Россия и Индонезия построят летающий космодром

Автор X, 30.11.2004 08:01:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

29.11.2004 Российская корпорация "Воздушный старт" привлекла индонезийскую фирму Air Launch Aerospace Indonesia (ALAI) к участию в проекте организации запуска космических спутников с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100ВС "Руслан", пишет в понедельник газета "Время новостей".
Проект создания летающего космодрома с базой на индонезийском острове Биак был представлен на завершившейся в субботу в Джакарте выставке Indo Defence 2004.
Остров Биак, расположенный возле западной, индонезийской, половины острова Новая Гвинея, находится всего в двух градусах от экватора, что позволяет максимально использовать энергию вращения Земли для вывода аппаратов на орбиту. Кроме того, на острове расположен принадлежащий индонезийскому правительству аэродром, который планируется использовать для запусков.
Как сообщил "Времени новостей" генеральный директор ALAI Ноно Хардионо, его компания займется привлечением инвестиций, необходимых для подготовки аэродрома Биака к исполнению новых функций. Общий объем необходимых инвестиций в проект оценивается в 150-160 миллионов долларов, из которых ALAI должна привлечь 30-40 миллионов долларов на модернизацию аэродрома на Биаке. Кроме того, ALAI должна решить юридические вопросы эксплуатации этого аэродрома.
Местную лицензию на космическую деятельность ALAI рассчитывает получить к концу 2005 года. Практические запуски планируется начать в 2007 году. По словам Хардионо, проект будет рентабельным, если удастся собрать заказы на вывод пяти-семи низкоорбитальных спутников в год.
Проект "Воздушный старт" с 1999 года разрабатывается корпорацией, учрежденной авиакомпанией "Полет" и КБ химавтоматики. В проекте участвуют еще несколько российских ракетостроительных предприятий и киевское АНТК им. Антонова. Идея воздушного старта заключается в том, чтобы при запуске аппаратов на низкие орбиты использовать в качестве первой ступени самолет и обойтись, таким образом, без сложной и дорогой наземной инфраструктуры.
В качестве стартовой платформы планируется использовать тяжелый транспортный самолет "Руслан". Непосредственно выводить спутник в космос будет двухступенчатая ракета-носитель, собранная на базе разработанных в советское время реактивных двигателей и названная "Полет".
По словам президента корпорации "Воздушный старт" и одновременно генерального директора авиакомпании "Полет" Анатолия Карпова, переделка "Руслана" в космическую платформу потребует минимальных конструктивных изменений. Получившийся в результате самолет в интервалах между запусками можно будет использовать по прямому назначению - для перевозки грузов.

Старый

Опять?
Цитировать29.11.2004 Российская корпорация "Воздушный старт" привлекла индонезийскую фирму Air Launch Aerospace Indonesia (ALAI) к участию в проекте организации запуска космических спутников с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100ВС "Руслан", пишет в понедельник газета "Время новостей".
А что пишет журнал "Мурзилка"? ;)

ЦитироватьОбщий объем необходимых инвестиций в проект оценивается в 150-160 миллионов долларов, из которых ALAI должна привлечь 30-40 миллионов долларов...
Вот на этом то этапе всё и обломится. А что пишет мурзилка про то, откуда возьмутся остальные 120 миллионов? ;)

ЦитироватьКроме того, ALAI должна решить юридические вопросы эксплуатации этого аэродрома.
А технические вопросы создания ракеты и сброса её с Руслана уже решены? ;)

ЦитироватьПрактические запуски планируется начать в 2007 году.
А почему же не в 2005-м? ;)

ЦитироватьПо словам Хардионо, проект будет рентабельным, если удастся собрать заказы на вывод пяти-семи низкоорбитальных спутников в год.
Даже не говоря о технической реализуемости этой химеры интересно узнать: а сколько всего в год производится запусков ПН в этом классе? Каков на самом деле рынок то на котором они хотят получать 5-7 заказов в год?
 И почему, кстати, на низкую? Вроде раньше эти авантюристы грезили геостационаром, для чего собственно и собирались лететь на экватор?

ЦитироватьИдея воздушного старта заключается в том, чтобы при запуске аппаратов на низкие орбиты использовать в качестве первой ступени самолет и обойтись, таким образом, без сложной и дорогой наземной инфраструктуры.  
Блин, ну объяснит ли хоть кто нибудь из авторов прожекта, ну хотя бы самому себе, с чего они решили что летающая инфраструктура "проще и дешевле" наземной?

