Игорь Лисов в эфире Эха Москвы 26 декабря 2007 16:08

Автор Vostok7, 26.12.2007 14:48:33

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

alad

А я вот не понял каким макаром ГЛОНАСС и GPS, по мнению ведущего, влияют на разрешение снимков земной поверхности :)

А вообще, у беседы было два недостатка: слишком малая продолжительность и полное непонимание вопроса ведущими, которые не дали Лисову нормально всё людям объяснить своими... мелодраматическими вопросами про запреты и КГБ :)

Андрей Суворов

Я восхищён терпением Лисова. Предвзятость ведущих и анти-Глонассовость меня покоробили. "у нас нет третьей кнопки", блин... "Куда сливаются данные"... А то, что слив данных, это система, совершенно отдельная от ГЛОНАССа или ГПС, ничего не сказали. Я б не выдержал, вспылил...

T.I.P.

хорошо, но очень мало и ПМСМ ведущие там были лишними  :?

Аля

Не могу прослушать ((( А стенографии на сайте не выложили?

Liss

Да нет там, Алина, ничего особенно ценного :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Tiger

ЦитироватьНе могу прослушать ((( А стенографии на сайте не выложили?

Напиши мне в приват почтовый адрес, я отправлю mp3.
(350838) = 2002 EH163 = 2011 UN192

Аля

Спасибо, Tiger

Вот нашла стенографию

Среда, 26 Декабрь 2007
Что такое ГЛОНАСС? Системы навигации - что ждать потребителю


ВЛАДИМИР ВАРФОЛОМЕЕВ: Шестнадцать часов и пять минут. Мы продолжаем Дневной «Разворот».

МАРИНА КОРОЛЁВА: В студии Владимир Варфоломеев....

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: ... и Марина Королёва – в общем, все те же, но в этом часе у нас есть гость, с которым мы познакомимся буквально через минуту. Нас ждёт обсуждение двух тем. Одна – политико-экономическая – через полчаса будем говорить о том, допускать ли иностранцев к освоению российских недр. В правительстве говорят одно, в компании «Газпром» говорят другое. Попробуем в этом разобраться.

М. КОРОЛЁВА: И надо сказать, что иностранцы, те самые, тоже забеспокоились по этому поводу. Агентство «Франс-пресс» [франц. Agence France-Presse] цитирует «Газпром» с некоторой даже тревогой.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, а в самом начале нашего «Разворота», его второй части, обсудим системы глобальной навигации. Сегодня утром были запущены три спутника, которые должны дополнить нашу орбитальную систему, которая должна обеспечивать позиционирование на территории и России, и, в целом, земного шара – так называемой «ГЛОНАСС» [ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система]. В Москве говорят, что это – «серьёзная альтернатива», наш весомый аргумент в борьбе с западной системой «джи-пи-эс» [англ. NAVSTAR, GPS - NAVigation Satellites providing Time And Range – навигационные спутники, обеспечивающие измерение времени и расстояния, GPS – Global Positioning System – глобальная система позиционирования], принадлежащая министерству обороны США], которой, впрочем, пользуются очень многие и в нашей стране.

Вот, каковы перспективы всего этого, заставят ли нас отказываться в пользу отечественного производителя, поговорим с нашим гостем, обозревателем журнала «Новости космонавтики» [http], через минуту.

Реклама

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Итак, наш сегодняшний гость – обозреватель журнала «Новости космонавтики», Игорь Лисов. Игорь, здравствуйте!

ИГОРЬ ЛИСОВ: Добрый вечер!

М. КОРОЛЁВА: Здравствуйте!

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Скажите, вы сами пользуетесь сейчас вот системой «джи-пи-эс»?

И. ЛИСОВ: Скажем так, очень редко, в порядке эксперимента.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Она у Вас есть или такая, корпоративная штучка, профессиональная?

И. ЛИСОВ: Нет, у меня есть маленький «джи-пи-эс»-приёмничек, купленный несколько лет назад, когда, собственно, это было ещё нелегально. Вот... Но, поскольку я убедился, что за грибами с ним ходить не очень хорошо – в высоком лесу спутники быстро пропадают из виду – то, в общем, интерес к нему пропал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А в целом, для чего нужны эти «системы глобального позиционирования», «глобальной навигации»?

