Перспективные отечественные малые КА

Автор ааа, 05.06.2009 20:57:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Iv-v

Цитата: Iv-v от 11.09.2022 21:42:41
ЦитироватьRS10S        SWSU55-1 ЮЗГУ-5        21.07.2022
RS11S        SWSU55-2 ЮЗГУ-6        21.07.2022
RS1S        SWSU55-3 ЮЗГУ-7        21.07.2022
RS2S        SWSU55-4 ЮЗГУ-8        21.07.2022
RS3S        SWSU55-5 ЮЗГУ-9        21.07.2022
RS4S        SWSU55-6 ЮЗГУ-10    21.07.2022
RS5S        SWSU55-7 ЮЗГУ-11    21.07.2022
RS6S        SWSU55-8 ЮЗГУ-12    21.07.2022

RS9S          Циолк.-Рязань 1        21.07.2022
RS12S        Циолк.-Рязань 2        21.07.2022


На сегодняшний день в базе данных телеметрии присутствуют RS4, 5, 6, 9, 12S, то есть, четко последние по списку. Что как бы на что-то намекает...
Вчера в базе были только 4, 5 и 9.
73!

zandr

https://nauka.tass.ru/nauka/15985779
ЦитироватьВ Кузбассе разработали второй региональный спутник
КЕМЕРОВО, 7 октября. /ТАСС/. Спутник КузГТУ-1 разработали в Кузбасском государственном техническом университете (КузГТУ), запустить его в космос планируется в 2023 году. Об этом сообщил ректор вуза Алексей Яковлев в пятницу на пленарном заседании международного угольного форума "Угольная отрасль - новые реалии".
9 августа 2022 года с космодрома "Байконур" был запущен и выведен на орбиту первый в истории региональный спутник "Кузбасс-300". Он был разработан школьниками и студентам под руководством ученых Кузбасского политеха.
Цитировать"Мы в этом году разработали следующий спутник. Это КузГТУ-1, который будет запущен в 2023 году. И это уже будет группировка спутников, которая нам позволит учиться работать с ними. И понятно, что мы ориентируемся на промышленность, чтобы эти технологии дальше внедрялись и использовались", - сказал Яковлев.
Запуск спутника должен состояться в первом квартале 2023 года. Основные задачи этого проекта - отработка взаимодействия космических аппаратов, решение вопроса надежности конструкций космических объектов в условиях космического пространства. Яковлев также сообщил, что вуз в этом году получил лицензию Роскосмоса на разработку изделий ракетно-космической техники. После того, как будет запущен и отработает спутник, лицензию можно будет расширить до поставки оборудования для Роскосмоса.
...

Iv-v

#1502
ЦитироватьУспехи команды "Школьного космического телескопа"!
Опубликовано 13.09.2022 автором podastr
2 сентября команда проекта "Школьный космический телескоп", работающая в ЦНТ "Поиск", получила от своих шефов – НПО "Лептон", летный экземпляр объектива "Лептонар" для нашего космического спутника. Ребята сразу приступили к изучению возможности будущего космического телескопа с матрицей IMX533. Нам удалось увидеть звезды с магнитудой 11,45, снять первые объекты глубокого космоса. Объектив имеет уникальные оптические показатели. В настоящий момент программисты команды работают над алгоритмами будущего телескопа.


ЦитироватьНачалась работа по монтажу полезной нагрузки спутника!
Опубликовано 25.09.2022 автором podastr

20 сентября команда ШКТ получила летный экземпляр платформы космического спутника, созданного компанией Спутникс. Гранд на создание спутника, выдан школе 29 Фондом Содействия инновациям, за победу в конкурсе «Дежурный по планете». Сегодня, 24 сентября началась работа по монтажу полезной нагрузки (телескопа) в конструкцию спутника кубсат 3U. Наши конструкторы сумели на инженерной модели за несколько часов развернуть всю начинку в раме на 180 градусов, получив дополнительное место для объектива и бленды телескопа, не нарушив при этом требований стандарта кубсат. Ура! Сделано большое дело.


http://podastr.ru/

https://m.vk.com/club197484104?from=post
73!

