Госкорпорация "Роскосмос"

Автор Liss, 20.12.2014 01:56:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!



АниКей

Цитироватьkommersant.ru  Тело инженера нашли у реки
 
Александр Тихонов, Ярославль

Во Владимирской области проводится проверка обстоятельств гибели главного инженера КБ «Арматура» — филиала Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева Андрея Арзуманова. Его тело с огнестрельным ранением было найдено у реки Уводь близ деревни Кузнечиха Ковровского района. Согласно предварительной информации, господин Арзуманов покончил с собой. На прошлой неделе местные СМИ сообщали о готовящихся сокращениях в КБ «Арматура».
Спойлер


Тело главного инженера КБ «Арматура» Андрея Арзуманова с огнестрельным ранением было обнаружено 24 мая у реки Уводь недалеко от деревни Кузнечиха, в 4 км от Коврова. Рядом был припаркован его личный автомобиль, криминалисты обнаружили на месте происшествия и огнестрельное оружие, рассказала "Ъ" официальный представитель СУ СКР по Владимирской области Ирина Минина. Тип найденного оружия следствие не разглашает. «Предварительные данные указывают на то, что это был добровольный уход из жизни»,— заявила госпожа Минина. По факту произошедшего проводится доследственная проверка.
Андрей Арзуманов, представитель известной в Коврове династии руководителей, был назначен главным инженером КБ «Арматура» в августе 2015 года. Его дед в советские годы возглавлял Ковровский экскаваторный завод, а отец руководил КБ «Арматура» с 1988 по 2015 год. Андрей Арзуманов до работы в филиале Центра Хруничева возглавлял финансово-экономический отдел ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», занимал должность заместителя главы администрации Коврова. В мэрии господин Арзуманов курировал вопросы экономики, пока не перешел на работу в КБ «Арматура».
Владимирская газета «Призыв» 18 мая сообщала о готовящихся сокращениях в КБ «Арматура». По данным издания, речь идет примерно о 200 сотрудниках (всего в КБ работают от 1200 до 1400 человек), включая руководящее звено. КБ «Арматура», основанное в 1921 году, с 1997 года входит в состав центра им. Хруничева. Оно разрабатывает и изготавливает агрегаты и системы наземной инфраструктуры ракетно-космических комплексов и агрегатов пневмогидросистем ракет-носителей.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#4224
Цитироватьlife.ru Без руля и ветрил. Почему Роскосмос отказался от "Ангары"
Михаил Котов
Роскосмос отказывается от пилотируемого варианта ракеты-носителя "Ангара". Учитывая специфику проекта, это поставит крест на всей линейке ракет. Почему так происходит, разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.
Спойлер


Без цветов и фанфар, просто и буднично стало известно о том, что Роскосмос отказался от дальнейшего создания и использования ракеты-носителя "Ангара-А5П". Пилотируемого варианта не будет. Чем же это может грозить всему проекту "Ангара", самой важной космической разработке России, ведущейся с 1995 года?
Скорее всего, теперь российскую космонавтику ждёт полный отказ от "Ангары" и ступор после произошедшего. Всё-таки это мощнейший удар — двадцать два года, вылетевших в трубу. Такого проекта в истории ещё не было. 
Первые звонки
О закрытии проекта "Ангара" начали говорить несколько лет назад. Четыре года назад вышло интервью главы Роскосмоса Олега Остапенко, где он назвал "Ангару" тупиковым проектом.
"Я "Ангарой" занимаюсь давно, с момента начала своей деятельности в качестве начальника космодрома, затем командующего. Лично моё убеждение, что данная ракета для Восточного — это тупиковая ракета, она не даст нам возможности развиваться. Мы вынуждены будем потом вкладывать опять бешеные деньги и строить рядом ещё что-то... Я считаю, что "Ангара" — это тупиковое решение для последующего развития нашей страны в этой области. Поэтому нужно готовить убедительную программу для доклада президенту, как бы это ни было сложно и  неприятно, поскольку убеждали в другом. Но тратить деньги впустую и выжидать чего-то мы не будем, нужно занимать активную позицию".
Однако в итоге всё-таки была принята выжидательная позиция и "трата денег впустую". За это время курс российской космонавтики поменялся ещё десяток раз, в один момент даже было принято решение реализовать многопусковую схему полёта к Луне, запуская четыре "Ангары" единовременно и собирая космический корабль прямо на орбите Земли из нескольких составляющих.
Про "Ангару" много рассказывали и показывали по телевизору. Бесспорно, это был самый главный российский космический проект последних десятилетий. Более того, это был главный проект, реализовав который можно было сказать: вот полностью российская, а не советская ракета-носитель. Мы тоже умеем их делать.
Увы, но, судя по всему, теперь мы так и остаёмся при советских "Союзах" и "Протонах". "Ангара" взлетела в космос лишь два раза. Первый суборбитальный полёт состоялся в июле 2014 года, а в декабре того же года за ним последовал первый полноценный запуск. Вполне возможно, он же окажется и последним.
И швец, и жнец
Изначально "Ангара" задумывалась, чтобы снизить себестоимость запуска. Для этого в ракете-носителе пытались реализовать идею универсальных ракетных модулей (УРМ) с возможностью применения на ракетах разных классов. Естественно, что разработчики понимали: универсальное решение с точки зрения целевой эффективности неидеально: невозможно сделать на базе одного решения одинаково эффективно и лёгкую ракету, и среднюю, и тяжёлую.
"Ангару" сгубила её же универсальность. Как это часто бывает, попытка создания ракеты-носителя с возможностью использования для любой ситуации привела к созданию очень дорогого устройства. Предполагалось, что "Ангара" станет целой линейкой ракет-носителей от лёгкой до тяжёлой, способной заменить практически все имеющиеся на данный момент варианты.
Уже на момент проектирования "Ангара" получалась дороже конкурентов. Существовал лишь один реальный способ снизить цену — увеличить масштаб производства. Весь расчёт строился исключительно на возможности резкого увеличения заказа на подобные ракеты-носители и многократного снижения цены "от масштаба".
То, что "Ангара" уступает не только Falcon Илона Маска, но и другим уже существующим проектам, понимали все её создатели. Но продолжали строить, рассказывать и убеждать, в первую очередь самих себя, что всё получится.
"Мы планируем до 2020 года снизить цену "Ангары" в 1,8 раза. А когда машина пойдёт в серию, то будет стоить дешевле в 2,5 раза, чем сегодня. Те же двигатели РД-191, производство которых мы налаживаем на своём предприятии "Протон-ПМ", будут стоить уже не 250 млн рублей, как сейчас, а 135–140 млн рублей при хорошей серии".
В 2017 году стало понятно, что "хорошей серии" взяться неоткуда. Федеральная космическая программа сократила число запусков до минимума, позволяющего считать Россию космической державой. Соваться в коммерческие запуски с такой ценой стало совсем не с руки, получился классический замкнутый круг: дорого — потому что мало, а чтобы сделать больше, нужно больше продать, но дорого...
Сейчас эта "магическая" проблема стала наконец понятна и в Роскосмосе. Очевидно, принято решение потихоньку, без лишней огласки закрывать всё по этому очень дорогому и теперь уже имеющему мало шансов на уменьшение цены проекту.
А может, всё-таки полетит?
Согласно источнику, создание инфраструктуры для пилотируемых запусков на космодроме Восточный (монтажно-испытательный корпус пилотируемого корабля, системы жизнеобеспечения на стартовом столе, инфраструктура для проживания космонавтов) планируется отложить до разработки сверхтяжёлого носителя для полётов к Луне. Срок такой разработки составляет минимум десять лет. Американцы попробовали управиться с SLS за шесть лет, однако и у них за последнее время случилось несколько переносов сроков. 
Стоит отметить, что для большинства российских космических чиновников срок более пяти лет — это практически синоним слова "никогда". Можно говорить всё что угодно, называя сроки более пяти лет, рассчитывая, что за это время все позабудут обещания или произойдёт что-то более важное и существенное. Мы все помним российскую лунную базу, обещанную к 2015 году. Интервью давалось в 2006 году, вот глава РКК "Энергия" и расщедрился на обещания.
Примерно та же ситуация и сейчас. С учётом того, что к созданию сверхтяжёлой российской ракеты ещё даже не приступали, пилотируемые запуски начнутся на Восточном очень и очень нескоро. Однако стол для "Ангары" продолжат строить. Зачем? Кому он нужен, если есть один в Плесецке и с 2014 года оттуда в космос так ничего и не летит?
Первый запуск с полезной нагрузкой ожидался в 2014 году. В августе 2015 года директор ГКНПЦ им. Хруничева Андрей Калиновский подтвердил запуск в 2016 году с коммерческим спутником. В апреле 2016 года стало известно о неготовности "Ангары-А5" к старту в начале 2017 года. В ноябре 2016-го стало известно, что на весь 2017 год госкорпорация "Роскосмос" не запланировала ни одного старта ракет семейства "Ангара".
И вот теперь первый запуск планируется на 2021 год. Запуск ракеты, от которой "отрывают" одну за одной модификации, ставшей теперь совсем дорогой и малорентабельной. Главное, что в настоящее время ни один космический чиновник не сможет ответить внятно: а зачем тогда нужна "Ангара"? Чем она лучше, проще, дешевле тех проектов, что используются сейчас?
Увы, но ни по одному из пунктов не получится ответить определённо. В нынешнем "урезанном" состоянии надежды даже на тяжёлую "Ангару-5В", планировавшуюся раньше на 2023 год, а теперь перенесённую ещё дальше, просто нет.
Мы строили, строили
Неужели не было пророка в своём отечестве и почему не послушали Олега Остапенко, утверждавшего, что "Ангара" — тупиковый проект? Что помешало принять это тяжёлое решение раньше? Предлагалось же и промежуточное решение.
"Ангару" надо довести, хотя и понятно, что рыночной судьбы у этой ракеты нет. Бросать проект нельзя, потому что это попросту деморализует отрасль. Поэтому ракету стоит доделать и использовать на Плесецке для запуска аппаратов военного и двойного назначения. Пусть она стоит в районе 130 миллионов долларов, станем её запускать три раза в год. И будет у нас гарантия пускового суверенитета, новая ракета и всё прекрасно. Строить ещё один стартовый комплекс для "Ангары" на Восточном не нужно. Это будут выброшенные деньги, потому как на рынке она работать не будет всё равно. России нужно перестроить ракетно-космическую промышленность с учётом опыта Маска", — так говорил несколько лет назад член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. 
Предлагалось это ещё четыре года назад, когда Илон Маск ещё только запускал первые Falcon 9 или лишь планировал возврат первой ступени. Сейчас, спустя годы, это всё более очевидно, да вот только проблема в другом: мы погрязли в стройках столов под "Ангару", так и не доделали ракету-носитель, и красивого выхода из ситуации попросту нет. Остаётся только выдирать с мясом проект и потраченные на него сотни тысяч человеко-часов труда и миллиарды рублей.
Чем сердце успокоится?
Теперь, похоже, у Роскосмоса новый фаворит — ракета-носитель на основе совместного российско-украинского "Зенита". Более 80 процентов комплектующих производилось в России, собиралась она на Украине. Теперь на основе этого задела предлагается создать ракету по проекту "Феникс". Создание новой ракеты-носителя предусматривается в период с 2018 года по 2025 год Федеральной космической программой на 2016–2025 годы.
На создание нового носителя в рамках ФКП планируется потратить почти 30 миллиардов рублей. Бюджетное финансирование проекта начнётся в 2018 году. Стало известно, что именно при помощи "Феникса" предлагается запустить в 2022 году новейший космический корабль "Федерация".
Именно на "Феникс" и его казахстанскую версию "Сункар" предлагается сделать ставку. Его же предлагается использовать и для "морского старта", где ранее использовался "Зенит". Правда, и тут вряд ли кто сможет ответить на вопрос, за счёт чего "Феникс" станет конкурентоспособным? Что нового будет реализовано в этом проекте и чем он лучше умирающей "Ангары"?
Пока же продолжается старая история: отсутствие чёткой цели, ответственных за руководство и принятие решений приводит к тому, что вся отрасль движется в неизвестном направлении, как телега, оторвавшаяся от лошади. Малейшие изгибы и ухабы приводят к изменению направления движения, а скорость неуклонно снижается. Продолжать подобное движение можно долго, только вот шансов добраться до цели просто нет.

