Доступный для России супертяж

Автор Shestoper, 25.07.2009 19:40:36

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Back-stabber

Алекс, а кста, как относятся реальные геологи к металлогидридной теории строения Земли и собственно к самому Ларину?
С моей ламерской колокольни -- всё весьма стройно и забавно получается... Особо прикольно относительно ожидаемой степени "наводороживания" Луны... :roll:
Разрушитель иллюзий.

Valerij

ЦитироватьТаким образом во время посадки будете смещать ЦМ...которе крайне не желательно во время посадки...
если уж перекачивать так , то только после посадки.
Какое изменение положения ЦМ во время посадки? К этому моменту баки взлетной ступени заполнены полностью, баки посадочной - практически пустые. Иначе как раз опасно - большой объем топлива в полупустых баках может опрокинуть лендер при посадке. Понятно, что перекачивать топливо лучше при наличии гравитации (или ускорения), но с ЛОС лендер уходит в условиях невесомости.

Цитировать
ЦитироватьСкажем так. Предположим, что для выхода на орбиту нужно набрать 2 км/сек. Взлетная ступень разгоняется примерно до 1,8 км/сек и отбрасывается. Внимание, вопрос - много ли мы так наэкономили? Тем более в составе взлетной ступени часть системы электропитания, ориентации и позиционирования. Зато теперь нам нужно доставлять с Земли новую взлетную ступень, и вся наша экономия пошла коню под хвост.....
если Вы очень уж хотите делать взлетную ступень многоразовой то нужно взлетную ступень и взлетную кабину делать в монолите...как единое целое...вот тут будет все то что имеет смысл спасать, те СЖО, двигатели ориентации, аккумуляторы, часть солнечных батарей по корпусу  и тп...
Я не понимаю, чем конструктивное исполнение в виде двух модулей - взлетная ступень/ПАО и кабина управления? Это позволяет монтировать совершенно разные корабли из унифицированных элементов. Вот очевидные варианты:

1) Пилотируемый лендер для маршрута ЛОС - База, до шести мест, малое время автономности, но большое в составе комплекса.
2) Пилотируемый лендер для экспедиций посещения, на 2-4 человека, с автономностью до двух недель. Небольшие отличия в посадочной ступени и в конструкции кабины.
3) Спасательный корабль для аварийной эвакуации экипажа Лунной Базы, состоит из заправленной посадочной ступени тяжелого грузового лендера, используемого в данном случае как первой взлетной ступени, ПАО (обычной взлетной ступени от пилотируемого лендера) и кабина - легкая одноразовая капсула, способная возвращаться на Землю со второй космической скоростью. Возможна комплектация небольшим надувным шлюзом для посадки.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Artemkad

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПо поводу механизма концентрации смотрите, как выглядит ответ на самом деле:
Плохо выглядит механизм. Площадь концентрации маленькая.
Значит месторождение не придется искать на большой площади. А "разведанных запасов" на несколько сотен лет хватит.
Нет, это значит, что концентрируется вода с малой площади. Т.е. процент там может быть не выше чем под ногами на экваторе на глубине 3 метра.
ЦитироватьПравда в них расходуемый угольный электрод, и никто горячий сжатый кислород с температурой под тысячу К в этих электролизерах собирать не пробовал.....

А вы электроды к электролизерам с Земли возить собрались, или на местное производство кокса рассчитываете?
Нет, я рассчитываю на более технологичные электроды. Прикидочные материалы для них - платина, золото, вольфрам, карбид вольфрама или их комбинация ... Т.е. использовать пассивные плохо окисляемые металлы.
Что касается газов - на заводах печи полностью закрытые и газы отводятся централизованно.  
ЦитироватьМогут, но это займет много времени, и в эффективности будет уступать производству топлива из местной воды в десятки раз.
Не факт. Взамен получаем достаточную неприхотливость к сырью и общую простоту процесса. Конечно эффективность получения водорода там будет низкая, но вот кислород(75-85% массы топлива) и воду можно будет получать буквально из подножного материала. Т.е. процесс проще и интегрально может оказаться дешевле...
ЦитироватьА так, относительно небольшая, массой, скажем, двадцать тонн (не считая массы баков под продукцию, так как это баки стационарно установленных посадочных ступеней, доставивших установку и модули базы) установка,  
Вообще-то даже сейчас на Земле есть вплоть до лабораторных печей массой несколько кило и токи на единицы кА. Т.е. каких-то принципиальных ограничений на снижение массы печи нет.
:-\

Back-stabber

ЦитироватьК этому моменту баки взлетной ступени заполнены полностью, баки посадочной - практически пустые. Иначе как раз опасно - большой объем топлива в полупустых баках может опрокинуть лендер при посадке. Понятно, что перекачивать топливо лучше при наличии гравитации (или ускорения), но с ЛОС лендер уходит в условиях невесомости.
Отказ посадочной ступени через десяток секунд после начала торможения.

Наши действия?  :wink:
Разрушитель иллюзий.

Valerij

Цитировать
ЦитироватьК этому моменту баки взлетной ступени заполнены полностью, баки посадочной - практически пустые. Иначе как раз опасно - большой объем топлива в полупустых баках может опрокинуть лендер при посадке. Понятно, что перекачивать топливо лучше при наличии гравитации (или ускорения), но с ЛОС лендер уходит в условиях невесомости.
Отказ посадочной ступени через десяток секунд после начала торможения.

Наши действия?  :wink:
Если через десять секунд - то отказ от посадки, сброс посадочной ступени и попытка вернуться на остатках топлива. Если заметно позже - то расстыковка и возвращение на ЛОС, так как топливо в баки взлетной ступени накачивается относительно быстрее. Там должен быть момент, когда топливо взлетной ступени израсходовано практически все, а новое из посадочной не накачано, но нужно сделать так, что бы в этот момент лендер остался на орбите. Тогда его без проблем вернет на ЛОС динамический модуль.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Back-stabber

ЦитироватьЕсли через десять секунд - то отказ от посадки, сброс посадочной ступени и попытка вернуться на остатках топлива.
Думается мне через 10 секунд периселений будет уже _под_ поверхностью.
Это приведёт к контакту с поверхностью на скорости чуть больше круговой.
Что IMHO не желательно, ибо может повлечь за собой достаточно серьёзные последствия.
Накой весь этот гемор-то? В чём профит? :roll:
Разрушитель иллюзий.

Valerij

ЦитироватьНет, это значит, что концентрируется вода с малой площади. Т.е. процент там может быть не выше чем под ногами на экваторе на глубине 3 метра.
То есть вы готовы опровергать результаты, полученные контактным способом - импактом? У вас есть данные, что в экваториальной зоне Луны есть реголит с содержанием 5,5% воды? Поделитесь.

Цитировать
ЦитироватьПравда в них расходуемый угольный электрод, и никто горячий сжатый кислород с температурой под тысячу К в этих электролизерах собирать не пробовал.....
Нет, я рассчитываю на более технологичные электроды. Прикидочные материалы для них - платина, золото, вольфрам, карбид вольфрама или их комбинация ... Т.е. использовать пассивные плохо окисляемые металлы.
Что касается газов - на заводах печи полностью закрытые и газы отводятся централизованно.
Так ведь отводится не под высоким давлением, и не чистый горячий кислород.....

Цитировать
ЦитироватьМогут, но это займет много времени, и в эффективности будет уступать производству топлива из местной воды в десятки раз.
Не факт. Взамен получаем достаточную неприхотливость к сырью и общую простоту процесса. Конечно эффективность получения водорода там будет низкая, но вот кислород(75-85% массы топлива) и воду можно будет получать буквально из подножного материала. Т.е. процесс проще и интегрально может оказаться дешевле...
Ну и как вы получите воду из реголита экваториальной части Луны?
Вы табличку с содержанием элементов в этом реголите покажите.

На самом деле процесс получения кислорода на Луне, вероятно, будет намного сложнее. Потребуется восстановление метала технологическим углеродом или водородом, и потом "добыча" кислорода из СО2 или электролиз воды.

Цитировать
ЦитироватьА так, относительно небольшая, массой, скажем, двадцать тонн (не считая массы баков под продукцию, так как это баки стационарно установленных посадочных ступеней, доставивших установку и модули базы) установка,
Вообще-то даже сейчас на Земле есть вплоть до лабораторных печей массой несколько кило и токи на единицы кА. Т.е. каких-то принципиальных ограничений на снижение массы печи нет.
Проблема в том, что установка на Луне должна длительное время работать практически без обслуживания. Засыпал раз в смену (или в сутки) дежурный в приемный бункер реголит, освободил бункер от шлака, и забыл, раз в месяц - регламент. Так что лабораторные агрегаты, требующие непрерывного внимания, здесь не канают.

В этом и есть основная разница. Вода на полюсах в зонах вечной тени позволяет развернуть промышленное производство лунного топлива, а кислород из реголита позволяет, в лучшем случае, несколько снизить стоимость поддержания только той станции, на которой находится.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Valerij

Цитировать
ЦитироватьЕсли через десять секунд - то отказ от посадки, сброс посадочной ступени и попытка вернуться на остатках топлива.
Думается мне через 10 секунд периселений будет уже _под_ поверхностью.
Даже в этом случае лендер будет в нескольких десятках метров от ЛОС, так что динамический модуль его легко вернет обратно.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Alex_II

ЦитироватьАлекс, а кста, как относятся реальные геологи к металлогидридной теории строения Земли и собственно к самому Ларину?
С моей ламерской колокольни -- всё весьма стройно и забавно получается... Особо прикольно относительно ожидаемой степени "наводороживания" Луны... :roll:
Реальным геологам как правило не до того нынче... Но гипотеза интересная, да и о выходах водорода мне самому слышать приходилось... Проверять надо...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Back-stabber

Ну какое в пень "лунное топливо"....
Тупо слетать на ЛОС (и то, если она не высоко особо..) и обратно -- 60% от аппарата должно быть топливо.
Пусть 10 тонн он весит.
Процентов 30 (а фигли, это вам не разгонник, тут лапки у нас, и радары там всякие, стыковочные узлы, заправочная система, и прочая машинерия..) -- сам аппарат.
Осталась тонна. (оптимистично если.)
Пусть он 10 рейсов может даже сделать.
Доставить его к месту "заправки" -- это надо чуть более 4-х тонн на ОЛО закинуть.
Итого расходы 400 кг на тонну транспортируемого груза. (замена лендера)
"Тупо" положить эту тонну на привозном топливе -- 560 кг.
Итого в одном случае 1400 кг, в другом -- 1560.

Разница -- 10 (десять!!) процентов.  :lol:

Стоимость завода, реактора, оператора с лопатой, и прочей лабуды -- считать будем? Или уже не стоит?  :wink:
Разрушитель иллюзий.

Artemkad

ЦитироватьТак ведь отводится не под высоким давлением, и не чистый горячий кислород.....
Отводится под тем давлением которое получается и по составу - смесь О2 СО2 и СО . Т.е. кислород плюс обгоревшие электроды ну и плюс вода, водород, фтор и так - чего там в руде и присадках найдется.
ЦитироватьНу и как вы получите воду из реголита экваториальной части Луны?
Вы табличку с содержанием элементов в этом реголите покажите.
Те таблички которые я видел мало что показывают. Там массовая развесовка элементов, а не молярная. И водород как наиболее легкий элемент там по определению в самом низу.
ЦитироватьПроблема в том, что установка на Луне должна длительное время работать практически без обслуживания. Засыпал раз в смену (или в сутки) дежурный в приемный бункер реголит, освободил бункер от шлака, и забыл, раз в месяц - регламент. Так что лабораторные агрегаты, требующие непрерывного внимания, здесь не канают.
Так это и есть задача разработчиков печи. Или думаете, что тут на форуме мы еще и оптимальную конструкцию нарисуем? Само собой нужна автоматика, но это сейчас не самый массивный элемент.
ЦитироватьВ этом и есть основная разница. Вода на полюсах в зонах вечной тени позволяет развернуть промышленное производство лунного топлива
Напоминаю - мы пока не знаем сколько там воды и в какой она форме. Результат импакта показывает наличие там возбужденных групп ОН, но это с таким-же успехом может быть результатом наличия гидроксидов, а не воды.
:-\

Дем

ЦитироватьНу какое в пень "лунное топливо"....
Тупо слетать на ЛОС (и то, если она не высоко особо..) и обратно -- 60% от аппарата должно быть топливо.
Пусть 10 тонн он весит.
10 тонн он весит в момент посадки. А в момент взлёта - хоть 100 тонн. Просто нагребли окружающего реголита в расходный бункер. А при старте 80% израсходовали - и прилетели на ЛОС всеми 20ю тоннами...

Кроме того - зачем циклится на водороде? Есть много других веществ, которые при сгорании в кислороде дадут газ... На Луне только легколетучих элементов нет...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

oldleshy

граждане, не подскажите где здесь ветка про доступный для России супертяж?

Reentrant

ЦитироватьА что, на поверхности Луны были обнаружены камни типа земных гранитов? Я слышал о том, что поверхность Луны завалена слоем обломочного реголита, толщиной минимум метров десять.
А вот и один из таких обломков. Гранит, не гранит, мало не покажется.

На дне кратера будет еще интереснее.

Цитироватьграждане, не подскажите где здесь ветка про доступный для России супертяж?
Вам что-то есть сказать про супертяж? Не стесняйтесь, слушаем вас внимательно.

G.K.

Цитироватьграждане, не подскажите где здесь ветка про доступный для России супертяж?
Вам придётся поверить в легенды о призраках - вы среди них (с) :wink:
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Valerij

Цитировать
ЦитироватьВ этом и есть основная разница. Вода на полюсах в зонах вечной тени позволяет развернуть промышленное производство лунного топлива
Напоминаю - мы пока не знаем сколько там воды и в какой она форме. Результат импакта показывает наличие там возбужденных групп ОН, но это с таким-же успехом может быть результатом наличия гидроксидов, а не воды.
По остальному отвечу позже, но внимательно смотрите табличку:



Обратите внимание, что, кроме содержания пара есть второй столбик - содержание льда. И на промежутке 23-30 секунд после импакта содержание льда в выброшенном материале в пять раз больше, чем пара....

Я даже не скажу на память, изучался ли в том проекте содержание радикала ОН в выброшенном материале. Вы можете самостоятельно изучить этот вопрос ;)

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Reentrant

ЦитироватьОбратите внимание, что, кроме содержания пара есть второй столбик - содержание льда. И на промежутке 23-30 секунд после импакта содержание льда в выброшенном материале в пять раз больше, чем пара....
Давайте уже ссылку на статью, что за обрывки неведомо откуда. Без контекста все это бессодержательно.


Valerij

Цитировать
ЦитироватьОбратите внимание, что, кроме содержания пара есть второй столбик - содержание льда. И на промежутке 23-30 секунд после импакта содержание льда в выброшенном материале в пять раз больше, чем пара....
Давайте уже ссылку на статью, что за обрывки неведомо откуда. Без контекста все это бессодержательно.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=654286#654286
http://www.nasa.gov/mission_pages/LRO/news/lro-lcross-impact.html
http://www.unmannedspaceflight.com/index.php?showtopic=5596&pid=165706&st=0&#entry165706

Просто понятно,, что теперь пора посылать туда нормальный Луноход.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Artemkad

Цитироватьhttp://www.planetary.brown.edu/pdfs/4310.pdf
Судя по этому методика не самая точная и гарантированная. Особенно для неизвестного состава пород. С таким методом можно О-О-ЧЕНЬ ошибиться.
:-\