Новости ОАО ИСС имени М.Ф.Решетнёва

Автор Вал, 05.08.2010 10:43:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Цитировать10:22 11/08/2011Россия http://www.itar-tass.com/c9/202104.html
Роскосмос и ИСС им.Решетнева подписали госконтракт по созданию космической системы ретрансляции "Луч"[/size]

Фото www.iss-reshetnev.ru

КРАСНОЯРСК, 11 августа. (АРМС-ТАСС). Роскосмос и "Информационные спутниковые системы" (ИСС) им.Решетнева подписали государственный контракт по созданию многофункциональной космической системы ретрансляции (МКСР) "Луч". Как сообщила сегодня пресс-служба ИСС, документ предусматривает финансирование этих работ в 2011-2013 г.

ИСС предстоит до конца 2011 г. завершить создание и вывести на орбиту первый космический аппарат создаваемой системы - (КА) "Луч- 5А", а также изготовить КА "Луч-5Б", запуск которого запланирован на начало следующего года. В 2012-2013 гг. будут осуществляться работы по созданию технического и стартового комплексов для подготовки спутников к запуску, наземного комплекса управления космическими аппаратами на орбите и других составных частей МКСР "Луч", передает ИТАР-ТАСС.

ИСС им.Решетнева - ведущее в России предприятие по разработке и производству беспилотных КА. За годы его работы создано более 1 тыс. 160 аппаратов для работы на всех типах орбит. Космические аппараты ИСС составляют две трети орбитальной группировки России. По данным на 1 августа, орбитальная группировка аппаратов разработки и производства ИСС составляет 78 спутников. В том числе по целевому назначению используются 53 аппарата.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Lanista

В ОАО «ИСС» состоялся Совет по комплектующим

24-25 августа в ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» состоялся 10-й Совет по комплектующим электрорадиоизделиям.

Юбилейный Совет собрал свыше ста представителей почти сорока российских предприятий, изготавливающих бортовую аппаратуру и электронные компоненты для космических аппаратов, а также двух компаний-заказчиков спутников. Впервые в его работе приняли участие представители ФГУП «НПО имени С.А. Лавочкина» - известного разработчика и изготовителя научных космических аппаратов.

ОАО «ИСС» как заказчик бортовой аппаратуры космических аппаратов и организатор Совета стремится ориентировать подрядчиков на международные стандарты в использовании электронной компонентной базы. Участники мероприятия обсудили вопросы применения электрорадиоизделий в российских спутниках, перспективы развития и обеспечения качества отечественной элементной базы, реализацию программы импортозамещения. В ходе работы в докладах многократно подчеркивалось, что от качества комплектующих зависит надёжность и срок активного существования космических аппаратов.

В рамках работы Совета для его участников была организована экскурсия в ОАО «ИТЦ – НПО ПМ» (Испытательный технический центр), которое входит в интегрированную структуру ОАО «ИСС» и осуществляет входной контроль и испытания поступающих электрорадиоизделий для космических аппаратов, создаваемых решетнёвской фирмой. Делегаты ознакомились с методиками проверки качества электронных компонентов, которую применяют железногорские специалисты.

Lanista


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2011/275.pdf
ЦитироватьНовый международный контракт ИСС[/size]

Предприятие разработает и изготовит инженерную модель поворотного устройства солнечных батарей по контракту с китайской компанией «Великая стена» (Greate Wall). Этот проект реализуется в рамках концепции по продвижению на международный рынок различных видов высокотехнологичной продукции ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва, выпускаемой наряду с космическими аппаратами.

Сегодня предприятие активно осваивает новые ниши рынка, предлагая на экспорт не только основную продукцию – телекоммуникационные спутники, но и отдельные подсистемы и устройства космических аппаратов. В  частности, специалисты ОАО  «ИСС» создают сложные электромеханические узлы, которые по своим техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам. Поворотные устройства для вращения панелей солнечных батарей предприятие изготавливает для таких отечественных компаний, как НПО имени С.А. Лавочкина и РКК «Энергия».
На международном рынке наиболее заинтересованными заказчиками в этой области выступают китайские организации. Контракт с компанией «Великая стена» на разработку и производство инженерной модели поворотного устройства солнечных батарей был заключен в ходе XIV Международного авиационно-космического салона Aviation Expo China 2011, который проходил в Пекине с 21 по 24 сентября этого года. В период, предшествовавший заключению договора, представители китайской стороны тщательно изучили предложения, существующие на рынке, и пришли к выводу, что продукция ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва наиболее оптимальна по своим техническим характеристикам, качеству и цене. По словам директора Отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем Владимира Халимановича, подписавшего договор со стороны ОАО «ИСС», требования, которые выставил заказчик достаточно жёсткие, но в то же время контрактные условия позволяют гарантировать наилучшие результаты реализации проекта. Успешно выполнив заказ китайской компании, решетнёвская фирма получит новый опыт в сфере разработки и изготовления поворотных электромеханических устройств, что будет способствовать дальнейшему развитию этого направления.[/size]
Цитировать«Ямал-300к»: электрические испытания платформы[/size]

В цехе 038 начался первый этап электрических испытаний оборудования платформы космического аппарата связи и телевещания «ямал-300к». спутник создаётся по заказу российского оператора спутниковой связи оао «Газпром космические системы».
В основу проекта положена новая платформа среднего класса «Экспресс-1000НТА». По техническим и эксплуатационным характеристикам она в полтора раза превосходит платформу телекоммуникационных спутников «Экспресс-АМ33/44». Благодаря применению новейшего технологического оборудования и бесконтейнерному исполнению, космический аппарат будет иметь 26  транспондеров в С- и Ku- диапазонах, что позволит предоставлять все виды современных услуг связи потребителям на территории России и стран СНГ.
В  настоящее время в цехе электрорадиоиспытаний космических аппаратов и систем начались электрические испытания оборудования платформы спутника связи и вещания «Ямал-300К». В  течение месяца специалистам предстоит выполнить проверки электрических характеристик отдельных систем аппарата, его бортового комплекса управления. После успешного завершения первого этапа электрических испытаний будет проведена интеграция платформы с модулем полезной нагрузки. Далее аппарату предстоит пройти интеграционные электрические тесты, проверки на внешние механические воздействия, термовакуумные испытания и итоговые приёмо-сдаточные испытания.[/size]
ЦитироватьЗнакомство с мировыми достижениями станкостроения[/size]

