Форум переехал. Регистрация пользователям прежнего форума не требуется, достаточно ВОССТАНОВИТЬ ПАРОЛЬ ПРИ ВХОДЕ. Короче, жмите сюда и вводите свой почтовый адрес. Не получается восстановить пароль - пишите на noreply (собака) novosti-kosmonavtiki.ru

5НМ, 4НМ, 5М, 4М

Автор Salo, 01.11.2010 21:26:08

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3621&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=
Цитата
ЦитатаThe onboard computer S-530 used on "Mars-2-7", "Venera-9-16" and "Vega-1-2" was unique for its time. Unfortunately, nowhere in the Internet is much information about this onboard computer.  (Or I just can not find it.)

Can anybody tell more about the technical characteristics and development history of the onboard computer S-530?
ЦитатаКОСМИЧЕСКАЯ  ОДИССЕЯ  БЦВМ С-530
А.Г.Глазков (ФГУП НПЦАП)
После первого успешного применения БЦВМ Аргон 11С для управления движением комплекса Л1 для облета Луны и аэродинамического спуска на Землю при входе со второй космической скоростью [1] академиком Н.А. Пилюгиным была поставлена задача разработки собственной БЦВМ, решающей все задачи управлением движением Лунного ракетного комплекса Н1-Л3.
Существенным отличием от СУ Л1 было расширение функций по обработке информации, включая обработку угловой информации гиростабилизатора, приведшей к созданию вычислительной системы, ядром которой была БЦВМ С-530 на элементах типа «Тропа». На этой базе были разработаны СУ Лунного Орбитального Корабля (ЛОК), включая управление спускаемым на Землю аппаратом (СА), Лунного Корабля (ЛК) и, начиная с четвертого полета, управление движением ракетой носителем Н-1. После прекращения Лунной программы практическое применение для космоса нашла вычислительная система СУ ЛОК, которая решала универсальные задачи межпланентных перелетов, а именно, обеспечение разгонных и тормозных участков вблизи планет солнечной системы, обеспечение коррекций межпланетных траекторий, ориентацию космических кораблей, как на планету, так и на Землю, и многие другие.
Разработку БЦВМ С-530 проводилась под руководством И.Ц.Гальперина и М.А.Качарова, вычислительной системы ЛОК - В.А.Немкевича и О.М.Невского. Разработку Операционной Системы БЦВМ С-530 проводил автор этой статьи совместно с Б.Н.Вихоревым.
В дальнейшем вычислительная система ЛОК была использована для создания СУ «Марс 73», «Венера», разгонных блоков (Д) управления космическим телескопом «Астрон» и исследования кометы «Вега».
В результате впервые в мире была осуществлена мягкая посадка СА на поверхность Марса, проведена радиолокация поверхности Венеры, посадка СА на Венеру и много других исследовательских программ в Космосе в течение 20 лет.
1. А.Г.Глазков. «Первая Советская БЦВМ в Космосе» Сборник докладов «XXVIII Академические чтения по космонавтике». 2004г.
2. Б.Е.Черток. «Ракеты и люди. Лунная гонка». Москва «Машиностроение». 1999г.
http://www.ihst.ru/personal/akm/6t29.htm
Цитата... Babakin decided to transfer the development of the control system to the NPO of the Automatics and the Instruments Development (NPO AP). ...

