История Красноярска-26

Автор Feol, 05.08.2008 10:46:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Feol

Однако, не менее секретный и не сравнимый по объёму работ подземный завод по производству плутония и родной мне город Красноярск-26 (Железногорск) зэки посторили. Очень быстро и неплохо  :wink:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Liss

ЦитироватьОднако, не менее секретный и не сравнимый по объёму работ подземный завод по производству плутония и родной мне город Красноярск-26 (Железногорск) зэки посторили. Очень быстро и неплохо  :wink:
Насчет города верю, а подземный завод строили люди, откомандированные с Московского метростроя и ставшие по окончании работ Харьковметростроем. Или я чего-то не заметил?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Feol

Цитировать
ЦитироватьОднако, не менее секретный и не сравнимый по объёму работ подземный завод по производству плутония и родной мне город Красноярск-26 (Железногорск) зэки посторили. Очень быстро и неплохо  :wink:
Насчет города верю, а подземный завод строили люди, откомандированные с Московского метростроя и ставшие по окончании работ Харьковметростроем. Или я чего-то не заметил?
Я в Железногорске слышал только такую версию, что ГХК в основном строили заключённые. Всего через эту стройку прошло около 80 тысяч человек. В основном, бытовые. До сих пор есть весьма заброшенный район города - так называемая Элка. От буквы "Л" - лагеря. Многие погибли. Были довольно жестко подавленные бунты. Так что город стоит на костях, как ни печально. Про участие командированных с метростроя ничего не слышал. Возможно и были в части проектных, организационных и управленческих работ. Но видимо, немного. В серьёзную помощь московского метростроя не очень верится еще и потому, что, как говорили еще в конце 80-ых, объем подземных выработок ГХК превосходил на тот момент весь объем московского метро. Правда, строить в гранитной скале проще, чем в московском довольно слабом грунте. Небольшая деталь по словам отца (работник ГХК с 62 года, кажется). Когда приезжал Ельцин, его возили там на машине. А сами работники только от станции электрички в горе до самого завода идут 20 минут пешком.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Feol

По этой теме на городском сайте:  http://www.admk26.ru/c_hist.jsp
Всем пользователям нравится это сообщение.

Leroy

Я тоже слышал про несметные количества работавших там и в большинстве полегших зэков.

Feol

Сам город (на поверхности) целиком и полностью проектирвали ленинградцы. Есть филиал этого проектного института в городе до сих пор (ВНИПИЭТ). Здание не так уж далеко от родного НПО ПМ  :wink:
Всем пользователям нравится это сообщение.

Liss

ЦитироватьПро участие командированных с метростроя ничего не слышал. Возможно и были в части проектных, организационных и управленческих работ. Но видимо, немного. В серьёзную помощь московского метростроя не очень верится еще и потому, что, как говорили еще в конце 80-ых, объем подземных выработок ГХК превосходил на тот момент весь объем московского метро. Правда, строить в гранитной скале проще, чем в московском довольно слабом грунте.
Были, были. Но и Вы правы.

ЦитироватьОсновные объекты ГХК размещены "в горе" -- в толще Атамановского хребта.
Проект горных работ для строительства ГХК был выполнен специально созданным отделением московского Метрогипротранса совместно с ГСПИ-11. Строительство вели заключенные, а после 1953 военные строители под руководством метростроевцев Н.М.Эсакия, В.З.Замалдинова, Б.П.Буниатяна, А.С.Чеснокова и других (список длинный). Проходка начата 23.06.1950 и закончена к 1968 г.; объем горных выработок составил 12 млн м3. После окончания подземных работ на ГХК на базе строительных управлений Красноярска-26 был образован Харьковметрострой.

Это я из книги "Атомград" выписывал. Потом завез книгу в редакцию "Метростроевца", они целую статью на ее основе сделали. Может, найду :-)


Ну и из Кучина для порядку:

http://www.laes.ru/content/pressa/obzor/2006/25_08_01.htm

ЦитироватьПОБЕДИЛА ВОЛЯ ЛЮДЕЙ

Мировая практика не знала такого масштаба работ
В конце августа исполняется 55 лет с начала строительства уникального в мировой практике объекта - подземного горно-химического комбината, положившего начало городу Железногорску.

Возглавлял строительство комбината в течение 11 лет прославленный метростроевец Николай Михайлович Эсакия - Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, генерал-директор II ранга. В ноябре этого года ему исполнилось бы 100 лет.

