Двигатели НИИМаш

Автор Штуцер, 22.09.2010 12:16:05

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Запуски космических аппаратов по Роскосмосу в 2011г. с двигателями НИИМАШ

http://niimashspace.ru/pdf/Zapuski_KA_s_dvig_NIIMash_doc.2012.pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Василий Жеканов

В 2004 году Украина экспортировала в Россию жидкостные ракетные двигатели малой тяги 15Д280 в количестве 100 шт.
http://uazakon.com/documents/date_31/pg_gmgvsx.htm
 
Где они применяются (применялись)?

Salo

16.10.2015 17:38:22 #42 Последнее редактирование: 16.10.2015 17:39:20 от Salo
ЦитатаАниКей пишет:
ЦитатаВ Нижней Салде планируют испытывать ракетные двигатели «Роскосмоса»
 Главная | Новости | В Нижней Салде планируют испытывать ракетные двигатели «Роскосмоса»
Дата публикации: 16.10.2015 г. | Автор: Tatyana Kosticina | Нижняя Салда Роскосмос
 
 В рамках акционирования и создания госкорпорации «Роскосмос» работающему в Нижней Салде ФГУП «Научно-исследовательский институт машиностроения» (НИИМАШ) передают работу по изготовлению микродвигателей разрабатываемых в подмосковном Королёве.
Да и сами учёные НИИМаша могут похвастаться уникальными разработками в лабораториях разработан новый мотор для космических полетов на Марс и на Луну. Сейчас ракетные двигатели малой тяги тестируются на вибростенде, где созданы все «космические» условия, надо отметить, что современные космические двигатели делают из специального ниобиевого сплава. Поэтому они способны выдержать температуру больше полутора тысяч градусов и высочайшие перегрузки. Кроме испытания своих разработок руководство НИИМАШа планирует предоставлять свой уникальный испытательный полигон, который занимает площадь 800 гектаров и расположен в 30 километрах от Нижней Салды для испытания всех ракетных двигателей Роскосмоса, в том числе маршевых -- для ракетоносителей семейства «Ангара», для ракеты сверхтяжёлого класса и других.
Чтобы было кому развивать российский космос в Нижней Салде будущих инженеров готовят к профессии с первого класса в школе №7 созданы специальные инженерные классы. Ученики начальных классов изучают конструирование, а старшеклассники делают упор на физику. Глава городского округа Нижней Салды Елена Матвеева планирует войти в губернаторскую программу «Уральская инженерная школа», чтобы дать ученикам профориентацию, чтобы дети, вырастая, оставались в родном городе и гарантированно получали высококвалифицированную работу. А потребность в инженерных кадрах в городе огромная нужны специалисты от операторов станков до испытателей летательных аппаратов. На примере Нижней Салды видно, как при желании маленький городок с 18-ти тысячным населением может перспективно развиваться и процветать.
http://ystav.com/v-nizhnej-salde-planiruyut-ispytyvat-raketnye-dvigateli-roskosmosa/
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитатаАниКей пишет:

http://www.oblgazeta.ru/economics/25872/
ЦитатаНижняя Салда вызывает огонь на себя
15 октября 2015, 22:18

На каждом пилотируемом корабле «Союз» установлено 32 микродвигателя НИИМАШа. Фото: Александр Исаков

Опубликовано в №191 от 16.10.2015
Затерянный в уральских лесах городок с 18-тысячным населением Нижняя Салда может стать общероссийским центром огневых испытаний всех двигателей, выпускаемых госкорпорацией «Роскосмос».

Взгляд на космос...

Работающее в Нижней Салде ФГУП «Научно-исследовательский институт машиностроения» (НИИМАШ) -- градообразующее предприятие, где трудится около 1 700 сотрудников. Здесь разрабатывают и изготавливают ракетные двигатели малой тяги для управления полётом космических аппаратов различного назначения (от спутников до пилотируемых космических кораблей). В настоящее время НИИМАШ проходит процесс акционирования.
Как стало известно «ОГ», в рамках акционирования и создания госкорпорации «Роскосмос» нижнесалдинскому предприятию будет передан ряд важных дополнительных функций, которые способны подстегнуть как развитие самого предприятия, так и территории присутствия.
-- В декабре этого года должно быть завершено акционирование всех предприятий создаваемой госкорпорации «Роскосмос». Будущий холдинг распределяет работу среди своих предприятий, пытается сделать специализацию, -- рассказал «ОГ» директор НИИМАШа Анатолий Долгих. -- Нам из подмосковного города Королёва передают ещё часть работы -- чтобы мы стали изготовителями разрабатываемых там микродвигателей, помимо тех, что производим сами. Но самое главное -- у нас надо развивать испытания больших двигателей.


