Русский космос

Автор АниКей, 16.11.2018 17:07:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

Скачать журнал (для тех кто не здесь а там) https://disk.yandex.ru/i/QD9zpuZVnEH9ww
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитата: Старый от 01.05.2022 14:42:06Кто ещё?
Маринин, конечно.

И верстка классная, красивый номер.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Интервью
Интервью
#Роскосмос#Интервью#МГТУ
01.05.2022 08:00
«Роскосмос дает возможность расти»








Делегацию «Бауманки» на Байконуре возглавил и. о. ректора МГТУ Михаил Гордин. По возвращении с космодрома он поделился с нашим изданием впечатлениями от увиденного, рассказал о значении конкурса «Космический десант» для его участников и о подготовке кадров для предприятий ракетно-космической отрасли.
***
—  Михаил Валерьевич, чем вам больше всего запомнилась поездка на Байконур?
—  Я впервые там побывал. Конечно, впечатляет. Старт ракеты-­носителя с кораблем — очень зрелищное событие. Но больше всего меня поразил сам космодром — своими размерами, сложностью технических задач, решений. Ощущение масштаба комплекса сооружений и слаженной работы большого числа предприятий для осуществления миссии оставили сильное впечатление и вдохновляют. Еще запомнилась интересная традиция: после старта руководство Роскосмоса общается с командой, которая обеспечивала пуск, награждает отличившихся ценными подарками и грамотами. Причем пусковая команда состоит из работников не только Байконура, но и всех предприятий ракетно-космической отрасли, которые были задействованы в производстве и подготовке ракеты-носителя, корабля, других систем и агрегатов. Так что самое сильное впечатление от поездки оставило ощущение громадного масштаба самого космодрома и слаженной работы большого числа предприятий для осуществления миссии.
—  Вы присутствовали на необычном старте. Весь экипаж «Союза МС-21» состоит из выпускников МГТУ, и сам корабль назван «С. П. Королёв» — в честь еще одного выдающегося выпускника «Бауманки». Наверное, испытываете особую гордость за вуз?
—  Конечно! Я спрашивал у Дмитрия Олеговича Рогозина, как так вышло, что экипаж состоит из трех «бауманцев». Он сказал: случайно. Но, с другой стороны, даже странно, что этого не случилось раньше, если учесть, сколько людей вышли из стен МГТУ первоклассными специалистами космической отрасли. Полагаю, дело в том, что предыдущие экипажи были смешанные, а тут первый полностью российский — и тут же подтверждение престижа образования, которое мы даем.
Наш университет прославили и прославляют не только Сергей Павлович Королёв, но и многие сотрудники ракетно-космической отрасли. Кто-то из них трудится на рядовых позициях, кто-то дорос до генеральных директоров предприятий. И в отряде космонавтов Роскосмоса наших тоже немало. Это хороший знак того, что, поступая к нам, можно рассчитывать на такое фантастическое развитие своей судьбы. Даже если не лететь в космос, то быть разработчиком космической техники и чувствовать причастность к таким свершениям — дорогого стоит.
—  Свою причастность к космосу почувствовали в этот раз и победители конкурса «Космический десант», организованного Роскосмосом совместно с вашим вузом. Как вы считаете, повлияет ли это событие на их дальнейшую судьбу?
—  Конечно, и не только на судьбу победителей. Даже те ребята, кто не поехал на Байконур, но стремился к этому, — они подали заявки, написали эссе, подтвердили свои достижения в научной работе. Это говорит о том, что многие студенты мотивированы на победу. Если хочешь достичь успеха даже в малом — в конкурсе, пусть и с хорошим призом, то, очевидно, у тебя будет больше шансов чего-то добиться в жизни. С увеличением числа подобных конкурсов будет выявляться больше таких молодых людей — мотивированных, целеустремленных, упорных и трудолюбивых. Победители «Космического десанта» смогли погрузиться в настоящую атмосферу ракетно-космической отрасли, увидеть работу профессионалов на всех стадиях подготовки к запуску, задать вопросы космонавтам, специалистам, руководству Роскосмоса — это повлияло на вовлеченность ребят и их стремление продолжать сложное инженерное дело. Те, кто не полетел на Байконур, тоже показали достойные результаты и расширили свои знания. Они получили определенный «удар» судьбы — его надо выдержать и двигаться вперед. Это тоже хороший урок: понять, что не всегда все получается с первого раза.
—  МГТУ имени Н. Э. Баумана — флагманский университет Роскосмоса. У вас обучается 1500 студентов-целевиков, которые уже работают или пойдут после окончания вуза на предприятия Госкорпорации. В чем особенность подготовки кадров для ракетно-космической отрасли?
—  Основной принцип образования в МГТУ — это обучение через практику. Все студенты «Бауманки» проходят множество лабораторных и практических работ как в стенах вуза, так и на предприятиях. Важным моментом в нашем образовательном процессе является и большое число преподавателей — специалистов предприятий ракетно-космической отрасли. Это сложилось исторически: из МГТУ вышли великие конструкторы XX века и тысячи талантливых инженеров. Многие сотрудники космической отрасли возвращаются в Бауманский университет преподавателями в своей профессиональной области, чтобы взрастить новое поколение разработчиков и конструкторов.
Есть и особые примеры, когда деятели космической отрасли возглавляют целые подразделения университета. В частности, генеральный конструктор РКК «Энергия», дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Владимир Соловьёв у нас заведующий кафедрой «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов», а заместитель генерального директора ЦЭНКИ, доктор технических наук Александр Фадеев — заведующий кафедрой «Космические приборы и системы». Таким образом, наши студенты получают знания из первых рук, от сотрудников организаций, работающих на переднем крае ракетно-космической отрасли.
Еще одна особенность состоит в том, что мы даем очень широкое инженерное образование. Мы не замыкаемся на одной специальности, не готовим узкого специалиста, а даем большую инженерную базу, умение переключаться с предмета на предмет и быстро осваивать новое.
Космонавт Сергей Кудь-Сверчков, наш выпускник, участвуя в одном мероприятии, сказал хорошую фразу: когда мы работаем в космосе, от нас требуется быстрое принятие большого количества решений в непонятной обстановке. Умение оперативно разобраться в ситуации — не просто спешно нажать на ту или иную кнопку, а прийти к адекватному инженерному решению, взвесив все плюсы и минусы, — вот чему мы хотим даже не научить, а воспитать эти навыки в своих студентах.
Умение ориентироваться в сложной ситуации с ограниченной информацией, взять на себя ответственность в принятии инженерного решения на основании недостаточных данных — это очень характерно для профессии космонавта. Но это так же важно для профессии инженера, потому что если ты не будешь принимать решение и нести ответственность за него, то ты ничего не создашь. Все инженерные и технические решения находятся на грани возможного, неизведанного. Эта особенность нашей подготовки помогает выпускникам «Бауманки» быть успешными в ракетно-космической отрасли.
—  Какие еще формы взаимодействия с Роскосмосом у вас есть сейчас и планируются в будущем?
—  Если говорить о совместных научно-исследовательских проектах, то сейчас на орбите Земли функционируют два космических аппарата, созданных в МГТУ и запущенных при поддержке Госкорпорации «Роскосмос». В 2022 г. запланирован старт еще двух усовершенствованных аппаратов того же проекта «Ярило». Конечно, мы будем дальше расширять количество совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для вовлечения наших преподавателей и студентов в эти разработки. Это одна из форм сотрудничества, которая повысит качество подготовки наших выпускников и, соответственно, молодых сотрудников предприятий Роскосмоса.
Еще мы хотим обсудить с Госкорпорацией модель целевого обучения. Сейчас оно запущено под конкретные предприятия. Хорошо бы его централизировать: чтобы договор на целевое обучение, с одной стороны, был с конкретным предприятием Роскосмоса, а с другой — давал возможность перехода внутри Госкорпорации. Наша общая цель — закрепить как можно больше выпускников на предприятиях ракетно-космической отрасли. Чтобы ребята, которые учились по профильным специальностям, оставались в этой сфере, работали инженерами, разработчиками, технологами на профильных предприятиях. И, даже если у них что-то не получилось в организации, в которую они пошли по целевому набору, чтобы они не уходили в смежные профессии. Роскосмос, в отличие от некоторых других сфер, дает возможность расти, развиваться и быть причастным к великому.
Цитата: undefinedСветлана Носенкова, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 01.05.2022 18:06:55«Роскосмос дает возможность расти»
На наш заводик постоянно водят экскурсии детишек из местных школ. Многие из них удивляются, интересуются, распрашивают. Но никто из них не прийдёт сюда работать.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 01.05.2022 15:01:56
Цитата: Старый от 01.05.2022 14:42:06Кто ещё?
Маринин, конечно.
Я спросил кто ещё это прочитал. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Шамс

