Русский космос

Автор АниКей, 16.11.2018 17:07:53

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

АниКей

Цитата: Pirat5 от 14.04.2022 09:28:07
Цитата: АниКей от 10.04.2022 16:25:14Выпуск № 38
Скачать полный номер журнала Размер файла:36,1 МБ
В Белорусии сайт не доступен. Можно выложить на Яндекс-диск?
https://disk.yandex.ru/i/hgsL8ugQWi5_8A
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос#Дмитрий Рогозин
16.04.2022 14:00
Запускай отечественное!

Примерка кубсата «Ярило» студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана в транспортно-пусковой контейнер Примерка кубсата «Ярило» студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана в транспортно-пусковой контейнер

Спутники Polytech Universe Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого будут запущены в космос по программе Space Pi Спутники Polytech Universe Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого будут запущены в космос по программе Space Pi
Компания «Стратонавтика» занимается испытательными и исследовательскими запусками аппаратов на высоту до 40 км на стратостатах Компания «Стратонавтика» занимается испытательными и исследовательскими запусками аппаратов на высоту до 40 км на стратостатах
Летный транспортно-пусковой контейнер для кубсатов от компании «КосмоЛаб» Летный транспортно-пусковой контейнер для кубсатов от компании «КосмоЛаб»
Школьная команда «Дежурных по планете» на примерке кубсата Школьная команда «Дежурных по планете» на примерке кубсата
Примерка кубсата «Ярило» студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана в транспортно-пусковой контейнер Примерка кубсата «Ярило» студентов МГТУ имени Н.Э.Баумана в транспортно-пусковой контейнер


Отказ британской компании OneWeb гарантировать, что запускаемые на орбиту спутники для предоставления интернет-услуг по всему миру не будут использоваться в военных целях, привел, по сути, к разрыву отношений с Роскосмосом. Но выведенным из проекта ракетам-носителям уже нашли применение.
В начале марта Дмитрий Рогозин провел отраслевое совещание с участием представителей частных российских компаний и стартапов: «Газпром Космические системы», Success Rockets, НПК «БАРЛ», «Аэроспейс Кэпитал», «Стратонавтика», «Орбитальный экспресс» и др. На встрече он подчеркнул, что после решения о прекращении сотрудничества с OneWeb высвободились ракеты-носители, которые можно использовать для запуска аппаратов, созданных космическими предпринимателями.
«Приняты решения об оказании поддержки стартапам, частным космическим компаниям в получении лицензии на космическую деятельность, а также об их допуске на особых условиях к ресурсно-испытательной базе предприятий Роскосмоса. Кроме того, всем коммерческим разработчикам малых и средних космических аппаратов, планирующим осуществить запуски в ближайшей перспективе, мы готовы оказать всяческое содействие», — заявил Дмитрий Рогозин. Он отметил, что Роскосмос предоставит частникам доступ к отечественным разработкам в области космического приборостроения.
Цитата: undefinedБез российских ракет
В этом году намечались шесть пусков ракет «Союз-2.1б» с Байконура с выведением 216 спутников OneWeb. Всего с 2019 г. по программе OneWeb были осуществлены 13 из 19 запланированных пусков ракет «Союз» с разгонными блоками «Фрегат» с космодромов Байконур, Восточный и из Гвианского космического центра. На орбиты запущено 428 космических аппаратов.

Спутники независимых лабораторий
Надо отметить, что тема сближения Роскосмоса с частным бизнесом родилась не вчера. Процесс встраивания независимых космических компаний в отраслевой контур идет уже несколько лет. Но, похоже, именно сейчас у предпринимателей появился шанс на качественный скачок в этом взаимодействии и прекрасный случай проявить себя.
Все действия в области создания новой техники, и прежде всего спутников различного назначения, которые ранее Роскосмос предполагал выполнять в рабочем, без спешки, темпе, сейчас резко ускорятся. При этом за Госкорпорацией сохраняется роль регулятора и института, устанавливающего правила. Но лишние бюрократические препоны будут убраны, чтобы частники могли начать действовать как можно быстрее и эффективнее.
«Сейчас мы анализируем возможности запуска с помощью ,,Союзов" космических аппаратов, создаваемых частными компаниями в период до 2025 года, — говорит заместитель директора Департамента перспективных программ и проекта ,,Сфера" Роскосмоса Оксана Вольф. — Большая часть спутников предназначена для дистанционного зондирования Земли, но есть и научные, и телекоммуникационные аппараты, включая предназначенные для ,,интернета вещей". Мы пытаемся сделать так, чтобы за минимальное время собрать наиболее функциональную группировку, которая позволила бы, во-первых, эффективно реализовать потенциал ракет-носителей и, во-вторых, использовать орбитальный ресурс для получения необходимой стране информации с орбиты».
Как выяснилось, в России довольно много аппаратов, изготовленных частными компаниями, которые могут быть подготовлены к запуску в течение одного-трех лет. Речь идет о спутниках, изготовленных НПК «БАРЛ», Санкт-Петербург­с­ким политехническим университетом, компаниями «Орбитальный экспресс», «Стратонавтика» и другими, а также при поддержке Фонда содействия инновациям. Часть спутников прикладного характера класса микро и нано созданы в учебно-образовательных целях — для привлечения школьников к изучению космических технологий (в рамках программы Space Pi).
«Я сейчас не возьмусь сосчитать, сколько аппаратов создается, и у большинства срок готовности 2022–2023 год, — отмечает Оксана Вольф. — Среди них кубсаты форматом один, два и три юнита Томского, Сибирского, Кузбасского университетов, Высшей школы экономики. Ряд спутников делается в рамках программы Space Pi по заказу компании ,,Геоскан", МИРЭА, Военмеха и НИИЯФ МГУ. И у них срок готовности в основном 2022–2023 год. Тут, по крайней мере, несколько десятков аппаратов. Так что нам есть что запускать!»
Запуск аппаратов планируется выполнять на льготных условиях, фактически в обмен на орбитальный трафик. Сейчас есть ракеты, которые уже изготовлены. Чтобы выводить спутники российских компаний, необходимо будет провести их адаптацию, компоновку в головной части, изменить полетное задание. Сейчас этот вопрос взят в проработку блоком заместителя генерального директора по космическим комплексам и системам.
Планируется, что компании получат преференции не только на этапе запуска готовых аппаратов. На отраслевом совещании АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию) получило указание рассмотреть вопрос использования частниками электронно-компонентной базы, имеющейся у Роскосмоса, а также возможность организации производства бортовой и наземной аппаратуры, разработанной частными компаниями — производителями спутников, на своих производственных мощностях.
Кроме того, было поручено обеспечить ознакомление частных компаний с перечнем продуктов и технологий, разработанных ранее организациями Роскосмоса. Цель — облегчить доступ к технологиям. И, естественно, был подтвержден курс на снижение барьеров для использования предпринимателями испытательной базы отраслевых предприятий.
Цитата: undefinedВ своем телеграм-канале глава Госкорпорации отметил: «До конца текущего года на целевые орбиты будут отправлены десятки сделанных в России частных космических аппаратов связи, метеонаблюдения и дистанционного зондирования Земли. Для этого будут использованы ракеты-носители ,,Союз-2", выведенные нами из проекта запуска британской спутниковой системы OneWeb».