Руководители производственных подразделений ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва посетили одну из ведущих международных выставок современного металлорежущего и машиностроительного оборудования – EMO HANNOVER 2011.
Ганноверская выставка является одной из самых масштабных по представленным на ней компаниям и количеству экспонируемого оборудования. На обширных площадях производители представили широкий спектр металлообрабатывающих станков, производственных систем, прецизионных инструментов, компьютерные технологии, электронное оборудование и комплектующие промышленного назначения. В этом году мероприятие впервые посетила делегация ИСС, в которую вошли заместитель генерального директора по производству Евгений Данилов, начальник цеха  020 Владимир Шевердов и начальник цеха 039 Евгений Патраев.
Сегодня на предприятии проектируются очень сложные конструкции, для изготовления которых необходимы высокоточные механообрабатывающие станки с программным управлением, способные обеспечить как массовое, так и штучное производство. Для подбора оборудования необходимо знакомиться с последними достижениями в области станкостроения. По словам Евгения Данилова, участие в подобных мероприятиях позволяет предприятию лучше ориентироваться на рынке крупнейших производителей высокотехнологичного оборудования. «Если сравнивать первую российскую машиностроительную выставку, которую мы посетили и ганноверскую, то можно с уверенностью говорить о том, что мировое станкостроение шагнуло далеко вперёд», – говорит Евгений Николаевич. Сегодня производители стремятся разрабатывать многофункциональное оборудование со множеством новых механических узлов, с помощью которых на одном станке можно будет в полном объёме проводить необходимую обработку деталей. Большое внимание компании уделяют созданию оборудования для прецизионной обработки тяжёлых сплавов, в том числе титана. В  развитии этого направления станкостроения очень заинтересовано наше предприятие. Так как на сегодняшний день на изготовление деталей из титана уходит более 50% рабочего времени.
Представителей ИСС заинтересовали машины для выкладки композиционных материалов одной из ведущих европейских фирм. На сегодняшний день потребность в подобном оборудовании на предприятии очень велика.
В  ближайшее время специалистам решетнёвской фирмы предстоит, взвесив все «за» и «против», решить насколько приобретение этого высокотехнологичного оборудования будет экономически выгодно для предприятия.
В  целом же участие в ганноверской выставке позволило решетнёвцам не только познакомиться с новинками машиностроительного рынка, но и увидеть его реальные возможности.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/?cid=news&nid=1356
ЦитироватьСтарт проекта «КазСат-3»[/size]

Проект по созданию космического аппарата «КазСат-3» стартовал рабочей встречей представителей ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», АО «Республиканский центр космической связи» (Казахстан) и Thales Alenia Space.

Рабочая встреча трёх сторон прошла в ОАО «ИСС» - головном предприятии по разработке и производству нового телекоммуникационного спутника «КазСат-3». Президент Республиканского центра космической связи Виктор Лефтер отметил, что большой опыт и авторитет специалистов решетнёвской фирмы дают заказчику уверенность в создании качественного космического аппарата, отвечающего всем современным требованиям.

В совещаниях приняли участие специалисты компании-субподрядчика – итальянского подразделения фирмы Thales Alenia Space, которое изготовит модуль полезной нагрузки для нового телекоммуникационного спутника. Совместно с представителями ИСС они обсудили вопросы компоновки оборудования ретранслятора и антенных сборок космического аппарата.

Контракт на создание телекоммуникационного спутника «КазСат-3» подписан 20 июня в ходе проведения 49-го международного авиационно-космического салона Paris Air Show - Le Bourget 2011 (г. Париж). Космический аппарат будет изготовлен на базе унифицированной платформы среднего класса «Экспресс-1000Н» и оснащен 28 активными транспондерами Ku-диапазона частот. Срок активного существования спутника составит 15 лет. Новый космический аппарат обеспечит надёжной связью и вещательными услугами пользователей всей территории Казахстана и отдалённых населённых пунктов.

03.10.2011[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2011/276.pdf
ЦитироватьИспытания на прочность[/size]

Все работы по изготовлению космического аппарата «Ямал-300К» выполняются в соответствии с условиями контракта. в настоящее время специалисты отдела 340 приступили к испытаниям на прочность конструкции спутника.
Основой конструктивной схемы спутника связи и вещания «Ямал­300К» является изогридная сетчатая труба из высокомодульного композиционного материала. Её преимуще­ства – высокая удельная прочность и жёст­кость. Это позволило за счёт уменьшения массы силовой части конструкции предоставить дополнительные возможности для установки оборудования на модуль полезной нагрузки космического аппарата.
В  течение месяца специалистам пред­стоит провести статические испытания, которые являются зачётными для силовой конструкции. В ходе проверок на квалифика­ционную модель спутника будут произведены необходимые механические нагружения, которые космический аппарат испытывает во время транспортировки на космодром, старта ракеты­носителя, отделения её сту­пеней. Продолжительность этих испытаний зависит от этапа подготовки. В  среднем на сборку испытательной схемы, в которой используется около 30 гидроцилиндров, работающих одновременно, уходит около трёх суток. При этом сами испытания продол­жаются три­четыре часа, затем сотрудники отдела 340 осуществляют демонтаж схемы, её переустановку, при необходимости – поворот конструкции.
По результатам статических испытаний специалисты составят заключение, подтверж­дающее прочность конструкции космичес­кого аппарата «Ямал­300К».[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

ZOOR

Цитировать
ЦитироватьИСС и Thales сформулировали условия и этапы создания совместного предприятия[/size]
Сегодня, 14:17   http://www.i-mash.ru/news/nov_otrasl/18044-iss-i-thales-sformulirovali-uslovija-i-jetapy.html          


ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнёва" и европейская компания Thales Alenia Space подписали Меморандум о взаимопонимании, определяющий условия и этапы создания совместного предприятия.
 
