Две ступени vs три ступени на ГПО – «наш ответ» Атласу-5

Автор Yegor, 13.05.2009 23:09:04

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

ЦитироватьНе получается в 1.5 раза больше для трех ступеней против двух ступеней, если использовать только РД-180 и РД-0146. Получается только где-то 15%.

А разве я где-то говорил, что это соотношение - 150% - выполняется при всех условиях? Я рассмотрел ситуацию для РН равной Мст, с одинаковой тяговооруженностью 1-й ступени и равным УИ на 1-й и 2-й ступенях. В других ситуациях соотношение может быть иным. Но в любом случае, с ростом потребной ХС, выгодность увеличения количества ступеней возрастает.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Yegor

Цитировать
ЦитироватьИМХО А в случае использования 3.8м баков выигрыша от использования трех ступеней будет ещё меньше (если использовать только РД-180 и РД-0146).
Так как вторая водородная 3.8м ступень может поместить всего четыре РД-0146 и соотвественно её общая масса должна быть всего где-то не более 45 тонн.

А ктож Вас заставляет ограничиваться этим набором двигателей? :D
Экономическая целесообразность  :roll:

У того же Протона на второй и третьей ступени один и тот же двигатель. И у Сатурна-5 тоже. ИМХО ещё один тип двигателей значительно увеличит стоиомсть РН - в данном случа понадобится РД-0120. Да и большая вторая водородная ступень будет стоить как первая ступень - тогда стоимость РН выростет больше чем на 50%. А надежность у трехступенчатой РН ниже. Не, не случайно американцы даже на ГСО летают в две ступени.  :roll:

serb

Вот только у "Протона" двигатель первой ступени - 60 т тяги...
А тут всего 10.
Остро, остро не хватает движка в диапазоне 50-100 тонн...
ИМХО, конечно ;-)

SpaceR

ЦитироватьВот только у "Протона" двигатель первой ступени - 60 т тяги...
А тут всего 10.
Остро, остро не хватает движка в диапазоне 50-100 тонн...
:shock:
Вероятно, имелась в виду ТРЕТЬЯ ступень? ;)

SpaceR

ЦитироватьОстро, остро не хватает движка в диапазоне 50-100 тонн...
Да нет тут никакой остроты. И вообще нехватки нет - по причине отсутствия реальной потребности в такой РН. (Уточняю - реальной - это исходя из того, какой будет её фактическая себестоимость и какой объём финансовых затрат потребуется на создание всей цепочки, где искомый ЖРД - только одно из звеньев.)
Увы, такого скакуна России пока не прокормить - несмотря на всю его красоту и резвость.

Пока же (ИМХО) -  не хватает сейчас хоть одного практически эксплуатируемого КВРБ - с соответствующей инфраструктурой и специалистами, разумеется.
Когда это появится, можно будет уже говорить и о водородниках средней мощности.

serb

Да, естественно, третьей ступени, впрочем, и втоой тоже (4х60)
ИМХО, конечно ;-)

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИМХО А в случае использования 3.8м баков выигрыша от использования трех ступеней будет ещё меньше (если использовать только РД-180 и РД-0146).
Так как вторая водородная 3.8м ступень может поместить всего четыре РД-0146 и соотвественно её общая масса должна быть всего где-то не более 45 тонн.

А ктож Вас заставляет ограничиваться этим набором двигателей? :D
Экономическая целесообразность  :roll:

У того же Протона на второй и третьей ступени один и тот же двигатель. И у Сатурна-5 тоже. ИМХО ещё один тип двигателей значительно увеличит стоиомсть РН - в данном случа понадобится РД-0120. Да и большая вторая водородная ступень будет стоить как первая ступень - тогда стоимость РН выростет больше чем на 50%. А надежность у трехступенчатой РН ниже. Не, не случайно американцы даже на ГСО летают в две ступени.  :roll:

Никто не запрещает в КРБ использовать тот же РД-0146. И зачем РД-0120, если мы ведем речь об исходном 23-тоннике? Тут все просто, пусть вместо корабля в головной части установлен КРБ, масса которого вместе с КА составляет 23 тонны. Тогда на ГПО будет выведен ПГ примерно на 30% более тяжелый, чем та же ракета выводит на 200*35800 км (наклонение 51,6 град). Это, конечно, не 50%, но прилично. Потом. Конечная цель ведь ГСО, а не ГПО. С водородным КРБ на ГСО выходит почти половина от того, что выведено на ГПО. Без разгонного блока чем будем довыводиться на ГСО? Правильно, с помощью собственного запаса КА. В результате, до ГСО дойдет масса, в несколько раз меньшая, чем выведенная с помощью КРБ. Простая арифметика. Американцы могут себе позволить полеты на ГПО в две ступени - у них широта старта кораздо меньше.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Комодский Варан

#27
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно. 
Не факт. Трёхступенчатая полностью водородная РН выигрывает у двухступенчатой полностью водородной РН 15-20% по массе ПН на ГПО-1800 при запуске с Восточного/Байконура. Т.е. проигрыш невелик. Это важнейший плюс водородных РН.

korund

Самый опасный вид деятельности - иметь дело с дураками.