В этой камере проходят вакуумные испытания микродвигателей НИИМАШа, часть оборудования изготовлена на самом предприятии. Фото: Александр Исаков
НИИМАШ имеет уникальный испытательный полигон, который занимает площадь 800 гектаров и расположен в 30 километрах от Нижней Салды. Здесь уже проводятся испытания создаваемых на этом предприятии микродвигателей, но теперь речь идёт о том, чтобы перенести на полигон испытания всех ракетных двигателей Роскосмоса, в том числе маршевых -- для ракетоносителей семейства «Ангара», для ракеты сверхтяжёлого класса и других.

Кстати
Каждый килограмм продукции НИИМАШа стоит 50 тысяч евро. У американцев аналоги нижнесалдинских ракетных микродвигателей (только с характеристиками похуже, по словам Анатолия Долгих) стоят в три раза дороже. Недавно была достигнута договорённость о поставке наших микродвигателей в США, но сделку заблокировал американский Госдеп.

-- Наша стендовая испытательная база находится далеко от населённых пунктов, значит, безопасна, если что-то взорвётся, ведь в двигателях используется ядовитое топливо. А наши конкуренты по большим стендам находятся практически рядом с городом. Не буду говорить, с каким. Да и секретность здесь легче обеспечить, ведь наш полигон в лесу подальше спрятали, -- пояснил Анатолий Долгих.


Орбитальная станция «Мир» 15 лет вместо запланированных пяти не сходила с орбиты, пока её не затопили в Тихом океане. Всё это время орбиту корректировали, поднимали в основном с помощью вот таких орбитальных двигателей, которые много лет разрабатывают, выпускают и испытывают НИИмаш в Нижней Салде и ракетно-космическая корпорация «Энергия» в городе Королёве. Они стоят на всех космических кораблях и на многих спутниках. Фото: Александр Исаков
...и на Землю
Формирование на базе НИИМАШа единого испытательного центра Роскосмоса неизбежно повлечёт инвестиции в производство, техперевооружение предприятия, создание новых высококвалифицированных рабочих мест. Тем более что общее сокращение госрасходов пока не затронуло программу пилотируемой космонавтики.
Нижняя Салда к этому готовится. В 2014 году в городе стартовал процесс создания инженерной школы.

Фото: Александр Исаков

-- Мы решили создать полноценный образовательный центр, который объединит детсад, среднюю школу и технические кружки с общими сквозными программами: ребёнок с полутора лет и до выпуска будет профессионально ориентирован -- сообщила «ОГ» глава Нижней Салды Елена Матвеева. -- Потребность в инженерных кадрах в нашем городе огромная, требуются операторы станков с ЧПУ, технологи, испытатели летательных аппаратов...
Профориентацию надо делать с раннего детства, чтобы дети, вырастая, оставались в родном городе и получали высококвалифицированную работу.
Сегодня в рамках формирования этого образовательного центра к школе присоединены дом детского творчества и клуб «Эврика», до конца этого года добавится детсад. Кроме того, центр сотрудничает с филиалом Нижнетагильского горно-металлургического колледжа в Нижней Салде.
В центре три профиля обучения: физико-математический, социально-гуманитарный и естественно-научный. Здесь уже обучается 781 ребёнок. Над учебным заведением шефствует НИИМАШ. Для учеников предприятие устраивает обзорные экскурсии и производственную практику, а для самого центра оказывает помощь в формировании материально-технической базы. Здесь оборудованы два компьютерных класса, а в начальной школе есть ещё и мобильный класс -- с ноутбуками.
В Нижней Салде надеются, что развитие НИИМАШа как испытательного центра Роскосмоса поможет городу выйти на качественно новый уровень развития и получить статус наукограда.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитатаВасилий Жеканов пишет:
В 2004 году Украина экспортировала в Россию жидкостные ракетные двигатели малой тяги 15Д280 в количестве 100 шт.
 http://uazakon.com/documents/date_31/pg_gmgvsx.htm
 
