. А дальше что?
— И битвы за Марс нет?
 
 
5
пусков запланировано в 2018 году с космодрома Восточный:
2 — по госпрограмме,
3 —коммерческие
 
 
— Кто первый на Марс высадится? Ну кому это важно? Ну воткнем мы там первый кол? Неужели мы потратим бешеные деньги, которых в общем‑то и так не хватает экономике, ради того, чтобы обогнать американцев и отправить первого человека на Марс? Стоит ли это? И сегодня уже думают: нет, наверное, не стоит. Хрущева уже нет, утирать нос американцам не надо. Конкуренции такой уже нет. И США это понимают — нет такого стимула. И они тоже деньги считают. Дальше Марса мы на теперешнем уровне техники вообще физически полететь не можем — эти двигатели не позволяют летать долго и далеко с большой скоростью. И вот здесь надо отдать должное фантастам, которые пишут в своих романах о путешествиях внутри галактики. Когда корабли пересекают плоскости, пространства и время, не физически разгоняясь за счет химического топлива до какой‑то скорости, а используя пока неизвестные нам физические свойства пространства. Они позволяют перемещаться на большие расстояния с большой скоростью. Наверное, на открытие этих физических свойств и надо вкладывать деньги. Ну, будем мы до Марса лететь не 9 месяцев, а 6. Что от этого изменится? А долететь до Юпитера — жизни не хватит. Надо открывать какие‑то новые законы.
— Вы в них верите?
— Я думаю, что они есть, просто мы о них не знаем. Ну, например, 200 лет назад никто не представлял себе электричество. 150 лет назад никто не думал, что будет радио, 100 лет назад не подозревали о лазере! А ведь все это было всегда, просто люди не знали. А потом открыли. Эти законы, видимо, тоже есть, но мы о них не знаем. Вот на это надо тратить силы и средства всему миру, всем ученым — чтобы не остаться вечно на Земле. А куда‑то еще иметь возможность переселиться. (Улыбается.)
— Игорь Адольфович, после неудачного запуска с Восточного социальные сети захлестнула волна злорадства: люди начали слать друг другу картинки, видео с упавшей ракетой. У нас в стране всегда такое было? Как вы можете это объяснить?
— Я считаю, что это люди, которые не любят свою Родину. Я с такими людьми не сталкиваюсь, не общаюсь и не читаю таких вещей. Обидно за страну. Я знаю, как сегодня сложно внутри космической отрасли и какого труда все это стоит. Как тяжело нашим предприятиям преодолевать санкции, которые на нас наложили американцы и европейцы. Недостатки, конечно, есть: бюрократия неимоверная, воровство тоже есть. Но с этим надо бороться — это наша болезнь. Более того, те люди, с которыми я общаюсь, не радуются, когда за рубежом у наших конкурентов происходят такие события: там тоже бывают и аварии, и воровство. Мы просто представляем, как все это тяжело и как дорого.
— В Амурской области многие боятся гептила, несколько лет назад была целая  истерия по этому поводу. Запуски действительно так опасны для экологии и людей? 
— В Казахстане в 90‑е годы было несколько случаев, когда казахи, стремясь наживиться, опережали команды Роскосмоса и пытались распилить ступени, чтобы сдать на металлолом. И травились — сам гептил действительно ядовитый. Но после таких случаев произвели доработки ракеты. В результате сделали так: после выработки ступени и отделении открываются специальные клапаны, остатки топлива испаряются и ракета падает сухая. Но даже если там что‑то остается, то ступень разваливается и гептил растекается по поверхности. Через несколько часов он вступает в реакцию с атмосферной влагой и превращается в удобрение. Еще через несколько часов или суток это место начинает зеленеть — трава там растет лучше.

Многие играют на теме гептила — чтобы заработать денег, получить какие‑то компенсации. Этим очень пользуются, например, на Алтайском крае, куда падают отработанные ступени после запусков с Байконура. Местные экологи начинают говорить, что у нас дети с желтыми лицами, то...
— У нас тоже такие ужасы ходят: про онкологию, про гигантские грибы под Свободным! 