Цитата: Старый от 01.05.2022 19:40:18
Цитата: АниКей от 01.05.2022 15:01:56
Цитата: Старый от 01.05.2022 14:42:06Кто ещё?
Маринин, конечно.
Я спросил кто ещё это прочитал. :)
А в ответ - тишина  :)

Salo

Цитата: АниКей от 01.05.2022 14:48:25Скачать журнал (для тех кто не здесь а там) https://disk.yandex.ru/i/QD9zpuZVnEH9ww
Спасибо!
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос#История
02.05.2022 10:00
По местам космической славы















Ежегодно весной сотни людей устремляются по гагаринским местам, чтобы больше узнать о человеке, открывшем неизведанный мир за пределами Земли. Для тех, кто еще не выбрал маршрут, «Русский космос» предлагает гид по самым популярным музеям страны, связанным с именем первого космонавта.
 
Клушино
Начнем наше путешествие по «гагаринским» местам со Смоленщины. В деревне Клушино, неподалеку от города Гагарина (до 1968 г. — Гжатск), расположен Дом-музей детских лет Юрия Гагарина. Снаружи и внутри это почти то самое жилище, в котором провел первые годы жизни будущий космонавт, родившийся 9 марта 1934 г. в гжатском роддоме. В Клушине семья Гагариных прожила до 1945 г., когда решили переехать в Гжатск.
Перед глазами гостей предстает деревенский дворик с домом, колодцем и землянкой, в которой семья жила в годы оккупации деревни фашистами во время Великой Отечественной вой­ны. В деревянном домике тепло и уютно. Русская печь, детская комната, кухня, чулан, загон для скота — все пространства и детали интерьера восстановлены с исторической точностью. Взгляд задерживается на детской люльке, патефоне, буфете с деревенской посудой. На стенах — семейные фотографии, вышивки, сделанные руками Анны Тимофеевны, матери первого космонавта. Возникает ощущение, что Гагарины только что были тут и отлучились буквально на минутку: может быть, хозяин отправился плотничать, а хозяйка вышла во двор набрать воды из колодца. Кстати, с ним теперь связана одна из космических традиций.
Ежегодно 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина, еще не летавшие космонавты приезжают на его малую родину и делают глоток воды из колодца, приобщаясь таким образом к «космическому братству». Ведь из него когда-то пил сам Юрий Гагарин! Следование традиции служит обещанием непременной встречи с космосом.
 