Сигнал услышан
Опрошенные представители частных компаний, оценивая ситуацию в комплексе, положительно оценивают новые инициативы Госкорпорации.
«Специалисты нашей компании более десяти лет занимаются обеспечением научных, образовательных и коммерческих миссий в страто­сфере, осуществив более 150 подъемов на высоты до 40 км, — говорит генеральный директор компании ,,Стратонавтика" Денис Ефремов. — Пару последних лет мы также разрабатываем спутники и наземную инфраструктуру связи с космическими аппаратами. Сейчас в самой компании, а также в сотрудничестве с другими организациями создаются и готовятся к запуску четыре наноспутника формата кубсат в размерности от одного юнита до двенадцати. Полезная нагрузка — телескопы отечественной разработки и экспериментальная система мониторинга подвижных объектов. По большей части это инициативные разработки, так что возможность бесплатного запуска была бы хорошим вариантом поддержки от государства».
«Наша фирма разрабатывает пусковые устройства — контейнеры и системы отделения — для аппаратов класса микро и нано, — сообщил руководитель компании ,,КосмоЛаб" Максим Черемисин. — В сотрудничестве с Роскосмосом мы хотим провести летные испытания своего контейнера формата 12U, запустив с его помощью кубсат. Тем самым инициативу по использованию ,,свободных" ракет я считаю крайне полезной».
С таким мнением солидарен основатель и генеральный директор частной космической компании Success Rockets Олег Мансуров: «Инициатива Роскосмоса по упрощению доступа частных компаний к испытательной базе и пусковым возможностям позволит таким фирмам, как наша, повысить конкурентоспособность и шансы на быстрый рост».
В свою очередь, Никита Парцевский, генеральный директор компании «Орбитальный экспресс», отмечает, что поддержка частникам нужна не только на этапе пусковой услуги.
«Любой разработчик спутников мечтает получить бесплатную ракету, но в России уже были возможности запуска малых спутников практически бесплатно, по образовательным программам ,,Универсат" и Space Pi, — замечает предприниматель. — Однако расцвета российской частной космонавтики при помощи одной или нескольких ракет добиться вряд ли получится. Частным компаниям нужны инвестиции и гранты на разработку космической техники, нужно упрощение лицензирования космической деятельности, упрощение нормативного регулирования для участия в госконтрактах... Наш ,,Орбитальный экспресс" совместно с группой частных компаний и при участии фонда ,,Сколково" подготовил и направил в Рос­космос ряд предложений, которые должны облегчить жизнь предпринимателям и стимулировать появление новых игроков. Надеемся, их изучат и примут решения, которые повысят инвестиционную привлекательность отечественных частных космических компаний».
Генеральный директор фирмы — производителя малых космических аппаратов «Новый космос» Антон Алексеев указывает на необходимость развития отечественной микроэлектроники. «Санкции, конечно, будут вредить достижению результатов в космической отрасли, однако негативное влияние можно снизить при должной господдержке, — сказал он в беседе с ,,Известиями". — Было бы прагматично предложить частным компаниям государственные субсидии на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проектам создания электронных компонентов, которые станут аналогами востребованных иностранных комплектующих. Такая мера сейчас действительно нужна».
Основатель компании Avant Space Антон Оссовский считает, что в условиях эмбарго со стороны западных стран нужен разворот в сторону Азии: «Теперь мы полностью перейдем на использование компонентной базы из КНР и сфокусируем еще более пристальное внимание на китайских инвесторах. Роскосмос и Китайское национальное космическое управление уже давно находятся в режиме разных ограничений со стороны западных коллег. Считаю, что частным компаниям в нашей стране, помимо развития собственного российского рынка, следует обратить внимание на азиатские страны для целей совместных проектов».
Цитата: undefinedИгорь Афанасьев, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос#РД-180#НПО Энергомаш
17.04.2022 17:00
Лучший в своем классе










