Новости КБХА 2

Автор Salo, 21.06.2009 11:52:22

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

zandr

https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=1&nid=545337&lang=RU
ЦитатаИспытания нового многоразового метанового ракетного двигателя начнутся в 2022 году - госзакупки
06.02.2021 8:30:00
       Москва. 6 февраля. ИНТЕРФАКС - На разработку и испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн выделено 6,3 млрд рублей, следует из материалов портала госзакупок.
       Как уточняется в тендере, изготовление опытного образца жидкостного ракетного двигателя №1 должно завершиться к 15 ноября 2023 года. Всего планируется изготовить восемь опытных образцов.
       Испытания двигателей планируется провести с 1 сентября 2022 до 15 ноября 2025 года.
       Тяга двигателя будет составлять 85 тонн. Научно-технический задел, полученный при разработке, будет использоваться при создании на его базе серийного метанового двигателя.
       Кроме этого, двигатель также должен обеспечивать возможность вертикальной посадки возвращаемой первой ступени.
       Цена контракта составляет 6,299 млрд рублей. Исполнителем выступает Воронежское Конструкторское бюро химавтоматики.
 Скрытый текст:
       В 2018 году глава НПО "Энергомаш" Игорь Арбузов сообщил что предприятие совместно с КБХА разрабатывает метановый двигатель с тягой 85 тонн. По его словам, эта работа велась на перспективу, потому что на тот момент ещё не существовало ракеты, в которой он мог бы использоваться.
       Позднее в 2018 году в "Роскосмосе" сообщили о планах по разработке ракеты с метановым двигателем. Она получила название Амур-СПГ.
       В 2019 году главный конструктор "Энергомаш" Петр Левочкин сообщил, что КБХА создает демонстратор двигателя. По его словам, на предприятии планируют получить готовый двигатель уже к 2024-2025 годам.
       В 2020 году Исполнительный директор "Роскосмоса" по науке Александр Блошенко сообщил, что эскизный проект ракеты будет готов в 2021 году. Первый полёт, по его словам, запланирован на 2025-2026 года.
       В документах портала госзакупок также сообщалось, что "Роскосмос" рассматривает возможность увеличения числа использований двигателя первой ступени с 10 до 50 раз.
       В многоразовом варианте исполнения "Амур-СПГ" будет способен вывести на низкую околоземную орбиту не менее 9,5 тонн полезной нагрузки, в одноразовом - не менее 12 тонн.
       При этом, на этапе разработки эскизного проекта ракеты, специалисты рассмотрят альтернативные механизмы сохранения первой ступени. В качестве компонентов топлива для ракеты будут использоваться сжиженный природный газ и жидкий кислород.
       Стартовый комплекс ракеты на космодроме Восточный должен обеспечить до 15 пусков в год с учетом межполетного обслуживания многоразовой первой ступени.
       Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин в 2020 году сообщил, что КБХА разрабатывает двигатели, которые можно будет использовать до ста раз.

прагматик

Цитата: zandr от 06.02.2021 09:41:07испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн
85 тс, это что бы по тяге заменить РД-191, нужно чуть меньше трёх таких двигателей? или я что то не понимаю.

Большой

Цитата: прагматик от 06.02.2021 13:26:47
Цитата: zandr от 06.02.2021 09:41:07испытания нового метанового ракетного двигателя тягой 85 тонн
85 тс, это что бы по тяге заменить РД-191, нужно чуть меньше трёх таких двигателей? или я что то не понимаю.
Для РН "Амур-СПГ" многоразовой планируется на 1-й ступени 5 двигателей. А на ракете массой 440 т потребуется 7 двигателей.
Я верю тому кто ищет истину, и не верю тому, который говорит, что нашёл её...

