Новое оружие России: Боевой космолёт

Автор mark200000, 18.03.2011 13:57:58

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

mark200000

Что это?
http://news.mail.ru/society/5532682/?frommail=1

ЦитироватьНовое оружие России: Боевой космолёт
 18 Марта 2011, 13:12  

 Высота полета 90 километров, скорость 20 тысяч километров в час – таковы рабочие параметры разрабатываемого в ЦАГИ авиационного монстра    
Мы продолжаем серию публикаций о новом оружии России, над созданием которого сейчас работают ученые. В первом материале, напомним, речь шла о «рельсотроне Арцимовича». Сегодня расскажем о еще одной интересной разработке.

Недавно командующий космическими войсками России генерал-лейтенант Олег Остапенко заявил о том, что у нас ведутся работы по созданию беспилотного космического самолета многоразового использования. Это подтвердил главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин: «Естественно, ведутся. Мы не можем быть в обозе. Есть разработки, есть понимание, как это делать, есть технические решения».

Нужно сразу подчеркнуть, что эти заявления были сделаны сразу после возвращения на землю американского беспилотного космического корабля X-37B, который провёл на околоземной орбите 225 суток. При этом задачи полета и ход их решения были глубоко засекречены спецслужбами США. Так что трудно сказать, чего больше в высказываниях российских военачальников: блефа или реальной информации?

Вначале была «Спираль»

Тема космического самолета, конечно, засекречена не только у американцев, но и у нас. Но кое-что просачивается в открытую печать и общие контуры проблемы можно вполне очертить.

Однозначно известно, что в советское время в работах по созданию космического самолета мы поначалу были впереди США. В 1965 году все, что связано с «крылатой космонавтикой», было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна. Тема по созданию воздушно-орбитального самолета (ВОС) получила индекс «Спираль». Мало кто знает, что одним из руководителей проекта был космонавт № 2 Герман Титов. Впоследствии он рассказал мне в одном из своих последних интервью некоторые подробности.

ВОС состоял из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Старт системы предусматривался горизонтальный, с использованием разгонной тележки, отрыв происходил на скорости 380-400 км/ч. После набора с помощью двигателей ГСР необходимых скорости и высоты происходило отделение ОС и дальнейший разгон осуществлялся с помощью ракетных двигателей двухступенчатого ускорителя, работающих на фторо-водородном топливе.

При этом орбитальный самолет был пилотируемым (одноместным). Предусматривалось его использование в вариантах фоторазведчика, радиолокационного разведчика, перехватчика космических целей или ударного самолета с ракетой класса «Космос-Земля». Вес самолета во всех вариантах составлял 8800 кг, включая 500 кг боевой нагрузки в вариантах разведчика и перехватчика и 2000 кг у ударного самолета. Диапазон опорных орбит составлял 130 — 150 км.

— Почему же эта программа не была завершена? – спросил я у Титова. Он ответил так:

— Первый раз «Спираль» зачахла в 1970 году. Потому что военное руководство не поняло тогда перспективы развития этой темы. Потом Артем Иванович Микоян, так сказать, вдохновитель и разработчик этой темы, умер, а вместе с ним — и она. Позже, когда узнали, что американцы работают над системой «Шаттл», руководство возмутилось: почему у них есть, а у нас нет? Срочно начались работы по «Бурану». Вернулись к «Спирали». Использовали эту схему для отработки вопросов аэродинамики, термодинамики. Произвели четыре запуска на орбиту по гагаринской схеме одновиткового полета. «Спираль» показала очень хорошие характеристики. Однако в дальнейшем разработчики пошли по пути «списывания» — перерисовали схему «Шаттла» и «создали» «Буран». В конце концов, и он был загублен из-за недостатка финансирования.

США вырвались вперед

В результате реформ в России (и, в частности, в нашей армии) мы потеряли преимущества в развитии космического самолетостроения. Вперед вырвались США.