Город Гагарин
Настоящий дом, в котором провел детство первый космонавт, в 1947 г. был разобран и перенесен Алексеем Ивановичем Гагариным на новое место жительства в Гжатск. Он стоит на своем месте и прекрасно сохранился. Ныне в нем расположен Дом-музей школьных лет Ю. А. Гагарина. Гостей встречает хозяйка: во дворе дома установлен памятник Анне Тимофеевне. Внутри — штрихи нехитрого послевоенного быта: мебель, которую собственными руками изготовил отец семейства, музыкальные пластинки, посуда. Детям, посещающим музей, предлагают опробовать самодельные ходули. На таких Юра бегал по Гжатску. В этом доме прошли школьные годы будущего космонавта. Отсюда он в 1949 г. уехал поступать в Люберецкое ремесленное училище.
После полета Юрия Гагарина в космос для его родителей в Гжатске по личному распоряжению главы СССР Никиты Хрущёва построили новый дом. Сейчас здесь работает Музей родителей Ю. А. Гагарина. В трех комнатах воссоздана обстановка середины 1960-х годов. На стенах фотографии, рядом расставлены многочисленные подарки первому космонавту и его родителям. В этом доме провел свои последние годы отец Юрия Алексей Иванович. Под стеклянным куполом во дворе бережно хранится черная «Волга», подаренная правительством первому космонавту.
После гибели космонавта Анну Тимофеевну стали часто навещать друзья Гагарина по отряду: Алексей Леонов, Павел Попович, Андриян Николаев и другие. Для того чтобы им было где остановиться, а Анне Тимофеевне легче было принимать гостей, неподалеку построили (в 1983 г.) еще один дом, двухэтажный, который назвали Домом космонавтов. В одной его части проживала Анна Тимофеевна, в другой была организована своеобразная гостиница. После кончины Анны Тимофеевны дом передали музейному комплексу. В нем сохранили в неприкосновенности комнаты матери первого космонавта, в других помещениях устраивают выставки.
Детали исторического события, ставшего точкой отсчета для освоения космоса, можно узнать в созданном в г. Гагарине в 2011 г. Музее Первого полета. В нем представлены образцы космической техники, с помощью которой Гагарин отправился за пределы земной атмосферы, стенды, посвященные героям эпохи — С. П. Королёву, В. П. Глушко, М. С. Рязанскому и другим ученым и конструкторам. Есть в экспозиции и интерактивная часть.
Все вышеназванные памятные места образуют Объединенный мемориальный музей-­заповедник Ю. А. Гагарина, куда также вошли Историко-краеведческий музей и Художественная галерея космического искусства.
 
Люберцы
В 1949 г. Юрий Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10 (спустя годы оно стало техникумом). В этом учебном заведении в 1961 г. открылся Музей Люберецкого техникума имени Героя Советского Союза, летчика-космонавта Ю. А. Гагарина. Он находится в центре города, неподалеку от Вечного огня. При входе в музей установлен памятник Юрию Алексеевичу. Первый космонавт, шагая по орбите, опоясывающей земной шар, приветствует всех, кто идет или едет по Октябрьскому проспекту, центральному в городе.
В этом музее дважды — в 1965 г. и 1968 г. — успел побывать и сам Юрий Алексеевич, о чем свидетельствует запись в книге почетных гостей. В подарок своей «альма-матер» он оставил тренировочный скафандр, костюмы летчиков для высшего пилотажа. Вклад в экспозицию музея внесла и мать космонавта, передав форменную фуражку сына с эмблемой училища.
Музей интересным образом сочетает «космическую» и «земную» части биографии Гагарина. Здесь можно увидеть журнал с оценками Юры, парту, за которой он сидел в классе, инструменты, которыми пользовался на практике. В то же время представлены образцы космического питания, ложемент и другие экспонаты.
 
Саратов
В 1951 г. на жизненном пути Юрия Гагарина появилась новая точка — Саратов. Будущий космонавт, окончив с отличием ремесленное училище по специальности «формовщик-литейщик» и 7-й класс вечерней школы рабочей молодежи в Люберцах, поступает в Саратовский индустриальный техникум (теперь это Индустриально-­педагогический колледж в составе Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина), где будет учиться четыре года.
В память о времени, проведенном будущим космонавтом на волжских берегах, саратовцы открыли Народный музей Гагарина, расположенный по соседству со зданием техникума-­колледжа. Интересно, что приказ о его основании был издан 15 апреля 1961 г., то есть на третий день после легендарного полета. Торжественное открытие состоялось в 1965 г. при участии Юрия Алексеевича и Валентины Ивановны Гагариных.
В экспозиции собраны документы, которых касалось «перо» Юрия Алексеевича, его «личное дело», формуляры библиотечных книг с автографом студента Гагарина, чугунная решетка, отлитая Юрой при поступлении в техникум.
Здесь же, в Саратовском аэроклубе ДОСААФ СССР (ныне Аэроклуб имени Ю. А. Гагарина), Юрий Алексеевич сделал свой первый шаг в небо: освоил полеты на Як-18 № 6. Этот самолет сохранился и хранится в «космическом зале» Саратовского краеведческого музея.
На противоположной стороне Волги находится город Энгельс. На расположенном неподалеку аэродроме Юрий Гагарин вместе с другими слушателями-космонавтами первого набора осваивал прыжки с парашютом. Сначала с вышки, потом с самолета Ан-2. Этот самолет и вышка также тщательно хранятся, но пока недоступны для всех желающих, так как находятся на территории военно-воздушной части.
И, конечно же, саратовская земля знаменита тем, что именно здесь, около Энгельса, в поле у деревни Смеловка, первый космонавт планеты приземлился после выполнения полета.
На месте посадки недавно открылся Парк покорителей космоса: обширная экспозиция призвана полностью погрузить посетителей в атмосферу былой эпохи. Парк потрясает масштабом: тут можно прочувствовать поистине грандиозный смысл подвига Гагарина. Многие объекты расположены на открытом воздухе, что подчеркивает связь земли и неба, объединенных первым полетом человека в космос.
 
