"Сотка" и её родители.

Автор Salo, 15.03.2009 19:23:32

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

Прочёл статью Pit'a "Триумф и загадки "засекреченного ракетчика" Челомея" и возник у нас с автором статьи спор по поводу вот этого пассажа:
Цитировать
Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВолевым решением Н.С.Хрущёва Челомею передали проект новой ракеты М.К. Янгеля впоследствии известной как 8К84 или УР-100.
За статью спасибо!
Конечно нужно учитывать время когда она писалась (28 июня 1997 г.).
Кстати по-поводу УР-100 из КБ Янгеля видимо легенда, поскольку такого проекта у Янгеля не было. А вот Р-14 на серийный завод к Челомею действительно попала.
ну что тут скажешь? надо копаться. Вообще изначально про сотку
мне лично Петраков рассказал в 96м.
У Владимира Платонова в книге "Южное созвездие", книга первая, стр.236:
ЦитироватьСначало вышло постановление Совета Министро за подписью Н.Хрущёва "Об оказании ОКБ-52 помощи в разработке ракет-носителей". Днепропетровские ракетостроители передали фирме Челомея техническую документацию и три готовые ракеты Р-14 (8К-65) "для приобретения опыта в разработке и отработке ракет стратегического назначения".
Вскоре в ОКБ М.К.Янгеля прибыла группа челомеевских спецов для ознакомления с новыми разработками. Всегда выдержанный Янгель "рассвирипел" от наглости незваных гостей, НО... последовал звонок зав.оборонным отделом ЦК И.Д.Сербина (между собой ракетчики звали его "Иваном Грозным") и новые конкурсные разработки пришлось показать. Подобное стало происходить и на фирме Королёва..."
Скорее пытались увести 200-ку (Р-16). Эквивалента сотки Янгель не делал.
Понимаешь какая штука что было в эскизном мы же не знаем.
Есть отрывки каких-то по сути сплетен не более. По документам всё часто получается с точностью до наоборот. 200ку видел живьём в маях но снимать не разрешили, ХО второй ступени Р-16 видел в музее  сов армии. Там темно было и не снимал, а в новые времена его утащили куда-то.
То что Янгель рассверипел понятно но маловероятно- слишком партийный и спокойный человек был по рассказам. Другое дело что передача с фирмы на фирму чего-то всё-таки имеет очень большой смысл. Вон у нас это не особо озвучивают а американцы сами пишут что по их мнению плохо что каждая фирма варится в собственном соку. Джемини и меркурий одни делали- а  аполлон совершенно другие. Наработки ОКБ-1 по Востоку и Союзу например Козлову очень пригодились и деньги не пропали.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

В книге "Призваны временем" по сему поводу написано следующее:
ЦитироватьК этому времени на арену ракетно-космической деятельности выходит ОКБ-52 Министерства авиационной промышленности, руководимое В. Н. Челомеем, которое в дальнейшем станет основным конкурентом ОКБ-586. Еще в 1944 г. В. Н. Челомей был назначен директором и Главным конструктором авиационного завода № 51, которым ранее руководил Н. Н. Поликарпов. КБ и заводу была поставлена задача воспроизведения трофейного немецкого самолета-снаряда Фау-1 с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем. Такой аналог был создан, затем модернизирован, но в серию не пошел из-за полной неконкурентоспособности в сравнении с уже принятыми на вооружение баллистическими ракетами Р-1 и Р-2. В дальнейшем В. Н. Челомей разработал крылатую ракету С-5 со складывающимся крылом, принятую на вооружение ВМФ.

В начале 60-х гг. В. Н. Челомей, пользуясь поддержкой Госкомитета авиационной техники, который в это время уже осознал свою прежнюю ошибку (в 1946 г. он отказался от разработки БРДЦ), и могучим покровительством главы государства Н. С. Хрущева (сын которого работал в ОКБ-52 В. Н. Челомея), начал проектирование ракеты УР-200, практически аналогичной ракете Р-16 М. К. Янгеля. Для ускорения разработок В. Н. Челомей добился решения ЦК КПСС о передаче в его ОКБ конструкторской документации на ракету Р-16. Однако к тому времени, когда ракета УР-200 подошла к летным испытаниям, МБР Р-16 уже была принята на вооружение. После нескольких пусков УР-200 постановлением правительства работы по ней были прекращены.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Однако во втором томе  книги В.Платонова "Южное созвездие" в главе "Лунная ночь на Днепре"нашёл такой абзац:
Цитировать-Понимаете,- горячился Королёв, - имея такую мощную поддержку в  верхах, Челомей рано или поздно съест и меня и вас с Янгелем... Аппетит у него невероятный...

Макаров всё ловил на лету, он многое знал и понимал, о многом догадывался, но о что сообщил Королёв, заставило крепко призадуматься...

История с "двухсоткой" насторожила Макарова: он прекрасно помнил, как челомеевские спецы "хозяйничали в КБ и на заводе, точно у себя дома. Ничего недоступного для них не существовало. Чуть что, следовали "накачки" от самого "Ивана Грозного" - так называли Ивана Дмитриевича Сербина - заведующего оборонным отделом ЦК. На последнем конкурсе Янгель победил Челомея по очкам, а не чистым "нокаутом". Директор помнил как малогабаритную ракету отдали Челомею. Машины получились, как близнецы, нашлось и оправдание- "техника развивается по одним и тем же законам". Макаров хорошо знал эти "законы"...
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Пришлось покопаться и на сайте КБ "Южное" обнаружил такую информацию:
ЦитироватьДальнейшая разработка ракет легкого класса Р-37 на стадии ЭП и Р-26 при выходе на ЛКИ прекратилась в связи с принятием решения о создании ракетных комплексов УР-100 и Р-36.
Из-за недостаточной, по оценкам ГУРВО, боевой эффективности после выпуска ЭП и изготовления макета прекратились работы по малогабаритной одноступенчатой МБР Р-38 [8К610].
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

sychbird

Тут вот какие мысли возникают после прочтения. Мотивы ЦК могли быть и более солидные, чем покровительство Челомею из соображений: "ну как не порадеть родному человечку".
Днепропетровский завод имел заранее для ЦК очевидные ограничения по объему выпуска изделий в год. Наращивание мощности за счет строительства дело дарогое и долгое, а политическая обстановка требует скорых решений.