Salo

https://ria.ru/20210530/raketa-1734775665.html
ЦитатаМОСКВА, 30 мая - РИА Новости. Первый опытный метановый двигатель для новой многоразовой ракеты-носителя "Амур-СПГ" будет изготовлен и испытан к ноябрю 2025 года, что на два года позже, чем предполагалось ранее, следует из материалов, размещенных на сайте госзакупок.
В мае 2020 года "Роскосмос" заключил контракт с КБ Химавтоматики на сумму 6,3 миллиарда рублей, предусматривающий изготовление и испытание восьми опытных кислородно-метановых двигателей РД-0169: первый планировалось создать к ноябрю 2023 года, еще три -- к ноябрю 2024 года и четыре -- к ноябрю 2025 года.
Согласно материалам, теперь в качестве срока окончания изготовления и испытания всех восьми опытных двигателей указан ноябрь 2025-го.
Двигатель РД-0169 тягой 85 тонн разрабатывается на базе демонстрационного двигателя РД-0177, который КБ Химавтоматики должен сделать к концу 2021 года.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Space books

https://nauka.tass.ru/nauka/11510445


ЦитатаМОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Новый ракетный двигатель смог работать на испытаниях более 3 тыс. секунд, что является рекордным показателем. Об этом сообщил главный конструктор АО "КБ Химавтоматики" Виктор Горохов в эфире передачи "Военная приемка" на телеканале "Звезда".
"Мы проводили такой длительностью испытания, и двигатель работал не только 750 секунд за один пуск, а работал более 3 тыс. секунд", - сказал Горохов.
По его словам, новое изделие устроено по замкнутой схеме, что делает его самым экономичным в мире среди всех кислородно-керосиновых двигателей.
На данный момент на первых ступенях ракет при выведении в космос двигатели работают около 140 секунд, а ресурсные испытания двигателей третьих ступеней ракет как правило не длятся более 280 секунд.

АО "Конструкторское бюро химавтоматики" находится в Воронеже и является разработчиком ракетных двигателей для вторых и третьих ступеней большинства отечественных космических ракет-носителей, в том числе КБ занимается разработкой двигателя РД0124 МС для второй ступени перспективной ракеты "Союз-5".

sychbird

Вот и ответ про отсутствие желания делать ступень с многократным включением. Но не вторую.  ;)
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

algol5720

Цитата: Salo от 30.05.2021 08:13:46https://ria.ru/20210530/raketa-1734775665.html
Цитата: undefinedМОСКВА, 30 мая - РИА Новости. Первый опытный метановый двигатель для новой многоразовой ракеты-носителя "Амур-СПГ" будет изготовлен и испытан к ноябрю 2025 года, что на два года позже, чем предполагалось ранее, следует из материалов, размещенных на сайте госзакупок.
В мае 2020 года "Роскосмос" заключил контракт с КБ Химавтоматики на сумму 6,3 миллиарда рублей, предусматривающий изготовление и испытание восьми опытных кислородно-метановых двигателей РД-0169: первый планировалось создать к ноябрю 2023 года, еще три -- к ноябрю 2024 года и четыре -- к ноябрю 2025 года.
Согласно материалам, теперь в качестве срока окончания изготовления и испытания всех восьми опытных двигателей указан ноябрь 2025-го.
Двигатель РД-0169 тягой 85 тонн разрабатывается на базе демонстрационного двигателя РД-0177, который КБ Химавтоматики должен сделать к концу 2021 года.
Стыдно за Энергомаш, за методично повторяемое историческое первенство телевезеонщиков и за всю космическую отрасль. Уж молча делали бы, тк хвастать особо и не чем.

Salo

Цитата: Space books от 11.06.2021 16:56:19https://bloknot-voronezh.ru/news/roskosmos-reshil-po-tikhomu-vlozhit-v-voronezhskoe
Цитата: undefinedРоскосмос решил без лишнего шума вложить в воронежское ракетостроение 1,5 млрд рублей


Фото: Минобороны

Модернизация производства ракетных двигателей на местных предприятиях КБХА и ВМЗ, о которой еще много лет назад говорили глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин и воронежские губернаторы, вскоре может воплотиться в реальность.