АниКей


iz.ru

Мал и не упал: создан двигатель для спутников с рекордной тягой
Ольга Коленцова
https://iz.ru/1404377/olga-kolentcova/mal-i-ne-upal-sozdan-dvigatel-dlia-sputnikov-s-rekordnoi-tiagoi

Российские ученые создали электрический ракетный двигатель с гораздо большей тягой, чем у зарубежных и отечественных аналогов. Устройство предназначено для установки на самые маленькие спутники — кубсаты. Благодаря нему аппараты смогут дольше держаться на орбите, а также менять траекторию. Эксперты отмечают, что наличие такой моторной установки снизит количество космического мусора на орбите — отслужившие свой срок аппараты смогут самостоятельно снижать высоту и сгорать в плотных слоях атмосферы. Ученые планируют испытать первый образец устройства уже в 2023 году.
Спойлер
Стремление к минимализму
Инженеры из Московского авиационного института (МАИ) разработали двигатель для космических аппаратов формата кубсат (CubeSat). Так называют искусственные спутники Земли, состоящие из одного или нескольких кубиков с габаритами 10 х 10 х 10 см при массе одного элемента не более 1,33 кг.
По своим характеристикам двигатель не имеет аналогов среди отечественных и иностранных разработок. Его суммарный импульс тяги (то, какое количество топлива нужно задействовать для достижения определенной скорости) превышает показатели других моторных устройств этого типа в десятки раз. Чем это значение больше, тем выше эффективность работы двигателя.
ТПК
Проект транспортно-пускового контейнера для космических аппаратов формата кубсат
Фото: МАИ
Сейчас на кубсаты двигатели практически не ставят — аппараты для этого слишком малы, а их источники энергии достаточно маломощны. Поэтому их просто выводят на орбиту на носителях, отпуская в свободное плавание. Однако наличие двигателя позволит значительно расширить области применения этих спутников и их длительность пребывания на орбите.
Из-за наличия остаточной атмосферы на низких околоземных орбитах космические аппараты постепенно теряют высоту. Двигатель же позволяет скомпенсировать это, — сообщил инженер Научно-исследовательского института прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ) МАИ Святослав Гордеев. — Он повысит срок активного существования малых космических аппаратов от нескольких месяцев до нескольких лет. Также он даст возможность изменять высоту орбиты в небольших пределах и управлять положением аппарата в группировке.
В новой конфигурации
Абляционные импульсные плазменные двигатели (АИПД), которые и взяли за основу разработчики, имеют относительно простую конструкцию, подходящую для малых космических аппаратов, однако им не хватает тяги. Инженеры из МАИ решили эту проблему. Обычно АИПД состоит из двух «трубочек», вставленных одна в другую. Это катод и анод, между ними располагается твердое рабочее тело, вещество под названием фторопласт. При подаче напряжения на устройство между катодом и анодом происходит искровой разряд, превращающий тонкий слой поверхности твердого рабочего вещества в плазму, которая с большой скоростью вылетает из двигателя, создавая тягу.