И второе соображения практического толка: не складывай все яйца в одну корзину. Ежели у одного на этапе ЛКИ будут трудности, запасной вариант прикроет того же Сербина и тех, кто выше его. Ну и это же  не агитпроповские деятели с мозгами дятла вроде Суслова. Практическую пользу конкуренции как стимула успеха понимали.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Salo

Скажем так конкуренция была весьма оригинальная: конкурентам передали готовые ракеты Р-14, всю документацию по Р-16. А при создании КБ которое никогда не занималось жидкостными МБР подчинили ему два КБ (Лавочкина и Мясищева), имевшие разработки в близкой области ("Буря" и "Буран").
Кстати перед этим Челомей "загорелся" разработкой твердотопливных ракет и ему отдали КБ Надирадзе. :roll:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Lerm

По поводу передачи Р-14, А.С.Гончар, "Звездные часы ракетной техники":
ЦитироватьО силе В. Н. Челомея говорит такой факт.  Приняв решение перейти к разработке межконтинентальных баллистических ракет, Челомей запросил у Янгеля документацию по ракете Р14. Этот запрос оставлен был без внимания до тех пор, пока не прозвучал окрик со стороны ЦК на самом высоком уровне. Дело приняло такой серьезный оборот, что в течение двух недель, бросив все другие дела, в ОКБ-586 срочно готовили к отправке комплект соответствующей документации. Зная, с какими силами придется иметь дело, Янгель в качестве защитной меры решил всемерно форсировать работы по ракете 8К67 и выставить в качестве основного аргумента готовность ракеты, т.е. "она уже летает". Для этого было срочно изготовлено десять ракет - "короткий вариант", мало чем отличающихся от ракеты 8К64, система управления практически была взята с ракеты 8К64, и в таком составе были начаты летные испытания.

Salo

Кстати в книге "Золотой фонд академика Челомея" написано, что в КИСе завода имени  Хрунияева "испытывали" готовые Р-14.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

sychbird

ЦитироватьСкажем так конкуренция была весьма оригинальная: конкурентам передали готовые ракеты Р-14, всю документацию по Р-16. А при создании КБ которое никогда не занималось жидкостными МБР подчинили ему два КБ (Лавочкина и Мясищева), имевшие разработки в близкой области ("Буря" и "Буран").
Кстати перед этим Челомей "загорелся" разработкой твердотопливных ракет и ему отдали КБ Надирадзе. :roll:
Большое видится на отдалении.(С) Надо оценивать по результату для страны. Появилось два центра ракетостроения.

 Мне самому фигура Челомея с его методами отнюдь не симпатична. Для Лунной программы он явный злой гений вместе с Глушко.

А с точки зрения быстрого становления РВСН в колличественном отношении он вполне в порядке. Вполне подходит на роль окуня в пруду, что бы карась  не дремал. :)

Кто то всегда находится на роль сс..ки.  :D
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Salo

Справедливости ради, надо сказать, что потом с ним поступили также.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Туман Андромедов

ЦитироватьА при создании КБ которое никогда не занималось жидкостными МБР подчинили ему два КБ (Лавочкина и Мясищева)

Не забывайте ещё про ОКБ "Вымпел". Собственно, в Филях был филиал №1, а ОКБ "Вымпел" - филиал №2.

AceIce

ЦитироватьСправедливости ради, надо сказать, что потом с ним поступили также.

Воздали так сказать по делам его.

Любопытно, что этот деятель сожрал не только Лавочкинское и Мясищевсеое КБ, спецы по КР, тоже ему много чего могут припомнить. Но вот, что меня потрясло до глубины души:

"Полная оценка деятельности В. Н. Челомея и его фирмы невозможна без раскрытия всей технической документации по крайней мере до 1984 года. Но, увы, фирма Челомея до сих пор пытается не допустить утечки информации о своей деятельности даже 40 - 50-летней давности. И это на фоне большой открытости таких гигантов, как фирмы Туполева, Сухого, Микояна, история которых заполнила десятки книг и журналов.
Казалось бы, какие могут быть секреты с "экземами" (10Х, 16Х и т.д.)? Но дело тут не в военных тайнах. Нельзя допустить утечки сведений о скандалах, авантюрах, некомпетентности руководства и др. Говорят, что в строжайшей тайне в КБ Машиностроения пишут уже много лет историю своей фирмы, но никак не могут поделить "лавры" между самим Челомеем и его наследниками и соответсвующим образом "причесать" историю фирмы.
Спору нет, Челомей добился оперделённых успехов в создании морских крылатых ракет, ну и создавал бы новые системы вместо развития П-6. По мению двух старых научных  сотрудников ЦНИИ Министрества обороны В. П. Кузина и В. И. Никольского "Дальнейшее совершенствование ПКР П-6 было направлено на увеличение скорости полёта (увеличена в 1,7 раза), дальности стрельбы (примерно на 20%), повышение помехостойкости и избирательности системы управления. Эти работы начаты в 1963 году и завершились  принятием на вооружение в 1975 году нового комплекса "Базальт" (П-500). Прямо скажем не очень выдающийся результат, когда на протяжении 12 лет шло усовершенствование уже существующей ракеты. Конструкторы или не сомогли, или просто не захотели за этот срок даже обеспечить автоматический запуск и выход на максимальный режим ТРД ПКР после старта.* (Подобную проблему в это же время решили учёные и конструкторы в США при создании ракет "Томахок" и "Гарпун".) Наконец, в 1987 году на вооружение поступила последняя модификация этой ПКР "Вулкан" (П-1000), со значительно большей дальностью стрельбы, чем ПКР "Базальт".
...
Зато Челомея понесло буквально во все дыры. Он занялся проектированием межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования, космических аппаратов, зенитных ракет, антиракет и пр., и пр.
Для достижения своих целей Челомей широко использовал Сергея Хрущова - сына дорогого Никиты Сергеевича. "Новое светило науки" оказалось никудышным специалистом, зато жило совместно с Никитой Сергеевичем и заставило его смотреть на проблемы советского ВПК глазами Челомея".
А. Б. Широкорад
Флот, который уничтожил Хрущёв. , М., "АСТ" 2004 год. с. 288-289.


* - и это ГЛАВНЫЙ калибр флота! (выделено мной  - AceIce)
Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Сунь-цзы

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Ле Андреев и Станислав Конюхов "Янгель. Уроки и наследие." стр.340-345:
ЦитироватьРазработка атомщиками новых зарядов, в сто с лишним раз превышавших те, которые были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, потребовало для их доставки новых тяжелых носителей. Не последнюю роль в выборе направления работ сыграли и  обстоятельства, связанные с создававшейся в то время в США ракетой «Титан-2», по доходившей информации, предназначенной для несения мощных зарядов. Первые проработки ракет такого класса начались в ОКБ-586 в начале шестидесятых годов.
Это дало возможность М.К. Янгелю выйти в правительство со своими предложениями. 16 апреля 1962 года по представлению М.К. Янгеля выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов»: ракеты Р-36 с началом летно-конструкторских испытаний в IV квартале 1963 года, ракеты Р-36 (орбитальной) с началом летно-конструкторских испытаний в III квартале 1964 года, ракеты Р-56 с выводом на орбиту космических аппаратов весом до 50 тонн». Так официально началась история становления родоначальницы ракет второго поколения - самой трудной, доставившей ее создателям большое количество хлопот и огорчений за всю историю существования конструкторского бюро.
Базовый вариант ракеты Р-36 проектировался для оснащения его двумя зарядами весом порядка 4,5 и 6 тонн. Первый был разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики, а второй - во Всесоюзном научно-исследовательском институте экспериментальной физики, которые впоследствии стали широко известны как Челябинск-70 и Арзамас-16 соответственно. Легкой головной части был присвоен индекс 8Ф674, а тяжелой - 8Ф675. Головная часть 8Ф675 являлась самой мощной в мире.
Основная задача боевого оснащения - поражать шахты и командные пункты противника. Для достижения этой цели, кроме мощности заряда, увеличивалась и точность попадания. Если для ракеты Р-16 она составляла 10 километров, то для вновь проектируемой ракеты предполагалось довести ее до 5 километров. Была поставлена задача резкого увеличения и боеготовности, сократив с нескольких часов до нескольких минут.
Таким образом, реализация проекта ракеты Р-36 позволяла выйти на качественно новый уровень мощности несомого заряда, точности стрельбы, боеготовности и нахождения в заправленном состоянии длительное время. Применение в качестве окислителя азотного тетраксида  давало возможность повысить удельную тягу двигателя.
На ракете Р-36 впервые была поставлена задача применения комплекса мероприятий для преодоления противоракетной обороны противника. Предполагалось одновременно с отделением головной части выпускать ложные цели, которые затрудняли бы противнику возможность распознавания среди них действительного объекта.
Кроме того, свою роль должна была сыграть «радиомаскировка», для чего предполагалось применять специальные материалы, придававшие эффект радиопрозрачности летящему объекту.
Одновременно по указанию Главного ведутся проектные изыскания в других классах ракет, и в 1963 году конструкторское бюро выходит с предложением о создании «легкой» ракеты Р-37, несущей существенно меньший заряд, чем устанавливаемый на головных частях тяжелого носителя Р-36. А поскольку ее габариты значительно уступают ракете Р-36, то носители подобного класса отныне стали называться малогабаритными. На стадии аванпроекта рассматривалось несколько вариантов, в том числе и двухступенчатая конструкция.
Однако дальше проектирование на той стадии не получило развития. В это время как раз резко обозначилась фигура нового Главного конструктора В.Н. Челомея, заявившего в этом классе свою УР-100, которой, исходя из сложившейся на тот момент конъюнктуры в руководстве страны, и было отдано предпочтение, узаконенное соответствующим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Следует заметить, что на том этапе предложение В.Н. Челомея имело некоторые преимущества. В частности, он предлагал разместить ракету в контейнере. В ОКБ-586 к этому пришли позднее, при создании ракеты РТ-20П.[/size]
Но, несмотря на официально наложенный запрет на разработку проекта малогабаритной ракеты, М.К. Янгель не оставляет мысли о создании ракеты в этом классе, взяв, выражаясь языком спортсменов, тайм-аут до лучших времен. И, как покажет ход дальнейших событий, не откажется от борьбы за малогабаритную ракету до тех пор, пока не возьмет реванш и не одержит убедительную победу.
А пока впереди борьба за ракету Р-36, борьба буквально «не на жизнь, а на смерть», ставка в которой, как покажет ход ближайших событий, необыкновенно велика - судьба конструкторского бюро. А на пути опять все тот же конкурент, все тот же В.Н. Челомей со своими неуемными амбициями подмять под себя всю ракетную технику. Тяжелой ракете Р-36 он противопоставляет свою УР-200. На сей раз это открытый конкурс.
Принципиально обе ракеты были одного класса. Главным предстоит доказать, чей проект более совершенен, несет в себе большие потенциальные возможности, наконец, более перспективен с позиций модификаций.
Прежде чем любая ракета, независимо от ее назначения, получит права «гражданства» как транспортный корабль, она должна пройти три экзамена. Первый экзамен теоретический - это эскизный проект и разработанная на его основе чертежно-техническая документация. Второй проходит в цехах завода, когда дается ответ на вопрос о возможности технологически материализовать решения, заложенные в проекте. Заканчивается он на испытательных стендах, где проверяется реальность выполнения узлами и агрегатами конструкции ракеты возложенных на них функций. И, наконец, самый главный, являющийся по своему содержанию экзаменом на зрелость, который ракета держит на полигоне, когда ее «учат» летать.
Вот этот-то экзамен за всю историю конструкторского бюро для ракеты
Р-36 оказался самым сложным. Испытания шли очень трудно, сопровождались многочисленными авариями, число которых на определенных этапах превышало количество удачных стартов. И самое обидное во всей этой эпопее для создателей ракеты заключалось в том, что в процессе пусков не было выявлено никаких принципиальных просчетов, как и не пришлось столкнуться с новыми, не известными ранее явлениями, которые встречались при испытаниях предыдущих ракет. Но причин, приводивших к аварийным исходам, было выявлено предостаточно.
Следует подчеркнуть, что работы по созданию ракеты, учитывая ее важность и острую конкуренцию, осуществлялись предельно интенсивно, очень широким фронтом под жесточайшим контролем всех заинтересованных руководителей различных уровней республиканского и союзного масштаба. В результате, на летные испытания вышли даже раньше назначенного срока. Но, к сожалению, первый пуск не опроверг народную мудрость, согласно которой «первый блин всегда комом». И это, увы, была не последняя неудача.
Ниже представлена хронология тех стартов, результаты которых порой приобретали трагический характер:
28.09.1963 г. Первый пуск. Аварийный. Ракета разрушилась на стартовом столе. Неправильная геометрия стартового стола привела к возникновению отраженной газовой струи со всеми вытекающими последствиями.
03.12.1963 г. Второй пуск. Нормальный.
