О космонавтах и астронавтах

Автор Шамс, 09.01.2009 22:14:30

« назад - далее »

AB57 и 5 гостей просматривают эту тему.

Leroy

FREDERICK H. "RICK" HAUCK (1941-2025)

Ушёл один из героев космической эпохи – Рик Хаук. Родившись 11 апреля 1941 года в Лонг-Бич (Калифорния), он прошёл путь от лётчика ВМС США до трижды летавшего астронавта. Его военная карьера включала 114 боевых вылетов во Вьетнаме, полёты с палубы авианосцев и 5,500 часов налёта.
Поступив в NASA в 1978 году (первый набор по программе шаттла) он первым из однокашников отправился в космический полет: миссия STS-7 в 1983 году (пилот). Затем он стартовал в космос в качестве командира миссии STS 51-A. В 1988 году он командовал очень важной миссией STS-26 – первой после трагедии «Челленджера».
В прошлом году я прочитал книгу воспоминаний, которую он, к счастью, успел написать. Книга и серьезная, и увлекательная.

Анатолий Егоров

HAUCK Frederick Hamilton

11.04.1941 - 6.11.2025

AB57

Криппен остался без всех своих пилотов... 

Анатолий Егоров

Цитата: AB57 от 16.11.2025 17:06:11Криппен остался без всех своих пилотов...
Пожелаем Гаю Гарднеру долгих лет жизни.

AB57

Цитата: Анатолий Егоров от 16.11.2025 20:24:48
Цитата: AB57 от 16.11.2025 17:06:11Криппен остался без всех своих пилотов...
Пожелаем Гаю Гарднеру долгих лет жизни.
Гарднер с Криппеном не летал. Я про летавших :) 