Спутник типа кубсат над Землей
Фото: commons.wikimedia.org/Österreichisches Weltraum Forum
Проблема в том, что в такой конструкции скорость истечения плазмы, от которой зависит суммарный импульс тяги двигателя, сильно ограничена, как и запасы твердого рабочего вещества. В МАИ использовали иную конструкцию двигателя, при которой электроды выполнены в виде пластин, расположенных друг напротив друга, а твердое вещество — фторопласт — подается с боковых сторон между электродами. Такие конструктивные особенности позволили создать систему подачи твердого рабочего вещества и, таким образом, повысить суммарный импульс тяги в десятки раз.
Суммарный импульс тяги нашего двигателя составляет 300 Ньютон (Н), умноженных на секунду (с), против 3,4 Н*с у одного из известных зарубежных аналогов, — заявил Святослав Гордеев. — Наш двигатель немного больше по объему, но у него выше и мощность. Но даже если привести разработанный нами и зарубежный двигатель к одной массе, окажется, что у нашего суммарный импульс всё равно существенно выше.
Разборки с мусором
Эксперты по достоинству оценили разработку инженеров и пожелали успехов в исполнении проекта.
— На мой взгляд, это очень перспективный двигатель, который в первую очередь поможет увеличить срок службы кубсатов, — считает ведущий инженер-исследователь корпорации «Российские космические системы» Мария Баркова. — Основными недостатками данных спутников являются маленький запас топлива и, как правильно выявили проблему авторы разработки, низкая тяга. Кубсаты имеют различного рода двигатели — от ионных до устройств на холодном газе.
панель полезной нагрузки кубсата
Ученые работают над панелью полезной нагрузки кубсата
Фото: commons.wikimedia.org/NASA KSC
В США в прошлом году был испытан двигатель с тягой 139 Н*с, так что двигатель, представленный инженерами МАИ, более чем в два раза превосходит зарубежный образец, добавил Мария Баркова.
Генеральный директор компании «Спутникс», эксперт рабочей группы НТИ «Аэронет» Владислав Иваненко отметил, что оснащенные двигателями наноспутники будут способны самостоятельно удерживать свое положение на орбите, с их помощью космические аппараты могут занять и затем эффективно длительное время поддерживать необходимые позиции.
Еще одна важная проблема, которую поможет решить новый плазменный двигатель, — проблема космического мусора, — добавил Владислав Иваненко. — Обычно наноспутники могут оставаться на орбите более десяти лет после завершения своей эксплуатации, прежде чем торможение о верхние слои атмосферы очистит от них околоземное пространство. Оснащенные двигателями наноспутники могут в конце своей жизни самостоятельно снизить высоту орбиты, тем самым в два-три раза сократив время до сгорания в верхних слоях атмосферы.
Специалисты уже изготовили и успешно испытали лабораторную модель узлов двигателя. Сейчас они ведут проработку конструкции всей двигательной установки с учетом ограничений по габаритам. Испытания двигательной установки планируют провести в 2023 году.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

SONY

Цитата: АниКей от 11.10.2022 05:30:14Обычно АИПД состоит из двух «трубочек», вставленных одна в другую. Это катод и анод, между ними располагается твердое рабочее тело, вещество под названием фторопласт
Обычно АИПД устроен совсем НЕ так. Даже более того: я не слышал ни об одном таком АИПД, который реально летал бы в космосе. По большей части в АИПД как раз
Цитата: АниКей от 11.10.2022 05:30:14электроды выполнены в виде пластин, расположенных друг напротив друга
Вот, например, довольно давняя английская разработка специально для CubeSat:
http://mars-space.co.uk/ppt
Доклад о её тестах сделали ещё в 2015-м:
http://electricrocket.org/IEPC/IEPC-2015-208_ISTS-2015-b-208.pdf
Но то именно для CubeSat... А так - вот тут внизу публикации схема плазменных двигателей аппаратов Lincoln Experimental Satellite 8 и 9, запущенных в 1976-м:
http://electricrocket.org/IEPC/7126.pdf
Два параллельных "рельсовых" электрода!

В самом МАИ над такими двигателями работают с самого начала 90-х.

Впрочем, всё это ни в коем случае не отменяет того факта, что 300 Н*с - это очень и очень солидный результат для двигательных установок под CubeSat, Особенно если они уложились в 0,5U (хотя тут что-то сомневаюсь). Так что маишники, однозначно, молодцы.

sallem656

Лекция Александра Хохлова "Первый частный спутник Санкт-Петербурга"




Iv-v

Цитата: SONY от 11.10.2022 22:16:03маишники, однозначно, молодцы.
Маёвцы. А то они обижаются.
73!

Iv-v

ЦитироватьВ КНИТУ-КАИ интенсивно продолжается работа над следующим малым спутником Земли «Лицей-КАИ-2», который проектируют и создают учёные, преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты КНИТУ-КАИ, а также – учащиеся МАОУ «Лицей – Инженерный центр» Советского района Казани.
От имени КазРО РАКЦ Алтунин В.А. вручил Грамоту ... за активный вклад в разработку и создание малого космического спутника «Лицей - КАИ - 2» с импульсным лазерным ракетным двигателем коррекции орбиты».
https://kai.ru/news/new?id=12555135
73!

