Двигатели КБХМ им. Исаева

Автор Salo, 06.08.2009 23:41:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

А я вот у себя ошибку увидел. Да ещё какую!
http://www.ihst.ru/~akm/30t16.htm
ЦитироватьНАЗЕМНАЯ ОТРАБОТКА РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ФГУП «КРАСМАШ»

В.А. Колмыков  ФГУП «Красмаш»

27 февраля 1958 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление №238-117 о технической реконструкции завода № 946 (ныне ФГУП «Красмаш») и организации на нем производства ракетной техники и космических аппаратов. Заводу предписывалось изготавливать ракету 8К74 разработки ОКБ-1 (генеральный конструктор С.П. Королев) с двигателями 8Д74 и 8Д75 разработки ОКБ-456 (ген. конструктор В.П. Глушко).

В соответствии с Постановлением предусматривалось строительство испытательной станции ЖРД (получившей название Химзавод). Проектировался комплекс стенда №1 для испытаний ЖРД с тягой до 250 тс, комплекс производства разделения воздуха для получения жидкого кислорода, т.к. двигатели работали на жидком кислороде и керосине.

В 1963 году на стенде №1 приступили к проведению испытаний двигателя 11Д47 (11Д49) разработки ОКБ-2 (гл. конструктор A.M. Исаев). Для выполнения заданной функции на двигателе было реализовано семь режимов работы. Двигатель был высотный, поэтому использовали газодинамическую трубу для создания разряжения на срезе сопла двигателя и достоверного замера тяги двигателя. В 1967 году было проведено межведомственное испытание (МВИ) двигателя.

В  1964 году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании ракетного комплекса морского базирования с ракетой РСМ-54 (гл. конструктор В.П. Макеев), которым «Красмаш» был определен как головной изготовитель.

На испытательной станции необходимо было испытывать двигатель 1-ой ступени ракеты - 4Д75 и двигатель 2-ой ступени 4Д76 - разработчик гл.конструктор A.M. Исаев. Для проведения испытаний двигателя 4Д75 был реконструирован стенд №1, а для двигателя 4Д76 построен новый стенд № 2 с возможностью проведения испытаний двигателей с тягой до 25 тс. Двигатель устанавливался под углом 20°к горизонту, в барокамере и газодинамической трубой. Стенд был сдан в эксплуатацию в 1966 году. Отработка двигателя 4Д75 велась поэтапно: в начале отрабатывался рулевой блок, затем центральный блок и далее изделие в целом.

С 1973 года на стендах №1, №2 начались испытания по отработке двигателей ЗД40 и ЗД41 ракеты РСМ-50. На стендах была проведена реконструкция - монтаж пусковой системы (баки и магистрали), имитирующей условия запуска подобно объектовым. Так как двигатель был форсированной доработкой 4Д75, то столкнулись с появлением высокочастотных колебаний на двигателе. МВИ двигателя ЗД40 были проведены в 1975 году. Первое испытание ЗД41 проведено в 1973 году, а МВИ в 1975 году.


В 1980-х годах руководством Министерства общего машиностроения «Красмашу» было поручено изготовление ракеты РСМ-54 с двигателями:

- первой ступени ЗД37 (разработка КБХА, ген. конструктор А.Д. Конопатов);

- второй ступени ЗД38 (разработка КБХМ, ген. конструктор. В.Н. Богомолов).

Отработка двигателей проводилась на стенде №1 после его реконструкции по созданию пусковых систем подобно объектовым. В настоящее время на стендах №№1,2 проводятся КВИ, СПИ двигателей ЗД37,ЗД38, а так же работы по увеличению сроков эксплуатации двигателей ЗД40, ЗД41.

В 1968 году ТМКБ «Союз» г. Люберцы вышло предложением о проведении на Химзаводе испытаний двигательных установок с двигателями малой тяги (ДУ ДМТ) 11Д73.Эти работы были успешно проведены на реконструированном 1 рабочем месте стенда №2.

ТМКБ «Союз» предложил большой объем работ по испытаниям ДМТ и ДУ ДМТ. В то время в отрасли практически отсутствовала испытательная база по их испытаниям, а особенно условиях вакуума и низких температур. В короткое время на базе стенда №2 и корпуса 34 (бывшая лаборатория испытаний узлов автоматики для двигателя 8Д514) были созданы рабочие места для наземной (ресурсной) отработки ДМТ и ДУ ДМТ с имитацией космических условий: вакуума и низких температур в барокамере объемом ~ 30 м. куб. При испытаниях ДМТ с тягой от 10 до 50 г в высотных условиях измерялись тяга двигателей и расход компонентов через них. При испытаниях ДУ ДМТ определялись тепловые параметры в реальных условиях.

Для отработки ДМТ разработки НИИТП г. Нижняя Салда в высотных условиях с замером тяги до 5 кГс и расходов была проведена реконструкция стенда №4 с созданием барокамеры объемом ~ 60 м. куб. Ранее стенд предназначался для холодных проливок на аммиаке второй ступени ракеты 11С813 разработки НПО ПМ (генеральный конструктор М.Решетнев).

В 1981 году был сдан в эксплуатацию специализированный стенд для проведения огневых испытаний ДУ ДМТ разработки КБ «Факел» г.Калининград и с имитацией космических условий и температуры корпуса обечаек с двумя раздельными системами создания динамического вакуума (10-3 мм.рт.ст. при производительности 90 тыс.л/сек) и (1 мм.рт.ст. производительностью 50 кг/час), снятия тепловых характеристик.