Дмитрий В.

#29
ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
То, что двухступ для выведения на ГПО (не говоря уже про ГСО) при старте с территории России, "дохлый номер" - очевидно.
Не факт. Трёхступенчатая полностью водородная РН выигрывает у двухступенчатой полностью водородной РН 15-20% по массе ПН на ГПО-1800 при запуске с Восточного/Байконура. Т.е. проигрыш невелик. Это важнейший плюс водородных РН.
Не совсем так (точнее, совсем не так). Если брать две водородные РН стартовой массой, например, 500 т с одинаковыми удельными и относительными параметрами (УИ, коэф-ты весового совершенства ДУ и отсеков), то картина следующая (старт из Байконура, выведение на ГПО 200х35780 кмх25 град):
- 2-хступенчатая РН с мнгогократным включением ДУ 2-й ступени выведет примерно 5,3 т
- 2-хступенчатая РН + КВРБ выведет 12,9 т.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Комодский Варан

#30
ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Не совсем так (точнее, совсем не так). Если брать две водородные РН стартовой массой, например, 500 т с одинаковыми удельными и относительными параметрами (УИ, коэф-ты весового совершенства ДУ и отсеков), то картина следующая (старт из Байконура, выведение на ГПО 200х35780 кмх25 град):
- 2-хступенчатая РН с мнгогократным включением ДУ 2-й ступени выведет примерно 5,3 т
- 2-хступенчатая РН + КВРБ выведет 12,9 т.
Ну, что ж, «приступим, помолясь»!

Масса ПН на ГПО-1800 у обоих РН = 7 т.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Двухступенчатая РН:

Начальная масса 2 ступени: 35.762 т
Конечная масса 2 ступени: 3.218 т
УИ: 470 сек
Массовое совершенство: 0.09
deltaV: 6600 м/с

+ ГО (2000 кг, сброс одновременно с 1 ступенью)

Начальная масса 1 ступени: 180.460 т
Конечная масса 1 ступени: 18.046 т
УИ: 455 сек
Массовое совершенство: 0.1
deltaV: 5700 м/с

Стартовая масса : 225.222 т, суммарная deltaV = 12300 м/с
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Трехступенчатая РН: 

Начальная масса 3 ступени: 15.645 т
Конечная масса 3 ступени: 1.720 т
УИ: 470 сек
Массовое совершенство: 0.11
deltaV: 4400 м/с

Начальная масса 2 ступени: 53.190 т
Конечная масса 2 ступени: 5.319 т
УИ: 470 сек
Массовое совершенство: 0.1
deltaV: 4600 м/с

+ ГО (2000 кг, сброс одновременно с 1 ступенью)

Начальная масса 1 ступени: 113.110 т
Конечная масса 1 ступени: 11.311 т
УИ: 455 сек
Массовое совершенство: 0.1
deltaV: 3400 м/с

Стартовая масса: 190.945 т, суммарная deltaV = 12400 м/с.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как видим, трехступенчатая РН выигрывает по стартовой массе всего лишь на ((225.222/190.945)-1)*100% = 17.95%. 

При расчётах были использованы данные об массовом совершенстве существующих водородных ступеней и разгонных блоков.

С уважением, Комодский Варан.

Дмитрий В.

Попытки расчета на пальцах, нередко приводят к неправильным результатам.
В качестве основы взяты:
- для 1-й ступени ДУ с удельными показателями близкими к РД0120 (удельная масса ДУ около 0,035, УИ 375/450 с
- для 2-й ступени и РБ ДУ с удельными параметрами близкими к РД0146 (удельная масса 0,05, УИ=462 с).
В результате расчета получены следующие оптимальные проектные параметры:
Вариант 2-хступенчатой РН с ДУ-2 многократного включения. Стартовая тяговооруженность: 1,48 для 1-й и 0,31 - для 2-й ступени, относительные конечные массы ступеней: 0,2 и 0,66 (выведение на НОО) соответственно . На НОО высотой 200х200х51,6 град выведен головной блок массой 28517 кг. На ГПО выведена масса 5329 кг. Расход топлива на выведение на  ГПО 18927  кг (затраты ХС 3200 м/с).
Параметры Варианта 1 при выведении на НОО:

Launch mass500000,0
Payload28517,3
III
Full mass453819,415163,3
Empty mass55085,066330
Isp (atm) (s)375300
Isp (vac) (s)450462
Thrust (vac) (t)889,797871913,61342
Fuel consumption1977,32860429,46627
Throttle

