Шесть или семь корпораций Роскосмоса

Автор ааа, 08.06.2010 19:24:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

ЦитироватьРоссийская космонавтика: нужна стратегическая идея
[/size]
Беседу вела Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».
  Фото из личного архива Игоря МАРИНИНА.
http://www.redstar.ru/2012/01/28_01/1_03.html

31 января в Воронеже под руководством заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина пройдёт совещание, на котором будет рассмотрена ситуация в отечественной космической отрасли России. В частности, речь пойдёт о причинах аварии «Фобос-Грунта». «Мы этот вопрос заслушаем и примем кадровые, но, скорее всего, больше организационные решения, поскольку многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, были заложены ещё в малоприятные девяностые годы», - сказал вице-премьер журналистам.
  В преддверии совещания многие эксперты высказывают свои оценки сложившейся в космонавтике ситуации. При этом зачастую используются сформированные в обществе стереотипы или романтические иллюзии. Но есть и заслуживающие внимания суждения. Сегодня собеседник «Красной звезды» независимый эксперт - главный редактор журнала «Новости космонавтики», академик Российской академии имени К.Э. Циолковского Игорь МАРИНИН.

     - Игорь Адольфович, сегодня модно ругать российскую космонавтику. Поэтому, боюсь, мой вопрос об успехах может оказаться не в «формате».
     - Успехи в прошлом году у нас, конечно, были. Прежде всего, Россия продолжила обеспечивать Международную космическую станцию. Это важно, потому что огромное количество стран – участниц этого проекта, не имеющих пилотируемой программы, или, как американцы, имеющих такую программу, отказалось от своих пилотируемых средств и доверилось целиком России. Несмотря на аварию с одним грузовиком, который не долетел до станции, мы всё равно справились с задачей: станция функционирует, экипаж из шести человек продолжает международные эксперименты. Я считаю, что это поддержало наш престиж.
     В 2011 году завершено построение орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, причём опять же, несмотря на аварию в декабре прошлого года. Наша промышленность делает необходимое количество аппаратов, а сейчас они довольно успешно функционируют и даже есть в некоторых орбитальных плоскостях резервные аппараты. Орбитальная группировка крепко стоит на ногах и функционирует без сбоев.
     Произведено два успешных запуска: метеорологического аппарата «Электро-Л» и радиотелескопа «Спектр-Р». Эти спутники работают по своему назначению. Выполнена вся программа военных пусков. За исключением одного - из-за аварии двигателя третьей ступени ракеты-носителя.
     Несомненный успех - запуск российской ракеты «Союз-СТ» с космодрома Куру. Участие нашей страны в проекте «Союз» в Гвиане можно расценивать не только как удачный экспорт российских технологий на мировой космический рынок, но и как возможность обретения огромного практического опыта по созданию старта в экваториальных условиях.
     - Даже имея на своём счету эти достижения, насколько российская космонавтика в целом отстаёт от мировой?
     - Наша космонавтика сильно отстала. Причём произошло это ещё в советское время. И нам остаётся сейчас гордиться в общем-то достижениями прошлых лет. Для сравнения: все наши попытки улететь на Марс оказались неудачными, начиная с 1988 года. То есть Марс у нас «брошенный» уже больше 20 лет. У американцев или европейцев луноходы и марсоходы работают годами! Орбитальные станции летают на орбите Марса у них больше пяти лет. Единственная ниша, которая ещё не занята, - это доставка грунта с поверхности Марса или с Фобоса. Выполнив эту задачу, мы могли бы встать хотя бы на одну ступеньку с теми, кто там уже работает. Но мы и этого не смогли. Я считаю, что нужно возобновить эту программу, но конечно же на более технически совершенном уровне.
     К Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну мы никогда ничего не пускали. А вы помните, что четыре года назад европейцы посадили космический аппарат на поверхность Титана (спутник Сатурна). Исследовали весь профиль его атмосферы, передали картинку с поверхности. То есть нам такое и не снилось.
     - В чём вы видите причины такого отставания?
     - Причин очень много. Это как недофинансирование, так и соответствующее руководство. Например, много лет НПО имени Лавочкина руководил человек, который никогда не занимался ни конструированием, ни проектированием летательных аппаратов...
     Должен также сказать, что мы начали отставать от американской космонавтики ещё в советское время. Не надо думать, что Советский Союз развалился, и у нас сразу всё посыпалось. Ничего подобного. Мы отставали практически с самого начала. Вначале у нас благодаря Королёву, его соратникам, сотням энтузиастам были и прорывы, и гениальные решения, которые по некоторым позициям помогли обогнать и обойти Америку. Благодаря гениальному предложению Тихонравова о пакетной схеме ракеты Р-7 страна получила сразу большую фору перед американцами и использовала её в течение первых 10 лет.
     Благодаря этой ракете мы запустили первый спутник, первого космонавта, первую женщину-космонавта, первый биоспутник, первыми достигли Луны, Марса, Венеры, выполнили первый выход в открытый космос.
     Но, повторюсь, мы обогнали США только по некоторым позициям. Потому что первый геостационарный спутник связи запустили американцы, на Луне приоритет был у них...
     Сказалось и общее экономическое отставание от США и «размазывание» средств по нескольким космическим программам. А надо было сосредоточить все ресурсы, как американцы, например на лунной программе: высадились на Луну, потом закрыли эту программу, начали делать другую - пилотируемую станцию «Скайлэб», затем систему «Спейс-шаттл». У нас же работа шла по нескольким программам. Средств и сил не хватало.
     После развала Союза резко снизилось финансирование. И предприятия, вместо того чтобы двигаться вперёд, развиваться, практически выживали. Продвижение происходило только благодаря каким-то энтузиастам, которые, работая в ужасных условиях, пытались сделать что-то новое, интересное. Сохранить наши позиции. Например, «Мир». Его вытянули правдами и неправдами. Только те, кто управлял им, и конструкторы «Энергии» знали, что не было кораблей, чтобы спустить экипаж, и если один корабль повреждался при подготовке, следующий послать было невозможно, потому что его не было. Только сейчас мы выходим из этого прорыва.
     В 1990-е годы остались ведущие специалисты на крупных предприятиях, а вот мелкие подрядчики, которые выпускали комплектующие, просто не смогли выжить или переквалифицировались на другую продукцию. Исчезли предприятия, выпускающие, например, лампу бегущей волны для спутников связи. Практически умерла микроэлектроника... Мы вынуждены покупать зарубежные комплектующие.
     - Но ведь американцы закупают у нас двигатели РД-180 для своего носителя Атлас V? Да и свои экипажи на МКС они запускают с помощью наших ракет?
     - Просто им нужны были двигатели определённых параметров, и они смотрели, что дешевле: разрабатывать самим или купить у нас. Поэтому договорились с Энергомашем по поводу покупки этих двигателей. Прибыли Энергомашу это не принесло, зато помогло выжить. То же самое произошло с самарским НТК им. Кузнецова, где наши лунные двигатели НК-33, которые сохранились от лунной программы, тоже продавали американцам. У нас они были не нужны и не использовались ни на одной ракете.