Под это дело государство выделяет более 1,5 млрд рублей. Такая сумма бюджетных расходов объявлена в материалах госзакупки на поиск подрядчика по выполнению работ и поставку оборудования по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение производства для серийного изготовления двигателей 14Д23-1 очередь».

Материалы о проведении данного электронного аукциона были опубликованы на сайте госзакупок в конце прошлой недели. Его организатором и заказчиком стало АО КБХА, организация, которая много десятков лет является разработчиком ракетных двигателей.

Судя по опубликованным материалам госзакупки, еще в марте Роскосмос заключил договор с КБХА о выделении последнему бюджетных средств (инвестиций) на техническое перевооружение производства для серийного изготовления двигателей 14Д23. Объявленные сроки выполнения работ - с даты заключения контракта до 27 декабря 2023 года.

Таким образом, объявленный объем инвестиций в 1,5 млрд рублей «раскладывается» на 4 года, в среднем выходит по 400 млн рублей в год, что не является уж слишком огромной суммой для техперевооружения. Почти половину бюджетных средств предполагается направить на строительство нежилых зданий и сооружений.

С учетом недавнего роста цен на основные стройматериалы, тот же метал, объявленный объем инвестиций вряд ли является огромной суммой по глубокой модернизации производства на КБХА.

Кстати, еще несколько лет назад Дмитрий Рогозин, пребывая в Воронеже, заявлял о предстоящей в будущем «передислокации» в направлении Шилово (возле завода Турбонасоса) двух заводов - разработчика и производителя ракетных двигателей КБХА и Воронежского мехзавода.

Однако об этой идеи в последние месяцы вообще ничего не говорится руководителем Роскосмоса. Судя по всему, оба предприятия еще надолго останутся на своих местах, так как их «переезд» в сторону микрорайона Шилово будет стоить весьма дорого, а таких свободных средств у государства сейчас нет, по крайней мере по данной программе.

Несколько странной или «таинственной» в связи с объявленной госзакупкой выглядит позиция правительства Воронежской области. Ее губернатор Александр Гусев 3 июня встретился с генеральным директором Госкорпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрием Рогозиным на Петербургском международном экономическом форуме.


Удивительно, но в этом пресс-релизе воронежских чиновников вообще ничего не сообщалось о предстоящем техническом перевооружении на КБХА. Неужели в Питере Рогозин и Гусев не поднимали эту тему - ежегодных инвестиций Роскосмоса под 400 млн рублей до 2023 года - воронежским предприятиям ракетостроения?

Более того, о Воронежском механическом заводе, входящем в  АО «ГКНПЦ имени М.В.Хруничева» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС»), вообще не сказано ни слова. Таким образом, о предстоящих немалых для Воронежа инвестициях умалчивают как местные власти, так и руководство Роскосмоса.

    Владимир Даньшин
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Space books

https://www.kinopoisk.ru/film/4463961/


Цитата


Косберг сработал (2021)
Они отправили Гагарина в космос, но остались за кадром. Анимационные вставки и вдохновенный саундтрек

О фильме
Год производства
2021
Страна
Россия
Жанр
документальный, короткометражка
Слоган
-
Режиссер
Максим Ищенко
Сценарий
-
Продюсер
Юлия Мохова, Ольга Зорина
Оператор
Максим Голов
Композитор
-
Художник
Александр Завиша
Монтаж
Ольга Зорина
Время
22 мин.

История о тех, кто сделал возможным первый полет человека в космос, но остался за кадром. Герои фильма -- Семен Косберг и другие инженеры, работавшие в воронежском конструкторском бюро над третьей ступенью ракетного двигателя, без которой космический корабль Гагарина не вышел бы на орбиту 12 апреля 1961 года. Воспоминания Виктора Скачилова, единственного из доживших наших дней членов команды Косберга, и архивные фото переплетаются с анимацией и передают историю напряженной работы ради великой мечты, научных прорывов и людей, совершающих невероятное.