Оренбург
После Саратовского техникума судьба привела Юрия Гагарина в Оренбург. Будущий первый космонавт поступает в 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков (расформировано в 1993 г.), где осваивает самолеты Як-18 и МиГ-15. На третьем этаже здания теперь размещается Музей истории Оренбурга с космическим залом. Среди тематических экспонатов — тренировочный скафандр «Беркут» для выхода космонавтов в открытый космос из корабля «Восход-2» и летное снаряжение, подаренное лично Гагариным. Интересно, что три выпускника училища разных лет пошли по его стопам: Валентин Лебедев, Александр Викторенко и Юрий Лончаков.
Напротив входа в здание бывшего училища на постаменте установлен самолет МиГ-15бис № 01. Местная легенда гласит, что за каждым курсантом в училище был закреплен определенный самолет. Именно на этом МиГе начиная со второго курса будущий космонавт совершал тренировочные полеты с аэродрома села Караванное. В 1980-х годах истребитель подлежал утилизации, но, благодаря сохранившимся в формуляре самолета записям о полетах Гагарина, МиГ-15 сохранился в качестве памятника.
В Оренбурге (тогда город Чкалов) Гагарин не только стал военным летчиком, но и женился. С супругой Валентиной (в девичестве — Горячева) он после свадьбы поселился в доме № 35 по ул. Чичерина. Семья Горячевых приняла улыбчивого курсанта как родного. Теперь в этом доме находится Музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных. В составлении экспозиции участвовала лично Валентина Ивановна, передав музею предметы интерьера и быта: посуду, покрывало, салфетки, семейные фотографии. По ее воспоминаниям были восстановлены интерьер и обстановка в доме.
 
В северных широтах
После окончания Оренбургского училища Ю. А. Гагарин был направлен на службу в военный городок Луостари Мурманской области, где провел почти три года вплоть до начала отбора в отряд космонавтов.
Дом, где жили Юрий Гагарин с супругой, в 1983 г. перевезли с территории воинской части в поселок Сафоново и сделали в нем музей, который взяло под свое покровительство командование Северного флота. На открытии побывали космонавты Алексей Леонов и Георгий Шонин, служивший вместе с Юрием в этих местах. В музее воссоздана комната с обстановкой 1960-х годов, где жили Гагарины.
 
Дорога в космос
В марте 1960 г. Юрий Гагарин был зачислен в отряд космонавтов. Первое время он с женой и дочерью Леной жил в Москве возле метро «Аэро­порт». Затем всех космонавтов первого набора переселили поближе к строящемуся Центру подготовки космонавтов (ЦПК; в/ч 26266) в поселок Чкаловский, где они получили квартиры в типовом пятиэтажном доме. А в 1966 г. Гагарины вместе со всеми космонавтами переехали в построенный рядом с ЦПК Звёздный городок, в тот момент носивший имя «Зелёный».
В некотором смысле весь Звёздный городок можно считать музеем под открытым небом — настолько все здесь пронизано памятью о первом космонавте. Вот его дом, откуда он ушел в свой последний полет; вот дорожка, по которой каждый день ходил на службу, будучи заместителем начальника ЦПК. Рядом с этой дорожкой установлен памятник с небольшим секретом: в спрятанной за спину руке Гагарин держит цветок — для супруги...
Здесь начинается Аллея космонавтов, на противоположном ее конце — Дом космонавтов, где расположен Музей ЦПК. У истоков его создания стоял сам Юрий Алексеевич. Он же стал и первым экскурсоводом, проведя по музею делегацию представителей молодежных организаций из 82 стран мира в ноябре 1967 г. Основу экспозиции составили подарки космонавтам.
Со временем коллекция разрослась и на сегодня насчитывает десятки тысяч экспонатов. Они отражают всю историю космонавтики — от первого полета до наших дней. Здесь можно увидеть и тренажер космического корабля «Восток», на котором Гагарин выполнил свой космический полет, и теплозащитный костюм его скафандра, и макеты Первого спутника, орбитальных станций и других космических аппаратов.
В экспозиции — скафандры разных лет, а также полетные, нагрузочные, вакуумные и защитные костюмы космонавтов. Есть в этом музее и побывавший в космосе спускаемый аппарат космического корабля «Союз-4».
Особое место занимают комната памяти и мемориальный кабинет Юрия Гагарина. В комнате памяти представлены личные вещи первого космонавта, фотографии, подарки, преподнесенные ему гражданами всей планеты, парадный мундир с целым «созвездием» высших наград разных стран. Мемориальный кабинет был «перенесен» в Дом космонавтов с территории ЦПК, в штабе которого он располагался. Здесь полностью восстановлена обстановка на день гибели Юрия Алексеевича 27 марта 1968 г. Книги в шкафу, рабочие документы, ручка на столе. Везде строгий офицерский порядок. Кажется, будто он вышел на мгновение... Здесь замерло время: на часах 10:31 — момент, когда прервался его последний полет.
Важно, что музей не застыл во времени, он живет, развивается и занимает прочное место в традициях космонавтов. Накануне отлета на Байконур сюда обязательно приходят экипажи и оставляют записи в памятной книге. Как глоток воды из колодца в Клушине в начале пути, эта запись перед отлетом на Байконур, на самом пороге космоса, — символическое продолжение «гагаринского маршрута».
 
