spacewhip - обмен грузами между планетами без затрат энэргии

Автор Pavel_Belov, 23.11.2009 14:36:44

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьНиже километров 100, ну минимум 50—70 вы думать забудьте о тросе, который движется со скоростью километры в секунду.
А в том то и фишка - на такой высоте трос движется очень медленно, зато при максимальном удалении - очень быстро. Аналогия: едешь на лисопеде по луже, капли к колесу примыкают, взлетают на нем вверх, а там отлетают в сторону, присем движутся - быстрее лисопеда, и таким образом на спине оказываются.
Трос движется медленно относительно атмосферы только в небольшой угловой окрестности нижней точки, если скорость в этой окрестности равна нулю, то при отвороте уже на 10 градусов она будет около километра в секунду.

 Разумеется, если у вас офигительно длинный трос, в тысячи километров, то "всё получится в ЭТОМ смысле". :)
 "В другом смысле", сами понимаете, трос будет тяжеленный. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Pavel_Belov

ЦитироватьРазумеется, если у вас офигительно длинный трос, в тысячи километров, то "всё получится в ЭТОМ смысле".  
"В другом смысле", сами понимаете, трос будет тяжеленный.

В конечном варианте его длина как раз и будет в районе 500-1000 км, поэтому и сможет он концом заходить в верхние слои атмосферы, из которой "выпрыгивают" для стыковки специальные самолеты. Да, тяжелый, но дело в том, что это не так и страшно - к тому времени и материалы другие будут, да и массы начнем запулять нешуточные - трос будет легче (чем из того же карбона), но и тяжесть - даже нужна, чтоб станция проседала при запуске как можно меньше. А то так 50 км царапает, да еще просядет при запуске... Просто для удлиннение троса нужно будет все больше и больше материала, зато его доставка "на стройку" будет все дешевле и дешевле.
ЦитироватьНу так я и говорю, с помощью статичного троса эта задача тоже решается, только трос длиннее требуется.
Ага, вот только НАСТОЛЬКО длиннее, а уж НАСКОЛЬКО массивнее - мама не горюй. Да и для придания 2 космической стационарный трос придется еще фиг знает на сколько протянуть за орбиту - еще больше массы, и не забывай - никакой "пенки" во время строительства. Тут то с 10 км тросом можно и спутники подешевле запускать, и станцию строить, а там - пока не сделаешь, все придется ракетами на орбиту вывозить, что ОЧЕНЬ дорого.

Я не писал еще, но такой "кнут", "прокачанный" до 36000 км можно будет спустить до Земли и превратить в обычный лифт космический (правда толку не много, а работы - уйма), твой вариант - это "нестационарный космический лифт" - НАСА рассматривает такой вариант, он меньше и легче стационаргого, но гемора-хватает, в варианте "кнута" его в разы меньше.
абыР валГ

ITop

Павел, вам Бродяга верно говорит:

Посчитайте получше вращающийся по круговой орбите трос. Это более реальная идея.

Можете смело брать длину половинки троса до станции в 1-2 тысячи км
там не такие уж большие по сравнению с полноценным лифтом нужны прочности, а уменьшение орбитальной скорости даёт 1.5-2.5 км/c, что существенно (уменьшение массы ракет до 3х раз при той же ПН и переход к одноступенчатым схемам)

Вот я взял свои 2000 кг/м3 и 600 кг/мм2, взял длину нижней половинки троса в 1500км (от высоты 130 до 1630 км) На орбите высотой 1630 км вращается станция по груговой орбите, скорость 7056 м/c. Скорость нижнего конца - 5730м/c.

Толщина троса по экспоненте меняется от 1мм2 до 3 мм2.
Масса троса получается 5500кг, "вес" троса всего 900кгс. Он может выдержать на нижнем конце груз массой до 900кг.