В 1999 году NASA совместно с компанией Boeing начали программу создания космического самолета X-37B. Стоимость разработки экспериментального космолета составила 173 миллионов долларов. Космолет создан с такими характеристиками: взлетный вес 4 989 кг, масса полезного груза 900 кг, время пребывания в космосе до 270 дней. Первый тестовый полёт — испытание путём сбрасывания, был совершён 7 апреля 2006 года. А 22 апреля 2010 года X-37B ушел в первый боевой полет. Боевой — в данном случае не метафора. Некоторые эксперты высказывают предположение, что за 225 суток, проведенные в космосе, космолет провел реальные пуски боевого оружия. Именно в это время был сбит российский военный спутник, что официально объяснили возможным попаданием в него метеорита. С X-37B даже связывают предполагаемое испытание над Россией нового климатического оружия – небывалая жара и засуха лета 2010 года.

До сих пор руководство ВВС США не публикует никаких подробностей о целях и задачах полета X-37B. Принимая во внимание достаточный объем грузового отсека космического аппарата, можно предположить, что X-37B способен нести любую разведывательную аппаратуру и, безусловно, некоторые системы вооружения. Наблюдения, сделанные с помощью оптической аппаратуры, подтверждают высокую маневренность аппарата: за все время его нахождения на орбите было произведено четыре резких изменения траектории движении. Таким образом, аппарат может использоваться для перехвата и захвата вражеских спутников. Несмотря на столь явную боевую ориентацию аппарата X-37B, американские военные продолжают настаивать на том, что он является всего лишь летающей в космосе лабораторией.

3 декабря 2010 года Х-37В вернулся на Землю после семи месяцев полета. Посадка в автоматическом режиме была осуществлена на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США Ванденберг, расположенную северо-западнее Лос-Анджелеса (штат Калифорния). В ходе пребывания на орбите X-37B получил семь повреждений обшивки, по официальной версии, в результате столкновения с космическим мусором.

4 марта 2011 года космолет США вновь отправился на боевую службу в космос. Программа полета и стоимость проекта опять засекречены. В печати зато появилось сообщение о том, что ВВС США дали компании Boeing заказ на изготовление второго образца X-37B, который будет готов в 2011 году и, вероятно, тут же полетит на орбиту.

Российский ответ

Что может противопоставить Россия, если не считать словесных «страшилок» командующего космическими войсками и главкома ВВС РФ?

Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии — активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.

В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.

Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.

Зарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует.

«Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, — считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. — Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому все зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами». А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьЧто это?
Это Г.

Цитировать...
Недавно в прессе появилось сообщение о том, что в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) состоялись исследования аэрокосмического комплекса, предназначенного для межконтинентальных перелетов со скоростью, близкой к первой космической – около 20 тысяч км/ч. Как сообщает пресс-служба ЦАГИ, система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем. При дальности 16—17 тыс. км время полет воздушно-космического самолета проходит в три стадии — активное выведение на орбиту, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере. Причем этот перелет не займет больше чем 50 минут.

В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Именно транспортный самолет должен поднять основной разгоняемый модуль на большую высоту. После этого воздушно-космический самолет самостоятельно выберется на орбиту, наберет скорость до 20 тысяч километров в час, а потом спланирует в атмосфере к нужной цели.

Ранее ЦАГИ провел системный анализ различных вариантов многоразовой ракетно-космической системы (МРКС 1). МРКС-1 представляет собой частично многоразовую ракету-носитель вертикального старта на основе крылатой многоразовой первой ступени, выполненной по самолетной схеме и возвращаемой в район старта для горизонтальной посадки на аэродром 1-го класса, и на основе одноразовых вторых ступеней и разгонных блоков. Крылатый многоразовый блок первой ступени оснащается маршевыми жидкостными ракетными двигателями многоразового использования.
Все что угодно, только не то, что надо.
И что действительно ждет своей очереди уже полвека.

ЦитироватьЗарубежные аналитики высоко оценивают возможности российского ВПК в этом отношении: технических причин, которые не позволяли бы России вслед за Америкой создать беспилотный орбитальный самолет, не существует.

«Основным российским технологиям, необходимым для этого, уже полстолетия, — считает американский эксперт по космосу Джим Оберг. — Русские экспериментировали с крылатыми космическими кораблями с 1960-х годов и даже вывели прототип на орбиту, но сегодня они ослаблены реформами. Поэтому все зависит от политической воли руководства страны и вооруженными силами». А эта проблема, пожалуй, посложней технической, но будем надеяться, что и она преодолима.
Ну да.
Кроме "зарубежных аналитиков" почему-то ровно никто больше не в восторге от этих технических гомункулов.
Не копать!