This control system provided the opportunity of a soft landing and made it feasible to use the M-71 spacecraft in future projects. The control system weighed 167 kilograms, consumed 800 watts, and provided the necessary accuracy for maneuvering of the spacecraft in its trajectory. ...
"Difficult Road to Mars" - http://klabs.org/richcontent/Reports/mars/difficult_road_to_mars.pdf
ЦитатаМне приходят на память битвы, победы и поражения тех, кто внедрял дискретную, а потом и вычислительную технику в СУ. Одним из движителей этой идеи и борцом за эти технические новшества был д.т.н. Виктор Андреевич Немкевич - молодой перспективный начальник 02 отделения, где сосредоточились все научные и инженерные кадры по этим вопросам - д.т.н. Гальперин Исаак Цалевич, к.т.н. Кочаров Миша - армянин "московского разлива", как про себя он говорил, к.т.н. Крошилин Евгений Михайлович и самый главный движитель Александр Зосимович Савелов - Главный инженер, который был генератором многих идей и который потом был принесен как жертвоприношение за мир с министерством.
Первым детищем этого подразделения была бортовая вычислительная машина С-530, которая сконструирована была на элементной базе "Тропа" и представляла собой черный ящик, весьма внушительных габаритов и веса. Наступил момент, когда С-530 пришла к нам в отдел на лабораторно-отработочные испытания, по программе подошел срок отработки на центрифуге. Я сидел у себя в кабинете и работал с почтой, вдруг звонок от секретаря, снимаю трубку и дрожащий голос в трубке: "Валентин Иванович, на центрифуге ЧП, приходите". Прихожу, смотрю - в манеже центрифуги у борта лежит С-530, похожая на одну из самых раскореженных автомашин, которые собираются у поста ГАИ. Звоню Исааку Цалевичу, он появился со своими начальниками, бледный дрожащий, первый у нас с ним вопрос - как будет докладывать Пилюгину? Стратегию так и не выработали. Вызвали фотографа, он сфотографировал все место происшествия во многих ракурсах, тут же через час у нас лежали фотографии. Решили пока официально не оповещать соответствующие службы, а поднять машину. Оказалось, что перекорежена была только "жестянка", т.е. давленый корпус, который и принял на себя весь удар и сдемпфировал влияние его на печатные платы и элементы. После удаления корпуса визуально не подтвердилось каких-либо нарушений, решили машину запустить - запустилась, начали давать проверочные тесты - прошли, машина С-530 была на ходу.
Пошли докладывать Н.А., показали фотографии, он воспринял факт для нас очень оригинально: "Принесите мне С-530, я покажу ее Заказчику". Пришлось надевать перекореженный корпус на машину.
Николай Алексеевич из этого случая сделал хорошую рекламу нашей технике, потом несколько раз вспоминал об этом на различных общественных сборах.
БЦВМ С-530 долгое время обслуживала нашу РКТ в различных изделиях.
Мы из ВПК (Записки инженера-испытателя) - http://www.mte.ru/WWW/toim.nsf/883ea3d89c148174c32569d0004d7bd3/de174f5d60a8290ac3256a06002399a5?OpenDocument&ExpandSection=2
Добавлю к этому, что быстродействие БЦВМ С530 составляло 100 тысяч коротких операций в секунду при длительности такта 51,2 мксек, объем ПЗУ - 8192 20-разрядных чисел, а ОЗУ - 256 13 разрядных чисел.
ЦитатаЯ думаю, что всем небезинтересно будет узнать историю установки БЦВМ С-530 на межпланетных станциях "М-71", для чего приведу отрывок из книги С.И. Крупкина "Записки старого инженера". С.И. Крупкин пришел работать к С.А. Лавочкину в 1943 году и до сих пор находится в строю. Одно время он возглавлял КБ-6 (приборы электроавтоматики) в КБ машзавода им. Лавочкина. К сожалению, свою книгу он выпустил практически самиздатовским способом, поэтому она доступна очень узкому кругу лиц.
Неудача с экспедицией М-69 очень серьезно повлияла на дальнейшую судьбу фирмы. Ведь в глубине души Георгий Николаевич был прибористом, и работа над М-69 в большой степени была нацелена на развитие в нашем НПО приборного направления. Такое направление развития преследовало две основные стратегические цели:
1)    избавиться от диктата смежников, которые зачастую, мягко говоря,  "сплавляли" нам не совсем свежие разработки, и
2)    повысить интерес большой части коллектива ОКБ к работе - ведь для инженера, конечно, настоящего инженера, кураторская работа - это тяжелая обуза. Инженер всегда стремится к собственным разработкам.
Уныние, охватившее участников разработки М-69, не могло длиться долго - надо было двигаться дальше. В конце концов, до следующей экспедиции на Марс оставалось всего 22 месяца. Этого явно недостаточно для разработки новой машины, значит нужно максимально использовать задел М-69, исправив дефекты и, устранив недостатки, которые выявились в процессе ее изготовления и отработки. В этом направлении и развернулась работа в ОКБ.
На многочисленных многочасовых совещаниях у Георгия Николаевича была выработана именно такая концепция подготовки проекта Марс - 71.
Прошло несколько недель. На очередном совещании Георгий Николаевич сообщил нам, что Николай Алексеевич Пилюгин предлагает поставить на Марс-71 бортовой вычислительный комплекс, на базе которой построить  систему управления. Конечно, Пилюгин был очень заинтересован в летных испытаниях вычислительного комплекса, предназначенного  для  сверх дорогого проекта  Н-1, на сравнительно простом КА.
Г.Н. высказал свои соображения по этому поводу: - очень заманчиво наладить тесные связи с институтом Пилюгина - головным по системам управления в стране, с мощным ОКБ и передовым приборным производством. В дальнейшем эта связь окажется очень полезной.
- "Давайте думать, друзья!"
Начались бурные дебаты. Мы оценивали этот поворот со всех точек зрения, и после долгих споров пришли к единодушному мнению: задачи М-71 надо решать на нашей системе управления; что хотя БЦВМ и сулит в будущем много благ, реализация ее в такие короткие сроки не реальна.