     В США шаттлы начали «сыпаться», у них закончился ресурс. Американцы сильно ошиблись, прогнозируя сто полётов с шаттлов в год. Они не могли обеспечить такой интенсивности пусков, а со временем межполётное обслуживание этих шаттлов стало страшно дорогим и страшно долгим, ведь за последние 10 лет я не помню ни одного случая, чтобы шаттл улетал вовремя. И в конце концов после двух катастроф, унесших жизни 14 человек, они просто испугались и решили закрыть эту программу. А новых кораблей у них не было.
     Сейчас они оплатили места для себя и для своих партнёров - канадцев, европейцев, китайцев, японцев - до 2016 года. Идут переговоры о закупке мест ещё на несколько лет.
     - Неужели мы так и будем плестись в хвосте мировой космонавтики, используя советские технологии и бесконечно модернизируя королёвскую «семёрку»?
     - Для того чтобы российская космонавтика вернула себе мировое лидерство, необходимо обрести стратегическую идею. Её пока нет. Нет, так сказать, движущей силы всей нашей космической промышленности. В советское время волюнтаристским решением направляли огромные средства на решение то одних проблем, то других, то третьих. Вот надо было «Мир» построить, бросили бешеные деньги. Построили. Затопили. Надо было «Буран» сделать альтернативой шаттлу, ни с чем не считаясь, сделали. Не нужен. Бросили. Вот такими прорывами решали эти задачи. Сейчас же, во-первых, средства конечно же не такие бросаются, а во-вторых, нет таких прорывных задач.
     - Но ведь Роскосмос уже пересмотрел приоритеты нашей космонавтики...
     - На первом месте у нас теперь спутники социально-экономического назначения: геодезия, картография, дистанционное зондирование Земли, связь, навигация и т.д. На втором месте - научный космос, межпланетные станции, научные спутники. На третьем - пилотируемая космонавтика. На четвёртом - наземная инфраструктура. В соответствии с этими приоритетами будет происходить и финансирование. То, что на первом месте спутники социально-экономического назначения, обозначает, что прорывного ничего в российской космонавтике не будет.
     В настоящее время идёт формирование новой стратегической программы развития российской гражданской космонавтики. Наверняка там останутся планы строительства КРК «Ангара» в Плесецке и нового космодрома Восточный. Правда, уже не под ракету «Русь», а под модификации ракеты «Союз-2».
     - Но на днях сделано заявление, что приоритетом остаётся лунная программа...
     - Это как раз программа будущего, которая, если её утвердят в правительстве, будет работать после 2020 года, но к ней нужно готовиться уже сегодня. Под неё нужно строить пилотируемый корабль и средства выведения. Пока неясно, какие носители будут использоваться: лёгкие или тяжёлые. Очевидно, что стартовый комплекс для запуска кораблей на Луну будут строить на Восточном.
     - Как России, на ваш взгляд, восстановить престиж в мировой космонавтике?
     - Повторюсь, нужна стратегическая идея. Например, создание обитаемой станции на Луне. Тогда потребуются программы исследований: геологические, астрономические... Эта идея могла бы стать по-настоящему национальной. Ради неё можно было бы отказаться от чего-то менее значительного. Или, к примеру, полёт на Марс. Технический потенциал у международной кооперации для этого есть. Но никто не может сказать, зачем туда лететь. Для полётов на Луну и на Марс нужны аргументы учёных и чёткое понимание, какая будет отдача от этого для землян.
     Но даже если такая идея появится, одних денег для её реализации мало. Сегодня есть деньги, которые промышленность не успевает «переварить», есть заказы. А выполнять их некому: специалистов и производственных мощностей нет. Нет грамотных управленцев, которые могли бы определять цели, задачи и механизмы реализации космических проектов. Нет конструкторов, которые могли бы воплощать амбициозные задачи.
     - Чем Фонд «Сколково» может быть полезен для создания кадрового и инновационного резерва в космонавтике?
     - Я считаю, что Фонд «Сколково» призван находить и поддерживать самородков, их прорывные технологические решения, причём на уровне мировых стандартов. Но проблема в том, что у нас в стране недостаточный научный и образовательный ресурс. Поэтому самородков, а тем более в космической сфере, очень мало. Я очень опасаюсь, что космический кластер в Сколково себя не оправдает. От силы - год, два. Если таким же темпом будут заявлять о себе талантливые ребята, его могут закрыть. Одержимых много, но их предложения малозначимы для науки. Хотелось бы увидеть такие идеи, на которые не жалко потратить деньги. За полгода я лично участвовал в экспертизе 20 проектов. Например, мне понравилась идея размещения навигатора на шлеме у мотоциклиста. Красиво. Не имеет аналогов в мире. Но это не стратегическая идея, и она не имеет научной перспективы.
     - А что нужно, по-вашему, чтобы такие самородки появлялись?
     - У нас большие проблемы в средней и высшей школе. Наука вообще не престижна, а тем более научная космонавтика. Недостаточно пропаганды космонавтики. Молодёжь больше привлекает возможность быстро разбогатеть. А в космонавтике денег больших не заработаешь. Да и заработать авторитет в ней сложно: это достаточно консервативная наука.
     - Ну и ожидаемый всеми вопрос - о причинах произошедших в прошлом году аварий.
     - Это была совокупность причин: ошибки в двигателестроении, неэффективная система проверки качества, несовершенство системы управления. В отказах большинства КА можно винить некачественные комплектующие, а авариях - невыявленные техническим контролем дефекты при сборке. Но я, честно говоря, не ожидал аварии с ракетой «Союз-2 1Б». Это всё-таки новая ракета, неоднократно хорошо отлетавшая, это чисто российская разработка, удачный новый двигатель. И именно на этой ракете был обнаружен разовый производственный брак. Вот это обидно.
     - А как вы относитесь к высказываниям привлекать к уголовной ответственности виновников аварий?
     - Мне кажется, что она пользы не принесёт. Во-первых, виноватого определить достаточно сложно, ведь в процессе производства и на этапе проверки качества изделия задействовано очень много исполнителей. Во-вторых, в страхе перед наказанием рабочие будут стараться не обнаружить какой-то брак, а скрыть его, переложить на другого. Если же это конструкторская ошибка, то виноватого не накажут, потому что замену ему найти будет сложно.
     Кстати, у С.П. Королёва была система беречь людей. Если в ходе производства или подготовки ракеты к старту обнаруживали брак, исполнителя жестоко наказывали. Но если исполнитель заявлял о своей ошибке сам, производство останавливали, но никогда признавшегося не наказывали.
     Я уверен, что неудачи у нас скоро прекратятся. Потому что в Роскосмосе развёрнута серьёзная работа по восстановлению системы контроля качества. Речь идёт даже о привлечении независимых экспертов, у которых будут полномочия остановить в случае нарушения технологии производство. Кроме того, нужно сделать эффективной систему работы военной приёмки. Возможно, придётся привлекать бывших офицеров Космических войск. Это очень важно и даст хороший эффект.
     Я не сомневаюсь, что с введением новой системы контроля качества аварии у нас на российской технике прекратятся уже в этом году. Мы эту печальную стадию, надеюсь, пережили.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьРоссийская космонавтика: нужна стратегическая идея
Цитировать"Возможно, следует учредить при правительстве РФ агентство по стратегическому анализу и планированию, функции будут заключаться в оценке перспектив развития ситуации в мире в области безопасности, определения рисков и угроз национальной обороноспособности и технологической независимости России на 30-летнюю перспективу - не меньше, а может, и более долгий срок", - цитирует вице-премьера ИТАР-ТАСС.
http://www.newsru.com/russia/28jan2012/rogozin.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