Fairing mass2500
Fairing jettison (s)200
Sx4040
Sy420150
Вариант 2. Оптимальные проектные параметры: тяговооруженность 1,45 и 0,74 - для 1-й и 2-й ступени соответственно, относительные конечные массы ступеней 0,305 и 0,426.
На орбиту выводится головной блок (КА+КВРБ) массой 32591 кг. На ГПО выводится ПГ массой 12960 кг при расходе топлива 12625 кг (ХС=3234 м/с). Конечная масса КВРБ 3010 кг.
Параметры варианта 2 при выведении на НОО:

Launch mass500000,0
Payload32591,8336
III
Full mass398204,458666703,71
Empty mass50503,553329752,03
Isp (atm) (s)375300
Isp (vac) (s)450462
Thrust (vac) (t)868,658702573,33561
Fuel consumption1930,352672158,7351
Throttle-
Fairing mass2500
Fairing jettison (s)200
Sx4040
Sy420150
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Комодский Варан

ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
Попытки расчета на пальцах, нередко приводят к неправильным результатам.
В качестве основы взяты:
- для 1-й ступени ДУ с удельными показателями близкими к РД0120 (удельная масса ДУ около 0,035, УИ 375/450 с
- для 2-й ступени и РБ ДУ с удельными параметрами близкими к РД0146 (удельная масса 0,05, УИ=462 с).
В результате расчета получены следующие оптимальные проектные параметры:
Вариант 2-хступенчатой РН с ДУ-2 многократного включения. Стартовая тяговооруженность: 1,48 для 1-й и 0,31 - для 2-й ступени, относительные конечные массы ступеней: 0,2 и 0,66 (выведение на НОО) соответственно . На НОО высотой 200х200х51,6 град выведен головной блок массой 28517 кг. На ГПО выведена масса 5329 кг. Расход топлива на выведение на ГПО 18927 кг (затраты ХС 3200 м/с).
Параметры Варианта 1 при выведении на НОО:
Launch mass500000,0
Payload28517,3
III
Full mass453819,415163,3
Empty mass55085,066330
Isp (atm) (s)375300
Isp (vac) (s)450462
Thrust (vac) (t)889,797871913,61342
Fuel consumption1977,32860429,46627
Throttle

Fairing mass2500
Fairing jettison (s)200
Sx4040
Sy420150
Вариант 2. Оптимальные проектные параметры: тяговооруженность 1,45 и 0,74 - для 1-й и 2-й ступени соответственно, относительные конечные массы ступеней 0,305 и 0,426.
На орбиту выводится головной блок (КА+КВРБ) массой 32591 кг. На ГПО выводится ПГ массой 12960 кг при расходе топлива 12625 кг (ХС=3234 м/с). Конечная масса КВРБ 3010 кг.
Параметры варианта 2 при выведении на НОО:
Launch mass500000,0
Payload32591,8336
III
Full mass398204,458666703,71
Empty mass50503,553329752,03
Isp (atm) (s)375300
Isp (vac) (s)450462
Thrust (vac) (t)868,658702573,33561
Fuel consumption1930,352672158,7351
Throttle-
Fairing mass2500
Fairing jettison (s)200
Sx4040
Sy420150
1. У РД-0120 УИ = 455 сек.
2. У РД-0146Д УИ = 470 сек.
3. ХС на ГПО составляет 3000 м/с, а не 3200 м/с.
4. Массовое совершенство ступеней взято с потолка и занижено почти в 2 раза. РН делают не хруники, примите при расчётах нормальные значения массового совершенства. Посчитайте РН с параметрами, указанными мною выше. 

Дмитрий В.

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДмитрий В. пишет:
Попытки расчета на пальцах, нередко приводят к неправильным результатам.
В качестве основы взяты:
- для 1-й ступени ДУ с удельными показателями близкими к РД0120 (удельная масса ДУ около 0,035, УИ 375/450 с
- для 2-й ступени и РБ ДУ с удельными параметрами близкими к РД0146 (удельная масса 0,05, УИ=462 с).
В результате расчета получены следующие оптимальные проектные параметры:
Вариант 2-хступенчатой РН с ДУ-2 многократного включения. Стартовая тяговооруженность: 1,48 для 1-й и 0,31 - для 2-й ступени, относительные конечные массы ступеней: 0,2 и 0,66 (выведение на НОО) соответственно . На НОО высотой 200х200х51,6 град выведен головной блок массой 28517 кг. На ГПО выведена масса 5329 кг. Расход топлива на выведение на ГПО 18927 кг (затраты ХС 3200 м/с).
Параметры Варианта 1 при выведении на НОО:
Launch mass500000,0
Payload28517,3
III
Full mass453819,415163,3
Empty mass55085,066330
Isp (atm) (s)375300
Isp (vac) (s)450462
Thrust (vac) (t)889,797871913,61342
Fuel consumption1977,32860429,46627
Throttle

Fairing mass2500
Fairing jettison (s)200
Sx4040
Sy420150Вариант 2. Оптимальные проектные параметры: тяговооруженность 1,45 и 0,74 - для 1-й и 2-й ступени соответственно, относительные конечные массы ступеней 0,305 и 0,426.
На орбиту выводится головной блок (КА+КВРБ) массой 32591 кг. На ГПО выводится ПГ массой 12960 кг при расходе топлива 12625 кг (ХС=3234 м/с). Конечная масса КВРБ 3010 кг.
Параметры варианта 2 при выведении на НОО:
Launch mass500000,0
Payload32591,8336
III
Full mass398204,458666703,71
Empty mass50503,553329752,03
Isp (atm) (s)375300
Isp (vac) (s)450462
Thrust (vac) (t)868,658702573,33561
Fuel consumption1930,352672158,7351
Throttle-
Fairing mass2500
Fairing jettison (s)200
Sx4040
Sy420150
1. У РД-0120 УИ = 455 сек.
2. У РД-0146Д УИ = 470 сек.
3. ХС на ГПО составляет 3000 м/с, а не 3200 м/с.
4. Массовое совершенство ступеней взято с потолка и занижено почти в 2 раза. РН делают не хруники, примите при расчётах нормальные значения массового совершенства. Посчитайте РН с параметрами, указанными мною выше.
1)РД0120 заточен под работу в составе ЦБ пакета, и имеет коэффициент высотности сопла 1,288 (большие потери н статическое противодавление). А я взял ЖРД с высотностью 1,2 - считайте, что "обрезанный" РД0120 с уменьшенным УИ в пустоте и повышенным УИ у земли.
2)А у РД0146 порядк 462-466 с. Но это принципиально ничего не меняет.
3)Да какая разница? Пусть 3000 м/с: получается 6044 против 13747 кг.
4)Массовое совершенство от балды взято у Вас, а у меня - из статистики наших отечественных изделий. Хотите поспорить? Вот Вам пример реальности: масса группы "двигательная установка" для блока Ц составляла примерно 24 тонны. При тяге у земли 590 тс это соответствует удельной массе ДУ 0,04. Я взял 0,035 с учетом укорочения сопла.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Димитър

Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?

Дмитрий В.

ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
С какой широты он стартует? ;)
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Комодский Варан

ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
Просто у Фалькона-9 нормальное массовое совершенство. Не такое, как у " наших отечественных изделий".

Дмитрий В.

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
Просто у Фалькона-9 нормальное массовое совершенство. Не такое, как у " наших отечественных изделий".
И это тоже, конечно. Только "массовое совершенство Фалькона" мало кому известно в точности.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

ЦитироватьКомодский Варан пишет:
ЦитироватьДимитър пишет:
Интересно, что Маск выводит на ГПО 2-ступенчатой ракетой, причем на керосине! Он считать не умеет?
Просто у Фалькона-9 нормальное массовое совершенство. Не такое, как у " наших отечественных изделий".
Ну, и при бесконечно высоком массовом совершенстве можно вообще все делать одноступом :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Комодский Варан

ЦитироватьДмитрий В. пишет: 
4)Массовое совершенство от балды взято у Вас, а у меня - из статистики наших отечественных изделий. Хотите поспорить? Вот Вам пример реальности: масса группы "двигательная установка" для блока Ц составляла примерно 24 тонны. При тяге у земли 590 тс это соответствует удельной массе ДУ 0,04. Я взял 0,035 с учетом укорочения сопла.
Не напомните, сколько десятилетий назад летало последнее "наше отечественное изделие" на водороде?

Хорошо, смотрим первую ступень:

ЦитироватьStage 1. 1 x Ariane 5 EPC. Gross Mass: 186,000 kg (410,000 lb). Empty Mass: 12,700 kg (27,900 lb). Thrust (vac): 1,114.000 kN (250,437 lbf). Isp: 434 sec. Burn time: 650 sec. Isp(sl): 335 sec. Diameter: 5.46 m (17.91 ft). Span: 5.46 m (17.91 ft). Length: 30.50 m (100.00 ft). PropellantsLox/LH2No Engines: 1. EngineVulcain 2Other designations: H173. Status: In Production.
Выкидываем Вулкан нахрен, ставим модификацию RS-25 с тягой на уровне моря 250 тс и массой 4300 кг. Полная масса увеличивается до 188500 кг, пустая масса - до 15200 кг. Массу недозабора оценим в 2300 кг. Ещё 1300 кг пойдут на усиление конструкции из-за увеличения нагрузки. Итого массовое совершенство = (15200+2300+1300)/188500 = 0.1, о чём я и говорил. 

Массовое совершенство второй ступени чуть лучше, чем у Центавра благодаря большему РЗТ.