Вадим Лукашевич

ЦитироватьЧто это?
Повтор инфы полугодовой давности, практически дословный, см. http://www.newsland.ru/News/Detail/id/527397/
Где-то даже были рисунки этой АКС, со второй ступенью на спине Ил-76. Эти рисунки вызывали вопросы... Горячее разделение ступеней невозможно, т.к. полностью сжигается оперение Ил-76. Холодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя... В общем, все это выглядит на уровне дипломного проекта, выполненного троечником...
Думаю, ноги растут отсюда:
ЦитироватьНТС рассмотрел перспективы создания авиационно-космических систем          В ЦАГИ состоялось выездное заседание научно-технического совета (НТС) Росавиакосмоса, посвященное рассмотрению перспектив развития авиационно-космических систем (АКС) и перспективных инициативных разработок российских авиастроительных ОКБ в этой области на базе существующих самолетов-носителей. Об этом сообщил информированный источник в области авиастроения.
          По его словам, на НТС с докладами выступили специалисты ЦАГИ, госпредприятий "ЭМЗ им. Мясищева, РСК МиГ, ОАО АК им. Ильюшина, ОАО Туполев, ОАО НПО Молния, корпорации Воздушный старт и др. с предложениями по созданию АКС на основе самолетов-носителей типа М-55, МиГ-31, Ил-76, Ту-22М2, Ту-160, Ан-124 и Ан-225. В докладах подчеркивались преимущества АКС перед системами наземного вертикального старта ракетоносителей.
          Источник подчеркнул, что запуск ИСЗ и космических аппаратов (КА) с помощью АКС приведет к повышению полезной нагрузки в 1,5-2 раза при одинаковых энергозатратах, а стоимость запуска одного килограмма полезной нагрузки на орбиту снизится с сотен тысяч долл. до единиц тысяч долларов. Так например, при запуске полезной нагрузки по программе Воздушный старт стоимость вывода нагрузки составит примерно 2500 долл./кг. Для большинства АКС стоимость вывода полезной нагрузки на орбиту составляет на сегодня 5-10 тысяч долл./кг. В случае принятия решения о развитии АКС, в период 2007-2010 гг. возможно снижение стоимости вывода некоторых типов полезной нагрузки до уровня всего лишь в 200 долл./кг.
          По данным источника, НТС решил поручить ЦАГИ проведение НИР по сравнительному анализу представленных и рассмотренных на НТС проектов АКС. Сроки проведения НИР не указываются, но, очевидно, что такая работа будет проведена в 2004 году.
http://www.pereplet.ru/cgi/space.cgi?id=5516

 Что же касается МРКС, то тут инфы совсем мало, но по описанию это один в один смахивает на проект МВРН (многоразовая всеазимутальная РН), прорабатывавшаяся в ЦНИИМаше в 1998-2003 гг. по НИР "Гриф"

Вадим Лукашевич

Вот первоисточник, датированный 01.07.2010:
ЦитироватьВ ЦАГИ проведено предварительное исследование перспективной аэрокосмической системы, радикально сокращающей время полета на дальние расстояния. Система состоит из дозвукового самолета-носителя и воздушно-космического самолета (ВКС) с жидкостным ракетным двигателем.

При помощи разработанной системы можно перевозить пассажиров и грузы на межконтинентальные расстояния с очень высокой скоростью — около 20 тыс. км/ч. При дальности 16—17 тыс. км время полета ВКС (активное выведение, космический полет с околоорбитальной скоростью и планирование в атмосфере) не превышает 50 мин. Характерной особенностью полета ВКС является чередование повышенных и нулевых перегрузок. В качестве самолета-носителя могут использоваться Ил-76МФ и Ил-96-400Т. Одной из ключевых проблем создания ВКС является разработка конструкции планера с массой, не превышающей 7 % стартовой массы.
http://www.tsagi.ru/cgi-bin/jet/viewnews.cgi?id=20100701513206906993
В общем, грустное впечатление...

Lev

mark200000 писал(а):
ЦитироватьЧто это?
Вадим Лукашевич писал(а):
ЦитироватьГде-то даже были рисунки этой АКС, со второй ступенью на спине Ил-76.
Это - Клипер! :D
Делай что должен и будь что будет

Сторонний

ЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя...
Как это "должна обогнуть оперение", не можете пояснить?