Нет уже горного управления, построенный комбинат передан в эксплуатацию, но память о строителях, о их героическом труде у железногорцев жива. Строительство горно-химического комбината в глухой сибирской тайге - в недрах Атамановского кряжа Саянских гор.

С точки зрения укрепления оборонной мощи нашего государства, эту работу трудно переоценить. Несмотря на то, что после окончания Великой Отечественной войны прошло только пять лет, государство наше не только сумело восстановить народное хозяйство, быстро мобилизовать население на укрепление мощи нашей промышленности, но и создать новую атомную промышленность, и все это - в небывало сжатые сроки.

Для советских людей не было более значимой задачи, чем сохранить мир, а для этого и нужно было срочно создать новую промышленность - атомную, которая бы урезонила наших недругов в их милитаристских посягательствах. Советские ученые предложили построить комбинат по производству плутония - начинки атомной бомбы - глубоко под землей, чтобы была надежная защита от воздушного нападения. Сталин согласился и дал указание выбрать такое место в Сибири для строительства, которое отвечало бы требованиям ученых.

Летом 1949 года на берег Енисея приехали ленинградские изыскатели, которые провели колоссальную работу по топографической съемке и инженерно-геологической разведке. На основании их данных 26 февраля 1950 года Сталин подписал постановление о строительстве горно-химического комбината в районе Красноярска.

15 апреля 1950 года на площадку строительства приезжает начальник стройки генерал-майор инженерно-технической службы Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии М. М. Царевский.

За ним следом прибывают эшелон за эшелоном военные строители, команды заключенных, сотни инженерно-технических работников - специалистов горно-проходческих работ. И началась великая стройка!

Мы, советские люди, знаем много примеров нашего патриотизма, нашего ударного труда. Благодаря ему создана вся наша индустриальная мощь: фабрики, заводы, железные дороги, гидроэлектростанции.

Но такого, чтобы в очень крепких скальных породах на глубине более 200 метров люди сооружали огромные выработки (некоторые высотой 72 м, длиной 105 м) для размещения различных объектов горно-химического комбината (общий объем вынутой горной породы более 15 млн. кубометров), мировая практика не знала.

В 1950 году начались горно-проходческие работы, а через шесть лет уже заработал первый атомный реактор, размещенный в одной из выработок.

Километровые горные выработки пронизали горный хребет, одна из них служит как транспортная, другая - воздуховодом, третья - для водоснабжения или удаления отходов. Все они одеты в прочную бетонную оболочку.

Огромную работу проделал коллектив горняков под руководством Н. М. Эсакия. Он был исключительно порядочным человеком, высоко эрудированным специалистом.

Постоянно поддерживал связь с коллективом. Три-четыре раза в неделю бывал в горных выработках, знал по имени руководителей подразделений как гражданских, так и военных. Строго контролировал ход строительства, ежедневно проводил селекторные совещания, выслушивал доклады руководителей подразделений.

Как начальник предприятия 14 как член парткома, он часто вникал в деятельность комсомольской и профсоюзной организаций.

В вопросах производственной деятельности большой упор делал на комсомольскую организацию как на основной рычаг в поднятии энтузиазма и патриотизма.

Вызывали чувство глубокого уважения его отзывчивость, внимание, доброта. Но никакого панибратства, лести он не терпел.

Эсакия был депутатом городского Совета, членом горкома партии, постоянным членом парткома горняков, и нигде он не работал формально, везде и всегда честно и добросовестно выполнял свои общественные обязанности.

Огромную работу проделал коллектив горняков под его руководством.

Даже сейчас диву даешься сноровке, умению, слаженности, целеустремленности инженерно-технических работников, военных строителей и заключенных. Да! И заключенных, работавших с пониманием необходимости выполнения задания, а не отбывавших время в "принудительном" труде. Все они в едином патриотическом порыве, невзирая на природно-климатические, бытовые условия и трудности производственного характера, с честью выполнили это важное правительственное задание.

Даже сегодня приезжающие из разных государств специалисты, побывав в горных выработках ГХК, сравнивают этот трудовой подвиг с возведением египетских пирамид.

Тысячи тружеников оставили о себе вековую память по воплощению идей ученых о возможности обуздания атомной реакции и использования ее энергии в мирных целях.

Проходчики, механики, машинисты, маркшейдеры, геологи, взрывники, арматурщики, бетонщики и работники других профессий вложили свой труд, свои знания, свою энергию и волю в строительство этого уникального сооружения. Так надо было - и они сделали! Победила воля советских людей.

