Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

popmech.ru

Доставка в космос: как на орбиту доставляют малые грузы и зачем там дата-центр

 Скрытый текст:

Доставка в космос: как на орбиту доставляют малые грузы и зачем там дата-центр
Доставка квадрокоптерами и роботами-курьерами массовой пока не стала, но футуристичной уже не выглядит. А что, если взять в буквальном смысле более высокий уровень и рассмотреть доставку не на близлежащую улицу или в соседний район, а в космос? В мире есть несколько проектов по беспилотной космической логистике малых грузов. В России в этой области работает резидент Фонда «Сколково», чье решение способно вывести на околоземную орбиту полезные грузы и помочь в изучении Солнечной системы.
  Доставка в космос: как на орбиту доставляют малые грузы и зачем там дата-центр
Как это работает
Космическая логистика включает три основные задачи: выведение малых спутников на рабочую орбиту, ее поддержание и сведение с нее. Последние два направления пока только начали развиваться, и, чтобы реализовать подобные проекты, нужно решить множество сложных вопросов, связанных со сближением, стыковкой и перемещением объектов. В свою очередь, проекты по выведению малых грузов есть в нескольких странах, и эти разработки уже готовы к использованию на практике или будут готовы в скором времени.
Чтобы не потеряться и всегда быть на связи, читайте нас в Яндекс.Дзене и не забывайте подписаться на нас в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках!
 
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Для малой космической логистики нужен малый или сверхмалый разгонный блок -- это космический аппарат с двигательной установкой, которая несет полезный груз. Он стартует вместе с «основной» ракетой, затем отделяется и выводит объект на нужную орбиту. В России это, например, разгонный блок «Садко», разрабатываемый резидентом Фонда «Сколково». Аппарат может использоваться вместе с ракетами-носителями среднего и тяжелого класса или сыграть роль третьей ступени для сверхлегких ракет. При этом планируется, что в перспективе он будет не только выводить грузы на околоземную орбиту, но и доставлять их к Луне, Марсу, Венере. На такой блок можно поставить солнечную батарею, и тогда он проработает в космосе до 3-5 лет.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В мире аналогичные разработки ведутся в нескольких странах. Например, в Европе было совершено уже пять запусков с помощью малого разгонного блока. В США также есть подобные разгонные блоки, в том числе они работают с ракетами SpaceX. Наиболее значительные успехи у американско-новозеландской компании, которая создала и собственную сверхлегкую ракету, и малый разгонный блок, выполняющий для нее функции третьей ступени.
Что касается изменения орбиты, то сейчас у большинства малых спутников такая возможность ограничена пассивными средствами. Например, для наноспутников (обычно до 10 кг) может использоваться аэродинамическое торможение на низкой орбите, то есть они тормозят за счет сопротивления верхних слоев атмосферы. Некоторые микроспутники (от 10 до 100 кг) оборудуются двигательными установками для поддержания рабочей высоты. Но чаще всего этот вариант нерентабелен. Во-первых, на них приходится слишком большой объем и масса относительно самих спутников. Во-вторых, это приводит к усложнению системы в целом, повышает стоимость двигательной установки и ее отработки. Однако в будущем наверняка появятся подходящие решения.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем нужна малая космическая логистика

У такой логистики могут быть разные цели. «Садко» обладает грузоподъемностью до 200 кг и способен доставлять малые космические аппараты. Услуга востребована, например, среди спутниковых операторов. В масштабах космоса кажется, что 200 кг -- это немного. Однако благодаря перевозке небольших грузов можно продлевать работу спутников, убирать космический мусор и в целом более рационально использовать космическое пространство. Разгонные блоки помогут создавать группировки космических аппаратов и проводить испытания в космосе, в том числе биологические. А телескоп, установленный на эту систему, позволит исследовать объекты вроде Луны или Марса.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Что касается уже реализуемых инициатив, то в 2021 году в России был запущен эксперимент по созданию космического дата-центра -- в рамках запуска демонстрационного аппарата ОЕ1. На этом проекте отрабатываются алгоритмы по распределению времени работы с аппаратом между различными заказчиками. Один из них поставил задачу по выведению сервера и обеспечению связи с ним. Он будет фильтровать и анализировать первичную информацию, поступающую от других аппаратов. Например, дата-центр просмотрит изображения, выделит некачественные и не будет передавать их на Землю. Предполагается, что это поможет компаниям, занимающимся космическими проектами, оптимизировать расходы.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
 