— На самом деле это полная ерунда. Я в 2002 году участвовал в экологической экспедиции по Алтаю, мы как раз занимались этим вопросом. Была сформирована целая команда, в нее вошли специалисты Роскосмоса, ученые, врачи. Мы даже исследовали личные дела детей в поликлиниках — никакой взаимосвязи нет совершенно. Никакого вреда для здоровья падающие ступени не наносят. Просто не надо лезть туда, куда не надо. Надо дождаться, когда приедет специальная команда и заберет ступень.
В США оба космодрома построены на побережьях. Космодром на мысе Канаверал вообще расположен на берегу Атлантики, рядом с мировым курортом Майами. Если бы это было хоть чуть‑чуть вредно, не было бы космодромов на побережьях.
Кто первый на Марс высадится? Ну кому это важно? Ну воткнем мы там первый кол?
Кроме того, у вас на Восточном гептильных ракет не будет. Сейчас будет строиться стартовый комплекс для ракеты «Ангара-5», которая, как и «Союз», в качестве топлива использует керосин. А я, например, горло полощу керосином. «Ангара» заменит «Протоны» с гептилом — будут запускаться экологически чистые ракеты такой же грузоподъемности. А еще позже у вас на Восточном построят еще один стартовый комплекс для супертяжелой ракеты по лунной программе: она будет либо на керосине, либо даже на природном газе. Так что у вашего региона большая перспектива стать космической гаванью России.
— Вы верите в то, что были американцы на Луне?
— Это не Бог, в которого надо верить или нет, здесь нужно знать. Так вот, я знаю точно, что американцы на Луне были. Наша редакция находится в Королеве, в здании ЦНИИмаш (одно из первых предприятий ракетно-космической отрасли страны, основано в 1946 году как Государственный научно-исследовательский институт реактивного вооружения. — Прим. АП). И у меня там много знакомых. Так вот, в ЦНИИмаш сохранилось здание, куда в 1969 году наши военные перехватывали и отправляли сообщения и видеосигналы высадки американцев на Луну. Живы еще эти люди, которые присутствовали при этом — там была целая команда военных, аналитиков, переводчиков. Они не просто телевизионную картинку от американцев получали, а специальными станциями, которые находились в Крыму (там были очень мощные радиотелескопы), перехватывали видео и все переговоры астронавтов с ЦУПом. Это все транслировалось в Королев, а оттуда — в Кремль. И первые лица нашей страны все это смотрели в прямом эфире.

И люди, которые до сих пор работают в ЦНИИмаш, в деталях рассказали, как прозевали момент, когда Армстронг ступил на Луну. А все было так. Когда «Аполлон-11» сел на поверхность, астронавтам дали команду два часа отдыхать и после этого только выходить. В США тогда был день, а у нас ночь. И наша группа пошла кофе пить — два часа ведь в запасе. Пришли через полчаса, а Армстронг уже по поверхности ходит. Говорят, было так обидно — мы из‑за ерунды просмотрели, как первый человек ступил на Луну. А оказывается, астронавты сказали, что чувствуют себя нормально и готовы — и им дали добро на высадку.
А все эти разговоры — то флаг колеблется не так, то свет на камень падает... Вы должны понимать: американцам на Луне было не до съемок. И они если и снимали, то это было немного и не так качественно. А так как все операции отрабатывались на Земле, в условиях, имитирующих лунную поверхность, освещение, температуру — и все это снималось. Поэтому в 1969 году писали: лунная съемка или съемка тренировок на Земле. А потом все это забыли и не различают. Да и различить оригинал и тренировку очень сложно. Поэтому каждые 10—15 лет находятся люди, которые, пытаясь заработать деньги, говорят, что высадка американцев на Луну — это мировой обман. И почему‑то никто не говорит, что лунные орбитальные станции, которые летают и снимают с хорошим разрешением, видят и места посадок, и следы американских луноходов.
Что интересно, у нас в Королеве тоже был создан стенд «Селена», где наши космонавты отрабатывали выход на лунную поверхность в лунных скафандрах. Черное небо, специальные прожекторы нагревали эти скафандры, чтобы имитировать температурный режим, система обезвешивала одну шестую веса. Этот стенд сохранился до сих пор.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьThe Independent назвало космическую программу РФ близкой к краху после неудачи Восточного
Так, о неудачном пуске написало британское издание The Independent. По его словам, российская космическая программа близка к краху...