И. ЛИСОВ: Ну, у них есть две очень чётко очерченные области применения. Одна – военная. Это, условно говоря, доставка боеприпасов в заданную точку в заданное время – какого, чем, там, самолётом или беспилотным аппаратом – это уже дело техники.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, эти системы показывают, где цель.

И. ЛИСОВ: Эти системы показывают нашей бомбе, куда ей упасть. То есть, если есть заданные координаты цели....

М. КОРОЛЁВА: Ну, не только наши, наверно, да?

И. ЛИСОВ: ...Разумеется... Если есть заданные координаты цели, и ели она может измерять свои собственные координаты, она может скорректировать свой полёт и попасть точно «в яблочко».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Это первое назначение.

И. ЛИСОВ: Это было первое, исходное, военное назначение.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, ради этого всё и создавалось?

И. ЛИСОВ: Ради этого всё и создавалось.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: И американцами тоже?

И. ЛИСОВ: Разумеется.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я думал - для нас, для туристов, для автомобилистов...

И. ЛИСОВ: Да нет – изначально было военное назначение.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А потом уже – конверсия, пресловутая.

И. ЛИСОВ: А потом произошла конверсия – в Америке раньше, у нас – позже, с большим опозданием.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот в гражданских целях это где используется, ну, кроме того, о чём я сказал – в машинах, чтобы не заблудиться?

И. ЛИСОВ: Есть ещё одна область, которая тоже довольно давно работает и у нас в том числе – это то, что связано с землеустройством, с геодезией - то есть, там, где надо составлять точные карты. Там это тоже уже работает, и для этой области «ГЛОНАСС»-приёмники, совмещённые с «джи-пи-эсом», есть уже давно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Теперь давайте попробуем определиться. Многим известна система «Джи-пи-эс». Она американская?

И. ЛИСОВ: Да. «Джи-пи-эс» это чисто американский проект.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Чисто американская. Плюс, мы слышим всё чаще от наших официальных лиц про «ГЛОНАСС» – это пока только обещание, потому что Орбитальная группировка только наращивается и до своего полного варианта не доведена. Существуют ещё какие-то в мире [системы глобальной навигации]?

И. ЛИСОВ: Значит, европейцы собираются делать свою систему. Но Европа это очень сложный организм – у них внутреннее согласование между странами, между бюджетами – занимает огромное время.

М. КОРОЛЁВА: А сейчас они пользуются «джи-пи-эс»?

И. ЛИСОВ: Конечно. Весь мир пользуется «джи-пи-эс».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот это важные слова. Я, собственно, ради них Вам и задал последний вопрос. То есть, нужно сказать, что сейчас, большинство стран мира и люди, в них живущие, пользуются именно американской системой?

И. ЛИСОВ: Да.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В этой связи, если мы все этим пользуемся, зачем нужна нам российская «ГЛОНАСС»? Вот если весь мир, там, ездит, я не знаю, на «крайслерах», на «фордах», зачем нам «жигули», потому что мы знаем, условно – что эти «жигули», да? – представляют? Если существует система «Джи-пи-эс», которую люди используют, насколько.... – я просто никогда про это не слышал – что были жалобы, что кто-то из-за этого заблудился или его завели «не туда» - жалоб нет. Зачем нам нужен [нужно] «изобретать свой велосипед»?

И. ЛИСОВ: Ну, в общем-то, дело понятное. Представьте себе, что Вы слепой и с поводырём. Вы обязаны доверять своему поводырю на сто процентов, иначе он Вас действительно может завести [куда-нибудь «не туда»].

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я доверяю.

И. ЛИСОВ: Да вот, не очень-то мы доверяем американцам, и, в общем, наверно, правильно – до конца доверять нельзя никому, кроме самих себя [как самим себе].

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я, как говорил Мюллер [из серила «Семнадцать мгновений весны»], «нельзя верить и самому себе – мне можно».

М. КОРОЛЁВА: Подождите, а в чём там причина то? Это как-то связано с оборонкой? Это связано с военной сферой? В чём тут недоверие то?

И. ЛИСОВ: Ну, в первую очередь, разумеется.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, мы не можем... или, теоретически, наводить наши ракеты на американские цели при помощи американской системы «Джи-пи-эс»?

И. ЛИСОВ: Да, разумеется.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, звучит смешно.

И. ЛИСОВ: Они теоретически способны наводиться на наши по «ГЛОНАССу».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся].