Если отмасштабировать в 11 раз, то при общей массе троса в 130 тонн, плюс тысяча тонн на станцию в серединке, можем принимать грузы массой в 10 тонн при ускорениях на стыковке всего в 0.43g.

Основная масса станции - балласт для того, чтобы орбита не сильно менялась от первоначальной посли приёмки груза. Либо нужно эллиптичекую орбиту и ловить груз в перигее, но тогда скорости возрастут и колебания троса.
Случается, что робот бъёт лапой оператора (С)

Pavel_Belov

ЦитироватьМожете смело брать длину половинки троса до станции в 1-2 тысячи км

Все считал. Я всегда перед тем как вылезти в инет попозориться все считаю, в том числе и предлагаемый вами вариант. Теперь - вы посчитайте, если этот трос еще и закрутить, хотя-бы до одного Жо по концам. Да, масса троса увеличится, но зато насколько поднимется полезная масса носителей !!! Да и трос нужен будет только один, а не два.

10 км - не спорю, это очень "жестокий" режим, просто чтоб показать реальность размеров конструкции, лучше - начинать с сотенки. Кстати, с использованием колебаний "Щелканий кнутом" можно заставить двигаться конец по прямой - не так это и сложно, так что при стыковке ускорение нормальное будет.

Кроме того, не забывайте про радиационные пояса как раз там, где по вашему неподвижный тросс должен летать. Я думал и об этом - отказался, ибо всему живому там смерть, трос очень быстро станет "стареть", грузы - становиться радиоактивными. "кнут" будет летать ниже, и этой проблемы избежит.

Да и энергию на движение лифта по этой станции стоит посчитать. Вообще, жаль денег на участие в гонках этих лифтов нету - сто пудов бы победил, ибо придумал, как обеспечивать кабинки энергией гораздо эффективнее, чем "по лазерному лучу"

Вообще, возможны оба варианта и очень похожи, но вращающийся лифт меньше, и в конечном итоге позволит отказаться от ракет, а вариант Бродяги - нет. Потому я от него и отказался.
абыР валГ

ITop

Ну хорошо, берём 1000м/c и 100км. Тогда масса троса в 1.5 раза больше массы груза.

Но тогда уже выигрыш не очень большой. Порядка полутора раз возрастёт ПН у двухступенчатых ракет на керосине.

И, кстати объект выйдет на эллиптическую орбиту с апогеем в 6тыс км
Случается, что робот бъёт лапой оператора (С)

Pavel_Belov

ЦитироватьНу хорошо, берём 1000м/c и 100км. Тогда масса троса в 1.5 раза больше массы груза.

Разговор идет в конечном счете о 500 км и 5-6 км/сек, вот тогда и проявятся все прелести "кнута", для вывода на орбиту нужны будут уже не ракеты, а самолеты, и расход топлива - меньше в десятки раз, и большую часть окислителя будем брать из атмосферного воздуха.

Вообще, есть плюсы и у варианта с вращающимся "кнутом", и с неподвижным, особенно на этапе строительства. постараюсь обозначить "плюсы" и "минусы" того и другого вариантов. Итак, вращающийся "кнут"

Плюсы: Кнут удлинняется постепенно, отстраиваясь на станции,
Меньшая первоначальная масса
Возможность запуска спутников в космос (с последующей перестройкой на нужную орбиту)
Постепенное увеличение полезной массы ракет-носителей
Самые ненадежные и тонкие куски троса отрезаются и сбрасываются.
На орбите Луны он точно будет выгоднее.

Минусы:
Большие перегрузки.
Опасная и сложная стыковка в ограниченное время.

Вертикально висящий "кнут" на этапе строительства, который потом раскачивается и раскручивается, позволяя сразу от носителей перейти к самолетной доставке.

Плюсы:
Простота и безопасность стыковки.
Возможность перестроить орбиту МКС, и пристыковать ее в центре масс кнута (что упростит обеспечение), либо построить другую космическую станцию с невесомостью внутри.
Сразу в 2-3 раза дешевле запуск грузов на станцию, т.е. можно перейти на дешевые суборбитальные ракеты.