 
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#4225
Приземление бюджета
К чему приведет сокращение программы по развитию космодромов

kommersant.ru
ЦитироватьПриземление бюджета – Власть – Коммерсантъ
Александра Джорджевич

Ввод в эксплуатацию космодрома Восточный должен дать гарантированный доступ России в космос, но полноценной заменой советским Байконуру и Плесецку он не станет. На совещании у президента принято решение не только содержать старые объекты, но и возводить новые, однако сделать это с учетом сокращения финансирования программы почти в три раза, до 340 млрд руб., будет непросто.

Спойлер
В советское время космодромам отводилась ключевая роль: начиная с середины 1950-х годов развитию сначала военных, а затем и гражданских программ уделялось колоссальное внимание. Именно с Байконура состоялся первый в истории запуск искусственного спутника Земли ПС-1, именно с его площадки в космос отправился Юрий Гагарин. Свою роль, несомненно, сыграло и соперничество СССР и США, боровшихся за право называться космическими державами, во многом это и дало жизнь Плесецку. После распада Союза ракетно-космическая отрасль переживала не лучшие времена: по воспоминаниям ветеранов, Минобороны было обескровлено, финансирование почти не выделялось, а тех денег, которые поступали, хватало только на поддержание пусковых площадок космодромов и сопутствующей инфраструктуры в годном для эксплуатации состоянии. Тем не менее и Байконур, и Плесецк удалось сохранить. Спустя 25 лет у России появляется второй собственный космодром — Восточный, который призван стать гарантом независимого доступа страны в космос.
Цели и задачи названы, приоритеты расставлены, но финансовый вопрос по-прежнему актуален.
 
По итогам совещания у президента Владимира Путина с руководством Минобороны, госкорпорации "Роскосмос" и членами правительства, собравшимися 22 мая в Сочи, было решено, что на развитие космодромов до 2025 года будет потрачено 340 млрд руб., что примерно в три раза меньше изначально запрошенной "Роскосмосом" суммы.
Байконур: родной, но не свой
Первый и один из самых крупных в мире космодромов начали возводить в 1955 году. Строительства нового полигона для испытаний потребовала межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, разработанная для доставки водородной бомбы и использовавшаяся позднее как прототип ракет-носителей для пилотируемых космических полетов. Вслед за принятием решения последовал непростой выбор места для космодрома: среди возможных вариантов не было очевидного, так как с географической точки зрения все они имели серьезные недостатки. Например, в Марийской АССР строителей ожидали непроходимые леса и болота, в Дагестане — труднодоступная горная местность, в Астраханской области объективно мешала акватория Каспийского моря, которую тоже пришлось бы задействовать. Наиболее подходящей оказалась Кзыл-Ординская область, хотя и здесь не обошлось без нюансов: из-за географического расположения Байконура ракета теряет в энергетике при выводе полезной нагрузки на орбиту. В 2008 году военные "распогонили" Байконур, передав его в ведение "Роскосмоса".
                      

                      Несмотря на некоторый упадок после развала СССР (на фото — экземпляр космического корабля "Буран" в заброшенном ангаре), до 2030 года Байконур останется основным космодромом, на котором реализуется российская космическая программа                      
Фото: Александр Каунас, Коммерсантъ
                   

К моменту заключения договора аренды космодрома между РФ и Казахстаном в 1994 году более половины его объектов не использовались, кроме того, генерировались огромные расходы на транспорт и охрану. С того момента сильно возросли доли космических программ гражданского назначения, а также коммерческих пусков, была проведена демилитаризация.
Сегодня на космодроме Байконур размещены шесть космических ракетных комплексов (под ракеты "Союз-2", "Протон-М" и шахтные МБР, используемые для вывода на низкую орбиту малых космических аппаратов), а также объекты обеспечивающей инфраструктуры.
 
Россия и Казахстан зависят друг от друга. Казахстан не может самостоятельно обеспечивать работоспособность космодрома, а у России Байконур до сих пор является единственной площадкой, с которой можно осуществлять пуски по пилотируемым программам и вывод космических аппаратов на геостационарную орбиту. За это Россия платит по счетам: по условиям договора аренды до 2050 года она обязана ежегодно вкладывать в Байконур $115 млн и обеспечивать его эксплуатацию (еще около 5 млрд руб., или $88,6 млн по текущему курсу).
Ключевой проект связан с созданием ракетно-космического комплекса "Байтерек", эксплуатацию которого планируется начать после 2021 года. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев договорились об этом еще в 2015 году, хотя само соглашение о его создании было подписано вообще в 2004-м. После реализации проекта планируется совершать коммерческие пуски космических аппаратов с помощью проектируемой ракеты-носителя "Ангара". По договоренности эксплуатация комплекса будет происходить на принципах равного участия России и Казахстана: то есть финансирование проекта лежит на казахской стороне, а разработка — на российской. Планировалось, что к тому моменту, как "Байтерек" будет готов, у России будет четыре стартовые площадки под ракеты семейства "Ангара" — по две в Плесецке и на Восточном. На различных уровнях утверждалось, что практической нужды в Байконуре у России после ввода в эксплуатацию Восточного уже не будет, так как пилотируемая программа уйдет туда.
Однако здесь вмешался геополитический фактор: стран, желающих получить статус космической державы, в мире достаточно, и если Россия покинет Байконур, то пустовать он не будет.
 
В Центре эксплуатации наземной и космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) "Власти" заявили, что в перспективе до 2030 года Байконур останется основным космодромом, на котором реализуется федеральная космическая программа. По словам представителя центра, важнейшее направление реформирования космодрома на сегодняшний день — это развитие топливно-энергетической системы, которая фактически эксплуатировалась без существенной модернизации еще с момента создания полигона, но теперь по этому поводу проработаны уже восемь проектов. "Площадь космодрома и его военное прошлое обусловили ряд проблем, часть из которых уже решены, а часть будет решаться в период до 2025 года",— заявили в ЦЭНКИ.
Плесецк: рекордсмен в прошлом
На территории России сегодня в полноценную эксплуатацию введен только Плесецк (Архангельская область). Он был основан в 1957 году как первая отечественная ракетная база для испытаний и пусков межконтинентальных баллистических ракет Р-7 и Р-7А.
С начала 1970-х и до начала 1990-х Плесецк удерживал мировое лидерство по числу пусков ракет в космос.
 
Со дня основания и по 1993 год было осуществлено 1372 пуска. Как вспоминал командующий военно-космическими силами генерал-полковник Владимир Иванов в своих мемуарах, в конце 1970-х полигон осуществлял до 80 пусков ракет-носителей и до 20 пусков учебно-боевых ракет в год. Однако после развала СССР военный космодром резко стал проигрывать гражданскому Байконуру. Например, в 2008 году Россия осуществила 28 пусков ракет-носителей, сохранив за собой мировое лидерство, но большая часть из них была совершена с казахстанского полигона и только шесть — с космодрома Плесецк.
 
                      

                      Количество стартовых столов для семейства ракет-носителей типа "Ангара" на космодромах Плесецк (на фото) и Восточный будет сокращено в совокупности с четырех до двух                      
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ
                   

В июле 1992 года первый президент России Борис Ельцин создал военно-космические силы. В 2001 году на космодроме начались работы по созданию модульного космического ракетного комплекса "Ангара" для пусков ракет легкого, среднего и тяжелого классов. В настоящее время на Плесецке прекращены пуски ракет-носителей "Циклон-2/3" и "Космос-3М". С космодрома производятся пуски различных модификаций РН "Союз" и "Рокот", а в ближайшее время в рамках программы летных испытаний с космодрома планируется пуск легкой ракеты "Ангара-1.2". По словам источника "Власти" в Минобороны, одного стартового стола под комплекс "Ангара" для нужд военных вполне хватит, поскольку часть пусков будет осуществляться с аналогичной площадки на Восточном. Количество стартов под "Союз-2" будет увеличено к 2025 году до трех, заявил журналистам 25 мая замминистра обороны Тимур Иванов.
Восточный: куда потекут миллиарды
Владимир Путин подписал указ о создании космодрома Восточный 6 ноября 2007 года. Место было выбрано вблизи ЗАТО Углегорск, где функционировал испытательный космодром Минобороны РФ Свободный. В ходе первой очереди строительства к 2016 году был возведен стартовый и технический комплекс для запуска ракет семейства "Союз-2" с автоматическими космическими аппаратами. Завершено строительство 115 км автомобильных и почти 115 км железных дорог, которые связали объекты Восточного и сам космодром со строящимся городом Циолковским. Что касается второго стартового стола космодрома под "Ангару", относящегося ко второй очереди строительства, то он появится к 2021 году. К 2030 году по планам "Роскосмоса" при возведении объектов третьей очереди предполагается создать наземную инфраструктуру для запусков ракеты сверхтяжелого класса и обеспечения программ по межпланетным исследованиям (например, Луны и Марса).
                      

                      С 2018 года с космодрома Восточный планируется выполнять по шесть-восемь пусков в год                      
Фото: Станислав Залесов, Коммерсантъ
                   

На первый этап строительства (с 2012 по 2015 год включительно) из федерального бюджета было выделено 188 млрд руб., дальнейшее финансирование предусмотрено программой до 2025 года. На строительство второй очереди Восточного, как заявил 24 октября прошлого года первый заместитель гендиректора госкорпорации "Роскомос" Александр Иванов, планируется выделить 238 млрд руб. В январе 2017 года принято решение о передаче ЦЭНКИ полномочий генподрядчика по строительству ключевых объектов космодрома. Как говорят в центре, с этого момента работа по космодрому осуществляется в трех направлениях: устранение накопившихся проблем и замечаний контролирующих органов, завершение строительства объектов первой очереди и проведение работ по подготовке к запуску КА "Метеор-М" и КА "Канопус-В" (оба пуска запланированы на декабрь 2017 года).
С 2018 года с космодрома планируется выполнять по шесть-восемь пусков в год. В 2021 году должен быть осуществлен пуск ракеты "Ангара", а впоследствии — ее пуск уже с водородным блоком.
 
Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял, что не считает нужным дублировать функции Байконура и Восточного. "Конечно, можно потратить сотни миллиардов рублей на Восточном, чтобы сделать то же самое, но нам кажется, что минимизация всевозможных рисков происходит за счет вовлечения в общую работу, и такое взаимопонимание у нас с казахстанскими коллегами уже присутствует",— сказал Рогозин. Таким образом, в 2020-2040 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах типа "Союз-2" ;) . По оценкам экспертов, к 2030 году 90% космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов Плесецк и Восточный, доля Байконура сократится с 75% до 10%.
Несмотря на серьезное сокращение программы по развитию космодромов (почти с 1 трлн до 340 млрд руб.), приоритеты будут расставлены в пользу Восточного, говорит источник "Власти" в правительстве: именно на него израсходуют большую часть бюджета, поскольку речь идет о строительстве нового комплекса, а не модернизации старого. Меньше всего денег уйдет на Байконур: по данным "Власти", вкладываться в арендуемый космодром в Белом доме не видят смысла, утверждая, что его инфраструктура может эксплуатироваться еще 15-20 лет. Плесецк же, исходя из своих функций, простаивать также не будет, говорит высокопоставленный источник "Власти" в Генштабе ВС: его инфраструктура позволяет не только обеспечивать вывод полезной нагрузки на орбиту, но и проводить испытания перспективных боевых ракетных комплексов.
И если у военных есть козыри в общении с Минфином (средства пойдут на обеспечение обороноспособности страны), то у "Роскосмоса" с этим дела обстоят гораздо хуже: даже утверждение программы правительством не дает никаких гарантий от будущих сокращений бюджетных лимитов.
[свернуть]

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

triage

ЦитироватьАниКей пишет:
Приземление бюджета
 К чему приведет сокращение программы по развитию космодромов

 kommersant.ru
не хватает даты публикации Журнал "Коммерсантъ Власть" №20 от 27.05.2017  т.к. потом другие сообщения ставящие под сомнения

ЦитироватьТаким образом, в 2020-2040 годах с Байконура будут запускаться автоматические космические аппараты (на ракетах типа "Союз-2"  )....Меньше всего денег уйдет на Байконур: по данным "Власти", вкладываться в арендуемый космодром в Белом доме не видят смысла, утверждая, что его инфраструктура может эксплуатироваться еще 15-20 лет.
кто-то не знает о планах с Байконура о Федерации на .... Сункаре? или российском Фениксе? Одна площадке или две? Зависим от Казахстана и какой объем будут выполнять казахи по своим запускам... можно ли им доверять единственную предназначенную и для испытаний Федерации.

ЦитироватьКлючевой проект связан с созданием ракетно-космического комплекса "Байтерек", эксплуатацию которого планируется начать после 2021 года. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и первый вице-премьер Казахстана Бакытжан Сагинтаев договорились об этом еще в 2015 году, хотя само соглашение о его создании было подписано вообще в 2004-м. После реализации проекта планируется совершать коммерческие пуски космических аппаратов с помощью проектируемой ракеты-носителя "Ангара".
Ни Феникса, ни Сункара в статье....

Иван Моисеев

Цитироватьpnetmon пишет:
Ни Феникса, ни Сункара в статье....
Подготовка статьи к публикации требует большего времени, чем радикальная смена космической политики в РФ.
im

Старый

ЦитироватьИван Моисеев пишет: 
Подготовка статьи к публикации требует большего времени, чем радикальная смена космической политики в РФ.
Да, блин... С такой космической политикой тяжело быть научным руководителем её института... :(
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Цитироватьizvestia.ru  «Единая Россия» готова смягчить закон о госзакупках
Константин Дорофеев

Законодательство в сфере госзакупок могут изменить, обязав госкомпании приобретать товары только российского производства. На расширенном заседании общественного совета проекта «Единой России» (ЕР) «Локомотивы роста» партийцы заявили о необходимости формирования «современной многоукладной экономики», которая подразумевает в том числе поддержку отечественного производителя. В госкомпаниях «Известиям» заявили, что речь не идет о лоббизме интересов отдельных корпораций.
 
Спойлер

В «Единой России» могут инициировать изменение законодательства в сфере госзакупок. По словам партийцев, корректировка необходима для диверсификации отечественного производства. Об этом «Известиям» сообщил собеседник в ЕР.
На прошлой неделе партия провела первое расширенное заседание общественного совета проекта «Локомотивы роста» с участием представителей «Роскосмоса», РЖД, «Русгидро», РВК и «Ростелекома». В резолюции мероприятия говорится, что партпроект должен стать «политическим механизмом, обеспечивающим развитие промышленности и укрепление отечественной экономики».
— «Единая Россия» всегда принимала активное участие в формировании экономической повестки страны. Участники заседания заявили о начале работы над собственными предложениями для формирования современной многоукладной экономики, — сообщил «Известиям» глава общественного совета Юрий Шувалов.
Партийный проект, заявляют его участники, будет представлять в основном крупные национальные компании, которые работают «в государственно важных отраслях экономики», в том числе в Оборонно-промышленном комплексе, космической отрасли и в атомной промышленности. В рамках проекта ЕР намерена инициировать и изменение законодательства в сфере госзакупок для корпораций. При этом представители госкомпаний заявили «Известиям», что речь идет не «о лоббизме законодательных послаблений».
[свернуть]
— Мы говорим не только о смягчении законодательства в сфере госзакупок или гособоронзаказа. Речь идет о модернизации существующей законодательной базы в части поддержки коммерческих инициатив и развития коммерческого сектора. Поскольку президентом поставлена задача увеличить долю гражданской продукции на оборонных предприятиях, нам необходимо активнее диверсифицировать производство и снижать долю госфинансирования при реализации проектов корпорации, — заявил «Известиям» исполнительный директор по развитию бизнеса и коммерциализации госкорпорации «Роскосмос» Антон Жиганов. — В частности, нам очень важно, чтобы некоторые ограничения, характерные для военно-промышленного комплекса, были сняты и производство смогло выйти на гражданский рынок.
Антон Жиганов отметил, что возможное смягчение законодательства в сфере госзакупок направлено не на дальнейшую покупку «дорогостоящих столовых приборов», а на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и более активное вовлечение в сферу субъектов малого и среднего бизнеса.
 
Спойлер

Статс-секретарь РЖД Анатолий Мещеряков заявил «Известиям», что любое законодательство требует настройки, в том числе и в сфере госзакупок, при условии, что базовые принципы будут сохранены.  
— Мы готовы к максимально широкой дискуссии по реализации тех или иных задач, связанных с максимально эффективным развитием страны. Мы готовы высказывать свое мнение, свою позицию, — заявил он «Известиям».
Эксперты полагают, что партпроект открывает возможность госкомпаниям лоббировать «определенные интересы в вопросе корректировки законодательства».
— Для того чтобы этого избежать, необходимо проводить антикоррупционную экспертизу каждого принятого партпроектом решения, — заявил «Известиям» глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, добавив, что для такой экспертизы у партии много возможностей в Госдуме, кроме того, этой сферой занимается и «Общероссийский народный фронт».
В ОНФ «Известиям» заявили, что госкорпорации нередко лоббируют инициативы, которые отвечают исключительно их интересам.
[свернуть]
— Сегодня каждая госкомпания самостоятельно пишет себе положение о закупках и работает по нему. В то же время есть корпорации, которые для повышения эффективности закупок разработали себе систему нормирования гораздо более подробную, чем система нормирования для государственных органов, — заявила «Известиям» руководитель направления «За честные закупки» ОНФ Анастасия Муталенко, приведя в пример ситуацию в «Росатоме», где разработан каталог товаров.
Возможно, внесение законодательных инициатив от госкомпаний будет способствовать быстрому и точному решению вопросов, добавила представитель ОНФ. Однако подобные инициативы, по мнению Анастасии Муталенко, должны обсуждаться публично, чтобы избежать лоббирования интересов отдельной компании.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьtass.ru  Стоимость стартового стола для «Ангары» на Восточном составит 58 млрд руб. - Космос