Старый

Цитата: Space books от 30.06.2021 16:39:23над третьей ступенью ракетного двигателя,
;D
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

Space books

Воронеж, Петровский спуск
http://forumupload.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t928535.jpg

http://forumupload.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t165927.jpg


http://forumupload.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t904249.jpg


zandr

https://www.roscosmos.ru/32957/
ЦитатаИнтервью с директором КБХА С.В. Ковалевым
Сегодня, 13 октября 2021 года, исполнилось 80 лет с момента образования Конструкторского бюро химавтоматики (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») -- крупного промышленного предприятия региона, создающего жидкостные ракетные двигатели для ракет различного назначения. В 2019 году персонал КБХА объединился с работниками Воронежского механического завода.
 Скрытый текст:
Объединенный трудовой коллектив в настоящее время входит в российскую интегрированную структуру ракетного двигателестроения во главе с НПО Энергомаш им. академика В.П. Глушко Госкорпорации «Роскосмос» и под брендом Воронежского центра ракетного двигателестроения продолжает работы по созданию перспективных образцов ракетных двигателей и продукции гражданского назначения. Накануне юбилея директор КБХА Сергей Ковалев рассказал о задачах и планах, стоящих перед воронежскими двигателистами.
-- Сергей Викторович, 80 лет для компании ракетно-космического профиля -- это много или мало?
-- История всей ракетно-космической техники в ее классическом облике не насчитывает и ста лет. С одной стороны, за прошедшие десятилетия Советский Союз и Россия достигли огромных успехов в космонавтике, и воронежцы, наше предприятие внесли в них большой вклад. Но человечество лишь в начале большого пути по освоению космоса и очень важно, что мы с первых шагов этого пути идем в лидерах. Причем здесь в Воронеже, так сложилось исторически, в одной связке эту ношу несли два крупных предприятия: КБХА, которому исполняется 80 лет, и Воронежский механический завод, который уже перешагнул 90-летний юбилей. Первый прорыв в космос был ярким: полет Юрия Алексеевича Гагарина, первые долговременные орбитальные станции, первые полеты к планетам Солнечной системы. Во всех этих проектах есть вклад Воронежа и нашего предприятия. Сейчас мы переходим к планомерному, в том числе коммерческому освоению космоса. Это неизбежный этап, и он, по моему мнению, будет длиться уже намного дольше. На этом этапе важно не закопаться в производственной рутине, не потерять инженерный азарт и сохранить передовые научно-технические позиции нашей воронежской школы ракетного двигателестроения. Она на самом деле по историческим меркам еще в начале пути, но уже показала себя не раз как очень талантливая и продуктивная.
-- Как бы вы охарактеризовали эту школу? В чем ее особенности?
-- Наши специалисты не боятся браться за самые сложные темы. Основатель КБХА Семен Ариевич Косберг с директором ВМЗ Иваном Ильичем Абрамовым так и вошли в космическую отрасль. Когда в 58-м году Королев поставил очень сжатые сроки по созданию с нуля нового двигателя для третьей ступени его ракеты Р-7, несколько главных конструкторов ведущих советских КБ не взялись за такую сложную задачу. А воронежцы взялись и не подвели Королева. Уже в 59-м году трехступенчатая ракета Р-7 обеспечила первые в истории человечества полеты к Луне.
Вторая отличительная черта нашей школы -- инициативность. Не только в поиске и предложении новых конструкторских, технологических решений, но и в участии по новым направлениям работы. Совершенный водородный двигатель для ракеты «Энергия», который был создан коллективами КБХА и ВМЗ, изначально не планировали передавать Воронежу в разработку, но главный конструктор КБХА Александр Дмитриевич Конопатов отстоял, убедил руководство отрасли, что воронежцы справятся. Мы и сегодня в любой проект новой отечественной ракеты предлагаем свои двигатели, свои решения, при этом зачастую видим, что альтернативы им нет.
