Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 6 гостей просматривают эту тему.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 17:52:32У Starship это реализовано совсем по-другому.
Если я правильно понял, угол атаки при вхождении в атмосферу одинаковый, что у Шатла, что  у DC-X, что и у Старшипа.

Raul

#26561
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 18:02:14
Цитата: undefinedОткуда? От наличия. Для супертяжей требуются движки с высокой тягой, а таковые выпускаются только с замкнутой схемой.
У Ангары были практически готовые движки, и где Ангара? То же самое про SLS.
Ох, зря я про Ангару заикнулся... Движки РД-191 создавали под Ангару (и продолжают создавать), их не было в готовом виде. И даже "в практически готовом" не было. Горшок был готовый.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 18:02:14
Цитата: undefinedМожно и метан поставить открытой схемы. Но нет такого керосина (и тем более метана) с большой тягой. Так зачем строить проект под несуществующие РД, который заведомо не будет осуществлен?
Затем, что лучше за запуск терять простейший ЖРД, чем дорогущие РД-170 и Ко.
Мы не собираемся терять РД при каждом запуске.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 18:02:14
Цитата: undefinedКак говорят в Энергомаше - ставьте наши дорогие движки на многоразовые ракеты и используйте их 10 раз (не ахти сколько много, но путь к удешевлению). На РН H-1 РД первой ступени работают всего 125 секунд, поэтому потенциал повторного использования должен быть большим.

Дык безусловно - они идеальны для какого-нибудь космолёта аля VentureStar. Но такого у нас нескоро построят, если вообще возьмутся. Тут или многоразовость, или сверхтяж.
Вот именно - создается космолет в формате супертяжа. Вместо одноразового супертяжа для произведения одноразового эффекта. Тема одноразового супертяжа больше неинтересна, никому.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 18:02:14
Цитата: undefinedПримерно так все и видится, для космоса. Две многоразовые ступени, вторая - с грузовым отсеком наподобие шаттловского, только больше (конус d10-d5) - там сборка из РБ с довыведением и ПН ~40 тонн. С одноразовыми 2 и 3 ступенями от королевской H-1 ПН составит ~60 тонн.

Ох и не скоро такое появится...
У капиталистов - скоро. Вопрос в том, будут ли в их числе НАШИ капиталисты (или только американские). И можете не сомневаться, что как только он появится, это будет няшная штука, востребованная рынком.

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 18:02:14А кроме сверхтяжа под него нужна ПН. Т.е. представляете себе во сколько вылезет разработка сверхтяжа + обеспечение его многоразовости + полезные нагрузки? Причём ПН должны быть многочисленными, иначе в сверхтяже нет смысла.
За придумывание космической ПН для супертяжа отвечает та контора, которая инициировала его создание 3 года тому назад. В любом случае разработку супертяжа надо проводить, МИК и СК для него надо строить. Думаете., что сделав супертяж одноразовым, можно сэкономить на его разработке и испытаниях? Наоборот - дороже выйдет.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

C-300-2

Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44Тема одноразового супертяжа больше неинтересна, никому.
США и Китай проектируют свои сверхтяжи в одноразовом исполнении. Россия тоже  ::)

Маск выбивается из этого ряда, да.

Raul

Цитата: C-300-2 от 25.01.2021 20:18:44
Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44Тема одноразового супертяжа больше неинтересна, никому.
США и Китай проектируют свои сверхтяжи в одноразовом исполнении. Россия тоже  ::)

Маск выбивается из этого ряда, да.
Ну и насколько США заинтересованы в своем SLS? :P А китайцы только-только сделали свою тяжелую ракету и до супертяжа им еще пахать и пахать. Ну да, можно согласиться с тем, что они этим интересуются.

Маск выбивается их этого ряда? Я думаю, нам тоже стоит из этого ряда выбиться, вслед за ним. Или впереди.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

C-300-2

Цитата: Raul от 25.01.2021 20:37:46Ну и насколько США заинтересованы в своем SLS? :P
Ну раз делают и вливают миллиарды - то точно заинтересованы.


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:37:46А китайцы только-только сделали свою тяжелую ракету и до супертяжа им еще пахать и пахать. Ну да, можно согласиться с тем, что они этим интересуются.
Эти сделают... Может, и не первыми в новой лунной гонке, но они похоже и не спешат.