 -"Значит, хлопцы, я приглашаю завтра Николая Алексеевича, и окончательно хороним  вариант с БЦВМ.  Договорились? Только всем дуть в одну дуду!"
Приехал Пилюгин со своей командой. Представитель Пилюгина доложил предложения НИАП. Началось обсуждение.
Выступавшие от нас убедительно доказывали нецелесообразность установки на М-71 предлагаемой вычислительной машины  (разработанной для комплекса Н-1) из-за ее большой массы, большого электропотребления и огромной трудоемкости разработки и отладки программного обеспечения. Практически, нам предстояло в немыслимо короткие сроки спроектировать новый космический аппарат.
Николай Алексеевич слушал, и непрерывно складывал бумажные кораблики (их уже набралась целая горка); старательно жевал язык - это были любимые отвлекающие занятия академика. Обсуждение шло к концу и становилось ясно, что он терпит поражение.
- "Георгий Николаевич! Пойдем, попьем чайку".
- "Вы здесь поговорите еще" - обратился к нам Георгий Николаевич -  и  они  ушли в комнату отдыха.
С нетерпением ждем их возвращения. Ясно, что именно там решается наша  дальнейшая судьба.
Проходит 20-25 минут и, наконец, возвращаются Главные.
-" Садитесь!" - и после небольшой паузы:
-" Так вот, будем ставить машину. Дальнейшие разговоры прекращаем".
Георгий Николаевич явно чувствовал себя неловко - ведь он отступил от коллегиально принятого решения. О причинах такого резкого поворота в позиции Главного можно только догадываться. Он объяснял это желанием заполучить в смежники мощную приборную фирму.
Я думаю, что здесь скорее были мотивы  личного характера - от академика зависело многое (он был членом президиума и руководителем отделения АН СССР), и  его слово могло оказаться решающим при присвоении докторской степени без защиты диссертации, и при голосовании об избрании в Академию, что в дальнейшем и произошло. Но с этими соображениями Георгий Николаевич не поделился даже с самыми близкими друзьями.
Мы, конечно, приложив неимоверные усилия, спроектировали новый космический аппарат, производство изготовило макеты и летные образцы, мы даже отработали их.  
Цитата
ЦитатаА в Академию как говорили про Бабакина он въехал на Луноходе.
Ну, въехал-то он действительно на Луноходе. Другое дело, что дорожку для Лунохода можно было расчистить подобными альянсами и компромиссами.
Стоит отметить, что в стратегическом плане установка БЦВМ на борт АМС было правильным решением. Ведь с каждым пуском задачи, решаемые межпланетными станциями, все усложнялись. Под каждое такое усложнение требовалась бы доработка бортовой системы управления, построенной на релейных принципах. Наличие бортовой вычислительной машины, даже такой несовершенной, как С-530, позволяло любую модификацию свести к доработке бортового программно-алгоритмического обеспечения. К тому же, НИИАП обладал хорошо развитым приборным производством и широкой кооперацией, позволявшей изготовить самые сложные приборы. Этим, кстати, тоже воспользовались, разместив у Пилюгина изготовление отдельных блоков системы ориентации, разработанных в НПО им. Лавочкина.
С учетом же того, что НИИАП отвечал и за разработку блоков автоматики спускаемого аппарата, получалось, что Н.А. Пилюгин из просто смежника превращался в равноправного партнера, одинаково ответственного за судьбу проекта «Марс-71». Если к этому добавить, что за основной научный эксперимент - фотографирование поверхности Марса с помощью ФТУ, установленного на орбитальном аппарате, и панорамной телекамеры, установленной на посадочном аппарате, - отвечал НИИ приборостроения - еще один основной смежник Химок, то получается, что в успехе пуска кровно были заинтересованы не только головная фирма, но и Н.А. Пилюгин, и М.С. Рязанский, руководившие главными смежниками. Пожалуй, это был самый мудрый ход Бабакина, позволивший в короткие сроки создать базовый аппарат для исследования планет Солнечной системы, которому была уготована долгая жизнь.
Цитата
ЦитатаWhat was the control system in M-69?
При создании комплекса бортовой аппаратуры «М-69» отталкивались от уже хорошо знакомой «Венеры-4». Основу его составляла система управления. В отсутствие бортовых вычислительных машин логика системы, которая была сосредоточена в логическом блоке системы управления (ЛБСУ), строилась на релейных схемах.
В связи с изменением номенклатуры астроприборов, созданных в ЦКБ «Геофизика», изменилась и логика построения и поддержания ориентации. В составе системы ориентации станции «М-69» были применены солнечные датчики 106К и 124К, датчик наличия Солнца 121К, звездный датчик 125К, земной датчик 119К, а также датчики планеты Марс ДПМ-1 и ДПМ-2. Поиск Солнца осуществлялся с помощью точного сол¬нечного прибора 106К вращением вокруг оси Х со скоростью 0,5 град/с. После нахож¬дения Солнца и приведения его в центральную зону (зона Е) управление «пере¬дается» грубому солнечному прибору 124К, с помощью которого поддерживается постоянная солнечная ориентация (ПСО) с точностью ±1°. При такой ориентации, медленно вращаясь вокруг оси Z, перпендикулярной плоскости панелей солнечных батарей и направленной на Солнце, станция должна совершать полет в дежурном режиме. При этом обеспечивалась максимальная освещенность панелей солнечных батарей станции.
Начиная с дальности 60-80 миллионов километров связь должна поддерживаться через ОНА. С этой целью по началу сеанса связи строится солнечно-земная ориентация (режим РС) с использованием солнечного прибора 106К и земного прибора 119К, параллельного электрической оси параболы. Точность ориентации в этом режиме ±30 угловых минут. Угол Солнце-объект-Земля (угол
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Vladimir