TAU

Цитировать
ЦитироватьЗа стоимость  такого заказа, ИМХО, и спутник соответствующий сделать можно было.
Лучше не сделать, а купить готовый
Что - у нас нет аппаратов с разрешением 50 см? Я, конечно, врать не буду - не знаю  8) и вроде Савиных - человек известный, но как-то странно...

zyxman

Вообще идея сделать общедоступную космическую съемку разумная, но неоригинальная и невовремя - Великобритания ЕМНИП еще в 1990-х поставила задачу сделать общедоступную съемку всей страны кроме Адмиралтейства с разрешением 1м - этим они по сути ввели всю страну в цифровое виртуальное пространство, тк дальше пошли векторные карты и привязка к GPS координатам.

Но тут важный нюанс, что в Великобритании уже тогда был открытый кадастр, что например каждый гражданин мог узнать что вот конкретный участок земли не был вдруг продан (условно) родственнику министра - у них иногда случаются скандалы, что родня руководства скупила по дешевке участки земли по пути будущей федеральной автотрассы, раньше других зная точно где трасса пройдет, и будучи уверенными, что государство их дорого выкупит :wink:
И для Великобритании это совершенно закономерный шаг в развитии, а для нас сами понимаете..
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Старый

Цитироватьродня руководства скупила по дешевке участки земли по пути будущей федеральной автотрассы, раньше других зная точно где трасса пройдет, и будучи уверенными, что государство их дорого выкупит :wink:
И для Великобритании это совершенно закономерный шаг в развитии, а для нас сами понимаете..
:) :)  ;) ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

ЦитироватьАлександр Куприянов
Люди и технологии[/size]
29.01.2012 20:46:42 http://www.it-world.ru/it-media/blog/ITmatters/

Знак кризиса.

Распылилась над земным Тихим Океаном, передумавшая лететь к спутнику Марса Фобосу космическая станция «Фобос Грунт». Событие неожиданно сказалось громким, заинтриговавшим множество почти потерявших интерес к космическим достижениям россиян.
Это у американцев строительство лунной станции – достойная президентской компании (Н. Гингрича ) национальная идея. Наши же космополитически ориентированные сограждане, подсчитавши стоимость неудавшейся миссии в недокормленных пейзанах женского пола (как это по-русски? – babushka? – thanks, about one megababushka) и решительно отвергнув расчеты в километрах МКАД (два километра примерно), в меру знания английского похихикали над неудачным именованием Phobos Grunt (в вольном переводе Страшный Хрюк, порядочные иностранцы именовали Phobos Ground, что звучит, безусловно, прилично) и на всякий случай заклеймили всех коррупционерами.
В ситуации конфузной, понятно, что решения нужно принимать руководству яркие и внятные народу, и направление его мышления вполне понятно и даже в интервью явлено частично.

Решения и основания.

