Расчет эксплуатационной надежности РН

Автор Bell, 18.03.2008 13:48:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dude

ЦитироватьКстати, с их цифрами не согласен Ed Kyle, у которого какие-то там другие индексы:

Оный тов. Ed Kyle вообще заявил на NSF, что аварийные пуски должны быть в мире каждые 15-17 недель.
ЦитироватьThe world-wide orbital launch failure rate has been fairly steady for decades now. During the past few years it has been about 5.8%, or about one out of every 17 launches. At current launch rates, that works out to an average of one failure every 15 weeks.

Prior to the AMC 14 launch, roughly 25 weeks had passed since the most recent prior failure (the 09/05/07 Proton M/Briz M failure with JCSAT 11). The worldwide consecutive success streak had reached 39. I was thinking about posting a message about this "failure free" six months just a day or two ago, but decided against it. I didn't want to jinx anyone. Next time I think about such a thing, I will post!

Esse

ЦитироватьИнтересно, у него там Mю-5 отмечена как снятая с эксплуатации. Японцы действительно от неё отказались?

да

ЦитироватьИ если так,  то что они с Утиноры будут теперь пускать?

уже пускают...
этo  :wink:

http://www.jaxa.jp/projects/rockets/s_rockets/index_e.html

Дем

ЦитироватьНедавно заглянул на сайт к самарцам и возник вопрос - как считается надежность РН? У них там например для Союза-2 указано 0,981, хотя все запуски были успешными.
т.е. вероятность отказа 1/52. Вот и думай...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Lev

Ю.А. Мозжорин «50 лет в ракетно космической отрасли»
ЦитироватьВпервые ЦНИИмашу официально заниматься вопросами надежности лунного комплекса Н1 Л3 было поручено незадолго до начала его летно конструкторских испытаний. Институту вменялось в обязанность численное определение этого параметра комплекса перед пуском. Мне как члену государственной комиссии по испытаниям Н1 Л3 поручалось докладывать на комиссии результаты расчетов. Тогда за ЦНИИмашем еще не была закреплена обязанность перед каждым пуском космического комплекса либо пилотируемого объекта давать ответственное заключение о достаточности его наземной отработки, безопасности и безаварийности полета.
Для решения задачи численного расчета показателей надежности лунного комплекса специалисты института провели статистический анализ материалов по пускам всех ракет, носителей и разгонных блоков, рассмотрели и проанализировали причины аварий каждого изделия и предложения по их устранению. По результатам пусков 30 создаваемых объектов построили постфактум кривые набора надежности, начиная с первого. Обработка статистических данных показала, что большая часть аварий связана с простыми конструкторскими, технологическими и эксплуатационными ошибками (несоответствием полярности, ошибками в схемах, засорением магистралей, неправильным подсоединением элементов). Вторую часть причин аварий составляет незнание условий работы объекта, величин нагрузок на него и особенностей взаимодействия систем и агрегатов в процессе их функционирования. Статистические кривые роста надежности каждой ступени ракеты и ракеты носителя, а также разгонного блока при первом пуске лежат в широких пределах от 0,2 до 0,8. Эти цифры очень хорошо коррелируются с новизной и сложностью конструкции, наличием ее прототипов и уровнем наземной их отработки. К 10 му пуску надежность повышается и достигает уже величин 0,8 0,9, а к 30 му — 0,97 0,98.
Опираясь на такую формальную, мертвую, статистику, с целью оценки общей опасности в начале летных испытаний мы положили, что, несмотря на новизну и сложность всех ступеней комплекса, а их в нем восемь последовательно работающих, вероятность нормального функционирования каждой из ступеней при первом пуске не превышает 0,5. При этом мы считали, что уникальность и отсутствие прототипа компенсируется особой ответственностью разработчика. В указанном случае вероятность выполнения целевой задачи при первом пуске комплекса Н1 Л3 оценивалась величиной, чуть большей 1%. Даже в случае выбора максимальной вероятности нормальной работы каждой ступени, равной 0,8, вероятность решения целевой задачи при первом пуске не превышает 16%.
Полученная оценка показывает, что для отработки надежности такого сложного лунного комплекса необходим новый подход, а его, увы, нет. Мы, хотя и осознавали реалии полученных цифр, тем не менее, выходить на госкомиссию с ними не могли. Пришлось изменить методологию оценки надежности и учитывать исходя из опытных данных только сложные ошибки нашего незнания, отбросив грубые ошибки производства и эксплуатации. Это мы могли и обязаны были сделать. Результаты, с нашей точки зрения, получились удовлетворительные. Так, математическое ожидание решения лунным комплексом целевой задачи при первом пуске (с возвращением корабля с Луны на Землю) получилось равным 67% с доверительным интервалом от 38 до 92% при вероятности 90%.
Перед первым пуском комплекса Н1 Л3, состоявшимся в 1969 году, на заседании государственной комиссии по летным испытаниям, на котором принималось решение о запуске комплекса, я доложил результаты о численной оценке его надежности по второй методологии, т.е. о 67%, ненавязчиво предупредив, что при этом разработчики и лица, обслуживающие пуск, не должны допустить ни одной простой и грубой ошибки или промаха.
Делай что должен и будь что будет