Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

Shestoper

ЦитироватьBack-stabber пишет:
Ну тогда объясните, отчего-ж _нонче_ большинство задач решается отнюдь не самыми "удобными" (с Вашей точки зрения, не самыми тяжёлыми из существующих) носителями? ;)
Часто видели, чтобы в детской песочнице замки строили шагающим экскаватором? Нонче большинство задач требуют очень скромного грузопотока.
Когда-нибудь и супертяжи станут недостаточны, например чтобы довести космические грузоперевозки хотя бы до 1% земных. Но это будет ещё нескоро.

pkl

ЦитироватьShestoper пишет:
Цитироватьpkl пишет:
На Луну в однопуск можно и 100 т слетать, и 70-80 т.
Официально супертяж - это от 80 тонн и выше. Так что все равно от супертяжей никуда не деться.
Но 70-80 т - в теории только если получится создать эффективный ЯРД для второй ступени. А там нужна высокая тяга, значит и тяжеленная радиационная защита. Не факт, что в 80 тонн влезем.
Радикально увеличить мю ПН для Луны можно взрыволетом. Но далеко не факт, что получим снижение цены доставки, с учетом стоимости плутония.
На Луну и обратно слетать - это ХС порядка 18 км/c, причем большая часть обязательно с большой тягой. Строго для Луны ЖРД вполне достаточно, другое дело полеты с более высокой ХС.
Я знаю, что от супертяжей никуда не деться. Вопрос в том, КАКОЙ СУПЕРТЯЖ ОПТИМАЛЕН? Идея в том, чтобы за счёт ЯРДа сэкономить на инфраструктуре для супертяжа: старт, МИК, перевозка ракетных блоков и т.п. Всё же, даже 100 т - это носитель несколько другой размерности, нежели на 200 т. А про рост мюПН писали в ветке про ядерный буксир - масса ПН сразу подскакивает в два раза.

Радиационная защита будет теневой - т.е. не такой уж тяжёлой. О реалиях узнаем, когда и если буксир сделают.

В конечном итоге, мы получаем уже готовую сумму технологий для экспедиций к планетам.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Mark

@,pkl
 
Стартовая масса корабля на Марс с ЯРД будет на около 700 тонн, в том ПН на около 100 тонн. Нужные будут 4-5 СЛС  8)

  


  
Земля - это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. Ц.К.Э

 

Back-stabber

Цитироватьpkl пишет:
Без супертяжей я ещё могу понять, но без тяжей???  :o Выводить ИСЗ и АМС многопуском?  :o
Ну если раз в пять лет Вам понадобиться более 25-тонн приведённых к массе на НОО -- то можно и многопуском. Но пока -- IMHO ничто не предвещает...  :)
Разрушитель иллюзий.

Back-stabber

Цитироватьpkl пишет:
Тогда давайте, агитируйте за ЯРД - интенсивнее не бывает.  :)  
ТЯРД.  :)  ЯРД и так был.

Цитироватьpkl пишет:
На Луну в однопуск можно и 100 т слетать,
На Луну и обратно каг-бы Протоном летали. Ещё хз когда.  ;)
Разрушитель иллюзий.

Back-stabber

ЦитироватьShestoper пишет:
Часто видели, чтобы в детской песочнице замки строили шагающим экскаватором? Нонче большинство задач требуют очень скромного грузопотока.
Когда-нибудь и супертяжи станут недостаточны, например чтобы довести космические грузоперевозки хотя бы до 1% земных.
С целью? Ну нафига нам этот "грузопоток"?  8)
Разрушитель иллюзий.

Дем

ЦитироватьBack-stabber пишет:
С другой стороны что-бы научиться -- надо пулять.
Вопрос надо ставить _нужно-ли_ учиться.
По мне -- так это тупиковый путь. Надо учиться решать задачи _без_ тяжей и супертяжей. Это IMHO перспективнее.  ;)  
для начала надо определиться, какие задачи нам по плечу. пока все программы какие я видел под супертяж - не более чем флаговтык. Но если американцы потеряли интерес к программе после шестой высадки, у нас не факт что дотянем хотя бы до второй. А супертяж на один пуск - слишком дорогое развлечение.
Цитироватьpkl пишет:
И, собственно говоря, речь шла о том, что если супертяж нам когда-либо в обозримом будущем понадобится, задел для него надо создавать уже сейчас.
Зачем? Сатурн-5 сделали менее чем за десяток лет - вообще с нуля. Сейчас такой проект при нормальном финансировании можно года за три сделать.
ЦитироватьMark пишет:
Для полетов на Луну, тем более на Марс, всегда будут нужные тяжолые носители. Так например масса ТЕМ-25Мвт будет на 125 тонн. А перспективный VASIMR двигатель на 100-200 Мвт будет имеет массу на 100-200 тонн
Не факт, что всё это не режется на кусочки по 20 тонн.
Цитироватьpkl пишет:
Тогда давайте, агитируйте за ЯРД - интенсивнее не бывает.
ЯРД в атмосфере - нельзя. а за атмосферой он не особо и нужен - там большой тяги не надо.
Цитироватьpkl пишет:
Я знаю, что от супертяжей никуда не деться. Вопрос в том, КАКОЙ СУПЕРТЯЖ ОПТИМАЛЕН?
В том-то и дело, что никакой. Кванта ПН в 20-40т достаточно для любой задачи.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Valerij

ЦитироватьMark пишет:
Стартовая масса корабля на Марс с ЯРД будет на около 700 тонн, в том ПН на около 100 тонн. Нужные будут 4-5 СЛС 8)
С учетом плановой частоты пусков SLS раз в четыре года всего двенадцать или шестнадцать лет после первого пуска.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Сколько раз повторять, или будут летать часто как самолетами Аэрофлота , тогда будет реальный космос или очередной флаговтык с потерей сил средств и времени.