«Космическая отрасль нуждается в оптимизации, и глава Роскосмоса готов к жестким мерам.
Он пояснил, что численность работников отрасли, видимо, будет сокращаться, так как это общемировая тенденция.
«Сегодня в российской космической отрасли трудится примерно 230 тысяч человек, в то время как в США в этом производстве занято 75 тысяч работников, а в объединенной Европе - 43 тысячи. При этом в США бюджет космической отрасли в разы больше, чем в России, а европейские расходы сопоставимы с российскими, - отметил Поповкин....сегодня средний возраст в отрасли - 47 лет.... 67% - это научные кадры, а там главное - это чтобы голова работала. Но опасность в том, что примерно 33% из них - это люди, которым за 60, и столько же - это те специалисты, которым до 30 лет.»
Получается, что из всех факторов производства плох лишь человеческий, ибо ни про технологии, ни про технику и прочие основные производственные фонды ничего сказано не было. Ну и с предпринимательским талантом, очевидно, все в порядке.
Однако, сравненьице – то не самое удачное. Про американцев можно было хоть Б.Обаму спросить, активнейшим образом озаботившегося созданием и сохранением рабочих мест в стране (после вопроса о радарах на Маршалловых островах, его ничем не удивишь), хоть помянутого уже Н. Гингрича.


Более полумиллиона американцев работают в аэрокосмической отрасли.

Опыт вузовского преподавания общей теории статистики экономистам подсказывает: транслированные народу оценки количества занятых в России, Европе и США отражают не число работников, а более или менее однотипно определенную степень огосударствления занятости в отрасли, удобным для подгонки данных под желаемый вывод разделенной на «аэро» и «космическую».
Привычное пятнадцатиминутное гугление – перевод обнаруживает, что в США в 2002г в аэрокосмической отрасли работало около 576 000 человек и эта величина не могла за десятилетие кратно измениться без выбрасывания на улицу хозяина Белого Дома, чего, как мы знаем, не случилось . Вполне официальный американский источник указывает на наличие в США примерно 500 000 научно технических работников в аэрокосмической отрасли и еще около 700 000 в связанных областях деятельности . Без учета зарубежного аутсорсинга, понятное дело. Bureau of Labor Statistics уверенно сообщает о 508 000 занятых в американской отрасли в 2008г. Не миллион, как при Рейгане, но и не сто тысяч, а с учетом смежников – более миллиона высокотехнологичных рабочих мест, одного из главных богатств страны.

Техника и технологии.

Производство – соединение людей с их знаниями, опытом и квалификацией и техники в рамках определенных технологий. Ежели все дело в людях, то – с техникой и технологиями – получается, все в порядке?
Пятнадцать лет недофинансирования и – что? В 90е годы машиностроение бурно развивалось во всем мире, автоматизировалось производство, проектирование и конструирование. В США появилась концепция поддержки жизненного цикла, ставшая в 2000г принятой в НАТО стратегией/концепцией CALS, был выстроен информационный конвейер PLM для непрерывной работы с информацией об изделии от замысла, проектирования, конструирования до изготовления, эксплуатации и утилизации.
Россия может гордиться основателем одной из трех крупнейших мировых компаний в области инженерных CAD/CAM/.../PLM систем, делегированным в США в восьмидесятые... но сами - то эти фирмы расположены в США, Германии, Франции .
Оттуда же проистекает дорогостоящий софт для сложных математических расчетов – прочностных, тепловых и прочих необходимых, являющихся таким же инструментом проектирования и конструирования, как станок в производственном цехе.
Станки с ЧПУ, прочая цифровая производственная техника бурно развивалась и распространялась по миру как раз в девяностые – начало двухтысяных.
Понятно, что все это богатство, даже если и не попадало под экспортные запреты Госдепа США, просто по бедности деликатно выражаясь не достаточно поставлялось в отрасль или вообще проникало в крайне малых дозах.

Полагаю, главе Роскосмоса было бы несложно проверить уровень технологической оснащенности отрасли – просто посчитать количество станков с ЧПУ, «тяжелых» САПР, сложных вычислительных комплексов и суперкомпьютеров. Право, картинка окажется много хуже, чем в отношении людей, более живучих, чем любая техника. Соответственно изменятся не только оценки текущей ситуации, но и стратегического уровня выводы, отсюда проистекающие.

Смена поколений

.Давайте прикинем, что означают для HiTech отрасли приведенные В.Поповкиным сушеные в вакууме цифры удельного веса поколений с точки зрения нашего общего с Вами знания-понимания технологий и процесса производства. С точки зрения бизнеса то есть. Эти данные, во всяком случае, правдоподобны – «...примерно 33% из них - это люди, которым за 60, и столько же - это те специалисты, которым до 30 лет.» Для оценки важно, что входная стоимость специалиста во многих регионах России – ниже рынка. То есть в Сибири и некоторых других регионах работа в отрасли привлекательна, а в других (московский регион и его примерно пятисоткилометровые в радиусе окрестности) – по большей части – нет.
В NASA много лет используется программа привлечения талантов, аналога которой нет в нашей стране. На уровне предприятий научились привлекать специалистов, иначе 33% помянутым В.Поповкиным процентам молодежи взяться было бы неоткуда. В отсутствии во многих регионах конкурентных экономических условий для молодежи входное качество рекрутируемых специалистов может обеспечиваться только фанатиками, которые, слава Богу, не перевелись.
33% в возрасте от тридцати до шестидесяти. Розовая романтическая пелена спала с глаз, а семью нужно кормить. Зарплата заметно ниже рынка, квалификация и опыт уже в наличии. Примерно трое из четырех покидают предприятие (простая арифметика – остается примерно
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьПроблемы «космического масштаба»[/size]
http://moscow-post.ru/politics/problemy_kosmicheskogo_masshtaba8363/
Автор: Олег Александров, 2012-01-30 10:12:35

В своей третьей программной статье премьер-министр РФ Владимир Путин назвал космическую отрасль одной из самых важных для российской науки и экономике. Однако, к сожалению, сейчас эта отрасль переживает далеко не лучшие времена. Более того, космическое производство изнутри «подтачивает» коррупция, сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.
Проблемы «космического масштаба»

Сегодня в своей статье «Нам нужна новая экономика» премьер-министр РФ Владимир Путин назвал космическую сферу в качестве приоритетов для технологического лидерства России. Вообще власти нашей страны достаточно большое внимание уделяют развитию космоса. Даже минувший год был объявлен годом космонавтики.