И. ЛИСОВ: Такой мир. Всё связано.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Говорят, в годы Великой отечественной [войны] было негласное соглашение между нами и немцами – навигационные станции не разносить. Ими пользовались обе стороны.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Прекрасно. Всё повторяется в этом мире. Во многом. Правильно я понимаю – тогда – что основное целеполагание при создании «ГЛОНАСС» - это военная необходимость?

И. ЛИСОВ: Сейчас – уже нет. То есть, для военных оно работает и работает уже давно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Двадцать лет, говорят?

И. ЛИСОВ: Ну, первые [спутники] «ГЛОНАСС» улетели в 1982-м, первые американские «джи-пи-эсы» - в 1978-м. В 1995-м у нас была полная группировка, и те войска, у которых были соответствующие приёмники, могли ими пользоваться стопроцентно. Было такое. А потом был провал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Сколько сейчас американских спутников, обеспечивающих «джи-пи-эс», на орбите?

И. ЛИСОВ: Ну, им нужно 24, а реально в работе – 29 или 30. С запасом.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А у нас?

И. ЛИСОВ: Ну, у нас – нужно те же 24, а реально в работе на сегодняшнее утро – 13.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А в чём отличие тогда? Что показывает или к чему приводит эта, ну, пока – недостача спутников?

И. ЛИСОВ: К очень простой вещи. В чём принцип этой навигации? Мы точно измеряем время прохождения сигнала от спутника до нашего приёмника. Мы должны сделать такие измерения для четырёх спутников. Тогда у нас получается система из четырёх уравнений с четырьмя неизвестными – мы вычисляем три координаты нашего приёмника и время – насколько внутреннее время приёмника отличается от времени системы. Если мы не видим четырёх спутников, мы что-то теряем.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Так... Вот это всё сложно для меня – вот эти все формулы и уравнения, признаюсь....

И. ЛИСОВ: Ну, в очень грубой формулировке – если вы видите четыре спутника, более или менее высоко над горизонтом, вы точно определяетесь. Если вы видите всего три, то большинство приёмников покажут вам большую «фигу».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Я как древний мореплаватель – если из-за тумана вижу только Полярную звезду, то могу заблудиться.

И. ЛИСОВ: Но ели Вы видите Полярную [звезду], то Вы не заблудитесь, но если Вы видите Бог знает что....

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, хорошо – только какую-нибудь одну звезду, то могу заблудиться....

И. ЛИСОВ: Именно так.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Если вижу созвездия, мне уже легче.

И. ЛИСОВ: Именно так.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Всё понятно.

И. ЛИСОВ: А дальше вступает в силу Теория вероятностей. Двадцать четыре аппарата это....

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся] «Долетит – не долетит»...

И. ЛИСОВ: ... это такая группировка, которая позволяет, в общем, почти стопроцентно, ну, может 99,9 процентов времени на всей территории Земли видеть четыре спутника. Может быть, пять, шесть, семь, восемь – ну, до двенадцати. Половина может одновременно быть над горизонтом.

Если у вас их половина, то дальше - там уже - «как ляжет» - где дырки в группировке. Если над вами столпятся «рабочие» спутники – ну, вам повезло – вы можете определиться. Если в это время над горизонтом рабочих спутников очень мало – они все в том полушарии – ну, значит, у вас «провал».

И это очень трудно регулируется, почему спутники живут определённый срок, переживают его иногда, иногда даже в два раза переживают, но рано или поздно умирают. А когда он умер, его надо заменить чем-то. Если его не заменили, то у вас проблемы.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Но мы сейчас можем говорить о том, что – значит, тринадцать наших спутников...

И. ЛИСОВ: Тринадцать, которые пригодны для навигации на сегодняшнее утро.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А те, которые три ещё полетели, это плюс к ним?

И. ЛИСОВ: Через пару месяцев. Через один-два месяца они присоединятся к ним.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот этих – хорошо, 13-ти, будем считать шестнадцати спутников, хватает для того, чтобы покрыть всю площадь планеты нашей?

И. ЛИСОВ: Не очень. Но будет близко к тому. На сегодняшний день по всей территории России где-то порядка семидесяти процентов времени оно доступно сейчас. Сейчас я гляну в свою шпаргалочку... По поверхности Земли на сегодня – 56 % - доступность навигации по «ГЛОНАССу», а по территории России – 66 %.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, у нас пока два недостатка – и «территориальный», и «точечный»?

И. ЛИСОВ: Не очень понял. «Территориальный» недостаток это...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, Вы сами сказали, что 56 % площади.

