РД-161, РД-161П, РД161АЦ, РД-163

Автор Salo, 22.11.2008 11:24:15

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

В книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королёва. На рубеже двух веков 1996-2001." стр.686-688:
ЦитатаРазгонный блок «Таймыр»

Перспективным направлением работ, проводимых отделением 27 (В.Г. Хасиеков), стало исследование возможности использования на разгонном блоке «Таймыр» вместо маршевого двигателя 11Д58М двигателей РД-161Б тягой 1,5 тс и двигателя, разрабатываемого на основе С5.92 тягой 2 тс.
Использование их позволит существенно (до 300 кг) повысить массу полезного груза, выводимого блоком, за счет более высокого удельного импульса, меньшей массы, по сравнению с двигателем 11Д58М. Большим преимуществом является то, что двигатели РД-161Б (разработчик НПО «Энергомаш») и двигатель, разрабатываемый на основе С5.92 (разработчик КБХМ), можно использовать на РБ «Таймыр» без существенного изменения его конструкции. В процессе работ над эскизным проектом стало очевидно, что эти двигатели могут быть разработаны и поставлены через 3,5 года после начала финансирования.
Там же стр.700-701:
ЦитатаБольшой интерес к разработке блока ЛМ проявили в самарском ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», а также зарубежные партнеры. Были сделаны, в частности, предложения об использовании блока ЛМ в составе РН «Союз» при запуске австралийских космических аппаратов на коммерческой основе. Основное требование в этих предложениях - экологическая чистота изделий, используемых при запуске с территории Австралии. Именно это ограничивающее требование не дает возможность применять в составе ракеты-носителя разгонный блок «Фрегат» (разработки НПО им. С.А. Лавочкина) с высококипящими токсичными компонентами.
Располагая, по сравнению с РБ «Фрегат» и блоком Л, большими энергетическими возможностями, РБ ЛМ в составе РН «Союз» был предложен для решения задачи поддержания с космодрома Плесецк находящейся в эксплуатации навигационной спутниковой системы «Ураган».
Для разгонных блоков такого класса оптимальное значение тяги ДУ составляет около 2 тс. В разработанных в 1996 г. материалах технических предложений по блоку ЛМ отмечается, что применение на этом блоке двигателя РД-161 с такой тягой (новая разработка НПО «Энергомаш») позволит увеличить максимальную массу выводимого полезного груза на 300...400 кг. Учитывая, однако, прогнозируемые сроки окончательной доводки двигателя РД-161, оснастить им блок ЛМ предполагается на втором этапе его создания.
Первый этап предусматривает использование отработанного двигателя 11Д58М.
В статье И.Афанасьева «Чистая» перекись в НК №12/2004г описан РД-161 и его вариант на перекиси РД-161П.
ЦитатаПоследняя по времени работа - «перекисная» модификация кислородно-керосинового двигателя РД-161, который разрабатывался НПО «Энергомаш» в инициативном порядке и предлагался для верхних ступеней РН и межорбитальных буксиров (разгонных блоков). В основу конструкции РД-161П, работающего на ВПВ (93-97%-ной концентрации) и керосине, положены наработки по двигателям РД-502 и РД-510.

Оба двигателя - и РД-161, и РД-161П - высотные однокамерные ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива, выполнены по схеме с дожиганием отработанного турбогаза. Двигатели РД-161 и РД-161П состоят из практически аналогичных камер сгорания с двухкомпонентными (газ-жидкость) форсунками, высотных сопел и ТНА. Тракт газогенерации обоих ЖРД различен. В отличие от двухкомпонентного газогенератора РД-161, газогенератор двигателя РД-161П - однокомпонентный термокаталитический: при проходе ВПВ через каталитический пакет происходит ее разложение с образованием горячего парогаза с температурой порядка 850°С. После срабатывания на лопатках турбины ТНА парогаз поступает в камеру сгорания, где дожигается с помощью горючего. Благодаря применению однокомпонентного газогенератора система подачи топлива и запуска РД-161П была существенно упрощена. Этот двигатель имеет интересную особенность: в случае, если горючее в камеру сгорания не подается, ЖРД работает в т.н. «однокомпонентном» режиме, создавая при этом достаточно высокую тягу.

Наибольшая трудность в разработке системы подачи топлива состояла в выборе материалов для каталитического пакета газогенератора.
Двигатель РД-161П впервые выставлялся на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-1995. По признанию представителей НПО «Энергомаш», фирма уже более 30 лет не занималась разработкой ЖРД такой размерности. Однако создание небольшого ЖРД с высоким удельным импульсом, работающего на экологически чистых компонентах топлива, - весьма актуальная и своевременная задача.

