АКС: экраноплан -- КР -- челнок

Автор Гусев_А, 03.06.2010 18:38:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Гусев_А

Про Орленок было написано, что на совсем малой скорости при работе носовых ТРД, подъемная сила сразу возрастает, но меняется средняя точка ее приложения (вперед-назад), она меняется и при изменении высоты, что иногда вводило пилотов в заблуждение, на самолете они многое инстинктивно делали наоборот.

Про цельноповоротные рули на сверхзвуке, мне кажется это другой эффект. Он если по колхозному, то объясняется очень просто. На сверхзвуке основное давление приходится на переднюю кромку, а на все, что внутри конуса давление набегающего потока (уже совсем турбулентного) действует не то что слабо, а не гарантировано, там даже полноценного пограничного слоя нет. По этому и управляют по сути дела передней кромкой.

А экран на дозвуке, это многократно отраженная волна (волны) сформированная носовой частью, которая образует слой высокого давления под поверхностью крыла. Но это в купе с наличием небольшого угла атаки. ТРД на носу эффект значительно усиливает.

Если пользоваться только логикой, то на сверхзвуке, волна будет более концентрированная, и будет отражаться в более ограниченный участок крыла, что конечно плохо, это потребует более прочного корпуса, и сильно усложнит управление по тангажу.

Бродяга

Что характерно, Вадим Лукашевич "дискутирует" с этим Гусев_А, — уровень одинаковый. ;) :lol:
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Гусев_А

ЦитироватьЧто характерно, Вадим Лукашевич "дискутирует" с этим Гусев_А, — уровень одинаковый. ;) :lol:

Ехидная морда лица еще не кого не украшала[/size]. :?

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьЧто характерно, Вадим Лукашевич "дискутирует" с этим Гусев_А, — уровень одинаковый. ;) :lol:
Ехидная морда лица еще не кого не украшала[/size]. :?
Гусев_А это упрёк вам лишь в том смысле, что Вадим Лукашевич, как и вы, весьма часто выдаёт полную ахинею, но вы-то из себя ничего не "изображаете", а вот он зато... ;) :lol:
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Evgeniy

ЦитироватьГусев_А это упрёк вам лишь в том смысле, что Вадим Лукашевич, как и вы, весьма часто выдаёт полную ахинею, но вы-то из себя ничего не "изображаете", а вот он зато... ;) :lol:
Я, будучи как и Вадим по образованию авиационным специалистом, могу удостоверить, что ничего технически неправильного я от Вадима не встречал. Чего не могу сказать о Вас  :?
"Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума" Н.Е.Жуковский

Гусев_А

Я не когда не заявлял, что я специалист в космической или авиационной области, и все мои отнють не глубокие познания (в общем то к сожалению, мне нравится мыслить в этом направлении) получены из научно популярной литературы и интернета.
Да мне иногда приходят идеи каких то, с моей точки зрения новых технических решений, некотрые я выкладываю.
И я благодарен Вадиму Лукашевичу, что он не просто сказал типа пошол вон недоучка, а хотя бы кратко объяснил проблемы в этом проекте. Их я принимаю адекватно, тем более от очень уважаемых людей.
А тупо обсерать друг друга, а этим кончается почти 90% нормальных тем на этом форуме, это что наш современный стиль общения, или происки правокаторов?

В идее экранопланного старта действительно есть проблемы, и я их вижу, это и устойчивость на сверхзвуке, и пыль в воздухозаборниках и на моих эскизных набросках не все идеально с компановкой и профилями...  Может быть часть проблем устранима, часть потребует другого решения, что то еще вылезет, а что то просто не поддается решению в таком виде. Полностью зачеркнуть интерес к этой идее я пока не хочу, мысли есть, сформулирую - выложу.

Вадим Лукашевич

И не зачеркивайте - эта тема на самом деле гораздо интереснее, чем кажется на первый взгляд. В частности, экранный эффект на сверхзвуке - чем больше я об этом размышляю, тем больше понимаю, что с этим вопросом раньше не сталкивался. Тут есть вот какая интересность:
ЦитироватьПро цельноповоротные рули на сверхзвуке, мне кажется это другой эффект. Он если по колхозному, то объясняется очень просто. На сверхзвуке основное давление приходится на переднюю кромку, а на все, что внутри конуса давление набегающего потока (уже совсем турбулентного) действует не то что слабо, а не гарантировано, там даже полноценного пограничного слоя нет. По этому и управляют по сути дела передней кромкой.