ЦитатаDoes this mean that the basic design layout of the UMVL differs from that of the "Fobos" platform? Was an expedition to Phobos ever actually part of Kovtunenko's UMVL proposals?
Да, действительно, еще в бытность главным конструктором С.С. Крюкова в марте 1977 года был выпущен  «Отчет о проработке возможных вариантов автоматического космического комплекса 6Ф». Это была попытка использовать наработки по теме 5М для создания автоматических стан¬ций различного назначения. Среди возможных вариантов АМС были аппараты по дос¬тавке лунного грунта с обратной стороны Луны, лунный спутник-картограф, аппараты 5В для исследования Венеры в 1983 и 1985 годах, доставка марсоходов 6М на поверх¬ность Марса в 1981 году. В этом же ряду оказался и автоматический комплекс 6Ф для доставки грунта с Фобоса.
В нем, как ни в каком другом, максимально использовались средства марсиан¬ского комплекса 5М. Здесь были и посадочная платформа, и возвращаемый аппарат, и спускаемый аппарат, и грунтозаборное устройство. Отсутствие атмосферы и малая гра¬витация Фобоса позволяли обойтись без тормозного зонтичного устройства и разгон¬ной ступени, что существенно снижало массу КА. Кроме того, можно было совместить функции траекторного и посадочного блоков. В результате, получался аппарат массой 6710 кг, который можно было вывести на траекторию полета к Марсу одним пуском ракеты УР 500К с доразгоном с помощью двигательной установки КА.
Надо сказать, что в целом изменения по сравнению с базовым аппаратом были минимальными. Вместо траекторного блока появился разгонно-тормозной блок, предназначенный для доразгона при выведении к Марсу, проведения коррекций траектории, торможения для выхода на орбиту Марсу с последующим переходом на круговую орбиту наблюдения. Он представлял собой торовой топливный бак со смежным днищем. В качестве основного двигателя предла¬галось установить двигатель тягой ~3000 кг. В отличие от траекторного блока 5М он не имел своих бортовых систем и управлялся от системы автономного управления поса¬дочного блока, что снижало общую массу КА.
Непосредственно на разгонно-тормозном блоке был установлен торовой приборный отсек посадочной платформы. Она во многом повторял посадочную платформу кос¬мического аппарата 5М с приданием ей части функций траекторного блока. Отсутст¬вовало, разумеется, тормозное зонтичное устройство, а также автономная радиолиния, которая на 5М обеспечивала связь траекторного и посадочного блоков.
Что касается бортовых служебных систем, то они заимствовались с 5М практи¬чески без изменения.
В верхней части посадочной платформы 6Ф был установлен возвращаемый аппарат, который полностью повторял ВА 5М, как по конструкции, так и по составу бортовых систем.
Всю схему полета описывать не буду, скажу лишь, что для навигационных измерений планировалось использовать систему малокадрового телевидения (МКТВ), аналог которой устанавливался на луноходах.
Конечным итогом должно было стать выведение аппарата в область, отстоящую от Фобоса на расстояние 50±4 км. С этого расстояния начинается процесс посадки на Фобос.
Посадка должна была происходить на три посадочные опоры. При касании срабатывает гар¬пунная система швартовки, и включаются на 10 секунд двигатели прижима тягой ~300 кг. Весь спуск занимал 15-20 минут
Сразу после посадки начинается работа грунтозаборного устройства и продол¬жается в течение 45 минут, затем в течение 25 минут идет перемотка грунтоноса в спускаемый аппарат. Одновременно идет съемка панорамы поверхности Фобоса с помощью теле¬фотометра и запись изображения на магнитофон. Через 75 минут после посадки поса¬дочный блок стартует с поверхности Фобоса.
Общая масса космического комплекса 6Ф составляла 6710 кг, из них разгонно-тормозной блок - 4396 кг, посадочный блок - 2314 кг, возвращаемый аппарат на орбите Марса - 576 кг, а спускаемый аппарат с 200 граммами образцов грунта - 9 кг. Масса космического аппарата 6Ф после доразгона составляла 5452 кг (в 1981 году), а масса ВА на трассе Марс-Земля - 330 кг
За этим отчетом не последовало никакого реального проектирования тем более, что в ноябре 1977 года С.С. Крюков покинул НПО им. Лавочкина.
Пришедший на его место В.М. Ковтуненко стал продвигать работы по определению облика перспективного космиче¬ского аппарата, унифицированного по конструкции и составу бортовых систем и пред¬назначенного для исследования Марса, Венеры и Луны - так называемая тема УМВЛ.
Первые прикидки по УМВЛ были сделаны еще при Крюкове. Причем делались они на базе лунной станции МЕ8. Компоновали УМВЛ бывшие лунные проектанты, а потому сделали ее со сферическими баками по типу Е8. Правда, в перечне задач, решаемых УМВЛ, Фобос поначалу не значился.
Впрочем, уже в Решении ВПК от 10 января 1978 года и выпущенном в в фев¬рале 1978 года доку¬менте «Основные принципы построения объектов для исследова¬ния Марса, Венеры и Луны» было запланировано две экспедиции к одному из спутни¬ков Марса - Фобосу. Причем на 1984 год была запланирована экспедиция по непосред¬ственному исследова¬нию Фобоса (184Ф), а на 1986 год - доставка образцов грунта Фобоса на Землю (186Ф).
В течение 1978 года в НПО им. С.А. Лавочкина были разработаны и выпущены технические предложения «Унифициро¬ванные автоматические космические комплексы для иссле¬дования Марса, Венеры и Луны». В них программа исследования планет Солнечной системы имела следую¬щий вид:
1982 - искусственный спутник Луны на полярной орбите (182Е);
1983 - доставка плавающих аэростатных станций в атмосферу Венеры (183В);
1984 - отработка посадки на Фобос (1Ф);
1985 - посадка на Венеру долгоживущей станции для исследования сейсмиче¬ских явлений;
1986 - экспедиция по доставке на Землю образцов грунта с Фобоса (2Ф);
1987 - доставка на Землю образцов грунта с обратной стороны Луны;
1988 - исследование Марса с помощью марсохода;
1989 - исследование Венеры с помощью подвижной долгоживущей станции;
1990 - экспедиция по доставке на Землю образцов марсианского грунта.