На стенде испытывались двигательные установки 17Д92, 17Д510, 17Б15, 14Д62, 17Д66, 11Д78, 17Б15 и другие. Следует отметить, что в корпусе 34 проводились испытания двигателя 17Д16 системы «Буран», а на стенде №2 двигатель 17Д15, для чего необходимо было провести реконструкцию стенда №2 с созданием 3-го рабочего места. На стенде №2 проводились испытания ДУ 11Д414А, двигателя 11Д429.

В настоящее время на стенде проводятся и испытания ДУ 11Д79 разработки ТМКБ «Союз» г. Люберцы для разгонного блока ракеты-носителя «Протон».
Получается 4Д75 и 3Д40 тоже делало КБХМ.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Из киги "СКБ-385. КБ Машиностроенич. ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева"", стр. 123-124:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Всё что удалось нарыть по 4Д75:




"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьhttp://www.mosoblpress.ru/kalin/show.shtml?d_id=84631


ЦитироватьНовый экспонат будущего выставочного центра
Елена СОКОЛОВА.

В ИПК "Машприбор" состоялась презентация нового экспоната - двигателя Д76. Когда-то предназначавшийся для второй ступени коммерческой ракеты-носителя и запуска спутника типа "Парус", теперь он будет занимать почётное место в фойе Института подготовки кадров.
На церемонии присутствовал В.А. Либига - директор Сергиево-Посадского НИИХиммаш - именно там изготовили двигатель, разработчиком которого является Королёвское КБ Химмаш
. Среди почётных гостей были заместитель главы администрации г. Королёва А.Ф. Зайцев и директор центра правительственной связи из Росавиакосмоса В.И. Карпов.
Почётная миссия разрезать красную ленточку досталась генеральному директору ИПК "Машприбор" Ю.И. Троицкому и директору Сергиево-Посадского НИИХиммаш В.А. Либиге.
Это уже второй экспонат, приобретённый ИПК "Машприбор". Первый - двигатель С 5.80 - 1000-0 разработки КБ Химмаш для двигательной установки космического корабля "Союз ТМ", а также "грузовика" "Прогресс М" - был установлен полтора года назад. Эти экспонаты - только небольшая часть экспозиции отраслевого выставочного центра, который в недалёком будущем институт планирует открыть в своём новом корпусе.

25.05.2002
Уж не этот ли парус?[/size]
Цитировать
http://www.newsru.com/russia/22jun2005/found.html
Цитировать"Солнечный парус" - аппарат из 8 лепестков общей площадью 600 кв. м.

Космический аппарат с "Солнечным парусом" был запущен во вторник в 23:46 по московскому времени с борта стратегической атомной подводной лодки "Борисоглебск" Северного флота. В 23:52 аппарат был отделен от ракеты-носителя "Волна" из акватории Баренцева моря. "Все системы носителя отработали штатно, аппарат успешно отделен от носителя", - сообщил представитель командного пункта Роскосмоса.

После отделения от ракеты-носителя аппарат должен был раскрыть веер из тончайших парусов, покрытых с одной стороны светоотражающим составом. Падая на поверхность паруса и отражаясь от него, солнечные лучи передают аппарату свою энергию. Это давление чрезвычайно мало, но, действуя постоянно, оно способно постепенно сообщить аппарату очень большую скорость.

"Солнечный парус" представляет собой специальную конструкцию, покрытую светоотражающим составом и состоящую из восьми лепестков общей площадью 600 кв. метров (по 75 кв. м каждый), которые принимают на себя давление солнечного света и обеспечивают движение космического аппарата. Ускорение, сообщаемое фотонами парусу, невелико, но оно действует постоянно, что позволяет кораблю достичь очень высокой скорости за относительно короткое время. Регулировать орбитальную скорость корабля можно за счет изменения угла наклона паруса по отношению к светилу. Аппарат весит 100 кг.

В этом российско-американском проекте принимают участие Научно-производственное объединение имени Лавочкина (Россия), Планетарное общество (США), Институт космических исследований РАН (Россия), Конструкторское бюро имени академика Макеева (Россия) и другие организации.


С5.89 маршевый двигатель блока довыведения "Шмель" для ракеты носителя "Волна".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo



А ведь получается, что это 4Д76.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьhttp://krasm.com/doc.php?id=789
ЦитироватьУчебно-демонстрационный центр ракетно-космической техники встречает первых гостей
18 февраля 2010

17 февраля состоялось  открытие учебно-демонстрационного центра ракетно-космической техники СибГАу, в создании которого активное участие принимали специалисты Красноярского машиностроительного завода.