«Исходный» РД-161 с удлинительным сопловым насадком из углепластика, охлаждаемым излучением, демонстрировался на стенде НПО «Энергомаш». Представленный двигатель РД-161П имел гораздо меньшие размеры по высоте и диаметру из-за сравнительно короткого сопла. По словам разработчиков, в этом демонстрационном ЖРД они не ставили задачу достижения экстремального удельного импульса. Если будет необходимо, достигнутое значение этого параметра может быть превышено на 10-15 единиц. РД-161П предназначался для подтверждения возможности создания сравнительно простого и компактного ЖРД, работающего на нетоксичных экологически чистых компонентах топлива с возможностью многократного запуска и практически неограниченным временем пребывания в условиях космоса.

http://www.lpre.de/energomash/index.htm
ЦитатаРД-161:
Компоненты топлива окисл./гор. - кислород/керосин
Тяга, т з/п - /2.00
Уд. импульс, с з/п -/365
Давление в КС, кг/см2 - 120
Масса, кг, сух./залитого -141/146
Габариты, мм, высота/диаметр -2205/970
Годы разработки -1995
Назначение и состояние-Проект для 3 ст. РН

РД-161П
Компоненты топлива окисл./гор. -перекись водорода/ керосин
Тяга, т з/п - /2.50
Уд. импульс, с з/п - /319
Давление в КС, кг/см2 -124.75
Масса, кг, сух./залитого -105
Габариты, мм, высота/диаметр -1450/1230
Годы разработки -1993
Назначение и состояние-Модификация РД-161 с переходом на перекись водорода
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитата
Цитата
Цитата
ЦитатаА был ведь ещё один вариант модернизации Блока ДМ: "Прорыв" с ЖРД РД-161.


ЦитатаРД-161:
кислород/керосин,
тяга 2тс,
УИ 365с ,
давление 120атм,
масса сухого 141кг,
масса залитого 146кг,
высота 2205мм,
диаметр 970мм,
1995г. Проект для 3 ст. РН
Столько было планов и ни-гу-гу.  :roll:
Баки все-таки удлинили, а от схемы полета Бриза-М правильно отказались.
В смысле от РД-161?
Да, от его разработки.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Годовой отчёт ОАО «НПО Энергомаш» за 2007 год
Цитата3.Тема «Ускорение-Б» - выбор маршевого кислородно-керосинового двигателя тягой ~3 тс для разгонного блока;
Получается от разработки двигателя малой тяги для РБ не отказались?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

ЦитатаКомпоненты топлива окисл./гор. -перекись водорода/ керосин
Уд. импульс, с з/п - /319

319 сек на перекиси? Ну не фигаж себе!

Salo

Годовой отчёт ОАО «НПО Энергомаш» за 2007 год
Цитата-работы по ФКПР:
1.Тема «Двигатель ТМ» - отработка ключевых технологий создания многофункционального двигателя (МФД) и создание демонстрационного образца МФД (РД163);
А так РД-163 выглядит в демонстрационном зале Энергомаша:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Вот ещё одно фото РД-163 с МАКСА-2005. Явно КРБ:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

avmich

Цитата
ЦитатаКомпоненты топлива окисл./гор. -перекись водорода/ керосин
Уд. импульс, с з/п - /319

319 сек на перекиси? Ну не фигаж себе!

Интересно бы ещё глянуть на массовое совершенство перекисного РБ.

Salo

Ещё одно упоминание:
А.Идин "Мы работаем для России" Двигатель №5 сентябрь-октябрь 2003
ЦитатаВ середине сентября прошла очередная встреча журналистов с академиком РАН, генеральным директором - генеральным конструктором НПО "Энергомаш" Борисом Ивановичем Каторгиным.
***
В-третьих, разрабатывается разгонный блок РД-161 тягой 2 тс. Особенностью данного двигателя является то, что он будет работать на всех видах топлива, в том числе и синтетических.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

XXXI Академические чтения по космонавтике, г. Москва 30 .01 - 02 .02 2007г.Автор: В.И. Архангельский, В.С.Судаков "Из истории разработки ЖРД на перекиси водорода в «НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко»"
ЦитатаОдной из последних по времени работ в НПО Энергомаш была перекисьводородная модификация кислородно-керосинового двигателя РД-161, который разрабатывался для использования на верхних ступенях РН или в орбитальных буксирах. Такой ЖРД мог стать простым и компактным двигателем на нетоксичных экологически чистых компонентах топлива с возможностью повторных включений и практически неограниченном времени пребывания в космическом пространстве.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Хм, а РД-161 кое в чем лучше, чем РД-0158... :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

