Отказы и неисправности на старте РН "Зенит"

Автор Вован, 24.02.2010 01:02:14

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вован

Цитировать
Цитировать5. В наборе фраз "Подрываются разрывные болты - средства удержания ракеты на пусковой установке. Расстыковываются электроразъемы между ракетой и кабель-мачтой. Двигатель набирает порядка 90 % расчетной тяги. Ракета начинает полет. Срабатывает контакт подъема - "КП" нарушена логика: на самом деле расстыковка разъемов и КП происходят после начала полета РН.
Ну вроде КП там и стоит после начала полета РН

Уточняю: КП появляется после расстыковки разъемов.
Байконур надолго - навсегда

Вован

2. 24.07.1991 за 11 минут до пуска при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ стрела ТУА задела за кабель-мачту, что привело к кратковременной расстыковке электроразъемов «Бутан» между РН и кабель-мачтой и сбою вычислительных машин борта и "наземки". Причина – был разрегулирован механизм сопряжения ТУА и блока разъемов кабель-мачты. Пуск перенесен на август, но и там ракете не повезло: произошла авария двигателя второй ступени.

Байконур надолго - навсегда

Вован

3. 30.08.1991 впервые столкнулись с несбросом вышибной заглушки на трубопроводе вакуумирования полостей горючего двигателя при его запуске из-за тугой прижимной пружины.



Отмена пуска, проведение работ по промывке полостей горючего в двигателе, отправка РН на завод-изготовитель.
Байконур надолго - навсегда

Вован

4. 10.01.1992 произошли три подряд отмены пуска по разным причинам. Первая: на 30 минуте циклограммы произошел останов отсчета относительного времени бортовой и наземной вычислительных машин. Причина не установлена. Вторая: на 81 минуте циклограммы во время заправки от НППК не прошла команда на заполнение бортовых баллонов «холодного» гелия. Отбой, слив компонентов. Третья: после повторной установки РН на стол и пристыковки заправочных механизмов выявлена негерметичность патрубка заправочного автостыка горючего из-за забоины на прокладке РН. Прокладка через 1 час заменена.





Перенос пуска на следующий день.
Байконур надолго - навсегда

Вован

5. 11.01.1992 на 51 минуте циклограммы снова произошел останов отсчета относительного времени. Отмена пуска. Слив. Принятые меры: замена наземной и бортовой ЦВМ на запасные, пуск перенесен на февраль. Ракете опять не повезло: авария двигателя второй ступени 05.02.1992.
Байконур надолго - навсегда

zyxman

Цитировать
ЦитироватьВ который раз поражаюсь беспечности военных - неужели для пуска ракеты не могли завести стабилизатор напряжения :D

Таковой есть с 380 на 27 вольт - ПСС (преобразователь статический стабилизированный), но когда в сети напряжение падает до 0, то он бессилен. :D
Я не помню сколько лет уже, на АТС используются электромеханические стабилизаторы - просто от входного напряжения питается электромотор, который крутит маховик, и генератор, который уже питает сеть.
- Если входное напряжение пропадает, то энергии маховика хватает на те секунды что требуются чтобы завести дизель-генератор.
Где мощности поменьше (система с мотором и генератором эффективна на десятках киловатт), конечно все хуже, но лет 15 назад начали массово внедрять UPS с химическими аккумуляторами (чаще всего кислотными), конечно сразу их ставили только на критичные приложения (как например дублирующее питание системы спутниковой трансляции видео, и резервное питание миниАТС), но уже лет 10 назад UPS ставили практически просто для удобства, чтобы работа например бухгалтерии не прерывалась от перебоев питания :lol:
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Вован

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВ который раз поражаюсь беспечности военных - неужели для пуска ракеты не могли завести стабилизатор напряжения :D

Таковой есть с 380 на 27 вольт - ПСС (преобразователь статический стабилизированный), но когда в сети напряжение падает до 0, то он бессилен. :D
Я не помню сколько лет уже, на АТС используются электромеханические стабилизаторы - просто от входного напряжения питается электромотор, который крутит маховик, и генератор, который уже питает сеть.
- Если входное напряжение пропадает, то энергии маховика хватает на те секунды что требуются чтобы завести дизель-генератор.
Где мощности поменьше (система с мотором и генератором эффективна на десятках киловатт), конечно все хуже, но лет 15 назад начали массово внедрять UPS с химическими аккумуляторами (чаще всего кислотными), конечно сразу их ставили только на критичные приложения (как например дублирующее питание системы спутниковой трансляции видео, и резервное питание миниАТС), но уже лет 10 назад UPS ставили практически просто для удобства, чтобы работа например бухгалтерии не прерывалась от перебоев питания :lol:

Дизель-электрическая станция на 500 КВт на старте тоже была, но она за 1 секунду не успевала подхватить питание стартовых систем.
Байконур надолго - навсегда

Вован

6. 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска ...  :wink:
Байконур надолго - навсегда

LRV_75

Цитировать6. 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска ...  :wink:
Это как это такое может быть? Каждая отмена влечет за собой кучу организационных мероприятий, не говоря уже о техническом выявлении причины отказа
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Iva

Вован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?

По вопросу эл. питания. Мне трудно судить о "космическом" эл. снабжении.
Но вот у нас на КП КПО для питания ЭВМ и других штуковин в буферном режиме работала аккумуляторная батарея, кроме того был целый машинный зал генераторов переменки, питающихся от другой аккумуляторной батареи. При пропадании питания от подстанции (кстати, объект питался по двум разным ЛЭП от разных подстанций) ни ЭВМ, ни наша связная аппаратура не останавливались ни на сек.

Вован

Цитировать
Цитировать6. 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска ...  :wink:
Это как это такое может быть? Каждая отмена влечет за собой кучу организационных мероприятий, не говоря уже о техническом выявлении причины отказа

Зато как было весело! :D
Байконур надолго - навсегда

Вован

ЦитироватьВован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?

За автоматизацию приходится платить. :cry:
Байконур надолго - навсегда

Вован

Итак, 15.09.1993 произошло сразу четыре отмены пуска:
три отмены прошли из-за повторения останова отсчета относительного времени (зависания вычислительных машин борта и наземки), а одна отмена была, когда в режиме ПУСК 1 при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ на стреле ТУА не отключился концевой выключатель ГРУЗ НА СТРЕЛЕ (ракета на стреле). В связи с этим не прошла операция втягивания гидроопор ТУА и его съезд. Причина – заедание нажимного механизма выключателя.





Пуск проведен на следующий день. Позже изменена электросхема системы управления для исключения влияния сигнала ГРУЗ НА СТРЕЛЕ на дальнейшие операции и отмену пуска.
Байконур надолго - навсегда

Vlad(VB)

Цитировать4. 10.01.1992 произошли три подряд отмены пуска по разным причинам. Отбой, слив компонентов.
В КБЮ есть газета "Конструктор". В одну из годовщин этого пуска была большая статья на несколько страниц, где подробно и пофамильно описывались те события.
При той ситуации была возможность не сливать (так было написано в статье). Но в документации этот момент не был прописан, а только слив. Поэтому ФИО героически(!) принял решение таки слить. :D
Нет ничего более быстротечного, чем вечность.

LRV_75

Цитироватьтри отмены прошли из-за повторения останова отсчета относительного времени (зависания вычислительных машин борта и наземки), а одна отмена была, когда в режиме ПУСК 1 при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ на стреле ТУА не отключился концевой выключатель ГРУЗ НА СТРЕЛЕ (ракета на стреле). В связи с этим не прошла операция втягивания гидроопор ТУА и его съезд. Причина – заедание нажимного механизма выключателя.
Вы пояснили причины почему не прошло втягивание гидроопор ТУА, а почему происходило зависание машин борта и наземки история умалчивает?
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Вован

Цитировать
Цитироватьтри отмены прошли из-за повторения останова отсчета относительного времени (зависания вычислительных машин борта и наземки), а одна отмена была, когда в режиме ПУСК 1 при выполнении операции ОПУСТИТЬ СТРЕЛУ на стреле ТУА не отключился концевой выключатель ГРУЗ НА СТРЕЛЕ (ракета на стреле). В связи с этим не прошла операция втягивания гидроопор ТУА и его съезд. Причина – заедание нажимного механизма выключателя.
Вы пояснили причины почему не прошло втягивание гидроопор ТУА, а почему происходило зависание машин борта и наземки история умалчивает?

Гидроопоры не втянулись по логике работы автоматики ТУА.
Для поиска причины зависания вычислительных машин в ноябре 1993 года были проведены дополнительные испытания с заправкой макета РН на СК. Представители НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина, зная вину своей фирмы и не зная, как ее устранить, навязали примерно такую левую формулировку причины: в результате воздействия на кабели и разъемы кабель-мачты паров кислорода в них появляется электромагнитное поле, приводящее к уменьшению электротоков.  :shock: Как будто эти пары появились вдруг через 7 лет пусков ... Но чудесным образом после герметизации люков кабель-мачты зависания прекратились. Позже пилюгинцы признались, что морочили всем голову.
Байконур надолго - навсегда

Iva

Цитировать
ЦитироватьВован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?

За автоматизацию приходится платить. :cry:
А Циклоны? Там то же уровень автоматизации был высок.
У них как было с этим?

Вован

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВован
Это только Зенит такой "не везучий"?
Или и другим достаётся?

За автоматизацию приходится платить. :cry:
А Циклоны? Там то же уровень автоматизации был высок.
У них как было с этим?

Там оборудование проще: вычислительных машин не было, установщик от ракеты не отводился, отводных опор нет, заправочные механизмы не закрываются, не отводятся и не прячутся.
Байконур надолго - навсегда

LRV_75

ЦитироватьДля поиска причины зависания вычислительных машин в ноябре 1993 года были проведены дополнительные испытания с заправкой макета РН на СК. Представители НПЦ автоматики и приборостроения им. Пилюгина, зная вину своей фирмы и не зная, как ее устранить, навязали примерно такую левую формулировку причины: в результате воздействия на кабели и разъемы кабель-мачты паров кислорода в них появляется электромагнитное поле, приводящее к уменьшению электротоков.  :shock: Как будто эти пары появились вдруг через 7 лет пусков ... Но чудесным образом после герметизации люков кабель-мачты зависания прекратились. Позже пилюгинцы признались, что морочили всем голову.
Что сказать, молодцы Пилюгинцы, грамотно отмазаться это целая наука и искусство в космонавтике  :D
Ну а пока проводили герметизацию люков они быстренько свои косячки подправили, так что чудес не бывает  :wink:  :D

Вован, а где же про взрыв на старте? При котором Вы в бункере были?
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

zyxman

Вован, спасибо!

ЦитироватьЗа автоматизацию приходится платить. :cry:
Хорошо-бы сравнить с конкурентами - у американцев/европейцев/японцев ведь наверное что-то есть (было) сравнимое по степени автоматизации?
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!