На торжественном мероприятии присутствовали почетные гости: генеральный директор ОАО «Красмаш» В. А. Колмыков, руководители ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева», заместитель командующего РВСН по вооружению генерал-лейтенант В.В. Линник, ректоры аэрокосмических вузов России, руководители городской и районной администрации, председатель президиума КНЦ СО РАН академик РАН В.Ф.Шабанов и другие официальные лица.
 Единственный за Уралом учебно-демонстрационный центр состоит из двух залов – ракетно-космической техники и пилотируемой космонавтики. В первом зале выставлены натурные образцы и макеты. 7   образцов ракетно-космической техники, представленных на выставке, изготавливались  на Красмаше и  заняли почетное место в экспозициях центра:  ракетный двигатель 4Д10, камера сгорания маршевого двигателя РД216 ракеты Р-16,  турбонасосный агрегат ракетного двигателя 4Д75, турбонасосный агрегат ракетного двигателя РД119, днище первой ступени ракеты 4К75,  ракетный двигатель РД119, корректирующая двигательная установка космических аппаратов КДУ 414.
 Наша давняя мечта воедино собрать уникальные образцы ракетно-космической техники сегодня сбылась, - сказал ректор университета Г.П.Беляков. - Всегда ракетно-космическая отрасль оставалась секретной, но прошло время, и гриф секретности был снят. Теперь, с открытием центра, наши студенты, и не только технических специальностей, могут знакомиться с космической техникой. Кроме этого центр всегда будет открыт для школьников и горожан. Перед нами стоит задача заполнять учебно-выставочный центр теми космическими аппаратами, которые можно сегодня показывать широкой аудитории.
Стенды, посвященные ОАО «Красмаш», рассказывают об истории становления, уникальной  технике, выпускаемой  для обеспечения обороноспособности и безопасности нашей страны, основных достижениях и перспективах развития впредприятия.
Наш завод и Сибирский Государственный аэрокосмический университет объединяют не только общая история, насыщенная работа на современном этапе,но и  большие планы на будущее, - отметил генеральный директор ОАО "Красмаш" В.А. Колмыков. Уверен, в дальнейшем экспозиция центра обязательно  пополнится новыми наукоемкими образцами ракетно-космической техники, которая с помощью выпускников вуза, работающих на предприятии, будет создаваться в цехах Красноярского машиностроительного завода.

КДУ-414 (С5.19).


Турбонасосный агрегат ракетного двигателя 4Д75.


Днище первой ступени ракеты 4К75.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
На последнем фото на заднем плане 4Д10.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Чего это у него - две турбины, чтоли?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Гость 22

ЦитироватьЧего это у него - две турбины, чтоли?
А где вторая?

Первая (и единственная, которую вижу) - внутри матового газовода над камерой.

Гость 22

ЦитироватьЧего это у него - две турбины, чтоли?
А! Вы про фотографию  на предыдущей странице? Да, в цетре ТНА, похоже, пусковая турбина стоит.

P.S. Теперь и на этой странице пусковая турбина видна... :)

Старый

ЦитироватьА! Вы про фотографию  на предыдущей странице?
Да. Там где ТНА в разрезе.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

ЦитироватьДа, в цетре ТНА, похоже, пусковая турбина стоит.

P.S. Теперь и на этой странице пусковая турбина видна... :)
У него есть пороховой стартёр который работает пока ракета движется под водой. Наверно это он.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo



Слева С2.711, судя по надписи. В центре , судя по меньшей длине, С2.720. А справа или С2.720А2, или С2.720М.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Книга "Главный конструктор. К 100-летию А.М. Исаева", стр. 51-66.
Цитировать1.5. Краткий обзор работ КБХМ до 1991 года.

1.5.1. ЖРД зенитных управляемых ракет
Перед нашей страной в 1950...1955г.г. стала задача создать зенитную управляемую ракету (ЗУР) для защиты воздушного пространства городов. Эту задачу взялись решать два КБ: С. А. Лавочкина и П. Д. Грушина. Алексею Михайловичу и его КБ было поручено создать ЖРД для этих ракет. Такие двигатели были созданы: первый с воздушным аккумулятором давления (ВАД), последующие двигатели С2.711, С2.720, С5.1 и другие с турбонасосной системой подачи, надежные и безотказные. Все автоматы двигателей работали без электричества. Алексей Михайлович не очень доверял электрическим автоматам в то время.
Зенитную ракету В-300 (система С-25) с двигателем, имеющим ВАД, приняли на вооружение ПВО страны в мае 1955 г. Это была заслуга КБ С. А. Лавочкина. В 60-70 годах КБ Грушина П. Д. разработало ракету В-750 с двигателем С2.720 (система С-75). Двигатели С2.720, С5.1 и другие имели программное изменение тяги, что существенно улучшило тактико-технические характеристики ракет.
В создании ЖРД С2.711, С2.720, С5.1 и их модификаций, под непосредственным руководством А.М. Исаева, самоотверженно трудился большой коллектив конструкторов и испытателей ОКБ-2. Среди первопроходцев в этой области науки и техники были: Богомолов В. Н., Леонтьев Н. И., Скорняков Р. А., Лавренов В.П., Оглезнев Р. И., Середа В. К., Варенников В. С., Анисимова В. П., Малышева Н. В., Васютин Ю. И., Климов В. С., Костин П. И., Новиков Н. И., Флеров А. В., Сидельников Г. А., Пчелин Л. Н., Толстов А. А., Чирков Ф. П., Никифоров В. Т. и многие другие.
Экспортные варианты ракет были поставлены в рамках военно-технического сотрудничества в 24 страны мира. Качество и надежность ракет подтверждены многими годами эксплуатации в войсках ПВО, сотнями пусков во время испытаний и учений, а также в период боевых действий во Вьетнаме, Египте, Ливии, Сирии и других странах.
Таким образом, две послевоенные пятилетки для КБ Химмаш завершились несомненным успехом, и с принятием на вооружение войск ПВО страны ЗРС С-25 с ракетой В-300 разработки ОКБ-301 (главный конструктор С. А. Лавочкин) и ЗРС С-75 с ракетой В-750 разработки МКБ «Факел» (тогда ОКБ-2) главного конструктора П. Д. Грушина, от страны была отведена угроза ядерного нападения.
1.5.2 ЖРД крылатых ракет
Крылатые ракеты создавались КБ А. Я. Березняка в 1956... 1960 годах под индексом П-15, КСР-2, Х-22. Ракеты предназначены для поражения целей на земле и в море. Для этих ракет коллектив ОКБ-2 , под руководством А, М. Исаева, разработал в сжатые сроки ЖРД С2.722В, С5.33, С5.33А, С5.44. Эти двигатели, имея высокие удельные параметры, обеспечивали двухрежимность работы и выполнение нескольких программ по тяге и времени работы, чем создавали оптимальные условия для поражения целей.
Ракета П-15 продавалась в зарубежные страны, где показала надежную работу. Созданные коллективом ОКБ-2 двигатели широко используются и в настоящее время, т. к. имеют высокие технические параметры.