Более четверти века назад американцы выбрали российский двигатель РД-180 для своих ракет-носителей Atlas 5, являющихся основой национальных космических программ США. Двигатель обошел всех конкурентов, оказавшись недосягаемым по соотношению эффективности и стоимости. Его характеристики до сих пор не превзойдены, а технологии производства оказались не по зубам американской промышленности.
Эта история началась в 1994 г., когда американская корпорация Lockheed Martin объявила конкурс на новую двигательную установку для ракеты-носителя Atlas 3. В тендере участвовали: компания Rocketdyne (США) и два российских предприятия — НПО «Труд» (ныне — ОДК-Кузнецов, входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) с двигателем НК-33 и НПО Энергомаш (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») с проектом РД-180.
После двухлетнего анализа предложений победителем конкурса в начале 1996 г. было признано НПО Энергомаш. Решение принималось не в последнюю очередь с учетом того, что предложенный силовой агрегат создавался на основе самого мощного в мире жидкостного двигателя РД-170, многократно проверенного в полете на советских ракетах «Энергия» и «Зенит».
Несмотря на то, что двухкамерный РД-180 создавался на основе четырехкамерного РД-170, являясь по сути его «половинкой», для нового двигателя пришлось переделать турбонасос и ряд агрегатов автоматики. Первоначально унификация составляла 70–75 %, но в процессе отработки РД-180 специалисты НПО Энергомаш нашли более совершенные конструкторско-технологические решения. Степень унификации снизилась, но практически все параметры нового двигателя изменились в сторону улучшения качества и надежности.
Поразительна скорость реализации проекта. Договор на создание был подписан в июне 1996 г., а уже 15 ноября того же года НПО Энергомаш провело первое огневое испытание прототипа. Контракт на поставку был заключен в 1997 г., когда корпорация Lockheed Martin заявила о намерении приобрести 101 двигатель РД-180 на сумму 1 млрд $.
Поскольку российским двигателем планировалось оснащать американские носители, запускающие в том числе и правительственные космические аппараты, то для облегчения прохождения всех формальных процедур у проекта появился партнер в лице компании Pratt & Whitney. Роли были распределены следующим образом. Все производство двигателя целиком находилось в России, а маркетинг и продажи осуществляло совместное предприятие «РД-Амрос», созданное фирмой Pratt & Whitney и «Энергомашем».
Цитата: undefinedДвигатели РД-170/РД-171, созданные в КБ Энергомаш в 1976–1985 годах для носителей «Энергия» и «Зенит», по уровню тяги и удельного импульса превосходят все зарубежные кислородно-керосиновые ракетные двигатели.

«Открытие Америки»
Поставки в США начались осенью 2000 г., параллельно с сертификацией. Такие быстрые темпы объясняются не только родством с РД-170/171, но и тем, что проработки РД-180 начались еще в 1993–1994 годах. И заказчик, и поставщик были настолько уверены в эффективности РД-180, что для летных испытаний пошел уже четвертый по счету экземпляр, что по меркам двигателестроения является беспрецедентным событием.
Особенностью технического задания стала необходимость использования РД-180 в составе носителей как среднего (Atlas 3), так и тяжелого (Atlas 5) класса. Результатом стало создание универсального двигателя РД-180, годного для установки на любой вариант ракеты.
Появление РД-180 в кризисный период 1990-х годов подтвердило, что Россия не потеряла статуса лидера в области технологии мощных кислородно-керосиновых двигателей. Кроме того, были подчеркнуты уникальные способности НПО Энергомаш создавать силовые агрегаты практически любой размерности в минимальные сроки (за 3–3.5 года) с отработкой на малом (от 10 до 15) числе экземпляров.
 
Два десятилетия эксплуатации
Первый полет в составе носителя Atlas 3 состоялся 24 мая 2000 г., а сертификация РД-180 для универсальной ракеты Atlas 5 (вместе с носителем Delta IV она составляла основу американского парка средств выведения) прошла 11 августа 2001 г. Первый Atlas 5 стартовал 21 августа 2002 г. С этого момента российский двигатель применялся во всех значимых американских космических программах, использующих носители Atlas 5.
За работы по программе РД-180 сотрудникам НПО Энергомаш Б. И. Каторгину, В. К. Чванову, Ф. Ю. Челькису, С. С. Головченко, В. Н. Худякову и В. И. Семёнову в декабре 2003 г. была присуждена Государственная премия РФ по науке и технике.
К настоящему времени РД-180 совершил 98 полетов: шесть — в составе носителя Atlas 3 и 92 — в составе Atlas 5. Успех всех миссий подтвердил высочайшую надежность отечественной разработки. Контракт завершился в 2021 г., всего в Америку было поставлено 122 двигателя. Свои обязательства «Энергомаш» выполнил полностью.
Цитата: undefined«Напомню, что еще с середины 1990-х такие поставки шли достаточно активно. Это прежде всего двигатель РД-180, который в качестве маршевого использует ракета Atlas 5, и двигатель РД-181, который используется в первой ступени ракеты Antares. На сегодняшний момент мы имеем контракт, в 2022–2024 годах планировалось дополнительно поставить еще 12 двигателей РД-181. Велись также переговоры с Соединенными Штатами о поставке двигателей РД-181М с улучшенными тактико-техническими характеристиками. Считаем, что в этой ситуации мы не можем дальше снабжать Соединенные Штаты нашими лучшими в мире ракетными двигателями, пусть летают на чем-то еще — на своих метлах. По крайней мере, эти поставки мы замораживаем», — подчеркнул Дмитрий Олегович в интервью телеканалу «Россия 24».

Проблемы надуманные и реальные
За время, прошедшее с момента первого использования РД-180 (более 20 лет) на американском носителе, никаких серьезных проблем с поставкой двигателей ни разу не возникало, несмотря на то, что со времен окончания «холодной войны» российско-американские отношения развивались отнюдь не гладко.
В 2014 г. в связи с событиями на Украине Сенат США поставил ребром вопрос замены российских двигателей на американские. Под вывеской «отказа от российской зависимости» военно-промышленный комплекс США начал работать по трем направлениям. Во-первых, оценивалась возможность увеличения и ускорения закупок РД-180 «на склад», чтобы создать страховой запас двигателей.
Во-вторых, прорабатывалась возможность производства РД-180 в США. Дело в том, что, в соответствии с национальным законодательством, вместе с поставляемыми из России двигателями американцы получили полный комплект конструкторской, технологической и испытательной документации. Но даже при таких обстоятельствах неоднократные попытки начать в США производство РД-180 по российской лицензии заканчивались ничем. Схемные решения и технологии изготовления, нетипичные для американской индустрии, требовали больших затрат, многократно превышающих стоимость закупки из России.
Третье направление предусматривало разработку альтернативы для замены РД-180. Первые же оценки показали, что это потребует не менее пяти-семи лет и нескольких миллиардов долларов. Прогнозы с лихвой подтвердились. С 2014 г. в качестве претендентов рассматривались кислородно-метановый ВЕ-4 компании Blue Origin и кислородно-керосиновый AR-1 компании Rocketdyne Aerojet. Считалось, что при немедленном принятии решения один из них будет готов к летным испытаниям в 2019–2020 г. Но не тут-то было! Несмотря на заверения о «высоком темпе отработки» BE-4, в обозначенные сроки к летным испытаниям он готов не был. Причем ступень ракеты под него пришлось проектировать заново, и керосиновый Atlas превратился в метановый Vulcan...
В общем, замена РД-180 уже влетела американцам в копеечку, и еще не понятно, будет ли она успешной. «Вполне вероятно, что показатели высоких характеристик и надежности, достигнутые при использовании РД-180, удастся воспроизвести гораздо позднее 2030 года», — говорилось в одном из экспертных докладов, опубликованных в США в 2019 г.
По словам генерального директора НПО Энергомаш Игоря Арбузова, «крайне нерационально тратить уйму времени, сил и средств на создание того, что в России существует уже несколько десятилетий, вместо труда над чем-то принципиально новым».
Американцы полагают, что имеющегося запаса РД-180 им должно хватить лет на пять-шесть. Но проблема заключается в том, что двигатель придется готовить к полетам без помощи наших специалистов. Это был ответ российской стороны на санкции, введенные против России в связи с проведением специальной военной операции на Украине.
 
Будущее
Завершение американской эпопеи РД-180 вовсе не означает конца карьеры этого выдающегося образца инженерной мысли, который до сих пор является одним из самых совершенных двигателей, сочетая в себе высочайшую надежность, высокую тягу и наивысшую в кислородно-керосиновом классе экономичность. Совокупность этих качеств делает РД-180 крайне привлекательным для применения в ракетах-носителях среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов.
Цитата: undefinedИгорь Чёрный, Русский космос
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос#ИСС Решетнева#Николай Тестоедов
23.04.2022 07:00
Николай Тестоедов: «Сегодня нужен прорыв»








Какие приоритеты должны быть у российской космической отрасли на этапе мирового переустройства? Как без ущерба противостоять санкционной войне, объявленной России? В журнале «Русский космос» свое мнение на актуальную тему высказывает генеральный директор «,,Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнёва» (ИСС, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Николай Тестоедов.
Несмотря на введенные санкции, векторы развития у нас, по большому счету, не меняются. В первую очередь, для нашего предприятия, для всей космической отрасли приоритет — это создание необходимых сервисов для государства. Государства и организаций. Государства и граждан. Работаем, как работали, а заказы с участием зарубежных компаний встали на паузу.
Процесс импортозамещения у нас и на предприятиях наших стратегических партнеров запущен давно, начиная с 2014 г., после первой волны санкций. Напомню, что в предыдущие двадцать лет крен на использование зарубежных компонентов был допущен из-за недостаточного качества нашей электронной компонентной базы при необходимости выполнять высокие требования заказчиков к функционалу спутников, которые мы производим. За прошедшее после 2014 года время мы достаточно далеко продвинулись и существенно уменьшили количество импортной компоненты в космических аппаратах. Последние политические события определяют необходимость полного перехода на отечественную элементную базу.
Предвижу скепсис читателей, что в реалиях нашей электронной промышленности всё заменить невозможно. Конечно, невозможно, но мы не просто заменяем микросхему, так называемый pin-to-pin, когда количество «ножек» пайки и функционал совпадают. Мы меняем и протокол обмена, и напряжение, и прочее. Используя отечественные элементы, мы сохраняем функционал. Если микросхема или иной элемент должен нести, например, функцию усилителя, то эта функция будет выполняться с теми параметрами, которые необходимы.
Неважно, будет это замена на микросхему, микроэлектронный модуль, на совокупность или даже на отдельную плату. Да, что-то будет чуть тяжелее, что-то потребует дополнительной разработки, но хорошее наследие от Советского Союза в виде наших ракет-носителей, создаваемые ракеты, а также разработанная нами совместно с Российской академией наук технология довыведения спутников с помощью собственных электрореактивных двигателей позволяют нам компенсировать возможное увеличение веса.
В некоторых случаях из-за создания новых схемных, конструкторских, технологических решений приходится уточнять сроки выполнения работ. Мы многое сделали, но многое и предстоит сделать. И наше сегодняшнее состояние позволяет нам выполнять заказы всех наших заказчиков без потери функционала, без потери качества нашей продукцией. И пусковая программа 2022–2023 гг. неизменна, потому что аппараты для пуска в эти годы в высокой степени технологической готовности.
Безусловно, процесс окончательного импортозамещения требует усилий не только от нас, но и от других отраслей, предприятий и в целом от всего государства. Если Минпромторг ставит задачу производить новую электронную компонентную базу, значит на это необходимо выделять средства, ставить и оплачивать опытно-­конструкторские работы. А предприятиям — приборостроителям и спутникостроителям — необходимо проводить изменения и уточнения в конструкторской документации, в наземной экспериментальной отработке. Эти процессы, конечно, требуют дополнительного финансирования и дополнительного времени.
Есть и другие аспекты, которые пора сдвинуть с места. В прежних условиях опытно-конструкторские работы, производство космических аппаратов и многое другое обросло огромным количеством регламентов, инструкций, комиссий, рассмотрений, документов, которые могут существовать в условиях спокойного времени, но сегодня нужен прорыв. И, в первую очередь, мы ждем от наших заказчиков — и Роскосмос принимает в этом самое активное участие — упрощения процедур, исключения или временной приостановки тех регламентов, которые, являясь по сути правильными или возможными, тем не менее замедляют процесс производства. Это всё нужно, но сейчас их надо отложить на потом.
Такая «расчистка» регламентов позволит нам компенсировать дополнительное время, возникающее в процессе импортозамещения
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

