Заправки на орбите

Автор avmich, 24.10.2011 13:18:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shestoper

ЦитироватьНе выглядит реалистично - это как "давайте не будем заниматься войнами, а доведём до ума термояд, выдадим всем роботов, покорим космос" и т.д. Люди в этом плане крайне консервативны - что меняется медленно.

При всех проблемах и противоречиях, для 2-3 крупных стран договориться о такой программе реально. И развернуть крупномасштабную агитацию в стиле "кто не с нами, тот лох". Из остальных крупных стран далеко не все, но некоторые - подключатся, чтобы не терять престиж в глазах собственных домохозяек.

Shestoper

ЦитироватьКлючевое слово тут "потихоньку". Кое-кто потихоньку работает над заправками, для которых ему не надо будет собирать ресурсы со всей страны. Заправки в таком случае потихоньку появятся, что добавит вопрос, зачем нужны супертяжи. Заправки же тоже будут тем дешевле, чем больше используются.

Предлагаемая мною программа предполагает темп запуска супертяжей от 3 до 7 в год, в среднем штук 5. В течении десятилетий.
Это ж сколько тяжей понадобится для наполнения заправок при сопоставимом грузопотоке? Штук 20-50 в год? Это помимо обычных запусков для других целей, как сегодня.
Все равно понадобится перестраивать и увеличивать производство существующих ракет, без вложений в производственную инфраструктуру не обойтись.

А существенно сокращать стоимость и масштаб лунной программы - значит превращать её во флаговтык уровня Аполлона или меньше. Это уже неинтересно.

mihalchuk

ЦитироватьНапоминаю, что за 30 лет американские Шаттлы совершили 135 полетов. И ничего, не разорились.
За такой же срок запустить порядка 150 супертяжей (для обслуживания последовательно трех лунных и трех марсианских баз, примерно 20-30 экспедиций к Луне и 6 к Марсу) - вполне посильно, особенно если в этом будет участвовать не одна страна.
Разорились США или нет, это ещё вопрос. И вопрос, смогут ли другие страны без ущерба для себя печатать национальную валюту.
Вы, наверное, в курсе, что существует ставка рефинансирования. То есть, деньги можно не тратить, а положить и получать гарантированный минимальный процент. И любой финансист, оценивая программу, будет исходить из этих соображений: будет отслеживаться не абсолютная сумма, а динамика расходов. Если вы делаете супертяж, то это сразу гигантские капитальные затраты, и ерез много лет - результат. У заправки и результат быстрее, и основные расходы - ближе к концу работ.
Если имеется общая смета расходов на супертяж, и деньги на неё по графику, а результат нужно получить в обговоренные сроки, то складывая излишки денег в банк, создание заправки с технологической инфраструктурой можно осуществить просто на проценты.

mihalchuk

ЦитироватьПредлагаемая мною программа предполагает темп запуска супертяжей от 3 до 7 в год, в среднем штук 5. В течении десятилетий.
Это ж сколько тяжей понадобится для наполнения заправок при сопоставимом грузопотоке? Штук 20-50 в год? Это помимо обычных запусков для других целей, как сегодня.
Все равно понадобится перестраивать и увеличивать производство существующих ракет, без вложений в производственную инфраструктуру не обойтись.

А существенно сокращать стоимость и масштаб лунной программы - значит превращать её во флаговтык уровня Аполлона или меньше. Это уже неинтересно.
Предлагаемая вами программа фантастична даже не потому, что она не имеет внятных оснований и не отражена в планах государств, а потому, что она подразумевает перескакивание сразу через один, а то и два естественных этапа развития. Но, положим, нам нужно регулярно, в течение десятилетий, запускать 5 супертяжей с ПН под отлётные траектории. Урежем осетра, и будем считать супертяжи стотонниками. Тогда нам нужно ориентировочно по 40 т КВ-топлива на носитель. Итого - 200 т или 260 т воды. И отсюда вытанцовывается задача, как эту воду доставить дёшево, так, чтобы 1 кг её доставки обходится в 2-3 раза дешевле, чем выведение супертяжем 1 кг. Вот здесь и надо думать. Я бы заложился на 50 стартов в год, тогда ПГ такого средства равнялся бы 5,2 т. Можно сразу рассмотреть альтернативу - 100 полётов и 2,6 т.
ИМХО, задача решаема, и тогда м экономим не только на создании, но и на эксплуалации.