Третьей особенностью воронежской школы я бы назвал поклонение инженерному и производственному таланту, а не чинам. Косберг всем своим подчиненным говорил так «Ходи по ковру, а не сбоку». И наши рядовые специалисты никогда не стеснялись и не стесняются отстаивать свою точку зрения перед высокими начальниками вплоть до министров.
Ну и, наконец, у наших специалистов есть очень важная для инноваций черта -- талант предвидения. В 90-е годы, когда предприятия ОПК только и думали, как выжить, воронежские двигателисты под руководством Владимира Сергеевича Рачука построили водородное производство, начали проводить экспериментальные работы по кислородно-метановым двигателям. Уже тогда увидели перспективу в этих направлениях, хотя денег не было, многие работы выполняли за собственные средства. И вот вам результат: сегодня КБХА создает кислородно-водородный двигатель для разгонного блока тяжелой ракеты «Ангара» и разрабатывает кислородно-метановые двигатели, которые будут задействованы в отечественной ракете «Союз-СПГ». А ведь это все задел работы на годы и годы вперед.
-- Какова стратегия развития у объединенного коллектива?
-- В области ракетного двигателестроения наша страна по-прежнему занимает ведущие позиции на мировом рынке. Это подтверждает не только руководство нашей отрасли, но и зарубежные специалисты, которые проявляют большой интерес к российским разработкам. Поэтому стратегия заключается в том, чтобы в составе интегрированной структуры ракетного двигателестроения способствовать сохранению мирового лидерства России в тематике ракетных двигателей и обеспечивать наших головных заказчиков -- ракетостроителей -- самыми надежными и передовыми образцами техники.
КБХА сегодня способно создавать новые двигатели на любых жидких компонентах топлива в широком диапазоне тяг. Поэтому есть полная уверенность, что наш труд будет востребован еще очень долго.
Конечно, для реализации такой стратегии нужно очень уверенно стоять на ногах. Уже больше года большие ограничения идут по COVID-19, не нужно забывать и о санкционном давлении, которое добралось уже до предприятий нашей отрасли. Но благодаря сплоченности трудового коллектива, ориентации на самодостаточный, не зависящий от иностранных поставщиков производственный цикл мы продолжаем выполнять текущие планы серийного изготовления двигателей и разработку новых образцов.
Главным залогом такой стабильной поступательной работы является, конечно, трудовой коллектив. Не интеллектуальная собственность, не железо составляют главную ценность нашего предприятия. Самое ценное -- это люди. Таких специалистов, рабочих, испытателей, которые есть у нашего предприятия, нет, пожалуй, ни в одном зарубежном КБ или заводе.
Немаловажную роль играет и правильное распределение направлений деятельности.
Первым из них является изготовление двигателей, летающих в составе серийных ракет-носителей. На воронежских двигателях РД0110 в составе третьих ступеней ракет «Союз-2.1а» летают наши космонавты, отправляются на орбиту грузовые корабли «Прогресс». Это надежная, проверенная десятилетиями техника, составляющая основу выполнения всей пилотируемой космической программы России.
Двигатель РД0124 в составе ракет «Союз-2.1б», «Союз-2.1в», «Союз-СТБ» летает сразу с четырех космодромов планеты. Этот двигатель крайне востребован, так как имеет рекордную экономичность среди всех кислородно-керосиновых двигателей в мире. Его модификация -- двигатель РД0124А -- успешно проходит летные испытания в составе семейства новых ракет «Ангара». И это уже второе ключевое направление нашей деятельности -- НИОКРы (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
Кроме двигателей для «Ангары» мы осуществляем сборку двигателей РД0110Р для первой ступени ракеты «Союз-2.1в». Пуски этой ракеты также осуществляются в последние годы. Опыт создания данного двигателя показал, что именно в связке КБХА и ВМЗ способны давать максимальную отдачу. Сегодня мало кто в мире может за несколько лет сдать в летные испытания новый ракетный двигатель. Мы на примере РД0110Р выполнили такую работу.
Другая наша перспективная разработка -- двигатель РД0146Д -- еще находится на стадии наземных испытаний. В него заложены инновационные конструкторские решения. Это первый в России двигатель, выполненный по безгенераторной схеме, есть в нем и такие решения, которые в мире никто еще не реализовывал. Мы надеемся, что он пройдет летные испытания в составе разгонного блока тяжелой модификации ракеты «Ангара» и также получит путевку в летную эксплуатацию.