Создается такое ощущение, что даже сам Путин смог бы слетать в космос в качестве космического туриста – ведь он уже летал на истребителе, плавал на подводной лодке, погружался на дно Байкала и т.д.

Вот только в космосе Владимир Владимирович до сих пор не бывал. И, действительно, как же он может полететь на орбиту, когда в России постоянно случаются катастрофы при запусках космических аппаратов?

Так в начале января 2012 года произошло падение спутника «Меридиан», произошедшее на минувшей недели, стало очередной катастрофой в области российской космической промышленности, которая обойдётся бюджету в 2 млрд рублей.

В итоге, как гласит официальная версия, авария произошла из-за отказа двигателя ракеты-носителя «Союз-2», вследствие чего «Меридиан» не смог выйти на орбиту. Но как такое вообще могло произойти, что чтобы в космос запустили ракету неисправным двигателем?!!

Что это – халатность или предательство? Ведь из-за потери «Меридиана» на неопределенное время был отложен запуск шести спутниковых аппаратов «Глобал Стар».

Вскоре во всем обвинили воронежское предприятие ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (ОАО КБХА), на котором был произведен этот двигатель.Причем, в СМИ упоминалось, что сами работники КБХА полагают, что в падении ракеты может быть виноват не столько «человеческий фактор» и сам двигатель КБХА, сколь низкое качество материалов (в частности – металлических изделий) из которых он собран. http://vrntimes.ru/news/view/3694-Voronyezhskoye_pryedpriyatiye_obvinyayut.html Более того, журналисты пишут, что на КБХА все чаще поступают материалы низкого качества. К примеру, получаемые заводов металлические изделия могут быть не высшего качества, а третьего сорта. Это не брак, но использовать в дальнейшем такую продукцию можно только надеясь на «русское авось».

Кажется, здесь все ясно... Видимо, кто-то просто «экономит» на производстве российских спутников и ракет. А это, в свою очередь, ведет к колоссальным убыткам.

Более того, спутники падают и по другим причинам.

В конце 2010 года из-за неправильной заправки разгонного блока ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести в космос 3 спутника системы ГЛОНАСС. В феврале после запуска ракеты-носителя «Рокот» с Плесецка на нерассчетную орбиту вышел военный геодезический спутник «Гео ИК-2». После этого с поста главы «Роскосмоса» ушел Анатолий Перминов.

18 августа на нерасчетной орбите оказался и спутник связи «Экспресс АМ-4». 24 августа из-за аварии ракеты-носителя был потерян грузовик «Прогресс М-12 М».

В начале ноября не смогла стартовать с низкой околоземной орбиты к Марсу автоматическая межпланетная станция «Фобос Грунт». В итоге за ее падением, а так же за дрейфованием на околоземной орбите следил весь мир, лишний раз отмечая для себя неудачи российской космонавтики.

Разумеется, эксперты из Роскосмоса стали делать самые разные предположения, почему так часто падают российские спутники.

Так руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин причиной серии аварий российских космических аппаратов в прошлом году назвал «воздействие извне». http://news.zn.ua/SCIENCE/glava_roskosmosa_obyasnil_massovoe_padenie_rossiyskih_sputnikov_vmeshatelstvom_izvne-95239.html

«Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать», — заявил глава Роскосмоса.

Однако, возможно, что в проблемах Роскосмоса виновато не «воздействие извне», а российские чиновники, отвечающие за организацию и финансирование российской космической программы.

Более того, не ясно, насколько эффективны новые российские космические разработки.

Ведь, по мнению ряда независимых экспертов, наиболее эффективными ракетами-носителями до сих пор считаются модифицированные советские «Союзы», которые были разработаны еще в 60-х годах советскими учеными. Но почему сейчас не могут изобрести ничего более эффективного?

Ведь использовать в современном мире разработки 60-х годов – это тоже самое, как ездя на старых «Жигулях» делать вид, что ты разъезжаешь на новеньком «Мерседесе».

Возможно, чтобы решить эту проблему, нужно всерьез увеличить финансирование космических разработок, а так же привлечь к этому процессу еще больше талантливых аспирантов. Ведь только свежая кровь сможет помочь развитию российской космической отрасли.

Но, кстати, проблема нашей космонавтике не только чисто в научной и производственной сфере, но и в самой организации «космической инфраструктуры»Так, к примеру, ранее у бывшего руководства «Роскосмоса» был конфликт с руководством Минобороны.

Из-за этого фактически была сорвана программа по строительству новых аэродромов.

В частности, недавно выяснилось, что проект создания в Амурской области нового российского космодрома «Восточный» длительное время тормозился подпрограммой Минобороны РФ, которая также должна быть реализована на этом новом космодроме.

Вскоре, когда информация об этом споре между Роскосмосом и Минобороной стала известна широкой общественности, в дело вмешалось федеральное руководство. Лишь тогда в строительстве «Восточного» появился хоть какой-то прогресс. Кстати, основной конфликт между Роскосмосом и Минобороны развернулся из-за желания военных «положить себе в карман» еще больше федеральных денег.

Так правительство уже согласовало параметры программы строительства космодрома «Восточный» в Амурской области. Речь идет о 81,77 млрд руб. на пять лет, которые государство выделяет на возведение нового города со всей необходимой инфраструктурой. Деньги предоставляются в рамках федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 гг.», заказчиком которой выступает Минобороны. При этом основная часть средств программы — 61,8 млрд руб. — предназначена другому госзаказчику, Роскосмосу, c которым военные пребывают в состоянии межведомственной войны.

Весьма любопытно, как создатели «Восточного» будут «пилить» эти деньги. Строительство комплекса обеспечивающих объектов космодрома обойдется бюджету в 57,47 млрд. руб. Создание жилого комплекса потребует 17,14 млрд руб. Непосредственно аэродромный комплекс обойдется бюджету в 5,4 млрд руб. НИОКР для Минобороны будут стоять 598,3 млн руб., а вот 1,1 млрд вписано в графу «Прочие расходы».