Церемония подписания состоялась в Москве в присутствии премьер-министров России и Франции Владимира Путина и Франсуа Фийона, руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина и Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в России Жана де Глиниасти.
 
В рамках Меморандума стороны договорились о формате и сроках переговоров по созданию совместного предприятия, специализацией которого станет сборка и интеграция полезной нагрузки космических аппаратов связи для российских и зарубежных заказчиков, а также разработка новой платформы и оборудования для высокомощных спутников. Взаимодействие компаний направлено на повышение конкурентоспособности перспективных космических аппаратов и их коммерциализацию на отечественном и международном рынках.
Я зуб даю за то что в первом пуске Ангары с Восточного полетит ГВМ Пингвина. © Старый
Если болит сердце за народные деньги - можно пойти в депутаты. © Neru - Старому

Вал

ЦитироватьВ рамках Меморандума стороны договорились о формате и сроках переговоров по созданию совместного предприятия, специализацией которого станет сборка и интеграция полезной нагрузки космических аппаратов связи для российских и зарубежных заказчиков, а также разработка новой платформы и оборудования для высокомощных спутников. Взаимодействие компаний направлено на повышение конкурентоспособности перспективных космических аппаратов и их коммерциализацию на отечественном и международном рынках.
Неужели Экспресс-4000 в железе появится?  :shock:
5359055087344250

Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/newspaper/2011/282.pdf
ЦитироватьТемп жизни и работы[/size]

В последнее пятилетие ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва сделало стремительный рывок в освоении технологий создания космических аппаратов. такой темп работы задан командой менеджеров под руководством генерального конструктора и генерального директора Николая Тестоедова. Более половины жизни посвятил Николай Алексеевич развитию сибирского спутникостроения, а в 2006 году возглавил одно из ведущих предприятий российской космической отрасли.

- Николай Алексеевич, что для  вас является ключевым показателем эффективной работы коллектива?

- Особую гордость у меня как у спутникостроителя вызывает запуск аппарата, его включение на орбите, начало работы. Думаю, со мной это чувство разделят все сотрудники предприятия. Потому что успешный запуск является квинтэссенцией всей напряжённой производственной деятельности и показателем профессионального роста коллектива. В этом заключается смысл нашей работы. Гордиться можно всем: производственными достижениями, технологическими и конструкторскими находками, преодолением сложностей при испытаниях. Но каждая из составляющих нашего труда, в конечном итоге, проходит проверку в момент запуска.

- Есть ли у вас уверенность в стабильности и успешности предприятия на годы вперёд?

- Конечно, есть. Она базируется на многих факторах. Исторически эта уверенность основана на том, что много лет назад М.Ф. Решетнёв создал научно-производственное объединение с головной ролью конструкторского бюро. Такая система оказалась жизнеспособной, особенно в сложных условиях последних лет, когда выживали только те предприятия, которые создавали конечный продукт. Очень важным было решение создать замкнутый цикл наземной экспериментальной отработки космических аппаратов. И сегодня мы единственное предприятие в России, которое вывозит спутники только на космодром, непосредственно перед запуском.
Предприятие независимо с точки зрения стоимости испытаний, производственных элементов и прочего. Это та база, на которой зиждется моя уверенность. Но это уверенность сегодняшнего дня. Уверенность завтрашнего дня – это достойное место ОАО  «ИСС» в стратегических государственных программах: Федеральной космической программе, ФЦП «ГЛОНАСС», госпрограмме вооружения, а также наше участие в проектах Минкомсвязи и иных министерств
и ведомств. Эти планы, рассчитанные до 2020  года, утверждены, поэтому мы точно знаем и направление развития, и характеристики аппаратов, и объёмы производства. Это, в свою очередь, позволяет прогнозировать заработную плату на 10 лет вперёд и уверенно делать госзаказ на специалистов. Сегодня около 450  студентов в вузах страны обучаются по целевому набору от ОАО «ИСС». Мы готовим будущих работников, гарантируя им достойную заработную плату, рост квалификации, возможность участия в социальных программах предприятия.

-  Какие технологии будут развиваться на предприятии в ближайшее время? будет ли оао  «иСС» осваивать научный космос или, например, создавать метеорологические спутники?

- В числе перспективных технологий особо следует отметить направление крупногабаритных конструкций. Неслучайно 5 лет назад Роскосмос создал на базе нашего предприятия Отраслевой центр крупногабаритных трансформируемых механических систем. В этих вопросах мы опережаем ведущие фирмы Европы.
Но ключевым направлением, которое определяет развитие технологий на ближайшие 10 лет, является разработка, производство и интеграция полезных нагрузок.
Создание космических аппаратов других применений, например, для научного космоса, дистанционного зондирования Земли, метеорологии рассматривается в двух направлениях.
Мы участвуем в создании спутников производства НПО имени С.А. Лавочкина, в ряде проектов РКК «Энергия», поставляя отдельные узлы и системы. Новым направлением для нас является разработка и производство спутников дистанционного зондирования Земли, мы уже изготовили инженерно-квалификационную модель для космического аппарата в интересах сельского хозяйства. Таким образом, ни одна из технологий, которыми сильно ОАО «ИСС», не была потеряна за последние годы. Наоборот, все они приумножены. И сегодня каждый наш новый космический аппарат лучше, чем предыдущий, по всем параметрам: и по техническим характеристикам, и по выполняемым функциям.

- Как вам удаётся успешно руководить 7,5-тысячным коллективом?

- Результаты работы коллектива зависят не только от личных качеств руководителя. Залогом успеха предприятия является правильно выстроенная система менеджмента. Единственная корректировка, которую я вынужден был внести 5 лет назад, – это то, что структура предприятия, его производственные и конструкторские возможности должны быть направлены только на решение конечной задачи – создание спутника. Когда я сравниваю наше предприятие с другими, я вижу «заточенность» коллектива ИСС на конечный успех. Именно эта особенность позволяет нам добиваться результата.

-  Для того чтобы быть успешным стратегом и руководителем предприятия, безусловно, необходим широкий круг знаний и интересов. что для вас в жизни важно помимо работы?