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:37:46Я думаю, нам тоже стоит из этого ряда выбиться, вслед за ним. Или впереди.
А осилим?.. А то лично моё мнение - есть гораздо более насущные задачи. У нас экономика не как у СССР (хотя и он не осилил).

Приоритетные, политически значимые проекты - вещь важная. Главное, не надорваться.

Цитата: Alex-DX от 25.01.2021 19:31:15Возрождение проекта Н-1 на новых движках, материалах, электронных компонентах и прикрученной реактивной посадкой ступеней.
Дорохо.


См мой последний пост в "многоразовость как бизнес".

Raul

Цитата: C-300-2 от 25.01.2021 20:42:49А осилим?
:)  50:50 Или осилим, или нет.


Видите ли, пока НАСА и CNSA занимаются своими гонками в лунной песочнице, Маск создает глобальную систему быстрого транспорта, прежде всего - для Земли и ближнего космоса. Которая заменит собой все одноразовые и частично многоразовые РКН, а также возьмет на себя часть функций СБР и PGS.

У нас такого не будет? Представьте себе, что в 50 годы XX века у СССР отказались от космоса в пользу стратегической дальней авиации. Вполне возможно было такое, поскольку ракеты тогда считались неспособными летать на стратегические расстояния. Выполнила бы авиация функцию сдерживания после того, как у США появились МБР? НЕТ.

Вот сейчас, на смену космосу идет космос 2.0. С выросшей на порядок грузоподъемностью, численностью экипажа, интенсивностью запусков, снизившейся стоимостью выведения, гиперзвуком. И это будет только у ОДНОЙ страны в мире. Не говоря о том что спутников у этой одной страны будет в 1000 раз больше, чем у всех остальных. Вот о чем стоит подумать.

В общем, мне думается - что понадрываться ради космоса имеет смысл. Как-то не хватает веры то, что пресловутые "6 видов гиперзвукового оружия" нас прикроют (и непохоже и на то, что они особо впечатлили наших вероятных друзей).
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Rediska

#26567
Цитата: Raul от 25.01.2021 20:37:46Ну и насколько США заинтересованы в своем SLS? :P А китайцы только-только сделали свою тяжелую ракету и до супертяжа им еще пахать и пахать. Ну да, можно согласиться с тем, что они этим интересуются.

Маск выбивается их этого ряда? Я думаю, нам тоже стоит из этого ряда выбиться, вслед за ним. Или впереди.

Смотря что считать США. Народ слышит что это одноразовая ракета и дорогая, те кто за особо не пытаются  объяснять что это единственный подобный супертяж поскольку не умеют в маркетинг.

Мы уже давно вылились из ряда, в годах так 70х когда заявили что у нас свой путь и на Луну не планировали)
Хоронили Роскосмос. Порвали 5 старшипов.

Veganin

Цитата: Raul от 25.01.2021 09:35:51Поэтому предлагается оставить в покое пенсионеров и вместо них потрясти - шейхов. Вот, предложено сделать для них пассажирский Ту-160. А зачем? На нем летать - только дурью маяться. Дальность на сверхзвуке никакая, в Европу не пустят, в Индии Мори тоже повернулся на экологии и религия там неправильная. >:( А если не в Европу и не в Индию - то куда? В Москву на переговоры?

А тут предлагается - весь мир рядом! Вертолет в точке поcадки будет. Обслугу, снаряжение, любимый Роллс-ройс с собой тоже можно привезти (может даже так получиться, что грузоподъемности одного супертяжа не хватит, придется два запускать друг за другом).
Шейхи хотят жить долго, богато и счастливо, а тут им предлагается быстрая доставка к гуриям за разумно дорогую сумму, с точки зрения производителя шахид-ракеты... А это будет именно шахид-ракета, если за дело возьмется нынешний Роскосмос в текущую эпоху вороватых, некомпетентных, ни за что не отвечающих и глупых менеджеров, начиная от среднего звена и выше.


Здравомыслящие шейхи не променяют свои летающие дворцы и на шайтан-быстролет от Маска, который будет успешен только до первого-второго эффектного взрыва с гибелью вип-пассажиров и разделит судьбу первых трех серий британской "Кометы" - первого в мире серийного пассажирского авиалайнера.