Минусы:

Трос будет трудно разматывать, микротяжесть появится далеко не сразу.
Для увеличения толщины придется запускать роботов-"пауков", усиливающих трос.
Большая первоначальная масса.
При поднятии грузов Кариолисова сила будет раскачивать трос.


Все списки еще можно продолжать, но понятно, что такой запуск гораздо выгоднее, чем тупо жечь топливо в ракетах. Другое дело, что нам ни того, ни другого не построить, зато просчитать можем оба варианта, глядишь, и нарисуется самый оптимальный.
абыР валГ

Pavel_Belov

ЦитироватьНу хорошо, берём 1000м/c и 100км. Тогда масса троса в 1.5 раза больше массы груза.

Разговор идет в конечном счете о 500 км и 5-6 км/сек, вот тогда и проявятся все прелести "кнута", для вывода на орбиту нужны будут уже не ракеты, а самолеты, и расход топлива - меньше в десятки раз, и большую часть окислителя будем брать из атмосферного воздуха.

Вообще, есть плюсы и у варианта с вращающимся "кнутом", и с неподвижным, особенно на этапе строительства. постараюсь обозначить "плюсы" и "минусы" того и другого вариантов. Итак, вращающийся "кнут"

Плюсы: Кнут удлинняется постепенно, отстраиваясь на станции,
Меньшая первоначальная масса
Возможность запуска спутников в космос (с последующей перестройкой на нужную орбиту)
Постепенное увеличение полезной массы ракет-носителей
Самые ненадежные и тонкие куски троса отрезаются и сбрасываются.
На орбите Луны он точно будет выгоднее.

Минусы:
Большие перегрузки.
Опасная и сложная стыковка в ограниченное время.

Вертикально висящий "кнут" на этапе строительства, который потом раскачивается и раскручивается, позволяя сразу от носителей перейти к самолетной доставке.

Плюсы:
Простота и безопасность стыковки.
Возможность перестроить орбиту МКС, и пристыковать ее в центре масс кнута (что упростит обеспечение), либо построить другую космическую станцию с невесомостью внутри.
Сразу в 2-3 раза дешевле запуск грузов на станцию, т.е. можно перейти на дешевые суборбитальные ракеты.

Минусы:

Трос будет трудно разматывать, микротяжесть появится далеко не сразу.
Для увеличения толщины придется запускать роботов-"пауков", усиливающих трос.
Большая первоначальная масса.
При поднятии грузов Кариолисова сила будет раскачивать трос.


Все списки еще можно продолжать, но понятно, что такой запуск гораздо выгоднее, чем тупо жечь топливо в ракетах. Другое дело, что нам ни того, ни другого не построить, зато просчитать можем оба варианта, глядишь, и нарисуется самый оптимальный.
абыР валГ

Бродяга

ЦитироватьВообще, возможны оба варианта и очень похожи, но вращающийся лифт меньше, и в конечном итоге позволит отказаться от ракет, а вариант Бродяги - нет. Потому я от него и отказался.
Я согласен, только мой вариант простенько реализуем уже сейчас и даже при этом никто особо им не занимается, хоть он и дал бы большую экономию при доставке грузов на МКС за счёт топлива необходимого для подъёма станции. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

hcube

Со статичным тросом хуже получается. Вращающийся 'макается' в атмосферу, а статичный в ней постоянно находится - и тормозится.

Что же до стыковки - с этим никакой проблемы нету. Конец троса относительно поверхности движется равноускоренно - стыковаться с ним надо на восходящей ветке. У нас есть по вертикальному направлению по скорости обращенная вниз константа ускорения троса и некая кривая для суборбитальной капсулы. Совместить очень просто - капсула должна своей скоростью пока трос идет вниз 'замести' нужную высоту - ну, банально стартовать несколько заранее. А потом на восходящей ветке просто двигаться с тем же ускорением, что конец троса.
Звездной России - Быть!