На ближнем плане Благовест или уже Сфера (правильная), а на дальнем плане кто?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос
23.04.2022 15:30
Русский космизм для инженеров
Думаю, не надо доказывать, что название журнала «Русский космос» какими-то, может быть, не до конца осязаемыми нитями связано с уникальным течением в отечественных философии, литературе и искусстве, получившим имя «Русский космизм».
Лев Зелёный, академик РАН
 
Хорошо бы, как принято в математике, дать точное, исчерпывающее определение этого культурного феномена, но я не рискну это сделать: слишком многообразны, зыбки и не всегда выражаемы словами проявления космического сознания (и подсознания) в нашей жизни. Оставим эту заботу профессиональным философам.
Неожиданно для себя лучшее, пожалуй, ощущение космизма я нашел в стихах поэта-фронтовика, разведчика, Юрия Левитанского, столетие которого мы отметили в этом году.
Как странно знать,
что в некий день весенний
На части разрываются сердца.
Из-за каких-то слабых сотрясений,
случившихся в созвездии Стрельца.
Что я могу испытывать страданье
И жизнь моя мне кажется пуста
Лишь оттого, что где-то в мирозданье
Погасла безымянная звезда.
 
Человек очень земной и совсем не сентиментальный, вряд ли вообще знавший, что такое космизм, Левитанский выразил связь человека и космоса даже лучше, чем Маяковский в хрестоматийных строчках: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно...»
Ученые выделяют несколько направлений в этой философии: естественно-научное, религиозно-философское, художественно-поэтическое, эзотерическое и ноосферное. Все эти очень различные направления сосуществовали почти одновременно, взаимно обогащали друг друга и вместе создали в России ту питательную среду, в которой было воспитано новое поколение инженеров — творцов побед нашей страны в космосе.
Многих ключевых представителей космизма — К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, Н. А. Морозова — вообще трудно отнести к какому-либо конкретному направлению. Они — особенно Константин Циолковский — подчас воплощали противоречивые идеи самых разных течений.
Не стоит забывать и о мощном влиянии космизма на художественную жизнь России 1910–1930 гг. На выставке «Космизм в русском искусстве», проходившей в Русском музее, очень наглядно (картины Юона, Чюрлёниса, Филонова, Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина) была показана синергия философии, живописи и поэзии, возникшая в пред- и послереволюционной России.
В этой статье мне удастся рассказать только о небольшой — но, на мой взгляд, самой важной составляющей космизма — его естественно-научном направлении.
 
Открылась бездна звезд полна
Где же его истоки? Какими бы путями мы ни двинулись назад по времени из XXI века в XIX, а затем и в XVIII век, неизбежно придем к грандиозной фигуре Михаила Васильевича Ломоносова. Пушкин прекрасно сказал о нем: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. Но науки точные были всегда главным и любимым его занятием».
В 1743 г., находясь на гауптвахте за «неака­де­мические методы дискуссии» с немецкими коллегами, Ломоносов написал свое знаменитое, я бы сказал, программное стихотворение:
...Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
 
Это первое подобное произведение в русской литературе. «Подними голову» — такой лозунг одно время был очень популярен в Роскосмосе. Ломоносов поднял голову и посмотрел в небо — увиденное и вдохновило, и напугало его. Он написал, что человек теряется в этом космосе, он может и не понять его, но, если как следует всмотреться, удастся открыть его тайны. Это уже творческое отношение к космосу — не только восхищение им, но и желание его понять.
В стихотворении несколько туманно говорится и о божестве, и о естестве. В их связи Ломоносов окончательно разберется через много лет — в 1761 г., когда сделает одно из величайших открытий: «Планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного».
Многие помнят прохождение Венеры по диску Солнца в наше время — в 2004 и 2012 гг. Такое же явление состоялось в 1761 году. Была организована первая в истории международная кампания астрономических наблюдений, чтобы решить важнейшую задачу — определить расстояние от Земли до Солнца (сравнивая наблюдения времен транзита Венеры по солнечному диску на разных широтах Земли).
Ломоносов был одним из организаторов этой кампании в России (подготовил несколько экспедиций в Сибирь), но сам остался в Петербурге и наблюдал транзит из домашней обсерватории. Он подготовил очень совершенный для того времени прибор с только что изобретенными линзами Доллонда, которые устраняют аберрации, и, что главное, догадался использовать «негусто закопченное стекло».
Если стекло закоптить слабо, то наблюдая транзит, который продолжается около шести часов, можно повредить глаза. А если стекло закоптить слишком сильно, то главные тонкие эффекты, возникающие при прохождении Венеры по краю солнечного диска, вообще не удастся увидеть. Великая интуиция Ломоносова позволила ему правильно подобрать эту меру и сделать открытие, намного опередившее свое время.
Венера действительно обладает страшной, по нашим понятиям, атмосферой — с давлением, достигающим 100 атм, и температурой порядка 500°С. Но все это было открыто гораздо позже, когда в 1970-е годы началась эпоха советских экспедиций к Венере.
Ломоносов же предположил, что раз есть атмосфера, то на Венере может быть и какая-то жизнь. И в этом он оказался провидцем: в облаках Венеры были обнаружены линии поглощения, какие вызывает жизнедеятельность некоторых микробов на Земле. В последние годы Венера оказалась в центре космических программ многих стран, среди которых есть и российская экспедиция «Венера-Д».
Вернемся в XVIII век. Совсем не далеко было время, когда сожгли Джордано Бруно, а Галилею пришлось отречься от своих взглядов. В России православная церковь не совершала подобных жестокостей, однако разговоры о том, что есть другие планеты, где есть жизнь, и что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли, нарушали установленные церковные догматы, в основе которых лежала система Птоломея.
Ломоносов как официальный представитель российской науки, поддерживаемый императрицей, оказался в трудном положении. Ему пришлось разрешить проблему соотношения веры и знания, без понимания которой было бы невозможно возникновение в будущем космизма как философии, и сделал он это блестяще. Полученные знания уже явно противоречили догматам религии. Ломоносов фактически открыл новое направление философии, которое позже получило название «физическая теология», основной принцип которой звучит так: Бог есть, но Бог есть природа.
Цитата: undefinedОн писал: «Больше не остается, как только коротко сказать и повторить, что знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно; и кто натуру исследовать тщится, бога знает и почитает...» Ответ Ломоносова вбирает в себя всю западноевропейскую и российскую предысторию и обезоруживает своей убедительностью, простотой, здравым смыслом, свободой и мудрым изяществом. Он ничего не закрывает, но открывает дорогу научным исследованиям. Благодаря Ломоносову понятие о других мирах было легализовано в русской культуре, оно не стало официальным, но после работ Ломоносова перестало восприниматься как ересь.
 