13.12.1963 г. Третий пуск. Аварийный. Из-за несовершенства конструкции контакта подъема команда на маршевый двигатель не прошла. Ракета, простояв на стартовом столе 35 секунд с работающим в режиме полета рулевым двигателем, взорвалась.
16.01.1964 г. Четвертый пуск. Нормальный.
25.01.1964г. Пятый пуск. Аварийный. В результате прогара штуцера двигательной установки произошла потеря устойчивости полета на 32-й секунде.
19.02.1964 г. Шестой пуск. Нормальный.
27.02.1964 г. Седьмой пуск. Аварийный. Причина до конца не установлена и станет ясна после следующего пуска.
26.04.1964 г. Восьмой пуск. Аварийный. В полете разрушился обтекатель рулевой машины. В результате произошел обрыв всех кабелей, и ракета сбилась с курса. Председатель Государственной комиссии генерал-лейтенант М.Г. Григорьев провел «убедительный эксперимент на прочность», нажав сапогом на обтекатель, который мгновенно разрушился.
23.05.1964 г. Девятый пуск. Аварийный. Ракета не долетела 100 километров по дальности из-за ненормальной работы двигательной установки первой ступени.
30.05.1964 г. Десятый пуск. Нормальный.
24.06.1964 г. Одиннадцатый пуск. Нормальный.
01.07.1964 г. Двенадцатый пуск. Нормальный.
Итак, первая критическая ситуация сложилась после девятого пуска, когда счет аварийных стартов достиг угрожающих размеров - 3:6, не в пользу конструкторского бюро. Только лишь после двенадцатого старта счет стал равным 6:6.
И тут наступил час «X». Была назначена демонстрация ракетной техники высшему руководству страны, по результатам которой должно было быть принято решение о дальнейшем ее развитии. М.К. Янгелю предстояло решить архисложную задачу.
Учитывая жесткую конкурентную борьбу, ситуация для конструкторского бюро сложилась крайне неблагоприятная. Было известно о существовании подготовленного постановления правительства, представленного в ЦК КПСС о превращении ОКБ-586 в серийное конструкторское бюро. Между тем, неудачи, преследовавшие пуски ракет, могли повергнуть в уныние любого. Даже по прошествии нескольких десятков лет статистика пусков ракеты Р-36 кажется обескураживающей. А каково же было тем, у кого фактически на карту было поставлено все.
Но последнее слово за Главным конструктором ракеты и комплекса, отвечающем не только за огрехи своего конструкторского бюро, но и всех смежников, в том числе и авторов наземного старта, внесших «весомый» вклад в создание пиковой ситуации.
Тщательно проанализировав сложившуюся для конструкторского бюро обстановку во внешнем мире, взвесив возможные исходы, М.К. Янгель принимает, может быть, одно из самых смелых решений в своей жизни. Дело в том, что все предшествовавшие пуски, как и принято на начальном этапе отработки, были на промежуточную дальность в район Камчатки. У испытателей это называлось «по Куре». В связи с предстоявшим смотром ракетной техники соревнование с В. Н.Челомеем можно было выиграть только при условии старта ракеты в район дальней акватории на расстояние 14 тысяч километров, то есть на дальность, которая была недосягаемой для ракеты В.Н. Челомея УР-200. Риск огромнейший. Ведь в случае неудачного пуска есть вероятность, что сработает «заботливо» подготовленный в ЦК КПСС документ, ждущий своего часа, а тогда до участия в смотре ракетной техники дело может просто не дойти. И номер ракеты для решающего эксперимента крайне неподходящий - тринадцатый!
Пуска все ждали с огромным нетерпением, ведь от его результата зависела судьба не только ОКБ-586, но и многих других предприятий и коллективов людей, участвовавших в создании ракеты. Старт состоялся 5 августа 1964 года и прошел успешно.
Это уже вселяло уверенность: ракета может летать на предельную дальность. Но следующий пуск через 6 дней, 11 августа, опять аварийный! В срочном порядке готовится очередная машина, и девятого сентября повторяется пуск в район акватории. Ракета достигает цели. Теперь впереди главное испытание - участие в смотре ракетной техники, демонстрируемой высокой правительственной комиссии. Показ ракетной техники назначили на конец сентября 1964 года. По его результатам Н.С. Хрущев должен был самолично принять окончательное решение; какую ракету - В.Н. Челомея или М.К. Янгеля - принять на вооружение.
На полигон Байконур, как всегда бывает в таких случаях, съехалось великое множество представителей министерств, участвующих в создании ракетной техники, Министерства обороны, командующие военными округами, Главные конструкторы различных направлений. С еще более представительной свитой 24 сентября прилетел глава государства. Его сопровождал Л.И. Брежнев - Председатель Президиума Верховного Совета СССР, А.П. Кириленко - член Политбюро ЦК КПСС, Д.Ф. Устинов -первый заместитель Председателя Совета Министров СССР, И.Д. Сербии - заведующий Оборонным отделом ЦК КПСС и организатор смотра - министр обороны СССР маршал Р.Я. Малиновский.
Почетной чести первым демонстрировать свои достижения, в строгом соответствии со сложившейся конъюнктурой, удостоился В.Н. Челомей. По сценарию - сначала знакомство с техникой. На красочно оформленных плакатах основные характеристики демонстрируемых экспонатов. Все сопровождалось объяснениями Главного конструктора. Владимир Николаевич верен себе. Доклад, по свидетельству очевидцев, более смахивал на мажорную арию с хорошо отработанной жестикуляцией, чем на технический рассказ об особенностях и возможностях выставленных образцов ракет, разрабатываемых в конструкторском бюро. Однако все смазал последовавший неудачный пуск ракеты УР-200, который поверг в уныние Главного конструктора.
После обеда по программе состоялось посещение экспозиции С.П. Королева. Безмерно расстроенный В.Н. Челомей не сумел перебороть себя и на пуски королевских ракет не поехал, чтобы не присутствовать при чужом триумфе.
На следующий день государственный кортеж прибыл на площадку М.К. Янгеля. Смотр техники конструкторского бюро превзошел все ожидания. Все буквально были ошеломлены продемонстрированным залпом ракет Р-16, когда с интервалом в минуту из шахтных пусковых установок стартовали три ракеты. Ну и, наконец, демонстрация «гвоздя программы» - ракеты Р-36. Старт состоялся в точно назначенное время.
Ракета, «величественно» оторвавшись от стола, скрылась от наблюдателей в бесконечной небесной синеве. Смолк затихающий рев двигателей. Все - в напряжении, в ожидании доклада с кораблей, находящихся в акватории Тихого океана.
Когда Н.С. Хрущеву принесли данные о результатах пуска, в нем значились цифры отклонения от цели 1,3 х 0,9 километра. Это свидетельствовало о полном успехе.
Прочитав сообщение, Никита Сергеевич без комментариев передал его министру обороны Р.Я. Малиновскому. Всем стало ясно, что М.К. Янгель выиграл соревнование с В.Н. Челомеем.
О выводах, последовавших после посещения полигона Байконур руководством страны, напишет впоследствии в своих воспоминаниях сын главы государства С.Н. Хрущев:
«С весны 1964 года откладывался смотр ракетной техники. Малиновский (министр обороны) нажимает - нужно было принять решение о постановке на вооружение новых межконтинентальных ракет... Смотр новых видов ракетного оружия на одном из полигонов после многократных переносов был окончательно назначен на сентябрь.