  © Антон Новодережкин/ТАСC  


КОСМОДРОМ ВОСТОЧНЫЙ, 29 мая. /ТАСС/. Строительство стартового стола для ракеты "Ангара" на космодроме Восточный будет стоить 58 млрд рублей и завершится в 2023 году, сообщил  представитель проектного института заместителю министра обороны РФ Тимуру Иванову, который прибыл на Восточный.
"Примерная стоимость строительства стартового стола для "Ангары" составит 58 млрд рублей. Работы начнутся уже в этом году и завершатся к 2023 году", - сказал представитель проектного института. 
Иванов прибыл в Амурскую область, чтобы осмотреть объекты первой очереди на космодроме и строящиеся объекты второй очереди, включая комплекс для "Ангары". Он также провел совещание с главой Роскосмоса Игорем Комаровым и представителями подведомственных организаций военно-строительного комплекса.
Замминистра осмотрел Комплекс эксплуатации районов падения, который предназначен для поиска и транспортировки отделяющихся частей ракеты-носителя. Представители Роскосмоса сообщили, что на космодроме будут построены стоянки для вертолетов Ми-26 и Ми-8, складские помещения, автомобильная и железная дороги.


А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

#4231
Цитироватьmk.ru
 
Секретный план Роскосмоса: с «Ангары»
пересядем на «Феникс»
Стали известны детали новой программы освоения Вселенной
По итогам закрытого совещания Экспертного совета по космосу, состоявшегося в середине прошлой недели, просочились слухи о том, что мы фактически оставляем космодром «Восточный» без перспективных пилотируемых программ. Все они возвращаются на Байконур и сдвигаются на один год вперед. А космонавтов с проектируемым кораблем «Федерация» пересаживают на несуществующую пока ракету-носитель «Феникс», для которой на Байконуре уже есть готовые стартовые столы. Насколько эти слухи достоверны, попытался выяснить «МК».
 Все произошло после совещания в Сочи 22 мая с Президентом России Владимиром Путиным, который, как мы помним, призвал госкорпорацию ускорить создание отечественной супертяжелой ракеты-носителя, дыбы не плестись в хвосте у мировых держав, которые делают в этом плане более смелые шаги. Казалось бы, вот оно: дождались наконец политической воли на продвижение российских технологий!
Но половина госкорпорации после этого известия впала в ступор: как теперь, вдруг, при имеющемся скудном финансировании, на пять лет ускорить разработку «Феникса» (именно его видят в качестве первой ступени супертяжа), а сам тяжеловоз грузоподъемностью 80 тонн вывести в космос не в 2035-м, а уже в 2025 году? Есть еще вопросы: что делать с линейкой ракет «Ангара» и стартовыми столами под нее на космодроме «Восточный»? Что делать с кораблем «Федерация» — ведь его масса изначально закладывалась под «Ангару»?..
Для восстановления всей картины многолетних дебатов на эту тему вернемся на четыре года назад, когда Роскосмос выбирал проекты перспективной супертяжелой ракеты из трех представленных проектов — Центра им. Хруничева, РКК «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс». Остановились в итоге на ракете-носителе грузоподъемностью 75–85 тонн с возможностью доработки до более тяжелого варианта в 160 тонн (этот проект мог бы стать общим детищем трех предприятий). Создание ракеты должно было быть заложено в Федеральную космическую программу на 2016–2025 годы. Но довольно быстро проект был признан слишком дорогостоящим — опять-таки в связи с отсутствием для него полезной нагрузки, то есть перспективных задач. По словам руководителя Научно-технического совета Роскосмоса Александра Коптева, такая ракета может потянуть на 700 млрд рублей, а потому вновь сделали ставку на наиболее бюджетную ракету-носитель «Ангара».
Из «Ангары» предполагалось сделать целую линейку ракет-носителей — от легкой до тяжелой. Даже если бы понадобилось лететь до Луны, тяжелый вариант «Ангары-А5» в четыре приема смог бы доставить бы на орбиту все необходимые блоки. То, что такой проект возможен, с большой уверенностью утверждал главный конструктор по ракетам-носителям, разработчик «Ангары» Александр Медведев.
Оппоненты Медведева выдвигали другой аргумент — ракету-носитель «Энергия», при помощи которой в 80-х производился запуск «Бурана». «Она уже сегодня могла бы поднять более 100 тонн, если бы руководство страны и отрасли сделало на нее ставку в далеком 1994 году, — говорили ее разработчики из РКК «Энергия». — На сегодняшний день это самая сверхтяжелая ракета-носитель в мире, причем успешно прошедшая летные испытания в 1987 и 1988 годах».
Похоже, теперь именно сторонники «Энергии» снова заставили космические качели сменить направление движения. На днях курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин собрал экспертов, чтобы еще раз обсудить возможность форсирования создания супертяжелой ракеты.
ЦитироватьВот мнение одного из участников совещания, руководителя Института космической политики Ивана МОИСЕЕВА:
— Это неожиданное для практики космонавтики решение. «Феникс» — несуществующая ракета, которую надо спроектировать, сконструировать, провести испытания, а потом отправлять человека. По прежним планам, к 2025 году надо было начать по ней только наземные испытания. После них — летные, и только после них можно было бы запускать человека. Если ускорять эту работу, мы все равно вряд ли уложимся во временные рамки и в финансирование.
Второй вопрос — по поводу корабля «Федерация»: на какой же ракете он в итоге полетит в космос?
Третий — непонятно, зачем нам вообще сейчас сверхтяжелая ракета. Ведь при уровне финансирования нашей пилотируемой программы мы сможем полететь на Луну только через 50 лет! Наш прошлый опыт показывает, что ни один наш предыдущий проект по созданию сверхтяжелого носителя не имел полезной нагрузки. Американские «Сатурн-5» и «Шаттл» тоже не дали потомства — программы были свернуты, хотя они были более удачными, чем наши. Сейчас все говорят о новом корабле NASA SLS, но по поводу его целей и задач тоже пока больше вопросов...
Другой эксперт в области ракетно-космической отрасли, в недавнем прошлом заместитель руководителя проектно-исследовательского центра ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Павел ПУШКИН, считает, что решение оставить космодром «Восточный» вполне логично и может быть продиктовано внешнеполитическими соображениями:
— Не исключено, что возвращение пилотируемых пусков на Байконур обусловлено не только нуждами космонавтики (очевидно, что с «обкатанного» космодрома осуществлять пуски проще), но и укреплением дружеских связей с Казахстаном. Что касается сверхтяжелой ракеты, то, насколько я знаю, «Феникс» — это локализованная версия ракеты «Зенит» (ее производили на Украине). Развивая этот проект, мы помогаем производству. Но главная задача — найти под нее полезную нагрузку.
Впрочем, отметим, что полной ясности по поводу космических планов нашей державы по-прежнему нет. Официальных комментариев представители Роскосмоса не дали.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Иван Моисеев

ЦитироватьАниКей пишет:
Вот мнение одного из участников совещания, руководителя Института космической политики Ивана МОИСЕЕВА:
Здесь ошибка - я говорил о совещании 31 марта, которое было открыто.
im

АниКей

#4233
Цитироватьtass.ru Ракету для запуска корабля «Федерация» назовут «Союз-5»
МОСКВА, 29 мая. /ТАСС/. Новая российская ракета-носитель среднего класса, разрабатываемая в рамках опытно-конструкторской работы "Феникс", и предназначенная, в частности, для запуска пилотируемого корабля "Федерация", получит название "Союз-5", сообщил ТАСС источник в ракетно-космической отрасли.