ЦитироватьОбзор инопрессы. Космическая промышленность России напоминает средневековый монашеский орден
Специалист NASA Джеймс Оберг говорит, что космическая промышленность России начинает напоминать средневековый монашеский орден.
ЦитироватьРоссийская космическая программа близка к краху: последняя по времени неудача обнажила ее хрупкость
Авария "напомнила всем, что российская космическая промышленность стоит в нескольких шагах от краха", утверждает журналист Оливер Кэрролл
... ветер носит
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьШахтер возвращается с вечерней смены из забоя и видит дома в постели мужика, хорохорящего его жену. Устало проходит мимо: - И охота вам?
Привел ссылки из интернета, но ходить по ним не стал. Неохота...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьДля очередного пуска ракеты с космодрома Восточный ищут страховщика
миллиарда рублей с момента начала периода страхования и до момента отделения космических аппаратов от разгонного блока на заданной траектории, а также 2...
ЦитироватьЦЭНКИ ищет страховщика для готовящегося пуска ракеты-носителя «Союза-2.1а»
Ранее источник в космической отрасли сообщал РИА Новости, что следующий, третий по счету запуск с космодрома Восточный ракеты-носителя "Союз-2.1а" со спутниками...
ЦитироватьСвыше 338 млн р. потратят на страхование космических аппаратов «Канопус-В-ИК»
Максимальная цена контракта составляет 338 млн р. Заказчиком закупки выступает ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ).
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


АниКей

#5757
Цитироватьlife.ru Шесть провалов Роскосмоса за шесть лет
Нельзя сказать, что в нашей космонавтике всё плохо, но и сильно радоваться за неё уже давно не получается.
Последние годы для российской космической отрасли получились не совсем такими, какими задумывались. Забудем даже об обещаниях десятилетней давности от наших госслужащих "построить российскую базу на Луне к 2015 году". Не будем вспоминать и о других давно данных, но так и неисполненных обязательствах. Допустим, что они скоропортящийся продукт и имеют срок годности. Окинем взглядом только последние годы и попробуем понять, насколько успешными они были для российского космоса.
 
Цитировать
Спойлер
Провал № 1. "Ангара" не будет массовой, а значит — не будет дешёвой
В 1990-х в России был начат проект "Ангара", основанный на строительстве ракет разной грузоподъёмности из универсальных ракетных модулей (УРМ). Их планировалось выпускать поточно, благодаря чему они стали бы заметно дешевле, чем более ранние носители. Новый завод в Омске, построенный специально под "Ангару", должен был делать аж 20 ракет в год. Наши космические управленцы так прямо и говорили:
"Компания SpaceX, которая производит ракеты-носители Falcon, перестроилась очень быстро и организовала эффективное производство своих ракет, поточный метод как в самолётостроении. Мы собираемся аналогичным образом делать "Ангару" в Омске. Это даст значительное снижение себестоимости изготовления ракет-носителей, что в свою очередь заметно повышает конкурентоспособность" (Генеральный конструктор Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева Александр Медведев, 2015 год).
Однако случилось то, что, в принципе, можно было предсказать ещё в разгар работ по "Ангаре". Бюджет космической отрасли (да и оборонной), рассчитанный исходя из дорогой нефти, "внезапно" резко просел ниже ожидавшегося. Как отметил по этому поводу глава Роскосмоса Игорь Комаров: "...В связи с сокращением финансирования, в том числе по линии Минобороны, планы по производству "Ангары", к сожалению, уменьшились в несколько раз. И сейчас может встать вопрос с загрузкой этих мощностей. Снижение заказов приведёт фактически к простою и, как следствие, серьёзному росту стоимости производства и пусков "Ангары".
Это очень грустная история. На "Ангару" потрачено более пяти миллиардов долларов с единственной целью — заменить грузовой "Протон" и "Союз" для доставки космонавтов на одну массовую и оттого более дешёвую ракету. Вместо этого мы получили отсутствие массового производства. А цена "Ангары" сейчас выше, чем у того же "Протона". Зачем же были потрачены миллиарды на разработку более дорогой ракеты?
"Ангара" стоит очень дорого, существенно дороже "Протона"... [Но] по данным Роскосмоса, при серийном производстве "Ангары-А5" стоимость запуска составит $95–105 млн", — Дмитрий Пайсон, директор исследовательско-аналитического центра Объединённой ракетно-космической корпорации (ОРКК), 2014 год (до того как стало ясно, что массового производства "Ангары" не будет, отчего цены на неё вырастут. — Прим. авт.).
Этот вопрос особенно интригует потому, что отечественные разработчики — конкуренты "Ангары", по сути, повторяют её идею на свой лад. Из "универсальных" кирпичиков средней ракеты "Союз-5" будут делать тяжёлые и сверхтяжёлые ракеты в конце 20-х — начале 30-х годов этого столетия. Идея та же: массовый выпуск базовых "кирпичиков", откуда и их дешевизна.
Осталось понять только одно: что помешает ещё одному падению нефтяных цен заставить будущего преемника Комарова повторить: "Планы по производству уменьшились в несколько раз, а снижение заказов приведёт к серьёзному росту стоимости производства и пусков "Ангары", — но уже про "Союз-5"? И не проще ли перестать закладывать массовость запусков в основу концепции новой ракеты?
Как можно, проживая в России, всерьёз прогнозировать массовость космических пусков на 15 лет вперёд, если за всю нашу историю это ещё никому не удавалось? Если и имеет смысл делать новую ракету-носитель, то лишь внося в неё что-то по настоящему новое — например метановую многоразовую первую ступень. Увы, в обозримом будущем для "Союза-5" она не планируется.
А в это время у конкурентов
Зато за океаном идея универсальных и массовых "кирпичиков" для самых разных по классу ракет начала уверенно побеждать. Falcon 9 — самая массовая современная ракета. Из его "кирпичиков"-ступеней делают Falcon 9 Full Thrust, который используется и как ракета среднего класса (около 10 тонн груза) со спасаемой первой ступенью, и как ракета тяжёлого класса (22,8 тонны нагрузки, как у "Протона" ;) , если не спасать первую ступень.
Из тех же "кирпичиков" уже собрали Falcon Heavy, состыковав три первые ступени Falcon 9. В многоразовой версии тяжёлая ракета поднимет 30 тонн, в одноразовой — 63,8 тонны. Первый запуск её состоится через месяц-другой. Первый запуск российской ракеты того же класса (из "кирпичиков" "Союз-5", а не "Ангары" ;)  обещают не ранее, чем через 10 лет.
Провал № 2. Потеря "Протонами" доминирования на рынке коммерческих пусков
До появления на рынке SpaceX запуски "Протонов" приносили стране немало денег. Тогда за них с иностранцев брали по $100 миллионов. В 2015 году, спасибо девальвации рубля, цену снизили до $65 миллионов — "чтобы конкурировать с Falcon", как тогда же сообщил глава хруничевцев. То есть на каждом новом пуске выходило на $35 миллионов меньше. Дальше цену мы снижать не стали, хотя Falcon 9, запускаемый по $62 миллиона, всё ещё дешевле. Из этого напрашивается вывод: "секретная" себестоимость "Протона" больше $62, но меньше $65 миллионов. В итоге Роскосмос, четыре года назад контролировавший половину рынка коммерческих запусков, теперь запускает много меньше нового мирового лидера — SpaceX.
А в это время у конкурентов
Как видно из иллюстрации, в конечном счёте именно Falcon 9 занял место, которое не удержал "Протон". Причины тоже понятны: Маск, как отмечал глава хруничевцев, смог организовать массовое производство ракет, а мы — нет.
Провал № 3. Ни двух столов, ни сверхтяжёлой ракеты
В нашей космической отрасли до самых последних лет шла борьба по вопросу о том, как лучше послать космонавтов к Луне. Американский путь сверхтяжёлой ракеты требует затрат по её созданию, а окупить их на коммерческом извозе будет сложно, ибо такая большая ракета там нужна редко. Поэтому появилось менее надёжное предложение — сделать обычную тяжёлую ракету, тонн на 35 или чуть более, и запустить за раз пару или даже четыре. Из их груза в космосе собрать сцепку "корабль — посадочный модуль" и отправить всё это на Луну. Правда, для того чтобы запустить их быстро и уложиться в нужные стартовые окна, нужно было строить на Восточном сразу два стартовых стола.
Но потом наступили резкие сокращения федеральной космической программы, которую урезали с двух триллионов рублей до полутора. И оказалось, что денег нет ни на сверхтяж, ни на два стартовых стола. На чём лететь на Луну? А не на чем.
То есть формально все отчитались, что сверхтяжёлая ракета с нагрузкой более 100 тонн планируется. Но дату для неё называют после 2030 года. Из опыта известно: ни один план в космической отрасли, в котором указан срок более десятка лет, без опозданий и в запланированном виде выполнен не был. Неважно, как называется программа — "Буран", "Ангара" или как-то ещё. Если её предполагается выполнить через 14 лет — это верный признак, что не выполнят вообще. Других примеров ни наша, ни зарубежная космические отрасли не знают.
А в это время у конкурентов
В США в качестве сверхтяжёлой ракеты для полётов на Луну планируется использовать SLS. Её первый полёт обещают в 2019 году, но ранее 2020 года ждать его не стоит. Если её и отменят, есть запасной вариант. Два пуска Falcon Heavy смогут вывести в космос столько же, сколько сверхтяжёлая SLS, — более 125 тонн, для "лунной сцепки" хватит. Кстати, SpaceX уже сейчас доступны два стартовых стола.
Провал № 4. Проблемы модуля для МКС "Наука"
В 2017 году к МКС должна была быть запущена "Наука" — новый и весьма неплохо оснащённый модуль, предназначенный для научных исследований. Однако почему-то из списка запусков его вывод на орбиту пропал. Более того, источник из Роскосмоса сообщил:
"В топливных баках модуля вновь обнаружено загрязнение, от которого все эти годы пытались избавиться специалисты... По предварительной оценке, устранение загрязнений и неисправностей позволяет осуществить запуск модуля не ранее конца 2018 года — начала 2019 года. Не исключено, что запуск просто отменят".
"Наука" — долгострой типа "Ангары", его сборка тянется ещё с XX века. Этот случай подтверждает то, что и так известно из всей истории космонавтики: тот, кто экономит на космосе, годами "подмораживая" финансирование того или иного проекта, всё равно заплатит, но уже дважды. Не даёте деньги на запуск "Науки"? Получите:
"Все резиновые элементы модуля уже устарели и не отвечают предъявляемым к ним требованиям. В итоге ни один принимающий орган не подпишется под документом о приёмке данного модуля, не возьмёт ответственность за последствия на себя".
Отсюда и предположение представителей Роскосмоса, что модуль просто не запустят. Впрочем, любой, кто знает, как на госслужбе относятся к провалам крупных проектов, понимает: всех заставят подписать документы о приёмке, даже если полной уверенности в работоспособности резинок, сделанных ещё в прошлом тысячелетии, не будет. Акты подписывали, закрыв глаза, даже на Саяно-Шушенской ГЭС, отчего погибло немало людей. Вряд ли с "Наукой" инженеры окажутся принципиальнее, чем с крупной ГЭС. Возможно, нам повезёт и "Науку" не только запустят, но и смогут безаварийно эксплуатировать. В общем-то, только на это и остаётся надеяться.
А в это время у конкурентов
В США компанией Bigelow Aerospace был создан "надувной" (на самом деле газоразвёртываемый) модуль для МКС. Хотя это экспериментальный модуль, на его производство ушло четыре года, а не более 20 лет, как у "Науки". К слову, на сходной базе Bigelow Aerospace планирует развернуть целую надувную станцию на орбите вокруг Луны.
Провал № 5. Как одна кладовщица весь российский космос парализовала
В конце ноября 2016 года Дмитрий Рогозин сообщил СМИ: "Российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий".
Создание каких новейших технологий он имел в виду — неясно, ибо политик их не назвал. Зато с "пеленой обидных аварий" всё быстро разъяснила сама жизнь.
Ровно через три дня при запуске грузового корабля "Прогресс МС-04" его ракета-носитель не набрала достаточную скорость, "Прогресс" в итоге сгорел в атмосфере. Начав расследование, Роскосмос узнал, что из-за ушедшей на больничный кладовщицы при сборке ракетных двигателей на Воронежском механическом заводе взяли не тот материал для одной из систем.
Сделанные при "не той кладовщице" двигатели РД-0110 стали менять и на ракетах-носителях "Союз-ФГ" и "Союз-У", и на "Протоне-М" — на всех наших ходовых ракетах. До переоснащения пришлось вообще свернуть пуски — на месяцы. Ситуация, когда страна — космический первопроходец не летает в космос потому, что ушла на больничный одна кладовщица, вызывает вопросы. Что если, не дай бог, в отпуск на ВМЗ уйдёт уборщица? Действительно ли подобные судьбоносные события нельзя пережить без серьёзных последствий? Или всё же можно организовать ракетное производство как-то так, чтобы хотя бы кладовщицы не могли его парализовать?
Точнее всего ситуацию описал Игорь Комаров: "Не было элементарной преемственности в работе кладовщиков. Казалось бы, смешная история, которая... привела к достаточно серьёзным последствиям".
А в это время у конкурентов
Нельзя сказать, чтобы за океаном ошибались меньше. За месяцы до "Прогресса" в США ракету взорвали прямо на стартовом столе, сильно его повредив и парализовав все пуски оттуда на месяцы ремонта. Здесь бы нам удовлетворённо вздохнуть: мол, у них вон чего, негров вешают.
Однако SpaceX потеряла ракету потому, что использовала на ней принципиально новый и не отрабатывавшийся раньше способ заливки ракетного окислителя в переохлаждённом (сильно ниже точки кипения кислорода) виде. Бак не выдержал, отчего и взрыв. Эта ошибка Маском учтена, и теперь за счёт нового метода заправки его ракеты при меньшей, чем у наших, массе поднимают больше груза.
Провал № 6. Как перепутать небо и землю: спроси у Роскосмоса
30 ноября 2017 года, через год после аварии "Прогресса", российская ракета должна была вывести в космос 19 спутников. Дмитрий Рогозин даже успел поздравить пусковой расчёт Восточного: "...Сегодня вы подарили всей нашей стране праздник. Спасибо и удачи вам! Слава России!" — и заявить: "Мы входим в такую в хорошем смысле рутину пусковых кампаний, которые теперь будут постепенно переноситься на территорию космодрома Восточный".
В этот раз его слова разошлись с фактами не через три дня, а практически мгновенно. Внезапно разгонный блок и с ним все спутники упали — предположительно, в океан, хотя куда именно на самом деле — неизвестно, ибо полноценного океанского сегмента слежения за космосом (как у СССР) у нашей страны больше нет. Сразу возник вопрос: как они смогли упасть так быстро, если, по сообщению Роскосмоса, разгонный блок успел отделиться от третьей ступени?
Что ж, действительно, сразу же после этого сам по себе разгонный блок упасть не мог — если из разгонного внезапно не стал тормозящим. Анонимные источники из Роскосмоса дают сразу два противоречащих друг другу объяснения случившегося. Один сообщил:
"Проблема, возможно, заключается в том, что на "Союзе" и разгонном блоке "Фрегат" азимут отсчитывался по-разному — по часовой и против часовой стрелки. "Фрегату" нужно было повернуться на два градуса, а он вместо этого начал разворот на 358 градусов, потерял ориентацию и упал в океан".
В общем, если вы будете закручивать саморез против часовой стрелки, то тоже может получиться сбой, только не такой дорогой.
Второй высказал ещё более ошеломительную версию: полётное задание разгонному блоку заложили то же, что с Байконура, не учтя, что запуск-то — с Восточного. На первый взгляд, первая версия вероятнее. Если перепутать 2 и 358 градусов, то разгонный блок перепутает небо и землю, не ускорится, чтобы поднять орбиту, а замедлится, чтобы упасть на планету. Если просто перепутать космодромы, спутники тоже будут потеряны, но "самострела" — разгона вместо торможения — не будет.
Вслед за анонимными подчинёнными тут же выступили их руководители и поспешили опровергнуть обе версии. Правда, собственная версия начальства, честно говоря, ещё хуже:
" Но всё равно он же не мог перепутать пол с потолком и направить себя же к земле?
— Нет, не мог...
— Тогда как он свалился?
— ...Он просто не успел занять нужное положение, а в это время включились его двигатели.То есть он ещё разворачивался, а в это время был дан импульс. Он и направил всю конструкцию в сторону земли".