Где они применяются (применялись)?
Судя по тексту в блоке разведения 15А18М.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

17.10.2015 01:13:45 #45 Последнее редактирование: 17.10.2015 21:49:58 от Salo
Кстати сам ЖРД МТ 15Д280 разрабатывали (дорабатывали?) в НИИМаше:

//dlib.rsl.ru/loader/view/01002734865?get=pdf
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


excellent

15Д280 это очень древние двигатели. Разработка начала-середины 70-х гг.
Соответственно и довольно убогие удельные параметры. 

Salo

Согласно этой диссертации их дорабатывали в конце 80-х (видимо под Воеводу 15А18М)
http://dlib.rsl.ru/loader/view/01002734865?get=pdf
 
УИ вроде как выше, чем у 11Д428А-14.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

excellent

Бумага все стерпит))
Как бы.. обратите внимание - вроде 15Д280 выше УИ.. а почему тогда у практически такого же двигателя 
11Д428А ниже? Казалось бы - отработали 15Д280, определили параметры форсуночной головки, необходимые для повышенного УИ, внедрили в практически идентичную конструкцию - и получили сниженные параметры?Так не должно быть, это непорядок.
Скажу вам, что двигатели 11Д428А, приведенные на рис - это самые первые, на которых только-только началась отработка) Они - не показатель, почему именно их Ю.З. взял в качестве примера - непонятно, ведь есть и более высокие результаты, их изготовили не одну сотню штук. 
А 15Д280.. я так понимаю на них просто экспериментировали, в дело результаты не пошли, вернее результаты этих работ были частично применены в других двигателях.
Если рассмотреть все это в ретроспективе, то головка А-14 и 15Д280 и 11Д458А - не совсем удачная, сложная в изготовлении, для высоких параметров надо сильно ужесточать требования к точности и качеству поверхностей, что, в свою очередь повышает стоимость двигателей в целом. 
Эксперименты по дальнейшему повышению УИ на этой головке закончились не так как бы хотелось, поэтому на 11Д458М конструкция была изменена. 
Конструкцию можно глянуть тут http://www.fips.ru/cdfi/Fips2009.dll/CurrDoc?SessionKey=Q1X5986D5H2TJWPENAC5&GotoDoc=19&Query=1

Salo

К сожалению ссылка не открывается. :(

А за информацию спасибо огромное, excellent. Жаль, что редко заходите.

Получается производство 15Д280 в своё время передали на Южмаш?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

excellent

Патент на полезную модель можно найти зайдя на сайт фипс, в раздел информационные системы, там искать в полезных моделях по авторам, например Ларин Е. Г. Полезная модель №54102.
По 15Д280 - когда я работал в НИИмаше их не изготавливали, и вообще у меня почему то сложилось впечатление что это такая была разовая работа.. изготовили несколько партий и убрали КД в долгий ящик.
Передали ли его на южмаш мне неизвестно.

excellent

21.10.2015 19:16:04 #52 Последнее редактирование: 21.10.2015 21:17:23 от excellent
ЦитатаSalo пишет:
Вот здесь:
 http://www.niimashspace.ru/program.html
много фото РН Космос-3М и Молния. Что для них делал НИИМаш?
Для Молнии НИИмаш делал вот эту ДУ - 11Д414НС.

http://www.niimashspace.ru/index.php/produce/rkt/31-propulsion

Взамен имеющейся древней 60-х гг разработки с движком тягой 200 кг у которого срез сопла закрывался крышкой как на кастрюле))) В каком то из учебников по ЖРД есть фото и параметры этой ДУ.
Красмаш умер, а прежнюю делали там, пришлось решетневцам искать кто бы быстро, за год-полтора, сделал ДУшку))
НИИмаш взялся и с блеском выполнил задачу.

Salo

11Д414 (С5.31) от КБХМ:
 
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

excellent

Конструкция конечно.. да..