 У той штуковины, что на картинке, крыло какое-то маленькое, а так, в общем, ничего особенного.
"Multiscitia non dat intellectum"

KBOB

Цитировать
ЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя...
Как это "должна обогнуть оперение", не можете пояснить?

 У той штуковины, что на картинке, крыло какое-то маленькое, а так, в общем, ничего особенного.

Смотрите вид спереди. Вторая ступень отделяется с выкл. двтгателем и первая ступень ее обгоняет, а потом догоняет  :shock: своим Т-образным хвостовым опереньем. Дальше что-то происходит  :roll:
Россия больше чем Плутон.

Сторонний

ЦитироватьСмотрите вид спереди. Вторая ступень отделяется с выкл. двтгателем и первая ступень ее обгоняет, а потом догоняет  :shock: своим Т-образным хвостовым опереньем. Дальше что-то происходит  :roll:
Следите за процессом.

 http://www.dfrc.nasa.gov/gallery/Movie/ALT/Medium/EM-0002-02.mpg
"Multiscitia non dat intellectum"

mark200000

ЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя... В общем, все это выглядит на уровне дипломного проекта, выполненного троечником...
Я где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Может быть такой вариант?

Сторонний

Цитировать
ЦитироватьХолодное разделение - тоже не сахар, т.е. вторая ступень должна обогнуть Т-образного оперение носителя... В общем, все это выглядит на уровне дипломного проекта, выполненного троечником...
Я где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Может быть такой вариант?
Вадим Лукашевич просто-напросто пытается оправдать умопомрачительную схему разделения МАКСа.
"Multiscitia non dat intellectum"

Вадим Лукашевич

ЦитироватьСледите за процессом.
 http://www.dfrc.nasa.gov/gallery/Movie/ALT/Medium/EM-0002-02.mpg
проследил. Ну и что? В данном случае нужно просто сбросить верхнерасположенный груз, поэтому для резкого создания отрицательной перегрузки перед разделением носитель делает резкое пикирование из горизонтального полета. При этом такое пикирование не обеспечивает положительного траекторного угла. Только сброс с краткосрочным перелетом киля носителя, т.к. горизонтальный установившийся полет Энтерпрайза на таком режиме невозможен.
В случае разделения АКС нужен еще и положительный, к тому же  немалый траекторный угол - поэтому отрицательная перегрузка создается на выходе носителя из горки. И нужно еще передать ракетной ступени энергию носителя.
В любом случае - наличие киля у носителя крайне нежелательно (чем он выше, тем интенсивнее предварительное маневрирование), а уж тем более Т-образное, задающее ограничения не только по высоте Y, но и боковому смещению Z при разделении - это глупость.
Кроме того, при холодном разделении невозможно передать всю энергию носителя второй ступени, потери существенны, поэтому горячее разделение дает ощутимый выигрыш в ХС. Например, для МАКСа при двух вариантах горячего разделения, отличающихся секундной разницей запуска маршевых ЖРД, разница в массе на ЛЕО порядка 200 кг. Соответственно, для холодного разделения, когда движки запускаются через 5-10 секунд торможения во встречном потоке после разделения - итоговые потери будут еще больше.

Я же не говорю, что предложение ЦАГИ "не полетит" - я говорю, что оно очень далеко от оптимальности. Дипломный проект, причем посредственный...
ЦитироватьЯ где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Это был вариант Ан-124КТ
ЦитироватьВадим Лукашевич просто-напросто пытается оправдать умопомрачительную схему разделения МАКСа.
Тут нет смысла оправдывать, т.к. ничего другого при верхнем расположении ПГ все равно придумать нельзя.
И обратите внимание - Вы приводите пример сброса пустого шаттла с развитым крылом, и сравните это с предложением ЦАГИ, в котором сбрасывается заправленная вторая ступень с маленькими крылышками орбитального самолетика.