Iv-v

#1508
ЦитироватьСейчас сотрудники Геоскана не только продолжают проводить летные испытания уже запущенного МКА, но и проектируют еще четыре кубсата форм-фактора 3U для партнеров в рамках образовательного проекта Space-π от Фонда содействия инновациям:
  • СтратоСат-ТК1 для компании «Стратонавтика»;
  • RTU MIREA для МИРЭА — Российского технического университета;
  • TUSUR-GO для Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники;
  • Аппарат для БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова.
73!

zandr

https://tass.ru/kosmos/16109595
ЦитироватьСамарский университет получил патент на малогабаритную космическую платформу "АИСТ-3"
САМАРА, 20 октября. /ТАСС/. Российская федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам выдала патент Самарскому национальному исследовательскому университету имени академика С. П. Королева на полезную модель универсальной малогабаритной космической платформы "АИСТ-3". Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе Самарского университета со ссылкой на одного из авторов патента, директора Института авиационной и ракетно-космической техники вуза Ивана Ткаченко.
Цитировать"Оценив перспективы развития космической техники, мы решили создать на базе аппарата "АИСТ-3Д" универсальную малогабаритную космическую платформу "АИСТ-3". Платформу, на которую можно устанавливать различные наборы целевой аппаратуры: как, например, оптико-электронную, инфракрасную, радиолокационную для дистанционного зондирования Земли, так и телекоммуникационную, в том числе для обеспечения широкополосного доступа в интернет, для обеспечения интернета вещей. В 2021 году мы получили финансирование Инновационного фонда Самарской области, и уже к декабрю завершили подготовку документации в объеме технического предложения. Сейчас разработанная нами платформа получила патентную защиту", - цитирует пресс-служба Ткаченко.

Малогабаритная космическая платформа
Основой для малогабаритной космической платформы стал проект малого космического аппарата дистанционного зондирования Земли (МКА ДЗЗ) "АИСТ-3Д", подготовленный в Самарском университете в 2017-2019 годах. Он проектировался с учетом современных трендов в космической технике - его масса вдвое меньше, чем у "АИСТа-2Д", созданного при сотрудничестве Самарского университета и Ракетно-космического центра "Прогресс" (входит в Роскосмос).
Запатентованная малогабаритная космическая платформа "АИСТ-3" представляет из себя комплекс бортовых систем и аппаратуры. Она способна обеспечить орбитальный полет, ориентацию с необходимой точностью и полноценное функционирование целевой нагрузки с энергопотреблением до 1 000 Вт. Масса целевой аппаратуры составляет от 70 кг до 100 кг, при этом масса бортовой аппаратуры и систем - 169,3 кг. На базе "АИСТа-3" можно оперативно разработать линейку малых космических аппаратов различного назначения.
При разработке платформы перед самарскими учеными стоял вопрос по ускорению и упрощению процесса технологической подготовки производства для серийного выпуска подобных аппаратов. Авторы патента предложили более простые и конструктивные решения, которым противопоставлены три ранее запатентованные космические платформы. В результате патентное ведомство признало новизну и полезность разработки Самарского университета.
Цитировать"Мы, в частности, предложили отказаться от фрезерованной несущей рамы космического аппарата. Это распространенное решение, но процесс фрезерования очень трудоемкий, к тому же здесь необходимо изготовить оснастку для сварки, отжига и последующей механической обработки конструкции. Наше предложение - использовать клепаные конструкции. Цифровое моделирование показало, что такая технология применима. Она упрощает производство, что особенно важно сейчас, когда в мире взят курс на изготовление сотен и даже тысяч однотипных космических аппаратов"
, - объяснил член авторского коллектива, ассистент кафедры космического машиностроения Максим Иванушкин.