- Есть классическое определение приоритетов: вы живёте ради работы или работаете ради жизни. По сущности человека, по его биологическому предназначению, конечно же, надо работать ради жизни. И не случайно Маркс измерял богатство общества по количеству свободного времени его граждан. Сегодня в рамках существующих законов каждый человек имеет возможность самореализации вне профессиональной деятельности.
Но есть такая работа, которая не отпускает. В большей степени это свойственно представителям творческих профессий: музыкантам, артистам, художникам, которым сложно провести грань между рабочим временем и образом жизни. Таким же огромным творческим потенциалом, на мой взгляд, обладает спутникостроение, возникает потребность заниматься им больше времени, чем отводит рабочий график.
Конечно, у человека должно быть хобби. В своё время я занимался спортом: после работы убегал в мотоклуб, по выходным участвовал в соревнованиях и тренировках. И это было правильно. Но в какой-то период перестаёшь быть спортсменом.
В  какой-то момент понимаешь, что никогда не научишься играть на гитаре, что тебе неинтересно начинать собирать марки или обязательно раз в неделю ходить в баню с друзьями. Гораздо важнее и интереснее заниматься делом.

- Остаётся ли у вас время на чтение? если выдаётся свободное время, что предпочтёте прочесть – периодику или художественную литературу?

- Времени на чтение всё меньше. Но я систематически читаю периодику. И так как у меня много командировок, то обязательно ежедневно прочитываю несколько газет: «Известия», «Коммерсантъ», «Аргументы и факты», городские газеты. Это позволяет быть в гуще общественных событий. Другое дело, что всё меньше остаётся времени на литературу как таковую. Это, увы, удел самолёта, изредка – поезда, ещё реже – отпуска.
Поэтому я прочитываю сейчас уже не сотни книг, как в молодости, не несколько десятков, как десять лет назад. Я сейчас прочитываю 10-15 книг в течение года.
Наверное, это мало, но на большее времени не остаётся.

- Можно без преувеличения сказать, что коллектив предприятия поддерживает своего руководителя и, главное, доверяет ему. А вы ощущаете эту поддержку?

- Да. Ощущаю. И для этого не нужно слов. Понимание чувствуется, например, в вопросах, которые задают сотрудники на встречах. Я обратил внимание, что за пять лет характер вопросов существенно изменился. Практически исчезли бытовые темы, потому что мы непрерывно развиваем программы по жилью, поддерживаем молодых работников, ветеранов, спортсменов, проводим ремонты, обновляем мебель, компьютеры. Сегодня на первое место выходят вопросы стратегического плана. Это значит, что люди задумываются о своём положении в мире, в городе, на предприятии. Отдавать ли ребёнка на инженерную специальность? Создавать ли рабочую династию?..
Очень велика поддержка и в повседневной деятельности, особенно в сложные периоды, когда требуется мобилизация всего коллектива. Я с огромной благодарностью могу сказать, что за пять лет работы ни разу не слышал слово «нет». Каждый человек, понимая, что его действия направлены на решение единой задачи – создание спутника, с готовностью откликается на просьбы руководства. Это самое главное – поддержка делом. Она очень дорогого стоит.

-  За пять лет вам удалось вывести коллектив предприятия не только на новый уровень производства, но и мышления.  меняется стиль работы.  ускоряется её темп. Как  вы считаете, следующие пять лет будут такими же продуктивными?

- Существующие мощности, технологии, приёмы работы, а также загрузка персонала предприятия сегодня близки к максимальным значениям. Рост по ним продолжается, но уже плавными темпами: за счёт совершенствования норм выработки и экономии материалов. Сейчас уже нет потребности увеличивать объём производства на 30-50% в год, речь идёт о 7-10% – это показатель стабильности предприятия.
Каждый год несёт в себе новизну требований к количеству услуг, которые обеспечивают создаваемые нами спутники. И у нас всегда есть потенциал для более интенсивного развития – это инновационные программы, новые направления производства, такие как создание полезных нагрузок, изготовление аппаратов с новыми характеристиками, для которых строятся производственные корпуса, внедряются современные технологии. Поэтому я уверен, что такое динамичное развитие предприятия будет продолжаться.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Блудный

ЦитироватьИспытания на прочность

Все работы по изготовлению космического аппарата «Ямал-300К» выполняются в соответствии с условиями контракта. в настоящее время специалисты отдела 340 приступили к испытаниям на прочность конструкции спутника.

Цитировать2012
май – Луч-5Б, Ямал-300К – Протон-М/Бриз-М – Байконур

За полгода планируют управиться?

Salo

http://www.npopm.ru/?cid=news&nid=1377
ЦитироватьОАО «ИСС» введено в эксплуатацию новое испытательное оборудование[/size]

В ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» введена в эксплуатацию высокотехнологичная горизонтальная вакуумная установка, предназначенная для термобалансных и термовакуумных испытаний космических аппаратов.

Ввод в эксплуатацию ГВУ-600 осуществлён по итогам успешно проведённых автономных проверок всех систем установки, подтвердивших её полную работоспособность.

Новая камера объёмом 600 кубических метров превышает по размерам имеющееся на предприятии испытательное оборудование. Она предназначена для экспериментальной отработки и приёмо-сдаточных электрических испытаний космических аппаратов, требующих обеспечения теплового режима в горизонтальном положении. Погрузка в горизонтальную камеру изделий и выгрузка из неё будут осуществляться без использования подъёмного крана, который применяется при работах на вертикальных испытательных установках.

Первые испытания в новой установке планируется провести в ОАО «ИСС» до конца 2011 года.

05.12.2011[/size]

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.npopm.ru/images/File/newspaper/2011/284.pdf
ЦитироватьИспытательная установка нового поколения[/size]

Испытательная база ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва пополнилась новой вакуумной установкой, аналогов которой нет в России. 29 ноября был подписан акт ввода в эксплуатацию камеры ГВУ600, предназначенной для отработки космических аппаратов, создаваемых на базе негерметичных спутниковых платформ. Установка оснащена самыми современными системами и по своим параметрам превосходит имеющиеся на предприятии вакуумные камеры.