Сторонний

Цитировать
ЦитироватьСледите за процессом.
 http://www.dfrc.nasa.gov/gallery/Movie/ALT/Medium/EM-0002-02.mpg
проследил. Ну и что? В данном случае нужно просто сбросить верхнерасположенный груз, поэтому для резкого создания отрицательной перегрузки перед разделением носитель делает резкое пикирование из горизонтального полета. При этом такое пикирование не обеспечивает положительного траекторного угла. Только сброс с краткосрочным перелетом киля носителя, т.к. горизонтальный установившийся полет Энтерпрайза на таком режиме невозможен.
В случае разделения АКС нужен еще и положительный, к тому же  немалый траекторный угол - поэтому отрицательная перегрузка создается на выходе носителя из горки. И нужно еще передать ракетной ступени энергию носителя.
В любом случае - наличие киля у носителя крайне нежелательно (чем он выше, тем интенсивнее предварительное маневрирование), а уж тем более Т-образное, задающее ограничения не только по высоте Y, но и боковому смещению Z при разделении - это глупость.
Кроме того, при холодном разделении невозможно передать всю энергию носителя второй ступени, потери существенны, поэтому горячее разделение дает ощутимый выигрыш в ХС. Например, для МАКСа при двух вариантах горячего разделения, отличающихся секундной разницей запуска маршевых ЖРД, разница в массе на ЛЕО порядка 200 кг. Соответственно, для холодного разделения, когда движки запускаются через 5-10 секунд торможения во встречном потоке после разделения - итоговые потери будут еще больше.

Я же не говорю, что предложение ЦАГИ "не полетит" - я говорю, что оно очень далеко от оптимальности. Дипломный проект, причем посредственный...
Да, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.

 Если самолёт выдержит такую нагрузку неся на внешней подвеске более половины веса, то не проще ли просто сделать эту нагрузку побольше, приделать крылья для нормального разделения и не пикировать.
Цитировать
ЦитироватьЯ где то видел картинку АН-124 с двумя килями, как у "Мрии".
Это был вариант Ан-124КТ
ЦитироватьВадим Лукашевич просто-напросто пытается оправдать умопомрачительную схему разделения МАКСа.
Тут нет смысла оправдывать, т.к. ничего другого при верхнем расположении ПГ все равно придумать нельзя.
И обратите внимание - Вы приводите пример сброса пустого шаттла с развитым крылом, и сравните это с предложением ЦАГИ, в котором сбрасывается заправленная вторая ступень с маленькими крылышками орбитального самолетика.
Вот я и говорю, - крыло какое-то маленькое у того, что вы показали. :smile:
"Multiscitia non dat intellectum"

Вадим Лукашевич

ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
Разделение происходит с нормальной отрицательной перегрузкой Ny=-0,8g
C учетом случайных возмущений расчетным является значение перегрузки  Ny=-1,0g
Как видите, ничего экстраординарного

Сторонний

Цитировать
ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
Разделение происходит с нормальной отрицательной перегрузкой Ny=-0,8g
C учетом случайных возмущений расчетным является значение перегрузки  Ny=-1,0g
Как видите, ничего экстраординарного
Так вы в теме про АКС писали, что перед этим Ан-225 пикирует с перегрузкой 2 единицы, - понятно зачем, иначе траекторию не повернёт вверх при допустимом росте высоты.

 Да, это энергетически выгодно, я совершенно согласен. :smile:
"Multiscitia non dat intellectum"

Вадим Лукашевич

Про перегрузку -2g я писать не мог. Давайте ссылку, посмотрим.
Но если все-таки я это там написал, значит - ошибся.

Сторонний

ЦитироватьПро перегрузку -2g я писать не мог. Давайте ссылку, посмотрим.
Но если все-таки я это там написал, значит - ошибся.
+2g разумеется.
Цитироватькабрирование («горка») при максимально допустимой перегрузке ny=2,0 с увеличением траекторного угла до H 37
"Multiscitia non dat intellectum"

Вадим Лукашевич

Давайте разбираться в терминологии, потому как  "+" и "-"  это принципиально разные вещи. Вы пишите:
ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
На самом деле перегрузка Ny=+2.0g - это на кабрировании; на пикировании Ny=-1.0g
Эти значения как раз и являются диапзоном допустимых перегрузок "Мрии" при маневрировании -1.0gНикаких "огромных технических трудностей" нет, а есть эксплуатационный диапазон означенных параметров.