Вперед, к звездам!
Музеи, о которых мы рассказали, — лишь малая часть памяти о Юрии Гагарине, сохраненной в реликвиях и оригинальных предметах эпохи первых. Поддержкой наследия главного космонавта планеты и других первопроходцев Вселенной в нашей стране занимается Ассоциация музеев космонавтики, которая приумножает накопленные десятилетиями традиции.
Цитата: undefinedВасилина Рыкова, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 02.05.2022 13:49:21По местам космической славы
Кому-нибудь был интересен этот материал?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

ЦитироватьХорошее дополнение к

ЦитироватьГлавная → Информационные ресурсы → Пилотируемая космонавтика → По стопам биографии Юрия Гагарина

По стопам биографии Юрия Гагарина
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос#НИИ КП
02.05.2022 18:00
Мастера на все руки








В этой рубрике журнал «Русский космос» рассказывает, как космическая отрасль помогает улучшать качество жизни людей на Земле. В этот раз речь пойдет о Научно-исследовательском институте космического приборостроения, успешно осваивающем выпуск медицинской техники: эндопротезов, УЗИ-сканеров, а также поисковых радиомаяков для туристов.
Цитата: undefinedНаучно-исследовательский институт космического приборостроения (НИИ КП) был образован в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 6 февраля 1985 г. № 133-50 в составе Министерства общего машиностроения СССР как приборное предприятие широкого профиля. Основная специализация НИИ КП — разработка бортовых и наземных приборов навигационной аппаратуры.
Институт также является ведущим предприятием Госкорпорации «Роскосмос» по контролю и обеспечению стойкости электронной компонентной базы и радио­электронной аппаратуры спутников к ионизирующим излучениям космического пространства.
Наличие собственного конструкторского бюро, научно-исследовательского центра и производственной линии позволяет НИИ КП контролировать всю цепочку — от создания конструкторской документации до серийного производства.

«Поскольку НИИ КП создавался в 1985 г. как предприятие по выпуску приборов широкого профиля, у нас изначально было много производственных направлений, большую часть которых удалось сохранить и сегодня, — начинает разговор заместитель генерального директора — коммерческий директор АО ,,НИИ КП" Илья Гузарь. — В целом диверсификацией мы стали активно заниматься еще лет 15 назад, то есть задолго до того, как у нас в стране был сформирован общий тренд в этой области».
 
С медицинским уклоном
Еще в 1998 г. на базе НИИ КП был сформирован отраслевой отдел медицины и средств реабилитации инвалидов. И вплоть до 2010-х годов предприятие являлось ведущим центром в стране по разработке медицинской продукции этого профиля. Случались и настоящие прорывы, такие как создание первых отечественных непрессованных контактных линз, монитора для сопровождения родов на основе аппарата УЗИ (позволяет сельскому врачу без наличия профильного образования самостоятельно принять роды в одиночку). Или, например, мобильный анализатор БИОФОТ-311 для экспресс-анализа сыворотки и плазмы крови, а также других биоматериалов. Выпускались различные образцы медицинского оборудования. Впрочем, закрепиться на рынке в те годы предприятию не удалось.
«Из-за наплыва в начале прошлого десятилетия дешевой импортной продукции наше медицинское направление стало испытывать серьезные трудности, — отмечает Илья Гузарь. — Пришлось практически свернуть работы, но людей и весь интеллектуальный потенциал мы сохранили».
По словам топ-менеджера, в условиях экономических санкций, которые начали вводиться против нашей страны в 2014 г., наработанные компетенции НИИ КП и спрос со стороны рынка в медицинской технике вновь совпали. Весьма кстати пришлась и поддержка от государства в виде грантов на диверсификацию от Минпромторга.
В итоге три года назад работы по медицинской тематике в НИИ КП были возобновлены.
 
Эндопротезы для «Моторики»
На одной из профильных конференций специалисты предприятия познакомились с руководством компании «Моторика», резидента фонда «Сколково», которое было заинтересовано в массовой сборке кистевых и локтевых эндопротезов. Установочная партия, выпущенная в рамках пробного договора, полностью устроила заказчика. И сейчас НИИ КП выходит на серийное производство таких эндопротезов объемом до 1500 единиц в год.
«До начала новой волны санкционного давления в феврале у нас была договоренность с ,,Моторикой" по производству лишь 500 штук, но теперь, когда поставка на российский рынок зарубежных аналогов оказалась невозможна, производственный план ООО ,,Моторика" возрос», — говорит коммерческий директор НИИ КП.
По его словам, текущее серийное производство для «Моторики» — это только начало. Если сейчас в НИИ КП собирают лишь один тип узлов, то в перспективе планируется значительно расширить продуктовую линейку.
 
В кабинет УЗИ
Сейчас предприятие находится в процессе запуска еще одного проекта — изготовление компонентов и сборка многофункциональных УЗИ-сканеров отечественного производства.
«В связи с тем, что необходимое иностранное оборудование в страну больше не поставляется, НПО ,,Сканер" обратилось к нам с предложением разработать некоторые компоненты для двух моделей УЗИ-сканеров. Хотя изначально мы обсуждали только сборку», — продолжает Илья Гузарь.
Как отмечает специалист, новый заказ — это другой технологический уровень. Нужно создать элементы модуля и процессора, блоки питания и программное обеспечение, — всё то что попало под санкции. И в случае успеха, помимо разработки новых компонентов, космическое предприятие будет осуществлять их серийное производство и саму финальную сборку УЗИ-сканеров.
«Потребность по стране в таких сканерах — порядка 6–7 тысяч в год. Это тот объем, на который рассчитывают в НПО ,,Сканер"», — делится планами собеседник.
И, наконец, третьим проектом НИИ КП в сфере медицины, хотя и совсем еще «зеленым», является участие в разработке микроконтроллеров для инвалидных электроколясок. Раньше их поставляла Великобритания, но теперь они попали в категорию продукции двойного назначения.
 