Запуск запланирован на конец 2022 года, и, согласно первоначальному плану, сервер проработает 3 месяца. Спутник же продолжит работу. В частности, на его борту планируется установить камеры для отслеживания космического мусора.
Как космический дата-центр будет развиваться дальше, зависит от результатов. По словам старшего проектного менеджера кластера передовых производственных технологий Фонда «Сколково» Ивана Косенкова, перспективы у проекта есть, поскольку запрос на создание подобных проектов существует как в России, так и в мире, где тоже реализуется несколько разработок по запуску малых спутников-серверов:
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Коллеги из Orbital Express целятся на новый рынок, который возникает буквально на глазах -- орбитального транспорта. Его появление совпадает с лавинообразным увеличением количества объектов, выводимых в космос государственными и частными компаниями. Вместе с увеличением количества и снижением стоимости создания и запуска спутников, возникает потребность в более сложных операциях на орбите для обеспечения долговременной устойчивости космической деятельности. На этот рынок, в том числе, целится сколковский стартап со своим орбитальным буксиром».

РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Главное преимущество космического сервера в том, что к нему физически нет доступа с Земли. Это снимает большинство воздействий, угрожающих «земным» хранилищам данных, и снижает нагрузку на экологию нашей планеты. На первых этапах такие решения можно использовать для криптотехнологий, в будущем -- вывести инфраструктуру интернета вместе со спутниковыми системами ретрансляции, а потом -- создать космические дата-центры.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие перспективы у малой логистики в космосе

В России уже реализуется несколько программ по запуску малых спутников. Например, в рамках научно-образовательного Space-Pi будет выведено 100 таких объектов, в том числе созданных школьниками. Так, ребята из Москвы при участии специалистов работают над аппаратом, отслеживающим дрейф льдов в Северном Ледовитом океане и безопасность судоходства. Совместно с техническими вузами реализуется программа «УниверСат» по бесплатному запуску наноспутников, созданных в учебных заведениях. С ней уже сотрудничают МГУ, МГТУ, Амурский и Новосибирский государственные университеты и другие вузы. А в конце апреля Самарский НИИ отправил в Роскосмос заявку по наноспутнику для мониторинга ионосферы.
РЕКЛАМА - ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В текущих экономико-политических условиях Роскосмос планирует наращивать сотрудничество с частными космическими компаниями (ЧКК), оказывать им поддержку и содействие. Об этом говорилось на совещании Роскосмоса, прошедшем в первой половине марта. А в середине апреля, на XIV международной конференции Satellite Russia & CIS 2022, некоторые ЧКК, среди которых резидент «Сколково», при участии специалистов Фонда предложили сформировать российский рынок, на котором бы могли работать частные компании и реализовывать свои идеи. Таким образом, российская космонавтика будет диверсифицироваться, а частные проекты -- развиваться.
Все это наверняка сделает комическую логистику малых грузов более востребованной. Ее развитие -- важный шаг в построении полноценной инфраструктуры в космосе. Используя такие аппараты, можно развивать в космическом пространстве совершенно новые виды деятельности, в том числе на рынках, которые еще даже не существуют.

Загрузка статьи...
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

Открытый космос Зеленого кота


Опять «Луна-25»
entry is in top500 rating
April 28th, 11:35

12 апреля 2022 года на космодроме Восточный Владимир Путин анонсировал возобновление лунной программы и запуск через полгода автоматической межпланетной станции «Луна-25». Что это за аппарат и почему лунную программу не могут возобновить уже десятки лет, разбираемся вместе с Moscow Times.
Collapse )

Советский Союз в 50-70-х годах XX века провел довольно успешную лунную программу изучения естественного спутника Земли автоматическими аппаратами. Советские инженеры научились мягко прилунять станции, выходить на орбиту, добывать грунт и доставлять передвижные автоматы -- луноходы.

Но в 1976 году программа завершилась на «Луне-24». Идея «возобновления» лунной программы появилась в 90-е годы в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук (ГЕОХИ РАН). Комплексное исследование Луны с орбиты, поверхности и в недрах предполагалось с целью определения причины происхождения Луны. На тот момент это казалось самым актуальным вопросом.