Собственно говоря, именно из-за «распила» этих денег и шла борьба между «Роскосмосом» и Минобороны.

Подобная ситуация сложилась и тогда, когда появились первые слухи, что в самом ближайшем будущем космодром «Плесецк» перестанет принадлежать Министерству Обороны и будет передан Роскосмосу. По слухам, как только появилась информация о передачи «Плесецка» Роскосмосу, военные тут же начали расхищать имущество космодрома.

И это неудивительно, ведь бывший руководитель Главного управления воспитательной работы Минобороны генерал-лейтенант Анатолий Башлаков обвиняется во взяточничестве и должностных злоупотреблениях. Эти преступления он совершил во время своей работы на должности начальника космодрома Плесецк в 2003–2007 годах.

О том, как хорошо Башлаков руководил космодромом, а затем и Главным управлением воспитательной работы Вооруженных сил (ГУВР) свидетельствует тот факт, что незадолго до назначения Башлакова главой ГУВР (что произошло 24 августа 2007 года), на космодроме произошел скандал.

Так 15 августа в батальоне аэродромно-технического обеспечения командир роты капитан Виктор Баль и командир взвода прапорщик Вадим Калинин в состоянии алкогольного опьянения избили двух солдат срочной службы. Один из них, Сергей Синконен, спустя 12 дней, не приходя в сознание, скончался в больнице, несмотря на то, что врачи делали все возможное для его спасения.

Собственно говоря, если такая обстановка творится на российских космодромах, то о каком порядке при организации космических полетов вообще может идти речь?

Более того, не решаются и жилищно-коммунальные проблемы сотрудников космической сферы. Взять, к примеру, фактическое уничтожение Звездного городка.

Так относительно недавно в прямом эфире одной из московских радиостанций мэр знаменитого Звёздного городка Николай Рыбкин рассказал, что как военный объект, Звёздный городок своё существование прекратил и должен стать закрытым административно-территориальным образованием, то есть, в сущности, гражданским городком.

«Мы, в принципе, были всегда благодарны Министерству обороны за то, что оно нас лелеяло в течение многих лет. Но последние годы, вот, абсолютно никакого внимания. Всё бросили. Как говорят, военные ушли, оставив окопы и технику без боевого охранения. У нас возникли серьёзные проблемы. Юридически Министерство обороны должно составить акт и передать все жилые дома, коммуникации, средства связи, предприятия торговли в ведение гражданского муниципального образования. И всё сейчас ничейное, как бы. Но находится, в принципе, до сих пор в ведении Министерства обороны. Стоят два солдата на КПП – вот, что означает охрана. Всё остальное расформировано, находится в стадии реорганизации. Сил и средств у Министерства обороны на поддержание коммуникаций и прочего нет. И самое главное, самое страшное в том, что уже трижды Владимир Владимирович Путин давал указание министру обороны передать объекты в апреле, в июле и, вот, 8 сентября. И до сих пор волокита, которая привела к тому, что мы не можем подготовиться без необходимых средств и сил для отопительного сезона», - заявил мэр Звездного городка.

Таким образом, вырисовывается две важные проблемы «Роскосмоса». Первой проблемой являются технические сбои, а второй - противостояние с Минобороны.

Похоже, что для спасения российской космонавтики эти две проблемы нужно решать одновременно...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьКажется, здесь все ясно... Видимо, кто-то просто «экономит» на производстве российских спутников и ракет.
Это СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС, который "система" пока стесняется "озвучить".
Не копать!

Штуцер

ЦитироватьДля возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуника-ционные технологии, нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. [/size]
http://er.ru/news/2012/1/30/Putin-rossii-nuzhna-novaya-economica/
Вот уровень знаний нашего премьера о космической отрасли. Больше в экономической статье о космонавтике ни слова.
Что вообще он понимает под словом космос - непонятно.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

joint831

Наверное спутники связи, ДЗЗ и межпланетные станции, не?...

АниКей

о ДЗЗ
Цитировать30 января 2012, 14:27   |   Наука   |   Артем Куйбида http://www.izvestia.ru/news/513491
Частный бизнес просит рассекретить космос
Бизнесмены заявили о желании переписать закон «О космической деятельности», принятый два десятка лет назад. По их мнению, он тормозит развитие отрасли[/size]


фото: NOAA Photo Library

Ведущие игроки российского геоинфомационного рынка напишут свой законопроект о дистанционном зондировании Земли (ДЗЗ). По мнению экспертов ракетно-космической отрасли, на российский на рынок ДЗЗ наложены излишние ограничения, которые тормозят его развитие.

Необходимость изменения действующего закона «О космической деятельности» обсуждалась 26 января на встрече Клуба друзей космического кластера фонда «Сколково». Ассоциация «Земля из космоса» в которую входят ведущие игроки российского рынка ДЗЗ, предлагает отменить обязательное требование о наличие "первого отдела" (он отвечает за гостайну) в частных компаниях, получение лицензии Роскосмоса, а также запрет на спутниковую сьемку территории России в высоком качестве.

Последний пример - наиболее показательный. В декабре прошлого года Арбитражный суд встал на сторону Роскосмоса, не разрешив снимать территорию России в высоком разрешении. Между тем, на ресурсе Яндекс.Карты доступны высокодетальные спутниковые снимки, в первую очередь, крупных городов России. Да и весь остальной мир также наблюдает за нашей страной по высококачественным снимкам со своих спутников. С их помощью, например, сделаны доступные всем желающим карты Google.

— Мы уже обращались с предложением о создании отдельного закона «О дистанционном зондировании Земли» в Совет Федерации и нашли понимание, того что услуги по дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ) ушли из оборонной плоскости в информационную, — рассказала «Известиям» Елена Аш, исполнительный директор ассоциации «Земля из космоса». — Сейчас ассоциация разрабатывает свои предложения по законопроекту, которые, надеюсь будут учтены.

Проблема настолько серьезна, что Минэномразвития, Минприроды и сам Роскосмос уже отдельно друг от друга разработали три варианта новых законопроектов о космической деятельности. Но все они, по мнению экспертов, носят форму поправок и удовлетворяют только их непосредственным разработчикам.