Сторонний

ЦитироватьДавайте разбираться в терминологии, потому как  "+" и "-"  это принципиально разные вещи. Вы пишите:
ЦитироватьДа, разделение которое вы описали для МАКСа оптимальнее с энергетической точки зрения, но создаёт огромные технические трудности вроде пикирования с перегрузкой 2.
На самом деле перегрузка Ny=+2.0g - это на кабрировании; на пикировании Ny=-1.0g
Эти значения как раз и являются диапзоном допустимых перегрузок "Мрии" при маневрировании -1.0gНикаких "огромных технических трудностей" нет, а есть эксплуатационный диапазон означенных параметров.
Я очень рад, если вы правы, но на месте разработчиков МАКСа я бы прибег к двухступенчатой схеме с крылатой первой ступенью и разделением без активного маневрирования с большими перегрузками.

 Собственно говоря, это очень здорово, если Ан-225 может выдержать +2g с внешней полезной нагрузкой 40-60% от взлётной массы.
"Multiscitia non dat intellectum"

mark200000

http://svpressa.ru/society/article/40666/

ЦитироватьНовое оружие России: Боевые лазеры
Освоит ли Сердюков «гиперболоид Путина»?

Мы продолжаем серию публикаций о новейших разработках российской военной техники. Напомним, в первых двух материалах речь шла о «рельсотроне Арцимовича» и боевом космолете. Сегодня расскажем об исследованиях в области лазерного оружия.

Недавно начальник Генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров заявил журналистам о том, что в России, «как и во всем мире, ведутся работы по боевому лазеру». При этом генерал добавил: «Говорить о его характеристиках пока преждевременно».

Что это - блеф, самореклама или реальное состояние дел?

Нужно сразу сказать, что директор Центра анализа мировой торговли оружием, член Общественного совета при министерстве обороны Российской Федерации Игорь Коротченко поспешил дезавуировать макаровскую новость: «Сегодня в мире не существует боевых лазеров, кроме разве что американской ALTB (летающей военной лаборатории с прототипом лазерного оружия на борту). Все остальное – только НИОКР». Возможно. Только ведь хороший НИОКР при достаточной политической воле способен быстро превратиться в реальное оружие. Насколько мы приблизились к этому?



Предварительная информация


Для начала несколько слов о самой идее лазерного оружия.

Как известно, лазер - это оптический квантовый генератор, аббревиатура от Light Amplification by Stimulated Emission Radiation («усиление света в результате вынужденного излучения»). Со времен публикации романа о «гиперболоиде инженера Гарина» военная мысль активно ищет возможности создания лазерного оружия, которым можно было бы легко резать бронетехнику на поле боя, космические корабли, боевые ракеты.

Впоследствии некоторые ученые сосредоточились на задачах поскромнее: зачем резать, когда достаточно просто нагрева лучом обшивки в районе топливных баков, вывода из строя оптико-электронных приборов или выжигания сетчатки глаза оператора? Словом, лазерное оружие разделилось на «прожигающее», «перегревающее», «ослепляющее», «электро-магнитно-импульсное» и даже такое экзотическое, как «проекционное» (на облака проектируют картину или фразу, которые способны деморализовать неподготовленного или суеверного противника).


Тайна танкера «Диксон»


По мнению многих экспертов, в эпоху СССР мы дальше других стран продвинулись в разработке этого вида оружия. Это был вынужденный ответ на планы США по размещению на околоземной орбите спутников-перехватчиков, предназначенных для уничтожения на начальной траектории полета советских баллистических межконтинентальных ракет. Программа получила название «Стратегическая оборонная инициатива», или, сокращенно, СОИ.

В прессе можно найти открытую информацию о том, что для уничтожения американских спутников-перехватчиков в Советском Союзе было построено несколько экспериментальных образцов космических лазерных пушек. Но на тот момент они были пока еще бесполезны, поскольку работали только при наличии мощных наземных источников питания. А значит, не могли быть установлены на военном спутнике или космической платформе.

Отработку автономности лазерной пушки решили проводить в морских условиях. Для этого использовали танкер вспомогательного флота «Диксон». Поскольку его силовая установка была не способна выдать на пушку необходимую энергию (по некоторым данным нужно было не менее 50 мегаватт), судовые дизели усилили тремя реактивными двигателями от самолета Ту-154. Есть сведения о том, что было проведено несколько успешных испытаний по «поражению» береговой цели, но перестройка, а затем развал СССР их остановили. Тема перестала получать финансирование, а таинственный «лазерный корабль» «Диксон» при разделе Черноморского флота достался Украине. Дальнейшая его судьба неизвестна.