Над созданием вакуумной установки специалисты ИСС работали совместно с представителями российских и зарубежных предприятий. Проект камеры по заказу решетнёвской фирмы разработала китайская компания Great Wall, специалисты которой также изготовили её корпус и приняли участие в монтажных работах. В отличие от вакуумных камер ТБК120 и КВУ400, новая установка имеет объём порядка 600 кубометров и позволяет испытывать спутники в горизонтальном положении. Это необходимо для отработки в условиях земной гравитации негерметичных космических аппаратов, система терморегулирования которых построена на тепловых трубах.
ГВУ-600 оснащена рядом уникальных систем и оборудования, которых нет ни в одной из имеющихся в ИСС камер, в том числе системой контроля температурных деформаций антенн, системой обезвешивания для раскрытия панелей солнечных батарей, имитатором солнечного излучения больших размеров. «Все системы прошли испытания, на каждую подписан соответствующий акт, – отметил начальник отдела термовакуумных испытаний Валерий Христич. – Некоторые из них показали лучшие результаты, чем ожидалось. Например, система подачи азота обеспечивает низкий расход газа и позволяет проводить испытания быстрее, чем в других камерах». Кроме того, новую установку отличает чистота вакуума и высокое давление, благодаря чему отработка космических аппаратов и их отдельных узлов будет проводиться в условиях, максимально близких к эксплуатационным.
В настоящее время ведётся подготовка камеры к испытаниям первого изделия – плазменной двигательной установки космического аппарата. В дальнейшем оборудование будет использоваться для отработки различных фрагментов спутников, в том числе крупногабаритных механических систем.[/size]
ЦитироватьМИК – новые возможности производства[/size]

Завершается разработка проекта монтажно-испытательного корпуса (МИК ) ОАО «ИСС », в котором будут проводиться заключительные этапы сборки и испытаний спутников, создаваемых на базе платформы «Экспресс2000».

Строительство монтажно-испытательного комплекса будет проводиться в рамках реализации государственной программы вооружения до 2020 года. Разработкой проекта занимаются специалисты ОАО «Сибпромпроект», входящего в интегрированную структуру ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Сейчас проект проходит согласование на предприятии на соответствие техническому заданию.

Современный производственный комплекс планируется возвести рядом с цехом гальвано-химических и лакокрасочных покрытий. В МИКе будут осуществляться сборка, виброиспытания, термовакуумные, высокочастотные и электрические испытания систем спутников. Создание нового корпуса позволит специалистам ИСС изготавливать крупногабаритные космические аппараты с улучшенными техническими характеристиками. Он также поможет повысить пропускную способность цехов 037 и 038 по производству гражданских и коммерческих спутников. Общая площадь монтажно-испытательного корпуса составит 45 тысяч квадратных метров. В двух пролётах планируется создать производственные подразделения. Для их обслуживания будут возведены шестиэтажные пристройки, в которых разместятся административно-хозяйственные и бытовые участки. Строительство нового корпуса будет вестись в два этапа в течение 5 лет.
В ближайшие месяцы проекту МИКа предстоит пройти государственную экспертизу, после чего начнётся строительство объекта.[/size]
ЦитироватьИСС на Всемирном Салоне Инноваций[/size]

Решетнёвская фирма приняла участие в юбилейном 60-м Всемирном салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Иннова/Эврика 2011».
ОАО «ИСС» представило разработки сотрудников предприятия, защищённые патентами. Золотая медаль салона присуждена авторскому коллективу отдела 640 за программный продукт «Способ
автоматического построения трёхмерных геометрических моделей электрорадиоизделий в системе геометрического моделирования». Серебряных медалей удостоены сотрудники лаборатории 980 за
технологию «Способ склеивания равнопрочной трёхслойной панели с сотовым заполнителем» и отделов 320 и 340 – за изобретение «Тепловая труба». В этом году специалисты ИСС также выступили на Международном деловом форуме высоких технологий и инноваций, проходившем в Брюсселе в преддверии Всемирного салона.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.npopm.ru/?cid=news&nid=1381
ЦитироватьКонструкция модуля полезной нагрузки спутника «Экспресс-АМ6» производства ОАО «ИСС» отправлена в Канаду[/size]

Конструкция модуля полезной нагрузки космического аппарата связи «Экспресс-АМ6», изготовленная специалистами ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва», отправлена в канадскую компанию MDA для установки оборудования ретранслятора.

Установка оборудования ретранслятора будет проходить при участии сотрудников ОАО «ИСС». В сентябре 2012 года готовый модуль полезной нагрузки спутника «Экспресс-АМ6» вернётся в решетнёвскую фирму, где состоится его стыковка с модулем служебных систем.

«Экспресс-АМ6» - второй спутник, при создании которого канадская фирма MDA выступает соисполнителем в части разработки и изготовления ретранслятора и бортовых антенн. Так же, как и «Экспресс-АМ5», высокомощный космический аппарат «Экспресс-АМ6» будет обладать большим количеством транспондеров для вещания в C-, Ku-, Ka- и L-диапазонах. Оба спутника создаются по заказу ФГУП «Космическая связь» на базе тяжёлой платформы «Экспресс-2000», разработанной в решетнёвской фирме.

Большое количество транспондеров обусловило крупные размеры конструкции модуля полезной нагрузки космического аппарата «Экспресс-АМ6». Она состоит из сотопанелей общей площадью 67 квадратных метров, которые изготовлены в ИСС имени академика М.Ф. Решетнёва. При их производстве применены современные материалы, обеспечивающие облегчённый вес крупногабаритной конструкции и термостабильность, необходимую для работы в условиях космической среды.