Сегодня мы своими НИОКРами участвуем практически во всех перспективных проектах создания новых отечественных космических ракет. В создании нового кислородно-керосинового двигателя РД0124МС для ракеты «Союз-5» наш коллектив впервые отрабатывает применение PLM-технологий, позволяющих обеспечивать создание высокотехнологичных изделий от чертежа до поставки заказчику полностью в цифровой среде с отказом от бумажного документооборота.
Также активно ведутся у нас работы по новым кислородно-метановым и электроракетным двигателям. Метановые двигатели, в частности, позволят нашей стране приступить к освоению многоразовых ракетно-космических систем.
Наконец, третье важное направление деятельности -- это модернизация и расширение производства продукции гражданского назначения. В этом году в рамках целевого инвестиционного проекта, реализуемого совместно с Фондом развития промышленности, мы выполнили большой объем работ по приобретению и пуско-наладке оборудования в реконструированном цехе гражданской продукции.
Новые станки позволят повысить качество и увеличить объемы продукции, изготавливаемой для крупнейших отечественных заказчиков нефтегазового оборудования. Диверсификация для нашего коллектива -- это важная составляющая стабильного финансово-экономического развития.
 Скрытый текст:
-- Как в перечисленных работах, в первую очередь, НИОКРах участвует молодежь?
-- Самым прямым образом. У нас в КБ практически все ключевые направления по созданию новых двигателей возглавляют молодые, но при этом уже опытные специалисты в возрасте до 40 лет. Как можно увидеть из примеров, которые я перечислил, воронежцы сейчас проектируют новую технику на самых разных компонентах топлива. И большую роль в НИОКРах, мы конечно, отдаем молодежи. Без их свежих идей, новых предложений трудно создавать что-то новое. Мы поддерживаем не только профессиональные инициативы молодежи, но и стараемся помогать в социально-бытовом плане. У нас действует Союз молодежи, который организует культурно-массовые мероприятия, помогает молодым специалистам адаптироваться на рабочем месте. Целый ряд конкретных денежных, материальных мер поддержки молодежи заложены в коллективном договоре. Это и подъемные в первые годы работы, и помощь при вступлении в брак, рождении детей, есть программа помощи для вступающих в ипотеку. Предприятие с готовностью оплачивает многим молодым сотрудникам курсы повышения квалификации в сторонних организациях, вузах, поддерживает научно-технические инициативы, участие молодежи в научно-технических конференциях. Наши ребята побеждают в крупных конкурсах профессионального мастерства, например WorldSkills. И вся эта поддержка, мы хорошо понимаем, потом возвращается многократно в виде новых идей, решений, которые привносит молодежь в производственный процесс.
-- Можете назвать значимые последние достижения в освоении космоса, которые были бы невозможны без воронежцев?
-- Тут далеко ходить не надо. Для начала деятельность российского сегмента МКС, отправка туда космонавтов и полезных грузов, -- все это осуществляется с помощью наших двигателей. Совсем недавно произошло знаковое событие для отрасли. Ракета «Протон-М» с нашими двигателями на второй и третьей ступенях вывела в космос новый модуль «Наука», который пристыковался к российскому сегменту МКС и значительно расширил функциональные возможности станции.
На наших двигателях на орбиту выводятся зарубежные спутники, например, линейка космических аппаратов ОneWeb, предназначенная для предоставления глобального доступа в Интернет посредством космической связи. В интересах России в этом году был запущен космический аппарат «Арктика», который поможет нашей стране осваивать одноименную труднодоступную территорию.
Это лишь отдельные примеры нашего вклада в современное освоение космоса. По факту все отечественные космические ракеты в наши дни летают с использованием воронежских двигателей. Нет никаких сомнений, что такое значимое место Воронежского центра ракетного двигателестроения в отрасли сохранится еще многие годы.