Хоть в горы, хоть в тайгу
Производством медицинской техники усилия НИИ КП в гражданской сфере не исчерпываются. Еще одним знаковым направлением для предприятия является разработка навигационного оборудования для различных потребителей.
«Изначально мы разрабатывали радиомаяки международной системы КОСПАС-САРСАТ для флота, авиации и космоса, — поясняет Илья Гузарь. — В октябре 2018 г., как все помнят, произошел аварийный старт ракеты ,,Союз-ФГ" и баллистический спуск корабля ,,Союз МС-10" с экипажем. Так вот, на спускаемом аппарате сработал наш радиомаяк. Благодаря ему спасатели знали координаты посадки аппарата еще до благополучного приземления космонавтов».
Впоследствии, по словам нашего собеседника, эту технологию распространили на гражданский флот. Затем НИИ КП стал оснащать радиомаяками все воздушные суда гражданского назначения российского производства (правда, пока дело не дошло до малой авиации). А сейчас из-за сложившейся международной ситуации скорее всего, радиомаяки появятся на всех воздушных судах в парке российских авиакомпаний.
НИИ КП также начал производить аварийно-спасательные радиомаяки ПАРМ-406СП для туристов — и сейчас продукт готов к использованию.
Правда, тут, говорит заместитель гендиректора, есть одно «но». До сих пор не определена служба, которая будет спасать людей на земле по сигналам радиомаяков. Для флота это Спасательно-координационный центр Росморречфлота, для воздушного флота — Главный авиационный координационный центр поиска и спасания. На ряде межведомственных совещаний МЧС было определено ведомством, которое должно обеспечивать поиск и спасание по сигналам персональных радиомаяков (радиобуев), но на сегодняшний день законодательно это не закреплено.
«И с этой правовой лакуной мы бьемся, наверное, уже лет десять. Чего мы смогли добиться — так это запусков пилотных проектов в отдельных регионах», — разводит руками Илья Гузарь. Такой «пилот» был веден в действие в Краснодарском крае, где предприятие договорилось с местным МЧС, которое обкатывает радиомаяки в горах и на береговой линии. Недавно прошли также испытания в Кабардино-Балкарии и Дагестане.
 
Осваивая Арктику
По словам Ильи Гузаря, сейчас рассматривается возможность применения радиомаяков ПАРМ-406СП в условиях вечной мерзлоты — для обеспечения безопасности личного состава арктических экспедиций.
Российскому освоению Арктики помогут и технологии космической оранжереи, разрабатываемые в НИИ КП совместно с Институтом медико-биологических проблем РАН (проект «Витацикл-Т» для МКС). За счет особой конструкции (барабан из шести корневых модулей, засеваемых последовательно) оранжерея будет обладать большей производительностью, чем зарубежные аналоги. Сейчас в НИИ КП оценивают возможность доработки этого оборудования для обеспечения растительной пищей и витаминами уже полярников.
Кроме того, характер повреждений электронной компонентной базы и радиоэлектронного оборудования в регионах Арктики схож с негативным воздействием на приборы космического излучения. Поэтому в Испытательном центре НИИ КП планируется проверять стойкость микросхем и радиоэлектронной аппаратуры, предназначенной для работы на полюсе Земли.
 
Поле для дальнейшей работы
«В плане диверсификации у нас большие перспективы. Наше предприятие обладает колоссальным опытом, у нас работают технически подкованные, мыслящие люди с большим творческим потенциалом. И с учетом того, что вопрос импортозамещения сейчас стоит чрезвычайно остро, мы планируем расширяться во всех направлениях», — делится планами коммерческий директор.
Если сейчас НИИ КП делает только один узел эндопротезов, то в дальнейшем это будет несколько линеек. По УЗИ-сканерам то же самое: разрабатываемые сейчас элементы и детали будут применимы в самом разнообразном медицинском оборудовании.
«Российский спутниковый Интернет — это тоже наш профиль. У нас есть опытные специалисты и по антенным комплексам, и по абонентскому оборудованию, и по спутниковым системам. Почти все современные технологии пришли в нашу жизнь из космической программы. Сегодня мы повторяем этот путь», — завершил беседу Илья Гузарь.
Цитата: undefinedРоман Босиков, Сергей Мальцев, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Скажите: кому-нибудь понравилась эта статья? На кого она по вашему мнению ориентирована?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: АниКей от 02.05.2022 18:10:52В плане диверсификации у нас большие перспективы. Наше предприятие обладает колоссальным опытом, у нас работают технически подкованные, мыслящие люди с большим творческим потенциалом. И с учетом того, что вопрос импортозамещения сейчас стоит чрезвычайно остро, мы планируем расширяться во всех направлениях», -- делится планами коммерческий директор.
Прелестно, прелестно!
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Цитата: Старый от 02.05.2022 19:15:26На кого она
Мой знакомый программист давно как-то говаривал, что если написать программу, которой сможет пользоваться любой дурак, то только дурак и будет ею пользоваться. Прошло 30 лет. Эксел форэве.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 02.05.2022 19:33:12
Цитата: Старый от 02.05.2022 19:15:26На кого она
Мой знакомый программист давно как-то говаривал, что если написать программу, которой сможет пользоваться любой дурак, то только дурак и будет ею пользоваться. Прошло 30 лет. Эксел форэве.
Так на какого интеллектуала рассчитана эта статья? ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Мне вобще интересно кого видят в качестве своих читателей хозяева Русского Космоса?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

PIN

Цитата: Старый от 02.05.2022 19:36:29Мне вобще интересно кого видят в качестве своих читателей хозяева Русского Космоса?
РК предназначен для того же, что и 90% информационного вещания в СССР. Логичный конец журналистики там, где она не нужна. 