1.5.3. ЖРД и ДУ пилотируемых и беспилотных космических аппаратов.

С 1959 года в нашей стране начались разработки динамически активных космических аппаратов. Коллектив А.М.Исаева оказался наиболее подготовленным для разработки двигателей и двигательных установок на эти аппараты, что послужило в дальнейшем основным направлением в деятельности КБХМ. Первенцем этих разработок стала тормозная двигательная установка ТДУ-1, обеспечившая возвращение на Землю с орбиты первого космонавта Ю.А.Гагарина и всех космонавтов на космических кораблях «Восток» и «Восход».
Прогресс в освоении космоса потребовал создания двигательных установок, выполняющих многоплановые задачи, которые могли бы неоднократно включаться при длительности работы от долей секунды до сотен секунд,
осуществляя коррекцию орбиты и траектории полёта, стыковку и расстыковку, маневрирование в космосе, посадку космического аппарата на Землю и планеты солнечной системы.
Представителем этого поколения ДУ является - ДУ С5.35, которая использовалась на кораблях «Союз», «Прогресс», на станции «Салют-4», обеспечила успешное выполнение совместной советско-американской программы «Союз-Аполлон». ДУ нынешнего поколения ДУ С5.80 (взамен ДУ С5.35) используются на грузовых кораблях «Прогресс-М». Высокая экономичность и надёжность достигнуты благодаря применённой камеры с абляционным охлаждением.
Основные двигательные установки и двигатели.
Двигательные установки:
- ДУ С5.51. По программе Н1-ЛЗ для полёта человека на Луну. Разработана ДУ для пилотируемого окололунного модуля;
- КДУ 11Д430. Разработка по заказу (ТЗ) ЦСКБ и в дальнейшем проведена её модернизация;
- КДУ 17Д61. Разработка по заказу (ТЗ) ЦСКБ. КДУ использовалась в качестве разгонного блока «Икар»;
Двигатели:
- Двигатель 11Д442 разработан по заказу (ТЗ) КБ «Салют» для функционального грузового блока. Особенностью двигателя является обеспечение перекачки компонентов топлива из баков низкого давления в баки высокого давления с использованием ТНА при неработающей камере сгорания. Эксплуатировался в объектах: «Спектр», «Мир», «Космос», «Квант», «Кристалл», «Природа». В настоящее время эксплуатируется в составе модуля «Заря» на МКС.
- Двигатель С5.79. Двигатель использовался на станции «Мир». В настоящее время эксплуатируется на МКС.
- Двигатели 11Д417, С5.61, 11Д425(А), С5.92 разработаны по заказу (ТЗ) НПО им. С.А. Лавочкина и предназначались для полета к Луне, Марсу, Венере, Веге, спутнику Марса - Фобосу.
- Работы по созданию кислородно-водородного двигателя начаты в 60-е годы прошлого века (двигатель 11Д56, 11Д56У) для РКК «Энергия». Дальнейшим развитием этих работ явилось создание КВД-1 по заказу КБ «Салют».
Двигатель КВД-1 предназначен для использования в качестве маршевого двигателя на РБ изделия 12КРБ РН ЖСЛВ (Индия).
Создание двигателя - длительный процесс и начинается он с согласования технического задания ракетной фирмы на разработку двигателя или двигательной установки с требуемыми техническими характеристиками. Согласовывая облик двигателя, проводя необходимые гидравлические и пневматические расчёты систем, проектный отдел выдаёт ТЗ агрегатным отделам для проектирования конструкций. Отдел выпускает отчёты по этапам отработки двигателя и даёт оценку надёжности работы двигателя после его отработки. Для этой цели в КБ Химмаш создан проектный отдел. С 1959 г. по 1984 г. отдел возглавлял Сенкевич Карл Григорьевич, с 1984 г. по 1992 г. -
Бахмутов Аркадий Алексеевич, с 1992 г. по настоящее время отделом руководит Колкин Евгений Николаевич.