Pavel_Belov

ЦитироватьЯ согласен, только мой вариант простенько реализуем уже сейчас

Тут вот как получается: доставка на орбиту будет состоять из 2 частей, реактивный "заброс" до места и дальше - по тросу. И чем меньше доля реактивного движения, тем больше неподвижный трос будет похож на космический лифт. Получается, что для уменьшения конечной скорости носителя на 1500-2000 км/с неподвижный трос проще, но если больше - то уже выгоднее использовать вращающийся.

ЦитироватьСо статичным тросом хуже получается. Вращающийся 'макается' в атмосферу, а статичный в ней постоянно находится - и тормозится.

И это - тоже. Вертикальный трос нужно держать на большой высоте над Землей, а на вращающийся - можно будет забрасывать грузы самолетами - это конечная то цель.

А вот как выгоднее строить этот "кнут" - сбросить неподвижный трос, нарастить и раскрутить, или с самого начала закрутить станцию, размотать трос и постепенно удлинять - это нужно считать.
абыР валГ

Бродяга

Да я собственно "не совсем про то", разумеется, вращающийся трос очень красивая идея, в которой "всё правильно если не начинать смотреть динамику троса". :)

 Я про то, что хиленькие тросовые системы на низких орбитах никто не спешит отрабатывать, не то что трос в тысячи километров. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

gans3

Почему продолжает топикстартер считать, что сопротивлением атмосферы можно пренебречь? Конец троса в верхней точке движется с двойной орбитальной скоростью и будет гореть даже на 3-4 тысячах километров. Метеоры где-то там и сгорают и где выигрышь?
 Возьмите модель атмосферы и обсчитайте потерю на сопротивление воздуха (а оно там немало будет на такой скорости). Больно большую станцию надо на опорной орбите иметь. Энергию немалую, опять же.

Вокруг луны - очень полезное получается изделие. Даже в фильме про корабли будущего мериканском показали. А у Земли нечто глобальное надо строить, хотя и не лифт.
Человеку лететь в дальний космос с исследовательскими целями так же "разумно", как залезть в ядерный реактор для изучения ядерных реакций. (c)

hcube

gans, вы б не позорились, а? Двойная орбитальная скорость на высоте в 100 км никакуой проблемы не представляет, собственно все что выше 150 км - это уже не атмосфера :-). МКС ведь с 350 км не падает, а?

Метеоры же горят не на 3.5 тысячах, а на 50 км высоты, там где торможение становится не просто заметным, а достаточным для нагрева.
Звездной России - Быть!

Бродяга

Цитироватьgans, вы б не позорились, а? Двойная орбитальная скорость на высоте в 100 км никакуой проблемы не представляет, собственно все что выше 150 км - это уже не атмосфера :-). МКС ведь с 350 км не падает, а?

Метеоры же горят не на 3.5 тысячах, а на 50 км высоты, там где торможение становится не просто заметным, а достаточным для нагрева.
Ниже 100, до высот ниже 50 они просто вообще не добираются. :)

 Реально атмосферу надо учитывать и даже очень как фактор торможения троса, если трос короткий.
 Если же "нулевая точка" высоко, то наоборот, мы имеем значительное преимущество перед обычным орбитальным полётом.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Pavel_Belov

ЦитироватьМКС ведь с 350 км не падает, а?

Да падает, еще как... И приходится ее выправлять помаленьку.

ЦитироватьПочему продолжает топикстартер считать, что сопротивлением атмосферы можно пренебречь?