Именно такая последовательность запусков межпланетных станций УМВЛ была утвер¬ждена 8 декабря 1978 года совместным решением Министерства общего машино¬строения и Академией наук СССР «О программе создания космических средств науч¬ного назначения на 1981-1990 годы».
К этому моменту компоновку передали в руки проектантов, создавших М-71, 4В и аппараты на их основе. В результате этого разгонно-траекторный блок управления (РТБУ) претерпел серьезные изменения. Блок топливных баков стал опять напоминать орбитальный аппарат «М 71», но с увеличенным до 140 см диаметром цилиндрического отсека. При¬чем длина цилиндрического отсека могла меняться в зависимости от решаемых задач и требуемых запасов топлива. В этом было его преимущество по сравнению с четырьмя сферическими топливными баками, которые невозможно было адаптировать к усло¬виям конкретной экспедиции. В большинстве случае заполнение сферических топлив¬ных баков было частичным.
Сам РТБУ должен был обеспечивать доставку целевой полезной нагрузки на ту или иную планету. В качестве полезной нагрузки могли быть спускаемые аппараты для исследования Венеры, посадочные платформы, в том числе с планетоходами и возвра¬щаемыми ракетами, либо просто комплекс научной аппаратуры.
Надо сказать, несмотря на декларацию об унификации всех межпланетных станций семейства УМВЛ, схожесть их была весьма условна. В частности, аппараты для доставки грунта с Луны и Марса практически не имели ничего общего с десантно-орбитальными аппа¬ратами типа 182Е и 183В. И это естественно, поскольку основу в экспедициях по дос¬тавке грунта составляют посадочные платформы с возвращаемыми аппаратами, а РТБУ в качестве траекторного блока ограничены по массе и функциям и играют подчинен¬ную роль.
В отличие от Марса и Луны посадка на Фобос имеет свою специфику, связан¬ную с низким уровнем гравитации. Тем не менее, даже в этих условиях вертикальная компоновка РТБУ не позволяла осуществить посадку всего аппарата. Поэтому для посадки на Фобос была предложена унифицированная посадочная платформа. При этом масса всего аппарата при старте должна составить 5150 кг, его же масса на орбите Марса - 2300 кг, а масса посадочной платформы на поверхности Фобоса - 800 кг, из которых 50 кг приходилось на науку.
Все маневры по формированию условий для посадки на Фобос проводились с помощью РТБУ. Затем посадочный блок отделялся от него и совершал посадку на поверхность Фобоса, при этом РТБУ служил ретранслятором. Видно, что схема посадки на Фобос и компоновка отличалась от аппарата 6Ф.
Замечу также, что уже в техпредложениях аппарат для отработки посадки на Фобос при запуске в 1984 году был назван 1Ф, а аппарат для доставки грунта с Фобоса - 2Ф. Хотя еще некоторое время встречались обозначения 184Ф и 186Ф.
В техпредложениях по УМВЛ впервые появились компоновочные схемы аппа¬ратов для исследования Фобоса, но реальная их проработка была еще впереди.
В апреле 1979 года в НПО имени С.А. Лавочкина были выпущены «Основные принципы построения 184Ф». В этом документе были рассмотрены варианты построе¬ния космического аппарата для проведения обеих экспедиций, причем экспеди¬ция 1986 года отличалась от 1984 года только наличием в составе космического ком¬плекса воз¬вращаемой ракеты с капсулой. То есть, фактически с помощью аппарата 184Ф отраба¬тывался первый этап будущей экспедиции по доставке грунта с Фобоса.
По сравнению с техническими предложениями на УМВЛ экспедиция к Фобосу уже предполагала доразгон с помощью двигательной установки аппарата через 60 секунд после отделения от блока 11С824М.
В первом варианте отталкивались от приведенного в технических предложениях по УМВЛ деления на орбитальный и посадочный блоки. При этом орбитальный блок мог быть унифицирован с РТБУ 182Е и 183В, а посадочный блок - с посадочными платформами аппаратов для посадки на Луну и Марс. После их разделения на орбите Марса орбитальный блок может служить ретранслятором, обеспечивая передачу ин¬формации с посадочного блока на Землю.
Во втором варианте предусматривалось совмещение функций орбитального и посадочного блоков в одном орбитально-посадочном блоке (ОПБ). При этом маршевая двигательная установка и топливные баки для нее образуют автономную двигательную установку, которая отделяется после выхода на круговую орбиту Марса близкую к орбите Фобоса. Фактически получалась компоновка, ничего общего не имевшая с УМВЛ.
У этого варианта есть свои недостатки, связанные с трудностью организации радиосвязи с Землей при посадке. Зато все бортовые системы могли обеспечивать как перелет от Земли до Фобоса, так и работу на его поверхности. В первом же варианте все основные системы должны быть установ¬лены и на орбитальном, и на посадочном блоке, то есть в двух экземплярах. Это не могло не сказаться на весовых характеристи¬ках. И если на аппарате 184Ф оба варианта имели резерв по массе (147 кг для первого варианта и 417 кг для второго варианта), то для экспедиции по доставке грунта вариант с ОПБ еще имел резерв в 228 кг, а вот первый вариант складывался с дефицитом по массе 25 кг.
Поскольку для начала любого проектирования требуется резерв по массе, кото¬рый неизбежно будет таять, для выбора окончательного варианта компоновки необхо¬дима была детальная проработка, которая и была проведена на этапе техпредложений.
В сентябре 1979 года были выпущены предварительные исходные данные, а в декабре - технические предложения по аппарату для исследования Фобоса, в том числе и для доставки на Землю грунта.
Теперь уже не аппараты 1Ф и 2Ф теперь создавались на базе УМВЛ, а они сами становились базовыми аппаратами. Естественно, что при проектировании реша¬лись в первую очередь вопросы, связанные с полетом к Фобосу, а уж затем - насколько эти решения могут быть применимы для других задач.
Первой проблемой, которую нужно было решить на этапе техпредложений, являлась схема полета. От нее зависела компоновка аппарата. Всего было рассмотрено три варианта:

AceIce

ЦитатаКаротаж (фр. carottage) -- исследование литосферы методами создания (бурение или продавливание) специальных зондировочных скважин и проведения измерений при прохождении электрическими, магнитными, радиоактивными, акустическими и другими методами. Слово «каротаж» произошло от французского глагола carotter, в геологии обозначающего отбор керна. «Каротаж» как термин геофизики ввели братья К. и М. Шлюмберже (основатели знаменитой нефтесервисной компании Schlumberger) для обозначения разработанного ими метода электроразведки (КС ПС), позволявшего частично заменить дорогостоящий отбор керна.
В современном понятии обозначает совкупность геофизических работ на скважинах -- скважинную геофизику, или геофизические исследования скважин.

В связи с эти не ясно, каротажно-буровая установка это что?
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Дмитрий Виницкий

Очевидно, имеется в виду геофизические исследования непосредственно в процессе бурения.
По крайней мере, я именно такого термина никогда не слышал.

Chilik

В официальных документах эта же компания Шлюмберже использует термины "каротаж" и "каротаж во время бурения". Измерительный комплекс, который они запихивают в скважину, внушает. Здоровенная в длину дура, в которую набито много чего, начиная от высоковольтных источников питания и кончая нейтронными генераторами.
Смысл каротажа во время бурения в том, чтобы оперативно отслеживать, не вышла ли скважина из нефтеносного пласта. Обычно сейчас бурят вглубь до входа в пласт (грубо), а потом ствол скважины поворачивают под практически прямым углом и идут вдоль пласта. С одной платформы можно пробурить куст скважин и сэкономить на буровой инфраструктуре.

Плутон

Цитата
ЦитатаКаротаж (фр. carottage) -- исследование литосферы методами создания (бурение или продавливание) специальных зондировочных скважин и проведения измерений при прохождении электрическими, магнитными, радиоактивными, акустическими и другими методами. Слово «каротаж» произошло от французского глагола carotter, в геологии обозначающего отбор керна. «Каротаж» как термин геофизики ввели братья К. и М. Шлюмберже (основатели знаменитой нефтесервисной компании Schlumberger) для обозначения разработанного ими метода электроразведки (КС ПС), позволявшего частично заменить дорогостоящий отбор керна.
В современном понятии обозначает совкупность геофизических работ на скважинах -- скважинную геофизику, или геофизические исследования скважин.