Сейчас основной гипотезой возникновения Луны в мировой науке считается мегаимпакт -- колоссальное столкновение ранней Земли с другой планетой размером с Марс. Однако эта гипотеза недостаточно обоснованна и поддерживается благодаря тому, что все накопленные данные допускают такую возможность. В ГЕОХИ РАН сформулировали альтернативную гипотезу -- одновременного возникновения и последующего гравитационного захвата, но и она недостаточно обоснованна. Для поиска дополнительных данных, а в перспективе подтверждения правоты российских ученых, и решили начать новые исследования. Предполагалось несколько аппаратов, которые проведут исследования Луны с орбиты и с поверхности. Орбитальный аппарат, который должен был нести небольшой спускаемый зонд, назвали «Луна-Глоб».


Космонавтика России в 90-е и начале 2000-х годов сталкивалась с серьезным недофинансированием, поэтому на науку получалось выделять малые средства и вести только какую-то одну-две флагманские программы. После неудачи с запуском «Марса-96» космические чиновники решили отдать предпочтение астрофизическим проектам космических телескопов. Один из инициаторов лунной программы ученый Эрик Галимов написал целую книгу «Замыслы и просчеты. Двадцать лет бесплодных усилий», где подробно изложены его попытки лоббирования лунной программы в противовес космическим телескопам Integral, «Спектр-РГ» и «Радиоастрон». И долгие годы Луна не находила поддержки, хотя разработку первого аппарата «Луны-Глоб» все же включили в Федеральную космическую программу на 2005-2015 годы.

Первоначальные задачи «Луны-Глоб» постепенно сокращались из-за недофинансирования и вымывания «старой гвардии» -- опытных космических разработчиков. В результате в 2010-е годы проект серьезно пересмотрели и уже не требовали ничего существенного, кроме возвращения опыта лунных посадок, а орбитальный аппарат отложили на потом, назвав «Луна-Глоб-2». После аварийного запуска «Фобоса-Грунта» в 2011 году «Луну-Глоб» снова пришлось переделывать, потому что предполагалось в ней использовать тот же бортовой компьютер, что и на аварийном аппарате.

Чтобы как-то избавить «Луну» от цепочки невзгод, директор Института космических исследований (ИКИ) РАН Лев Зеленый предложил переименовать ее в «Луну-25», подчеркивая историческую преемственность с советской серией «Луна». «Луна-Глоб» созвучна с «Луна-Гроб», кроме того, казалось нелогичным для посадочного аппарата, который изучит только одну точку Луны, называться «Глоб».

Luna25.jpg

После успешного запуска астрофизического проекта «Радиоастрон» и неудачного «Фобос-Грунт» «Луна-25» избавилась от основных конкурентов по финансированию и программа стала обретать реальность.

К 2013 году изменились научные задачи. Разгадку происхождения Луны отложили до лучших времен, а «худеющей» «Луне-25» назначили более актуальную цель -- поиск лунной воды. Парой лет ранее надежные подтверждения залежей воды на лунных полюсах нашел американский орбитальный аппарат LRO с установленным российским прибором для поиска воды LEND. В этом также видится конкуренция между институтами ГЕОХИ, которого заботило происхождение Луны, и ИКИ, который разрабатывал LEND и заинтересован в подтверждении своего открытия на поверхности.


Кликабельно

После 2013 года казалось, что основные препятствия для «Луны-25» устранены: финансирование выделяется, приоритет запуска высокий, внутренних конкурентов практически нет, полезной нагрузки осталось немного. Но сроки запуска постоянно переносились. Сначала разработчики не могли определиться с выбором бортового компьютера. Затем присоединение Крыма к России привело к санкциям американскую электронику. Космический аппарат пришлось снова переделывать, из-за чего возникла сильная зависимость даты запуска от положения Луны, так называемые «баллистические условия».

Долгие годы согласований, подковерной борьбы вокруг аппарата и технических сложностей привели к тому, что из проекта стали выходить международные партнеры. Так, Индия надеялась доставить «Луной-25» на естественный спутник Земли свой маленький луноход, но в 2013 году устала ждать и начала собственный лунный проект Chandrayaan-2. Швеция планировала поставить свой датчик космической радиации, но также отказалась в 2018 году и перешла к сотрудничеству с Китаем. Оставался только испытательный образец системы лунной навигации PILOT-D от Европейского космического агентства.

Обещанные даты сдвигались с 2015 на 2017, потом дальше. В 2018 году в документальном фильме «Путин» Андрея Кондрашова президент России анонсировал запуск на Луну в 2019 году, но обещанного старта не состоялось. Задержки стали объяснять неподходящими баллистическими условиями. В то же время из неофициальных источников было известно о технической неготовности аппарата.