1.5.4. ЖРД и ДУ автоматических космических аппаратов

Наряду с программами пилотируемого освоения околоземного космического пространства, коллектив предприятия внёс существенный вклад в осуществление программ по изучению и освоению ближнего космоса и планет солнечной системы при помощи автоматических космических аппаратов. ЖРД и ДУ, разработанные в КБ Химмаш, устанавливались на спутниках различного назначения типа «Космос», «Молния», «Зонд», «Полёт», «Прогноз», «Спектр», «Экран» и ряде других.
С их помощью создаются современные спутниковые системы типа «Глонасс» и другие. При помощи этих двигателей и установок осуществлялись практически все полёты на Луну, Марс, Венеру, Фобос, к комете Галлея.
При помощи корректирующе-тормозной двигательной установки С5.5А осуществлялась коррекция траектории полёта космических аппаратов «Луна-4» - «Луна-14» от Земли к Луне, торможение в окололунном пространстве, а также для вывода на орбиту искусственных спутников Луны.
При помощи ракетных двигателей 11Д417 осуществлялись коррекция траектории КА «Луна-15» - «Луна-24», торможение для вывода КА на орбиту искусственного спутника Луны и маневрирование на ней, а также осуществление мягкой посадки на поверхность Луны. С его помощью на Луну были доставлены возвращаемые аппараты, доставлявшие на Землю лунный грунт, а также «Луноход-1» и «Луноход-2».
Ракетный двигатель С5.61 обеспечил взлёт с Луны и возвращение на Землю КА «Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24» с лунным грунтом.
Жидкостный ракетный двигатель 11Д425А использовался для доразгона КА «Фобос-1» и «Фобос-2» во время старта с околоземной орбиты, коррекции траектории, торможения при подлете к Марсу и вывода на околомарсианскую орбиту искусственного спутника, а также маневрирования на орбите и сближения с Фобосом.
Широкое применение ЖРД и ДУ разработки КБ Исаева нашли в автоматических космических аппаратах оборонного назначения. Отделы 406 и 408 космических двигателей и двигательных установок совместно с агрегатными отделами проектировали двигатели и двигательные установки для космических аппаратов. С 1958 г. по 1987 г. отдел 406 возглавлял Малышев Василий Яковлевич, с 1987 г. по настоящее время отделом руководит Новиков Л. А., он же является Главным конструктором направления.


1.5.5. ЖРД ракет различного назначения.

Более сорока лет продолжается плодотворное творческое содружество между КБХМ и Государственным ракетным центром (ГРЦ) по созданию БРПЛ. У истоков этого сотрудничества стояли крупные учёные и талантливые организаторы - А.М.Исаев и В.П.Макеев. Отличительной особенностью  ракетных двигателей КБХМ является принцип цельносварного неразборного двигателя, позволивший добиться надёжности ЖРД, функционирующих как в атмосферных условиях, так и в глубоком космическом вакууме. Руководствуясь этим принципом, Исаевым и Макеевым было принято оригинальное и необычайно смелое решение - разместить двигатели БРПЛ в компонентах топлива. Утопленный двигатель, «утопленник» - так нарекли новое решение - позволил значительно сократить габариты ракет, а следовательно – подводных лодок, и стал определяющим при создании практических всех поколений БРПЛ в КБ В.П.Макеева.
Творческое сотрудничество между коллективами КБХМ и ГРЦ позволило создать 15 ЖРД и ДУ для БРПЛ. При их помощи был освоен подводный старт ракет, достигнута межконтинентальная дальность, а также обеспечено применение на создающихся конверсионных ракетах-носителях «Волна», «Штиль», «Прибой» и др. Созданные в КБХМ, по заказам главных конструкторов С.А.Лавочкина, П.Д.Грушина и других, двигатели используются в ряде зенитных, корабельных и самолётных крылатых ракет, которые эксплуатируются как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах.                
Отдел двигателей и двигательных установок 408 совместно с агрегатными отделами проектировали двигатели и двигательные установки для ракет различного назначения, к которым относились и ДУ космического назначения.
Отделом (начальник отдела Толстов А. А., под руководством А. М. Исаева, была создана двигательная установка ТДУ-1. ДУ имела систему наддува газом специальных баков с топливом, где были установлены эластичные мембраны, разделяющие газ и топливо, в результате чего был осуществлен запуск ДУ в невесомости. ЖРД был оснащен турбонасосной системой подачи топлива, газогенератором, камерой сгорания, регулятором тяги, поддерживающим постоянным давление газа в камере сгорания и газовой системой управления объектом.
За создание ТДУ-1 и успешные полеты космонавтов большая группа сотрудников КБ ХМ во главе с А. М. Исаевым была награждена орденами и медалями, среди которых Богомолов В. Н., Скоробогатов Н. Г., Лавренов В.П., Бунатян Р. 3., Сенкевич К. Г., Шутин В.М., Чирков Ф. П., Васютин Ю. И., Донсков Б.Г., Романов В. С., и много других сотрудников.
С 1952 г. по 1977 г. отдел возглавлял Толстов Л. А., с 1977 г. по 1988 г - Лабутин А. А., с 1988 г. по настоящее время отделом руководит Романов В. С.
Конструкторским отделом № 7 (впоследствии вошедшим в состав отдела 408) под руководством Скорнякова РА. Разрабатывались двигатели для зенитных управляемых ракет, ракет для исследований ближнего и дальнего космоса (о которых упомянуто ранее), а также для ракет боевых космических комплексов, для тактических ракет с подвижным стартом, для ракет морского базирования.
Основные разработчики: Скорняков Р.А., Середа В.К., Леонтьев Н.И., Оглезнев Р.И., Модин С.С., Прасолов А.Ф., Климонова М.И., Шувалов Л.Г., Китаева Г.С.