Старый

ЦитатаSalo пишет:
11Д414 (С5.31) от КБХМ:
А этот судя по продольным рёбрам на сопле с регенеративным охлаждением.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

excellent

Такое впечатление, что на шар-баллонах гайки ниппельного соединения ржавые.

Старый

Так это ж музейный экспонат. Могли и поржаветь.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok504/view/common-info.html?regNumber=0995000000219000095
Техническое задание: http://zakupki.gov.ru/44fz/filestore/public/1.0/download/priz/file.html?uid=90A8D9942F0100F8E0530A86121F66FF
Цитата«Создание ракетных двигателей и двигательных установок малой тяги космических аппаратов нового поколения»
Шифр ОКР: «ДУ КА»
«Создание ракетных двигателей и двигательных установок малой тяги космических аппаратов нового поколения в части работ 2019-2022 годов»
Шифр СЧ ОКР: «ДУ КА-2022»
Федеральная космическая программа России на 2016-2025 годы
...
1.5 Сроки выполнения СЧ ОКР:
начало  - с даты заключения государственного контракта; окончание- 15 ноября 2022 г.
...
2.1.3 Создание опытных образцов РДМТ и ДУ реактивной системы управления (РСУ) перспективного кислородно-углеводородного разгонного блока (КУРБ) на топливе «кислород - углеводородное горючее» («кислород-УВГ»), использующей КТ маршевой ДУ для обеспечения запуска МД и выдачи импульса тяги на увод РБ.
...
3.1.3 В состав ДУ РСУ КУРВ должны входить:
- РДМТ;
- баллон для хранения газа наддува;
- бак для хранения УВГ;
- средства подачи и стабилизации параметров УВГ;
- баллон для хранения газообразного кислорода;
- средства подачи и стабилизации параметров кислорода;
- кабельная сеть.
В состав РДМТ должны входить:
- КС с соплом;
- воспламенитель топлива;
- электроклапаны;
- элементы обеспечения и контроля функционирования;
- элементы крепления.
...
3 .2.1.3 ДУ РСУ КУРБ на топливе «кислород-УВГ» должна обеспечивать:
- создание тяги, обеспечивающей осевую перегрузку РБ для обеспечения запуска МД;
- создание тяги для увода РБ с траектории полёта КА на заключительном этапе полёта;
- хранение газообразного кислорода в баллонах сжатого газа и их подзарядку газифицированным кислородом от МД;
- дозаправку УВГ бака ДУ РСУ из бака РБ.
...
3.2.2.5 Технические характеристики ДУ РСУ КУРБ (п. 2.1.3, 3.1.3 ТЗ) на топливе «кислород-УВГ» должны соответствовать параметрам, приведенным в таблице 3.
Таблица 3 - Требования к параметрам ДУ РСУ КУРБ
№ п/п   Наименование параметра                                                  Значение параметра
1.1 Наименование системы                                                 Система кислорода    Система УВГ
1.2 Номинальная температура КТ на входе в ДУ, К                        273                         285
1.3 Абсолютное статическое давление КТ на входе в ДУ, МПа     20,0                        0,21
1.4 Эксплуатационный диапазон температуры КТ
на входе в ДУ, К                                                                          от 223 до 323     от 273 до 303
1.5 Номинальная тяга РДМТ в пустоте, Н                                                          25
1.6 Номинальное значение, удельного импульса тяги РДМТ в
 пустоте, м/с, не менее                                                                                       2900
1.7 Максимальное количество включений в полёте                                         10
1.8 Минимальная длительность одного включения, с                                        5
1.9 Максимальная длительность одного включения, с                                     600
1.10 Суммарное время работы в полёте, с, не более                                      2400
1.11 Минимальное время между включениями, с                                                5
1.12 Максимальное время между включениями, ч                                             24
1.13 Максимальная длительность пребывания в полёте, суток                       10

3.2.2.6 В ДУ РСУ КУРБ должны использоваться:
- окислитель - кислород газообразный, испарённый из кислорода жидкого технического ГОСТ 6331-78 второго сорта;
- горючее (УВГ) -нафтил по ТУ 38.00-1244-81 или нетоксичное синтетическое углеводородное горючее;
- газ системы наддува баков и управления - гелий газообразный марок «A», «F» по ГОСТ Р ИСО 15859-4-2010.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"