Недавно завершилась разработка новой межконтинентальной ракеты. Сейчас решалась ее судьба. Будут выслушаны мнения сторонников и противников и принято окончательное решение о запуске в серию... Пришли первые сведения с полигона. Показ военной техники заканчивался, но для конструкторского бюро В.Н. Челомея, где я работал, результаты оказались нерадостными. МБР, разработку и испытание которой мы только что закончили, не выдержала конкуренции со стороны аналогичной ракеты КБ Михаила Кузьмича Янгеля... И вот информация: Н.С. Хрущев высказался не в нашу пользу... Н.С. Хрущев был доволен увиденным и, как обычно, спешил поделиться своими впечатлениями.... Выбрав удобный момент, я спросил: - А как тебе понравилась наша ракета?343
- Ракета хорошая, но у Янгеля лучше. Ее и будем запускать в производство. Мы обсудили и приняли решение...»-
Конечно, в дальнейшем были еще аварийные пуски- Именно таким оказался двадцатый в район акватории, но они носили единичный характер и ничего не решали. Как говорится, локомотив набирал скорость.
А менее чем через месяц (14 октября 1964 года) состоялся знаменитый октябрьский Пленум ЦК КПСС. В результате состоявшегося «дворцового переворота»
Н.С. Хрущев был смещен со всех занимаемых постов и отправлен на пенсию. В конце 1964 года, после изменения расстановки сил в государственном аппарате, под председательством президента Академии наук СССР академика М.В. Келдыша была создана авторитетная комиссия, в которую вошли Главные конструкторы, ведущие ученые и представители Заказчика. Перед комиссией была поставлена задача: выработать объективное заключение о целесообразности продолжения работ по созданию ракетных комплексов УР-100, УР-200 и УР-500, разрабатывавшихся в ОКБ-52 Главного конструктора В.Н. Челомея.
Поскольку все предложения других Главных конструкторов по малогабаритным легким ракетам в предшествующий период торпедировались (в частности, предложение М.К. Янгеля о создании ракеты Р-37), поэтому альтернативы ракете УР-100 просто не существовало. В то же время такая ракета была нужна Ракетным войскам для достижения паритета с США. Поэтому комиссия посчитала целесообразным продолжить и форсировать работы по ракете УР-100.
Такая же ситуация сложилась и по тяжелому носителю УР-500. Поскольку в июне 1964 года постановлением правительства разработка тяжелого космического носителя Р-56 в ОКБ-586 была прекращена, альтернативы тяжелому носителю не существовало. А ракета такого класса была нужна. Выработав целый ряд замечаний, комиссия рекомендовала продолжить работы.
Практически единодушны были члены комиссии и при вынесении вердикта ракете УР-200: дальнейшие работы по проекту прекратить, так как конкурирующая ракета Р-36 бесспорно имеет лучшие тактико-технические характеристики. Ракета Р-36 была мощнее по энергетике. Она могла нести тяжелый заряд на ту дальность, на которую УР-200 несла только легкий. С этой точки зрения ОКБ-586 горячо поддерживал ВНИИЭФ.
Это была трудная, но еще не окончательная победа М.К. Янгеля. Предстояло выдержать еще один бой. Речь шла об орбитальном варианте ракеты УР-200- Сила позиции В.Н. Челомея заключалась в том, что до октябрьского 1964 года Пленума ЦК КПСС, когда все предложения, исходившие из ОКБ-52, «встречали понимание», ему удалось привлечь к разработке орбитального варианта УР-200 мощного в то время союзника - Главного конструктора А.И. Савина, создателя космических аппаратов военного назначения типа ИС и УС. Представителям ОКБ-586 во главе с В.С. Будником, которые тоже входили в состав комиссии, потребовалось приложить определенные усилия, чтобы доказать не только А.И. Савину, но и всем принимавшим участие в выработке решения, что с помощью ракеты Р-36 значительно лучше можно будет справиться с задачей выведения на орбиту в режиме спутника таких космических аппаратов, чем ракетой УР-200. После непростых дебатов решение с большим трудом все же было принято. А это значило, что все работы по УР-200 полностью прекращались. Таков финал противостояния двух Главных конструкторов по тяжелой межконтинентальной баллистической ракете в середине шестидесятых годов.
К этому следует добавить, что 21 июля 1967 года ракетный комплекс с ракетой Р-36 был принят на вооружение и одновременно вышло Постановление правительства «О создании космической системы морской разведки в составе искусственного спутника Земли УС и ракеты-носителя на базе ракеты Р-36». А в августе того же года на космодроме Байконур начались летно-конструкторские испытания ракеты-носителя 11К67 с космическим аппаратом ИС системы противоракетной обороны.
Знаменательной датой в истории создания ракеты Р-36 явился август 1965 года. Очередной пуск должен был производиться со стартового комплекса, расположенного на расстоянии более десяти километров от командного пункта. К этому событию было приковано внимание всех: такие старты не проводились не только в Советском Союзе, но и в США. Необходимо было проверить надежность функционирования всех систем. В частности, вызывала сомнение возможность фактического падения напряжения в системе электропитания на такой длине кабелей. Но после загрузки ракеты в шахту и проведения всего комплекса электроиспытаний опасения отпали. Заправленную ракету оставили на ночь, так как пуск был назначен на утро следующего дня.
«На следующий день, - вспоминает военный испытатель П.Д. Сапсай, операции проводились по штатной программе. Служба измерений доложила о готовности, и по команде оператор нажал на пульте системы дистанционного управления кнопку «пуск». Все шло хорошо. Правда, мне показалось, что несколько задерживается начало открытия крыши шахты. В это время оператор сообщает, что на пульте загорелся красный сигнал «отбой». Досадно, но что поделаешь? Докладываю председателю Государственной комиссии генерал-лейтенанту М.Г. Григорьеву и М.К. Янгелю о несостоявшемся пуске. Вместе с ведущими специалистами обговорили план поиска причины сброса пусковой схемы. Необходимо вскрыть шахту и проверить состояние той части пускового оборудования, которая расположена в оголовке шахты.
Когда вскрыли шахту и осмотрели оборудование, то сразу поняли причину отбоя: лопнул трубопровод подачи сжатого азота от наземного баллона на борт ракеты. Отбой произошел по причине ненаддува бака горючего первой ступени. Понадобилось некоторое время, пока сняли неисправный трубопровод, привезли другой, демонтированный на другой площадке. Повторный пуск прошел безотказно. Все немного переволновались и, конечно, проголодались. Я задержался с выдачей распоряжений на следующий рабочий день, и когда зашел в столовую, все уже были в сборе. Неожиданно ко мне обратился Михаил Кузьмич:
- Петр Данилович, Вам - первое слово.
Мои слова были простые:
- Разрешите, дорогие товарищи, поздравить всех вас с успешным, впервые в мире осуществленным дистанционным пуском ракеты Р-36».
Ракета Р-36, получив официальные права «гражданства», возвестила о рождении ракет второго поколения конструкторского бюро «Южное». И еще один важнейший аспект, который обычно остается в тени: с созданием носителя Р-36 принципиально было завершено становление конструктивно-силовых схем жидкостных баллистических ракет. Конечно, это не исключало в дальнейшем введения различных конструктивных улучшений, связанных как с постановкой новых задач, так и возможностей, открывавшихся в связи с успехами технологии. Но конструктивные формы и решения той ракеты, которая по праву станет прообразом ракет следующих поколений, состоялись.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/8k84/8k84.shtml
Цитировать8К84 была выполнена по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней и плотной компоновкой отсеков. Ракета конструктивно состояла из первой и второй ступеней и головной части.

