"Энергия-Буран". Четверть века прошло...

Автор grach, 01.11.2013 18:45:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Prokosmos logo
ЗапускиНа орбитеПроектыНаукаТехнологии
15 ноября 1988 свой единственный полет совершил орбитальный корабль «Буран»

Проекты
15 ноября 1988 свой единственный полет совершил орбитальный корабль «Буран»
15 ноября 2025 года, 08:00
IAuthor avatarРита Титянечко
Самый масштабный проект в истории советской космонавтики — многоразовая транспортная космическая система «Энергия — Буран», которая совершила свой первый и единственный полет ровно 37 лет назад. Главным достижением стала полностью автоматическая посадка — задача, в которой орбитальному кораблю не было равных. Несмотря на закрытие программы, созданные для нее технологии до сих пор находят применение в промышленности.
Разработка самого масштабного проекта в истории советской космонавтики — программы «Энергия — Буран» — началась в 1970-х годах как ответ на американскую систему «Спейс Шаттл». Несмотря на внешнее сходство с разработкой США, многоразовый советский орбитальный корабль кардинально отличался по конструкции. Советские инженеры создали для него уникальную сверхтяжелую ракету, которая могла использоваться и для вывода на орбиту других масштабных грузов, что открывало дорогу к лунным и межпланетным экспедициям.
Конструкция корабля была рассчитана на 100 полетов в космос, что должно было сделать космические перевозки более экономичными. Корпус корабля был покрыт 38600 специальными кварцевыми плитками, которые выдерживали температуру до 1300–1600°C при входе в атмосферу. Еще одно преимущество — основной режим управления «Бураном» был автоматическим.
Полет «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года в беспилотном режиме. Старт и вывод на орбиту прошли штатно, а после двух витков вокруг Земли началась самая напряженная часть — возвращение. При заходе на посадку автоматика корабля совершила неожиданный для наблюдателей маневр, резко отклонившись от курса. В ЦУПе были готовы уничтожить корабль, посчитав, что его автоматика вышла из строя. Однако «Буран», выполнив плавную петлю, точно и аккуратно приземлился на полосу.
Оказалось, что бортовой компьютер самостоятельно учел данные о сильном боковом ветре и выбрал оптимальную траекторию. Посадка в полностью автоматическом режиме стала настоящим триумфом — ранее такого не удавалось никому.
Несмотря на закрытие программы в 1990-х годах, ее наследие продолжает жить. При создании «Бурана» было разработано более 300 принципиально новых технологий и почти 1,5 тысячи специальных и уникальных технологических оснасток, которые нашли применение как в космонавтике, так и в других отраслях промышленности. Опыт работы с многоразовыми системами и теплозащитными материалами используется и в современных российских разработках, таких как частично многоразовый корабль «Орел».
Подробнее об истории проекта «Энергия — Буран», особенностях исторического полета и его последствиях — рассказывали в нашей лекции.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Arzach

Цитата: АниКей от 15.11.2025 08:34:19... Главным достижением стала полностью автоматическая посадка...
...Еще одно преимущество — основной режим управления «Бураном» был автоматическим...
...Посадка в полностью автоматическом режиме стала настоящим триумфом — ранее такого не удавалось никому...
Популяризаторы - такие популяризаторы. Целых три главных преимущества нашли.
Главным достижением был сам полёт - слаженная работа сложнейшего комплекса, а автоматическая посадка летательных аппаратов была реализована задолго до конца 80-х. Ну и традиционная побасенка про "внезапный манёвр" - куда же без него. Представляю, что они нагородили в своей лекции.

АниКей

Цитироватьhabr.com

15 ноября. День «Бурана»

15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный космический полёт корабля «Буран»:

Этот полет был совершен  в автоматическом режиме, без экипажа на борту. Космический корабль «Буран», который был рассчитан на 100 полётов в космос, больше не запускали. Это, наверное, был последний серьезный успех советской науки, советского государства. Через три года такой страны не станет. 
Мне прислали ряд замечательных фотографий, связанных с этим событием, и я решил ими поделиться. Эта наша история, которой можно и нужно гордиться.
Сейчас нет не только самого космического корабля «Буран», но и самолёта АН-225 «Мрия», на котором он транспортировался.
На снимке ниже погрузка «Бурана» на самолет-носитель ВМ-Т «Атлант» (модификация стратегического бомбардировщика 3М/М-4): :

Корабль «Буран» должен был составить достойную конкуренцию американскому космическому кораблю  «Спейс шаттл»:

Просто дух захватывает, глядя на «Буран» на стартовой площадке:

А как он шёл на посадку:

Полёт продолжался 206 минут:

Сколько было надежд после этого полёта. Но история распорядилась по-своему. Нам остаётся только помнить...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Контакт подъема
С днем рождения, Легенда!

ЗЫ фото от гениального Вани Тимошенко
120🔥8🥰3👍2🎉1
454 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Космодайвер


Годовщина полета Бурана.

15 ноября 1988 года с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Энергия" был запущен космический челнок, который не только продемонстрировал возможности инженерной мысли, но и оставил глубокий след в истории освоения космоса.

