Воронеж космический

Автор Space books, 29.07.2021 08:10:37

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Space books

"
"


ЦитироватьNikolay Dzis-Voynarovskiy
Между тем, три частные команды, включая нас Центр аддитивных технологий, ОАО, готовят аванпроект ракеты-носителя к очередному этапу конкурса НТИ SpaceNet.
На фото макет ракеты «Воронеж» в масштабе 1:13. Подведение итогов — весной.
  • Вы не можете просматривать это вложение.

Space books

Цитата: undefined[color=var(--primary-text)]АО "Центр Аддитивных Технологий"[/font][/font][/size][/color]
  • [color=var(--primary-text)]Сегодня мы все чувствуем себя сопричастными подвигу Юрия Гагарина, первого человека, покорившего космос, и гордимся тем, что он — наш! И с этим чувством нам по плечу любые свершения на благо нашей Родины, а потому — с Днем космонавтики!
    Развитие аддитивных технологий позволило приблизиться к решению многих проблем космонавтики. АО «ЦТКАТ» давно занимается разработками и созданием деталей для ракетно-космической техники как для частных, так и для государственных заказчиков. Каждый заказ для нас важен и приносит много нового опыта.
    Ниже мы представили интересные аэрокосмические проекты нашей компании.
    С праздником, дорогие друзья!
    [/font][/font][/size][/color]

    Вы не можете просматривать это вложение.

Space books

https://vk.com/wall-169880015_4029


ЦитироватьЦентр экологической информации l Воронеж
49 минут назад


🚀ВОРОНЕЖ КОСМИЧЕСКИЙ

✅Сегодня 12 апреля отмечается День космонавтики в честь первого полета человека в космос. В освоение космоса Воронеж тоже внес свой вклад. Какой именно? Смотрите выпуск "Сделано в Воронеже: Воронеж космический": https://www.youtube.com/watch?v=n2RkYX0hPg8.

✅А совершить виртуальную прогулку и увидеть Воронеж космический глазами блогера, можно с влюбленной в Воронеж Кариной Мещеровой.

✅И наш последний а сегодня подарок - интересный факт:

Знаете ли вы, что первый человек, побывавший в открытом космосе, был художником? Да-да, картины Алексея Архиповича Леонова есть даже в Третьяковской галерее. А ещё он создал ряд почтовых марок СССР космической тематики (в соавторстве с художником-фантастом Андреем Соколовым).

📌Если вам понравились сегодняшние публикации по теме "Космос и экология", а их было три, оставляйте в комментариях 🙂 и подписывайтесь на наши уведомления, чтобы не пропустить следующие публикации.
#цэи_экофильмотека


Видео:
https://vk.com/video-169880015_456239633

АниКей

moe-online.ru

Александр Конопатов: конструктор космического масштаба



Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»
<p><span
Александр Конопатов: конструктор космического масштаба
Сегодняшняя публикация посвящена выдающемуся конструктору ракетных двигателей
Имя Александра Дмитриевича Конопатова знакомо многим воронежцам, особенно тем, кто так или иначе связан с деятельностью одного из крупнейших предприятий — Конструкторского бюро химавтоматики. Почти 30 лет Конопатов возглавлял КБХА, был соратником Сергея Павловича Королёва и первого главного конструктора КБХА Семёна Ариевича Косберга (об этом выдающемся человеке читайте здесь). Александр Конопатов — Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, академик РАН, почётный гражданин Воронежа.
Родился будущий конструктор 22 марта 1922 году в Краснодарском крае. Отец Александра был рабочим-нефтяником. В 1939 году 18-летний Александр поступил в Новосибирский инженерно-строительный институт. Конопатов был студентом, когда началась война. Юноша попытался поступить в военное училище, но по состоянию здоровья не прошёл медкомиссию. Осенью 41-го Александр Конопатов перевёлся в Московский авиационно-технологический институт — во время войны этот вуз эвакуировали из столицы в Новосибирск.
Семён Косберг и Александр Конопатов
После окончания учёбы молодого специалиста направили в опытно-конструкторское бюро (ОКБ) № 296. Оно находилось в Сибири, в городе Бердске. Этим ОКБ руководил Семён Косберг. Затем конструкторское бюро перебазировалось в Воронеж и стало называться ОКБ-154. Косберг предложил талантливому конструктору Конопатову вместе отправиться в столицу Черноземья. Так Александр Дмитриевич оказался в нашем городе, где прожил до последних дней жизни.
Конопатов руководил работой по созданию двигателей для реактивных самолётов, стал одним из инициаторов исследований по жидким унитарным топливам. Это положило начало для разработки в СССР жидкостных ракетных двигателей.
В 1958 году состоялась встреча Семёна Косберга и Александра Конопатова с председателем совета главных конструкторов СССР Сергеем Королёвым. Он поручил воронежскому предприятию создать двигатель для первого в истории полёта на Луну.
И спустя год, 14 сентября 1959 года, с помощью воронежского двигателя РД-0105 станция «Луна-2» впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с гербом СССР. А 4 октября наш космический аппарат «Луна-3» сфотографировал обратную сторону спутника Земли.
В 1960 году на базе «лунного» двигателя в ОКБ-154 создали РД-0109. 12 апреля 1961 года РД-0109 успешно вывел в космос корабль «Восток» с первым космонавтом Юрием Гагариным на борту. Этот полёт дал старт освоению космоса. Это был триумф советской науки и техники. За разработку двигателя для гагаринской ракеты Александра Дмитриевича Конопатова наградили орденом Ленина.
В начале 1965 года, когда Косберг трагически погиб в результате автокатастрофы, Александра Конопатова назначили главным конструктором воронежского ОКБ (вскоре его переименовали в Конструкторское бюро химавтоматики — КБХА). В том же году предприятию было поручено разработать ядерные ракетные двигатели. В 1966 году за разработку двигателей нового поколения конструктору Конопатову присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Александр Конопатов возглавлял КБХА с 1965 по 1993 год. Под его руководством были созданы жидкостные ракетные двигатели для космических ракет-носителей «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон». С помощью ракетных двигателей КБХА производились запуски многоместных пилотируемых кораблей, а также отправка космических аппаратов не только к Луне, но и к Марсу, и Венере. Александр Дмитриевич был организатором работ по разработке самого мощного в стране кислородно-водородного двигателя для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». На КБХА были созданы двигатели для боевых ракетных комплексов «Стилет», «Сатана» и др.
Даже после выхода на пенсию в 1993 году Александр Дмитриевич продолжал оказывать серьёзную помощь КБХА, будучи советником руководителя. Вклад конструктора Конопатова в развитие отечественного ракетостроения и космонавтики трудно переоценить.
Скончался Александр Конопатов 23 мая 2004 года. Похоронен на аллее Славы Коминтерновского кладбища Воронежа.
12 марта 2012 года на территории КБХА открыли памятник Александру Конопатову. На доме № 3 по улице Дзержинского, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем академика Конопатова названа улица в Центральном районе Воронежа.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 19.05.2022 10:43:49В 1966 году за разработку двигателей нового поколения конструктору Конопатову присвоили звание Героя Социалистического Труда.
Стесняются озвучить за какие двигатели. Как я понимаю за двигатели для УР-100.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Space books

АО "Центр Аддитивных Технологий"
ЦТКАТ разработает проект космической ракеты
Наша компания стала одним из двух финалистов второго этапа конкурса аванпроектов ракет-носителей сверхлегкого класса (РН СЛК). Соревнование проводится среди отечественных частных компаний центром «Аэронет», а в жюри входят представители «Роскосмоса», Фонда перспективных исследований, Национальной технологической инициативы, фонда «Сколково», Российской венчурной компании и инвестфонда VEB Ventures.
В апреле 2021 г. ЦТКАТ прошел первый этап отбора, вошел в тройку лучших из шести участников и получил грант на аванпроект космической ракеты «Воронеж». После прохождения нынешнего этапа мы перейдем к следующей стадии — эскизному проектированию, которое завершится в 2023 году. По прогнозам, первая российская ракета-носитель, разработанная частниками, полетит в 2026 г.

Вы не можете просматривать это вложение.