Back-stabber

ЦитироватьЮрий Темников пишет:
Сколько раз повторять, или будут летать часто как самолетами Аэрофлота , тогда будет реальный космос или очередной флаговтык с потерей сил средств и времени.
А _зачем_ летать "часто как.."? :)
Разрушитель иллюзий.

Valerij

ЦитироватьShestoper пишет:
Официально супертяж - это от 80 тонн и выше. Так что все равно от супертяжей никуда не деться.
В принципе. супертяж, как элемент системы МСТ, предназначенный для вывода на НОО, может задумать Маск. Тогда это будет, вероятно, трехступенчатая  с полностью многоразовыми первой и второй ступенями система. Могу также предположить возможность установки на этой системе стартовых ускорителей, тогда получится трехступенчатая полностью многоразовая система с посадкой на воду. Самая большая сложность - верхняя многоразовая ступень.

При этом мне, в общем, нравится описанный тобой метановый супертяж, при ограниченном до 5-6 числе двигателей. Масса ПН на НОО в 100-150 тонн вполне достаточна для начала.
   
ЦитироватьShestoper пишет:
На Луну и обратно слетать - это ХС порядка 18 км/c, причем большая часть обязательно с большой тягой. Строго для Луны ЖРД вполне достаточно, другое дело полеты с более высокой ХС
Маска Луна не очень интересует, но он вполне может выступить как подрядчик для лунных проектов. Я думаю, что получится унифицированная система, в которой многоразовые нижние две-три ступени предназначены для выхода на НОО, на них, при необходимости, можно поставить еще две ступени для доставки ПН на ОЛО, или к Марсу. Горючее - метан.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьValerij пишет:
В принципе. супертяж, как элемент системы МСТ, предназначенный для вывода на НОО, может задумать Маск. Тогда это будет, вероятно, трехступенчатаяс полностью многоразовыми первой и второй ступенями система.
Тогда она не будет "тяжем".  ;)
Разрушитель иллюзий.

Дем

СССР не особо напрягаясь делал сотню запусков в год.
Если хотя бы треть из них отвести на программу - это 700т. Т.е. целый МЭК.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Valerij

ЦитироватьBack-stabber пишет:
ЦитироватьValerij пишет:
В принципе. супертяж, как элемент системы МСТ, предназначенный для вывода на НОО, может задумать Маск. Тогда это будет, вероятно, трехступенчатаяс полностью многоразовыми первой и второй ступенями система.
Тогда она не будет "тяжем".  ;)
Ну, почему? Три ступени - для того, чтобы получить приемлемое значение мюПН на метановых малонапряженных двигателях, две или три многоразовые из них - что бы обеспечить достаточно низкую стоимость запуска и возможность достаточно частых пусков, стартовые ускорители, похожие на Кузнечика - для возможности "играть" величиной кванта ПН в определенных рамках и увеличить мюПН. Сложная проблема только одна - верхняя ступень, выходящая на орбиту, будет достаточно большой, и, ИМХО, довольно тяжелой. Но проблема может быть решена в несколько этапов - первое время частых полетов МСТ не просматривается, и начать вполне можно с одноразовой верхней ступенью, что, кстати, увеличит выводимую ПН.
   
ПН такой системы на НОО можно выбрать (играя числом стартовых ускорителей) в диапазоне 150-180 тонн - как раз для Луны в однопуск. Зто удобно, так как две верхних ступени "лунной ракеты", в принципе, пригодны для отправки тяжелых АМС и даже грузовых "посылок" к Марсу.
Или 100-120 тонн для двупуска и более частых запусков. Можно попробовать просчитать и посадку первой ступени на сушу, по типу "Кузнечика", тогда проще использовать более продвинутые движки, и время подготовки к пуску, вероятно, уменьшится.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьValerij пишет:
Ну, почему?
Патамучта "многоразовость" снижает ПН. Ну или повышает стартовую массу. Выбирайте как Вам больше нравится.  8)
Разрушитель иллюзий.

Стоимость РН постоянно растет и совсем недалеко то время ,когда Одноразовые предадут анафеме  невзирая на их "преимущества"

Valerij

ЦитироватьBack-stabber пишет:
Патамучта "многоразовость" снижает ПН. Ну или повышает стартовую массу. Выбирайте как Вам больше нравится.
ПН там написано, так что выбор очевиден.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьValerij пишет:
ЦитироватьBack-stabber пишет:
Патамучта "многоразовость" снижает ПН. Ну или повышает стартовую массу. Выбирайте как Вам больше нравится.
ПН там написано, так что выбор очевиден.
Хде это "там"?  8)
Разрушитель иллюзий.

Shestoper

Цитироватьpkl пишет:
Я знаю, что от супертяжей никуда не деться. Вопрос в том, КАКОЙ СУПЕРТЯЖ ОПТИМАЛЕН? Идея в том, чтобы за счёт ЯРДа сэкономить на инфраструктуре для супертяжа: старт, МИК, перевозка ракетных блоков и т.п. Всё же, даже 100 т - это носитель несколько другой размерности, нежели на 200 т.
Вопрос в том, насколько изменится размерность и стоиомость МИКа и старта. Есть мнение, что гораздо меньше, чем вдвое.

Shestoper

ЦитироватьBack-stabber пишет:
С целью? Ну нафига нам этот "грузопоток"?
А сколько км будут жить подшипники луноездов в лунной пыли? А как быстро срабатываться буровые головки на разведывательных буровых? Даже одна база при активной деятельности будет потреблять минимум десятки тонн расходников в год, это без учета развертывания. Десятки тонн на поверхности Луны - это сотни тонн на НОО.