Модификация КК Союз для дальних полетов

Автор X, 21.11.2004 16:35:35

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Shin

ЦитироватьА вот, кстати, новая "пропаганда" по поводу Lunar Express:
http://www.msnbc.msn.com/id/6558855/

Такое впечатление, что Джим Оберг и контора Constellation Services International читают наш форум регулярно  :D  :D  :D

X

Естественно читают

ЦитироватьA trip around the moon? It could happen   
Experts say it's technically possible but expensive

avmich

Там речь о схеме VK, тщательно обсуждённой здесь. Почти совсем вписывается в имеющиеся запасы по массе, с использованием последней версии :) кислород-керосинового РБ ДМ.

avmich

Цитировать"It's a unique and non-obvious idea and nobody thought of it before," Miller insists. And the strategy has a patent pending, he announced, that he expected the Russians to honor.

Вот это уже интересно :) . Джентльмены, у кого-нибудь остались свидетельства того, что эта идея обсуждалась на форуме?

AlexB14

ЦитироватьНа самом деле - так ли уж нужен большой импульс у собственно Союза? Ну, там еще полтонны залить - это да, увеличить заправку на 50-70%, в пределах грузоподемности Союза-2.
ЦитироватьПАО Союза, мне кажется, всё равно мало приспособлен для таких операций - и надо или лететь без него, или дорабатывать его до того, чтобы он существенно использовался - скажем, с дополнительным запасом топлива усиленная ДУ может использоваться вместо Фрегата. Это, кстати, хорошо укладывается в повышенную ПН для Союза-2 - можно поставить более мощный и/или дублированный двигатель и  систему перекачки топлива, ...
Да! Похоже появление на сцене Союза-2 действительно достаточно удобный момент для того, чтобы привести АО в более приличное состояние. Наверное, максимальный выигрыш от модификации можно было-бы получить интегрируя в него ОО. Ну, типа, a-la Клипер, со стыковочным узлом в зад... э... в корме. Я полагаю, массу вновь созданного бытового отсека в таком интегрированном ПАО всё равно можно сделать меньше, чем масса ОО у Союза-ТМА. Т.е. получился бы ещё дополнительный выигрыш по массе. Заодно и клиперовские технологии бы откатались. Хотя вполне возможно, что это уже излешне радикальное для Союза предложение, - диаметр Союза меньше, чем у Клипера на 0,5 метра и такая интеграция может не получится чисто из геометрических соображений.
Errare humanum est

Shin

ЦитироватьВот это уже интересно :) . Джентльмены, у кого-нибудь остались свидетельства того, что эта идея обсуждалась на форуме?

Не-е. Скорей всего они сами додумались :), т.к. все эти фигни были уже обнародованы еще в июле, а презентухи с этой страницы сделаны для конференции в MTI к 13 ноября. Хотя...

http://www.constellationservices.com/lunarexpresssmsystem.html

avmich

Шин, VK заявил идею о коммерческих полётах Союзами с разгонными блоками на Луну до падения сервера НК. Я говорил об использовании КК Союз для лунных экспедиций после завершения вахты на МКС ещё раньше. В активе CSI (что тоже обсуждаемо) - только логистический модуль, который, вероятно проиграет по эффективности - технической и экономической - модификации Союза. Единственно что, это бы надо даказать поубедительнее :) - these ideas originated in russian media, and I would expect CSI to honor it.

Shin

Значит надо ставить копирайты на свои посты  :D И не давать обсуждать свои идеи в ru.space и в "друзьях-портнерах"  :)

avmich

Зачем не давать? :) Они вон в MSNBC печатаются - и ничего :) . А у нас как раз для этого есть форумы...

X

ЦитироватьШин, VK заявил идею о коммерческих полётах Союзами с разгонными блоками на Луну до падения сервера НК. Я говорил об использовании КК Союз для лунных экспедиций после завершения вахты на МКС ещё раньше. В активе CSI (что тоже обсуждаемо) - только логистический модуль, который, вероятно проиграет по эффективности - технической и экономической - модификации Союза. Единственно что, это бы надо даказать поубедительнее :) - these ideas originated in russian media, and I would expect CSI to honor it.

Da BbI  4To  ucTopuu He  3HaeTe  4To-/\u?????