Сверхбыстрая доставка пассажиров Старшипом или его аналогом привлекательна, но риск гибели для пассажиров заведомо выше, чем для пассажиров тихоходного Боинга и в этом случае нужно брать пример с Безоса с его черепашьей скоростью разработки, на мой взгляд.
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Veganin

Цитата: Raul от 25.01.2021 21:52:58
Цитата: C-300-2 от 25.01.2021 20:42:49А осилим?
:)  50:50 Или осилим, или нет.


Видите ли, пока НАСА и CNSA занимаются своими гонками в лунной песочнице, Маск создает глобальную систему быстрого транспорта, прежде всего - для Земли и ближнего космоса. Которая заменит собой все одноразовые и частично многоразовые РКН, а также возьмет на себя часть функций СБР и PGS.

У нас такого не будет? Представьте себе, что в 50 годы XX века у СССР отказались от космоса в пользу стратегической дальней авиации. Вполне возможно было такое, поскольку ракеты тогда считались неспособными летать на стратегические расстояния. Выполнила бы авиация функцию сдерживания после того, как у США появились МБР? НЕТ.

Вот сейчас, на смену космосу идет космос 2.0. С выросшей на порядок грузоподъемностью, численностью экипажа, интенсивностью запусков, снизившейся стоимостью выведения, гиперзвуком. И это будет только у ОДНОЙ страны в мире. Не говоря о том что спутников у этой одной страны будет в 1000 раз больше, чем у всех остальных. Вот о чем стоит подумать.

В общем, мне думается - что понадрываться ради космоса имеет смысл. Как-то не хватает веры то, что пресловутые "6 видов гиперзвукового оружия" нас прикроют (и непохоже и на то, что они особо впечатлили наших вероятных друзей).
Авангард, Циркон, Посейдон и Буревестник им не понравились, но Вы правы - отдавать космос кому-либо глупо и безответственно и по факту Кремль проиграл очередную космическую и лунную гонки на самом старте, не имея производства и кадров для участия в ней, проев за 20 лет советский задел и не создав нового, кроме песен, громких заявлений и красивых презентаций.

Все еще можно наверстать, но у нас даже Минобороны как 10 лет назад имело меньше разведывательных спутников чем индийцы, так и теперь имеет меньше. Китай за 15 лет создал мощнейшую промышленность по крупносерийному выпуску и РН, и спутников, и ПН  для спутников, подтянув и электронику, и оптику, и точную механику, и материаловедение... Роскосмос хоть сотню Чибисов-М сможет в год сделать или это не под силу ему?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Asteroid

Старшип, как средство межконтинентальных  перелётов будет, если не страшно дорог, то жутко некомфортен по сравнению с классическими авиалайнерами. А потому в таком качестве будет использоваться в исключительных случаях. Если вообще будет хоть раз - не припомню, чтобы так использовали Конкорд.
==>[RU.SPACE Forever>

Искандер

#26571
У Старшина Маска самая сомнительная фича это его размер.

1) Быстрая транспортировка нескольких сотен чел в любую точку Земли - где он возьмет такой пассажиропоток?! Это полёты для экстремалов, а их не так много. По сути это суборбитальный космический прыжок.
2) Колонизация Марса... Это само по себе звучит как анекдот. Вероятность такого массового исследования Марса очень мала, даже если кто и даст на это деньги - там сколько не имей баблоса, все равно будет мало! Отдача тоже будет мизерная, в основном научная информация. Поэтому такой большой корабль на начальном периоде излишество.
3) Луна и лунная база. Даже в самых бредовых проектах про сотню чел на Луне речи не идёт. Все прекрасно понимают что больше чем  десятку человек на лунной базе делать нечего, а если и есть чего, то пользы никакой. Поэтому для этой задачи Старшип тоже переразмерен.
4) Космический туризм? Тоже самое что и п.1.
5) Как универсальный носитель Старшип тоже слишком велик. Он хорошо подходит для крупных ПН типа телескопа, модулей КС, создания тысячных спутниковых группировок, но такие задачи единичны и вполне могут масштабироваться вниз.