ЦитироватьПо словам президента корпорации "Воздушный старт" и одновременно генерального директора авиакомпании "Полет" Анатолия Карпова
Жаль что мы так и не узнали точку зрения генерального конструктора предлагаемой ракеты и даже его фамилию... :(

ЦитироватьПолучившийся в результате самолет в интервалах между запусками можно будет использовать по прямому назначению - для перевозки грузов.
В это верится охотно. Злые языки даже говорят что ради этого и заварена вся каша. Но ракета и космические запуски то тут при чём?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

Этот "тухляк" всплывает в прессе с завидной регулярностью начиная с 1997 года. У меня есть три разных варианта глянцевых агиток от этих коммерсантов - с датами первых пусков в 2001, 2003 и 2005 гг. Теперь вот 2007.

ЦитироватьОстров Биак, расположенный возле западной, индонезийской, половины острова Новая Гвинея, находится всего в двух градусах от экватора, что позволяет максимально использовать энергию вращения Земли для вывода аппаратов на орбиту.

А мне вот интересно, летящий в небе над экватором самолет "позволяет максимально использовать энергию вращения Земли"? Или это только вопрос наклонения, а не энергии?


Бродяга

Кстати, как в своё время "люди делали" этот самый "воздушный старт" - http://epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/14d.html

 Там есть картинка сброса шаттла Энтерпрайз с Боинга-747.

 Как видим "нечто здоровенное и тяжеленное" сбрасывается со спины самолёта "легко и просто". Правда у "этого самого" - Энтерпрайза, крылья есть.

 "За объём" тоже можно не волноваться - шаттл внутри пустой, а ракета заполнене топливом, она будет меньше.


[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

X

ЦитироватьОпять?
Цитировать29.11.2004 Российская корпорация "Воздушный старт" привлекла индонезийскую фирму Air Launch Aerospace Indonesia (ALAI) к участию в проекте организации запуска космических спутников с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124-100ВС "Руслан", пишет в понедельник газета "Время новостей".
А что пишет журнал "Мурзилка"? ;)

За что купил -- за то продал :)

Старый

ЦитироватьЗа что купил -- за то продал :)
Это я не вам отвечал, это я авторам этой лапши. :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

ЦЕНА ЗАДЕРЖКИ НА «ВОЗДУШНОМ СТАРТЕ»


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ США в сентябре с.г. выделило 11 млн долларов на новаторский проект, предусматривающий разработку ракеты космического назначения Quick Reach, запускаемой с самолета. Компания с ограниченной ответственностью Air Launch и консорциум подрядчиков будут разрабатывать ракету для оборонного Агентства по перспективным исследованиям (DARPA) и ВВС. Все – в рамках второго этапа реализации программы Falcon.  DARPA намерено полностью профинансировать опытно-конструкторские работы одной из компаний, вплоть до летных испытаний. Провести их планируют за океаном не позднее 2007 года.
Цель программы Falcon – разработка ракеты-носителя быстрого реагирования, способной выводить на низкие околоземные орбиты полезный груз массой не менее 450 кг. Цена пуска не должна превышать 5 млн долларов. Quick Reach представляет собой двухступенчатую ракету с жидкостным ракетным двигателем, доставляемую к точке пуска в грузовом отсеке транспортного самолета. Такого, как военный C-17 или зафрахтованный в частном порядке Ан-124-100.
А теперь попробуем разобраться, почему вдруг идет речь о самолете Ан-124-100 и при чем тут вообще Россия? Без ложной скромности можно заявить, что наша страна уже обогнала США в разработке уникальной аэрокосмической программы, которая со всех языков переводится одинаково: «Воздушный старт». Россия способна и практически осуществить ее первой, обойдя в этом многие страны, лидирующие в мировой экономике. В будущем году планируется завершить создание космического авиационно-ракетного комплекса. К близкому уже триумфу мы шли более сорока лет.