hlynin

#5485
Томас Песке хочет дотянуться до Луны (Romain Clergeat, Thomas Pesquet veut décrocher la Lune) (на французском)«Paris Match», №3991, 30.10.2025, стр. 80-91в pdf - 17,8 Мб
Фоторепортаж и интервью с Томасом Песке: Спустя более пятидесяти лет после полетов "Аполлона" программа "Артемида" НАСА и Европейского космического агентства (ЕКА) готовится к возобновлению лунного путешествия. У Томаса Песке есть все необходимое, чтобы заслужить свой билет и стать уже в 2027 году первым европейцем, ступившим на поверхность нашего спутника.
Спойлер
Уроженец Нормандии, проведший в космосе четыреста дней и совершивший шесть выходов в открытый космос, является одним из самых опытных астронавтов своего поколения. И чья счастливая звезда, как он мечтает, однажды приведет его к Священному Граалю каждого исследователя космоса - к Марсу. - [Вопрос Ромена Клерже] Пятьдесят шесть лет назад человек впервые ступил на Луну. Сегодня возвращение на Луну кажется намного более сложным. Почему так сложно повторить то, что уже было сделано? [Ответ Томаса Преске] Это не имеет ничего общего с потерей технологий. Мы просто инвестируем гораздо меньше ресурсов в такого рода проекты. Программа "Аполлон" требовала затрат, эквивалентных 120 миллиардам долларов на сегодняшний день, или около 20 миллиардов долларов на высадку на Луну. Это больше неприемлемо. Полет на космическую станцию обходится в 10-100 раз дешевле. Расходы НАСА изменились с 4% федерального бюджета США до менее чем 0,5%. Но у нас все еще есть ресурсы и желание. Мы можем вернуться. И мы вернемся! [Вопрос] Как вы оцениваете свои шансы сегодня полететь на Луну? [ответ] Европейское космическое агентство участвует в программе Artemis, которая дает нам право голоса в полетах с экипажем. Мы говорим о трех местах для европейцев. Предпочтительно, чтобы они достались крупнейшим финансовым донорам, а именно Франции, Германии и Италии, которые обеспечивают 90% европейского бюджета на пилотируемые полеты. Сегодня во Франции нас двое: Софи Адено и я. Завтра, возможно, будет Арно Прост. Многое еще может случиться за это время. Но я бы сказал, что шанс один к трем. [Вопрос] Как долго продлится ваша миссия? [ответ] Целью становятся все более длительные миссии. Первые миссии будут направлены на создание базовой инфраструктуры и обеспечение того, чтобы все работало: мы не сможем выполнить это за два дня, так что, я думаю, это займет больше недели. [Вопрос] Если вы когда-нибудь ступите на Луну, о чем вы подумаете в первую очередь: об осуществлении детской мечты или об ответственности перед наукой? [Ответ] Отличный вопрос! Если провести параллель с моим первым выходом в открытый космос, мы знаем, что мы здесь для того, чтобы работать... но, тем не менее, мы оглядываемся вокруг и тратим десять секунд на то, чтобы сказать себе: "Боже мой, я здесь, это невероятно!" Затем нам приходится немедленно переориентироваться, потому что есть технические моменты, которые необходимо выполнить, и потенциальные опасности. [Вопрос] Вы еще не достигли той стадии, когда обдумываете предложение, которое собираетесь произнести? [ответ] Если бы мне пришлось об этом подумать, я бы, конечно, сказал. Но я бы, наверное, сказал это по-французски! [Вопрос] Если бы вы отправились на Луну, то, несомненно, на Южный полюс, в еще неисследованную область. Добавляет ли это дополнительное измерение к достигнутому результату? [ответ] Это приключение в приключении! Луна и без того совершенно невероятна, но Южный полюс - это еще одно испытание. [Вопрос] Все еще существует риск того, что программа Artemis будет отложена или что постоянное присутствие людей будет поставлено под сомнение? [Ответ] Для американской администрации наука, исследования, открытия и международное сотрудничество на самом деле не являются приоритетами. С другой стороны, победа в гонке с Китаем вызывает у них отклик! Как ни странно, именно это защитит программу. [Вопрос] С точки зрения психологической подготовки, полет на Луну или на МКС - это одно и то же? [ответ] Полететь на Луну проще, потому что там нет чувства изоляции, когда покидаешь свою семью на полгода или на год. По крайней мере, поначалу лунные полеты будут короткими: вы улетаете и возвращаетесь через две недели. В конечном счете, это деловая поездка, почти такая же, как и любая другая. [Вопрос] Вы провели в космосе 396 дней. Для Марса, поскольку это конечная цель, это займет два или три года... Вы бы согласились на такую длительную миссию? [Ответ] Когда ты только начинаешь свою карьеру, ты всему говоришь "да". Чем больше проходит лет, тем больше вопросов ты себе задаешь. Я не знаю, связано ли это с возрастом, но в какой-то момент ты начинаешь заводить семью, чувствовать себя более оседлым. И тогда в игру вступает характер миссий. Вы даже представить себе не можете разницу между полетом на МКС, который и так является чем-то невероятным, и полетом на Марс. [Вопрос] Чем отличаются эти две экспедиции? [Ответ] Давайте поговорим о предельном риске: как только мы отправляемся, мы превращаемся в пушечное ядро. А пушечное ядро не меняет своей траектории на полпути, чтобы вернуться обратно! Итак, если в первый день у нас возникнут проблемы - зубная боль, аппендицит, техническая неисправность, - нам придется терпеть это в течение трехсот дней по пути туда, кружа вокруг Марса без посадки - следовательно, научная миссия будет провалена - и терпеть еще триста дней для возвращения. [Вопрос] Люди этого не осознают. [Ответ] Вот почему это так сложно: нужно учитывать так много сценариев! Например, присутствие врача абсолютно необходимо. Не просто врач, но, возможно, даже хирург, потому что мы должны готовиться к худшему. И нам понадобятся двое, потому что, если он заболеет, что мы будем делать дальше? Это означает, что нам понадобятся два хирурга и операционная. Но мы никогда не проводили операции в условиях невесомости! Так что только это... Цепочка проблем может быть настолько огромной, что мы думаем: "Это вызов, нам нужно подумать об этом". Вот почему я ухитрился не ответить на ваш вопрос... (Он смеется.)
[свернуть]

hlynin

С. Алан Стерн, Как я летал в космос в качестве исследователя (S. Alan Stern, How I flew to space as a researcher) (на англ.)«Astronomy», том 53, №11, 2025 г., стр. 14-21в pdf - 1,42 Мб
"В конце 2023 года я полетел в космос. Но я летал не как астронавт НАСА или космический турист.
Спойлер
Вместо этого я совершил учебно-исследовательский полет на космическом самолете Virgin Galactic для своей компании, некоммерческого Юго-Западного исследовательского института исследований и разработок (SwRI), в котором работает более 3000 человек. Миссия, получившая название "Галактика-5", длилась всего час, но была насыщена мероприятиями по достижению девяти отдельных целей миссии, и все они были успешно выполнены. (...) Космический полет был инициирован благодаря предложению НАСА проверить, подойдет ли космический аппарат Virgin Galactic, известный как SpaceShipTwo, для проведения астрономических наблюдений, которые ранее проводились с помощью космических шаттлов и суборбитальных зондирующих ракет. (...) При финансовой поддержке НАСА я собираюсь протестировать это - возможно, уже в 2026 году - отправив в космос систему астрономической визуализации SwRI, для которой я был главным исследователем. Эта камера ранее участвовала в двух полетах космического челнока и делала снимки звезд, комет, планет и Луны через иллюминаторы шаттла. (...) Но есть уникальные риски, связанные с тем, что астронавт-новичок проводит такой эксперимент во время короткого суборбитального полета с ограниченным временем: возможность отвлечься в условиях невесомости высоко над Землей, необходимость быстрой работы во время короткого суборбитального полета и задача научиться управлять системой астрономических камер одной рукой, а другой маневрировать между иллюминаторами в условиях невесомости. Чтобы снизить эти риски и подготовиться к этой миссии, я совершил свой первый космический полет в конце 2023 года. Во время этого полета я смог смоделировать проведение астрономического эксперимента НАСА, испытав ускорения при запуске и возвращении в атмосферу, вид из космоса и нехватку времени, в которых я буду работать во время своего второго исследовательского полета. С конца 1940-х годов в астрономии, физике Солнца, планетологии и многих других областях исследований используются автоматические суборбитальные аппараты, называемые зондирующими ракетами. (...) За последние 70 лет такие ракеты совершили сотни коротких полетов в космос для проведения множества экспериментов: тестирования датчиков перед выходом на орбиту, отбора проб в верхних слоях атмосферы, изучая солнечную систему и Вселенную, а также проводя эксперименты в условиях микрогравитации и космической биологии. (...) поскольку они неуправляемы, им требуется автоматизация, которая сама по себе может быть дорогостоящей и чреватой отказами. Однако новые суборбитальные аппараты с экипажем 21-го века, созданные Blue Origin и Virgin Galactic, гораздо дешевле для проведения экспериментов, чем ракеты-зондировщики. Они также позволяют исследователям самим летать и проводить свои эксперименты. (...) Этот принципиально новый аспект коммерческих суборбитальных космических аппаратов поначалу не был оценен по достоинству, поскольку изначально аппараты создавались для космического туризма. (...) Весной 2020 года НАСА объявило свой первый в истории конкурс заявок для исследователей для полетов в космос со своим полезным грузом на борту коммерческих суборбитальных аппаратов. Чтобы претендовать на участие в отборе, НАСА настаивало на том, что заявки должны обосновывать необходимость участия исследователя в эксперименте. В нашем предложении было показано, что исследователь, летящий в космос, может получить такой же объем данных, как и три ракеты-зонда, и за меньшие деньги. Осенью 2020 года НАСА выбрало наше предложение. (...) Проанализировав эти препятствия, мы определили девять конкретных целей для полета №1, которые мы назвали "тренировочным полетом и полетом по снижению рисков". Шесть из них мы классифицировали как "минимальные критерии успеха" для полета №1, в том числе научиться передвигаться по салону в условиях невесомости, используя только одну руку при переноске в другой руке макет астрономического тепловизора. (...) Моя подготовка к полету Galactic 5 началась примерно за 100 дней до запуска. (...) Наш запуск состоялся вскоре после восхода солнца 2 ноября 2023 года. (...) При выключении двигателя мы оказались в невесомости, на этот раз на четыре минуты, пролетая по суборбитальной параболе на высоте до 55 миль (86 км) и обратно. (...) Все эти задачи, а также четыре другие, были успешно выполнены - и у нас было в запасе около 20 секунд. (...) Я могу рассказать вам о нескольких самых удивительных вещах, которые я пережил. Во-первых, звук в кабине в космосе был очень-очень тихим, если не считать редких громких включений двигателей управления ориентацией. (...) Во-вторых, каждый раз, когда машина поворачивалась в пространстве, то есть меняла свое положение, мне требовалось некоторое сознательное усилие, чтобы оставаться на месте (...) В-третьих, я находил нашу планету завораживающей и по-настоящему огромной, из окон которой были видны целые районы Северной Америки. с первого взгляда. (...) Я очень рад второму полету [который теперь запланирован на осень 2026 года] и могу представить, что недалеко то время, когда многочисленные исследователи будут летать в космос - некоторые часто - для получения своих данных. (...) Но когда-нибудь, когда цены достаточно упадут, я бы с удовольствием полетел просто как турист, чтобы у меня было больше времени увидеть великолепную Землю из космоса".
[свернуть]

Eolomea

On November 23 the perished Vlladislaw N Volkov was born 90 years ago. He was flight engineer of Soyuz 7 and Soyuz 11/Salyut 1.

Без_имени



👨�🚀 Рождённый на Байконуре: что известно о командире корабля «Союз МС-28»  

В короткой визитке Сергея Кудь-Сверчкова — главные факты о пути нашего космонавта по «космической» лестнице.

Смотрите ролик и узнаете:
▪️ Где и как космонавт учился
▪️ Когда состоялся его первый полёт
▪️ Был ли Сергей Кудь-Сверчков в открытом космосе

Космонавт отправится на орбиту с коллегами по экспедиции МКС-74 Сергеем Микаевым и Кристофером Уилльямсом. 

🗓 Старт 27 ноября

Без_имени



👨�🚀 Сергей Микаев в ожидании первого полёта! Каким был его путь — смотрите в видеовизитке 

27 ноября космонавт Сергей Микаев отправится в свой первый космический полёт. Его коллеги по экипажу МКС-74 — космонавт Сергей Кудь-Сверчков и астронавт Кристофер Уилльямс. 

В коротком ролике рассказываем, каким был путь Сергея Микаева к первому полёту: 
▪️ Где космонавт проходил обучение
▪️ Какими самолётами он может управлять
▪️ Когда Сергей Микаев получил квалификацию космонавта-испытателя

❤️ — поддержите космонавта!

cross-track

https://www.ssau.ru/news/11017-kosmonavt-i-fotograf-oleg-artemev-vstretitsya-so-studentami-sgau
ЦитироватьКосмонавт и фотограф Олег Артемьев встретится со студентами СГАУ

Борт-инженер МКС, известный фотограф и блогер Олег Артемьев посетит Самару. Он расскажет о своей работе студентам СГАУ и самарским школьникам, которые примут участие в ежегодном фестивале "Азбука науки".
Свой полёт на орбиту Олег Артемьев совершил в марте текущего года. Широкую известность ему принесли не только работа на борту Международной космической станции, но и орбитальные селфи. Олег - активный пользователь социальных сетей, и его фотографии, опубликованные прямо с МКС, произвели в Интернете настоящий фурор.
Live and learn

Ed Sch

Цитата: cross-track от 02.12.2025 14:46:28Свой полёт на орбиту Олег Артемьев совершил в марте текущего года.

В какой-то параллельной реальности.

"Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма."(с)

спец

Вы бы хоть год публикации этой "новости" посмотрели.  ;D  ;D
И таки да - первый полет у Артемьева был с 26 марта по 11 сентября 2014 года со Скворцовым и Свонсоном на "Союз-ТМА-12М". Ошибки в публикации нет.

cross-track

Цитата: спец от 02.12.2025 15:50:48Вы бы хоть год публикации этой "новости" посмотрели.  ;D  ;D
И таки да - первый полет у Артемьева был с 26 марта по 11 сентября 2014 года со Скворцовым и Свонсоном на "Союз-ТМА-12М". Ошибки в публикации нет.
Это хорошо, что новость не сегодняшняя)
Live and learn

спец

Дык эта. 11 лет минуло.  ;D И корабль уже вместо ТМА-М стал МС. И не один "главный по тарелочкам" поменялся.

vlas

Цитировать
Цитата: спец от 02.12.2025 15:50:48Вы бы хоть год публикации этой "новости" посмотрели.  ;D  ;D
И таки да - первый полет у Артемьева был с 26 марта по 11 сентября 2014 года со Скворцовым и Свонсоном на "Союз-ТМА-12М". Ошибки в публикации нет.
Да, смешно, конечно. Но интересно другое. Почему в следующем "драконовском" экипаже О.Артемьева заменил А.Федяев?

Paleopulo

Цитата: vlas от 02.12.2025 16:22:48Почему в следующем "драконовском" экипаже О.Артемьева заменил А.Федяев?
Роскосмос же сообщил - в связи с переходом Артемьева на другую работу.

спец

Цитата: Paleopulo от 02.12.2025 16:47:29
Цитата: vlas от 02.12.2025 16:22:48Почему в следующем "драконовском" экипаже О.Артемьева заменил А.Федяев?
Роскосмос же сообщил - в связи с переходом Артемьева на другую работу.
"Ты что, скрипач, дальтоник?" (С)  ;D

Arzach

Цитата: Paleopulo от 02.12.2025 16:47:29
Цитата: vlas от 02.12.2025 16:22:48Почему в следующем "драконовском" экипаже О.Артемьева заменил А.Федяев?
Роскосмос же сообщил - в связи с переходом Артемьева на другую работу.
Мне лично сложно представить, что Олег Артемьев по своей воле отказался от полёта на "Драконе" ради какой-то "другой работы".

Ed Sch

Цитата: Arzach от 02.12.2025 17:20:05сложно представить, что Олег Артемьев по своей воле отказался от полёта на "Драконе" ради какой-то "другой работы"

"Другая работа" может быть не причиной, а следствием. Скорее даже, побочным шумовым эффектом.