Я так никогда не считал. Просто трос, длиной в 500-1000 км, "ныряющий" в атмосферу с маленькой (гораздо меньше 1 космической) скоростью до высоты в 50-100 км на короткое время гореть не будет, основную же массу времени он будет находиться гораздо выше плотных слоев, где сопротивление, конечно, есть, но оно гораздо меньше. И станцию придется поддерживать на орбите постоянно работающим ионником, и не только поддерживать, так еще и поднимать станцию при каждом запуске груза в открытый космос. Другое дело, что это - расходка на "амортизацию" станции, и если запускать часто и много, то на каждый килограмм выводимого груза будут копейки.



ЦитироватьНиже 100, до высот ниже 50 они просто вообще не добираются.

Ну, тут дело больше не в плотности атмосферы, а в бешеных скоростях. Метеоры движутся со скоростью гораздо больше, чем 2 первых космических, а трение об воздух зависит от квадрата скорости, поэтому при длинном тросе, у которого окружная скорость приближается к космической, конец будет двигаться в атмосфере (самых верхних слоях)  с маленькой скоростью, потому и трение его будет меньше, чем для короткого.

ЦитироватьЕсли же "нулевая точка" высоко, то наоборот, мы имеем значительное преимущество перед обычным орбитальным полётом.

Именно :) Потому я и предлагал, пока трос относительно короткий, его нижний конец проходит высоко (300-400 км от поверхности, ну, 200 - минимум), постепенно трос "достраивается", удлинняется, орбита станции корректируется, и уже когда "кнут" полностью построен, его трос начинает "цеплять" атмосферу, чтоб можно было добираться к месту стыковки суборбитальным самолетом (многоразовым и дешевым в использовании). Да, как только станцию отпустим, чтоб атмосферы касалась, сопротивление возрастет, расходы на поддержание ее орбиты возрастут, но это скомпенсируется возможностью отправлять грузы дешево и часто. Фактически, это будет нескончаемый поток самолетов (минимум - по нескольку в день), быстрое строительство второго "кнута" и возможность создать колонии на Марсе и Луне, и дешево обеспечить колонистов всем необходимым. [/b]
абыР валГ

Бродяга

Pavel_Belov, понимаете, собственно говоря высота, "это мелочи", целесообразно поместить нижний конец троса так, чтобы свести к минимуму воздействие атмосферы в любом случае.

 Всего 2 км/с скорости дают нам 200 километров высоты "прыжка", так что даже если конец троса будет проходить на высоте 100 км, это будет огромным плюсом для доставки груза на орбиту.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Pavel_Belov

Цитироватьцелесообразно поместить нижний конец троса так, чтобы свести к минимуму воздействие атмосферы в любом случае.

Так потому его и нужно вращать. Есть два пути, либо - лифт (жестко закрепленный, или летающий на орбите пониже - не важно), и тогда все вытекающие размеры, либо "качение" троса по атмосфере. Тогда более короткий (и легкий) трос будет стоять, или двигаться с очень маленькой скоростью, относительно атмосферы.

100 км, конечно, хорошо, но 50 км позволят использовать полуракету-полусамолет, который большую часть пути проходит в верхних слоях атмосферы, а потом на РД просто "выпрыгивает" из нее для стыковки. Многоразовость этого самолета, и то, что он будет дешевле для обслуживания окупят затраты на поддержание станции. Вообще, конечно, нужно все считать, и выбирать наиболее дешевый и приемлемый вариант.

Ну, а на 100 км высоте реально сделать и вращающийся, и стоящий вертикально тросы.

Но вот в самом деле, интересно, почему никто этого до сих пор не сделал? все проблемы, в том числе и колебания троса - решаемые, материалы - есть, стоимость троса (без станции) вряд ли буде больше одного носителя, зато потом можно будет исследовать Космос дешевле в разы.

Понятно, что описанная в 1 посте система - глобальна, и если и может быть реализована, то не сейчас, но маленький "прототипчег" помог бы сдорово съэкономить уже сейчас.
абыР валГ

Бродяга

ЦитироватьНо вот в самом деле, интересно, почему никто этого до сих пор не сделал? все проблемы, в том числе и колебания троса - решаемые, материалы - есть, стоимость троса (без станции) вряд ли буде больше одного носителя, зато потом можно будет исследовать Космос дешевле в разы.