"Одобрено предложение РКЦ "Прогресс" дать новой ракете название "Союз-5", - сказал собеседник агентства.
Такое решение было принято в ходе состоявшегося на прошлой неделе совещания по развитию ракетно-космической отрасли. В Роскосмосе не стали комментировать данную информацию.
Спойлер
Как ранее сообщалось, новая средняя ракета будет использоваться для запусков пилотируемых кораблей "Федерация" вместо "Ангары-А5П". Первый пуск "Союза-5" запланирован на 2021 год. Первый пилотируемый запуск назначен на 2022 год.
Идея создания новой моноблочной двухступенчатой ракеты-носителя "Союз-5", которая заняла бы нишу между ракетами "Союз" и "Зенит", принадлежит РКЦ "Прогресс". Пакетная схема объединения предполагала создание семейства ракет - от легкой (способна выводить на низкую орбиту три тонны полезной нагрузки с космодрома Восточный) до тяжелой (26 тонн полезной нагрузки). Изначально предполагалось использовать в качестве топлива сжиженный природный газ.
В 2014 году научно-технический совет Роскосмоса и специалисты ЦНИИмаш провели сравнение этого предложения с со схемой создания аналога ракеты-носителя "Зенит", производство которой в то время уже было приостановлено на Украине. В итоге для реализации выбрали второй вариант.
Федеральная космическая программа на 2016-2025 годы предусматривает создание космического ракетного комплекса среднего класса нового поколения (опытно-конструкторская работа "Феникс" в период с 2018 года по 2025-й. На создание носителя планируется направить почти 30 млрд рублей. Бюджетное финансирование проекта начнется в 2018 году.
Ранее руководители ракетно-космической отрасли заявляли о возможности сокращения сроков создания ракеты до четырех - пяти лет. Сократить сроки создания планируется за счет ее разработки с использованием имеющегося в России задела по ракете-носителю "Зенит" (в России производится до 85% комплектующих ракеты, которая собиралась на Украине).
На первой ступени ракеты планируется использовать двигатели РД-171М. На второй - РД-0124 (создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя "Союз-2.1б" вместо РД-120 (производится на Украине).
Для ускорения летных испытаний планируется задействовать имеющийся на космодроме Байконур стартовый комплекс ракеты "Зенит", который в рамках проекта "Байтерек" будет модернизирован Казахстаном под новую российскую ракету. Версия ракеты для Байконура будет запускаться под именем "Сункар" (Сокол). Также летные испытания унифицированной с "Союзом-5" и "Сункаром" ракеты-носителя в морском исполнении предполагается проводить с комплекса "Морской старт".
Планируется, что на космодроме Восточный будет построен стартовый комплекс для ракеты "Союз-5", которая разрабатывается для условий ее применения в качестве блоков первой ступени ракеты-носителя сверхтяжелого класса.
Роскосмос планирует провести летные испытания ракеты "Сункар" на Байконуре в 2021 году, ракеты для "Морского старта" - в 2020 году, ракеты "Союз-5" на космодроме Восточный - в 2034 году.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьzelenyikot.com
 Зачем стране нелетающая ракета и пустой космодром
В разработку ракеты-носителя «Ангара» и в строительство космодрома Восточный Россия вложила немало. За последние годы в СМИ не раз вспоминали об этих проектах, то в громких обещаниях, то в победных реляциях, то в контексте скандалов. К сожалению, новостей о реальных достижениях было значительно меньше чем бравурной и разоблачительной шумихи. Одна «Ангара» осуществила орбитальный запуск два с половиной года назад, один «Союз» слетал с Восточного год назад. И всё.
Свежая новость: похоже, «Ангаре» не доверят даже новый пилотируемый корабль «Федерация», который, по совсем недавним планам, готовился лететь на ней к Луне.
Даже далекий от космонавтики человек понимает, что ракета должна летать, а космодром пускать. Если не происходит того и другого, то дело неладно. Вопрос на что ушли государственные миллиарды повторяется неоднократно и в СМИ, и в блогах, и в комментариях. Попробуем разобраться зачем Роскосмосу нелетающие и непускающие дорогие игрушки.
Эту восточно-ангарскую тему надо рассматривать в комплексе, поскольку они сейчас тесно связаны, хотя начинались как совершенно самостоятельные проекты. Важно понимать, что сегодняшняя ситуация стала следствием непредсказуемого развития событий за последние 20 лет, на которые реагировал Роскосмос. И не забываем, что Роскосмос — это не человек, а сложная эволюционирующая структура, что практически никто из принимавших решение о разработке «Ангары» или строительстве Восточного не занимает сейчас тех постов и не влияет на сегодняшние решения.
Спойлер
«Ангара»
Достаточно взглянуть на линейку ракет в разное время проектировавшихся под именем «Ангара» чтобы понять длительные сроки разработки. История этой ракеты напоминает известный ролик о производстве БМП .

Сначала ее готовили на стартовый стол «Зенита», который уже был на Байконуре и Плесецке. Затем стали проектировать свой. К боковым ускорителям пристраивали крылья для придания многоразовости еще когда Илон Маск учился доллары по электронной почте посылать. Концепция универсальных ракетных модулей — перспективная тема снижающая стоимость производства, впоследствии была реализована молодым американским стартапом SpaceX. Вообще история «Ангары» — это пример того, что может получиться если дать разработчикам неограниченный бюджет, неограниченные сроки и сказать «Творите!» И они сотворили ракету с универсальными модулями для экономии, но тремя разными стартовыми столами под каждую модификацию А3, А5, А7, что поднимает стоимость всего комплекса до небес.
Единственное, что сопутствовало «Ангаре» на всем ее жизненном пути — это ее бесполезность. Как ракета, «Ангара» не нужна. И всегда была не нужна. "Ангару" использовали всегда для каких-то любых других целей, кроме запуска космических аппаратов. Для нормальной ракетной работы продолжали эксплуатироваться существующие ракеты: возможности А1 — это "Днепр", "Рокот", "Союз-У", А3 — это "Союз-2" и "Зенит", А5 — "Протон", А7 — нагрузок таких нет.
Коммерческих перспектив тоже никаких — ракета в два раза дороже "Протона".
Началась «Ангара» чтобы собрать кооперацию, т.е. всех производителей комплектующих, после развала СССР. Затем чтобы загрузить работой конструкторов, прокормить их в 90-е, и не утратить в принципе способности разрабатывать ракеты. Попутно проработали всякие экзотические крылатые варианты, потому что можем и денег дают. К концу работы, ракета приобрела пропагандистское значение — российская, экологичная, своя. В момент старта тяжелой модификации «Ангара А5» обозначилась новая роль, которая, в конечном счете стала основной, определив сегодняшнюю судьбу — политическая.
Первый орбитальный тяжелый пуск «Ангары» был уникальным в истории российской космонавтики — ее пустили на два дня раньше назначенного срока. После многолетних переносов, но на два дня раньше объявленной даты. Аккурат в тот день, когда Россию с государственным визитом посетил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Восточный
Решающим фактором строительства Восточного стало то, что Байконур — не наш. К началу 2010-х появилась основа стратегии Роскосмоса — гарантированный доступ Российской Федерации в космос со своей территории.
Соглашение о Байконуре Россия и Казахстан подписали в 1994 году. По условиям, Россия обязалась выплачивать по $115 млн ежегодно. На момент заключения контракта молодой казахской республике эта компенсация казалась приемлемой, но потом экономика страны росла и вклад Байконура казался всё ничтожнее. При этом космодром — беспокойный сосед. Постоянно с неба валятся отработанные первые ступени ракет. Периодически над космодромом что-то бахает, распространяя подозрительные коричневые облака. И казахская общественность беспокоится после прочтения в википедии статьи «несимметричный диметилгидразин«. По стране бродят слухи типа «после русских пусков портится погода». В общем основания получить с космодрома больше у Казахстана есть. Надавить можно запретом ронять ступени, запретом на пуски после аварии или просто недвусмысленными намеками расторгнуть договор.
Российская космонавтика без Байконура на одном Плесецке не улетит. Ключевые возможности Байконура: стартовые столы «Протона» и пилотируемые столы «Союза». Но пока от «Союза» зависит США на эту ракету Казахстан не осмеливался посягнуть, а вот «Протон» — как бельмо.
 Ядовитый — и никого не волнуют отчеты экологов, что на природу токсичное топливо не влияет — не успевает долететь до земли.
 Коммерческий — в 90-2000-е «Протон» тянул от трети до половины всей коммерческой космонавтики мира, и каждый пуск — по деньгам чуть меньше чем Казахстан получает в за космодром в год.
 Военный — самостоятельное достижение геостационарной орбиты открывает возможность постоянного радиолокационного и оптического контроля территории всего мира или избранных регионов.
В общем, многие бы поддержали Казахстан в его желании поприжать российский «Протон».
И в этой ситуации Россия взялась решать проблему. Решение может показаться спорным, классическое заливание деньгами, но сейчас уже видно — работает. Тактика «кнута и пряника».
«Кнутом» и стала «Ангара» с Восточным. Запустив тяжелую ракету со своей территории и построив дальневосточный космодром Россия дала понять Казахстану и остальному миру, что у нее есть свой «луна-парк», и давить на «Протон» уже не больно.