Например, Минприроды необходимы спутниковые снимки для Росгидромета и мониторинга разливов нефти. В использовании данных ДЗЗ заинтересован так же Минсельхоз, который собственных спутников не имеет, но покупает данные у частных компаний,  для мониторинга незаконных вырубок. Теперь альтернативный вариант законопроекта будет создан и частными компания состоящими в ассоциации.

Инициативу ассоциации поддержал Иван Моисеев, руководитель Института космической политики.

— Сейчас космической деятельностью называется даже использование навигаторов GPS и ГЛОНАСС, а так же спутниковое телевидение и ДЗЗ. Нужно или изменить само понятие космической деятельности или разработать новый закон, - убежден Моисеев. - Руководству страны, стоит задуматься о том, что наши неудачи в космической отрасли происходят, в частности, из-за несовершенства законодательства. И в качестве пилотного проекта нужно разработать тематический законопроект о ДЗЗ, как это сделано в США.

В Европе и Америке ДЗЗ регулируется отдельными положениями законов, потому что на западе считается, что она не может нанести вреда национальной безопасности. В России же наоборот, деятельность по ДЗЗ до сих пор связанна с гостайной и имеет оборонный характер.

— Есть несколько официальных писем, в том числе Генштаба, где отмечается, что данные с гражданских космических аппаратов не секретны вне зависимости от их линейного разрешения. — сообщила "Известиям" Ольга Гершензон, вице-президента ИТЦ «СканЭкс».— Наша компания работает с высокодетальными спутниковыми снимками с аппаратов, которые принадлежат зарубежным операторам.

По мнению Гершензон, отрасль не должна быть монополизирована Роскосмосом, потому что это тормозит развитие экономики России.

В Роскосмосе «Известям» заявили, что готовы рассмотреть предложения операторов ДЗЗ, если таковые поступят.

— Насколько я знаю, «СкаЭкс» уже пытался урегулировать вопросы по ДЗЗ в судебном порядке. Но суд установил правомерность существующих норм и разбирательство они проиграли. — говорит Алексей Кузнецов руководитель пресс-службы Роскосмоса,— Если же есть новые предложения, нужно понять и проанализировать. А потом уже можно будет цивилизовано их обсудить, исходя, в первую очередь, из государственных интересов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер

ЦитироватьНаверное спутники связи, ДЗЗ и межпланетные станции, не?...
Перечисленное Вами не является "...традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ" ,ИМХО.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Иэсэсовец

ЦитироватьАссоциация «Земля из космоса» в которую входят ведущие игроки российского рынка ДЗЗ, предлагает отменить обязательное требование о наличие "первого отдела" (он отвечает за гостайну) в частных компаниях, получение лицензии Роскосмоса, а также запрет на спутниковую сьемку территории России в высоком качестве.

[/quote]
Огласите весь список, пожалста. Кто эти таинственные ведущие игроки?

уПС
А вот запрет на спутниковую съемку  в высоком качестве снимать нельзя. Опозоримся.

АниКей

ЦитироватьНа новой карте России можно будет разглядеть объекты с точностью до 50 см[/size]
см. предыдущую страницу  :wink:
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать14:44 31/01/2012
Роскосмос предлагает отобрать у предприятий космической отрасли испытательные стенды   
ВОРОНЕЖ, 31 января. /ИТАР-ТАСС/. [/size]
Федеральное космическое агентство /Роскосмос/ предлагает отобрать у предприятий космической отрасли испытательные стенды и создать независимую сертификацию изделий. С таким предложением глава космического ведомства Владимир Поповкин выступил на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина по перспективам космической отрасли до 2030 года.
"Мы рассматриваем вопрос, чтобы стенды отобрать от разработчиков и отдать их в испытательные центры, чтобы сертифицировать всю эту технику", - сказал он, добавив, чти это предложение должно еще пройти согласование. Поповкин отметил, что считает неверным, когда предприятие-разработчик само оценивает результаты своей работы. Так это было на практике продемонстрировано и сегодня, когда вице-премьер наблюдал за прожогом ракетного двигателя на КБ "Химавтоматика" в Воронеже, которое само этот двигатель и произвело.
Кроме того, глава Роскосмоса предлагает запретить в предприятиях отрасли совмещать должности генеральных директоров и генеральных конструкторов. Это во многом, по его словам, стало причиной снижения качества выпускаемой продукции в 90-х годах пошлого века. "Невозможно прийти менеджером и потом стать генконструктором", - уверен он.

Руководитель Роскосмоса также предлагает Минобороны РФ задуматься над необходимостью сохранения на предприятиях ОПК представительств /по контролю качества/, которые из-за снижения штатной численности не справляются с сертификацией всех изделий. "Если представительство не может что-то проконтролировать, исходя из своей численности, вы лучше это не контролируйте, нам не нужен формальный контроль, формальная печать на формулярах изделий", - подчеркивает он. "Мы найдем, как проконтролировать эту часть продукции, для того, чтобы мы были уверены, что это качественная вещь", - уверен Поповкин.
Еще одной серьезной проблемой предприятий отрасли он назвал недофинансирование производственной базы и старение станкового парка. По его подсчетам, "доля современного оборудования возрастом до 10 лет менее 10 проц: в среднем 7 - 8, а в некоторых предприятиях - 5 проц".
Назвав ключевые проблемы, Поповкин предложил совершенствовать технологии проектирования и производства изделий, внедрять новые промышленные системы создания программного обеспечения, а также привлекать к оценке научных разработок различные предприятия отрасли. "Нужен перекрестный критический анализ. Мы хотим исключить, что если одна компания выигрывает конкурс, то другие мнения просто не учитываются", - объяснил он.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать16:55 31/01/2012Россия http://www.itar-tass.com/c9/330688.html
Рогозин санкционировал выборочные проверки предприятий Роскосмоса
   [/size]

ВОРОНЕЖ, 31 января. /ИТАР-ТАСС/. Дмитрий Рогозин простил блогеров, пробравшихся в конце прошлого года на предприятие "Энергомаша" и обещал провести выборочные проверки предприятий космической отрасли на предмет их защищенности от внешних вторжений.