В связи с эти не ясно, каротажно-буровая установка это что?
"Каротажно-буровая установка"? С моей точки зрения - это просто вольное использование терминов. В геологии так практически не говорят. Понимать это выражение следует, как сочетание обыкновенной буровой установки с каротажной станцией.

 Вначале производится бурение, затем с каротажной станции выполняют геофизическое документирование ствола скважины, выбранным комплексом каротажных методов. Датчики, которые располагаются на каротажных зондах, могут регистрировать, по выбору, электрические, акустические, температурные, радиоактивные, магнитные и т. д. свойства горных пород, с которыми контактирует спускаемый зонд. Зонд, измеряемые сигналы по геофизическому кабелю, передает наверх в регистрационный комплекс, где они записываются в память компьютеров.

 Каротаж применяют для обследования скважин практически на все виды полезных ископаемых и для научных целей.
В этом суть работы каротажной станции.

На больших, глубоких скважинах есть ещё станции геотехнических измерений, которые ведут в реальном времени регистрацию установленных технических параметров режима бурения.

AlexB14

Цитата"Каротажно-буровая установка"? С моей точки зрения - это просто вольное использование терминов. В геологии так практически не говорят. Понимать это выражение следует, как сочетание обыкновенной буровой установки с каротажной станцией.
Да. Во-всяком случае так было в 80-х годах прошлого века. Я в то время только начинал свою трудовую жизнь. В качестве дизелиста буровых установок.  :P  Если всё правильно помню, то каротажная станция использовала кронблок буровой для спуска в скважину каротажных приборов. Процесс каротажа скважин до глубины 3-4 км длился порядка 3 суток. Иногда выполнялся не весь комплекс измерений и срок "безделья" буровиков сокращался. Впрочем на этом форуме водится некто Alex_II с аватарой в форме головы кота. Кажется, он и сейчас занимается именно выполнением каротажных работ. Думаю, он может рассказать об этом более профессионально. Надо его только как-то направить в эту тему!  :D
Errare humanum est

ОАЯ

Цитата... В качестве дизелиста буровых установок.  :P
Маленький вопрос мимо темы: Как Вы думаете, реально срезать лишнию металло-конструкцию с плавучей платформы "Кольская" под водой? Когда она всплывет сделать подобие

Из http://boeing.mediaroom.com/index.php?s=13&cat=18&item=278
или
Из http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1782/

Старый

Чтобы сделать подобное буровой платформы недостаточно.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

ОАЯ

ЦитатаЧтобы сделать подобное буровой платформы недостаточно.
Если о стабилизации, то я предполагал закрепить это на отмели или удаленной береговой точке. Там, где трудно вести строительство стационарного объекта.

Старый

Да нет, я о локаторе.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Дмитрий Виницкий

ЦитатаМаленький вопрос мимо темы: Как Вы думаете, реально срезать лишнию металло-конструкцию с плавучей платформы "Кольская" под водой?

Бугагагааа! Платформа под SBX сделана в Выборге :mrgreen:

А остальное, придется купить у боинга :wink:

Дем

ЦитатаМаленький вопрос мимо темы: Как Вы думаете, реально срезать лишнию металло-конструкцию с плавучей платформы "Кольская" под водой? Когда она всплывет сделать подобие
Нет. Та платформа - совсем другого типа - обычная баржа с неводоизмещающими опорами.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Johannes

«Вперед, на Марс!»

Johannes

Did anyone have the chance to hear this paper by Yu.A. Khakhanov at the 38th Korolev Readings?