Понятно, что описанная в 1 посте система - глобальна, и если и может быть реализована, то не сейчас, но маленький "прототипчег" помог бы сдорово съэкономить уже сейчас.
А зачем, если грузопоток в космос сейчас так мал и каких-то глобальных изменений грузопотока не предвидится? :)

 Ещё раз относительно высоты. :)
 Разогнаться до нужных нам 6—8 махов, чтобы "прыгнуть" на 100 километров можно даже на водородном ПВРД, так что "челнок" будет "практически самолётом". :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Pavel_Belov

ЦитироватьА зачем, если грузопоток в космос сейчас так мал и каких-то глобальных изменений грузопотока не предвидится?
А как же Лунная и Марсианская программы? Они и невозможны то только по причине дороговизны. Один раз забросить человеков на Марс - еще реально, но потом снабжать их всем необходимым - вот это по настоящему дорого. Стандартными схемами запускать туда челноки непомерно дорого, а с помощью "кнута" -  в разы дешевле. Он же не только на орбиту выводить может, но и в дальний космос отправлять. Грузы - и так неплохо летят, корабли с людьми на борту могут иметь дополнительные двигатели, чтоб еще и ускоряться по пути (потом - тормозить). А с развитием колонии на Луне возникает необходимость и в дешевой переброске туды-сюды, т.е. во втором кнуте. Статичный лифт тут не катит - его придется сделать ну очень длинным, чтоб необходимую скорость сообщить, а кнут - вполне справится. Во время подготовки к запуску людей запулить несколько конрейнеров с тормозными двигателями и "гуманитарной помощью", чтоб по прибытии уже на орбите Марса были. Потом по мере необходимости спускать их на планету, а на орбиту уже новые "караваном" идут. Тормозить в космосе при подлете они и ионниками смогут.

ЦитироватьРазогнаться до нужных нам 6—8 махов, чтобы "прыгнуть" на 100 километров можно даже на водородном ПВРД, так что "челнок" будет "практически самолётом".


Так и хорошо :) сам водород - легкий, кислород в основном - из воздуха брать будем, удельный импульс получим большой, отношение стартовой массы к полезной - тоже "вкусное". Во время "прыжка" дополнительно можно включать "форсаж" - подавать дополнительный кислород в двигатель.
абыР валГ

Бродяга

Цитировать
ЦитироватьА зачем, если грузопоток в космос сейчас так мал и каких-то глобальных изменений грузопотока не предвидится?
А как же Лунная и Марсианская программы?
 ...
Всё верно, но начальные затраты составят триллионы долларов, потом-то трафик будет недорогой, но сперва необходимо потратить огромные средства.

 Такие затраты требуют, чтобы полёты в космос стали высокоприоритетной целью, чего пока не видно. :)
Цитировать
ЦитироватьРазогнаться до нужных нам 6—8 махов, чтобы "прыгнуть" на 100 километров можно даже на водородном ПВРД, так что "челнок" будет "практически самолётом".
Так и хорошо :) сам водород - легкий, кислород в основном - из воздуха брать будем, удельный импульс получим большой, отношение стартовой массы к полезной - тоже "вкусное". Во время "прыжка" дополнительно можно включать "форсаж" - подавать дополнительный кислород в двигатель.
По-моему на первых порах, разумеется, после отработки совсем простых тросовых систем, надо свести усилия к уменьшению самого троса до сотен километров при получении минимального приемлемого результата.

 Не обязательно гасить скорость в нижней точке полностью, более того, это даже не очень удобно по той причине, что челноку потребуется достаточно большая скорость для "прыжка" и достаточно большая горизонтальная составляющая скорости чтобы "отследить трос", а не совершать контакт в малой области нижней точки.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]