22.12.2011[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.npopm.ru/images/File/newspaper/2011/286.pdf
ЦитироватьБортовой комплекс управления «Экспресс-АМ5»[/size]

Специалисты ИСС приступили к реализации первого этапа отработочных испытаний бортового комплекса управления космического аппарата «Экспресс-АМ5».
В настоящее время проверки проходят телеметрическая и командно-измерительная системы БКУ, бортовой компьютер и блок управления. После подтверждения возможности их функционирования в составе комплекса специалисты проведут испытания интерфейсного блока и отработку режимов БКУ.[/size]
ЦитироватьПродукция ИСС для российских спутников[/size]

На предприятии завершены работы по созданию системы ориентации солнечных батарей для космического аппарата разработки РКК «Энергия». Устройство состоит из двух механических и электронного блоков, а также комплекта кабелей. В его основу положены лучшие технические решения, проверенные в предыдущих разработках. Изделие получилось лёгким и компактным, в нём использована радиоэлектронная компонентная база отечественного производства.
В период работы над устройством специалисты ИСС познакомились с системами проектирования, действующими в РКК «Энергия»[/size].
ЦитироватьТокарный станок цеха 011[/size]

Станочный парк штамповочно-механического цеха пополнился прутковым автоматом фирмы «Goodway» (Тайвань). В ближайшее время специалисты ООО «Вебер Комеханикс» – представителя тайваньской компании в России – завершат пуско-наладочные
работы и обучение операторов цеха 011.
Прутковый автомат будет использоваться в производстве металлических элементов диаметром до 20 мм. Оборудование позволит
запускать в работу заготовки длиной до 3 метров, благодаря чему увеличатся скорость изготовления деталей спутников и производительность штамповочно-механического цеха.

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Энпэошник

Цитировать
Цитировать2012
май – Луч-5Б, Ямал-300К – Протон-М/Бриз-М – Байконур

За полгода планируют управиться?

Нет конечно, уйдет в право месяца на два.

Salo

http://www.militarynews.ru/excl.asp?ex=109
ЦитироватьГенеральный конструктор и генеральный директор ИСС Николай Тестоедов: "Российская космическая навигационная система четко ориентирована на развитие"[/size]



О перспективах ведущей российской спутникостроительной фирмы, а также о планах развития космической навигационной системы ГЛОНАСС "Интерфаксу-АВН" рассказал генеральный конструктор и генеральный директор ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева'', генеральный конструктор космического комплекса ГЛОНАСС Николай ТЕСТОЕДОВ. 29 ноября 2011 года ему исполняется 60 лет.

      - Николай Алексеевич, чем примечателен 2011-й год для российской космической навигационной системы ГЛОНАСС?

      - Если говорить о развитии системы ГЛОНАСС, то 2011-й год – безусловно, рубежный. Впервые за многие годы мы смогли восстановить орбитальную группировку до штатной численности – сегодня на орбите 24 работающих навигационных спутника второго поколения "Глонасс-М". Впервые за время существования ГЛОНАСС орбитальная группировка получила необходимый резерв. И еще одно очень важное событие произошло в 2011 году – в феврале был запущен первый навигационный спутник третьего поколения "Глонасс-К". Сегодня идут его летно-конструкторские испытания. Они помогут определить перспективное техническое лицо системы ГЛОНАСС до 2020 года и далее.

      Словом, год знаковый для нас во многих отношениях.

      - Почему было так важно увеличить орбитальную группировку до 24 аппаратов?

      - Есть такое понятие "многофакторная система". ГЛОНАСС – это классический пример многофакторной системы. Смысл ее в том, что параметры системы, в нашем случае – это, прежде всего, точность и надежность местоопределения – зависят от многих факторов. В частности, от количества спутников, их расположения на орбитах, установленной на спутниках аппаратуры, темпов закладки новых временных установок на аппараты, точности математических моделей и так далее. Всего примерно 15 важных факторов.

      Так вот, в этом году мы, наконец, на 100 процентов решили вопрос с так называемым геометрическим фактором – количеством и расположением аппаратов на орбите. Группировка должна быть такой, чтобы в каждый момент времени в "поле зрения" навигатора было не менее четырех спутников. Для этого в каждой из трех орбитальных плоскостей должно быть по восемь аппаратов. Если аппаратов меньше, то в какой-то из точек на поверхности Земли в какой-то момент времени вы не сможете произвести навигационное определение – над вами не будет "созвездия" из четырех аппаратов.

      Сейчас, повторюсь, на орбите 24 работающих спутника, и это означает, что в любой точке Земли, в том числе на экваторе, потребитель будет "видеть" не менее четырех спутников, что позволит ему полностью решить навигационную задачу – получить координаты своего местоположения и определить скорость движения. Это то, что нужно потребителю.

      - Почему так важен орбитальный резерв в системе ГЛОНАСС?

      - Наряду с наличием полноценной орбитальной группировки из 24-х аппаратов, необходимы резервные спутники в каждой из трех орбитальных плоскостей. Имея резерв, в случае плановой замены одного из аппаратов или каких-либо непредвиденных обстоятельств, всегда можно в течение нескольких дней или десятков дней ввести в строй новый аппарат, не ухудшая качество навигационного поля для России и мирового сообщества.

      Именно поэтому, например, в орбитальном сегменте американской системы GPS уже давно есть 24 основных аппарата и 6-7 резервных. Мы к этому только идем.

      - Вы упомянули спутник "Глонасс-К". В чем его основное отличие от предшественников?

      - Начало летно-конструкторских испытаний "Глонасса-К" показывает, что российская космическая навигационная система четко ориентирована на развитие. Сегодня в орбитальной группировке спутники "Глонасс-М". Они рассчитаны на семилетний срок службы на орбите и имеют два навигационных сигнала. "Глонасс-К" будет служить 10 лет. Дольше живет спутник – меньше запусков, меньше надо ракет, меньше затраты. Спутник нового поколения уже имеет три, а будет иметь в перспективе пять навигационных сигналов. "Глонасс-К" – это более высокая точность навигационных определений, более высокая стабильность бортовых часов и очень сильное развитие многофункциональности. То есть аппараты нового поколения дадут повышение точности и удешевление системы.

      В начале следующего года, по нашим планам, на орбиту отправится второй опытный космический аппарат "Глонасс-К".

      - Что-то изменится в статусе системы ГЛОНАСС после того, как она будет полностью сформирована с необходимым резервом спутников?

      - Есть совершенно стандартный подход, который реализуется во всех сложных технических системах, в том числе космических. Если говорить применительно к космонавтике, есть этап летно-конструкторских испытаний опытных образцов, есть зачетные испытания и опытная эксплуатация, после которых система становится серийной.