В 3-3.5 раза уменьшенный аналог проекта Старшипа - совершенно разумный выбор для реализации в России. Это и тяжёлый носитель, который как раз универсален и удобен для существующих ПН. Это и возможность создания универсального ПТК, а также грузовика, и даже с самолётный посадкой. Это и возможность 'экономного' исследования Луны, при наличии танкеров и заправщика на НОО.
Вменяемым размеры вполне могли бы заинтересовать военных для очень даже широкого круга задач, кроме обычного. вывода спутников. В такой размерности и строить систему много легче, проще логистика и манипулирование блоками и конечно весь проект получится значительно дешевле.

СТК не нужен.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Дмитрий Инфан

Цитата: Alex-DX от 25.01.2021 19:31:15
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 18:02:14ЯРД или аэроспайки небось?
Все новое хорошо забытое старое.

Возрождение проекта Н-1 на новых движках, материалах, электронных компонентах и прикрученной реактивной посадкой ступеней.
Летим в три ступени, с максимальной тяговооруженностью. :)
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=9861.msg2094745#msg2094745
Тогда уж лучше "Энергия".

Alex-DX

Цитата: Дмитрий Инфан от 26.01.2021 05:37:58Тогда уж лучше "Энергия".
Это миф, что Энергия лучше Н-1.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 21:34:27
Цитата: Alex-DX от 25.01.2021 19:31:15Возрождение проекта Н-1 на новых движках, материалах, электронных компонентах и прикрученной реактивной посадкой ступеней.
Дорохо.
См мой последний пост в "многоразовость как бизнес".
Дорого стоять на месте и не развиваться.

Raul

Цитата: Veganin от 25.01.2021 23:08:56
Цитата: Raul от 25.01.2021 09:35:51Поэтому предлагается оставить в покое пенсионеров и вместо них потрясти - шейхов. Вот, предложено сделать для них пассажирский Ту-160. А зачем? На нем летать - только дурью маяться. Дальность на сверхзвуке никакая, в Европу не пустят, в Индии Мори тоже повернулся на экологии и религия там неправильная. >:( А если не в Европу и не в Индию - то куда? В Москву на переговоры?

А тут предлагается - весь мир рядом! Вертолет в точке поcадки будет. Обслугу, снаряжение, любимый Роллс-ройс с собой тоже можно привезти (может даже так получиться, что грузоподъемности одного супертяжа не хватит, придется два запускать друг за другом).
Шейхи хотят жить долго, богато и счастливо, а тут им предлагается быстрая доставка к гуриям за разумно дорогую сумму, с точки зрения производителя шахид-ракеты... А это будет именно шахид-ракета, если за дело возьмется нынешний Роскосмос в текущую эпоху вороватых, некомпетентных, ни за что не отвечающих и глупых менеджеров, начиная от среднего звена и выше.
Улыбнуло. :) Менеджеры - это да, "стыд и позор". Именно поэтому им предлагается - повторить королевский проект на современных надежных РД. С небольшим заимствованием от Маска в виде вертикальной посадки первой ступени и минимальной отсебятиной в виде винта от Ми-26 на второй ступени. Что, и с этим не справятся?  :-[  А вдруг справятся? Тогда - "честь и хвала".  Все лучше,  чем только языком работать.

Цитата: Veganin от 25.01.2021 23:08:56Здравомыслящие шейхи не променяют свои летающие дворцы и на шайтан-быстролет от Маска, который будет успешен только до первого-второго эффектного взрыва с гибелью вип-пассажиров и разделит судьбу первых трех серий британской "Кометы" - первого в мире серийного пассажирского авиалайнера.

Сверхбыстрая доставка пассажиров Старшипом или его аналогом привлекательна, но риск гибели для пассажиров заведомо выше, чем для пассажиров тихоходного Боинга и в этом случае нужно брать пример с Безоса с его черепашьей скоростью разработки, на мой взгляд.
У нас, в отличие от шайтан-быстролета Маска, будет система аварийного спасения. Это важная часть проекта. Думаю что она отложит переход шейхов к небесным гуриям, если что-то пойдет не так. И хотя полеты в космос - дело опасное, но туда летают, в том числе арабы.