 Мы привыкли воспринимать Ломоносова как серьезного человека в напудренном парике, а между тем он любил пошутить и мог посмеяться над своими соперниками весьма зло. Он писал: «Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный... Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому поедет для того ж и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть, тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно».
Главная мысль «физической теологии» Ломоносова: разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать вопросы, искать и находить на них ответы. Природа в сознании поэта и ученого и его последователей предстает фактически божеством. Когда в их произведениях говорится о божестве, не следует это понимать буквально, потому что авторы того времени не разделяли природу как божество и того классического бога, который существует в религии. Эти идеи легли в основу естественно-научного направления в космизме, и Ломоносова по праву можно считать его основателем.
Цитата: undefinedВ наступившем десятилетии космические аппараты многих стран отправятся к Венере. В российской программе уже много лет существует большая комплексная экспедиция к этой планете — «Венера-Д». Особенно актуальным это направление стало сейчас, когда открыли возможную микробную жизнь в облаках Венеры и, как считает ряд исследователей, на ее поверхности. Конечно, это может быть какая-то странная небелковая жизнь.
Помимо «Венеры-Д», к этой планете должна отправиться целая флотилия: два американских аппарата, индийский, европейские аппараты. На индийском аппарате тоже будут российские приборы.
В будущем мы услышим о Венере много любопытного. Она, как ни странно, оказалась интереснее Марса, который рассматривали как запасную планету для человечества и место возможного обиталища жизни.

От Державина к Циолковскому
Попробуем проследить, каким сложным путем эта эстафета идей — понимание космоса как части земной жизни, не столько мистическое, сколько определяющееся естественными законами природы, — прошла через весь XIX век от Ломоносова к Циолковскому.
Первым в этой цепочке должен быть назван Гавриил Романович Державин (1743–1816).
...Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед тобой — как нощь пред днем.
 
В этих замечательных строках уже есть четкое предощущение роли космоса: небесные тела влияют на земную жизнь. И сейчас мы начинаем — только начинаем — понимать, почему: есть жесткое космическое гамма-излучение, есть сверх­энергичные частицы космических лучей, которые рождаются в мощных катастрофических процессах, разыгрывающихся во Вселенной. Многие провидения космистов, как становится ясно сейчас, могут быть наполнены вполне конкретным физическим содержанием.
Следует несколько слов сказать и о религиозно-философском космизме (С. Н. Булгаков, В. С. Соловьёв, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Н. Ф. Фёдоров и др.), чтобы лучше понять причудливую траекторию распространения идей, ведущую к К. Э. Циолковскому.
Основоположником такого «мистического космизма» стал выдающийся философ XIX века Владимир Сергеевич Соловьёв (1853–1900). Квинтэссенцию его видения мира можно найти в этом знаменитом стихотворении:
 
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
 
В литературе философия Соловьёва стала основой символизма — яркого литературного течения, к которому на протяжении большей части своей жизни принадлежал и Александр Блок.
В этом направлении есть ряд блестящих имен. В их числе — Павел Александрович Флоренский, религиозный философ, погибший на Соловках в 1937 г. Его сын Кирилл Павлович Флоренский, которого мне посчастливилось немного знать, стал знаменитым геохимиком, зав. отделом в Институте имени Вернадского, и одним из основных специалистов, исследовавших образцы лунного грунта, доставленного на Землю советскими станциями «Луна-16», −20 и −24.
Необходимо вспомнить и автора «Философии общего дела» Николая Фёдорова (1829–1903). Николай Фёдорович — библиотекарь Румянцевской библиотеки (ныне — РГБ), в которой часто бывал Циолковский.
Мистические идеи Соловьёва, поклонником которого был Фёдоров, и его собственные работы не могли не оказать сильнейшего влияния на калужского учителя К. Э. Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с фёдоровскими представлениями. Главное из этих представлений — воскрешение мертвых поколений — стало одним из главных мотивов разработки Циолковским уже конкретных технических способов выхода человека в космос и заселения околоземного пространства. Ведь миллионам оживших поколений и ныне живущему человечеству явно стало бы тесно на маленькой Земле.
Многие авторы, пишущие о космизме, называют Николая Фёдорова в числе его главных основателей. На юго-западе Москвы работает музей-библиотека имени Н. Ф. Фёдорова, созданная Анастасией Георгиевной Гачевой и ставшая подлинным центром изучения философии космизма в России. Но мне трудно согласиться с той центральной ролью, которую при этом отводят Н. Ф. Фёдорову. Да, философские взгляды Циолковского сформировались под влиянием «Философии общего дела», но ведь ценим мы его не за это. Да и сама идея воскрешения мертвых у современного человека вызывает оторопь. Можно вспомнить «Пикник на обочине» братьев Стругацких, особенно сцену, когда за столом сталкера Рэдрика Шухарта внезапно появляется его пришедший с кладбища отец.
 
Вселенная — система неравновесная
Но вернемся к лишенному ненужной мистики естественно-научному направлению космизма. Николай Алексеевич Умов (1846–1915), университетский профессор физики, сыграл большую роль в становлении научного понимания космоса. В те годы над умами ученых, даже таких выдающихся, как Больцман и Максвелл, довлела мрачная перспектива «тепловой смерти Вселенной». Энтропия Вселенной растет, все размешивается и из структурно организованного пространства — звезд, Солнца, планет, людей — превращается в какую-то бурлящую кашу. Возникает неизбежный вопрос: какой тогда вообще смысл имеет жизнь?
Об Умове очень хорошо написал один из его учеников — Андрей Белый:
И было: много, много дум,
И метафизики, и шумов...
И строгой физикой мой ум
Переполнял: профессор Умов.
Над мглой космической он пел,
Развив власы и выгнув выю,
Что парадоксами Максвелл
Уничтожает энтропию,
Что взрывы, полные игры,
Таят томсоновские вихри
И что огромные миры
В атомных силах не утихли...
 