      То есть подписывается акт, и система получает все необходимые сертификационные документы, которые позволяют ее зачетные характеристики достоверно предъявлять мировому сообществу, если это открытая часть ГЛОНАСС.

      Сегодня система ГЛОНАСС находится на этапе опытной эксплуатации. Когда, помимо 24 штатных аппаратов, в ней будет соответствующий резерв, позволяющий ее уверенно поддерживать, начнется оформление пакета документов. Это конструкторская и эксплуатационная документация, гарантирующая параметры. Вся эта совокупность документов обеспечивает сдачу системы в эксплуатацию уже не в опытную, а именно штатную эксплуатацию.

      Думаю, все процедуры продлятся около года, в течение которого продолжатся также работы по улучшению земного сегмента системы, снижению погрешностей. То есть мы должны выйти на целевые показатели, которые заложены в тактико-техническое задание на систему ГЛОНАСС. Все очень просто. Мы создаем систему, в которой должны быть 24 космических аппарата, соответствующий резерв, несколько десятков наземных станций мониторинга и коррекции. Система должна иметь определенные параметры. И мы к этому шаг за шагом идем. Непрерывность развития системы определяется запросами потребителей.

      Весь следующий год, помимо выполнения и поддержания орбитальной группировки, помимо проведения испытаний новых аппаратов, мы точно так же будем заниматься увеличением земного сегмента, который обеспечивает более частое обновление информации на спутнике. Это совокупность наземных антенн, вычислительных комплексов, средства измерения навигационного сигнала.

      - Один из самых главных параметров ГЛОНАСС – точность местоопределения. Какие здесь перспективы?

      - Есть программа повышения точностных параметров. Она разработана, утверждена и выполняется. Я уже говорил, что характеристики системы зависят не только от количества спутников на орбите, но и от очень большого количества других факторов. Вот, например, параметр вращения Земли. Наша планета, как выяснили ученые, не вращается вокруг своей оси равномерно. Есть определенные изменения в скорости ее вращения, и их нужно учитывать.

      Далее, есть влияние тропосферной и ионосферной составляющей. Нужно учитывать также форму Земли, так называемый геоид. Ведь ошибочно думать, что наша планета по форме – это идеальный шар или эллипсоид. Поверхностные отклонения от идеальных геометрических форм измеряются километрами.

      То есть при решении навигационных задач с помощью космической системы все эти поправки нужно брать в расчет. Поэтому, кстати, новые спутники "Глонасс-К" будут иметь больше частот и позволят учесть большее число поправок.

      Есть и другие факторы, влияющие на характеристики системы ГЛОНАСС. Например, точность или стабильность бортового синхронизирующего устройства – часов спутника, и, соответственно, возможность обновления и координации общей шкалы времени космических аппаратов.

      То есть параметров много. Мы по каждому из них планомерно идем на улучшение. Например, довели орбитальную группировку до штатной численности – несколько повысили точность. Ввели новую закладочную станцию, чтобы обеспечить большую частоту программного обновления на космических аппаратах – тоже улучшили характеристики системы. Провели фундаментальные исследования, уточнили форму Земли – еще одну составляющую усовершенствовали. Каждый фактор имеет свой коэффициент и вносит его, соответственно, в улучшение ситуации.

      Таким образом, плавно, шаг за шагом, от события к событию будет повышаться точность. В конечном итоге, мы должные в течение нескольких лет выйти на точность порядка метра. Можно сказать, что это максимально достижимая точность для таких систем, как ГЛОНАСС или GPS при современном уровне развития космической техники.

      Посмотрите, как в последние годы развивалась система ГЛОНАСС. Еще два года назад мы проводили определение на местности с ее помощью с точностью 40-50 метров. Сегодня мы определяем местоположение с точностью 5-5,5 метров. Через два года будем оперировать точностью в метр-полтора.

      В то же время потребитель ставит новые задачи. Например, ведомства, которые занимаются кадастровыми работами, говорят, что им нужны точности до сантиметра. Тем структурам, которые занимаются безопасностью, например, диагностикой мостов, больших инженерных сооружений, опасных производств, плотин – им нужны миллиметровые и сантиметровые точности. Такие навигационные задачи ГЛОНАСС может решать только с помощью наземных средств дифференциальной коррекции.

      - Когда ГЛОНАСС "перегонит" GPS по точности?

      - Я думаю, что такая установка не совсем корректна. Эти системы по составу группировок очень схожи, имеют одинаковое количество аппаратов, высота орбит которых тоже практически одинакова. Поэтому надо говорить о том, чтобы ГЛОНАСС сравнялся с GPS по основным параметрам. Думаю, это произойдет через 2-3 года. И это подтверждено разработанной и утвержденной программой повышения точностных характеристик ГЛОНАСС. Все понятно, что делать по технике, понятно, как это будет развиваться во времени.

      Кстати, сегодня GPS не на много точнее ГЛОНАСС, его точностные характеристики в пределах 3-3,5 метра. С вводом в эксплуатацию запущенных в начале ноября спутников "Глонасс-М" мы сравнялись с GPS по составу орбитальной группировки. Но точность местоопределения, как я уже говорил, зависит еще и от состояния наземных средств управления. GPS, например, имеет по всему миру станции контроля и измерений. ГЛОНАСС имеет такие станции только на территории России, да еще две станции в Антарктиде, то есть, к сожалению, меньше, чем GPS. Дело в том, что навигационный спутник делает оборот вокруг Земли примерно за 12 часов. Поэтому он уходит на достаточно большой период из зоны видимости станций на территории России, и в этот момент не обновляются его значительные параметры, которые он доводит до потребителя. То есть по линии наземной инфраструктуры у нас еще есть куда развиваться.

      Я считаю, что сегодня GPS и ГЛОНАСС не являются конкурентными системами. Не случайно очень многие западные производители, которые создают навигационную аппаратуру потребителей, уже сегодня реально планируют создание двухсистемных приемников GPS/ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

      Использование двух систем особенно важно для третьих стран, которые не хотят стать заложниками любой из систем. Когда две системы в одном приемнике, одной аппаратуре, это позволяет быть независимым от политической конъюнктуры или технического состояния группировок.