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#НПО Энергомаш#ВЦРД#КБХА
28.12.2023 12:00
В Воронежском центре ракетного двигателестроения подвели итоги года
В 2023 году наряду с созданием серийной техники в Конструкторском бюро химавтоматики (входит в интегрированную структуру ракетного двигателестроения, возглавляемую Научно-производственного объединения Энергомаш имени академика В.П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос») продолжалась разработка новых ракетных двигателей.
В частности, велось изготовление материальной части и отработка кислородно-керосинового двигателя РД-0124МС, предназначенного для второй ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». Также на предприятии приступили к изготовлению и сборке первого кислородно-метанового двигателя в интересах перспективной ракеты-носителя «Амур» с многоразовой первой ступенью.
В этом году КБХА проявило большую активность на рынке гражданской продукции: сформирован портфель контрактов на изготовление нефтегазового оборудования для ведущих компаний топливо-энергетического комплекса России и агрегатов для новых современных тепловозных дизельных двигателей Коломенского завода, который активно замещает выбывшую с российского рынка зарубежную продукцию.
В 2023 году КБХА получило первый опыт по производству оборудования для добычи нефти на морских платформах компании «Лукойл» с применением технологии обратного инжиниринга. Также активизировалась работа с новыми заказчиками, в интересах которых КБХА может вести проектирование и изготовление импортозамещающего сложного оборудования для добычи углеводородов в условиях арктического шельфа.
В рамках реализации масштабной инвестиционной программы в 2023 году в КБХА начали возведение нового корпуса на основной площадке, который со временем консолидирует основные производственно-технологические цепочки в изготовлении ракетных двигателей. Одновременно продолжались инвестиционные проекты по модернизации стендовой базы и производственного оборудования.
В 2024 году в КБХА запланирован значительный рост объемов изготовления материальной части и наземной отработки для создания новых типов ракетных двигателей. Предстоит интенсификация работ по строительству новой инфраструктуры и модернизации производственно-технологического оборудования. Также специалисты предприятия продолжат участие в пуско-наладочных работах воронежского газодобывающего оборудования на перспективных месторождениях России.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Veganin

https://center.business-magazine.online/fn_1654382.html
ЦитироватьВоронежское КБХА требует с московской строительной компании 1 млрд рублей

Воронежское КБХА подало миллиардный иск к своему поставщику - столичной строительной компании «Нагваль Стройтех». Об этом сообщает СИ «Воронежские новости» со ссылкой на данные из картотеки арбитражных дел.

В чем суть требований КБХА не уточняется. Сумма иска составляет 1 047 355 480 рублей.

Воронежское КБХА занимает первое место среди заказчиков «Нагваль Стройтех», заключив с данным предприятием 5 контрактов на общую сумму 7,9 млрд рублей. Всего организация поставила свои услуги по 117 госконтрактам на сумму 13,2 млрд рублей. Известно, что «Нагваль Стройтех» входит в реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения контракта.


Из Википедии:
ЦитироватьВ современной сельской Мексике термин «нагваль» иногда используется как синоним слова «брухо» (brujo, волшебник). Нагвалями называют тех, кто, предположительно, способен ночью превращаться в животных (обычно в собаку, сову, летучую мышь, волка или индейку), пить кровь человеческих жертв, красть имущество, вызывать болезни и совершать подобные действия.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд

АниКей



 
Pro Космос
🚀 Двигатели российского космоса: Воронежскому КБХА — 85 лет

В Конструкторском бюро химавтоматики (входит в НПО «Энергомаш» Роскосмоса) были созданы жидкостные ракетные двигатели для верхних ступеней ракет-носителей «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон», «Зенит», «Энергия» и других. Здесь также начинались разработки ядерного ракетного двигателя.

Подробнее об истории предприятия и о том, над чем работают в КБХА сегодня.
8.0K views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