Умов предвосхитил одну очень важную концепцию, которая оказалась в центре внимания уже в XX веке и стала называться термодинамикой неравновесных систем. Теория тепловой смерти работает для равновесных систем, а существующая Вселенная — система неравновесная. Человечество не увеличивает локальную энтропию своей деятельностью, а уменьшает ее. Об этом явлении, называемом самоорганизацией, — концентрации энергии вместо ее рассеяния, — Умов писал на языке своего времени, называя ее «стройностью». Космос в этом плане не враждебен человеку, космическое пространство, наоборот, помогает существованию жизни.
Окончание следует...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Что это было?  ??? ::) :-[ :-\
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

Цитата: Старый от 23.04.2022 19:41:41Что это было?  ??? ::) :-[ :-\
Долгожданная статья академика Л.М.Зеленого про русский космизм. Помнится, разговоры о ней шли еще в 2019-м.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

Ой... А о чём это?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

По моему статья показывает почему в области космических исследований мы в такой жопе. :( Интересно: руководители космических центров NASA  пишут такие статьи?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

Цитата: Старый от 23.04.2022 21:00:54По моему статья показывает почему в области космических исследований мы в такой жопе. :( Интересно: руководители космических центров NASA  пишут такие статьи?
Вот только не потому, что их пишут, а потому, что их заказывают. Вместо того, чтобы заказывать межпланетные зонды и приборы для них.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

Цитата: Liss от 23.04.2022 22:04:58
Цитата: Старый от 23.04.2022 21:00:54По моему статья показывает почему в области космических исследований мы в такой жопе. :( Интересно: руководители космических центров NASA  пишут такие статьи?
Вот только не потому, что их пишут, а потому, что их заказывают. Вместо того, чтобы заказывать межпланетные зонды и приборы для них.
Аааа! Спасибо, понял. 
Ну тогда тем более показательно.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Русский космос#Центр Хруничева#ПО Полет#Виктор Шулико
24.04.2022 07:30
Собираясь в «Полёт»











Омск завоевывает право называться космической столицей Сибири. Именно здесь в скором времени будет налажено серийное изготовление новых российских ракет-носителей «Ангара». О ходе подготовки производства журналу «Русский космос» рассказал руководитель ПО «Полёт» (филиал Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева, входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») Виктор Шулико.
Цитата: undefinedВиктор Михайлович Шулико родился 24 июля 1959 г. Образование высшее профессиональное, кандидат технических наук. В космической отрасли — с 1984 г. На ПО «Полёт» пришел в 1988 г. Возглавлял военную приемку, был заместителем генерального директора по качеству.
С 2018 г. — руководитель филиала ГКНПЦ имени М. В. Хруничева в Омске — директор ПО «Полёт». Женат, у него трое детей и шестеро внуков.
***
—  Виктор Михайлович, что произошло с таким мощным и многопрофильным заводом после развала Советского Союза?
—  В 1990-е годы в связи с полным отсутствием государственного заказа на военную и космическую технику на Производственном объединении (ПО) «Полёт» начали строить самолеты Ан-74 и Ан-3Т. Но эти проекты оказались нежизнеспособными: у авиапредприятий не было средств для приобретения новой авиационной техники. Завод оказался на грани закрытия. Накопились огромные задолженности по кредитам, продолжился отток специалистов из-за нерегулярной выплаты заработной платы. На предприятии в начале нулевых годов работало немногим более 4.3 тысячи человек.
—  Когда и почему, с вашей точки зрения, было принято решение перевести серийное производство ракет-носителей «Ангара» из Москвы в Омск?
—  Начнем с того, что в конце 2007 г. ПО «Полёт» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» в качестве филиала. Была поставлена задача восстановить на омской площадке ракетное производство. Центр подключил «Полёт» к выпуску носителей «Протон» и «Рокот». За два года удалось освоить серийный выпуск гаргротов и сухих отсеков первой ступени «Протона», широкий перечень узлов автоматики, датчиков уровня топлива. Постепенно объединение начало оживать, обретать былую уверенность. На него стали возвращаться специалисты, появилась перспективная молодежь.
Главное, для чего «Полёт» был включен в Центр имени Хруничева, — это создание серийного производства ракет семейства «Ангара». Нужно было организовать полностью обновленное предприятие.
—  Какие работы по реконструкции зданий, сооружений, цехов уже проведены, а что еще предстоит сделать?
—  На заводе проводится оптимизация существующих и создание новых производственных мощностей, ориентированных на серийный выпуск ракет-носителей «Ангара». За счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и за счет собственных средств осуществляется техническое перевооружение предприятия. По ходу первой очереди реконструкции создан и оснащен целый ряд основных производственных подразделений «Полёта». Среди них — баковое и агрегатно-сборочное производства.
Важным событием стала организация в 2019 г. цеха окончательной сборки с участками пневмо-, гидро- и электроиспытаний, а также рентген-контроля изделий. Уже введены в эксплуатацию камеры окраски и нанесения теплозащитных покрытий. Вступил в строй участок комплексных испытаний для легкой «Ангары».
Согласно Федеральной целевой программе в рамках второй очереди развернуты работы по реконструкции корпусов завода для размещения трех цехов механической обработки, а также цеха клепки сухих отсеков.
Всего до 2024 г. намечено выполнить шесть инвестиционных проектов с вводом более 140 тыс м2 технологических площадей. Запланировано приобрести более четырех сотен единиц оборудования и приборов. Идем к тому, что производственные мощности предприятия будут сосредоточены компактно, на одной территории.
 