Shestoper

ЦитироватьЕсли вы делаете супертяж, то это сразу гигантские капитальные затраты, и ерез много лет - результат.

10-15 миллиардов за 10 лет - гигантские?
Расходы на создание супертяжа примерно раза в два-три выше, чем на создание новой ракеты тяжелого или среднего класса.
И тем не менее такие ракеты создают.

ЦитироватьУ заправки и результат быстрее, и основные расходы - ближе к концу работ.

Подозреваю, что разработка заправки, способной автоматически стыковаться с танкерами, перекачивать и месяцами хранить без человеческого присутствия десятки тонн глубоко криогенных жидкостей - тоже обойдется не в две копейки. Пусть и дешевле новой ракеты, но вряд ли в миллиард долларов на разработку можно уложиться.

Кроме того, заправка решает только проблему с топливом.
Проблема запуска тяжами крупногабаритных неделимых ПН остается.

Садить на Луну  лэндеры из соображений безопасности можно будет не ближе, чем в сотнях метров друг от друга. Потом, при наличии у модулей лыж или колес, и при наличии тягача-бульдозера, их можно стащить поближе и даже состыковать.
Но это - немалый объем ответственных работ (модули могут быть повреждены при буксировке), без выполнения которых штатное функционирование базы невозможно.
И чем меньше будет модулей, чем крупнее единичный модуль и чем мощнее тягач - тем быстрее экипаж сможет эту работу закончить и приступить к исследованиям.
Так что для сокращения объема работ, не связанных с исследованиями (за счет укрупнения максимального неделимого кванта груза) супертяж тоже играет важную роль.

mihalchuk

Цитировать
ЦитироватьЕсли вы делаете супертяж, то это сразу гигантские капитальные затраты, и ерез много лет - результат.

10-15 миллиардов за 10 лет - гигантские?
Расходы на создание супертяжа примерно раза в два-три выше, чем на создание новой ракеты тяжелого или среднего класса.
И тем не менее такие ракеты создают.
Это какие же ракеты тяжёлого класса создают сегодня за такие деньги? Я знаю только Ариан-5, но это было давно.

Shestoper

ЦитироватьЯ бы заложился на 50 стартов в год, тогда ПГ такого средства равнялся бы 5,2 т. Можно сразу рассмотреть альтернативу - 100 полётов и 2,6 т.

Это такое количество полетов, при котором уже выгодны многоразовые системы (50 и более полетов в год). При таком грузопотоке они теоретически уже могут иметь преимущество по дешевизне доставки над одноразовыми аналогичной грузоподъемности.
Однако вспомните, что там у легкого, среднего и тяжелого Фалконов по поводу цены кг ПН.
С ростом размеров ракеты стоимость вывода кг ПН падает.

ИМХО легкий многоразовый носитель в лучшем случае сможет приблизиться к одноразовому супертяжу по цене вывода кг ПН, но существенно превзойти не сможет.

К тому же супертяж может выводить любые нагрузки - как делимые, так и большие неделимые.
А в случае создания легкого многоразового водовоза для вывода незаправленных лэндеров, РБ и модулей понадобится ракета хотя бы класса Протона.
Использование второго носителя удорожит транспортную схему.

mihalchuk

ЦитироватьК тому же супертяж может выводить любые нагрузки - как делимые, так и большие неделимые.
А в случае создания легкого многоразового водовоза для вывода незаправленных лэндеров, РБ и модулей понадобится ракета хотя бы класса Протона.
Использование второго носителя удорожит транспортную схему.
Напугал!  :lol:

avmich

Вот ещё одна статья по теме, защищающая точку зрения "заправщиков" -

http://thespacereview.com/article/1955/1

...Two launch vehicles defined by NASA's Human Exploration Framework Team (HEFT) had an estimated cost-per-pound to orbit between $8,000 and $11,000 for payloads of 154,000 and 220,000 pounds (70,000 and 100,000 kilograms); the Atlas V and Delta IV families' price-per-pound to orbit ranges between $5,000 and $9,000 for launch capacity between 22,000 and 55,000 pounds (10,000 and 25,000 kilograms); and posted launch prices Space Exploration Technologies' (SpaceX) Falcon launch vehicles are $1,000 and $3,000 per pound for 23,000 and 117,000 pounds (10,400 and 53,000 kilograms) payload capacity. Atlas V, Delta IV, and Falcon 9 vehicles are currently in operation while the Falcon Heavy is in development; the two HEFT vehicles, by contrast, are purely conceptual. Estimates for Ares 5 launch cost ranged from $540 million to $1.5 billion to place 280,000 pounds (127,000 kilograms) in LEO, or $2,000 to $5,400 per pound...

avmich

ЦитироватьИМХО легкий многоразовый носитель в лучшем случае сможет приблизиться к одноразовому супертяжу по цене вывода кг ПН, но существенно превзойти не сможет.

Есть и другое мнение. Носители в 20 тонн ПН летать будут чаще, чем носители в 100 тонн ПН, как ни крути. Поэтому "экономия массовости" будет на стороне 20-тонников; любое улучшение, удешевление, доработка - любые затраты КБ размазываются на большее количество запусков, чем для 100-тонников.

100-тонники дешевле 20-тонников - и то если не считать расходов на разработку - только при одинаковом количестве пусков. При количестве пусков 20-тонников впятеро больше, чем 100-тонников результат может быть противоположным.

Shestoper

И зачем тогда делают тяжелый Фалкон? Причем обещают для него снижение стоимости вывода кг ПН. Юзали бы Фалкон-9.

avmich

ЦитироватьИ зачем тогда делают тяжелый Фалкон? Причем обещают для него снижение стоимости вывода кг ПН. Юзали бы Фалкон-9.

Видимо, есть оптимум. На который, так сказать, история показывает.

Как такой ответ, пойдёт?

mihalchuk

ЦитироватьИ зачем тогда делают тяжелый Фалкон? Причем обещают для него снижение стоимости вывода кг ПН. Юзали бы Фалкон-9.
Все, кто делал новые носители, обещали снижение стоимости вывода кг ПН.

LG

ЦитироватьКому нужна дозаправка криогенными компонентами?
Что интересно - дозаправка криогенными компонентами на ОИСЗ и доставка таких компонентов обещают только взрывной рост стимости отправки  аппаратов выше ОИСЗ и деградацию технологичекого уровня исполнения  таких аппаратов.

zyxman

ЦитироватьИ зачем тогда делают тяжелый Фалкон? Причем обещают для него снижение стоимости вывода кг ПН. Юзали бы Фалкон-9.
Тяжелый Фалкон очевидно делается с приличной унификацией с Ф-9, следовательно FH значительно дешевле чем совсем отдельный носитель и где-то будет делить серийность с Ф-9.
И плюс для Ф-9 очевидно есть некоторый предел масштабирования, до которого действительно будет снижение стоимости вывода кг ПН.

Причем производственный технический предел масштабирования один (по стоимости производства - определяется загрузкой производства - коммерсант обычно старается загрузить производство по-максимуму), а коммерческий очевидно другой (который по стоимости всего пуска - определяется возможностью SpaceX по количеству рабочих контрактов, и конечно выгоднее один контракт побольше чем условно три поменьше).
И я думаю что оба предела масштабирования Фалькона еще далеко, поэтому Маск будет изо всех сил стараться еще и еще нарастить объемы.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Shestoper

ЦитироватьИ я думаю что оба предела масштабирования Фалькона еще далеко, поэтому Маск будет изо всех сил стараться еще и еще нарастить объемы.

Ага, сделает Мерлин-2 и супертяж.  :D

Apollo13

вообще интересно насколько в случае успеха трифалькона возможен пятифалькон тонн на 70? наверно опять новый старт, 45 двигателей, отсутствие рынка таких ПН, конкуренция с SLS за деньги наса.

Дем

Цитироватьвообще интересно насколько в случае успеха трифалькона возможен пятифалькон тонн на 70? наверно опять новый старт, 45 двигателей, отсутствие рынка таких ПН, конкуренция с SLS за деньги наса.
Не, у него планы круче. На 38, 125, 140 и 460 тонн у XX Heavy


А Falcon ХХХ будет полным порно :)
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Возвращаясь к сабжу.
Возить воду на орбиту конечно чушь. С другой стороны собирая конструкцию по кусочкам долгие месяцы, почему бы и в самом деле не подзарядиться?

Ставим в качестве второй ступени блок с высокоимпульсным электродвижком (плазменным, дуговым, ...), запитываем его от топливных элементов.
В результате выходим на орбиту с полным баком воды и там её разлагаем опять на кислород и водород.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

fan2fan

А интелсатовскую заправку в этой теме обсуждают или нет ?
http://www.spacenews.com/satellite_telecom/intelsat-signs-for-satellite-refueling-service.html
Жертвы неизбежны ! (с)