ЖРД для тактической ракеты с подвижным стартом.

В 1958 ... 1961 годах были разработаны двигатели С3.42Т и 9Д21 (С5.2) для тактической ракеты 8К-14 Главного конструктора В.П. Макеева с подвижным стартом. ЖРД был отработан на несамовоспламеняющейся паре компонентах ТМ-185 и АК-27. Пуск осуществлялся с помощью ТГ-02, заправляемого в топливную магистраль перед стартом (без разделительной мембраны). Был обеспечен безопасный останов с минимальным импульсом последействия, запуск с помощью плексигласовой заглушки в камере без повреждения газовых рулей. Подогрев воздуха в ВАД - с помощью теплообменника (для уменьшения запаса воздуха на борту).
ЖРД для боевого космического комплекса
В 1961 ... 1963 годах по заданию Главного конструктора М.К. Янгеля был разработан двигатель С5.23 (Д47) для 2-ой ступени изделия 11К65 для выведения спутников информации и связи на высокие круговые орбиты.
Впервые были применены высококипящие компоненты НДМГ и АК-27И, применён высокотемпературный ТНА (950 ... 1000°С), работающий на 2-х режимах.
Двигатель со сложной программой (7 режимов), питание от 2-х систем баков, регулирование тяги от системы РКС, с обеспечением наддува баков, обеспечение стабилизации при помощи поворотных сопел на всех режимах, с системой СМГ (для обеспечения перехода на круговую орбиту, орбиты от 200 до 1800 км).
Впервые обнаружена «Тёплая смерть» и разработаны средства борьбы с нею. Двигатель со сложной схемой обеспечивал решение многих ракетных задач. Впервые отработка двигателя велась на серийном заводе с изготовлением и испытанием опытных изделий.
Двигатель Д49 (как модернизация Д47) разрабатывался в 1964 ... 1970 годах для ракеты 11К65М (Главный конструктор М.Ф. Решетнёв). На нём введено регулирование от системы СОБ. Этот двигатель самый надёжный в мире. Он обеспечил вывод на круговые орбиты 795 спутников серии «Космос», «Интеркосмос» различных вариантов и назначений.



ЖРД для ракет морского базирования.

При жизни А.М.Исаева активно осуществлялись работы по разработке двигателей морского базирования для ракет Главного конструктора В.П. Макеева. Необходимо особо отметить решение задач по двигателям 2-ой ступени путём помещения двигателя в бак с компонентами топлива предыдущей ступени и выгодой 40% по запасу топлива. Гениальная идея «утопления» двигателя принадлежит Главному конструктору А.М. Исаеву. Двигатели 2-го, 3-го и 4-го поколения разрабатывались уже без Алексея Михайловича, в том числе для ракеты РСМ-54, которые считаются триумфом конструкторской мысли КБХМ.
В отделе произведена разработка генераторов плазмы и проведены его испытания. Принималось активное участие в разработке элементов газодинамического лазера и проведение их испытаний.


1.5.6. ЖРД малой тяги.

С 1971 года по инициативе А.М.Исаева на  предприятии началась разработка жидкостных ракетных двигателей малой тяги (ЖРДМТ) и двигательных установок для систем управления космическими аппаратами. За это время создано 15 типов двигателей тягой от 0,6 до 225 кгс на двухкомпонентном самовоспламеняющемся топливе (20А6, С5.222, С5.132, С5.142, С5.205, 11Д427М, С5.144, С5.206, С5.211 и др.) и 5 типов тягой от 0,5 до 5 кгс на однокомпонентном топливе (С5.217,255У.208, С5.216, С5.221, 19А6). Эти двигатели нашли широкое применение в космических аппаратах различного назначения, аппаратах дальнего космоса, разгонных блоках и ракетных ступенях оборонного значения, например: «Союз-ТМ», «Экран», «Глобус», «Ураган», «Прогноз», «Спектр», «Купон», «Фобос», «Глонас» и ряде других. Они отличаются стабильностью характеристик, экономичностью, быстродействием, многоразовостью до 500000 включений, длительностью единичного включения от 0,03 с до 4000 с, суммарным временем работы до 50000 с с паузами между включениями от 0,03 с до нескольких суток, причем, как правило, в техническом задании на разработку присутствует фраза - «допускается любое сочетание времен включений и пауз» - что значительно  затрудняет процесс отработки.
ЖРДМТ предназначены для точной ориентации, стабилизации и коррекции орбиты космических аппаратов, созданных в организациях: РКК «Энергия» им. С.П.Королёва, НПО им. С.А.Лавочкина, ОКБ «Факел», ЦСКБ «Прогресс», НПО ПМ, КБ «Салют», КБ «Арсенал», ПО «Полёт», ГРЦ «КБ им. В.П.Макеева». В двигателях, работающих на однокомпонентном топливе, используется термокаталитическое разложение гидразина на проволочном катализаторе, предварительно разогретым электронагревателем. В гидразиновых двигателях также используется и каталитическое разложение гидразина. Применяемый катализатор на основе иридия обеспечивает включение без предварительного электроподогрева. Для улучшения и стабилизации динамических и энергетических характеристик двигатели снабжены электронагревателем, повышающим предпусковую температуру катализатора.
Наряду с высокими тягоэнергетическими характеристиками однокомпонентные двигатели обладают прозрачным факелом, обеспечивающим надёжную работу бортовых астрофизических приборов. Двухкомпонентные двигатели малой тяги работают на традиционных для предприятия компонентах топлива - азотном тетроксиде и несимметричном диметилгидразине. Отличаются стабильностью характеристик, высокой экономичностью, быстродействием, многоразовостью включений, длительностью от 0,03 с до 4000 с и более и такими же временами пауз между включениями.
Надёжность работы и высокие характеристики обеспечиваются применением камер сгорания из ниобиевого сплава с защитным покрытием, радиационного и внутреннего плёночного охлаждения. Так, например, двигатель С5.144, тягой 10 кгс впервые в России обеспечил удельный импульс более 300 с (302 с), при отработке двигатели нарабатывали 1500000 включений и 150000 с суммарного времени работы с сохранением работоспособности.
Благодаря созданной в отделе ЖРДМТ методике расчета внутрикамерного смешения компонентов и его оптимизации в отделе разработан и прошел отработку двигатель С5.146, тягой 20 кгс, обеспечивающий удельный импульс 307 с, что для вытеснительной системы подачи компонентов (низкое давление в камере сгорания) является очень высоким значением. Этот двигатель обладает и значительным ресурсом - не менее 20000 с суммарного времени работы и 500000 включений.
В отделе разработан целый ряд электромагнитных клапанов и электронагревателей для однокомпонентных двигателей. Электромагнитные клапаны С5.629, С5.618М и другие нашли широкое применение, они входят в состав целого ряда ЖРДМТ, а также самостоятельно поставляются в различные предприятия отрасли.