АниКей

riavrn.ru

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин записал видеопоздравление к 80-летию воронежского КБХА


Руководитель госкорпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин поздравил трудовой коллектив и ветеранов воронежского Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) с 80-летием предприятия, которое КБХА отметило в среду, 13 октября. В своем обращении он указал на славный путь конструкторского бюро от первых дней Великой Отечественной войны до современности, когда КБХА и Воронежский мехзавод являются одной из базовых опор российской ракетно-космической отрасли. Видеопоздравление опубликовали в telegram-каналах Дмитрия Рогозина и «Роскосмоса».
- Трудно переоценить роль воронежцев в истории освоения космоса - вашим трудом были созданы первые жидкостные двигатели ракет-носителей «Луна», «Восток», «Молния», «Восход» и современных ракет «Союз» и «Протон». Полет в космос первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина, первые автоматические межпланетные аппараты к Луне и первые долговременные орбитальные станции - это ваш вклад. Вклад в великую историю космонавтики России, - подчеркнул Дмитрий Рогозин.
Глава «Роскосмоса» также отметил, что в наши дни объединенный коллектив КБХА и ВМЗ реализует новые амбициозные планы, работа над которыми определяет облик российской ракетной техники в XXI веке.
В 2020 году Дмитрий Рогозин и губернатор Воронежской области Александр Гусев посетили Воронежский центр ракетного двигателестроения (ЦРД). Делегация, помимо прочего, осмотрела площадку предприятия, где изготавливают продукцию гражданского назначения. На ней в то время стартовала модернизация. Сейчас процесс успешно завершен - ЦРД закончил реконструкцию и техническое перевооружение. Предприятие перестроило корпус, в котором размещается парк новых станков, и приобрело 23 единицы высокотехнологичного оборудования. Станки ввели в эксплуатацию, на них идет опытная отработка изготовления соответствующей номенклатуры изделий.
Контекст
Основателем и первым главным конструктором бюро был Семен Косберг. Первоначально коллектив КБХА, образованный под его руководством в 1941 году, насчитывал 29 человек. В годы Великой Отечественной войны сотрудники предприятия разрабатывали агрегаты непосредственного впрыска топлива для моторов боевых самолетов, что помогло обеспечить преимущество советской авиации. В послевоенные годы специалисты конструкторского бюро создавали агрегаты для турбовинтовых и турбореактивных самолетов, жидкостные реактивные двигатели для истребителей-перехватчиков и двигатели для зенитных управляемых ракет. Накопленный опыт послужил основой для начала сотрудничества с ОКБ-1, который в наши дни стал Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени Королева. В конце 50-х годов по заказу в КБХА разработали ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени космической ракеты «Луна». С помощью этого двигателя впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость (11,2 км/с) и осуществлены первые в истории человечества запуски космических аппаратов к спутнику Земли. Сейчас, десятилетия спустя, на счету КБХА свыше 60 разработанных жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), половина из которых пошла в серийное производство и позволила в первые в мировой истории решить определенные задачи. За прошедшие годы более 4 тыс. ЖРД от Конструкторского бюро химавтоматики обеспечили пуски ракет различного назначения, а всего на серийных заводах страны изготовлено свыше 20 тыс. экземпляров двигателей разработки КБХА.


видео https://vk.com/video-47243607_456241214
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!