Старый

Цитата: PIN от 02.05.2022 21:12:06РК предназначен для того же, что и 90% информационного вещания в СССР. Логичный конец журналистики там, где она не нужна. 
С электронными СМИ понятно, они сами лезут в глаза и уши. Но это то ктото должен специально найти и открыть...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#диверсификация
03.05.2022 09:30
И «нефтянка» по плечу









Предприятия Роскосмоса — это не только ракеты, космические корабли и спутники. Значительную долю в общеотраслевом объеме выпуска занимает продукция для гражданского сектора — трамваи, нефтегазовое оборудование, насосы и даже мебель! Как космическая промышленность помогает повышать качество жизни людей на Земле?
Московский институт теплотехники (Корпорация МИТ, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») прочно ассоциируется у нас с созданием ракетно-ядерного щита России (стратегические комплексы «Тополь-М», «Ярс», «Булава»). Сенсацией стала новость, что предприятие решило заняться разработкой мобильного комплекса гидравлического разрыва нефтяных и газовых пластов (флот ГРП). Чем было обусловлено такое решение, каковы перспективы проекта и как идут работы — об этом нам рассказал академик РАН, профессор, доктор техн. наук Юрий Семёнович Соломонов, генеральный конструктор по разработке стратегических ракетных комплексов с твердотопливными ракетами.
 
Из глубины пород
Доля трудноизвлекаемых запасов нефти в России достигает 70 % (времена фонтанирующих скважин эпохи Самотлора давно в прошлом). Одним из самых эффективных методов продления жизни давно эксплуатируемых месторождений является гидравлический разрыв пласта (ГРП, он же fracking). Сегодня за счет его применения можно добиться почти двукратного прироста добычи нефти. В чем суть метода?
В нефтеносный пласт на глубину в несколько километров и далее в горизонтальном направлении под высоким давлением закачивают специальную смесь из жидкостей (вода и однопроцентный гелевый раствор на основе химдобавок) и гранулообразного материала (проппант, «расклинивающий агент»). В результате в пласте образуется разветвленная сеть трещин, через которую углеводороды начинают поступать уже в саму скважину.
 
Сухопутный флот
Мобильный комплекс для гидроразрыва пласта, состоящий из 10–12 различных установок на грузовых шасси, принято называть флотом ГРП. Он состоит из насосных установок для закачки в скважины различных смесей, смесителей, пунк­тов управления и контроля, полевых лабораторий и другой спецтехники. По словам Юрия Соломонова, в России сегодня работает 135 флотов ГРП, но доля отечественного оборудования в них составляет менее 1 %, а целиком флот не производит никто (лишь отдельные компоненты). Поэтому в условиях беспрецедентного санкционного давления значение создания первого образца полностью отечественного флота ГРП для отрасли трудно переоценить.
«Вопрос создания современного оборудования для топливно-энергетического комплекса не просто актуален сегодня — он жизненно необходим. Это касается не только добычи нефти и газа, но и угольной промышленности», — говорит Юрий Соломонов.
 
От ракетной техники к нефтегазу
По словам генерального конструктора, для МИТ работа по тематике ТЭК не является чем-то новым. Первый флот ГРП, хотя и совсем с другими параметрами (давление 400 атм вместо нынешних 1000 атм), был создан в кооперации с ФНПЦ «Титан-Баррикады» еще в конце 1980-х годов. И что характерно — в рамках реализации все той же кампании по диверсификации. Созданный тогда флот проработал около 10–15 лет.
«То есть научно-технический задел, с точки зрения заявленных характеристик флота ГРП нового поколения, у нас уже был. Отсюда у меня родилась идея, которую я предложил компаниям ,,Газпром-Нефть" и ,,Газпрому", а также правительству и президенту РФ. И опираясь на два основных тезиса — диверсификация и импортозамещение, — мне пошли навстречу, поверили, что мы сможем это сделать», — рассказывает Юрий Семёнович.
Он отмечает, что производственные мощности, созданные в оборонно-промышленном комплексе за предыдущие 10–15 лет для модернизации российских Вооруженных сил, сейчас избыточны. Пик модернизации был пройден два-три года назад, и высокотехнологичное оборудование начало простаи­вать. По самым скромным оценкам, сегодня эта доля составляет 20–30 %. Поэтому появилась возможность использовать его для выполнения поручения Президента РФ по диверсификации отрасли.
«Несмотря на кризис 1990-х, благодаря советскому заделу и преемственности отечественная инженерная школа остается эффективной для решения очень сложных задач. Поэтому всё зависело от инициативы тех предприятий, которые могли бы реализоваться в абсолютно новых для себя областях. И такую незаурядную инициативу проявили мы. Она была поддержана Госкорпорацией ,,Роскосмос", Правительством РФ и одобрена Президентом РФ. В итоге мы были назначены единственным исполнителем по созданию такого рода оборудования», — поясняет Юрий Соломонов.
Отраслевым партнером проекта стал «Газпром». Работа ведется в тесном сотрудничестве со смежниками, знакомыми по основной оборонной тематике: Ижевским мотозаводом «Аксион-холдинг», Воткинским заводом, Машиностроительным заводом «Бецема», компанией «Р-Фактор» и другими. В целом в проекте участвует 30 предприятий России, а основным соисполнителем стал ФНПЦ «Титан-Баррикады» в Волгограде (также входит в периметр Роскосмоса), где и решили объединить весь комплекс. Сейчас для проведения испытаний флота ГРП там создается комплексный стенд.
 
От слов к делу
В довольно сжатые сроки был изготовлен опытный образец флота ГРП, состоящий из 12 агрегатов, каждый из которых размещен на собственном шасси. Созданный комплекс позволяет проводить все виды ГРП, в том числе большеобъемного, высокоскоростного гидроразрыва нефтяных и газовых пластов за одну операцию одним флотом. Это уже большие глубины (5–8 км), довольно сложные условия работы, в частности не только вертикальное, но и горизонтальное бурение (3–5 км), для чего на устье скважины создается давление более 1000 атмосфер.
Кроме того, появилась возможность полного автоматического управления процессом ГРП, комплексного контроля и отображения параметров с помощью скважинной телеметрии. Без сомнения, была решена сложная инженерная и научно-техническая проблема. У нее очень много аспектов, в том числе в части моделирования процессов добычи и прогнозирования поведения нефтеносных пластов.
Создание опытного образца было лишь первой фазой работ. В 2022 г. МИТ со смежниками приступает ко второму этапу — наземной экспериментальной отработке на комплексном стенде, полностью имитирующем условия недропользования. В требуемом объеме планируется отработать каждый из агрегатов, а потом и флот в целом. Это необходимо, чтобы приступить к заключительной фазе проекта — полевым испытаниям с реальной добычей на месторождениях «Газпрома» и «Газпром Нефти» в 2023 г.
«Для того чтобы реализовать вторую фазу, потребовалось решить задачу еще более сложную: создать специальное стендовое оборудование, аналогов которого в мире существует всего два. Мы взяли на себя и труд и ответственность по созданию третьего такого стенда, где будут проходить испытания в условиях, максимально приближенных к реальным условиям добычи нефти», — делится планами Юрий Семёнович.
По его словам, создание испытательного стенда будет завершено во 2–3-м квартале этого года. На нем будут проходить испытания не только опытного образца флота ГРП, но и последующих серийных образцов с фактическим осуществлением приемо-сдаточных испытаний.
А планы на серийное производство флота ГРП у Корпорации «МИТ» серьезные. По условиям предоставления невозвратных кредитных ресурсов, корпорация должна произвести три-четыре флота ГРП и передать их государству. Поэтому основная задача на период освоения серийного производства (2024–2026 гг.) изготовить как минимум четыре комплекса. Если спрос будет большим, то производственные мощности позволяют МИТ со смежниками производить до десяти флотов в год.
 
Заслужив репутацию
«Задача на 2022–2023 гг. определена, и она очень непростая. Для ее реализации потребуется максимальная мобилизация наших инженерно-производственных кадров, — продолжает Юрий Соломонов. — Но то, что мы сделали на первой фазе, изготовив за 10 месяцев опытный образец флота ГРП, позволило нам очень здорово сформировать наше реноме у ,,Газпрома". В итоге мы существенно расширили сферу взаимодействия с компанией еще на три направления».
Первым направлением является создание специального оборудования для промышленной добычи газа в угольных пластах, чтобы обезопасить их от избытка метана и подготовить собственно к самой добыче угля. Уже сформировано техническое задание, «Газпром» взял на себя финансирование эскизного проектирования и начало работ. Последующие фазы, связанные с разработкой конструкторской документации и изготовлением материальной части, будут реализовываться уже через Минпромторг с гарантированным приобретением произведенного оборудования «Газпромом».
По такой же схеме планируется разработка оборудования для освоения Южно-Киринского нефтегазоконденсатного месторождения «Газпрома», крупнейшего на шельфе Сахалина. Оборудование в значительной степени имеет преемственность с установками для гидроразрыва пласта (в миниатюре). В завершающей фазе находится согласование технического задания, уже сформирована кооперация. Комплекс для подводной добычи газоконденсата планируется создать к 2025 г.
И, наконец, третьим направлением работы МИТ с «Газпромом» является разработка программно-аппаратных средств связи, управления и телеметрического контроля при перекачке добываемой нефти с платформы «Приразломная» на подходящие танкеры. Эти работы для компании «Газпром Шельф» в рамках импортозамещения ведутся уже два года. В 2023 г. МИТ планирует сдать оборудование в эксплуатацию.
Цитата: undefinedСергей Мальцев, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Подержал в руках печатную версию журнала.
Личные впечатления.
1. Журнал очень красивый.
2. Классная верстка. Респект и уважуха
3. Качественная типография.
4. Заценил фишку обложки. Три чел и надпись - восточный альянс. Гиганты
5. Заценил первый разворот. Сильно.
6. Дальше. Статья Восточный альянс. Великолепный Афанасьев
7. Статья Знамя Победы. Маринин на высоте.
8. Формула независимости. Афанасьев. Фишка номера. Высший пилотаж. Эту статью обсуждали в дыре. По просьбе вредного придиры Старого. В голосовании разное, но ни одной ошибки по тексту зануды не нашли.
...
... Про космизм Зеленого. Вывороткой. Так и надо.
... Маринин про Джанибекова. Здорово
... Шоколадная тема. Ячина. Вкусно.
...
Номер представительский, подарить не стыдно, читать любопытно.
Молодцы.
Короче, журнал захомякал себе.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!