Клиппер на Союзе

Автор hcube, 01.11.2004 15:41:24

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

hcube

Есть два варианта реализации ДУ. Первый - встроить ее в сам корабль. Второй - сделать 'урезанное' кольцо ДУ, оно же - рама, на которую Клиппер опирается при выводе. Баки компонентово можно разместить прямо в стержнях этой рамы ;-). Кстати - вот один из вариантов того, зачем там нужен сбрасываемый ПАО ;-) - с одной стороны, нам нужно что-то, чем можно Клиппер 'поставить' на РН, с другой - при входе балансировочные щитки должны иметь большой ход, а сам КА - переднюю центровку. Надо, кстати, будет как-то придумать решение данной проблемы, отличное от Энергиевского ;-). Наверное, проще всего просто привезти единократно на МКС телескопический стыковочный отсек с аммортизирующими элементами, еще одним Прогрессом.
Звездной России - Быть!

hcube

Да, по поводу Союза-2.

Вопрос - насколько возрастет ПН, если третью ступень сделать на компонентах кислород-метан или кислород - СПГ, без изменения циклограммы вывода?
Звездной России - Быть!

Igor

Если делать Клипер на 8 т так на 8, на 14 так на 14, и испытывать надо один вариант, ЛКИ проводят не того чтобы покатать урезанные модели, а для испытаний готового КК.

Старый

ЦитироватьЕсли делать Клипер на 8 т так на 8, на 14 так на 14, и испытывать надо один вариант, ЛКИ проводят не того чтобы покатать урезанные модели, а для испытаний готового КК.
Надо испытать именно спускаемый аппарат. Орбитально/служебно/двигательные отсеки мы и так делать умеем, а вот такой утюг ещё ни разу не делали. Если он полетит то приделать к нему всё остальное уже не составит труда.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

avmich

Может, тогда суборбиту сделать не пологой, а высокой? Чтобы в океан не садиться.

Старый

ЦитироватьМожет, тогда суборбиту сделать не пологой, а высокой? Чтобы в океан не садиться.
Траектория должна быть близка к штатной.
 А куда ещё садиться? В тайгу? На Подкаменную Тунгуску в районе г. Тура? ;) Там это корыто искать и вывозить ещё покруче будет чем в океане.
 Опять же садиться не в "южной части Тихого океана" а туточки, возле Камчатки, в Охотское море или с перелётом, с той стороны. РДТТ мягкой посадки не потребуются - экономия веса и денег.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

AlexB14

А можно я внесу своё имхо по данному вопросу? Я так полагаю, что запустить Клиппер на Союзе не просто, а очень просто. Только для этого надо взять не тот Клиппер, что нам выдали нарисованным при выборах ВВП, а тот, что рисовали 20 лет назад для получения патента. Если я не ошибаюсь он и был расчитан на Союз. Только у меня такое ощущение, что Энергия на это не пойдёт. Либо эта самая Энергия крупно обиделась на тот самый Союз, либо всерьёз считает, что современный КК должен быть "весомее". Да и рисунки те - двадцатилетней давности. Их уже, наверное, давно моль почикала. А запускать один ВА от современного проекта, - полагаю дело бесперспективное. Пусть даже мы и влезем в массо-габаритные характеристики Союза. Но одного испытания мало, - надо хотя бы два. Два полёта Союза + стоимость ВА = 2 * $20M + $17,5M = $57,5M. А этап лётных испытаний по варианту Энергии должен обойтись в $80M. Т.е. мы экономим $22,5M, но зато испытания получаются какие-то сомнительно - подозрительные.
Errare humanum est

Igor

Если мы хотим испытать как садится СА то это делается на этапе НИР, там можно уменьшеный макет с самолета посбрасывать, и по баллистичаеской траектории покатать. Но полноразмерный КК надо делать после этих испытаний и это довольно много труда. На ЛКИ запускают готовый аппарат, а то касмонавту будет неприятно узнать, что у него кресло пи старте отваливается, или чтото перепутали и вместо разгона Клипер начинает тормозится на орбите.

avmich

Немножко чисел.

Как заявлено в пресс-релизе по запуску Союза-2, Союз-2б будет способен выводить на 1100-1200 кг больше, чем Союз-У. Пусть Союз-У выводит 7200 кг, тогда Союз-2б выведет 8400 на орбиту. Клипер целиком весит 14400 кг.

Если убрать 6 человек экипажа со скафандрами и креслами, то, мне кажется, минимум тонну сэкономить можно.

Орбитальный отсек КК Союз весит 1200 кг, будем считать, что столько же весит соответствующая часть на Клипере.

Запас топлива на КК Союз - 900 кг, а Клипер вдвое тяжелее. Учитывая, что по нынешним меркам соотношение топлива к массе невелико, будем считать, что на Клипере бортовой запас топлива - 2 тонны.

