И ОПЯТЬ ПРО "БУЛАВУ"

Автор mrvyrsky, 26.12.2008 02:45:38

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

ЦитироватьНезаметная ядерная война[/size]

10 ноября 2010, 19:03 [«Аргументы Недели», подготовил военный эксперт «АН» Ярослав ВЯТКИН ]

В конце октября в мире тихо и незаметно прошла ядерная война. Были запущены сотни баллистических и крылатых ракет. Они одновременно стартовали из сверхзащищенных шахт, с мобильных установок, подводных лодок и из «револьверов» стратегических бомбардировщиков. Вокруг Москвы десятками вылетали противоракеты, стремясь отразить несущуюся из космоса смерть. По всему миру выросли грибы ядерных взрывов.

Весь этот апокалипсис, слава богу, прошел исключительно на бумаге, на штабных картах и в компьютерных симуляциях. Стратегические ядерные силы России (СЯС) проводили командно-штабную тренировку (СКШТ).

Зачем это нужно

Зачем вообще нужны подобные учения? Для проверки готовности ядерных сил, для отработки тактики и стратегии успешного применения СЯС в изменяющихся условиях. Например, при наличии у противника систем ПРО. Для отработки новых систем связи, управления и обеспечения боевой деятельности.

Да и как хорошая демонстрация силы нашим партнерам тоже сгодится. Для Сената США, который намерен торпедировать ратификацию нового договора СНВ-3. Это, впрочем, не означает катастрофы для России. Вариант развития СЯС на этот случай был подготовлен еще тогда, когда само подписание договора было под угрозой. Конечно, в этом случае затраты на программу перевооружения вырастут.

    Семичасовая ядерная война

    Наиболее известными и одними из самых крупных стратегических учений СЯС были учения «Щит-82». На Западе они известны под названием «Семичасовая ядерная война». Учения проходили, когда весь мир смотрел чемпионат мира по футболу в 1982 году. По первоначальному плану учений, предполагалось запустить за сутки до 70 реальных МБР.

    Однако, прикинув все «за» и «против», руководство СССР решило не искушать судьбу. Столь массовые пуски, когда холодная война была на пике противостояния, могли привести к реальной ядерной катастрофе. Поэтому ограничились пуском значительно меньшего числа ракет.

Главный калибр

Первыми начали учения летчики Дальней авиации. Часть бомбардировщиков заранее была рассредоточена по запасным аэродромам, в том числе северным. Туда же, в районы Сибири и Дальнего Востока, были переброшены дополнительные силы истребительной авиации, фронтовые бомбардировщики и разведчики. Вместе с «дальниками» в учениях участвовали и самолеты-заправщики, самолеты дальнего радиолокационного дозора, скоростные перехватчики МиГ31Б и истребители Су-27. Всего работало более 50 машин.

Тогда же заработал и «главный калибр» – баллистические ракеты морского и наземного базирования. С полигона на космодроме Плесецк была запущена мобильная МБР «Тополь». Были произведены пуски баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Из Баренцева моря ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Брянск» запустил БРПЛ «Синева-2». Она успешно поразила цели на камчатском полигоне Кура. С Тихоокеанского флота по полигону в Архангельской области с лодки «Георгий Победоносец» была запущена БРПЛ «Станция-2». Эта усовершенствованная версия старой ракеты показала, что останется надежным оружием до тех пор, пока лодки и ракеты не будут заменены на новые. Новыми лодками станут «Бореи», а ракетами – Р-30 «Булава».

Кстати, о «Булаве» – 29 октября состоялся ее 14 пуск. Он прошел полностью успешно, боевые блоки поразили цели на Куре. Это еще раз говорит о том, что проблемы с ракетой преодолеваются успешно. Теперь «Булава» будет испытываться уже на головном «Борее» – «Юрии Долгоруком». Первый пуск состоится в декабре. Испытания должны завершиться групповым пуском, после чего ракета поступит на вооружение, а разработчики займутся созданием ее новых модификаций.

Те, кто в тапочках

Кроме нескольких реальных пусков было множество симуляционных, когда от реального пуска расчеты отделяют всего лишь несколько приказов. А напряжение на командных пунктах (КП) мало чем отличается от реального. Поэтому нагрузке на нервную систему у «тех, кто в тапочках» – не позавидуешь. Называют их так потому, что в РВСН дежурство на КП несут в такой обуви – это удобно. Тапочки носят и на центральном, и на запасных КП, откуда управляют этой машиной возмездия, которую лучше никогда не применять. Их задачи еще сложнее – все последние годы в совершенствование системы боевого управления СЯС вкладывали денег больше, чем в сами ракеты. И новую систему управления необходимо опробовать.