Владимир АЛЕКСАНДРОВ, «РИА Новости»

Стратегическая оборона
Для чего вообще понадобился «Воздушный старт»? Первоначально он был составной частью военной программы. Межконтинентальные ракеты размещали на атомных подводных лодках, железнодорожных платформах, автотягачах. Неосвоенным оставался лишь воздушный транспорт, хотя идея, как говорится, витала в воздухе.
       План был таков: создать тяжелые транспортные самолеты с ракетным комплексом. В угрожаемый период ракетоносцы поднимутся в воздух и начнут барражировать над собственной территорией либо над пустынными районами планеты. В случае ракетно-ядерного нападения на СССР можно было бы осуществить с самолетов встречный удар. Причем ракеты стартовали бы из произвольной точки и летели в сторону противника по непредсказуемой траектории.
           Осенью 1960 года в ОКБ-473 генерального конструктора О.К. Антонова совместно с ЦАГИ, НИИАС и другими организациями Министерства авиационной промышленности приступили к созданию тяжелого транспортного самолета Ан-22. Через девять лет были выполнены научно-исследовательские работы по созданию на его базе межконтинентального авиационно-ракетного комплекса Ан-22Р с морскими баллистическими ракетами РСМ-25 (SS-N-6). Потом были аналогичные комплексы «Марк» и «Кречет».
         В 1989–1991 годах в украинском конструкторском бюро «Южное» на базе самолета Ан-124СК проводилось эскизное проектирование по космической авиационно-ракетной системе «Спейс-Клипер». Были проработаны шесть вариантов четырехступенчатой твердотопливной ракеты. Работу прекратили после распада СССР.
        А российские конструкторы работали над системами «Бурлак», «Бурлак-М», «Бурлак-Диана», «Риф-МА» с 80-тонной ракетой РСМ-52, «Аэрокосмос» – с ракетами «Штиль-2А» и «Штиль-3А». В договорах СНВ «Штиль-2А» указана как ракета РСМ-54 (Skif). Ими вооружены семь наших наиболее современных ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта «Дельфин».
В конце прошлого века в МАПО-МИГ вели еще работы по ракетно-космическому комплексу с малогабаритной ракетой-носителем. Конструкторы использовали опыт создания противоспутникового перехватчика МиГ-31Д (модель 07). Он был изготовлен в 1986 году как аналог американской авиационно-космической системы ASAT на базе самолета F-15A и ракеты «Space killer». Испытания у нас прошли два МиГа, после чего работы прекратили.
        А украинские конструкторы продолжали работать над системами  «Свiтязь» – на базе самолета Ан-225 «Мрiя» с ракетой «Зенит-2». И «Орiль» – на базе Ан-124-100 «Руслан» с ракетой РТ-23 УТТХ. Она должна была выводить на низкие круговые орбиты космические аппараты массой до одной тонны. Однако по договору СНВ-2 ракету пришлось ликвидировать.