И. ЛИСОВ: Нет, 56 % времени суток. В любой точке. Но для каждой точки этот показатель – свой. Для Москвы, там, может оказаться 80 %.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, всё равно, не сто процентов. И я говорю об этом недостатке.

И. ЛИСОВ: До ста пока мы не дотягиваем.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот. И второе. Поскольку спутников мало – вот эти четыре точки, о которых Вы говорили – то мы не можем гарантировать абсолютную точность. У американцев, я слышал, сколько там... показывает местонахождение объекта...

И. ЛИСОВ: Точность это штука очень сложная. О ней можно говорить часами. Считается, что у американцев – порядка двух метров. По крайней мере, наши в соревнованиях с американцами ориентируются на эту величину.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А у нас сейчас сколько?

И. ЛИСОВ: ... Причём, в силу особенности системы, по «иксу» и по «игреку» - грубо говоря, на север и на восток – определяется немножко поточнее, чем по высоте. Поэтому берут именно вверх – оценку по высоте – за критерий. Вот у них считается два метра с четвертью. У нас – порядка двадцати.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: О, это серьёзное отставание – на порядок.

И. ЛИСОВ: А тут ещё такая ведь вещь. У нас идёт смена поколения спутников. Старые «ГЛОНАССы», которые выпускались с 1988-го года по 2006-й, почти неизменными, вот они сейчас потихонечку умирают, и их место заменяют [занимают] спутники «ГЛОНАСС-М». У них показатели точностные лучше, чем у старых «ГЛОНАССов». Они будут жить значительно дольше.

В принципе, когда группировка сменится – это произойдёт буквально через пару лет – нам станет легче дышать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Через пару минут мы продолжим наш разговор, и нам будет ещё легче.

Реклама

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Мы продолжаем говорить о системах навигации с нашим гостем – человеком, который знает множество формул, системы координат - это Игорь Лисов, обозреватель журнала «Новости космонавтики», - ну, впрочем, по статусу полагается.

М. КОРОЛЁВА: Можно, Володя, я от себя задам вопрос? Потому что я слушаю всё вот это, слушаю, слушаю, пытаюсь вникнуть, понять, разобраться....

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Получилось, да?

М. КОРОЛЁВА: Ну, вот у меня вопрос очень простой. Если наша система «ГЛОНАСС», несмотря на её развитие, на то, что она развивается, вот сейчас о ней много говорят на самом высоком уровне – вот президент даже захотел для своей собаки Кони внедрить, чтобы искать, чтобы искать своего лабрадора...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, только не «внедрить» в собаку, а на шею повесить.

М. КОРОЛЁВА: Да, на шею повесить, совершенно верно. Да. Так вот. Если она всё-таки далека от совершенства, и, учитывая то, что весь мир, как Вы говорите, пользуется американской системой «Джи-пи-эс», вот всё-таки, может, имело бы смысл её, такую пока не слишком совершенную, оставить для наших военных нужд, а, всё-таки, для нужд обычных потребителей, которые хотят пользоваться чем-то, ну, скажем, ну, только... они хотят купить за свои, там, деньги, за свои пятнадцать-семнадцать тысяч рублей, они хотят купить максимально надёжную, точную систему. Может быть, для них оставить вот эту самую систему «Джи-пи-эс»? А «ГЛОНАСС» - пусть она служит нашим военным?

И. ЛИСОВ: Вопрос хороший. Тут на него можно со многих разных направлений подойти. Во-первых, гражданское развитие «ГЛОНАССа» у нас в стране это коммерческий проект. То есть, те, кто за ним стоит, рассчитывают, что он будет самоокупаемым и, причём, принесёт большую прибыль. Они сравнивают развитие «ГЛОНАССа», его приложений с развитием сотовой связи, которая, как известно, за десять лет заполонила страну так, что количество абонентов превысило количество жителей, включая стариков и младенцев.

Точно то же самое, говорят они, произойдёт и с «ГЛОНАССом». Ну, тут есть некая доля саморекламы. Но на самом деле всё правильно.

И есть ещё одна важная тонкость. Две системы лучше, чем одна. Двух-системный приёмник «ГЛОНАСС»-плюс-«Джи-пи-эс» или трёх-системный, плюс европейский «Галилео», когда она будет, обеспечивает заведомо лучшие характеристики. Я упоминал в самом начале, как я в своё время ходил в лес с «джи-пи-эс»-приёмником, и несколько разочаровался в этом деле. Не только в лесу, но и в горной местности, в городах, в центре [города], при плотной застройке, где неба виден маленький клочок, четырёх спутников «Джи-пи-эс» вы не увидите. По крайней мере, в очень многих случаях.

Если вы увидите три «джи-пи-эс»[-спутника], и туда затесался хотя бы один «ГЛОНАСС»[-спутник], хотя бы из неполной группировки – готово! Ваш двух-системный приёмник вас определит. То есть, это резко повышает надёжность в сложных условиях.

М. КОРОЛЁВА: Игорь, правильно ли я понимаю, что нам совершенно не нужно будет, со временем, выбирать, - вот, отечественная система «ГЛОНАСС» ими американская «Джи-пи-эс» - речь идёт о том, что это будет только и всегда совмещение, «ГЛОНАССа» и «Джи-пи-эс».

И. ЛИСОВ: По всей видимости, да, хотя совмещённые приёмники, в случае отказа одной из систем от предоставления услуг – ну, грубо говоря, в случае войны – если американцы приостанавливают предоставление гражданских сигналов – вторая это дело подхватит, и мы сможем что-то делать.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, смотрите. Я вижу заявление генерального директора НИИ Космического приборостроения, Юрия Ковалёва. Он обещает, что совмещённый навигационный приёмник «Джи-пи-эс»-«ГЛОНАСС» поступит в продажу уже 27 декабря, то есть, послезавтра. Это наше «ноу-хау»?

И. ЛИСОВ: По-моему, это завтра.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Двадцать седьмое, двадцать шестое....

И. ЛИСОВ: Это завтра.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Видите...Вот. Запутали меня своими формулами!

И. ЛИСОВ: Хорошо.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Спасибо. Так вот, смотрите: уже завтра. Это наше «ноу-хау» - совмещённый приёмник, или американцы тоже могут получать двойной сигнал, свой и наш?

И. ЛИСОВ: Разумеется. И двух-системные приёмники первыми появились не у нас, а на Западе.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: То есть, опять мы... не первые...

И. ЛИСОВ: Нет, с момента, когда мы открыли документацию на «ГЛОНАСС», когда в 1999-м году, по-моему, [Президент Борис] Ельцин подписал указ о том, что эта система открыта для пользования для всех, тут же начались... нашлись умельцы, которые сделали двух-системный приёмник.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: На Митинском радиорынке, я так понимаю, всё это можно было уже давно приобрести.

И. ЛИСОВ: Ну, скорее, на Шанхайском.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот, возвращаясь к предыдущему вопросу Марины, я бы хотел, всё-таки, уточнить важный, как мне кажется, элемент. Вот некоторые, послушав слова нашего вице-премьера Сергея Иванова, который курирует создание нашей «ГЛОНАСС», предположили, испугавшись, что нас заставят – лиц гражданских, пользоваться только отечественной системой «ГЛОНАСС», что мы не сможем принимать сигналы «Джи-пи-эс». Нас не заставят переходить с привычной уже системы на новую, отечественную?

И. ЛИСОВ: Ну, заглянуть в будущее на десять лет я бы не рискнул, а в ближайшей перспективе не заставят. Сумасшедших нет. Ещё раз повторю, это коммерческий проект. Он должен быть привлекательным с самого начала. Именно поэтому с самого начала ставят совмещённые приёмники, именно поэтому предлагают с самого начала в первую очередь автомобилистам, владельцам дорогих машин, которым лишнюю тысячу долларов не очень жалко на это дело. Именно поэтому начинается с двухсистемности.

Что там будет через десять лет, когда наша система, будем надеяться, будет работать как часы и постоянно в полном составе, это дело тёмное. К чему будет принуждать правительство, это, в общем, оно не скрывает ничуть. Это к тому, чтобы государственные пользователи – войска, спецслужбы, МинЧС, местные власти – пользовались системой, в которой есть «ГЛОНАСС» - они пока даже не требуют, чтобы это был чистый «ГЛОНАСС» - но чтобы «ГЛОНАСС» там был.

М. КОРОЛЁВА: То есть, такой государственный заказ своего рода.

И. ЛИСОВ: Да, это государственный заказ.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: «Национальный проект» почти.

И. ЛИСОВ: Это такой способ административной поддержки родной системы.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, особенно, когда новый производитель, его надо поддерживать.