Цитата: undefinedПредприятие с историей
 
История ПО «Полёт» началась в 1941 г., когда в Омске был организован авиационный завод №  166 на базе эвакуированных из Москвы авиазаводов № 81 и № 156. Первый омский бомбардировщик Ту-2 поднялся в небо 15 декабря 1941 г. Всего 166-й завод построил 80 самолетов Ту-2, а с октября 1942 г. начал собирать истребитель Як-9. Их было изготовлено порядка 3800.
После войны завод выпускал фронтовые бомбардировщики Ту-2Н, реактивные бомбардировщики Ил-28 (носители тактического ядерного оружия) и пассажирский реактивный лайнер Ту-104. В 1958 г. завод приступил к выпуску боевой баллистической ракеты Р-12. Потом были Р-16 и УР-100 с транспортно-пусковыми контейнерами.
В конце 1960-х годов завод начал изготавливать самую надежную в своем классе ракету-носитель «Космос-3М», космические аппараты «Циклон-О» и «Сфера». Позднее стали выпускаться аппараты глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и международной поисковой системы «КОСПАС—САРСАТ», спутники навигационных систем «Парус» и «Цикада».
На ПО «Полёте» было также организовано производство сверхмощных двигателей РД-170 и РД-171 для ракет-носителей «Энергия» и «Зенит». Чтобы производить ракетные двигатели, провели коренную реконструкцию, по сути был создан завод в заводе.
В конце 1980-х годов общая численность работников объединения достигала 25 тысяч человек.
—  А что сейчас производит «Полёт»?
—  Начиная с 2018 г. основные объемы производства составляют «ангарские» изделия. В этом году мы продолжаем изготавливать ракеты-носители «Ангара-1.2» и «Ангара-А5», начнем отгрузку изделий на космодром Восточный. Помимо основных изделий по теме «Ангара», у «Полёта» есть несколько крупных заказов в рамках нашей кооперации с другими предприятиями Роскосмоса. Это хорошая загрузка для механосборочного и агрегатно-сборочного производств.
—  Есть ли какие-то трудности, препятствующие серийному производству?
—  Объемы производства у нас постоянно растут, увеличивается процент освоения изделий по основным темам. Но более быстрому развертыванию работ препятствует не до конца завершенная реконструкция предприятия. Например, перемещен со своей площади клепальный цех. На ней ведутся ремонтные работы. А отсюда неизбежные потери рабочего времени на межцеховые перевозки. В этом году планируется запуск на новой площадке кабельного цеха, перемещение гальвано-термического цеха и цеха по изготовлению трубопроводов. Ввод их в эксплуатацию позволит ускорить производство.
—  Сколько людей сейчас работает в «Полёте»? Есть ли проблемы с кадрами? Если есть, то как вы их решаете?
—  На сегодняшний день в ПО «Полёт» работает более трех тысяч человек. Основная проблема — обеспечение растущего производства квалифицированными кадрами, причем не только инженерными, но и, главным образом, рабочих специальностей. Нам требуются узкие специалисты для тонких, можно сказать, ювелирных работ: слесари-сборщики, электромонтажники, гравировщики, сварщики, операторы станков с программным управлением и т.д.
У завода есть две подшефные школы. В одной из них с помощью преподавателей Омского государственного технического университета организован ракетно-космический класс с усиленным изучением физики, математики, информатики и черчения.
У нас заключен долговременный договор с авиационным колледжем имени Н. Е. Жуковского по подготовке рабочих специальностей. Кроме того, в Омском государственном техническом университете и в Омском государственном университете имени Ф. М. Достоевского по целевому направлению от ПО «Полёт» учатся 154 студента по двенадцати специальностям. В течение всего периода обучения они проходят практику на нашем предприятии. Им оказывается помощь в подготовке курсовых и дипломных проектов, выплачиваются денежные вознаграждения. Выпускникам, которые принимают решение работать на нашем предприятии, назначаем наставников из числа опытных специалистов.
—  Коснется ли вашего предприятия конверсия, или серийный выпуск ракет-носителей типа «Ангара» займет все производственные мощности?
—  Задача по изготовлению гражданской продукции перед нами, как и перед всеми предприятиями Госкорпорации «Роскосмос», была поставлена, и мы ее выполняем. В октябре прошлого года заказчику была отправлена первая партия изделий для нефтяной отрасли. Сейчас они проходят испытания в условиях Якутского региона, и это направление мы планируем развивать
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/321578.jpg

Сварка трением по-хруничевски.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

На всякий случай Педивикия о русском космизме:

ЦитироватьРусский космизм — течение русской религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

triage


Старый

Цитата: triage от 24.04.2022 14:07:15там задний фон хорош.
И в целом возраст труженников внушает: https://www.roscosmos.ru/cache/gallery/sl3/34827/2534328946.jpg
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитата: АниКей от 24.04.2022 08:10:29

***

—  Когда и почему, с вашей точки зрения, было принято решение перевести серийное производство ракет-носителей «Ангара» из Москвы в Омск?
—  Начнем с того, что в конце 2007 г. ПО «Полёт» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева» в качестве филиала. Была поставлена задача восстановить на омской площадке ракетное производство. Центр подключил «Полёт» к выпуску носителей «Протон» и «Рокот». За два года удалось освоить серийный выпуск гаргротов и сухих отсеков первой ступени «Протона», широкий перечень узлов автоматики, датчиков уровня топлива. Постепенно объединение начало оживать, обретать былую уверенность. На него стали возвращаться специалисты, появилась перспективная молодежь.
Главное, для чего «Полёт» был включен в Центр имени Хруничева, — это создание серийного производства ракет семейства «Ангара». Нужно было организовать полностью обновленное предприятие.
Дал "кривой" ответ на прямой вопрос. Это школа Роскосмоса или военной приёмки?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитата: Старый от 24.04.2022 08:12:48https://www.roscosmos.ru/cache/gallery/sl3/34827/2255724555.jpg
Раскрашено вручную.
А у тётеньки, часом, не мыльный ли раствор для поиска негерметичности?
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!