AKr

Цитата: zandr от 20.10.2022 19:37:50Наше предложение - использовать клепаные конструкции.
А вспененный алюминий склепать не слабо?

Iv-v

ЦитироватьЯрослав ЦыпыловСообществу
СПУТНИКС, Понятно, а есть ли даты пусков платформ больше кубсата на орбиту в ближайшие два-три года ?
20 окт в 15:17
СПУТНИКСЯрославу
Ярослав, новый большой кубсат 12U ДЗЗ высокого разрешения, фактически микроспутник массой более 20 кг, отправится на орбиту в первой половине следующего года. Ежегодно же будут запускаться десятки аппаратов формата кубсат различного назначения. Спутник не кубсат-формата, КА ДЗЗ сверхвысокого разрешения "Киноспутник", планируем отправить на орбиту в 2024 г.
вчера в 19:25

73!

zandr



Iv-v

Цитировать3 нояб. 2022 г.
Российский технологический университет МИРЭА открывает программу проектной деятельности для школьников. 

Самые активные школьники примут участие в подготовке и запуске малого космического аппарата РТУ МИРЭА, который вуз создаёт на базе платформы Геоскан 3U на средства гранта Фонда содействия инновациям по проекту Space-π. 
73!

34353

Цитата: Iv-v от 22.10.2022 08:35:58
ЦитироватьЯрослав ЦыпыловСообществу
СПУТНИКС, Понятно, а есть ли даты пусков платформ больше кубсата на орбиту в ближайшие два-три года ?
20 окт в 15:17
СПУТНИКСЯрославу
Ярослав, новый большой кубсат 12U ДЗЗ высокого разрешения, фактически микроспутник массой более 20 кг, отправится на орбиту в первой половине следующего года. Ежегодно же будут запускаться десятки аппаратов формата кубсат различного назначения. Спутник не кубсат-формата, КА ДЗЗ сверхвысокого разрешения "Киноспутник", планируем отправить на орбиту в 2024 г.
вчера в 19:25


Ответа так и не получил, как вообще идёт работа над этим  Киноспутник, но что-то подсказывает что проект только в бумаге.

SONY

Цитата: 34353 от 03.11.2022 18:10:23Ответа так и не получил, как вообще идёт работа над этим  Киноспутник, но что-то подсказывает что проект только в бумаге.
Вам же чётко ответили "Спутник не кубсат-формата, КА ДЗЗ сверхвысокого разрешения "Киноспутник", планируем отправить на орбиту в 2024 г."...

AKr

Цитата: SONY от 03.11.2022 19:15:57
Цитата: 34353 от 03.11.2022 18:10:23Ответа так и не получил, как вообще идёт работа над этим  Киноспутник, но что-то подсказывает что проект только в бумаге.
Вам же чётко ответили "Спутник не кубсат-формата, КА ДЗЗ сверхвысокого разрешения "Киноспутник", планируем отправить на орбиту в 2024 г."...
А кино будет?

Iv-v

Цитировать«Святобор-1» для отслеживания стихийных бедствий
НИЯУ МИФИ создаёт новый спутник на платформе OrbiCraft-Pro SXC3 компании «Спутникс»
7 нояб. 2022 г.