Bce"  eTo  y>ke  O6CY>KDA/\OCb[/size]  B 1960-70x  ~200 TbIcR4  pa3......................... :wink:

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьЧего-то вас от темы унесло  :wink:

"Модификация КК Союз для дальних полетов" это:
1. Усиленная ТЗП СА
2. Увеличенный ресурс автономного полета - раза в 2-3
3. Увеличенный запас ХС - до 1000-1100 м/с, что влечет за собой ощутимую переделку ПАО (увеличение баков, конструкций => массы)

Имхо, такой Союз потянет на 10-10,5 т и Бриз-М едва-едва дотянет до Луны, еще и самому доразгонятся приходится. Про ГСО я вообще молчу - там топлива впритык.

Давайте лучше конструктив обсудим, а не туристов на Луне  :evil:
Во!
А ведь идея-то богатая, если вопрос ставить в следующем аксепте-разрезе:

Какой ракеты (Протон, Ангара...) хватит для того, чтобы однопусковым способом обеспечить систему снабжения окололунной ОС, аналогичную системе Союз-Прогресс?

Я чё-то не совсем врубился (и считать разучился  :mrgreen: ), но если старый Протон запускал "Зонд" на пролетную траекторию, то, может, новый, с каким-нибудь КВРБ, может обеспечить вывод полноценного Союза (с бытовым отсеком) и с усиленным АО под запас топлива на возвращение АО на околунную орбиту?

Тогда станция сооружается с использованием сборки разгонных блоков на LEO, а её обеспечение-поддержание будет стоить не намного дороже Мира или МКС'а
Не копать!

serb

Ну, чтобы доставить 7 т на LLO, к Луне надо запулить 10 тонн "чистыми". Ангара-5 с КВРБ-12.5х2.5 вполне пойдет.
ИМХО, конечно ;-)

hcube

Очень неудобно, обьединять АО и ОО. Можно, но неудобно. При старте фара однозначно размещена дном вниз. Значит либо мы ее САС выдергиваем вместе с ОО+АО - в которых тонна топлива, либо у нас есть в центре СА дырка люка. Оба варианта не очень хороши. Если уж полностью переделывать конструкцию - то делать СА типа 'несущий корпус', с размещением космонавтов треугольником - один впереди, два сзади. Мини-Клиппер.

IMHO, OO трогать не надо. А вот ПАО - я думаю, можно ОБЛЕГЧИТЬ. Сейчас 21 век или где? ;-). Композиты, титан, спецстали... новое оборудование... пленочные СБ... двигатели наконец с бОльшим УИ и ресурсом... в общем, в тот же вес уложить вдвое больше топлива и в полтора - энергии - думаю, получится.

Далее, по поводу однопусковой схемы - это НЕ-ПРА-ВИЛЬ-НО. Это не приведет к улучшению характеристик, к эволюционному росту и со он. ЗНАЧИТЕЛЬНО выгоднее, если у нас корабль будет собираться из блоков типовой массы, доставляемых полу или полностью многоразовыми носителями средней (от 5 до 15 тонн) грузоподъемности.
Звездной России - Быть!

Зомби. Просто Зомби

Цитировать...Далее, по поводу однопусковой схемы - это НЕ-ПРА-ВИЛЬ-НО. Это не приведет к улучшению характеристик, к эволюционному росту и со он. ЗНАЧИТЕЛЬНО выгоднее, если у нас корабль будет собираться из блоков типовой массы, доставляемых полу или полностью многоразовыми носителями средней (от 5 до 15 тонн) грузоподъемности.

(1) А где он есть, этот "полу или полностью многоразовый носитель" любой грузоподъемности?
Если не считать "полу-"многоразовую Ангару, конечно :mrgreen:
(2) Эволюционный рост contra идеологии "почти всё есть"
Эволюционный рост, тем не менее, будет в "освоении Луны" (извиняюсь, конечно, за выражение :mrgreen: )
Примерно, так:
Небольшая посещаемая орбитальная станция типа "Мира" (ну, несколько поменьше) на околополярной орбите,
задачи:
- систематическое высококачественное картографирование, включая разные области спектра и проч.премудрости, и поиск полезных ископаемых, насколько это возможно с орбиты (а также, и поиск возможных... хм... артефактов :roll:  :lol: )
- телеуправляемые автоматические посадочные станции (через систему автоматических спутников - ретрансляторов)
- сборка пилотируемых посадочных аппаратов (с прямым возвращением на землю) для "точечных" исследовательских миссий
С общей задачей - подготовкой к созданию лунной базы
(3) "НЕ-ПРА-ВИЛЬ-НО" и "ЗНАЧИТЕЛЬНО выгоднее" - не из области ли - "лучшее - враг хорошего"?
Многопусковая схема ЗНАЧИТЕЛЬНО хуже однопусковой при условии любой "полумногоразовости"
Для запуска модулей ОС и посадочных аппаратов - еще туда-сюда, операции достаточно редкие и "безответственные" (беспилотные) но для операций снабжения и смены экипажей - ни в какие ворота :mrgreen:
Только чистый-чистый, идеальный, белый и пушистый АКС системы "заправил-полетел" был бы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО выгоднее
Все остальное - см. Шаттл как "перспективную экономичную транспортную систему Земля-орбита-Земля"
(4) Конечно, хотелось бы - на базе конкретного Протона :roll:
Может, на водород что-то где-то поменять? :?  :roll:  :mrgreen:
Не копать!