И. ЛИСОВ: Естественно. А частному пользователю никто никогда, по всей видимости, не будет запрещать принимать американские сигналы. Это просто не выгодно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Скажите, Вы в гурках держали отечественный приёмник «ГЛОНАСС»?

И. ЛИСОВ: Нет, пока не держал. Я видел живьём, но в руки не брал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Но ВИДЕЛИ?

И. ЛИСОВ: Видел.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Видели. Я видел сюжет однажды не так давно по телевидению. Тут, например, вот нам целый ряд слушателей пишет – например, ИГОРЬ, что отечественный приёмник «ГЛОНАСС» выглядит и весит как кирпич. Это вот что – наподобие советской армейской рации переносной?

И. ЛИСОВ: Так они же в первую очередь именно для армии и делаются.

М. КОРОЛЁВА: Ну, правильно, но как поступать обычному человеку?

И. ЛИСОВ: И когда армейские приёмники рассекретили и их изображения стали известны людям, в общем-то, народ несколько подивился на их военный дизайн.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот! Я думаю, как Президент Путин собирается этот приёмник «ГЛОНАСС» собирается вешать на шею Кони своему?

И. ЛИСОВ: Да ладно, для Кони сделают красивый и симпатичный.

М. КОРОЛЁВА: А для остальных?!?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А есть какие-нибудь образцы НОРМАЛЬНЫЕ – ну, хотя бы... ну, не промышленные?

И. ЛИСОВ: Есть. Уже есть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Более-менее приличные?

И. ЛИСОВ: Да, вполне приличные. Это же чистый корпус. Это как сотовый телефон, потому что сам приёмничек, сам чип и антенна к нему – они занимают не больше места, чем маленького сотового телефона. Так что, корпус к нему приделать это дело простое.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Нет, я просто помню размеры того, что я видел по телевизору – повторяю, это большая переносная армейская рация, которую нужно тащить чуть ли не на спине.

И. ЛИСОВ: Я видел модем, размеры которого соответствовали двум холодильникам – и ничего, работал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся] Э-э-х... Дальше посмотрим... Тут много сообщений приходит на [номер] sms [+7] 985 9704545. Г-н ИВАНОВ из Подмосковья спрашивает, пишет: «Вот опять апологетика «оборонного сознания». Вообще, зачем нам дублировать американскую систему? Принципиально отличиться от неё мы можем?»

И. ЛИСОВ: Принципиально отличного ничего не будет. Они всегда будут похожи.

М. КОРОЛЁВА: То есть, это просто дополнение – вот если да? – это рассмотреть этот двух-системный приёмник?

И. ЛИСОВ: Для частного лица это дополнение. Может быть, через пять-десять лет она [«ГЛОНАСС»] станет основной, и мы будем считать американскую дополнением.

М. КОРОЛЁВА: Подождите, это же и за дополнительные деньги, в том числе?

И. ЛИСОВ: Разумеется, двух-системник всегда будет дороже односистемного приёмника.

М. КОРОЛЁВА: И, вот, как полагают те, кто собираются их продавать, там, распространять и так далее. Я понимаю, когда речь идёт о государственном заказе. Но, опять таки, возвращаясь к обычным потребителям, которые будет это покупать – неужели они предполагают, что, вот, там, действительно, более дорогие будут покупаться?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Зачем ты сейчас за потребителей выступаешь? Давай мы узнаем, что сами люди об этом думают? Вот мы сейчас запустим электронное наше голосование. Вопрос такой:

КАКУЮ СИСТЕМУ НАВИГАЦИИ, основываясь на услышанном сейчас в нашем разговоре с Игорем Лисовым, ВЫ СКОРЕЕ ВЫБЕРЕТЕ – РОССИЙСКУЮ «ГЛОНАСС» ИЛИ АМЕРИКАНСКУЮ «ДЖИ-ПИ-ЭС»?

Вы слышали многое. Сказано было многое.

М. КОРОЛЁВА: Если вы выберете прежде всего, скорей всего, российскую систему «ГЛОНАСС», звоните по телефону [+7 495] 6600113. Если же вы скорее выберете американскую систему, «Джи-пи-эс», телефон для вас другой 6600114.

Голосование пошло

[Опущен повтор]

М. КОРОЛЁВА: Игорь делает нам какие-то знаки.

И. ЛИСОВ: Я пытаюсь понять – это у вас сознательная идея – поставить людей перед выбором и не дать им возможность использовать обе?