"25 января я санкционировал выборочные проверки этих объектов, как и когда эти проверки будут проводиться, буду знать только я", - рассказал он сегодня журналистам. "Еще раз хочу сказать, что коты разбужены, а мыши пока отпущены на свободу, но до следующего случая", - добавил зампред правительства.


Говоря о самом предприятии "Энергомаш", Рогозин заметил, что объект, на который было совершено вторжение, будет возрожден. "В целом считаю, что в рамках той кооперации, которая будет заложена в Роскосмосе в рамках стратегии развития отрасли в последующие годы, все объекты найдут свое место в этой интегральной схеме", - заключил Рогозин.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Дмитрий Виницкий

То есть, он признаёт, что поймал мышей, а потом опустил? Зачем же тогда коты вообще нужны? смахивает на распил и вредительство! :mrgreen:
+35797748398

АниКей

Цитироватьhttp://www.rg.ru/2012/01/31/reg-cfo/rogozin.html

"Надо заканчивать с полосой неудач"[/size]

Антон Валагин, Воронеж

Поездка вице-премьера Дмитрия Рогозина в Воронежскую область получилась насыщенной: за два дня он осмотрел два военных аэродрома, побывал на двух оборонных предприятиях, наблюдал сборку ракетных двигателей и запуск одного из них.

Программа визита делилась на две темы: авиационную и космическую. В рамках первой Рогозин побывал в борисоглебском учебно-авиационном центре, заверив его курсантов и преподавателей, что правительство страны планирует сохранить аэродром и учебную базу. Затем на воронежском аэродроме Балтимор курирующему военно-промышленный комплекс вице-премьеру продемонстрировали последние достижения отечественной оборонной промышленности в сфере радиоэлектронной борьбы и армейской связи.

Хитроумные аппараты на колесном и гусеничном ходу способны подавлять радары противника, сбивать с толку его ракеты и глушить радиосвязь во всех существующих диапазонах. Или, напротив, передавать большие объемы данных для координации действий рот, батальонов и эскадрилий. Грозно смотрела в небо гигантская, похожая на ракету "Тополь-М" антенна. В небе кружил самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 (русский "Авакс") с большой тарелкой на спине. Над аэродромом с грохотом пронеслись новейшие бомбардировщики Су-34, гордость Балтимора.

Однако рев авиационных моторов показался шепотом по сравнению с 280-секундной работой ракетного двигателя РД-0110 на испытательном стенде конструкторского бюро химавтоматики (КБХА). Туда Рогозин вместе с главой Роскосмоса Владимиром Поповкиным приехал, чтобы рассказать о причинах неудачных запусков военного спутника "Меридиан-5" и космического аппарата "Фобос-Грунт", а также о перспективах развития космической отрасли.

К аварии "Меридиана" КБХА имеет непосредственное отношение - согласно выводам государственной комиссии, 23 декабря 2011 года на 422-й секунде полета произошло аварийное отключение двигателя третьей ступени, из-за чего спутник двойного назначения не вышел на орбиту, как планировалось, а упал на границе Новосибирской области и Алтайского края, повредив жилище.

- В произведенном на КБХА двигателе РД-0124 произошло вскрытие камеры сгорания, после чего сработала автоматика и он был аварийно выключен, - сообщил Поповкин.

По словам пресс-секретаря КБХА Александра Кажикина, предприятием были выпущены 11 двигателей РД-0124: семь успешно отработали, восьмой неудачно стартовал с "Меридианом", три оставшихся отозваны и будут использоваться для исследований. После декабрьской аварии технологию изготовления двигателей изменили для более точного соответствия производственных параметров конструкторскому замыслу.

Причиной аварии космического аппарата "Фобос-Грунт" стала несовершенная элементная база, сообщил глава Роскосмоса. Импортные микросхемы, доля которых в "Фобосе" составила 62 процента, не выдержали "локального воздействия космических заряженных частиц", в результате чего бортовой вычислительный комплекс вышел из строя и космический аппарат потерял управление.

Дмитрий Рогозин, взявший расследование причин падения "Фобос-Грунта" под личный контроль, призвал не зацикливаться на авариях.

- Надо заканчивать с полосой неудач, необходим здоровый оптимизм и мотивация всех занятых в отрасли: от рабочих до руководителей. Им нужна наша моральная поддержка. Ну и материальная, разумеется.

Последний тезис вице-премьер подкрепил рассказом о стратегии развития оборонно-промышленного комплекса страны до 2030 года, которая 1 марта будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Согласно этому документу, на нужды космической отрасли ежегодно планируется выделять 150-200 миллиардов рублей, добавил Поповки
н.

- Главное в стратегии - человек. Вернее, преодоление человеческого фактора, - сказал вице-премьер. Работники КБХА вручили ему макет двигателя РД-0124 из оргстекла. Рогозин пообещал украсить им свой кабинет в Белом доме.

По словам Владимира Поповкина, Стратегией-2030 предусмотрены доведение численности "социальной" орбитальной группировки до 75 космических аппаратов и новый полет к Марсу.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

zyxman

Цитировать
ЦитироватьРазумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос. [/size]
http://er.ru/news/2012/1/30/Putin-rossii-nuzhna-novaya-economica/
Вот уровень знаний нашего премьера о космической отрасли. Больше в экономической статье о космонавтике ни слова.
Что вообще он понимает под словом космос - непонятно.
Может он считает по головам?
- Есть идея - нужно сделать заводские (например) футбольные команды - тогда можно будет уверенно говорить что НАСА/ЕКА проигрывают :lol:
- Конечно, не обязательно именно футбол - можно попробовать хоккей или стрельбу :wink:
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Александр Ч.

Цитировать- Конечно, не обязательно именно футбол - можно попробовать хоккей или стрельбу :wink:
Дзюдо  8)
Ad calendas graecas