Этот полет длился всего 205 минут, но его уникальность неоспорима. "Буран" стал первым в мире кораблем, который выполнил полностью автоматический полет, включая посадку без экипажа. Для сравнения, американские шаттлы всегда управлялись астронавтами.
20🔥1🤬1🫡1
1
607 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Космический фотоальбом

Касатки Байконура

Световые столбы из вентиляционных окошек на крыше пронзают темноту огромного ангара. В них не спеша, словно под водой, кружится в своём замысловатом танце пыль. Я протягиваю руку к свету, и от прикосновения пыль будто оживает, начинает виться вокруг пальцев, чтобы вновь, через мгновение, застыть. Здесь некуда спешить, и время действительно застыло.

Перед моими глазами, словно касатка, пойманная браконьерами, на брюхе лежит «Буря» — изделие 1.02. Здесь она нашла своё последнее пристанище. «Буря» в ангаре, иронично, не правда ли. Подхожу ближе. Шаги звонким эхом отражаются и переотражаются от металлических стен МИКа, создавая чудаковатую какофонию.

Брюхо исполина испещрено ранами оторванных плиток и царапинами маркерных загогулек вандалов. На Буране было больше 38000 плиток, интересно, сколько осталось на этом. Рядом раскинул свои клешни огромный краб. Это — спредер мостового крана, которым переставляли исполинов. Краска на нём вздулась и растрескались, словно он сбрасывает старую кожу.

Забираюсь по узкой пыльной лестнице на ферму обслуживания в центре зала, пытаясь не задевать одеждой чёрные от пыли перила, во век не отстираешь. Разбитыми стёклами застывших глаз на меня смотрит «Буря». Что-то невероятно тяжёлое упало сверху, разбив бронебойные стёкла кабины пилотов, созданные выдерживать спуск в плотных слоях атмосферы. Прямо напротив, словно брат-близнец, упёршись носом в створки огромных ворот, лежит макет ОК-МТ — изделие 0.15.

Тишина. Только иногда глухим скрежетом отзываются остывающие от полуденного зноя конструкции. И неуютное ощущение — словно на глубине оказался. Всем нутром ощущаешь невероятное напряжение, концентрированную энергию сотен людей, отдавших себя работе здесь, в абсолютно безлюдном сейчас месте. Испытывая словно богобоязненный трепет, способный вырваться изнутри лишь глубоким вздохом. И горло дерёт то ли незримый ком, то ли вездесущая пыль.

Испытываю ли я грусть? Нет. Нет ни грусти, ни сожалений. Есть чувство умиротворения и разливающегося по телу спокойствия — будто посетил заброшенный монастырь. Сейчас ворота в этот «монастырь» открыты, и побывать там, за скромную плату, может каждый желающий.

Снято на «Зенит М»
🔥4321
12😢9👍4
2

496 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Владимир Юрченко

"Световые столбы из вентиляционных окошек на крыше пронзают темноту огромного ангара."
Прошу автора не обижаться, но по стилю напоминает бессмертные "12 стульев": "Трамвай построить - это тебе не ишака купить."

АниКей

Новости Байконура
Для ракеты-носителя Н-1 на Байконуре был построен и монтажно-испытательный корпус (МИК) — сооружение, где, как понятно из названия, собиралась ракета и испытывались ее системы. Циклопическое здание на площадке 112, внешне напоминавшее гигантский заводской цех, было построено в 1963—67 годах. Размеры соответствовали изделию, монтаж которого планировался внутри. Три из пяти пролетов корпуса были восьмиэтажными, два — чуть скромнее. Длина объекта достигала 240 метров. Внутри на сборке работали три мостовых крана грузоподъемностью в 200 тонн каждый.

Все это богатство после закрытия Н-1 некоторое время не использовалось, но затем было переоборудовано под нужды «Энергии — Бурана». В корпусе на 112-й площадке собирался и первый летный экземпляр ракеты-носителя (улетел в мае 1987 года). Отсюда же на старт отправился и второй, уже с «Бураном», в ноябре 1988-го.

Первый «Буран» был собран в 1984 году, но не для космических полетов. Прототип «0.02» использовали для проверки аэродинамики и посадки: машину оснастили самолётными двигателями, чтобы она мог взлетать самостоятельно. Летающий «утюг» или «булыжник» вызывал сомнения, но испытания прошли успешно: 10 ноября 1985 года летчики Игорь Волк и Римас Станкявичус подняли 50-тонную махину в воздух и благополучно приземлились. Прототип совершил 24 полета без серьезных поломок, доказав жизнеспособность конструкции и давая инженерам уверенность двигаться дальше.

Через два месяца после начала полетов прототипа произошла катастрофа американского «Челленджера». Для СССР это стало неожиданной передышкой: программа многоразовой системы получила шанс догнать отставание. К весне 1987-го была готова ракета-носитель «Энергия», а «Буран» все еще проходил тесты. Для проверки самой ракеты на ней закрепили макет лазерной боевой платформы «Полюс». Ракета сработала идеально, хотя «лазер» не вышел на расчетную орбиту и упал в океан. Испытания подтвердили надежность носителя и подготовили почву для первого настоящего полета корабля.

Готовый «Буран» — 105 тонн, 36 метров в длину и 24 метра размах крыльев — собрали на Тушинском заводе и перевезли на подмосковный аэродром, а затем транспортировали к Байконуру на самолете ВМ-Т. Все эти шаги подводили программу к кульминации - первому запуску корабля.

Изначально старт назначили на 29 октября 1988 года, но за минуту до старта сработала автоматическая система — ошибка в топливной системе. Следующая дата — 14 ноября — тоже не удалась из-за погоды. Наконец, 15 ноября 1988 года в 6:00 «Буран» поднялся в небо. За 206 минут он сделал два витка вокруг Земли и успешно приземлился, пробежав по полосе около 1,6 километра, завершив десятилетие напряжённой работы тысяч инженеров и ученых.

Полет прошел успешно, но после него финансирования космической отрасли хватало лишь на традиционные пилотируемые миссии на «Союзах». Для страны поддерживать амбиции «догнать и перегнать» становилось все сложнее, и в начале 1990-х программу «Энергия — Буран» приостановили.

Окончательно проект закрыли в 1993 году. Грандиозный монтажно-испытательный корпус на Байконуре превратили в своего рода памятник советской космонавтике: здесь хранились наработки по системе, в том числе готовые ступени ракеты «Энергия». В 1998 году на «Мрии» сюда же доставили первый советский космический челнок, который до этого демонстрировался на мировых авиакосмических салонах, став последним символом выдающихся усилий и достижений советской космонавтики.

На Байконуре «Буран» пристыковали к имевшемуся технологическому макету «Энергии», разместили в четвертом пролете высокой части монтажно-испытательного корпуса и принялись показывать его доезжавшим до космодрома туристам. Впрочем, это продолжалось всего четыре года, пока группа рабочих не была направлена на ремонт крыши МИКа.

Рано утром 12 мая 2002 года к зданию монтажно-испытательного корпуса подъехал грузовик с рулонами рубероида в кузове. С ним же прибыла и ремонтная бригада из восьми человек: семи граждан Казахстана и одного белоруса. Весной в Казахстане традиционно шли дожди, а кровля здания, вновь-таки традиционно, протекала.

182 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Новости Байконура
С помощью подъемника ремонтники оказались на крыше МИКа, подняв туда и около 10 тонн рубероида. Рулоны были размещены вдоль одного из торцов здания в том порядке, в каком их предполагалось раскатывать. Около 9:40 утра по местному времени крайняя ферма, на которую приходилась эта нагрузка, разрушилась, а спустя несколько секунд вслед за ней упали и остальные фермы третьего, четвертого и пятого пролетов корпуса. Таким образом была полностью уничтожена кровля высокой части здания. Обрушилась также и часть его стеновых панелей. В результате катастрофы погибли все восемь работников, производивших ремонт. Были уничтожены и все находившиеся внутри корпуса объекты, включая сборку «Энергия — Буран».

Официальной причиной катастрофы стало «значительное (в 1,5 раза) превышение фактической нагрузки на покрытие по сравнению с принятой в проекте». То есть в обрушении крыши МИКа обвинили ремонтную бригаду, сгрузившую весь рубероид на крайнюю ферму корпуса, чем была превышена допустимая на нее нагрузка. Дополнительным фактором, обусловившим произошедшее, было названо «снижение прочности бетона железобетонных плит покрытия и частичная потеря сцепления бетона с арматурой за период длительной эксплуатации МИКа». Другими словами, для полной деградации капитального здания, строившегося для советской ракетно-космической программы, хватило всего 35 лет.

При этом официальная версия никак не объясняла цепной реакции, которая последовала за обрушением крайней фермы. Та действительно могла быть перегружена рубероидом, но нагрузка на остальные не превышала расчетной. То есть почему рухнули и они, было совершенно непонятно. Сначала появилась версия о т. н. воздушном взрыве. Баки «Энергии», находившиеся внутри корпуса, для сохранения прочности были надуты до 1,2 атмосферы. В результате падения на них части кровли они могли «взорваться», а образовавшаяся волна могла привести к обрушению оставшейся кровли МИКа.

Позже стало понятно, что цепное разрушение кровли монтажно-испытательного корпуса было вызвано ошибкой при проектировании здания. Выяснилось, что торцы надколонников, на которые устанавливались фермы, не были жестко закреплены на силовых колоннах. При возникновении излишней нагрузки торец выворачивало из узла крепления, а дальше следовала цепная реакция с обрушением кровли как единого целого.

Ни один из перечисленных выше факторов (а в качестве сопутствующего обстоятельства упоминалось еще и использование в качестве утеплителя крыши куда более тяжелого керамзита вместо стекловаты) не смог привести к такой катастрофе сам по себе. Как обычно в таких ситуациях и бывает, причиной трагедии стала совокупность условий, сложившихся в данный конкретный момент. 12 мая 2002 года такое сочетание стало фатальным и для восьми строителей, и для советского шаттла.
196 views
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!