В корпусе первой супени 8С816 размещались: четыре маршевых ЖРД 15Д2 (РД-0217) с поворотными соплами, пневмогидравлическая система, система опорожнения баков и приборы системы управления. Корпус был выполнен по несущей схеме и состоял из трех отсеков: хвостового, топливного и переднего. Топливный отсек, выполненный из алюминиевого сплава АМг-6, представлял собой неразъемный блок, состоящий из бака окислителя и бака горючего, которые разделялись общим совмещенным двойным днищем. Двигательная установка первой ступени была выполненна по замкнутой схеме с дожиганием генераторного газа в камерах сгорания. Высокий удельный импульс тяги двигателей позволил сократить время работы первой ступени. Их суммарная тяга на земле достигала 74 т. Для управления полетом ракеты каждый двигатель отклонялся в одной плоскости гидравлическим рулевым приводом.

Вторая ступень 8С817 по конструкции аналогична первой и состояла из хвостового, топливного и приборного отсеков. На ней устанавливали маршевый однокамерный ЖРД 15Д13 и четырехкамерный рулевой ракетный двигатель 15Д14 (РК-3). Двигатели второй ступени были созданы в Ленинградском ОКБ-117 (Главный конструктор С. П. Изотов). Они развивали тягу в пустоте 13,4 т и 1,5 т соответственно и обеспечивали скорость полета 7.12км/с в конце активного участка. В качестве компонентов топлива применялись азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин. Все баки перед стартом наддувались сжатым азотом и воздухом из баллонов, установленных в шахтной пусковой установке, а в полете наддув осуществлялся продуктами газогенерации. Разделение ступеней ракеты осуществлялось с помощью пороховых ракетных двигателей, установленных на хвостовом отсеке первой ступени.

На ракете устанавливалась автономная инерциальная система управления, обеспечивавшая управление полетом на активном участке траектории в соответствии с заранее рассчитанной программой полета, а также обеспечивала автоматизированную подготовку пуска и пуск ракеты, дистанционный непрерывный и периодический контроль состояния ракеты с пункта управления боевым ракетным комплексом. В ее состав входили устройства установленные как в приборном отсеке, так и размещенные на пусковой установке.

Головная часть мощностью 1Мт была разработана в НИИ-1011 (Челябинск-70, ныне - Российский федеральный ядерный центр - ВНИИ технической физики, г. Снежинск Челябинской области). Научными руководителями работы были Е.Н.Забабахин, главными конструкторами - Б.В.Литвинов, А.Д.Захаренков, О.Н.Тиханэ.

В варианте 8К84М ракета была одной из первых МБР, оснащенных комплексом средств преодоления ПРО. Ее КСП ПРО был разработан в НИИ-108 под руководством Виталия Герасименко и получил название "Пальма".

Ракета ампулизировалась (изолировалась от внешней среды) в специальном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) заполненном инертным газом. В ТПК она транспортировалась, хранилась в шахтной пусковой установке в течение всего срока эксплуатации в постоянной готовности к пуску и из него стартовала. Применение мембранных клапанов, отделявших топливные баки с агрессивными компонентами от ракетных двигателей, позволило держать ракету постоянно заправленной в течение нескольких лет. Контроль технического состояния ракет одного боевого ракетного комплекса, а также предстартовая подготовка и пуск проводились дистанционно по командам с командного пункта полка. Транспортно-пусковой контейнер был азработан в Филиале № 2 ОКБ-52 (ныне - ГНИП «ОКБ Вымпел») под руководством главного конструктора В.М.Барышева. ТПК диаметром 2.7м, длиной 19.5м и весом 14.4т герметизировался специальной пленкой.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Данных по Р-37 у меня нет, но для сравнения с УР-100 приведём данные по конструкции Р-36:
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/8k67/8k67.shtml
ЦитироватьДвухступенчатая 8К67 выполнена по схеме "тандем" с последовательным разделением ступеней. Первая ступень обеспечивает разгон ракеты. Она состоит из переходника, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека. Первая ступень была оснащена маршевым двигателем РД-251 (8Д723), состоящим из трех двухкамерных модулей РД-250, а также рулевого двигателя РД-68М с четырьмя поворотными камерами сгорания и имела тягу на земле 274 т. В хвостовом отсеке устанавливаются четыре тормозных пороховых ракетных двигателя, срабатывающих при отделении второй ступени.

Вторая ступень обеспечивает разгон до скорости, соответствующей заданной дальности стрельбы и состоит из приборного, топливного и хвостового отсеков. Топливные баки имеют совмещенное днище и выполняются по несущей схеме. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем РД-252 и четырёхкамерным рулевым ЖРД РД-69М. Двигатели имеют высокую степень унификации с двигателями первой ступени. Для питания всех ЖРД используется двухкомпонентное самовоспламеняющееся топливо: окислитель - азотный тетраоксид (АТ), горючее - НДМГ. Наддув всех баков в полёте осуществляется продуктами сгорания основных компонентов топлива. На каждой ступени, для уменьшения гарантийных запасов топлива, устанавлена своя система одновременного опорожнения баков.

Ракета разрабатывалась с двумя типами системы управления: комбинированной с каналом радиокоррекции и чисто инерциальной.Однако, в ходе летных испытаний от комбинированной системы управления отказались поскольку инерциальная СУ вполне обеспечивала заданную точность стрельбы. Это позволило значительно снизить затраты на производство и развертывание БРК. Элементы системы управления размещались в приборных отсеках на первой и второй ступенях.

Одной из серьезных проблем, решенных при разработке и отработке этой ракеты, была проблема обеспечения высокой степени герметичности топливных систем с целью выполнения требования по семилетнему хранению в заправленном состоянии.