«Святобор-1» предварительная сборка«Святобор-1» предварительная сборка
Сотрудники лаборатории плазменных двигателей института ЛаПлаз НИЯУ МИФИ совместно с инженерами компании «Спутникс» провели предварительную сборку кубсата «Святобор-1» и проверили совместимость полезной нагрузки и спутниковой платформы. Миссия космического аппарата - отслеживать лесные пожары и другие стихийные бедствия. Спутник строится на базе платформы OrbiCraft-Pro SXC3 компании «Спутникс». На борту установят тепловизионную камеру, чтобы выявлять тепловые аномалии на поверхности планеты, и цветную камеру видимого диапазона, чтобы снимать выявленные изменения с разрешением 15-17 метров на пиксель. 
Для коррекции и поддержания орбиты на спутнике поставят плазменный двигатель VERA. Когда срок службы подойдёт к концу, двигательная установка снизит орбиту, чтобы приблизить момент входа в атмосферу. Тем самым, предотвращается увеличение космического мусора. 
Уже прошли испытания совместимости электроники. Бортовой компьютер спутниковой платформы подключился к камерам. Разработчики получили тестовые кадры видимого и дальнего инфракрасного диапазонов. Также прошла проверка на механическую совместимость: полезная нагрузка, установленная в корпус, выполнила фотосъёмку. Впереди настройка оптики для получения максимально детализованных снимков и установка обновлённой версии плазменного двигателя VERA. Первая версия двигателя уже проходит лётные испытания на спутниках «НИУ ВШЭ-2» и «МИЭТ АИС». 
Создавать космический аппарат помогают и учащиеся: ученица 11 класса школы №2083 Ульяна Французова проводит оптимизацию магнитной системы плазменного двигателя. 
МИФИ Святобор-1Ульяна Французова, ученица 11 класса школы № 2083, проводящая в институте ЛаПлаз НИЯУ МИФИ научную работу к конкурсу «Юниор», со спутником «Святобор-1»
https://spacepi.space/news/svyatobor-1-dlya-otslezhivaniya-stihijnyh-bedstvij/
73!

Iv-v

Цитата: AKr от 03.11.2022 21:36:16
Цитата: SONY от 03.11.2022 19:15:57
Цитата: 34353 от 03.11.2022 18:10:23Ответа так и не получил, как вообще идёт работа над этим  Киноспутник, но что-то подсказывает что проект только в бумаге.
Вам же чётко ответили "Спутник не кубсат-формата, КА ДЗЗ сверхвысокого разрешения "Киноспутник", планируем отправить на орбиту в 2024 г."...
А кино будет?


ЦитироватьРазрабатываем космический аппарат! Называется он «Киноспутник». Но это не потому, что он снимает кино. Просто некоторые в команде любят группу «Кино». Серьезно, так и выбрали название 😊
Собственно, спутниковая платформа «Паллада»Собственно, спутниковая платформа «Паллада»
Он оснащен камерой, снимающей с высоты 600 км (это примерно, как от Петербурга до Москвы). Снимки ему приходится делать на поступательной скорости 7 км/c относительно Земли, а качество съемки составит рекордные для российского оборудования 0.8 м. На таких фотографиях можно увидеть человека на улице.
 
Это компактный аппарат размером с письменный стол, массой почти 200 кг. Сделан аппарат на основе нашей же платформы «Паллада». Платформа «Паллада» – это «джентельменский» набор типовых приборов, систем и бортового софта, которые можно использовать в космических спутниках различного назначения массой от 100 до 350 кг. Полезная нагрузка может включать дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), связь, научные исследования. В этом проекте мы используем платформу для спутника ДЗЗ. 
Когда я узнал, сколько стоит камера для нашего аппарата, я понял, что это ... Что это действительно дорого. Глупо загубить такое устройство просто потому, что забыл в спутнике прикрутить нужную гайку, или софт не поверил, или обмен по шине данных не протестировал.  Немыслимо расточительно экономить на тех вещах, которые обеспечат надежную работу этой камеры на орбите. Отсюда необходимость тщательного документирования и дотошных испытаний.

Почему камера такая дорогая? Вот вам один пример: ее главное зеркало несколько месяцев не переставая полируют в огромном цеху высокого класса чистоты. Делается на это уникальных станках, с привлечением единственного в своем роде специалиста, который когда-то получил знания от другого такого специалиста, а тот от другого, и так далее.
Полировка выполняется итерационно, с многократным снятием, контролем и установкой заготовки, выполненной из суперматериала с использованием специальных приспособлений. Короче, даже для меня это сплошной Хабр.
Камера по-своему уникальное изделие. Диаметр апертуры (объектива) составляет более 400 мм. Представьте себе фотоаппарат с диаметром объектива примерно полметра, и всеми прочими составляющими, которые увеличили примерно в той же пропорции.
https://habr.com/ru/company/sitronics_group/blog/695300/
73!