А экран на дозвуке, это многократно отраженная волна (волны) сформированная носовой частью, которая образует слой высокого давления под поверхностью крыла.
Во-первых, эффективность рулей (направления и высоты) на сверхзвуке падает не только потому, что они располагаются в затененной (за скачком) зоне.
Все дело в том, что на дозвуке отклонение, например, руля высоты создает не только реактивный момент за счет изменения направления отбрасываемого рулем воздуха, но и меняет циркуляцию (характер обтекания) вокруг всего профиля. Т.е. не только в зоне малой площади самого руля, но и по площади всего оперения. Это очень важный момент - отклоняя руль на дозвуке, мы включаем в работу площадь всего оперения. Это как посадочная механизация крыла - отклоняем закрылки и поднимаем подъмную силу всего крыла за счет изменения локальной скорости обтекания профиля, в том числе до отклоненных закрылков. Можно образно считать, что молекула воздуха на закрылке успевает сообщить о своем состоянии вперед по потоку (по отношению к профилю, т.е. против скорости потока)молекуле на носке профиля, и та уже там начинает вести себя иначе.
Вы это называете волной плотности - пусть так. Проблема только в том, что это "сообщение" в виде волны плотности (в примере с закрылком - разрежение) движется со скоростью звука. Как только звуковой барьер перейден, сообщения не доходят, и не смотря на отклонение рулей, управляющие моменты создаются только на непосредственно самих рулях - обтекающие носок и сам профиль молекулы, не долетевшие до руля, еще "не знают", что он отклонен. Поэтому и эффективность рулей падает - грубо можно считать, что в разы, равные соотношению площадей неподвижной части оперения и рулей. Ну и на это накладывается прочее, включая скачки от передних частей самолета и т.д.
По экрану на дозвуке - образно говоря, молекула уже на носке профиля по волне плотности, отраженной от экрана, "знает", что он рядом; обтекание всего профиля (его нижней поверхности) меняется, подъемная сила возрастает. Но на сверхзвуке этого не происходит! По сути, характер головного скачка не должен зависеть от наличия (близости) экрана, т.к. обтекающий воздух о нем "не успевает узнать", и характер обтекания не меняется.
А узнать может только получением отражения скачка.
И вот тут главный вопрос - волна как изменение плотности отражается тоже на дозвуковой скорости, другими словами - будет ли отражаться от экрана ударная волна как фронт сверхзвукового скачкообразного перехода скоростей?
Вот посмотрите на случаи, когда это отражение от других близко расположенных элементов не возникает:



Не происходит даже искажения формы волны!
Но интересный момент - на нижнем фото внизу две разные волны сливаются!

MKOLOM

ЦитироватьЯ не когда не заявлял

Гусев_А,   не когда пишется так: никогда

Гусев_А

ЦитироватьВо-первых, эффективность рулей (направления и высоты) на сверхзвуке падает не только потому, что они располагаются в затененной (за скачком) зоне.
Все дело в том, что на дозвуке отклонение, например, руля высоты создает не только реактивный момент за счет изменения направления отбрасываемого рулем воздуха, но и меняет циркуляцию (характер обтекания) вокруг всего профиля. Т.е. не только в зоне малой площади самого руля, но и по площади всего оперения. Это очень важный момент - отклоняя руль на дозвуке, мы включаем в работу площадь всего оперения. Это как посадочная механизация крыла - отклоняем закрылки и поднимаем подъмную силу всего крыла за счет изменения локальной скорости обтекания профиля, в том числе до отклоненных закрылков. Можно образно считать, что молекула воздуха на закрылке успевает сообщить о своем состоянии вперед по потоку (по отношению к профилю, т.е. против скорости потока)молекуле на носке профиля, и та уже там начинает вести себя иначе.
Вы это называете волной плотности - пусть так. Проблема только в том, что это "сообщение" в виде волны плотности (в примере с закрылком - разрежение) движется со скоростью звука. Как только звуковой барьер перейден, сообщения не доходят, и не смотря на отклонение рулей, управляющие моменты создаются только на непосредственно самих рулях - обтекающие носок и сам профиль молекулы, не долетевшие до руля, еще "не знают", что он отклонен. Поэтому и эффективность рулей падает - грубо можно считать, что в разы, равные соотношению площадей неподвижной части оперения и рулей. Ну и на это накладывается прочее, включая скачки от передних частей самолета и т.д.
По экрану на дозвуке - образно говоря, молекула уже на носке профиля по волне плотности, отраженной от экрана, "знает", что он рядом; обтекание всего профиля (его нижней поверхности) меняется, подъемная сила возрастает. Но на сверхзвуке этого не происходит! По сути, характер головного скачка не должен зависеть от наличия (близости) экрана, т.к. обтекающий воздух о нем "не успевает узнать", и характер обтекания не меняется.