То есть, убирая кресла и экипаж, а также ОО и топливо, экономим минимум 4 тонны - такой урезанный Клипер будет весить не больше 10400 кг.

Нужно убрать ещё 2 тонны, чтобы по массе вписаться на Союз-2б. У нас есть в запасе масса бортовой ДУ, остатки СЖО и, вероятно, что-то ещё.

Конечно, какая-то ДУ для схода с орбиты потребуется, но существенно меньшая. Может, более точный расчёт выявит дополнительные резервы.

А может быть, удастся доразогнать до орбиты Фрегатом? Тогда он бы и свёл с орбиты - ДУ у него нормальная.

hcube

Не, если уж так приперло использовать Союз - то надо к нему делать метановую третью ступень. Тогда ПН будет порядка 11-12 тонн и Клиппер, пусть урезанный, туда влезет. Особенно при схеме с довыведением.
Звездной России - Быть!

avmich

Речь идёт о предварительных (!) испытаниях прототипа Клипера, с целью проверки заложенных решений, особенно в части спуска. Тут на первый план выходят преимущества того, что такая проверка может - и должна - быть произведена на ранних стадиях разработки проекта, когда серьёзные ресурсы ещё не потрачены. Именно поэтому и Клипер - очень "сырой", и ракета - та, которая есть (или скоро будет - вроде бы Союз-2б выйдет на ЛКИ примерно через 2,5 года, к тому времени и прототип Клипера сделают, и будут стоять перед вопросом, вкладывать серьёзные деньги в этот проект или всё же засомневаться в оправданности). В 2007-2008 году можно бы и пустить в испытательный полёт.

Зато при успехе такой отработки шансы Клипера как проекта резко возрастают - и это должны понимать заинтересованные стороны. Само собой, полученные данные существенно помогут, на довольно ранних стадиях, уточнить характеристики КК.

Igor

Пилотируемая космонавтика сейчас в упадке втом числе из-за слишком дорогого выведения. Ввязываться в таких условиях в авантюру с новым КК (любым) можно запороть старый Союз и не получить ничего взамен. Рутан например нашел свою нишу, а Роскосмос нет, и для чего тогда делать Клипер даже на Союзе не очень понятно.

hcube

вообще, челнок типа несущий корпус очень даже прогрессивная штука. Но он же должен удешевлять вывод, а не удорожать! ;-)
Звездной России - Быть!

avmich

Клипер вдобавок не требует вроде бы обтекателя. Так что можно проверить и ранние стадии вывода на орбиту.

Я не согласен с частью упрёков в адрес Клипера, но это уже обсуждалось в других темах.

hcube

На самом деле, если так уж хочется проверить - да запустить полноразмерный Клиппер Союзом с недозаправленной третьей ступенью, и все дела. Ну наберет он не 8, а 6 км/с, в чем проблема? ;-) Работу двигателей ориентации проверить можно, отстыковку БО можно, спуск в почти настоящих условиях - можно... только вокруг шарика крутиться не будет, и вся разница.
Звездной России - Быть!

avmich

Да, это один из вариантов. Проблема только в том, где ему садиться - в Тихом океане - это особенно дорого и неудобно.

hcube

Не обязательно в Тихом. Можно в Северном Ледовитом ;-) Или скажем на Камчатке - если запуск делать с Плесецка. Подобрать только нужный азимут...

Другой вариант - забацать под Союз/Онегу морской старт ;-) Стартовый комплекс можно упрощенный сделать, к примеру крутить РН по азимуту можно прямо платформой ;-))
Звездной России - Быть!

avmich

Насколько я знаю, все азимуты стрельбы известны и более-менее фиксированы - из-за полей падения первых ступеней, скажем. Из имеющихся нет ни одного такого, чтобы после суборбиты падал на территорию России - разве что на Камчатку. Северный Ледовитый не факт, что удобнее Тихого... В общем, некие проблемы. Орбитальный полёт этих проблем не имел бы.

Там по массе не так уж и много... Может, и правда недозалить третью ступень и одновременно поставить Фрегат на довывод...

hcube

Я думаю, если б все было так просто - увеличить ПН вдвое ценой незначительных изменений, то давно бы уже так сделали. Максимум что удастся довыводом вытянуть - это 9-10 тонн. Не больше. Чтобы сделать больше - надо ЕЩЕ уронить стартовую тяговооруженность, на 5% форсировать двигатели, и поставить третью ступень на метане, тонн на 60. Вот тогда ПН будет 12-13 тонн. Может даже 14 ;-).
Звездной России - Быть!

Зомби. Просто Зомби

А как, скажем, по стоимости и другим параметрам будет выглядеть запуск тестового Клипера Протоном, учитывая возможность попутного вывода какого-нибудь спутника, скажем, коммерческого?
Не копать!