Космический архив
Двигатели российского космоса: Воронежскому КБХА — 85 лет
6 июля 2025 года, 12:00
IAuthor avatarИгорь Маринин
Малоизвестное, но невероятно заслуженное воронежское АО «КБ Химавтоматики», входящее в Интегрированную структуру ракетного двигателестроения АО «НПО Энергомаш» Госкорпорации «Роскосмос», ведет свою историю с 1940 года. Именно здесь были созданы жидкостные ракетные двигатели для верхних ступеней ракет-носителей «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон», «Зенит», «Энергия» и др. Здесь же начинались разработки ядерного ракетного двигателя.
Сейчас на предприятии усовершенствуются двигатели для ракет типа «Ангара», а также разрабатываются новые двигатели для перспективных ракет-носителей «Союз-5» и «Амур-СПГ», в том числе кислородно-водородные и кислородно-метановые.
Содержание
1От самолетов до баллистических ракет: как все начиналось2Путь в космос3Двигатели для первых межпланетных полетов4Ракетный ядерный двигатель5Новое название6После распада СССР7Что предприятие производит сегодня
От самолетов до баллистических ракет: как все начиналось
6 июля 1940 года вышел приказ Наркома авиапромышленности № 3300 сс, согласно которому на Московском карбюраторном заводе №33 было создано Конструкторское бюро №2 (КБ-2). Его задачей стала разработка агрегатов непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиационных моторов. Начальником был назначен заместитель главного конструктора завода Семен Ариевич Косберг, который возглавлял КБ до своей гибели в 1965 году и благодаря которому КБ-2 переориентировалось с самолетных на ракетные двигатели.
Спустя год после выхода секретного приказа, 13 октября 1941-го, КБ-2 эвакуировано из Москвы в Бердск Новосибирской области. Его производственной базой стал эвакуированный туда же из Харькова завод № 296 и уже в начале 1942-го началось производство агрегатов непосредственного впрыска и насосов НБ для двигателя М-82. Эти устройства были испытаны на самолете Су-2, показали высокую эффективность и устанавливались позже на самолетах Ла-5, Ла-7, Ту-2 и других.
В апреле 1946 года КБ-2 переведено в Воронеж на завод № 265 Минавиапрома — с этого момента оно стало называться ОКБ-265 (с мая 1946 года — ОКБ-154) где разрабатывались и выпускались топливные форсунки, флюгерные масляные насосы, фильтры, регуляторы подачи топлива для авиационных двигателей. В 1954-м здесь разработали стартеры, которые включали ряд компонентов жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). 
В том же году главный авиаконструктор ОКБ-155 Артем Микаян заказал Семену Косбергу разработку ЖРД — ускорителя для экспериментальных самолетов с треугольным крылом. По этому заказу в 1955-1956 гг. был создан и испытан РД0101 на этиловом спирте и кислороде на самолете Е050А. Далее последовали заказы на ускорители для самолета Як-27 конструкции А.С. Яковлева (кислород-керосин РД0102) и в 1957-59 г. — П.О. Сухого (РД0103).
В 1957 году тематика ОКБ-154 серьезно расширилась. Под руководством Косберга был разработан ракетный двигатель РД0200 уже не для самолета, а для второй ступени ракеты 5В11 «Даль» конструкции С.А. Лавочкина системы противовоздушной обороны. Затем последовала разработка двигателей РД0203, РД0204, РД0206 на несимметричном диметилгидразине (гептил) и тетраоксиде диазота для универсальной ракеты Ур-200, разрабатываемой в ОКБ-52 Владимиром Челомеем. 
10 февраля 1958 года состоялось знакомство Сергея Павловича Королёва и Косберга. В 1959-м Косберг в ОКБ-154 разработал кислородно-керосиновый РД0106 для второй ступени баллистической ракеты Р-9А (8К75), разрабатываемой в ОКБ-1 Королёвым.

Руководители и работники ОКБ-154
Путь в космос
После удачных запусков первых спутников двуступенчатой ракетой типа Р-7 с двигателями Валентина Петровича Глушко у Сергея Королёва возникла необходимость увеличить грузоподъемность этой ракеты третьей ступенью для запуска лунных и межпланетных станций. Разработку кислородно-керосинового двигателя для этой ступени (блок «Е») РН 8К72 (позже «Луна», «Восток Л») было поручено ОКБ-154 Косберга. 
ОКБ-1 Королёва разрабатывало и поставляло для РД0105 камеру сгорания с рамой, газовыми дросселями, приводами, клапанами продувки и слива. В свою очередь ОКБ-154 разрабатывало и изготавливало турбонасосный агрегат, газогенератор, агрегаты автоматики и регулирования, агрегаты для наддува баков. Сборка двигателя и его доводка производились под наблюдением ОКБ-154 на Воронежском механическом заводе.
Уже в сентябре 1958 года стартовала ракета с двигателем РД0105 на третьей ступени. 2 января 1959 года третья ступень с таким двигателем разогнала межпланетную станцию «Луна-1» до второй космической скорости.
В 1961 году за участие в создании перспективной ракетной техники ОКБ-154 удостоено высшей государственной награды — ордена Ленина.
Двигатели для первых межпланетных полетов
В конце 1960 года в ОКБ-154 под руководством Косберга на базе уже отработанного РД0105, началось создание более мощного двигателя РД0107 для новой третьей ступени четырехступенчатой ракеты 8К78 (позже — «Молния»). Ракеты с этим двигателем обеспечили пуски спутников связи на высоко-эллиптические орбиты и первых в мире межпланетных аппаратов к Венере и Марсу.
Более мощный двигатель РД0109 был создан для третьей ступени ракеты-носителя «Восток». Именно такая ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом. Юрий Гагарин, когда включился двигатель третьей ступени, при радиообмене с «Зарей» воскликнул: «Косберг сработал!», имея в виду главного конструктора этого двигателя, фамилия которого, так же, как и фамилии других руководителей ракетных и атомных предприятий, была строго засекречена.
Более надежные модификации этого двигателя, РД0108 и РД0110, серийно выпускались на Воронежском механическом заводе и устанавливались на третьи ступени ракет-носителей «Восход» (11А57) и различных модификаций ракеты «Союз» (11А511) для полета космонавтов и запусков спутников различного назначения. РД0110 производится до сих пор и используется на третьей ступени ракеты «Союз-2.1а».
В 1962 году на базе гептильных двигателей РД0203, РД0204, РД0206, отработанных на МБР УР-200, в ОКБ-154 разработан двигательный блок, состоящий из трех двигателей РД0208 и одного двигателя РД0209 для второй ступени ракеты «Протон» (8К82, УР-500). Первый полет «Протона» с этими двигателями состоялся в 1965 году. Чуть раньше, в 1963-м, начали проектироваться двигатели РД0210 и РД0211 для второй ступени новой модификации «Протона», а также РД0213 и РД0214 — для третьей. Они были сданы в эксплуатацию в 1978-м.