Горбачев против «Скифа»


По данным военного ученого капитана первого ранга запаса Андрея Шалыгина, в СССР одновременно велись работы по созданию космического аппарата «Скиф», способного нести на себе лазерную пушку и обеспечивать ее достаточной энергией. Программу курировал тогдашний министр общего машиностроения Олег Бакланов. Во втором квартале 1987 года должен был состояться запуск этого аппарата. Однако на ту беду на Байконур приехал Горбачев, вполне возможно, с целью закрыть именно эту беспокоящую США программу. Он собрал космическую элиту СССР в конференц-зале и заявил: «Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос и покажем в этом пример».

«Этот радетель интересов американского народа, по сути, совершил убийство, - вспоминает в своем эссе капитан первого ранга запаса Шалыгин. - Ибо в тот день на старте стояла ракета «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным аппаратом «Скиф-Д» - прототипом космического истребителя с лазерной пушкой. Его создавали в рекордные сроки в НПО «Салют», под руководством Дмитрия Полухина, и сам Бакланов, работая по шестнадцать часов в сутки, давил на смежников, контролировал ход поставок. Но речь Горбачева пустила все коту под хвост за три дня до старта. «Скиф» был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотные слои атмосферы. А ведь «Скифы» означали полную нашу победу в борьбе за ближний космос. Ведь каждый истребитель типа «Полет» уничтожал всего один космический аппарат врага, погибая при этом сам. А вот «Скиф» мог долго летать на орбите, поражая своей лазерной пушкой чужаков. Его лучевое оружие не нужно было делать дальнобойным - хватило бы и двадцати-тридцати километров действия.

Ведь американцам приходилось ломать голову над станциями, бьющими на тысячу километров по мчащимся с бешеной скоростью маленьким бронированным боеголовкам. Жертвами же «Скифа» предполагались легкоуязвимые орбитальные спутники, которые он сбивал бы на догоне, когда скорость цели относительно преследующего ее охотника - поистине черепашья. Да и для точности выстрела лазером не нужны были особые суперкомпьютеры. И флот «Скифов» гарантированно разносил в клочки всю низкоорбитальную группировку военных спутников США».

Все это не состоялось, но научно-техническая база осталась и является хорошей основой для современных разработчиков. Как же ей распорядились новые власти России?


«Стилет» отправили на свалку


Следующим за «Скифом» в КБ «Салют» планировалось создать аппарат «Скиф-Стилет». На нем собирались установить бортовой специальный комплекс (БСК) 1К11 «Стилет», разработанный в НПО «Астрофизика». Он представлял собой вариант наземного «Стилета», уже созданной и принятой на вооружение «десятиствольной» установки инфракрасных лазеров, работающих на длине волны 1.06 нм. Однако, наземный «Стилет» не предназначался для разрушения или уничтожения техники противника. Этого просто не позволяла земная атмосфера и энергетика. Лазеры предназначались для вывода из строя прицелов и датчиков оптических устройств. В космосе за счет вакуума радиус их действия значительно увеличивался. «Стилет - космический» вполне можно было применять как противоспутниковое средство. Ведь выход из строя оптических датчиков космического аппарата противника был равносилен гибели спутника.

Что стало с этим проектом неизвестно: хочется надеяться, что он как-то продолжает развиваться. Возможно, о каком-то его варианте и говорил начальник Генштаба.

Что касается уже принятого на вооружение наземного «Стилета», то судьба его печальна. По данным «Википедии», один из двух принятых на вооружение экземпляров был найден любителями бронетанковой техники на свалке 61-ого бронетанкового ремонтного завода в Санкт-Петербурге. К настоящему времени, предположительно, машина утилизирована.

Второй экземпляр был также найден любителями-энтузиастами в 2010 году на танковом ремонтном заводе № 171. От машины осталось только шасси, всё оборудование было демонтировано.

Формально «Стилет» до сих пор состоит на вооружении Российской армии. А может быть, это военная хитрость Сердюкова и под старый «бренд» Российскую армию тайно вооружают более совершенными лазерными комплексами?


Шоу на Красной площади


Некоторые эксперты считают, что лазерные пушки не только имеются у России, но уже даже были продемонстрированы в качестве новейшей техники, как повелось с советского времени, во время парада на Красной площади. Это произошло 9 мая 2005 года, когда на 60-летие Победы в гости к Путину пожаловали практически все лидеры крупных государств. Тогдашний президент РФ решил продемонстрировать им то, что военные остряки тут же окрестили «гиперболоидом Путина».