Ничего подобного в современной "свободной" России совершить пока невозможно.

Музейно-выставочный центр Железногорска с группой энтузиастов-ветеранов горного управления подготовил к печати книгу о производственной деятельности горняков.

Она станет подарком всем, кто принимал участие в этой поистине Великой стройке.

Основное внимание в ней уделяется технологии создания этого уникального сооружения и людям, сделавшим это чудо. В книге помещены около 90 воспоминаний участников стройки.

/Сергей Кучин, почетный гражданин Железногорска, член авторского коллектива/
За победу (Красноярск); 23.08.2006
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Feol

Да, логично. Что заключенных сменили стройбаты под руководством метростроевцев. Но много там, очень много построили зэки. Любопытно, что в советское время отсидевших людей в город не пускали вообще. Даже если они до этого были жителями города. Они оседали в окрестных деревнях. И обстановка там, понятное дело, жуть. А сейчас в городе и криминальная обстановка и моральный дух и дела с работой на ГХК ... ниже среднего. Мягко говоря. Увы. НПО ПМ пока вроде держится. Не знаю, как после ухода Тестоедова будет.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Liss

ЦитироватьНе знаю, как после ухода Тестоедова будет.
А куда и зачем Тестоедов уходить думает? Или это "мысль вообще"?
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Feol

По имеющим место быть слухам, он задачу создания корпорации выполнил и уезжает в Москву. Куда - я не настолько информирован, не знаю  :wink:.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Liss

Постановление СМ СССР о строительстве комбината №815: http://atomexpo.ru/common/img/uploaded/files/museum-documents/04-Documents_SNK_SM/33-Post_SM-26-02-50-826_302.pdf .

Итак, по состоянию на 1950 год:

Строительство комбината № 815 возложить на Главное управление промышленного строительства МВД СССР (т. Комаровского).

Назначить:
начальником строительства комбината № 815 т. Царевского М.М. с освобождением его от должности начальника строительства № 247;
 заместителем начальника строительства комбината № 815 т. Эсакия Н.М. с освобождением его от должности заместителя генерального директора а/о «Висмут»...


Н.М.Эсакия -- метростроевец, участник строительства первой очереди Московского метрополитена. АО "Висмут" -- советско-германское СП по добыче урана на территории ГДР.
Комаровский и Царевский -- МВД.

В целях использования при строительстве комбината № 815 опыта подземного строительства Московского метро считать необходимым привлечь специалистов Метростроя к проектированию и строительству комбината № 815.
Обязать Главтоннельметрострой Министерства путей сообщения (т. Самодурова):
а) разработать горно-строительную часть проекта комбината № 815 по габаритным заданиям ГСПИ-11 Первого главного управления при Совете Министров СССР и обеспечить выдачу проектного задания и технического проекта в сроки, указанные в п.6 настоящего Постановления.
Техническую документацию, необходимую для проходки первоочередных штолен и шахт, выдать к 1 мая 1950 г.
Проект организации горных работ выдать к 1 октября 1950 г., а спецификацию для заказа горно-проходческого и строительного оборудования выдать к 1 июля 1950 г.;
б) направить в двухмесячный срок в распоряжение Главпромстроя МВД СССР сроком на 1,52 года 20 инженеров, 30 техников-бригадиров и 100 квалифицированных рабочих горных специальностей.
Персональный отбор указанных работников произвести комиссии в составе тт. Завенягина, Самодурова и Эсакия.
8. Учитывая важное значение правильной организации горных работ на строительстве подземного комбината № 815 и необходимость обеспечения надежной прочности и высокого качества сооружений, возложить на начальника Главтоннельметростроя т. Самодурова и главного инженера Главтоннельметростроя т. Леферова техническое наблюдение за выполнением горных работ на строительстве комбината № 815. Обязать тт. Самодурова и Леферова оказывать техническую помощь строительству комбината № 815 и в необходимых случаях лично выезжать на место работ или командировать специалистов Метростроя.


Так что формально Feol прав -- заключенные должны были составлять основную часть строителей ГХК, по крайней мере до 1953. Но...

30 августа 1951 г. Совмин СССР выделил из состава строительного управления горное управление в самостоятельную организацию в системе «Главтоннельметростроя» Министерства путей сообщений, которое возглавил Н.М. Эсакия.
Документа от 30.08.1951 у меня нет, так что подробностей не знаю. Но факт, что с августа 1951 подземный объект строил Главтоннельметрострой МПС.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации