110 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова

Автор Salo, 29.07.2010 16:28:02

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.energia.ru/ru/news/news-2010/news_07-26.html


Цитировать26.07.2010. РКК "Энергия" им. С.П. Королёва,
г. Королёв Московской области



29 июля 2010 года исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Клавдиевича Тихонравова - пионера ракетно-космической техники, одного из ближайших соратников Главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королёва.

М.К. Тихонравов возглавлял разработку первой отечественной жидкостной ракеты ГИРД-09, был активным участником создания первых отечественных межконтинентальных ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций.

Работал в ГИРД (1931-1933), РНИИ (1933-1946), НИИ-4 (1946-1956).

С 1956 года - начальник проектного отдела в ОКБ-1, в 1961-1966 гг. - заместитель главного конструктора С.П. Королёва в ОКБ 1 (затем ЦКБЭМ, НПО "Энергия", сегодня ОАО "РКК "Энергия" им. С. П. Королёва";), в 1966-1970 гг. - заместитель главного конструктора В.П. Мишина в ЦКБЭМ, в 1970-1973гг. - научный руководитель ЦКБЭМ.

М.К. Тихонравов внёс значительный научный и практический вклад в создание и развитие отечественной ракетной техники и космонавтики, в подготовку учёных и специалистов в этой области.

Коллектив Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королёва с особой гордостью вспоминает М.К. Тихонравова, как и имена других первопроходцев ракетно-космической техники и космонавтики, которые, работая в те далёкие годы на нашем предприятии, обеспечили создание и развитие отечественных ракетных и космических технологий, ставших основой ракетно-ядерного щита нашей Родины и открывших человечеству дорогу в космос.

 Биографическая справка:

М.К. Тихонравов (29 июля 1900 г. - 04 марта 1974 г.) родился в г. Владимире. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную армию. В 1920 г. был направлен на учебу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (с 1925 г. - Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского). Заинтересовался ракетной техникой, которая стала затем делом всей его жизни. После окончания академии в 1925 г. получил назначение в КБ Н.Н. Поликарпова, где участвовал в разработке самолётов.

В 1931 г. при Осоавиахиме была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), состоящая из четырех бригад, руководимых Ф.А. Цандером, М.К. Тихонравовым, Ю.А. Победоносцовым и С.П. Королёвым. Его бригада занималась исследованием проблем создания ракетных двигателей и ракет на жидком топливе. 17 августа 1933 г. состоялся первый удачный пуск разработанной под его руководством ракеты ГИРД-09 на полигоне в Нахабино Московской области. Пуском руководил С.П. Королёв.

Когда на базе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРД 31 октября 1933 г. был образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), возглавил отдел жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) института.

В 1935 г. издал книгу "Ракетная техника". В 1936 г. возглавил научно-исследовательскую группу по улучшению устойчивости полёта и кучности пороховых реактивных снарядов.

После реорганизации РНИИ в 1944 г. перешел в его филиал, где совместно с Н.Г. Чернышевым руководил отделом ракет, ракетных двигателей и топлив. В 1945 г. группой сотрудников филиала РНИИ под его руководством (совместно с Н.Г. Чернышевым) разработан эскизный проект высотной ракеты ВР-190 для подъёма двух человек на высоту до 200 км.

В декабре 1946г. перешел в НИИ-4 Вооружённых Сил, где продолжил работу над проектом ВР-190. Провёл цикл теоретических и экспериментальных исследований ЖРД, руководил проектированием высотного ракетного аппарата с ЖРД и ракет пакетной схемы. С 1947 г. работал над исследованиями проблем создания баллистических ракет большой дальности, ракет-носителей (РН) и искусственных спутников Земли (ИСЗ).

На основании работ, проведенных им и созданной им группой сотрудников-энтузиастов, в 1951 г. был разработан и выслан С.П. Королёву в ОКБ-1 проект экспериментальной ракеты пакетной схемы, способной осуществить запуск ИСЗ (проект содержал раздел, посвящённый проблемам создания спутника, вывода его на орбиту и спуска на Землю).

После отстранения в НИИ-4 от должности (в 1950 г.) он только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственных спутников Земли, когда НИИ был привлечён к работам ОКБ-1 С.П. Королёва по созданию ИСЗ. Уже в 1954 году М.К. Тихонравов предложил программу освоения космического пространства, которая предусматривала этапы от запуска первого ИСЗ к созданию пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций и до высадки на Луну.

В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1 на должность начальника отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и планет Солнечной системы. За успешные запуски первого ИСЗ и ИСЗ с живым существом на борту в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.

Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля "Восток", за что в 1961 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали "Серп и Молот". В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.

В 1961-1970 гг. - заместитель главного конструктора ОКБ-1/ ЦКБЭМ. В 1970-1973 гг. - научный руководитель ЦКБЭМ.

Полковник-инженер. Педагогическую работу вел с 1931 г. (по совместительству), читал в МАИ им. С.Орджоникидзе курс "Моторные установки". Затем с перерывами преподавал в МАИ (1940), на Высших инженерных курсах в МВТУ им. Н. Э. Баумана (1948-1950), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности (1950-1953). С 1959 г. непрерывно работал в МАИ (по совместительству) в должности профессора кафедры проектирования и конструкции летательных аппаратов, читал лекции по космонавтике. Подготовил 10 кандидатов технических наук. Был научным руководителем студенческого КБ "Искра" и работ по созданию малых негерметичных ИСЗ типа "Радио", "Искра".

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской премии (1957). Награжден орденами Ленина (1945, 1961), Красного Знамени (1944, 1950), Отечественной войны II степени (1944), медалями "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" (1970), "За победу над Германией 1941-1945г.г." (1946), "В память 800-летия Москвы" (1948), "30 лет Советской Армии и Флота" (1948), "20 лет победы в Великой Отечественной войне" (1966), "50 лет Вооруженных Сил СССР" (1969).

Член-корр. Академии артиллерийских наук (1948), член-корр. Международной академии астронавтики (1968). Д.т.н. (1958). Профессор (1962).
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

http://www.pereslavl.info/page-id-86.html

ЦитироватьТихонравов Михаил Клавдиевич

"В ракете заложены огромные возможности, которых не имеют другие летательные машины!" Еще в 1935 году это утверждал известный ученый и конструктор МИХАИЛ КЛАВДИЕВИЧ ТИХОНРАВОВ, позднее доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Тихонравов родился в семье учителя во Владимире, был организатором первых комсомольских ячеек в Переславле-Залесском. В 1919 году вступил добровольцем в Красную Армию, был в составе первого выпуска авиационных инженеров, подготовленных Военно-воздушной академией имени Жуковского. Конструкторскую работу начал еще в стенах академии.

Тихонравов отдавал много сил исследованию далеких перспектив развития космонавтики, был инициатором новых разработок. В военные годы он занимался повышением кучности стрельбы из гвардейских минометов и разработкой ракетного перехватчика, а в конце войны уже создавал из снарядов «катюш» четырех ступенчатую ракету для исследования космических лучей. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 км, а в 1951 году он выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в «пакет».

В 1955 году Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу». Вся дальнейшая работа Михаила Клавдиевича подтвердила эти слова Королева. Неоценимо значение и его более чем полувековой педагогической деятельности. Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.rtc.ru/encyk/biogr-book/18T/2890.shtml

ТИХОНРАВОВ МИХАИЛ КЛАВДИЕВИЧ

Цитировать
29.VII.1900-4. III. 1974. Род. в г. Владимире. В 1919 г. добровольцем вступил в Красную армию. В 1920 г. по решению командования был направлен на учебу в Институт инженеров Красного Воздушного Флота, преобразованный в 1925 г. в Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Начал интересоваться ракетной техникой, которая стала затем делом всей его жизни. После окончания академии в 1925 г. получил назначение в самолетостроительное КБ Н. Н. Поликарпова, где участвовал в разработке самолетов. В 1931 г. при Осоавиахиме была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), состоящая из четырех бригад, руководимых Ф. А. Цандером, М. К. Тихонравовым, Ю. А. Победоносцовым и С. П. Королевым. Многие члены бригад, помимо ГИРД, работали в авиационных КБ и на заводах. Летом 1932 г. перешел на постоянную работу в ГИРД. Его бригада занималась исследованием проблем создания ракетных двигателей и ракет на жидком топливе. 17 августа 1933 г. состоялся первый удачный пуск разработанной под его руководством ракеты 09 на полигоне в Нахабино Московской обл. (на месте запуска установлен обелиск), руководил пуском С. П. Королев. 31 октября 1933 г. на базе Ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и ГИРД был образован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), воглавил отдел жидкостных ракетных двигателей. В 1935 г. издал книгу "Ракетная техника". В 1936 г. возглавил научно-исследовательскую группу по улучшению устойчивости полета и кучности пороховых реактивных снарядов. В 1944 г. выполнял особое задание правительства в 60-й действующей армии 1-го Украинского флота. После реорганизации РНИИ в 1944 г. перешел в его филиал, где совместно с Н. Г. Чернышевым руководил отделом ракет, ракетных двигателей и топлив. В 1945 г. группой сотрудников филиала РНИИ под его руководством (совм с Н. Г. Чернышевым) разработан эскизный проект высотной ракеты, названной ВР-190; ракета предназначалась для подъема двух человек на высоту до 200 км и состояла из ракетной части и специальной герметичной кабины. В декабре 1946 г. перешел в НИИ-4 ВС, где продолжил работу над проектом ракеты ВР-190, получившим название "Ракетный зонд с парашютно-тормозной системой". Провел цикл теоретических и экспериментальных исследований ЖРД, руководил проектированием высотного ракетного аппарата с ЖРД и ракет пакетной схемы. С 1947 г. работал над исследованиями проблем создания ракет большой дальности, ракет-носителей и искусственных спутников Земли. На основании работ, проведенных им и созданной им группой сотрудников-энтузиастов, в 1951 г. был разработан и выслан в ОКБ-1 С. П. Королеву проект экспериментальной ракеты пакетной схемы, способной осуществить запуск ИСЗ (проект содержал раздел, посвященный проблемам создания спутника, вывода его на орбиту и спуска на Землю). В 1956 г. назначен начальником отдела ОКБ-1. Полковник-инженер. Педагогическую работу (по совместительству) вел с 1931 г., читал в МАИ курс "Моторные установки". Затем с перерывами преподавал в МАИ (1940), на Высших инженерных курсах в МВТУ им. Н. Э. Баумана (1948-1950), заведовал кафедрой в Академии оборонной промышленности (1950-1953). С 1959 г. непрерывно работал (по совместительству) в МАИ в должности профессора кафедры проектирования и конструкции ЛА, читал лекции по космонавтике. Подготовил 10 кандидатов техн. наук. Был научным руководителем студенческого КБ "Искра" и работ по созданию малых негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио", "Искра". Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1970). Герой Социалистического Труда (1961). Ленинская премия (1957). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны II степени, медалями.В 1948 г. избран членом-корр. Академии артиллерийских наук. Член-корр. МАА. Д. т. н. (1958). Профессор (1962). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

© 2005, Мелуа А.И., текст
"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Salo

http://www.rg.ru/2010/07/28/tihonravov-poln.html

ЦитироватьУнесенные Марсом
29 июля исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося конструктора Михаила Клавдиевича Тихонравова
Наталия Ячменникова

"Российская газета" - Федеральный выпуск №5245 (166) от 29 июля 2010 г.

[img:f23dc99c3a]http://img.rg.ru/img/content/41/01/15/TASS250.jpg[/img:f23dc99c3a];
Тихонравов и Королев мечтали о полете человека на другую планету. Фото: ИТАР-ТАСС

Все, что летало в космос в первые десять лет космической эры, было спроектировано в королевском ОКБ-1, в легендарном отделе № 9, который возглавлял самый ранний соратник и единомышленник Сергея Королева - конструктор Михаил Тихонравов. Что это был за человек? Об этом корреспондент "РГ" беседует с разработчиком проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущим конструктором по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Российская газета: Владимир Евграфович, вы знаете, как познакомились Королев и Тихонравов?

Владимир Бугров: Это произошло в конце 20-х годов в Крыму, в Коктебеле, на всесоюзных планерных соревнованиях. Тогда на планере Королева была впервые в мире выполнена мертвая петля, а на планерах Тихонравова были установлены рекорды высоты и дальности.

РГ: Они могли стать прекрасными авиационными конструкторами?

Бугров: И стали бы. Но - увлеклись идеями Циолковского. Через три десятка лет Королев возглавил ОКБ-1 - головное ракетно-космическое предприятие страны, а Тихонравов - головной проектный отдел № 9. Именно здесь были созданы космические корабли и аппараты, получившие "коктебельский" гриф "впервые в мире". Вместе они дерзнули и осуществить фантастический проект - полет на другую планету.

РГ: Тихонравов ведь встречался с Циолковским?

Бугров: Да, он был в Калуге. Михаил Клавдиевич захватил фотоаппарат и сделал на память несколько снимков.

РГ: Скажите, что за капсулу для полета на высоту 200 км разрабатывал Тихонравов еще в 1946 году?

Бугров: Это был проект суборбитального полета двух летчиков. Сталин тогда написал резолюцию: "Предложение интересное - рассмотреть для реализации". Но таких условий в то время еще не было.

РГ: А правда, что когда Тихонравов впервые обнародовал проект искусственного спутника Земли, его едва ли не освистали?

Бугров: Не верите? А ведь было. Михаил Клавдиевич выступил с докладом на сессии Академии артиллерийских наук. И там его, мягко говоря, не поняли. Но Тихонравов не сдался. Работа над спутником - иногда полуподпольно - продолжалась. И когда межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 появилась "в железе" и стало ясно, что в космос можно лететь, задел по спутнику был уже немалый. Тихонравов подчеркивал: "ИСЗ - неизбежный этап на пути развития ракетной техники, после которого станут возможными межпланетные сообщения".

РГ: Тихонравов, как и Королев, мечтал о том, что человек сможет полететь на другую планету?

Бугров: Да. Группа Тихонравова сделала проработки, которые стали толчком к подготовке в декабре 1959 года постановления Совмина "О развитии исследований по космическому пространству". Там были четко прописаны основные этапы: создание ракет для полета на Марс и Венеру, осуществление первых полетов человека в космос, разработка автоматических и обитаемых межпланетных станций и станций на других планетах. А еще через полгода было предписано начать разработку ракеты Н1 для выведения на околоземную орбиту межпланетного корабля массой 60-80 тонн.

РГ: Насколько я знаю, тогда под руководством Тихонравова разрабатывались сразу два проекта космических кораблей - "Восток" и ТМК - для экспедиции на Марс...

Бугров: Надо сказать, что период с 1957 по 1964 год стал, пожалуй, самым плодотворным в становлении советской космонавтики. Искусственные спутники Земли, возвращение из космоса животных, искусственный спутник Солнца, фотографии обратной стороны Луны, мягкая посадка на Луну и съемка ее поверхности, искусственный спутник Луны, полет к Венере, марсоход, полет Гагарина, выход Леонова в открытый космос, стыковка на орбите беспилотных кораблей... Всеми этими проектными работами руководил Михаил Тихонравов. И многое было реализовано впервые в мире.

РГ: Понятно, что новые идеи рождались не просто так...

Бугров: И Королев, и Тихонравов создали атмосферу прямо-таки "оголтелого" творчества. Структура 9-го отдела строилась по принципу самодостаточности: подразделения были нацелены на решение всего комплекса проблем, с которыми могли столкнуться разработчики еще не имевшей аналогов техники.

РГ: Сергей Павлович был известен своим крутым нравом, а Тихонравов?

Бугров: Нет, Михаил Клавдиевич был очень деликатный человек. Мы много общались по марсианскому проекту. Я тогда занимался схемой экспедиции, компоновкой комплекса и корабля, весовыми расчетами и т.д. Так вот это были не доклады начальству, а рассуждения на тему. Тихонравов сначала внимательно просматривал материал, а потом начинал прохаживаться вокруг большого круглого стола. Задавал вопросы. Но, скорее всего, себе. И отвечал на них сам.

При этом Михаил Клавдиевич так строил обсуждение, что возникало ощущение: это ты нашел решение, а он его поддержал. Впрочем, у меня не было иллюзий. Я понимал, что ему важно было, не навязывая своих мыслей, получить объективное мнение, проверить то, что, наверное, уже обсуждалось с Королевым.

РГ: Ну, конечно. Ведь марсианские проблемы нельзя было обсудить с "широкой общественностью"?

Бугров: Разумеется. Летом 1962 года Тихонравов передал мне поручение Королева: графически представить план освоения космического пространства. Я нарисовал много схем.

РГ: Они сохранились?

Бугров: Черновики самых первых примитивных - да, в моей рабочей тетради. Большинство же были уничтожены. Королев и Тихонравов хотели сами разобраться в структуре предстоящих задач, этапах их осуществления, первоочередных разработках. Так появилась концепция. Впервые пилотируемые полеты отделялись от решения задач автоматами. Разделялись полеты в околоземном и в околосолнечном пространстве, так как стартовые массы ракет для их осуществления различались на порядок.

РГ: А действительно ли в концепции был заложен полет человека вокруг Солнца?

Бугров: Совершенно верно. Космонавт Георгий Гречко, работавший в ту пору баллистиком, помнит, как Тихонравов обсуждал с ними вопросы размещения корабля в точках либрации при полете вокруг Солнца, а при полете на орбиту спутника Марса - возможность причаливания к его спутникам Фобосу или Деймосу. Проект экспедиции на Марс был представлен Межведомственной комиссии в составе эскизного проекта по ракете Н1 и утвержден ее председателем, президентом АН СССР М.В.Келдышем. Это давало основание Королеву начать практическую подготовку марсианской экспедиции.

РГ: Говорят, что именно благодаря Тихонравову космос открылся не только для космонавтов из летчиков-истребителей, но и для инженеров?

Бугров: Получилось так. В процессе работы над марсианским проектом стало ясно: для сборки и испытаний комплекса на орбите нужны будут космонавты с квалификацией не ниже, чем у специалистов, выполняющих эти операции на заводе и полигоне. Поэтому Тихонравов и Королев решили: нужен специальный отряд космонавтов.

В конце 1962 года Королев собрал в кабинете Тихонравова 60 инженеров: готовьтесь к медкомиссии. А через два года появилась необходимость сформировать общий с военными список для участия в программе "Восход". Королев поручил составить список от ОКБ-1, и Тихонравов при мне выбрал 15 человек. Из них впоследствии слетали 8. Они и составили основу первого отряда ОКБ-1. Так что Тихонравова можно считать "крестным отцом" нашего отряда.

РГ: Марсианские замыслы "задвинула" Луна?

Бугров: Да, они ушли на второй план в 1964 году с постановлением Хрущева об освоении Луны.

РГ: А что за история, когда Королев поручил Тихонравову сделать проект сборки на орбите кораблей "Восток"?

Бугров: Тихонравов в 1959 году на большом совещании на полигоне высказал идею, что корабли большой массы нужно создавать на орбите с помощью сборки, а не выводить их с Земли. Сергей Павлович дал такое задание. Были разработаны система автоматической стыковки и проект корабля 7К-ОК, получившего название "Союз". Он уже более сорока лет исправно доставляет космонавтов на орбиту. Так что сегодняшняя космонавтика целиком и полностью "живет" разработками, проектные основы которых были заложены в отделе Михаила Клавдиевича.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

luft67

Кстати, а кто помнит (лучше знает), когда было организовано в МАИ СКБ Искра? Из вышеприведенных цитат получается, что еще до 1974 года?
Я по наивности (незнанию) думал, что Искра появилась в конце 70х.

luft67

ЦитироватьКстати, а кто помнит (лучше знает), когда было организовано в МАИ СКБ Искра? Из вышеприведенных цитат получается, что еще до 1974 года?
Я по наивности (незнанию) думал, что Искра появилась в конце 70х.

упс, сорри, глянул еще несколько страниц в поисковике и таки нашел - в 1968году.
Повезло тем студентам!