Руководители и работники ОКБ-154
3 января 1965 года Герой Социалистического труда, кавалер четырех орденов Семен Ариевич Косберг ушел из жизни от травм, полученных в автокатастрофе. ОКБ-154 возглавил Александр Дмитриевич Конопатов и был главным конструктором 27 лет.
Ракетный ядерный двигатель
43-летнему главному конструктору сразу же поручили супер-серьезную задачу: разработать ядерные ракетные двигатели для разгона, торможения и коррекции орбиты межпланетных станций. Двигатели получили название РД0410 и РД0411. Считалось, что благодаря минимальному молекулярному весу и термодинамическому совершенству рабочего тела — водорода, а также высокой температуре его нагрева в ядерном реакторе (до 3000 градусов) новый тип двигателя должен был обладать высокими энергетическими показателями и тем самым расширить возможности исследования ближнего и дальнего космоса.
Уже в 1968 году был проведен физический пуск полноразмерной модели реактора двигателя РД0410 в ФЭИ и огневое испытание «холодного» двигателя в НИИХИММАШе. В течение 1978–1981 годов было проведено четыре огневых пуска реактора на газообразном водороде в диапазоне тепловых мощностей 24–63 МВт.
Несмотря на то, что эти двигатели не были созданы, наработки по этой теме легли в основу при создании кислородно-водородного двигателя РД0120 для второй ступени ракеты «Энергия», а также использовались при проектировании многорежимных ядерных энергодвигательных установок для космических аппаратов.
Новое название
В 1966 году ОКБ-154 переименовано в Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА). Через год принята в эксплуатацию первая «ампулизированная» межконтинентальная баллистическая ракета УР-100 (РС-10) конструкции ОКБ-52 Владимира Челомея, с двигателями КБХА Косберга-Конопатова на первой ступени. В 1967-м КБХА приступило к созданию комбинированной двигательной установки с маршевым и рулевым ЖРД для второй ступени МБР РС-20А конструкции М.К. Янгеля и В.Ф. Уткина. В 1969 году за создание образцов новой техники КБХА удостоено второй по значимости государственной награды — ордена Октябрьской Революции.
В следующем году в КБХА приступили к созданию двигателей для МБР УР-100Н «Стилет», а в 1971-м впервые начаты работы по созданию газодинамических лазерных установок. В результате было внедрено более ста авторских свидетельств на изобретения.
Кроме новаторских разработок с 1974 года специалисты КБХА осуществляли контроль за серийным выпуском на Воронежском механическом заводе двигателей 11Д58М, разработанных в ЦКБЭМ для разгонных блоков типа «Д». Всего с воронежским двигателем 11Д58М стартовало более 300 ракет-носителей «Протон», которые вывели на околоземные орбиты и межпланетные траектории множество космических аппаратов, в том числе все АМС с «Венеры-9» по «Венеру-16».
В 1976 году предприятие удостоено вторым по значимости в СССР — орденом Октябрьской Революции.
В том же году КБХА приступило к созданию водородно-кислородного двигателя РД0120 тягой 200 тонн для ракеты «Энергия». Двигательный блок ее второй ступени состоял из четырех двигателей РД0120, что давало тягу в 800 тонн. Изготавливались двигатели на Воронежском механическом заводе. По своим характеристикам РД0120 превзошел лучшие мировые образцы, в том числе американские SSME, установленные на корабли системы Space Shuttle.
В 1987-м и 1978-м годах было выполнено два пуска ракеты «Энергия», на которых было использовано восемь РД0120. Все они отработали безупречно. В тот же период в КБХА успешно разработан двигатель РД0243 для морского ракетного комплекса РСМ-54, и РД0255 для МБР РС-20В «Воевода».
1 / 4




Кислородно-водородный двигатель РД0120, устанавливаемый на первой ступени ракеты "Энергия"








После распада СССР
После развала Советского Союза для КБХА и Воронежского мехзавода настали тяжелые времена. Тем не менее Александру Конопатову удалось сохранить основу коллективов. В 1993 году Герой Социалистического Труда, кавалер трех орденов Александр Дмитриевич ушел на пенсию, но до конца своих дней работал советником избранного коллективом предприятия на конференции Владимира Сергеевича Рачука.
Главный конструктор сразу же «впрягся» в новую работу — создание нового двигателя РД0124 для третьей ступени ракеты «Союз-2.1б». И это коллективу удалось. РД0124 имеет рекордный удельный импульс тяги среди всех кислородно-керосиновых двигателей в мире и до сих пор серийно производится и используется.
В 1994 году инженеры КБХА под руководством Рачука в кооперации с ЦИАМ имени Баранова начали разработку гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя 58Л для исследований горения водородного топлива на высотах 20-35 км при скорости до 6,5М. В 1998 году двигатель успешно прошел летные испытания. Впервые в мире сгорание водорода происходило на сверхзвуке.
Спустя три года, в 2001-м, доведен до огневых испытаний доведен новый кислородно-водородный двигатель без газогенератора РД0146. В 2013 году — выполнен первый пуск ракеты-носителя легкого класса «Союз-2.1в» с новым двигателем РД0110Р, используемым на первой ступени в качестве рулевого в связке с маршевым двигателем НК-33-1. На второй ступени этой ракеты стоит кислородно-нафтиловый двигатель РД0124 — тоже разработки КБХА и изготовленный на Воронежском механическом заводе.
В 2014 году на верхних ступенях ракет «Ангара-1.2ПП» и «Ангара-А5» прошел успешные летные испытания двигатель новой модификации РД0124А, отличающийся от своего прототипа возможностью отбора горючего на управление отклонением камер сгорания, наддува баков, а также существенным увеличением времени непрерывной работы. 
В 2015 году кавалера орденов «За заслуги перед отечеством» IV и III степеней и ордена Гагарина Владимира Сергеевича Рачука на посту главного конструктора сменил Виктор Дмитриевич Горохов.
Что предприятие производит сегодня
1 ноября 2019 года объединением Воронежского механического завода и КБХА образовано  АО «Воронежский центр ракетного двигателестроения» (ВЦРД) в составе Интегрированной структуры ракетного двигателестроения АО «НПО Энергомаш» Госкорпорации «Роскосмос». Директором объединенного предприятия назначен директор ВМЗ Сергей Викторович Ковалёв (с 2023 года — Александр Петрович Печагин), а Виктор Дмитриевич Горохов стал первым главным конструктором ВЦРД.
1 / 4












Под руководством Горохова ВЦРД продолжает разрабатывать новые, совершенствовать и производить уже функционирующие ракетные двигатели, а также выпускает авиатехнику и нефтегазовое оборудование. Вот только некоторые перспективные разработки этого предприятия:
  • кислородно-нафтиловый двигатель РД0124МС тягой 60,34 т для второй ступени ракеты «Союз-5»;
  • кислородно-водородные двигатели РД0146Д тягой 7,5 т и РД0146Д-1 тягой 9 т для разгонных блоков (четвертая ступень) ракеты «Ангара-5В»;
  • кислородно-метановые РД0162 и РД0162СД тягой 203,9 т и 42,5 т для перспективных многоразовых ракет;
  • многоразовый кислородно-метановый двигатель РД0177 тягой 88 т для первой многоразовой ступени ракеты «Амур-СПГ»;
  • двухрежимный трехкомпонентный двигатель ДР0750 (на базе РД0120). На первом режиме двигатель работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой (6%) водорода, на втором — на кислороде и водороде. Расчетная тяга 144 и 81 т;
  • газодинамический лазер РД0600 на газообразной окиси углерода и воздухе мощностью 100 КВт.
По мнению многих, ВЦРД осталось единственным в стране предприятием, способным проектировать и создавать принципиально новые ЖРД как для пилотируемой, так и непилотируемой космонавтики.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!