Но и тем ракетчикам, кто носит обычную армейскую обувь, было непросто. Речь о расчетах мобильных комплексов. Десяткам «Тополей» пришлось преодолевать сотни километров по тайге, меняя позиции, предпринимая все возможные меры маскировки от средств воздушной, космической и радиотехнической разведок. Защищая установки от диверсантов, роль которых обычно играют спецназовцы ГРУ.

Задача для  президента – успеть за 600 секунд

Подобные учения предназначены не только для СЯС и Генштаба, но и для президента, премьера и других представителей высшего военно-политического руководства. Задачи президента гораздо сложнее, чем просто воспользоваться «ядерным чемоданчиком» – терминалом связи с ядерными силами. В случае нанесения ядерного удара по нашей стране ему предстоит принять единственно верное решение. Необходимо отдать приказ за время не более 10 минут с момента обнаружения и идентификации эшелона вражеских ракет.

Гадать, настоящий ли это удар или сбой системы, ему не придется. До Верховного доведут абсолютно проверенный сигнал. Но предстоит принять решение о том, каким должен быть наш ответ – встречным ударом, ответно-встречным или ответным. По какому сценарию действовать, а их десятки. Необходимо учитывать, что президент гражданский человек. Принимать решение ему придется в условиях цейтнота, в пути на воздушный или в подземный КП. Это очень сложная задача. Говорят, Дм. Медведев справляется хорошо.
Адрес страницы: http://www.argumenti.ru/army/n263/83482/
© 2006-2010 Аргументы.ру (http://www.argumenti.ru/)
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Not

ЦитироватьТе, кто в тапочках

Кроме нескольких реальных пусков было множество симуляционных, когда от реального пуска расчеты отделяют всего лишь несколько приказов. А напряжение на командных пунктах (КП) мало чем отличается от реального. Поэтому нагрузке на нервную систему у «тех, кто в тапочках» – не позавидуешь. Называют их так потому, что в РВСН дежурство на КП несут в такой обуви – это удобно. Тапочки носят и на центральном, и на запасных КП, откуда управляют этой машиной возмездия, которую лучше никогда не применять.
Не потому, что удобно, а потому что грязные сапоги в аппаратных залах совсем некстати.  :D

igarys

Цитировать
ЦитироватьВы о чём вообще ? Зачем МБР (БРПЛ) делать баллистическую паузу между 2й и 3й ступенями? Чтобы потратить ХС на грав потери чтоли ?  :shock:
Во время баллистической паузы потерь ХС награвитацию нет, поскольку топливо не расходуется :wink:
зато есть гравитационные потери фактической скорости по нормальной состовляющей к центру масс, и чем дольше пауза, тем большие потери: грубо говоря, 10 сек паузы - 100 м\с вертикальной скорости долой.
это, кстати говоря, еще одна причина того, почему короткий АУТ лучше, чем длинный.
или я нахожусь в плену своих иллюзий? :lol:

Дмитрий В.

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВы о чём вообще ? Зачем МБР (БРПЛ) делать баллистическую паузу между 2й и 3й ступенями? Чтобы потратить ХС на грав потери чтоли ?  :shock:
Во время баллистической паузы потерь ХС награвитацию нет, поскольку топливо не расходуется :wink:
зато есть гравитационные потери фактической скорости по нормальной состовляющей к центру масс, и чем дольше пауза, тем большие потери: грубо говоря, 10 сек паузы - 100 м\с вертикальной скорости долой.
это, кстати говоря, еще одна причина того, почему короткий АУТ лучше, чем длинный.
или я нахожусь в плену своих иллюзий? :lol:

Вообще-то, потери ХС в принципе возникают только при работающем двигателе. При неработающем - еть потери скорости (не ХС) от аэродинамики. Что касаемо гравитации, то под ее действием ракета на пассивном участке, как известно, летит примерно по эллипсу, подчиняясь законам Кеплера. При этом по мере приближения к апогею скорость, естественно, уменьшается. Но одновременно уиеньшается угол наклона траектории (после включения двигателя проекция вектора силы тяжести на вектор скорости уменьшается), ну, и ряд других прелестей появляется (в ряде случаев). Поэтому, к примеру, для РН введение пассивного участка СОКРАЩАЕТ потери ХС :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

ЦитироватьПоэтому, к примеру, для РН введение пассивного участка СОКРАЩАЕТ потери ХС :wink:
Это оно конечно, но всётаки если например для РН Союз сильно затянуть паузу между второй и третьей ступенью то есть шанс совсем не выйти на орбиту. И для Протона тоже. Интересно, а что будет если сделать баллистическую паузу между первой и второй ступенями Протона? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьПоэтому, к примеру, для РН введение пассивного участка СОКРАЩАЕТ потери ХС :wink:
Это оно конечно, но всётаки если например для РН Союз сильно затянуть паузу между второй и третьей ступенью то есть шанс совсем не выйти на орбиту. И для Протона тоже. Интересно, а что будет если сделать баллистическую паузу между первой и второй ступенями Протона? ;)

Главное, не прозевать апогей переходного эллипса. :wink:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

ЦитироватьГлавное, не прозевать апогей переходного эллипса. :wink:
Вот! Оказывается можно таки потерять потерю. А если запуск на ЛЕО и переходный элипс ну очень низенький? А что будет с первой/второй ступенями Протона?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьГлавное, не прозевать апогей переходного эллипса. :wink:
Вот! Оказывается можно таки потерять потерю. А если запуск на ЛЕО и переходный элипс ну очень низенький? А что будет с первой/второй ступенями Протона?

Странный вопрос: они упадут на землю :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Старый

ЦитироватьСтранный вопрос: они упадут на землю :lol:
То есть ХС будет потеряна довольно сильно? ;)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьСтранный вопрос: они упадут на землю :lol:
То есть ХС будет потеряна довольно сильно? ;)
:lol: 1 и 2 ступени Протона всегда падают на землю :lol:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

igarys

Цитировать
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВы о чём вообще ? Зачем МБР (БРПЛ) делать баллистическую паузу между 2й и 3й ступенями? Чтобы потратить ХС на грав потери чтоли ?  :shock:
Во время баллистической паузы потерь ХС награвитацию нет, поскольку топливо не расходуется :wink:
зато есть гравитационные потери фактической скорости по нормальной состовляющей к центру масс, и чем дольше пауза, тем большие потери: грубо говоря, 10 сек паузы - 100 м\с вертикальной скорости долой.
это, кстати говоря, еще одна причина того, почему короткий АУТ лучше, чем длинный.
или я нахожусь в плену своих иллюзий? :lol:
Вообще-то, потери ХС в принципе возникают только при работающем двигателе. При неработающем - еть потери скорости (не ХС) от аэродинамики. Что касаемо гравитации, то под ее действием ракета на пассивном участке, как известно, летит примерно по эллипсу, подчиняясь законам Кеплера. При этом по мере приближения к апогею скорость, естественно, уменьшается. Но одновременно уиеньшается угол наклона траектории (после включения двигателя проекция вектора силы тяжести на вектор скорости уменьшается), ну, и ряд других прелестей появляется (в ряде случаев). Поэтому, к примеру, для РН введение пассивного участка СОКРАЩАЕТ потери ХС :wink:
как дилетант, буду упорствовать:
а, к примеру, для геофизической ракеты с вертикальной программой полета введение баллистической паузы между работой, скажем, 1-й и 2-й ступенью ведет к прямым потерям фактической скорости. тут во время паузы тоже не будет потерь ХС?
Vфакт=Vх-Vпотери.
Vпотери=Vграв.+Vаэродинам.+Vпрочие.
ну да, конечно, величина Vх не поменяется, а Vфакт будет ниже той, которая могла бы быть.
я только хочу сказать, что мне по-дилетантски кажется, что полезность или вредность (с энергетической точки зрения) введения баллистической паузы между работой ступеней определяется, во-первых, целевой задачей, а во-вторых, величиной и направлением отклонения вектора скорости в момент начала паузы от оптимального (для данной задачи) угла к горизонту в этот же момент. если такое отклонение близко к нулю, то пауза вредна.
если, конечно, у нас не стоит задача стрельнуть из космоса ракетой по земле  :D

для данной темы - для МБР - совершенно не факт, что введение паузы между 2-й и 3-й ступенями будет хоть как-то полезна с т.з. энергетики.
особенно с учетом пресловутой "пологой траектории", когда к концу работы 2-й ступени нужный угол, скорее всего, уже достигнут.