На орбитах конверсии
Но вернемся в наши дни. Сейчас в составе российских ВВС числится более двадцати тяжелых транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан». А вот космического авиационно-ракетного комплекса военного назначения – ни одного. С началом перестройки и завершением холодной войны политики посчитали, что ракеты быстрого реагирования нам больше не понадобятся. Так бы и пропали впустую многомиллиардные вложения, если бы не появилась идея мирного использования «Воздушного старта». По распоряжению Правительства РФ №1702-Р от 1 декабря 1998 года началось осуществление проекта в новом качестве. В нем использованы «Русланы», которые после доработки получили обозначение Ан-124-100ВС, и новые двухступенчатые ракеты-носители «Полет» с двигателем, работающим на экологически чистом топливе (керосин Т-6) и жидком  кислороде в качестве окислителя.  
        В 1999 году четыре Ан-124-100 (серийные номера 0205, 0207, 0109 и 0503) вывели  из штата ВВС и распоряжением  Минимущества высвободили из наличия Минобороны РФ с согласия последнего. К 21 июня 2000 года самолеты передали из ВВС в авиакомпанию «Полет» для использования в транспортных перевозках и реализации проекта «Воздушный старт». В начале 2001 года в Ульяновск перегнали последний из четырех самолетов. Здесь на авиационном заводе предстояло отремонтировать и доукомплектовать «Русланы» – у них отсутствовали шасси, основные блоки авионики. Кроме того, собрались разместить на них контрольно-проверочное и специальное оборудование ракетного комплекса.
         Концепция проекта «Воздушный старт» предусматривает возможность коммерческих запусков на низкие орбиты спутников массой до 3–4 т, на геопереходные – до 1,7 т, на геостационарную – до 0,8 т.. Планируется выводить космические аппараты на круговые орбиты в широком диапазоне высот – от 200 до 20 000 км. По направлениям – от экваториальных орбит до 115-градусных, включая полярные и синхронно-солнечные. А также на высокоэллиптические орбиты и даже на отлетные траектории к Луне и другим планетам Солнечной системы.  
         Научно-технический совет Российского авиационно-космического агентства (ныне – Федерального космического агентства) 26 июня прошлого года на выездном заседании в ЦАГИ рассмотрел десять инициативных проектов авиационно-космических систем и признал «Воздушный старт» наиболее проработанным. По оценке головного НИИ Федерального космического агентства – ЦНИИМАШ, новый проект превосходит «Бурлак» в 4 раза по грузоподъемности, в 7,5 раза – по объему полезного груза и в 2 раза – по удельной стоимости. В целом же стоимость создания космического авиационно-ракетного комплекса, по официальным данным, представленным Российской аэрокосмической корпорацией, составляет 120–130 млн долларов (без учета НДС). Коммерческую эксплуатацию руководители корпорации планируют начать в 2006 году. Затраты на создание комплекса должны окупиться в первые четыре с половиной года. Проект рассчитан на 20 лет. Каждый пуск обойдется примерно в 10–12 млн долларов. А вывод на околоземную орбиту одного килограмма полезной нагрузки – в 3–4 тыс. долларов. Для сравнения: вывод такого же груза с помощью международного комплекса «Морской старт» обходится в 10 тыс. долларов, а с помощью французской ракеты «Ариан» – в 30 тыс. долларов.
         Ну и не будем забывать, что возможности системы с воздушным стартом по-прежнему позволяют решать специальные задачи в космосе в интересах безопасности страны. Это продолжает подчеркивать генеральный конструктор Государственного ракетного центра «КБ имени академика В.П. Макеева» Владимир Дегтярь.

Ракетный десант отменяется?
Двухступенчатая ракета-носитель «Полет» размещается в транспортно-пусковом контейнере на специальных опорах (обтюраторах) внутри Ан-124-100ВС и доставляется в любую точку над океаном или над сушей. При достижении зоны пуска ракета в течение 2–2,5 с. десантируется за счет пневматической системы выталкивания, которая обеспечивает ее выход из самолета со скоростью 30 м/с. Это происходит на высоте 10 тыс. м. На безопасном расстоянии от самолета запускается маршевый двигатель. Вторая ступень выводит космический аппарат на опорную или близкую к ней орбиту искусственного спутника Земли. Выше 400 км космический аппарат переводится с помощью космического разгонного блока.
         Основными сегментами рынка пусковых услуг станут выведение на орбиты и развертывание группировок телекоммуникационных, научных и навигационных спутников и спутников дистанционного зондирования Земли. Проработано несколько схем полетов нашего «воздушного космодрома», в том числе с использованием аэродромов пуска Алькантара в Бразилии и на острове Биак в Индонезии. Уже достигнуты положительные результаты на переговорах с Индонезийским космическим агентством (LAPAN). Получены предложения от Малайзийского космического агентства и от компании MILBANK в Сингапуре об их участии в российском проекте в качестве партнеров и  инвесторов.
         Но «ракетный десант» может и не состояться. И причина отнюдь не в слабой конкурентоспособности проекта, а в разобщенности ведомственных интересов, которая привела к конфликтной ситуации. Дело в том, что за 2000–2002 годы авиакомпания «Полет» за счет собственных средств восстановила до летной годности два самолета (серийные номера 0109 и 0503), потратив на эти цели более 600 млн рублей. Сейчас оба самолета используются для воздушных перевозок ракетно-космической техники в интересах Федеральной космической программы России и программ международного сотрудничества в области космоса. Однако в прошлом году Главный штаб ВВС потребовал от Российской аэрокосмической корпорации вернуть восстановленные «Русланы». Это решение военные мотивируют тем, что не получили арендную плату за свои самолеты. Только по одному из них подан иск на 468 млн рублей (аренда и штрафные санкции). Арбитражный суд пока отказал в его удовлетворении. Ведь по условию передачи «Русланов», которые в 1999 году оценивали по стоимости металлолома, затраты на восстановление летной годности должны были засчитываться в качестве  арендной платы.
Восстановление еще двух «Русланов» (серийные номера 0205, 0207) и вовсе пришлось прекратить в связи с тем, что Главный штаб ВВС еще в марте 2002 года запретил контроль и прием работ, проводимых ЗАО «Авиастар-СП» и другими ремонтными организациями. Руководство ВВС согласовало распоряжение правительства Москвы от 31 декабря 2003 года №2453-РП о передаче этих самолетов авиакомпании «Атлант-Союз» для коммерческого использования.
         Об этом конфликте российские СМИ писали уже не раз, поэтому не будем повторяться. Тем более что выяснять, кто прав, а кто виноват, – прерогатива судей. Но... время идет. И пока конфликтующие стороны разбираются в своих имущественных и финансовых правах, Россия может из числа лидеров перейти в категорию аутсайдеров гонки за освоение космического пространства.