Как оказалось, все компоненты «Луны-25» смогли произвести только в 2021 году. Причиной задержек также назвали американские санкции. К 2022-му году автоматическая станция должна быть уже технически готова к запуску, но ожидаемый в мае старт перенесли на август.



12 апреля 2022 года на космодроме Восточный Владимиру Путину даже пришлось переспросить главу «Роскосмоса», будет ли пуск в назначенное время, тот ответил: «Должны», -- не уточнив, кто должен и с кого спросят, если будет очередной перенос.

Теоретически, начавшаяся 24 февраля 2022 года «специальная военная операция» российской армии в Украине никак не должна повлиять на время запуска «Луны-25». Новые санкции США и Европы ее не затронут: все необходимые компоненты уже готовы к полету.

13 апреля Европейское космическое агентство вышло из сотрудничества в этом проекте. Европейский прибор PILOT-D снимают, но он не имеет значения для посадки. Вот поддержка наземных станций Европы для космического аппарата была бы полезна, но теперь ее не будет. Впрочем, это только усложнит, но не нарушит программу полета. Опыт управления и передачи данных из дальнего космоса у российских специалистов есть благодаря космическому телескопу «Спектр-РГ», который успешно работает на расстоянии в четыре раза превышающем дальность Луны.

Возвращаясь к словам президента России о «возобновлении лунной программы», следует уточнить, что подразумевалось возобновление после советских успехов, а не после многократных переносов «Луны-25». В дальнейшем должны состояться еще запуски орбитальной «Луны-26» и посадочной «Луны-27», но какие-то конкретные даты старта и дальнейшие планы можно ожидать только после полета и посадки «двадцать пятой».



В материале использованы иллюстрации Роскосмоса, НПО Лавочкина, ИКИ РАН.
Подготовлено для Moscow Times, публикуется с исправлениями.
zelenyikot
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

life.ru

Своя ракета, свой космодром: В чём главный смысл строительства "Ангары"
Андрей ИонинЧлен-корреспондент Российской академии космонавтики

 Скрытый текст:

Из чего состоит ракета "Ангара"
Это собранные недавно в Омске топливные баки для первой и второй ступеней будущей "Ангары-А5". Их заполнят кислородом и керосином для двигателей РД-191 от НПО "Энергомаш".
Топливные баки для ступеней ракеты
Надо сказать, что первая и вторая ступени у всех носителей серии "Ангара" представляют собой одно и то же: это конструктор из совершенно одинаковых универсальных ракетных модулей, а именно -- УРМ-1. Вся разница -- в их количестве. Первая ступень -- это боковые модули, а тот, который посередине между ними, -- это вторая.
В качестве третьей ступени у всех -- один-единственный универсальный ракетный модуль 2 (УРМ-2) уже с другим движком: РД-0124А от Воронежского КБ "Химавтоматика", тоже на керосине и кислороде. Кстати, РД-0124А -- первый отечественный ракетный двигатель, сделанный после развала СССР, и притом, как заверили разработчики, по своей экономичности превосходит не только двигатели SpaceX, но и вообще все остальные двигатели в мире.
Так вот, арифметика такая: один УРМ-1 плюс один УРМ-2 равно лёгкая ракета "Ангара-1.2", поднимающая на орбиту 3,5 тонны полезного груза. Если берём не один, а сразу три УРМ-1 и один УРМ-2 -- это уже "средняя" "Ангара-А.3" на 14 тонн. А если видим целых пять УРМ-1 и один УРМ-2 -- значит, это уже тяжёлая "Ангара-А.5" с грузоподъёмностью в районе 25 тонн. И есть ещё один вариант: на верхний УРМ-2 вместо керосинового двигателя поставить водородный РД-0150, его сейчас пока только разрабатывают, и тоже в Воронеже. И тогда мы получим ракету, которая может поднять все 38 тонн -- "Ангару-А.5В".
Макеты носителей серии