Спасибо. А ведь многие моменты, даже помню, что упоминались, но внимание не заострил.

ЦитироватьА узнать может только получением отражения скачка.
И вот тут главный вопрос - волна как изменение плотности отражается тоже на дозвуковой скорости, другими словами - будет ли отражаться от экрана ударная волна как фронт сверхзвукового скачкообразного перехода скоростей?
Вот посмотрите на случаи, когда это отражение от других близко расположенных элементов не возникает:
Не происходит даже искажения формы волны!
Но интересный момент - на нижнем фото внизу две разные волны сливаются!

На картинке можно рассмотреть положение волн рядом летящих предметов, но наверно должно быть отличие, когда один предмет движется, а другой (поверхность) покоится относительно воздушного потока.
Вот например, если провести такой эксперемент:
Закрепить ствол оружия, чтоб при нескольких выстрелах пуля пошла по одной траектории . Произвести выстрел, и на расстоянии, пусть 20 метров точно обозначить точку попадания. Затем в миллиметре под траекторией, по всей длине закрепить брусок, чтоб увидеть, как пуля на сверхзвуке идет над поверхностью, и определить по точке попадания, было ли на пулю воздействие поверхности.
Если экранопланный эффект будет, то пуля придет выше. Ведь, на сколько я знаю, уже при стрельбе даже на 20 метров при сильном ветре его учитывают.  Так что отклонение должно быть явно заметно.
А еще бы лучше еще и заснять вид ударной волны у поверхности.

Вадим Лукашевич

ЦитироватьА еще бы лучше еще и заснять вид ударной волны у поверхности.
Таких фоток мне найти не удалось

Гусев_А

Немного порассуждаю.

Если допустим, при движении на сверхзвуке, над поверхностью, в области корпуса куда приходит отраженная от земли ударная волна возникает приемлемое давление, создающее подъемную силу, то:
Эта система получается саморегулируемая, т.к. если аппарат поднялся чуть выше, то основная сила действует на заднюю часть, нос клюет, высота снижается. Если высота ниже нормы, то основное воздействие на переднюю част корпуса, нос задирается, высота увеличивается. Это должно упростить управление.

Если допустим, скорость увеличивается, конус становится острее, то к сожалению высота должна понизиться, но вроде не критично, при 2-х М.

А эксперимент с пулей меня все больше заинтересовал. Заснять ударную волну мне конечно нечем, но высоту попадания с поверхностью под пулей и без нее, это наверно реально. Осталось за "малым". Может кому этот эксперимент доступнее?

ronatu

Цитировать
ЦитироватьА еще бы лучше еще и заснять вид ударной волны у поверхности.
Таких фоток мне найти не удалось

4To ec/\u u oTpa3uTcR???
ny/\i0 Bo/\Ha y>ke He goroHuT...
:wink:

http://people.rit.edu/andpph/exhibit-3.html

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

ronatu

Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.


чайник17

Цитировать4To ec/\u u oTpa3uTcR???
ny/\i0 Bo/\Ha y>ke He goroHuT...
:wink:
Похоже, это Вы тут слегка не догоняете  :(

Гусев_А

Цитировать
Цитировать4To ec/\u u oTpa3uTcR???
ny/\i0 Bo/\Ha y>ke He goroHuT...
:wink:
Похоже, это Вы тут слегка не догоняете  :(

Я ни за кем и не гоняюсь. :D

Допустим длина пули 20 мм, а расстояние  до поверхности 1 мм, скорость = 2М, даже пусть 1/3 пули, это заострение.

Хотите сказать отраженная волна не успеет вернуться к пуле?
Да, может такое быть, если ей не даст приблизиться, какая то другая волна, но вроде дальше внутри конуса все относительно чисто.

На дозвуке волны отражаются,  свободно проходят друг через друга не взаимодействуя, но по картинкам видно, что ударные волны ведут себя по другому, вот мне интересно, как они отражаются от поверхностей.

Если видите, что я туплю, дайте ссылку, где это можно прочитать на доступном мне уровне. А то мне кажется, что все получается логично, а сколько не гуглил такой нормальной обстоятельной информации не попадалась, или так размазана, что сути не видно.

А то каждый может казаться шшЫбкоо умным, "строя гримасы", и не сказав ни слова по сути дела.

чайник17

Вы меня с ronatu не перепутали?  :D

А картиники по моим сслылкам смотрели?