Знаете, сколько наследных принцев в одной только Саудовской Аравии? 200. Королевская семья вполне может позволить кому нибудь из них - рискнуть. И лучше, если они полетят на надежной советской ракете, чем на ненадежном американском шаттле.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Цитата: Alex-DX от 25.01.2021 19:44:36
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 25.01.2021 17:52:32У Starship это реализовано совсем по-другому.
Если я правильно понял, угол атаки при вхождении в атмосферу одинаковый, что у Шатла, что  у DC-X, что и у Старшипа.
Не, Shuttle входит на 40 градусах угла атаки, DC-X примерно как Falcon 9, а Starship плашмя, с углом атаки 70-90 градусов.

Alex-DX

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 26.01.2021 11:34:58Не, Shuttle входит на 40 градусах угла атаки, DC-X примерно как Falcon 9, а Starship плашмя, с углом атаки 70-90 градусов.
В описании DC-X сравнивают с шатлом в маневрах на сверх звуковой скорости и только посадка у него реактивная.
Ф-9 на такой большой скорости не летает.
Если Старшип будет лететь с углом под 90 градусов, это баллистический полет с максимальными перегрузками и нагревом корпуса.
Имхо

Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44Ох, зря я про Ангару заикнулся... Движки РД-191 создавали под Ангару (и продолжают создавать), их не было в готовом виде. И даже "в практически готовом" не было. Горшок был готовый.


Там ЕМНИП, просто разрезанный и выпотрошенный РД-170, не?


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44Мы не собираемся терять РД при каждом запуске.


Собираться - не жениться.

Когда Маск делал Falcon 9 - он мог не жалеть ракеты, т.к. двигатель подходил и под много- и под одно- разовость. КНР могут позволить себе угробить столько LM8, сколько потребуется, чтобы на выходе получить себе многоразовую модульную РН, которую можно нарастить до нужно грузоподъёмности, как они уже делали...

А тут очень высокие ставки - посмотрите на сложный и изначально многоразовый New Shepard, и сколько времени прошло между полётом NS-1 и NS-2.


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44Вот именно - создается космолет в формате супертяжа. Вместо одноразового супертяжа для произведения одноразового эффекта. Тема одноразового супертяжа больше неинтересна, никому.


Одноразовые сверхтяжи (не проекты, а именно летающие образцы) были лишь у Маска, если не считать орбитер STS полезной нагрузкой. И проекты многоразовых сверхтяжей есть пока лишь у него, и китайцев, но там всё мутно, какое-то "задание партии".


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44У капиталистов - скоро. Вопрос в том, будут ли в их числе НАШИ капиталисты (или только американские). И можете не сомневаться, что как только он появится, это будет няшная штука, востребованная рынком.


Рынку к такой штуке надо быть готовым. И никаких потенциальный капиталистов со сверхтяжем, кроме Маска, я не вижу.


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44а придумывание космической ПН для супертяжа отвечает та контора, которая инициировала его создание 3 года тому назад.


Конечно. И лучше сконцентрироваться на ПН, чем на многоразовом сверхтяже.


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:10:44В любом случае разработку супертяжа надо проводить, МИК и СК для него надо строить.

МБ как-нибудь и проведут.


Да, если вам не нужен сверхтяж раз этак 10-15 в год.

Цитата: Raul от 25.01.2021 20:37:46Ну и насколько США заинтересованы в своем SLS?


Настолько, что все крупные миссии со ставкой на SLS.


Цитата: C-300-2 от 25.01.2021 20:42:49А осилим?.. А то лично моё мнение - есть гораздо более насущные задачи. У нас экономика не как у СССР (хотя и он не осилил).


Таки да! Гораздо большие, чем перераздутый при любом раскладе парк РН.


Цитата: Raul от 25.01.2021 20:37:46А китайцы только-только сделали свою тяжелую ракету и до супертяжа им еще пахать и пахать.


Вы ведь в курсе, что они недавно подходящий двигатель собрали и прожиг сделали? И что никто кроме них из топовых космических организаций не построил за последние лет 15 свой сверхтяж, не считая Маска.


Цитата: Raul от 25.01.2021 21:52:58Видите ли, пока НАСА и CNSA занимаются своими гонками в лунной песочнице, Маск создает глобальную систему быстрого транспорта, прежде всего - для Земли и ближнего космоса. Которая заменит собой все одноразовые и частично многоразовые РКН, а также возьмет на себя часть функций СБР и PGS.


Пока такая система реально нужна Маску из-за интернета и Starlink'а. В конце концов, он в отличии от NASA и CNSA может себе позволить рискнуть.


Цитата: Raul от 25.01.2021 21:52:58У нас такого не будет? Представьте себе, что в 50 годы XX века у СССР отказались от космоса в пользу стратегической дальней авиации. Вполне возможно было такое, поскольку ракеты тогда считались неспособными летать на стратегические расстояния. Выполнила бы авиация функцию сдерживания после того, как у США появились МБР? НЕТ.


Хех, первые МБР подготавливались к пуску несколько дней, если не недель, были привередливее к погоде, чем современные РН, да ещё и в случае неудачного пуска могли у*бать и полстраны, ведь "низкая точность компенсируется большой мощностью боеприпаса", при этом нуждаясь в целом космодроме, который ещё надо было долго повторно готовить к пуску. Boeing B-52 Stratofortress, а тем более машины поновее, могли вбомбить космодром ещё до того, как он выпустит ракету, и уж точно вбомбят после того, как он сделает первый залп. На защиту такого космодрома придётся привлекать большую армию, которая могла бы уже купать сапоги в Ла-Манше.

Это как было ИРЛ.


Цитата: Veganin от 25.01.2021 23:28:05Все еще можно наверстать, но у нас даже Минобороны как 10 лет назад имело меньше разведывательных спутников чем индийцы, так и теперь имеет меньше.


Качество не всегда переходит в кол-во, но в целом ситуация печальна.


Цитата: Искандер от 26.01.2021 04:57:49У Старшина Маска самая сомнительная фича это его размер.

1) Быстрая транспортировка нескольких сотен чел в любую точку Земли - где он возьмет такой пассажиропоток?! Это полёты для экстремалов, а их не так много. По сути это суборбитальный космический прыжок.
2) Колонизация Марса... Это само по себе звучит как анекдот. Вероятность такого массового исследования Марса очень мала, даже если кто и даст на это деньги - там сколько не имей баблоса, все равно будет мало! Отдача тоже будет мизерная, в основном научная информация. Поэтому такой большой корабль на начальном периоде излишество.
3) Луна и лунная база. Даже в самых бредовых проектах про сотню чел на Луне речи не идёт. Все прекрасно понимают что больше чем  десятку человек на лунной базе делать нечего, а если и есть чего, то пользы никакой. Поэтому для этой задачи Старшип тоже переразмерен.
4) Космический туризм? Тоже самое что и п.1.
5) Как универсальный носитель Старшип тоже слишком велик. Он хорошо подходит для крупных ПН типа телескопа, модулей КС, создания тысячных спутниковых группировок, но такие задачи единичны и вполне могут масштабироваться вниз.


Собственно под многотысячные группировки он и нужен. На Хабре считали, для Starlink нужно по 15 кораблей в год пускать, что много для таких размеров и оправдывает многоразовость, даже частичную. Ну и принцип Big Dump Rocket.


Цитата: Искандер от 26.01.2021 04:57:49В 3-3.5 раза уменьшенный аналог проекта Старшипа - совершенно разумный выбор для реализации в России. Это и тяжёлый носитель, который как раз универсален и удобен для существующих ПН. Это и возможность создания универсального ПТК, а также грузовика, и даже с самолётный посадкой. Это и возможность 'экономного' исследования Луны, при наличии танкеров и заправщика на НОО.


России он не нужен, нужна ПН для Ангары-А5. Если Ангара-А5 есть хотя бы в виде призрака, то ПН я не чувствую. Буба, а тебя их нет


Цитата: Искандер от 26.01.2021 04:57:49Вменяемым размеры вполне могли бы заинтересовать военных для очень даже широкого круга задач, кроме обычного. вывода спутников. В такой размерности и строить систему много легче, проще логистика и манипулирование блоками и конечно весь проект получится значительно дешевле.


Военным вполне хватает и одноразовых РН, а корабль годный для большего, чем подбрасывать разгонные блоки создать сложно.