ЦитатаК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ САМОХОДНОГО ШАССИ ПЛАНЕТОХОДОВ ДЛЯ ЭКСПЕДИЦИИ НА МАРС В 70-ЫХ ГОДАХ ХХ ВЕКА
Ю. А. Хаханов (РАКЦ , г. Санкт-Петербург) e-mail: yury@hahanov.ru
 Abstract:
Стратегия развития космических проектов в СССР была глубоко продуманной и фундаментальной по широте планов ее реализации. Один из примеров, подтверждающих данное мнение, является размах работ по самоходным шасси планетоходов для экспедиции на Марс в 70-ых годах ХХ века. (Заказчик - НПО им С. А Лавочкина). Первая система передвижения по поверхности Марса - прибор ПрОП - М-71 (Микромарсоход).  
Прибор был разработан для выполнения задач: определение физико-механических и других свойств грунта поверхности Марса, а также проверка нового оригинального лыжно-шагающего движителя. Система управления движением обеспечивала выполнение микромарсоходом алгоритма объезда препятствий (в случаях контакта бамперов микромарсохода с препятствиями), а также синхронизацию движения лыж движителя. Электропитание микромарсохода осуществлялось от посадочного блока по кабелю, по которому передавалась и телеметрическая информация на Землю через орбитальный КА. Микромарсоход имел возможность перемещаться от посадочного блока на расстояние ~ 15м. и многократно проводить исследования поверхностного слоя грунта Марса. Спускаемый аппарат (СА) автоматической станции МАРС-3 впервые в истории миро вой космонавтики 2 декабря 1971г. совершил мягкую посадку на поверхность планеты Марс. В составе СА находился указанный первый подвижный исследовательский прибор-микромарсоход...
В докладе приведены: состав, кинематические схемы и устройство микромарсохода, а также его технические характеристики и результаты наземных испытаний.
Работа по разработке самоходного шасси (СШ) для нового марсохода продолжалась в рамках проекта «М-75». Особенно много внимания уделялось созданию новой автоматической системы управления (АСУ), которая должна была обеспечить значительно большую автономность в работе марсохода. Это было вызвано тем, что в течении более десяти минут марсоход должен был двигаться самостоятельно, в автоматическом режиме, без вмешательства оператора в процесс управления (для лунохода это время составляло - несколько секунд ..) Разные варианты АСУ проходили экспериментальную отработку на различных ходовых макетах. Серьезная работа проводилась по поиску варианта информационной системы по сбору и обработке данных об окружающей обстановке (о местности и ее рельефе, препятствиям, о физико-механических свойствах грунта и т.д.), на основе анализа которой готовились команды от АСУ по режимам и маневрам движения марсохода по выбранной трассе. Для наземной отработки СШ и его систем создавалось экспериментальное оборудование. В это же время шла разработка и проходили испытания макетные образцы самоходного шасси значительно большей грузоподъемности для перевозки космонавтов.
Были созданы несколько вариантов колесных и шагающих шасси.
Проводились сравнительные испытания оригинальных схемных решений движителей и вариантов их конструкций. И в настоящее время созданный научно-технический задел по указанным СШ представляет большой интерес для специалистов.
В докладе подробно будут представлены описание систем передвижения марсохода, результаты их наземных испытаний на ходовых макетах.
«Вперед, на Марс!»

Johannes

Александр Брыкин, «Я сын России двадцатого века», Новосибирск, 2007

ЦитатаПриказом МЭП от 6 июня 1976 г. в целях дальнейшего совершенствования, повышения надёжности и микроминиатюризации радиоаппаратуры возвращаемой ракеты (ЗР) системы «Марс-79» на базе последних достижений электронной техники в области интегральных схем с высокой степенью интеграции объединению «Изомер», в числе других организаций, поручено обеспечить разработку и поставку в 1976 году схем нового поколения повышенной интеграции, в т.ч. ИС серии 164ИЕ2 -- 164ПУЗ и аналог СД4011 -- СД4049 (тема «Наречие»). [стр. 194][...] Приказом МЭП от 21 октября 1976 г. в целях обеспечения проведения работ по доставке на Землю образцов грунта с планеты Марс с помощью космических автоматических аппаратов -- объектов «5М» поручено рассмотреть технические решения по обеспечению надёжности систем, узлов и агрегатов «объектов 5», в т.ч. ОКБ и заводу НЗПП -- разработать, изготовить и поставить интегральные микросхемы -- аналоги МС СД4000А, 14000А, МС 14500 по согласованным с заказчиком ТЗ, изготовить и поставить микросхемы серии 164 (по теме «Инвектор» -- 2, 4, 5, «Илиада 2», «Индуктор 3», «Испания», стабилитронов 2С168К, 2С191К, 2С212К, микросхем серии 764 (тема «Новшество»), с гибкими выводами. НИИ ПП -- разработать и поставить светодиоды ЗЛ115А, АЛ307А, АЛ307Г, АЛ307Б. [стр. 195]
«Вперед, на Марс!»

Pavel

Решил отсканировать реальные фотографии станций. Чтобы потом не искать. И вот в сканер пошел снимок станции М-71 (Марс-2, Марс-3 или Космос-419).
Погодите, а что это у нее на заднем плане?  :)
Станция 5М. Если верить табличке. Конечно, скорей всего макет. Интереснее здесь другое. На дворе 1971 год, а значит это макет станции под Н-1.






m-s Gelezniak

М5 и был под Н1М
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Johannes

Pavel, your photo shows an orbital apparatus (OA) of the 4V1 series, not of the M-71 series. Thus, there is no timing issue, and it's indeed a 5M mock-up in the background. Fantastic! Here is another photo of the same scene, small part of the 5M assembly rig is visible in the upper left corner.
«Вперед, на Марс!»

Johannes

Some technical details of the 5M design are revealed in the latest Vestnik NPO im. S.A. Lavochkina 34 (4) 2016, pp. 36-37. By the way, does anyone have an image of the 5M acceleration complex as it would have appeared in Earth orbit prior to insertion into a Mars transfer trajectory?
«Вперед, на Марс!»