Отдел ЖРДМТ проектировал двигатели и агрегаты к ним для различных космических аппаратов и других объектов практически для всех головных организаций отрасли. Таким образом, жизнь подтвердила своевременность и правильность инициативы А. М. Исаева о развертывании на предприятии работ по проектированию и созданию ЖРДМТ и агрегатов к ним. Необходимо отметить, что за все 37 лет направление ЖРД малой тяги занимало существенный объем в общей загрузке предприятия.
Отдел ЖРД МТ создан в 1971 г., с 1971 г. по 1983 г. отдел возглавлял Примазов В.А., с 1983 г. по 1985 г. - Селезнёв Е.П., с 1985 г. по настоящее время отделом руководит Агеенко Ю.И., он же является главным конструктором направления.


ГЛАВА II

2.1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАБОТ КБ ХИММАШ ЗА ПЕРИОД 1991-2007 г.г.

Космос реально и бесповоротно вошел в нашу жизнь благодаря таланту и самоотверженному труду наших современников, замыслы и дела которых превратили их в людей необыкновенных. Среди них А. М. Исаев, С. П. Королев, М. В. Келдыш, В. П. Макеев, Г. Н. Бабакин, С. А. Лавочкин, В. П. Глушко, В. П.
Мишин, Бармин В. П., Пилюгин Ю. А., Б.Е.Черток и многие другие. Эти люди делали историю нашей страны, они остаются в этой истории, потому что велики их заслуги в создании ракетно-космической техники и становлении мощи нашего государства.
Достойное место в ряду этих людей занимает Владислав Николаевич Богомолов, который с 1959 г. был назначен первым заместителем начальника и главного конструктора А. М. Исаева. С 1971 г. ему пришлось принять на себя всю ответственность по всем направлениям деятельности КБ Химмаш. Его заслуги в области ракетной техники широко известны специалистам. Богомолов В. Н. продолжатель традиций А. М. Исаева. Под руководством В. Н. Богомолова создано более 50 ЖРД, которые нашли применения во всех областях ракетной техники. С 1985 г. КБ возглавлял Генеральный директор - Генеральный конструктор Николай Иванович Леонтьев, а затем Генеральный директор - Генеральный конструктор Евгений Петрович Селезнёв. Под их руководством в КБ Химмаш созданы уникальные двигатели для современных разгонных блоков «Фрегат» и «Бриз-М» ракет.
В настоящее время генеральным директором избран Владимир Андреевич Петрик, а Генеральным конструктором назначен Игорь Александрович Смирнов, которые продолжают заниматься разработкой и изготовлением ЖРД и ДУ различного назначения, которые для А. М. Исаева были основой его жизни.
Конструкторское бюро химического машиностроения им.А.М.Исаева за прошедшие 17 лет стремилось любой ценой сохранить свои позиции в области ЖРД-строения. Так, в пилотируемой космонавтике двигатели разработки КБ Химмаш полностью выполнили все поставленные задачи. Начиная с «Союза ТМ-14» по «Союз ТМ-29», ЖРД и ДУ замечаний не имели. Орбитальный комплекс «Мир» «сняли» с орбиты с ювелирной точностью. Операция по затоплению, которую до России никто не осуществлял, была проведена успешно. Хотя и прискорбно, но гибель состарившегося «Мира» стала триумфом российской космонавтики.
В настоящее время успешно работают наши двигатели и на Международной космической станции. Мы впервые в штатных условиях эксплуатации заменили устаревшие двигатели 11Д427 на С5.142 на «Союзе ТМ-23» в феврале 1996 года (11Ф732 №72). Вместо графитовой камеры сгорания в двигателе 11Д427М (из боросилицированного графита) в двигателе С5.142 была применена камера сгорания из ниобиевого сплава с тугоплавким покрытием, которая в составе двигателей 20А6 и С5.222 ранее впервые была применена в России. Двигатель коррекции 19А6 термокаталитического разложения гидразина тягой 2,5 кгс впервые был применен на космическом аппарате «Купон» разработки НПО им. С.А.Лавочкина по заказу Центробанка (пуск состоялся 18.11.1998 г.). Двигатели С5.221 каталитического разложения гидразина тягой 5кгс, ранее успешно использовавшиеся вместе с двигателем С5.216 тягой 1 кгс в составе космических аппаратов «Фобос-1» и «Фобос-2», нашли свое применение в разгонном блоке «Фрегат» разработки НПО им. С. А. Лавочкина. Пуск первого «Фрегата» - февраль 1999г. В составе объекта «Экран М» разработки НПО ПМ, пуск которого состоялся 1992 г., впервые использовались двигатели 255У.208 тягой 0,5кг с термокаталитическим разложением гидразина. В системе «Глонас» использовался корректирующий двигатель термокаталитического разложения гидразина С5.217.
Впервые двухкомпонентный двигатель С5.222 тягой 2,5кг, работающий на АТ+НДМГ, с ниобиевой камерой сгорания с тугоплавким покрытием, использовался 07.06.97г. для ориентации и стабилизации космического аппарата «Аракс».
По техническому заданию РКК «Энергия» для международной космической станции нами разработан и прошёл отработку двигатель С5.144 с самыми высокими энергетическими и ресурсными характеристиками в России. Так, по своему значению, удельный импульс превысил 300с. В состав разгонного блока «Фрегат» входит маршевый двигатель С5.92 тягой 2000кг и 12 двигателей малой тяги, С5.221 тягой 5кг. 9 февраля 1999г. был проведён запуск «Союз У» - с блоками выведения (БВ) «Икар» (50КС) № 1Л и четырьмя спутниками связи Globalstar в рамках совместного российско-французского предприятия Starsem. БВ «Икар» разработан и изготовлен в Государственном научно-производственном ракетно-космическом центре «ЦСКБ - Прогресс» (г.Самара) на базе приборно-агрегатного отсека КА «Комета». Надёжность прототипа блока была успешно продемонстрирована в космосе более 30 раз. Двигательная установка (ДУ), состоящая из маршевого блока 17Д61 и 16 микродвигателей управления, включается в полёте более 30 раз, что позволяет использовать блок для развёртывания многоспутниковых систем на орбитах с различными параметрами.

Надо также отметить работы по созданию кислородно-водородного двигателя, которые были начаты в 60-е годы (двигатель 11Д56) для РКК «Энергия». Дальнейшим развитием этих работ явилось создание КВД1 для разгонного блока 12КРБ, созданного коллективом ГКНПЦ им. Хруничева. Двигатель КВД1 предназначен для использования в качестве разгонного блока на ракете-носителе ЖСЛВ (Индия). Создание кислородно-водородного двигателя является выдающимся достижением.
18 апреля 2001 г. успешно стартовала индийская ракета-носитель ЖСЛВ с разгонным кислородно-водородным блоком 12КРБ, на котором был применён двигатель КВД1 разработки КБ Химмаш им. А.М.Исаева. В мае 2003 года двигатель КВД1 в составе индийской ракеты-носителя ЖСЛВ также успешно выполнил полётную программу. К настоящему времени осуществлено 4 успешных запуска ЖСЛВ с КВД-1, спутники выводились на геостационарные орбиты. Подготовка к последующим запускам продолжается. В КБ на сегодняшний день проведены работы по модернизации КВД1 в обеспечение существенного снижения массы двигателя, повышения энергетических характеристик. Работы нашли отражение в эскизных проектах по двигателям тягой 7,5; 10,5 т.с..
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитировать
Цитировать
Цитировать[...]
С5.70, С5.71 - РДМТ на гидразине для АМС "Фобос 1-2";
[...]
Why do you believe that the two engines S5.70 and S5.71 belongs to "Fobos"?
 I presume you refer to this paragraph:
    1979 - Научно-экспериментальный отдел 104 -
Огневые испытания двигателей С5.71 и С5.70 для космических аппаратов «Марс-84» и «Марс-86».[/size][/list]
But the draft design [эскизный проект] for 1F was released only at the end of 1980 [1]. Is it common that static-firing tests take place before or during development of the draft design?

Also interesting in this context are the following entries in chapter 5 of the same book [2]:
    1976 - Научно-экспериментальный отдел 104 -
Огневые испытания двигателей С5.71, С5.70 Главно­го конструктора А.М. Исаева.

1977 - Научно-экспериментальный отдел 104 - Огневые испытания корректирующей двигательной установки автоматической межпланетной станции «Марс-79».

1978 - Научно-экспериментальный отдел 104 - Огневые испытания двигательной установки космического аппарата «Марс».[/size][/list]
So I guess the above paragraphs refer to the development work on project 5M.
Первоначально видимо для 5М.
Однако испытания С5.70 продолжались и в 1979 году, а С5.71  в 1981. Огневые испытания ДУ 1Ф в 1985-1986 гг..
А вот и разрешение того старого спора:
ЦитироватьДвигатели С5.221 каталитического разложения гидразина тягой 5кгс, ранее успешно использовавшиеся вместе с двигателем С5.216 тягой 1 кгс в составе космических аппаратов «Фобос-1» и «Фобос-2», нашли свое применение в разгонном блоке «Фрегат» разработки НПО им. С. А. Лавочкина.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"