На ракете 8К67 были внедрены следующие новые технические решения:

разработаны и применены две моноблочные ГЧ с наиболее мощными из испытанных к тому времени боевыми зарядами и комплекс средств противодействия системе ПРО вероятного противника;

разработана автономная СУ, обеспечивающая автоматическую дистанционную предстартовую подготовку к пуску и пуск ракеты из ШПУ с последующим (после выхода ракеты из шахты) наведением ракеты на цель по азимуту разворотом в плоскость стрельбы (исключен поворотный пусковой стол на старте), высокие по сравнению с предыдущими ракетами боеготовность и точность стрельбы;

применен новый более энергетически эффективный окислитель - азотный тетроксид;

на II ступени компоненты топлива размещены в едином топливном отсеке, разделенном на полости окислителя и горючего промежуточным днищем (впервые реализован принцип плотной компоновки отсеков ракеты);

в конструкции топливных баков применены прессованные химфрезерованные панели и пустотелые шпангоуты, изготавливаемые из прессованных профилей, что позволило значительно снизить вес отсеков и упростить технологию их изготовления;

в полости горючего II ступени исключена тоннельная труба, а магистраль окислителя изготовлена из цельнопрессованной трубы с приваренными к ней спиральными сильфонами;

применен "горячий" наддув топливных баков с помощью специальных газогенераторов, работающих на основных компонентах топлива, отбираемых из системы питания рулевых двигателей ступеней;

для исключения периода невесомости запуск маршевого двигателя II ступени производится при заранее запущенном в работу рулевом двигателе этой ступени;

обеспечены повышенные эксплуатационные качества ракеты в заправленном топливом состоянии посредством ампулизации конструкции ракеты и ее топливной системы;

обеспечена повышенная неуязвимость ракет на старте за счет рассредоточения пусковых установок.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитироватьМотивы ЦК могли быть и более солидные, чем покровительство Челомею из соображений: "ну как не порадеть родному человечку".
Естественно.
Тут надо заметить что "в других царствах" отнюдь не всё было здорово.
По сути в требуемые военными сроки  к началу 60-х ОКБ-1 не успело.
Янгель не успел с Р-16.
И  ув. тов. Глушко по-уши завяз в движках для девятки.
Пошумели с первым спутником, награды получили и дальше что?
В итоге пришлось задействовать самолётчиков чтобы сделать то что потом поставили на вооружение.
Наверное Челомея не следует ставить в ряд именно ген конструкторов.
Это скорее такой советский топ менеджер попытавшийся взять под одну крышу
ряд различных направлений.
Челомей такой - не такой- но он же не один работал!
Карраск, Ивенсен, Бугайский (http://cosmopark.ru/bugai.htm) итд- вполне даже
серьёзные персонажи, чего вспоминать про сына Хрущёва! ну был и дальше что?
Кстати говорят неплохо лекции читал в МВТУ.

Salo

Сына Хрущёва использовали, но его вины в этом нет.

Главный вывод такой. Несмотря на то что Челомей использовал сына и отца Хрущёвых для того, чтобы получить заказ на УР-100 на безальтернативной основе, следует заметить, что на тот момент технический уровень УР-100 был выше (ампулизация и размещение в ТПК, двигатели замкнутой схемы,  УВТ на первой ступени отклонением основных камер сгорания, совмещённые днища баков первой ступени и т.д.) чем уровень ракет КБЮ того времени.

Аналогичные технические решения использовались ранее на Р-9 (УВТ отклонением основных камер) и ГР-1 и РТ-1-63(старт из ТПК) ОКБ-1. Но они были кислородно-керосиновыми.  :roll:

Поэтому говорить что "сотка" была украдена вкорне неверно. И  Конюхов это признаёт.[/size]
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитироватьСына Хрущёва использовали, но его вины в этом нет.

Главный вывод такой. Несмотря на то что Челомей использовал сына и отца Хрущёвых для того, чтобы получить заказ на УР-100 на безальтернативной основе, следует заметить, что на тот момент технический уровень УР-100 был выше (ампулизация и размещение в ТПК, двигатели замкнутой схемы,  УВТ на первой ступени отклонением основных камер сгорания, совмещённые днища баков первой ступени и т.д.) чем уровень ракет КБЮ того времени.

Поэтому говорить что "сотка" была украдена вкорне неверно. И  Конюхов это признаёт.[/size]

С волками жить ... ну дальше все знают. Что СП был белым и пушистым?
Главный вывод- разбираться надо! и не по мемуарам, хотя и они тоже полезны.
А по документам. Что толку что на бумаге можно было нарисовать? Это же ещё
и сделать надо было! А как? на чём? Помимо наличия с станков и материало
нужно чтобы баналльно люди умели на этом работать!
Когда качающиеся камеры появились на сотке?
А  Р-9 была ДО того и рулевые камеры на семёрке были ДО того.
Да совмещённые днища- при ряде условий неплохое решение.
Янгелевские ракеты соотвествовали ТЗ- скорее всего да. Какие претензии?
Задача довезти БЧ а не поразить совершенством конструкции!
Вон у китайцев нонче компоновка неплотная  итд итп но летает же!

Salo

Но ТПК на янгелевских ракетах не было и Конюхов это признает.
А это позволило упростить и ускорить процесс развёртывания группировки и достижения паритета с США к концу 60-х годов.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитироватьНо ТПК на янгелевских ракетах не было и Конюхов это признает.
А это позволило упростить и ускорить процесс развёртывания группировки и достижения паритета с США к концу 60-х годов.
О!!!! слова такая штука! Конюхов может признать что земля плоская итд итп.
Ну и что- пусть в железе не было контейнера! кто сказал что в проектах не было?
Позволили контейнеры что-то убыстрить- тоже ещё разбираться надо.

Salo

Конюхов сам об этом пишет:
ЦитироватьСледует заметить, что на том этапе предложение В.Н. Челомея имело некоторые преимущества. В частности, он предлагал разместить ракету в контейнере. В ОКБ-586 к этому пришли позднее, при создании ракеты РТ-20П.
А все последующие жидкостные ракеты и у Янгеля и у Челомея были в ТПК.


Здесь все ракеты первого и второго поколения, не так ли?
В ТПК были только УР-100 и РТ-2.
P.S.: Впрочем у РТ-2  контейнер использовался только для транспортировки, а ракета собиралась в шахте в пусковом стакане.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитироватьКонюхов сам об этом пишет:
ЦитироватьСледует заметить, что на том этапе предложение В.Н. Челомея имело некоторые преимущества. В частности, он предлагал разместить ракету в контейнере. В ОКБ-586 к этому пришли позднее, при создании ракеты РТ-20П.
так, во-первых посмотри даты повнимательней.
У меня такое ощущение что телодвижения по РТ-20 если не раньше то параллельно
сотке шли.
Потом какой старт у РТ-20? А сотка точно с влючёнными движками уходит.