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас нету третьей строчки для голосования.

И. ЛИСОВ: [с сожалением] Э-э-й....

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А Вы хотели вот эту двойную?

И. ЛИСОВ: Разумеется.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Двойной аппарат.

И. ЛИСОВ: Поскольку это реальность сегодняшнего дня. Ну, скажем, завтрашнего.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: А мы СЕГОДНЯ голосуем.

М. КОРОЛЁВА: И потом, на самом деле, ну, если хотите, о доверии. Вот какой системе они доверяют больше, да? Потому что выбор это и доверие в том числе, «ГЛОНАССу» или «Джи-пи-эс».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Скажите, вот эти системы – что американская, что наша – они ведь могут теоретически или уже на практике использоваться затем, чтобы следить за нами с вами?

И. ЛИСОВ: Ну, даже сотовый телефон, по-видимому, уже может для этого использоваться.

М. КОРОЛЁВА: Но как?

И. ЛИСОВ: Есть же такая услуга «Определение положения человека по сотовому телефону». В городах, говорят, работает. Я не пробовал.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Есть, есть, существует.

И. ЛИСОВ: Вот... А так, да, разумеется. Координаты, по всей видимости, можно будет определить. Ведь, пока этот приёмник у вас в руках, ну, вы смотрите на экран, видите координаты. Если он совмещён с автомобильной системой навигации, значит, они преобразуются в карту – вы видите её на экране. Вообще-то, не факт, что этот приёмник одновременно кому-нибудь эти координаты не сливает. Потому что... более того, есть приложения многочисленные, в которых это в обязательном порядке делается. Вот пресловутая «навигация для общественного транспорта» - там диспетчер ведь обязан видеть, где у него автобус, на линии или «косячит».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: [смеётся] А кстати....

И. ЛИСОВ: У нас половина «пробок» в Москве происходит из-за того, что транспорт едет неоптимальными маршрутами, заезжает на конечные [станции], где обязательно должен отмечаться.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Голосующие товарищи, вы понимаете, за что вы сейчас отдаёте свои голоса? – За то, куда вы хотите, чтобы информация о вас утекала – или в ЦРУ или в КГБ. Вот за это сейчас идёт голосование.

М. КОРОЛЁВА: [повторяет вопрос]

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: У нас всего одна минута остаётся, Игорь. Вопрос такой. В связи с тем, что как только целиком и полностью разовьётся наша «ГЛОНАСС» - мы говорили об этом, да? – повысится точность карт, которые создают – ну, должна повыситься. Правда ли, что пользователи российской системы «ГЛОНАСС» будут лишены возможности увидеть, например, военные, секретные объекты? Сейчас по американской системе это возможно. Стратегические цели.

И. ЛИСОВ: Ну, «Гугл-мэпс» [англ. Google Maps – карты поисковой системы компании «Гугл»] ещё никто не отменял – берите и смотрите сверху, что там есть с разрешением в метр. А что касается «до точности», то у нас до конца прошлого года действовало ограничение в 30 метров – на точность определения координат. Оно – снято. Правда, снято ведомственными указами, которых никто никогда не видел. И будет список территорий и объектов, около которых или на которых нельзя пользоваться навигационными системами. То есть следить будут именно за этим [неразборчиво].

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: В Америке есть такие ограничения?

И. ЛИСОВ: Насколько я знаю, нет.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Вот некоторые отличия. Наверно, поэтому большинство наших слушателей – 62 %, голосование окончено – проголосовали за систему «Джи-пи-эс», за её сохранение.

И. ЛИСОВ: Ну, поставили бы три варианта.

М. КОРОЛЁВА: И только 38 % выбрали бы, если их поставили перед выбором, российскую систему «ГЛОНАСС».

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Ну, тридцать восемь процентов патриотов – тоже не мало. Спасибо большое.

М. КОРОЛЁВА: Спасибо!

В. ВАРФОЛОМЕЕВ: Нашим гостем был Игорь Лисов, обозреватель журнала «Новости космонавтики». Спасибо, было приятно с Вами познакомиться.

И. ЛИСОВ: Спасибо!

N2H4

ЦитироватьОсобо понравилось то, как железно Лисов рулил беседой. Хоть учебное пособие делай: "Как вести разговор с представителями СМИ"...  :)

Так Лисов сам и есть представитель этих самых СМИ  :D  
Хорошо выступил, не дал лирикам их канючку развести.