avmich

Чем больше модулей, тем меньше массовое совершенство - по причине стыковочных узлов и размеров; кроме того, больше затраты на пуск - один большой груз проще везти, чем много малых. Так что тут тоже оптимум нужен.

Bell

Вот так я вижу "Этапы большого пути":

1. Отработка Союза-Л
Главное, что необходимо для полетов к Луне: увеличения ТЗП СА, увеличение баков в ПАО, создание нового БО и значительное изменение СУ. Запуски Бризом, 12КРБ. Можно немного покатать туристов. Порядка 4-5 полетов. Срок - 2007-2009 г.г.

2. Отработка РБ
КВРБ. Идет параллельно, поскольку необходим для запусков больших спутников на ГСО. Плюс - отработка стыковок и совместной работы с Союзом.
Адаптация 12КРБ для однопусковых облетов на Союзе-Л.

3. Создание земной инфраструктуры
а) ЦУП, измерительные пункты, корабли
б) Восстановление водородной инфраструктуры на Байконуре для обслуживания РБ (не только Луна, в основном ГСО и т.п. "высокоэнергетические задачи")
Начиная с 2007 г.

4. Запуск 2 полярных ретрансляторов
Обеспечение связи с экспедициями и ОС, а также исследования, особенно полярных районов и картографирование. Ресурс - 10-12 лет. Срок - 2008-2010 г.

5. Создание и испытания ЛМ
а) полноценный, как в 70-е - с кабиной и системой СЖО. До 2010 г.
б) упрощенная версия - легкая посадочная платформа для "быстрых" экспедиций и посадок на базе (на основе РБ Бриз-КМ?). На базе такого ЛМ могут создаваться автоматические посадочные станции типа Лун. Срок - до 2015 г.г.

6. Дополнительно - создание Прогресса-Л (- заправочный отсек, + увеличенный цилиндричекий отсек ПН), может использоваться для снабжения МКС как вариант ГТК. Вообще-то это и есть ГТК, только небольшой, тонн 6 сухого веса + 2,5 т топлива. Срок - с сегодня до создания лунной ОС.

7. Сборка лунной ОС
Посещаемая ОС с конфигурацией типа Мира. Располовиненная Заря - 2 модуля по 10 т + 2-3 модуля на базе Прогрессов по 6 т. Жизнеобеспечение экспедиций и исследования в автоматическом режиме. Обслуживается Прогрессами-Л (он же - ГТК-Л). Срок - с 2015 г.

8. "Лунная" РН
Подгонка Ангары под лунные задачи, увеличение грузоподъемности до 35 т. Создание предпосылок для регулярных однопусковых полетов.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость

Зомби. Просто Зомби

Если мы имеем лунный орбитальный однопусковый на, типа, Протоне, типа, "Союз" в полном объеме, то все остальное, типа, "уже есть" :mrgreen:
Ну, еще разгонный блок, типа - орбитальная ракетная ступень, для сборки "паровозиком" ;) , чтобы саму станцию запулить
А так - есть, по крайней мере, прототипы:
- орбитальных блоков
- луноходов
- посадочных ступеней...
Есть также опыт длительной орбитальной работы...
Вся разница-то - вместо 1-2-х дней пути будет 3-4 от старта до прибытия на станцию

Осталось все переосмыслить и собрать в одно целое :roll:

PS.
Да, и деньги с кого-то вытрясти :twisted:  :mrgreen:
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Цитировать... Располовиненная Заря - 2 модуля по 10 т + 2-3 модуля на базе Прогрессов по 6 т...
В общем-то, половинить - нет необходимости: какая разница, где собирать станцию, если только разгонники можно стыковать в любой конфигурации
То есть, здесь есть определенная "свобода маневра", если оптимальнее иметь небольшие блоки в составе станции - ничто не мешает, но также ничто (кроме грузоподъемности на LEO... э... основного "коня" :mrgreen: ) не мешает иметь и крупногабаритные объемы
Не копать!

avmich

Белл, глянь, что CSI упоминает в своём анализе - http://www.constellationservices.com/Lunar_ExpressSM_Transportation_System.pdf . Среди прочих вещей они, например, упоминают, что туалет на Союзе рассчитан на 3 дня - до Луны и обратно не хватит.

Дальше, зачем ПАО переделывать? Чтобы иметь 2 км/с ХС? Так это не переделка - топлива надо будет раз в 5 больше как минимум; с такой переделкой КК Союз до орбиты не дотянет. Если, конечно, сам довыводиться не начнёт, но тогда сожжёт топливо - не говоря о нештатном режиме.

Вот здесь упоминается о РН Союза-2 :) . Ну, допустим, на 8300 кг можно рассчитывать. Скорее всего, конечно, добавят ХС на КК Союз - её не хватает. Но о 2 км/с ХС речи не идёт.

Мне кажется, лучше переделать ОО - по массе должно быть выгоднее, чем делать дополнительный отдельный логистический отсек (ЛО). Если считать, что сейчас Союз - 7,2 тонны массы - несёт 0,9 тонн топлива, то, добавив 1,1 тонну массы (15%), топлива надо добавить, скажем, 0,3 тонны (33%), чтобы выросла ХС. Из 1,1 тонны остаётся 0,8 тонн, это можно использовать и для установки ТЗП (0,3 тонны, даже в том же документе это "широко известное" число упоминается...), и для установки аппаратуры для полёта к Луне, и для увеличения туалета - и, думаю, для удлинения ОО Союза, скажем, вставкой в середине цилиндрического кольца. Можно будет сэкономить ЛО.

Эту конструкцию (8,3 тонны) можно отправить к Луне (ХС 3113 м/с), используя РБ ДМ сухой массой 3,5 тонн, заправленной массой 21 тонна. Конечно, массы и скорости неточные, но вариации должны быть невелики - к Луне, например, я приводил ХС 3139 м/с .

Но у CSI, мне кажется, бюджет массы ещё более напряжённый :) как они собираются двухтонный ЛО добавить, и при этом всё ещё долететь до Луны... даже на сегодняшнем Союзе-ТМА... может, конечно, они не считают топливо в баках Союза - но это же можно сделать и в схеме без ЛО, всё равно лучше получится...

Bell

ЦитироватьБелл, глянь, что CSI упоминает в своём анализе - http://www.constellationservices.com/Lunar_ExpressSM_Transportation_System.pdf . Среди прочих вещей они, например, упоминают, что туалет на Союзе рассчитан на 3 дня - до Луны и обратно не хватит.
Хм... А насколько мне известно автономность Союза-ТМА - 5,2 дня. Откуда они 3 взяли?
В любом случае не хватит, поэтому я и говорю - надо практически заново делать увеличенный БО. В смысле бытовой отсек ;)

ЦитироватьДальше, зачем ПАО переделывать?
Опять же не понял - откуда 2 км/с?
Крайне желательно (по многим соображениям, в т.ч. безопасности) разделить функции между РБ и КК так:
Разгон на водороде (КВРБ)
Торможение на керосине (Фрегат)
Сход с LLO самостоятельно Союзом
Отсюда запас ХС на Союзе должен быть порядка 1000-1100 м/с (еще ведь нужен запас на орбитальные маневры). С учетом увеличения БО, ТЗП СА, баков и конструкций ПАО такой Союз потянет на 10-10,5 т. Кстати, тогда все укладывается в 2-пусковую схему на Протоне и Зените.




Меня больше такой вопрос волнует:
Вот запускается на Протоне Бриз-КМ со спутником. Сам Бриз весит 22,5 т, да еще спутник может потянуть 5-6 т. Вместе это явно больше грузоподъемности Протона на LEO. Выходит, что Бриз сам доразгоняет себя со спутником? Но у него же движок всего 10 т?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун
А гвоздички-то были круглые (с) Брестская крепость