Salo

http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/8k84/8k84.shtml
ЦитироватьРазработка межконтинентальной баллистической ракеты 8К84 была начата в ЦКБ машиностроения под руководством В.Н.Челомея в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 30 марта 1963 года. Ракета 8К84 создавалась в ответ на американский проект "Мinuteman-1". МБР 8К84 должна была быть пригодна для крупносерийной постройки, размещаться в шахтных пусковых установках одиночного старта с дистанционным управлением пуском, иметь гарантийный срок эксплуатации не менее пяти лет и сохранять высокую боевую готовность на протяжении всего срока эксплуатации.

Первые пуски 8К84 по программе летно-конструкторских испытаний на полигоне Байконур проводились с наземной пусковой установки. В 1964 году началось строительство ШПУ ОС. Для испытаний на полигоне были построены десять шахт глубиной 32 метра и один командный пункт. Первый пуск с наземной ПУ проведен 19 апреля 1965 года, первый пуск из ШПУ - 17 июля 1965 года. Всего по программе ЛКИ было проведено 60 пусков. Испытания завершились 27 октября 1966 года. 24 ноября 1966 года первые полки с МБР 8К84 в ШПУ ОС были поставлены на боевое дежурство под населенными пунктами Дровяная Читинской области, Бершеть Пермской области, Татищево Саратовской области, Гладкая Красноярского края. Ракетный комплекс 8К84 был принят на вооружение Постановлением СМ 705-235 от 21 июля 1967 г.
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/15p699/15p699.shtml
ЦитироватьРазработка подвижного грунтового ракетного комплекса, оснащенного межконтинентальной баллистической ракетой (МБР), началась в КБ "Южное" (г.Днепропетровск) в 1964 году. Первый вариант МБР РТ-20(8К99) представлял из себя трехступенчатую твердотопливную ракету. При проведении следующей стадии проектных работ для уменьшения стартового веса ракеты было принято решение о разработке двухступенчатой РТ-20П с первой ступенью, оснащенной твердотопливным ракетным двигателем, и второй ступенью с ЖРД. Такое решение было принято вследствие того, что ракета размещалась на подвижной гусеничной самоходной установке на базе танка Т-10М (обьект 821), которая не могла транспортировать ракету массой более 30т.

Официально разработка комплекса была задана постановлением СМ СССР от 24 августа 1965 года. В 1966 году был выполнен эскизный проект подвижного комплекса 15П699.

Разработчик самоходной пусковой установки - КБСМ (гл.конструктор Б.Г.Бочков), твердотопливный двигатель первой ступени разрабатывался в КБ машиностроения (гл.конструктор Цирюльников М.Ю.), разработчик заряда - НИИ-130 (гл.конструктор Л.Н.Козлов). Параллельно основному варианту размещения ракет в КБСМ прорабатывалось несколько шахтных вариантов базирования МБР РТ-20П.

Летный испытания ракеты начались в октябре 1967 года в Плесецке (технический руководитель испытаний В.С.Будник). Было проведено 12 испытательных пусков после чего в октябре 1969 года вышло постановление СМ СССР о прекращении работ. Причиной прекращения работ была сложность эксплуатации подвижного комплекса с жидкостным ракетным двигателем на второй ступени, а также отсутствие государственной программы по его размещению на территории страны.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитироватьПотом какой старт у РТ-20? А сотка точно с влючёнными движками уходит.
Старт у РТ-20П миномётный. Но это к данной теме отношения не имеет.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

zyxman

ЦитироватьА с точки зрения быстрого становления РВСН в колличественном отношении он вполне в порядке. Вполне подходит на роль окуня в пруду, что бы карась  не дремал. :)

Мда, в советской системе пожалуй такой который немедленно скушает ослабшего был необходим, и появился-бы кто-то другой если-бы не было Челомея.

ЦитироватьКто то всегда находится на роль сс..ки.  :D
Это зависит как строить систему - в нормальной рыночной экономике ослабший очень быстро умирает, и если есть спрос на образованную инфраструктуру, она также быстро включается в оборот, но естественно уже под другим руководством.
Если быть точнее - в свободном рынке карасей нет (ну только в каких-то узких нишах, и как кормовая база не принимающая решений), а все кто влияют на ситуацию, вынуждены быть акулами, соответсвенно, раненую акулу немедленно съедают еще полуживой.
"Демократия, это когда царь умный, а также добрый и честный по отношению к своим холопам".
--
Удача - подготовленный успех!

Salo

Из книги Порошкова В.В. "Ракетно-космический подвиг Байконура"


Большой размер

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

"Сотку" закопали.

Байконур надолго - навсегда

ronatu

ЦитироватьВован пишет:
 "Сотку" закопали.

http://i006.radikal.ru/0906/c0/6dd8376aab7a.jpg

KpyroBopoT pakeT B npupoge... :cry:
Когда жизнь экзаменует - первыми сдают нервы.

avmich

Не очень Челомей похож на по крайней мере "чистого злого гения" лунной программы. См. совместный проект Зонд. Подозреваю, Королёв бы ещё что-нибудь мог придумать по части сотрудничества...

Старый

ЦитироватьНе очень Челомей похож на по крайней мере "чистого злого гения" лунной программы.
Подозреваю что основную роль в авантюре с УР-700 играл Глушко.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Petrovich

Цитировать"Сотку" закопали.

Прям братская могила какя-то :cry:
А может подарок будущим археологам... (типа эры Полдня)
Хотя судя по геометрической правильности, не для дренажа ли
грунтовых вод ?
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Вован

ЦитироватьPetrovich пишет:
 
Цитировать"Сотку" закопали.

А может подарок будущим археологам... (типа эры Полдня)
Хотя судя по геометрической правильности, не для дренажа ли
грунтовых вод ?

До 1990 гг. были складские помещения военных строителей. А потом местное население алюминиевые корпуса контейнеров стырило и сдало в скупки цветных металлов. Та же участь постигла все алюминиевые фрагменты Н1-Л3, находившиеся в городе, на месте аварий и на площадках. :cry:
Байконур надолго - навсегда

ratte07

В местах разделки МБР большой популярностью в качестве дренажных труб пользуются мотанные ТПК от Р-36М.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

ratte07

ЦитироватьНе очень Челомей похож на по крайней мере "чистого злого гения" лунной программы. См. совместный проект Зонд. Подозреваю, Королёв бы ещё что-нибудь мог придумать по части сотрудничества...

По крайней мере, с Мишиным он договорился об использовании ТКС в паре с МКБС.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...