УИ выше, а давление ниже? Или что-то другое?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитатаУИ выше, а давление ниже? Или что-то другое?
Да, и легче. Хоть и удельная массы хуже, но это для КРБ не так существенно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

ЦитатаКнига

"НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ" по разделам  в pdf  http://narod.ru/disk/14782145000/1-1949-1955.pdf - 96 Мб, http://narod.ru/disk/14783130000/2-1955-1965.pdf.html - 63 Мб, http://narod.ru/disk/14783266000/3-1966-1974.pdf.html - 69 Мб, http://narod.ru/disk/14782673000/4-1975-1991.pdf.html - 188 Мб, http://narod.ru/disk/14782991000/5-1992-1999.pdf.html - 223 Мб, http://narod.ru/disk/14782994000/6-niiokr-history.pdf.html - 0,3 Мб, постранично в формате jpg -
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/57933/
Издана к 50-летию НИИХИММАШ (1999г.)
Нашёл кое-что по РД-163 на стр.100:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитатаНашёл кое-что по РД-163 на стр.100
Очень напоминает (по крайней мере, "тепловым аккумулятором") солнечный тепловой двигатель: http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/solar/sol_eng.shtml

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

http://www.buran.ru/htm/gud%2033.htm
ЦитатаРазгонные блоки "Прорыв" и "ЛМ"
На первом этапе создаётся блок "ЛМ" - модернизация блока "Л" ракеты-носителя типа Р-7. Блок "ЛМ" разрабатывался НПО им. Лавочкина, объединенная двигательная установка на базе многофункционального двигателя 11Д58МФ - НПО "Энергия". На орбиту с высотой перигея 600 и апогея 40000 км с помощью блока "ЛМ" планировалось выведение КА массой до 2,3 т.
     На втором этапе планировалась модернизация блока "ЛМ" с использованием вновь разрабатываемого двигателя РД-161 (типа используемого на РБ "Прорыв").
     Блок "ЛМ" мог быть создан за 2 года, так как большая преемственность по конструкции блока обеспечивалась ранее отработанными бортовыми системами. Многофункциональный двигатель 11Д58МФ создавался на базе отработанного и много лет эксплуатируемого двигателя 11Д58М с использованием богатого опыта по созданию объединённой двигательной установки орбитального корабля "Буран".
     Ракетный блок "ЛМ" обеспечивал выведение КА большей массы, чем блок "Л", на различные высокоэллиптические и круговые орбиты с заданными параметрами с длительностью функционирования до 2 суток. Его ДУ использовала экологически чистые компоненты топлива (кислород и керосин), а для отдельных задач - горючее "синтин" или перспективное экологически чистое горючее "омар".
     Разработка РБ "ЛМ" позволила бы создать семейство РБ лёгкого класса: для РН лёгкого класса типа Р-7 "Молния" и "Союз-2К" (блок "ЛМ"), для РН среднего класса "Зенит" (блок "ЛМ1"), для РН тяжёлого класса "Ангара" (блок "ЛМ2") и "Энергия-М" (блок "ЛМ3").
     Модификации блока "ЛМ" создавались дооснащением или заменой соответствующих опорных и переходных отсеков, а также изменением или установкой различных служебных систем.
     Применение блока "ЛМ" на РН лёгкого класса обеспечивало выполнение всех задач по выведению КА типа "Молния-3К" на заданные орбиты , требующих использования РБ, а применение блоков "ЛМ1", "ЛМ2" и "ЛМ3" в составе РН среднего и тяжёлого классов - выполнение задач по выведению тяжёлых КА на заданные низкие и средние орбиты.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Salo

http://www.mai202.ru/publication/PDF/Development%20of%20ignition%20systems%20for%20200N%20and%20500N%20thrusters.pdf


Из справочника "Двигатели":


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитатаОтечественная авиационно-космическая техника. (20 книг)
Год: 2005
Автор: Коллектив авторов
Жанр: Справочниr. Обзор продукции
Серия: Отечественная авиационно-космическая техника
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 449
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3412954

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитата
ЦитатаВ России разработали ракетный двигатель на аммиаке

Новая ацетилен аммиачная смесь призвана заменить опасный водород
 
НПО «Энергомаш» приступило к разработке нового ракетного двигателя на принципиально новом топливе -- смеси ацетилена и аммиака (ацетаме). По словам разработчиков, его внедрение позволит удешевить ракетные пуски и отказаться от дорогостоящей инфраструктуры по производству водорода, которую приходится поддерживать прямо на космодромах. В результате удастся удешевить ракетные пуски.
 