Андрей Шалыгин вспоминает об этом так: «Грандиозное шоу заключалось вовсе не в гусарах, бывших «полуторках» (закамуфлированных «трехтонках»), или шикарном концерте. Самое большое шоу представляли из себя шесть боевых машин, которые стояли по три с обоих концов Красной площади все время представления. Конечно, с них были сняты «боевые блоки» и «оконечные устройства». Обыватель ничего не понял. Но военные ученые оценили это явление. Впервые в мире все воочию увидели те самые «лазерные пушки», причем не «прототипы», а серийные машины. Конечно, это были только «шасси» (как и раньше с баллистическими ракетами, или с «Катюшами», ведь секретными являются не столько «направляющие», сколько то, что на них устанавливается; то есть в баллистической ракете – «внутренности», в «катюше» - реактивный снаряд», а в «лазерной пушке» - «боевой блок»). Но по плану «шоу» предполагалось еще «запустить» четыре вертолета с установленными на них «проекционными» лазерами, чтобы «подсветить» облака Российской символикой (для этого и облака до конца не «разогнали»). Но «Большой Брат» «передумал». Оказалось достаточно шести «чучел». Что уж там послужило критерием «достаточности», - сказать трудно».

Кроме этой демонстрации и публикаций о «Стилете» никаких подробных данных о российском лазерном оружии в открытой печати нет (впрочем, это понятно – тема секретная).

Электронный справочник министерства обороны РФ «Оружие России» сообщает: «Перспективы создания боевого лазерного оружия в России эксперты в этой области, несмотря на противоречивые и недоказанные данные в связи с закрытостью этой темы, оценивают, как реалистичные. Это обусловлено, в первую очередь, бурным развитием современных технологий, расширением области использования лазерных средств для других целей, стремлением создать такое оружие и теми преимуществами, которыми оно обладает в сравнении с традиционными средствами поражения. По некоторым оценкам реальное появление боевого лазерного оружия возможно в период 2015-2020 годы».


А как дела у американцев?


Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов ответил на этот вопрос коротко:


- Для нас опасность представляют мощные химические лазеры, размещаемые на самолетах «Боинг-747» и космических платформах. Кстати, это лазеры советских разработок, переданные в начале 90-х годов по распоряжению Б. Ельцина американцам.

Действительно, недавно в американской прессе появилось официальное заявление Пентагона об успешных наземных испытаниях боевой лазерной установки для борьбы с баллистическими ракетами, предназначенной для размещения на авиационных носителях. Агентство по противоракетной обороне получило у конгресса финансирование программы испытаний на 2011 год в размере $1 млрд.

После принятия на вооружение самолеты с лазерным комплексом должны стать составной частью национальной системы противоракетной обороны США и, по мнению американских военных, смогут уничтожать баллистические ракеты противника на начальном участке траектории. По замыслам, в основном они должны будут действовать против ракет средней дальности, а более вероятно, лишь против оперативно-тактических. Балистические ракеты пока лазеру не доступны. Дело в том, что поражающее действие американского лазера в идеальных условиях ограничено 320-350 км. Значит, самолет-носитель лазерного оружия должен будет барражировать в радиусе пары сотен километров от расположения ракетных установок, чтобы иметь возможность сбивать взлетающую ракету еще на стадии разгона. И, в то же время, он должен находиться на достаточном удалении от границ противника, чтобы не опасаться его ПВО. Позиционные районы межконтинентальных баллистических ракет расположены, как правило, в глубине территории страны, и, если самолет-носитель лазера ненароком окажется там, то будет немедленно уничтожен. То есть принятие США на вооружение лазера воздушного базирования может позволить ей лишь воспрепятствовать угрозам со стороны стран, уже освоивших ракетные технологии, но не способных обеспечить полноценную противовоздушную оборону своей территории.

Но ведь Пентагон со временем может вывести лазерное оружие в космос. Россия должна быть готова к ответным мерам. Вопрос только в том, способен ли Сердюков с компанией организовать создание и освоение столь сложной техники? Ход проводимых им реформ не располагает к положительному ответу.

Дмитрий Виницкий

Это курсовая Лина, творчески осмысленная бредологами-генералами и журноламерами.
+35797748398