Ракеты надо делать периодически заново, даже если старые вас устраивают. Это связано с тем, что ваши конструкторские бюро должны постоянно совершенствоваться. Их нужно держать в тонусе, для этого надо постоянно что-то делать новое. Потому что если они будут заниматься только модернизацией старого, то они быстро очень потеряют квалификацию
<p>Ракеты надо делать периодически заново, даже если старые вас устраивают. Это связано с тем, что ваши конструкторские бюро должны постоянно совершенствоваться. Их нужно держать в тонусе, для этого надо постоянно что-то делать новое. Потому что если они будут заниматься только модернизацией старого, то они быстро очень потеряют квалификацию</p>
Как идёт производство "Ангары"
В Омске сейчас делают лёгкую и тяжёлую версии. Там находится производственное объединение "Полёт", которое в 2007 году стало филиалом расположенного в Москве Центра Хруничева. Пока они собирают "Ангару" общими усилиями, но есть план в ближайшие годы полностью перевести производство этих носителей в Сибирь. Для этого в 2024 году на заводе предстоит оборудовать дополнительные 140 тысяч квадратных метров производственных площадей, открыть три новых цеха, установить там 400 единиц новой техники. Благодаря всему этому рассчитывают удвоить объёмы производства: сейчас "Полёт" может в год выпускать четыре тяжёлые "Ангары" и одну лёгкую, после модернизации будет способен, соответственно, на восемь носителей "Ангара-А.5" и две "Ангары-1.2".
Почему хотят всё делать в Омске: во-первых, там есть оборудование для так называемой фрикционной сварки, то есть сварки трением, её считают самой прогрессивной и надёжной. Во-вторых, Омск примерно на одинаковом расстоянии и от Восточного, и от Плесецка. На обоих космодромах сейчас возводят стартовые комплексы под "Ангару", притом универсальные -- с них можно будет запускать любые ракеты серии, а не только какую-то одну версию. В-третьих, как подсчитали пару лет назад в Центре Хруничева, после модернизации "Полёта" сборка ракет в одном месте удешевит процесс больше чем в полтора раза: сейчас каждый экземпляр обходится в семь миллиардов рублей, а будет стоить четыре.

В Омске вообще всё дешевле, чем в Москве. Надо же считать и альтернативные издержки. Основные производственные мощности ГКНПЦ имени Хруничева, который производил "Протоны" и производит "Ангару", находятся не просто в Москве, а в самом центре Москвы. На другом берегу от "Москвы-Сити", в парке "Фили". Это не просто центр, это золотое место, поэтому размещать здесь производственные цеха -- это странно, и с этой точки зрения производство надо переводить в другое место

Андрей Ионин
Член-корреспондент Российской академии космонавтики

" src="https://static.life.ru/publications/2022/5/5/122851167145.85353.jpg">;
" src="https://static.life.ru/publications/2022/5/5/122851167145.85353.jpg">;
По мнению главы Института космической политики Ивана Моисеева, главный практический смысл "Ангары" сейчас -- заменить "Протоны". И здесь возникает такой вопрос: дело в том, что даже при таком раскладе (четыре миллиарда за сборку ракеты) "Ангара" всё равно вдвое дороже "Протона", который, по подсчётам, построить стоит около 2,3 миллиарда рублей. А "Протон", к слову, 20 тонн поднимает. Так почему эпоха "Протонов" клонится к закату?
Сотрудник в цехе сборки семейства ракет-носителей
Сотрудник в цехе сборки семейства ракет-носителей "Ангара" на территории Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева. Фото © ТАСС / Сергей Бобылев

Казахстан с самого начала своего существования всегда резко выступал за ограничение и потом запрещение полётов "Протонов" из-за ядовитости топлива ("Протоны" летают на гептиле. -- Прим. Лайфа). И есть договорённость закончить эксплуатацию "Протонов" в 2025 году

Иван Моисеев
Руководитель Института космической политики

<p>Казахстан с самого начала своего существования всегда резко выступал за ограничение и потом запрещение полётов
<p>Казахстан с самого начала своего существования всегда резко выступал за ограничение и потом запрещение полётов
Как объясняют эксперты, каждую ракету строят с расчётом на то, откуда будут запускать, и "Протон" создан под запуски с космодрома Байконур. А у "Роскосмоса" сейчас стоит задача наладить пуски всего нужного ассортимента носителей с российской территории, чтобы ни от кого не зависеть и ни с кем ничего не выяснять.
Запуск ракеты-носителя
Запуск ракеты-носителя "Протон-М" с британским космическим аппаратом связи Inmarsat-5F3 на космодроме Байконур, Казахстан. Фото © ТАСС / Сергей Савостьянов

"Ангара" создана не для рынка запусков, а для того, чтобы обеспечить России допуск на все орбиты с национальной территории, это её основная задача. Эту задачу она решает, и это хорошо. Задача "Роскосмоса" -- не зарабатывать деньги, а обеспечивать вопросы национальной безопасности и технологическое развитие страны

Андрей Ионин
Член-корреспондент Российской академии космонавтики

" src="https://static.life.ru/publications/2022/5/5/122851167145.85353.jpg">;
" src="https://static.life.ru/publications/2022/5/5/122851167145.85353.jpg">;
Что будут запускать на "Ангаре"
По крайней мере, для одного важного дела эта ракета в любом случае понадобится: для доставки на орбиту тяжёлых спутников в интересах Министерства обороны. Далее -- спутники ГЛОНАСС и исследовательские аппараты. К примеру, именно на "Ангаре" впервые с советских времён должна будет полететь на Венеру станция "Венера-Д", это орбитальный аппарат и спускаемый модуль. И, наконец, пилотируемый корабль нового поколения "Орёл", та самая бывшая "Федерация".
Макет космического пилотируемого корабля
Макет космического пилотируемого корабля "Орёл" (прежнее название "Федерация") в новом здании Государственного музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге. Фото © ТАСС / Станислав Красильников
Этот корабль был задуман для российских межпланетных миссий, но они пока выглядят туманно. Есть проект строительства лунной базы у Южного полюса нашего естественного спутника -- в тех краях, куда в этом 2022 году должны отправить станцию "Луна-25". По этому проекту для доставки туда всего необходимого для базы нужны будут несколько десятков запусков 38-тонной "Ангары" с водородной ступенью. Но опять же, ни самой ступени ещё нет, ни чёткой определённости в вопросе, нужно ли России освоение Луны.

У нас была программа полёта человека на Луну, и корабль "Орёл" в ней играл ключевую роль. Но эта программа была закрыта в 2015 году, отменена по экономическим причинам. И, соответственно, корабль повис в воздухе: для него нет задач

Иван Моисеев
Руководитель Института космической политики

" src="https://static.life.ru/publications/2022/5/5/763033350835.0781.jpg">;
" src="https://static.life.ru/publications/2022/5/5/763033350835.0781.jpg">;
Как ранее объяснял Лайфу эксперт Игорь Маринин, корабль "Орёл" решили приспособить для полётов на околоземную орбиту: в своём классическом варианте он слишком тяжёлый и дорогой, поэтому для отправки космонавтов на МКС используют, так сказать, облегчённый вариант "Орла" -- "Орлёнок".
Но опять-таки последние события наводят на размышления по этому поводу: пока "орлята" учатся летать, МКС чего доброго затопят. В "Роскосмосе" уже приняли решение, когда уходить со станции. Правда, какое -- не говорят. Говорят только, что предупредят за год. Американцы надеются, что станция продержится до начала 2030-х годов. В любом случае это, судя по текущим воззрениям космических агентств, предел долгожительства Международной космической станции. Россия обратилась мыслями к созданию новой станции РОСС -- уже не международной, а национальной. Но эта идея пока -- на стадии эскизного проекта.

Ситуация такова, что надо ставить вопрос о целесообразности разработки этого корабля

Иван Моисеев
Руководитель Института космической политики

<p>Ситуация такова, что надо ставить вопрос о целесообразности разработки этого корабля</p>
<p>Ситуация такова, что надо ставить вопрос о целесообразности разработки этого корабля</p>
Меж тем глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин недавно проанонсировал, что летом 2023 года планируют везти на Восточный сразу три собранные в Омске "Ангары": лёгкую "Ангару-1.2" для первого пуска, макет "Ангары-А.5" для наземных испытаний системы аварийного спасения "Орла" и лётный экземпляр тяжёлого носителя для первого тестового старта с новым кораблём. Это будет беспилотный запуск на орбиту без стыковки с МКС. Далее по плану -- пуск уже с экипажем на борту, но снова без стыковки, следующий шаг -- полноценный пилотируемый полёт со стыковкой. Чтобы новую космическую систему признали пригодной для доставки людей на орбиту, нужны пять успешных испытательных пусков.
https://static.life.ru/publications/2022/5/5/240730865507.98654.jpg

Генеральный директор ГК "Роскосмос" Дмитрий Рогозин на космодроме Восточный. Фото © ТАСС / Александр Рюмин


Нужны ли России пилотируемые полёты на Луну?
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!