      - Как решает ИСС задачу импортозамещения в составе спутникового оборудования? Есть успехи на этом пути?

      - Сегодня в космических аппаратах ОАО «ИСС» различного назначения доля импортной комплектации существенно отличается. Для спутников системы ГЛОНАСС импортная элементная база составляет примерно 50 процентов, для коммерческих заказчиков, включая и зарубежных – достигает 75 процентов. Что касается космических аппаратов министерства обороны, то в них отечественная элементная база составляет 75 процентов. Таким образом, на каждом спутнике импортные элементы представлены достаточно широко.

      Конечно же, ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнева», как и любое предприятие России, ставит перед собой задачу импортозамещения. Это заключается в том, что, если мы используем электрорадиоизделия, то мы обязательно в первую очередь ищем российские элементы, а если их не находим, только тогда используем импортные аналоги. Более того, всегда данные об использовании импортных элементов поступают в вышестоящие организации для принятия решений о программе импортозамещения на уровне электрорадиоизделий.

      Такой же работой мы эффективно занимаемся и на уровне приборов. Сегодня базовое оборудование спутника – это оборудование российского производства, а в части импортозамещения мы рассматриваем только самые перспективные направления. Классический пример: в 2000 году мы запустили спутник SESAT, разработка которого совместно с компанией Thales Alenia Space (Франция) велась 5 лет. Для этого спутника мы просто полностью купили полезную нагрузку. Это очень дорого. Но за 15 лет, которые прошли со старта того контракта, мы большую часть состава полезной нагрузки научились делать сами. Это сотовые панели (мы разработали необходимые конструкции и создали участок для их производства), тепловые трубы, контурные антенны, большое количество антенно-фидерных систем, кабели, волноводы, разъемы и так далее.

      Мы сами производим необходимые тепловые, механические и электрические расчеты, делаем интерфейсы между отдельными частями, производим интеграцию полезных нагрузок и их испытания в составе аппарата. Таким образом, с каждым новым спутником мы увеличиваем долю российского труда.

      - Планирует ли ИСС в перспективе перейти к созданию собственных полезных нагрузок для телекоммуникационных спутников? Когда такая цель может быть полностью достигнута?

      - Вопрос достаточно неоднозначный. Понятно, что для упрощения понимания состава спутника он условно делится на две составные части. Это полезная нагрузка (ретранслятор, антенны, антенно-фидерные устройства) и модуль служебных систем, который включает в себя собственно конструкцию космического аппарата и системы, обеспечивающие для полезной нагрузки энергетику, сброс тепла, а также управление, ориентацию и т.д. самого спутника.

      Мы полностью проектируем и изготавливаем модуль служебных систем, работаем на уровне аппарата в целом и создаем полезные нагрузки для ряда спутников: навигационных, геодезических. Но для телекоммуникационных космических аппаратов, в первую очередь, для западного заказчика, большая часть приборов полезных нагрузок – импортного производства.

      Мы планируем увеличить долю российской стороны, в частности, мы подписали с компанией Thales Alenia Space, нашим традиционным партнером из Франции, меморандум о создании совместного предприятия по производству приборов полезной нагрузки. Не все приборы, но большая их часть могут и должны производиться в России. И здесь опыт и знания наших специалистов, знания и технологии в данном случае французской стороны, совместное продвижение по созданию новых аппаратов позволяют нам быть уверенными в успехе.

      - Как выполняются зарубежные контакты по созданию космических аппаратов, ожидается ли появление новых иностранных заказчиков?

      - На 11 декабря запланирован пуск спутника AMOS-5 по заказу израильской компании Spacecom. В первом квартале следующего года мы готовы запустить космический аппарат TELKOM-3 по заказу телекоммуникационной компании из Индонезии. Продолжаются работы над спутником Lybid, который мы совместно с канадской компанией MDA создаем для Украины. Летом этого года во время авиационно-космического салона в Ле-Бурже был подписан контракт с казахстанским Республиканским центром космической связи на создание спутника KazSat-3.

      Все перечисленные мной космические аппараты находятся на стадии изготовления, испытаний или уже предстартовой подготовки. По всем мы ведем плодотворную работу с заказчиками. Одновременно мы участвуем в ряде тендеров на создание новых аппаратов в интересах и других стран.

      - Заключены ли контракты с Минобороны по Госпрограмме вооружений до 2020 года? Располагает ли ИСС производственными и технологическими возможностями для выполнения гособоронзаказа?

      - Министерство обороны является для нас базовым заказчиком наряду с Федеральным космическим агентством. На сегодняшний день подписаны практически все контракты по выполнению государственного оборонного заказа, в стадии согласования остался последний. Предприятие получило необходимый аванс по подписанным контрактам и проводит работы по проектированию спутников, заказу на российских предприятиях необходимых приборов. Мы уверены, что гособоронзаказ в ближайшие годы будет твердо выполняться.

      - Николай Алексеевич, наше информационное агентство поздравляет вас с 60-летием и желает новый успехов на благо российской космонавтики! [/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

Цитироватьhttp://www.vz.ru/news/2012/1/8/551954.html
ИСС построит два спутника «Ямал» до 2014 года[/size]

8 января 2012, 15::32

Российское предприятие «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева (ИСС, Красноярский край) в течение двух лет создаст два спутника связи «Ямал» для компании «Газпром космические системы», сообщил в воскресенье генеральный конструктор и генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.

«В соответствии с графиком, запуск спутника «Ямал-300К» планируется провести во втором квартале 2012 года. А космический аппарат «Ямал-401», также в соответствии с контрактом, будет выведен на орбиту в 2013 году», - сказал Тестоедов «Интерфаксу».

«Проблем на сегодняшний день с созданием этих аппаратов нет», - подчеркнул он.

Как сообщалось, спутник «Ямал-300К» создается на базе негерметичной платформы среднего класса «Экспресс-1000Н» для обслуживания территории России и стран СНГ. Срок активного существования аппарата составит 14 лет.

Космический аппарат «Ямал-300К» планируется запустить вместе с российским спутником-ретранслятором «Луч-5Б» на ракете-носителе «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» с космодрома Байконур.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!