-- Смесь ацетилена и аммиака, даже по самым грубым подсчетам, в 20 раз дешевле водорода -- килограмм водорода стоит около 2 тыс. рублей, а килограмм ацетама -- максимум 100 рублей. При расходе в пять -- семь тонн можно будет сэкономить значительную сумму. Кроме того,компоненты, входящие в ацетам можно без проблем хранить и перевозить, а для водорода нужны специальные хранилища, -- рассказал «Известиям» директор Центра инновационной деятельности НПО «Энергомаш» Анатолий Лихванцев.
 
По его словам, смесь ацетилена и аммиака была выбрана в ходе подбора веществ, способных стабилизировать взрывоопасный ацетилен. Конкурентами аммиака выступали метан и вода, которые показали худшие результаты, кроме стабилизирующих функций высокие охлаждающие способности, а у аммиака они блестящие (его даже используют в холодильниках в качестве хладагента).
 
Новый двигатель на ацетаме будут делать на базе кислород керосинового двигателя РД-161, который получит индекс «АЦ». По сравнению с предшественником ацетамовый будет на 30% энергоэффективнее. Точные параметры будут определены в ходе испытаний смеси, которые начнутся в этом году и будут длиться около трех лет.

После того как оптимальное соотношение ацетилена и аммиака найдут (топливо станет достаточно эффективным и при этом не будет взрываться от каждого удара), конструкторы уточнят параметры двигателя, по предварительным рассчетам, он не потребует серьезных конструктивных изменений, поскольку физические свойства ацетама не намного отличаются от керосина. Благодаря этому разгонный блок с новым двигателем можно будет ставить на уже существующие ракеты-носители -- это опять же выгоднее, чем разрабатывать под него новую ракету.
 
Разработчики планируют запустить ракеты с новым двигателем в космос уже в 2017-2018 годах. Однако сроки будут зависеть от объемов финансирования -- чем больше стендовых экземпляров двигателя удастся изготовить, тем быстрее удастся проверить все режимы. Первый стендовый образец планируется смонтировать на стендовой базе под Сергиевым Посадом.
 
Директор по развитию космического кластера фонда «Сколково» Дмитрий Пайсон в свою очередь отметил, что несмотря на не поражающие воображения стоимостные показатели, замена керосина и водорода в ракетных ступенях новым горючим может оказаться экономически эффективным проектом.
 
- Водород очень громоздкий - его нужно защищать от тепла, из-за этого его сложно возить. Поэтому проще его производить прямо на космодроме перед заправкой. Ацетам можно перевозить при комнатной температуре, как обычный керосин. При этом его энергоэфективность выше, чем у кислород-керосина, а опасность для экологии ниже, чем у того же гептила, - пояснил Пайсон. - К тому же он существенно плотнее, можно делать баки меньшего объема.
 
Он добавил, что с точки зрения совершенствования конструкции традиционных жидкостных ракетных двигателей современные КБ, по всей видимости, подошли к некоему барьеру. Поиски новых решений в ракетостроении сегодня ведутся в части новых материалов, топлив, производственных технологий

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/523787#ixzz1tzIQ3wPa
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Из справочника "Двигатели":

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитата
ЦитатаУ РД-120 геометрическая степень расширения 106,1; а в статье r =10,3.
Это одно и то же. Расширение, выраженное в отношении радиусов R_exit/R*
= 10.3 соответсвует расширению, выраженному в отношении площадей
F_exit/F* = (R_exit/R*)^2 = 106.1
У РД-161 без насадка геометрическая степень расширения сопла 18,75*18,75=351,56.

Вариант с НРО имеет геометрическая степень расширения сопла 19,25*19,25=370,56.

У РД-161П геометрическая степень расширения сопла 16,28*16,28=265.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитатаВ.Н. Хазов АЦЕТИЛЕНО-АММИАЧНЫЕ РАСТВОРЫ КАК ВЫСОКОЭФФЕКТИВНОЕ ГОРЮЧЕЕ КИСЛОРОДНЫХ ЖРД. Труды НПО Энергомаш.
На основе анализа энергетических и физических показателей как собственно сжиженного аммиака, так и ацетилено-аммиачных растворов обосновывается целесообразность их применения в качестве горючих в кислородных ЖРД. Доступность и дешевизна, высокие теплосъемные свойства, возможность получения восстановительного турбогаза ТНА с высокой работоспособностью - существенные практические достоинства аммиака. Ацетилено-аммиачные растворы как горючее по энергоэффективности уступают лишь водороду при отсутствии проблем их хранения на борту и наличии простой возможности насосной подачи в камеру двигателя.

http://lpre.de/resources/articles/80286080.pdf
Проектные характеристики РД-161АЦ:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"