Старый

Характеристическая скорость действительно не меняется, а вот фактическая...
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

mahor11

Приведу данные для  "Волны" : 1-я ступень ,98 сек,  высота к концу работы ступени 49,2 км, скорость 2405,7 м\с , 2-я ступень : 172,5 км, 252 сек ,скорость 6695,9  м\с, .Атмосферы уже нет. Почему нельзя сделать паузу? :shock:  :shock:
Back in the  U.S.S.R !

igarys

ЦитироватьПриведу данные для  "Волны" : 1-я ступень ,98 сек,  высота к концу работы ступени 49,2 км, скорость 2405,7 м\с , 2-я ступень : 172,5 км, 252 сек ,скорость 6695,9  м\с, .Атмосферы уже нет. Почему нельзя сделать паузу? :shock:  :shock:
давайте вернемся к началу этого вопроса: а зачем вообще Вы хотите сделать паузу между работой 2 и 3 ступени? тем более длительностью 10-12 минут.

Старый

ЦитироватьПриведу данные для  "Волны" : 1-я ступень ,98 сек,  высота к концу работы ступени 49,2 км, скорость 2405,7 м\с , 2-я ступень : 172,5 км, 252 сек ,скорость 6695,9  м\с, .Атмосферы уже нет. Почему нельзя сделать паузу? :shock:  :shock:
Потому что будут потери скорости и проблемы со стабилизацией на пассивном участке и повторным запуском двигателя.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

igarys

ЦитироватьУ меня есть некая матмодель Булавы на основе известных данных о ней. К примеру: известна масса и длина 1 ступени. По известным рисункам вычисляем где примерно начинаются и заканчиваются 2 и 3 ступени. На 3 ступень + ГЧ остаётся всего около 2 метров длины.
Максимум что можно впихнуть туда - это чуть более тонны твёрдого топлива для 3 ступени.

На самом деле это один из возможных вариантов. Раньше модели были немного другими.
В данном случае длину цилиндрической части 2й ступени я взял 3.8 метра (у 1 ступени принял около 2.8 метра). Границы ступеней определял по рисунку исходя из такого предположения, что у Булавы-М на рисунке вместо 3й ступени МоноБЧ.
Получается, что объёмная плотность 2й ступени 75% от плотности 1й. То есть более тонкий и лёгкий корпус + меньше залито топлива (шире вырез в ТТ заряде, более быстрое его горение). Масса 2й ступени 16 тонн.
Если я уменьшу длину 2й ступени, то автоматически должен увеличить длину, а значит и массу 3й, или предположить что там очень много пустого места, что маловероятно.
И ещё мне незвестно, что понимать под длиной 1й ступени. Пока что я считаю её от среза сопла до окончания верхней цилиндрической части.  
я согласен с Alex68, что 2 м длины для 3-й ступени+ГЧ – это мало.
даже по известным более-менее похожим на реальность рисункам (у Димми и у Анатолия Зака) получается, что 2-я ступень – это ок.0,7-0,9 длины 1-й ступени, которая 3,8 м.
на 3-ю+ГЧ остается 4,2-4,9 м!
у Булавы вообще что-то необычное с компоновкой. посмотрите: и у D-5, и у Р-29РМ, и у Р-39 длина 1-й ступени составляет ок. 50% от общей длины, а у Булавы – только 31%.
поэтому Ваши оценки масс, наверное, можно пересмотреть.
проверите по своей мат.модели?

ЦитироватьПри совмещении же 3 ступени и автобуса (хотя бы 600-700кг топлива при сухой массе в 1300кг) имеем уже гораздо более гибкую систему: Разброс по дальностям от 5 до 12 тыщ км и по фронту до 1000км
К тому же это гораздо большая тяговооружённость и сокращение времени разведения.
При этом как раз номинальная дальность без большого разброса ББ по фронту или дальности получается около 8000км. При этом на ББ + КСП остаётся около 800кг (забрасываемая масса 1000-1150кг).
То есть по 6 ББ х  100кг + 200 кг на КСП.
То есть, в принципе может так быть, теоретически.
мне тоже очень нравится идея совмещения. единственное, что меня смущает, так это заявленная ЗМ=1150 кг. для случая совмещения это маленькая величина, а для случая автобуса – нормальная.

Цитировать1я супень 18км по расстоянию / 16км по высоте (в общем то это зависит от тангажной программы)
2я ступень 120км/75км
3я ступень 450км/260км.
Это расстояния на которых заканчивают работу соответствующие ступени.
если судить по «Норвежской спирали», то 3-я ступень там начала работу примерно на высоте 110-120 км (неплохой анализ этого мероприятия приведен тут).
кстати, это примерно соответствует данным для Тополя.
правда, вполне возможно, что тот запуск был по обычной траектории, а не по «настильной».

mahor11

Прошу объяснить : если работатают все три ступени , то после окончания работы, какое время ББ летят до цели? Просто в фильме про Синеву видел траекторию 3-й  ступени( автобуса) очень сложную, которая недостижима для РДТТ , что -то типа лемнискаты. Так в чём тогда преимущество Булавы? Если мы за 306 секунд уйдём на 220км высоты, а там можем совершать сложные манёвры? :roll:
Back in the  U.S.S.R !

Дмитрий В.

Цитироватькак дилетант, буду упорствовать:

Вольному - воля!
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

ITop

Цитироватья согласен с Alex68, что 2 м длины для 3-й ступени+ГЧ – это мало.
даже по известным более-менее похожим на реальность рисункам (у Димми и у Анатолия Зака) получается, что 2-я ступень – это ок.0,7-0,9 длины 1-й ступени, которая 3,8 м.
на 3-ю+ГЧ остается 4,2-4,9 м!
у Булавы вообще что-то необычное с компоновкой. посмотрите: и у D-5, и у Р-29РМ, и у Р-39 длина 1-й ступени составляет ок. 50% от общей длины, а у Булавы – только 31%.
поэтому Ваши оценки масс, наверное, можно пересмотреть.
проверите по своей мат.модели?
Да, спасибо за ссылки. По фотке видно, что носовой обтекатель более острый. У DIMMI ББ развёрнуты носами вниз. В чём плюсы такой компоновки ? Почему не как у Trident 2 D-5 ?. При этом объём верхней части сравним с объёмом 2й ступени. Что такм может быть ?

Короткая первая ступень может быть выгодна с точки зрения удельного импульса. Так как сопло 2й ступени рассчитано на определённую высоту включения (по давлению на срезе) и имеет больший коэффициент расширения, чем сопло первой ступени, то и удельный импульс больше.
Цитироватьмне тоже очень нравится идея совмещения. единственное, что меня смущает, так это заявленная ЗМ=1150 кг. для случая совмещения это маленькая величина, а для случая автобуса – нормальная.
Не факт что ЗМ на самом деле такая. А 3я ступень может быть и небольшой массы, например: от 400кг до 1 тонны топлива.
Тогда в ЗМ 1150кг она может входить с остатками топлива около 100-200кг и такой же массой корпуса. На ПН при этом остаётся 750-950кг.
Цитироватьесли судить по «Норвежской спирали», то 3-я ступень там начала работу примерно на высоте 110-120 км (неплохой анализ этого мероприятия приведен тут).
кстати, это примерно соответствует данным для Тополя.
правда, вполне возможно, что тот запуск был по обычной траектории, а не по «настильной».

Тут всё зависит от наклона траектории, дальности пуска и много чего ещё. Можно подогнать и к этой высоте.
Случается, что робот бъёт лапой оператора (С)

ITop

ЦитироватьПрошу объяснить : если работатают все три ступени , то после окончания работы, какое время ББ летят до цели?

Это зависит от высоты траектории, дальности пуска и тяговооружённостей (средних) ступеней.

Полчаса  - в среднем, может 40 минут.

ЦитироватьПросто в фильме про Синеву видел траекторию 3-й  ступени( автобуса) очень сложную, которая недостижима для РДТТ , что -то типа лемнискаты. Так в чём тогда преимущество Булавы? Если мы за 306 секунд уйдём на 220км высоты, а там можем совершать сложные манёвры? :roll:

Высокая сложность траектории в общем то может быть достигнута и при помощи РДТТ (качающееся сопло + рулевые РДТТ).

Дело в том, что после отработки маршевых ступеней перехватывать придётся маневрирующий автобус, да и парочка ББ уже могут быть "оставлены" на нужной траектории. При работе маршевых ступеней маневров постоянных не ожидается (накладно это), да и двигатель мощнее и постоянно "светит" в ИК и не только. Попасть легче.

Кроме того попадание в автобус может разметать ББ вдоль траектории, но скорость их уже близка к необходимой и они могут всё равно долететь до территории противника и куда нить попасть. Потому сбивать ракету нада на участке работы маршевых ступеней.

306 секунд - слишком много по времени, по высоте и подальности.
Радары успеют засечь объект, перехватчики стартовать и достигнуть ракеты раньше, чем начнётся "развешивание" ББ.

а вот 90 секунд - уже совсем другое дело. И высоты меньше и дальности. Пока перехватчик долетит, ракета уже представляет собой облако ББ и ЛЦ.
Случается, что робот бъёт лапой оператора (С)