В космосе мы не одиноки
Конкуренты уже сегодня оттесняют нас с весьма перспективного «заоблачного» рынка. В США с 1990 года успешно эксплуатируется система воздушного запуска «Пегас» на базе самолета L-1011 Stargazer. В военных целях разрабатывается система Air Launch (аналог нашего проекта) на основе самолета Boeing 747-400F. Начаты работы над подобными комплексами в Израиле на базе самолета C-130 «Hercules». Украина совместно... с Турцией занялась дальнейшим развитием программы, использующей самолеты Ан-124-100 «Руслан». И это несмотря на то, что АНТК имени О.К. Антонова в прошлом году вошел в кооперацию по созданию нашего «Воздушного старта» в качестве головной организации по авиационному сегменту. Однако, узнав о сложной ситуации, в которой оказалась Российская аэрокосмическая корпорация из-за имущественного спора с ВВС, украинская сторона готова развернуться от своего партнера на 180 градусов.
         Генеральный конструктор КБ «Южное» Сергей Конюхов назвал украинский «Воздушный старт» в числе самых перспективных проектов. Для его реализации есть все самое необходимое: тяжелые самолеты Ан-124-100 и богатый опыт строительства в днепропетровском производственном объединении «Южмаш» ракет-носителей.
          Опыт действительно богатый: четыре поколения боевых ракетных комплексов, пять типов космических носителей, более 70 типов космических аппаратов. Ракеты «Зенит», «Циклон» и «Днепр» признаны одними из самых надежных в мире. Их высокие технические характеристики позволили стране принять участие во многих международных проектах, наиболее престижный из которых, конечно же, «Морской старт».
     – Останавливаться на достигнутом нельзя, ведь развитая космическая отрасль – залог мирового признания страны и ее экономического подъема. Она уже приносит 100 млн долларов в год. Третья национальная космическая программа Украины предусматривает создание экологически чистого носителя «Маяк». В будущем сотрудничество с Бразилией, совместный запуск с космодрома Алькантара украинских носителей, создание спутника дистанционного зондирования Земли для Египта, модернизация ракеты «Циклон-2» и создание «Циклона-4», спутник «Сич-2», микроспутник и спутник связи, – уверен конструктор КБ «Южное».
        В Украине лучше видят то, чего не хотят замечать в России. Об этом не говорят вслух, но пока российские партнеры выясняют отношения с военными, авиа- и ракетостроители Украины готовы броситься в объятия американскому концерну Boeing, который выбран основным интегратором американской национальной системы противоракетной обороны. Американцы поощряют подобные настроения. Они высоко оценили потенциал сотрудничества с Украиной в оборонной сфере, в частности в рамках программы создания системы ПРО. Об этом заявил старший вице-президент концерна по международным связям Томас Пикеринг.
        – Имея такие компании, как КБ «Южное» и ПО «Южмаш», Украине можно думать об участии этих ведущих центров в таких проектах, – сказал Пикеринг во время своего недавнего визита в Киев.
        Вот так: пока в России делят самолеты, другие страны готовы воспользоваться благоприятной ситуаций ослабления конкурентов и выйти со своими проектами «Воздушного старта» на международный рынок пусковых услуг. Причем не совсем ясно, что для них важней: зарабатывать деньги или создавать национальную систему противоракетной обороны. Впрочем, первое не противоречит второму.


Source:
http://military.rian.ru/article.html?art_id=38143