«Пряником» стал в 2015 году единственного казахского космонавта Айдына Аимбетова, и развитие совместного проекта космодрома "Байтерек". Самому проекту уже больше десяти лет, но активизировался он именно после полета «Ангары» и старта с Восточного, хотя решающим фактором стал выгодный проект "Сункар".
Сейчас у «Ангары» только одна пусковая площадка в Плесецке. Создана на средства Минобороны в целях обеспечения доступа России в космос со своей территории. Но Плесецк — это самый худший космодром для пусков на геостационарную орбиту — слишком много топлива уходит на изменение наклонения орбиты. На Восточном же долгое время планировалось возведение двух стартовых площадок для «Ангары А5» — одна «грузовая», вторая — пилотируемая. В такой конфигурации и с доработкой до «Ангары А5В» появлялась возможность двумя пусками доставить россиян в «Федерации» до окололунной орбиты. За эту потенциальную возможность Роскосмос стойко держался в моменты самого жесткого секвестра космического бюджета. Для СМИ повторялась формула об «обеспечении возможности достижения Луны до 2030 года».
Хотелось верить. Всего пару месяцев назад, несмотря на хаос с бракованными движками, мусором в топливопроводах и хлопавшими дверьми космонавтами, ещё казалось реальной перспектива совместной эксплуатации к концу 20-х годов американской окололунной станции. Orion и "Федерация" пристыкованные к станции с видом на Луну. Хотелось бы такое увидеть...

Но пришел Минфин несудьбы — на два стола под "Ангару" денег нет, значит нет полета к Луне, и нет пилотируемых пусков.
Феникс/Сункар
Советская, а впоследствии украинская, ракета «Зенит» была довольно удачной для своего времени, и сохраняла высокие показатели экономической и энергетической эффективности и в XXI веке. По сути, она была самой дешевой ракетой для пусков на геостационарную орбиту, хотя и проигрывала по мощности и надежности «Протону». Она летала в 90-2000-е по коммерческим и государственным заказам с Байконура и с плавучего космодрома SeaLaunch.

Украинская ракета летала на российском двигателе РД-170. Политический конфликт России и Украины практически похоронил этот проект. Но успешность «Зенита» и возрождение SeaLaunch под эгидой коммерческой компании S7 побудило Роскосмос проработать российскую ракету на РД-170. За основу взяли наработки РКК «Энергия» по ракете «Русь». Так появился проект «Феникс». На эту работу дал денег Казахстан, и для него прорабатывается вариант под названием «Сункар» (Сокол). Эту ракету можно пускать со стартовых столов "Зенита", т.е. экономятся значительные капитальные расходы.
Совсем недавно глава «Энергии» рассказал о возможности поставить космический корабль «Федерация» на «Феникс», а сегодня это оказывается единственно возможным вариантом. «Феникс» слабее «Ангары» поэтому пока никакая Луна нашим космонавтам не светит. Но в перспективе из пяти ракет можно собрать «Пятифеникс» и это уже будет лунная сверхтяжелая ракета. Т.е. тут повторяется модульная концепция «Ангары», с тем отличием, что каждый модуль — это самостоятельная ракета с обширным кругом задач, в отличие от неполноценного ангарского УРМ. Американская ракета Falcon-9 развивается с той же идеологией. Легко ли из одной ракеты собрать три или пять хорошо видно на примере тройной Falcon Heavy — пуск обещали в 2014 году, на дворе 2017 и обещают к осени. Посмотрим.

Насколько осмысленно создание новой ракеты с нуля, когда практически готова аналогичная «Ангара»? Можно ли верить, что «Феникс» не превратится в бесконечный бесполезный долгострой, как «Ангара»?
Верить ничему не стоит, но надеяться можно, и вот почему:
 1) Если «Феникс» получится с ценой «Зенита», то он будет раза в три дешевле «Ангары А5», при сравнимых возможностях запуска, если стартовать с экватора на SeaLaunch.
 2) «Феникс» разрабатывается не ГКНПЦ им. Хруничева, а РКК «Энергия» которая зарекомендовала себя как качественный производитель космических кораблей «Союз» и другой техники. «Энергия» намного реже попадала в сводки коррупционных скандалов, зарплаты рабочих на предприятии всегда были практически самыми высокими по отрасли. Можно сказать ничего лучше РКК «Энергия» у Роскосмоса просто нет.
 3) Стартовые столы для «Зенита» на Байконуре уже готовы. SeaLaunch готов к выходу в море. Отказавшись от двух стартовых столов «Ангары» можно сэкономить деньги на разработку «Феникса» и еще сдача на лунный микроспутник останется.
 
 4) На «Феникс» есть частные заказчики. Тот самый S7 уже готов покупать и пускать.
 5) Участие Казахстана обнадеживает. Сейчас российские космические проекты успешно развиваются практически только в международных программах. Многое, что делается для себя — бесконечно долго и с неясной перспективой. Многое, что в международных — качественно и в срок, по крайней мере недавно так еще было.
 6) Проект казахстанско-российского космодрома «Байтерек» сдвинулся с мертвой точки только после того как Россия прекратила попытки всучить Казахстану «Ангару» и начала разговор за «Феникс».
Ну и простое: «Феникс» — нужен. При условии, что будет дешевле «Протона». Он нужен и России и на мировом рынке. По сути это русский Falcon-9, только без многоразовости, но с крылышками.
По последним новостям, на ближайшие 10 лет, картина вырисовывается следующая:
1) Наметившийся переезд Байконура на Восточный приостанавливается.
 2) Восточный — это действительно хороший современный космодром, единственная его проблема в том, что пока есть Байконур, он не нужен. Поэтому с Дальнего Востока будут, только для поддержания потенциала, пускать редкие «Союзы» с коммерческими или научными нагрузками по 5-6 пусков в лучшие годы.
 3) На Восточном строят один стартовый стол под «Ангару» и пускают оттуда раз в два года какой-нибудь военный спутник, чисто для того того чтобы не разучиться делать ракету и не заржавел стол.
 4) «Федерация» летит в середине 20-х на «Фениксе»/»Сункаре» с Байконура, и только вокруг Земли. Может еще успеет разок на МКС заскочить.
 5) «Феникс»/»Сункар» перетягивает на себя бОльшую часть потенциальных коммерческих заказов «Протона», и летает с Байконура и SeaLaunch, токсичной ракеты нет или очень мало, часть прибыли идет в местную казну и Казахстан счастлив.
 6) «Протон» продолжает летать с Байконура до упора но редко, пока (и если) есть госзаказ и некоторые тяжелые коммерческие спутники.
 7) «Ангара» по-прежнему не нужна, и «стоит на запасном пути», а если «Феникс» себя хорошо покажет, то ее вообще закроют.
 8) Производство «Протона» выносится из Москвы в Омск, редкую «Ангару» делают там же, на месте завода в излучине Москвы-реки в Филях появляется жилой комплекс «Космос».
Во всей этой картине печальнее всего роль «ЦиХа» — ГКНПЦ им Хруничева. Некогда мощнейшее производство и научно-технический центр в центре Москвы, строивший спутники, ракеты и космические станции, переживает длительный кризис, реорганизацию и скандалы, теряет всякие возможности лоббирования своих интересов, поэтому все перемены, что происходят в Роскосмосе на руку прямому конкуренту — РКК «Энергия».
[свернуть]
Важно понимать, что в этой истории нет плохих и хороших, каждый пытается противостоять стечению обстоятельств с максимальной выгодой для себя. Всё, что происходит с Роскосмосом с 1991 года — результат советского наследия. Я уже обращал внимание, что Роскосмос от СССР получил колоссальный промышленный потенциал, который работает сейчас хорошо если на 30% мощности. И всё, чем занималось ведомство 25 лет — это не растерять доставшиеся "саквояж, картину, корзину, картонку, и маленькую собачонку", а мы хотим чтобы Роскосмос побежал спринт со всем этим добром. В тяжелые годы работа была на коммерческих заказах и американцы помогали со своей "международной» станцией. Сейчас же потеряли и коммерческие заказы, и перспективы международного сотрудничества с прежними партнерами, и своих денег не хватает.
Единственная надежда отрасли вернуться в "золотой век", как в 80-е годы — это нефть по $150. Никакие другие факторы не помогут. С этим пониманием и началась реформа пару лет назад. Поэтому всё чем занят Роскосмос в состоянии реформы и сокращения бюджета — это реорганизации, оптимизации, слияния и поглощения, усушка и утруска, так что мало не покажется никому.
Вообще, у меня сформировалось ощущение, что сверхтяжелая ракета и русские на Луне станут премией Роскосмосу за успешно проведенную реформу. Если получится создать эффективную и компактную отрасль, обеспечивающую потребности государства в околоземном пространстве и конкурирующую на мировом рынке, тогда она и получит аппетитный заказ на Луну. А если нет, ну значит не шмогла.
И не плачьте по "Ангаре", она пришла и ушла не зря.
Zelenyikot.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Новый

Устоявшаяся в России практика работы с экспертным сообществом (это касается не только космоса) выглядит настолько уродливой, что иногда даже не заешь, кто сильнее бредит - очередной чиновник или вечно поддакивающий ему эксперт.
Есть два варианта. Или эксперт лишь хвалит все без исключения инициативы чиновников, зачастую некомпетентные и запредельно тупые. В этом случае чиновники вместе с обласкаными экспертами быстро или медленно доходят до понимания абсурдности идеи и в итоге ее сворачивают, чаще всего потратив миллиарды и годы. При этом эксперты еще находят позитив в процессе сворачивания и перехода к новой инициативе.
Второй вариант, когда эксперт позволяет себе разок покритиковать идеи чиновников. В этом случае его быстро отключают от участия в обсуждении, не зовут на совещания, не просят комментариев и т.д. Дальше, чиновники тратят миллиарды и годы самостоятельно. И это правильно, т.к. в нынешних реалиях вообще никакого смысла в экспертном мнении нет.

Когда все эти люди всерьез обсуждают сверхтяж применительно к Фениксу, хочется спросить, вы вообще что ли не закусываете, алконавты? Срочная идея деукраинизации Зенита и супертяж через -дцать лет они каким боком друг к другу?

Ну и третье, до кучи. Неужели кто-то всерьез считает, что Казахстан даст хоть какой-то added value к обсуждаемым проектам? У них что, есть научные школы, опыт, кадры, конструкторские идеи? Может у них есть много денег, маркетинговые ресурсы, заказчики и полезные нагрузки? Может они победили коррупцию и их чиновники сами не захотят слегка "спилить" на Байтереке?
 

triage

#4236
Цитироватьmk.ru 

Секретный план Роскосмоса: с «Ангары» пересядем на «Феникс» 

просочились слухи о том, что мы фактически оставляем космодром «Восточный» без перспективных пилотируемых программ. Все они возвращаются на Байконур и сдвигаются на один год вперед

Цитироватьtass.ru Ракету для запуска корабля «Федерация» назовут «Союз-5» [
...
Как ранее сообщалось, новая средняя ракета будет использоваться для запусков пилотируемых кораблей "Федерация" вместо "Ангары-А5П". Первый пуск "Союза-5" запланирован на 2021 год. Первый пилотируемый запуск назначен на 2022 год.
 Пилотируемый это без людей?

ЦитироватьРоскосмос планирует провести летные испытания ракеты "Сункар" на Байконуре в 2021 году, ракеты для "Морского старта" - в 2020 году, ракеты "Союз-5" на космодроме Восточный - в 2034 году.
2034 что-то журналисты вообще....

testest2

ЦитироватьНовый пишет:
Ну и третье, до кучи. Неужели кто-то всерьез считает, что Казахстан даст хоть какой-то added value к обсуждаемым проектам? У них что, есть научные школы, опыт, кадры, конструкторские идеи? Может у них есть много денег, маркетинговые ресурсы, заказчики и полезные нагрузки? Может они победили коррупцию и их чиновники сами не захотят слегка "спилить" на Байтереке?
С Казахстана хотят только деньги на перестройку старта "Зенита" стрясти и ничего больше.

А с остальным в основном согласен.
законспирированный рептилоид

Новый

Цитироватьtestest пишет:
С Казахстана хотят только деньги на перестройку старта "Зенита" стрясти и ничего больше.
Если у Шаймагамбетова есть хотя бы остатки разума и адекватности, то по-идее казахи не должны тратить ни тенге до момента, пока не увидят готовую ракету, а лучше ее запуск, например с морской платформы.

Их уже неоднократно и крупно натянули с Байтереком в варианте Протон, Ангара, Зенит. И это не считая всякой мелочевки типа проекта "Ишим", доли в Космотрасе и т.д. Был тут на сайте такой упоротый персонаж "Инженер Проекта", который принимал непосредственное участие в этом бардаке и являл собой пример байтерекофила, идолопоклонника и религиозного фанатика. Пропал куда-то, ушел за горизонт вместе с "караваном, который идет пока собака лает".