Так отвечал на вопросы исполнительный директор по средствам выведения и эксплуатации наземной космической инфраструктуры Роскосмоса Андрей Мазурин.
То есть направить себя к Земле "Фрегат" не мог, но это сделали его двигатели. Уровень внутренней непротиворечивости версии таков, что комментировать её решительно невозможно.
А в это время у конкурентов
В январе 2018 года готовится к запуску самая тяжёлая из существовавших в XXI веке ракет, Falcon Heavy. Возможно, её нагрузка даже будет направлена на орбиту вокруг Марса, чтобы показать, что SpaceX сможет это. Хотя сделать это будет не так просто, так что посмотрим.
"Гипс снимают, клиент уезжает"?
Впрочем, будем честными: реакция наших СМИ на падение 19 спутников немного слишком нервная. На самом деле в 2017 году у китайцев не удались даже два запуска, а у нас сбой разгонного блока — первое серьёзное ЧП в этом году на 17 пусков. Как мы отметили выше, Маск вон вообще сооружения стартового стола взорвал вместе с ракетой в рамках своих смелых опытов на "коммерческом" железе. И, кстати, погубил там же и дорогой израильский спутник. Попросту говоря, в космосе ошибаются все.
И это не потому, что в космическую отрасль пускают криворуких инженеров. Всё дело в опыте. Представьте, что мы отобрали 10–20 новичков-водителей и даём им ездить на машине меньше ста часов в год на всех. Что если бы мы выпускали их на дорогу? От нехватки опыта вероятность аварий явно превышала бы нормальную аварийность обученных водителей. Люди пока летают в космос так редко — около сотни запусков на все страны мира, — что удивляться надо не тому, что аварии бывают, а тому, что их так мало.
Авиация до начала регулярных пассажирских полётов тоже постоянно гробила лётчиков: только в СССР от авиакатастроф погибали сотни пилотов в год. Сразу после начала системных полётов авиалайнеров в нашей стране аварийность резко пошла на убыль. Сначала отработали технику, затем появился солидный опыт у лётчиков. Тот же путь ждёт и космические полёты. Увы, судя по достижениям последних пяти лет, Роскосмос на этом пути пока далёк от первого места.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьВыборы директора Института космических исследований РАН пройдут 14 декабря
На этот пост претендуют академики Максим Литвак, Александр Лутовинов и Анатолий Петрукович. ТАСС/. Выборы директора Института космических исследований (ИКИ)...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьinterfax.ru  Суд подтвердил отказ "Роскосмосу" во взыскании с НПО Лавочкина 203 млн руб. неустойки
Спойлер

                                                                                                                     
Москва. 7 декабря. INTERFAX.RU - Арбитражный суд Московского округа в четверг подтвердил постановление Десятого арбитражного апелляционного суда, который 31 июля отказал госкорпорации "Роскосмос" в иске к НПО имени Лавочкина о взыскании 203,4 млн рублей неустойки за нарушение исполнения обязательств по госконтракту от 25 декабря 2011 года.
Как отмечается в информации на сайте суда, суд отклонил жалобу "Роскосмоса".
Апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Московской области, который решил взыскать с НПО 185,2 млн рублей неустойки из заявленных 203,4 млн рублей.
Как установлено судом, правопредшественники "Роскосмоса" (заказчик) и НПО (исполнитель) 25 декабря 2011 года заключили госконтракт по созданию космического комплекса в части изготовления (сборки) космического аппарата "Спектр-УФ".
"Роскосмос" обязательства по оплате этапов контракта выполнил своевременно и в полном объеме.
К контракту стороны заключили ряд дополнительных соглашений, в том числе изменяющих сроки выполнения работ. Из иска следует, что в ходе выполнения работ по контракту возникли причины, по которым выполнение работ по ряду этапов в полном объеме невозможно, в том числе введение санкций США.
Допсоглашением от 31 декабря 2015 года контракт был расторгнут по состоянию на 15 сентября 2015 года.
Поскольку обязательства по выполнению спорных этапов контракта исполнителем выполнены несвоевременно, "Роскосмос" начислил неустойку в общем размере 203,4 млн рублей.
Однако апелляционный суд, исследовав материалы дела, не согласился с выводом суда первой инстанции о взыскании неустойки, отменил решение и отказал в иске.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!