План пусков Sea Launch / МКУ

Автор Salo, 22.11.2008 03:34:40

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

#880
Цитировать
ЦитироватьSalo пишет:
Вес спутника при запуске составит приблизительно 4,2 тонны, что продемонстрирует значительное повышение энергетических характеристик РКН Зенит-3SLБ.
Ярослав пишет:
действительно "повышение" или просто больше недобор ?
А шут его знает.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#881
Состоявшиеся пуски:

Дата – КА – РКН/РБ – Космодром - Компания – Время (ЛМВ)


1 февраля - Intelsat 27 - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL - 10:55:59 (авария)

Планируемые пуски:

Дата – КА – РКН/РБ – Космодром - Компания – Время (ЛМВ)

2013

15 июля 5 сентября ноябрь – Amos-4 – Зенит-3SLБ/ДМ-SLБ (ПО) – Байконур 45/1 - МКУ
ноябрь 4-й квартал конец года - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

2014
ПО - Asiasat (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

2015
ПО - EchoStar (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

С неопределённой датой
2015-2017 - Hughes (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
2015-2017 - Hughes (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

Используемые сокращения:
КА – космический аппарат
РКН – ракета космического назначения
РБ – разгонный блок
ПО – подлежит определению
ЛМВ – летнее московское время
ДМВ – декретное московcкое время

Изменения от 26 марта
Изменения от 8 апреля
Изменения от 10 апреля
Изменения от 28 апреля
Изменения от 6 мая
Изменения от 23 мая
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

Новая ракета с новым БИМ уже в пути на Байконур?
Байконур надолго - навсегда

Salo

http://www.thespacereview.com/article/2266/1
ЦитироватьThe Zenit-3SL has had its own problems. On February 1, a Zenit-3SL lifted off from its floating launch platform in the Pacific, only to experience an engine shutdown seconds after liftoff, dooming the rocket and its payload, the Intelsat 27 satellite. An investigation into the failure is ongoing.
 "We were obviously deeply disappointed in that failure," McGlade said of the Intelsat 27 launch failure, which ended a streak of 39 consecutive successful launches of Intelsat satellites. "We wish the best of luck to them to get beyond that," he said, referring to the Zenit-3SL's operator, Sea Launch.
 Other satellite executives on the panel shared McGlade's concern. "We have been disappointed, like my colleagues up here, with the recent performance of the Russian launch vehicles, both the Proton and Sea Launch," said Daniel Goldberg, CEO of Telesat. "It is, frankly, surprising." Like McGlade, Goldberg said the underlying technology of those vehicles was sound, and that the problem had to be related to quality controls with the production of the rockets.
...
 Kjell Karlsen, president of Sea Launch, said in the same panel session that the investigation into February's launch failure will be wrapping up soon. "We anticipate our FROB [failure review oversight board] will be done by April," he said. He did not disclose any information on the cause of the failure, although speculation has focused on defective equipment in the rocket engine of the Ukrainian-built first stage.

"We are confident in the return of Sea Launch. We may not fly on Sea Launch this year but there will be two Zenit flights to verify the system again," Karlsen said, referring to the Zenit variant that launches from Baikonur. One launch will be commercial, he said later, and the other will be for the Russian government.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.aex.ru/news/2013/4/1/104434/
ЦитироватьРКК "Энергия" ходатайствует об отклонении иска Boeing на $350 млн

1 апреля, AEX.RU –  Российское ракетно-космическое предприятие "Энергия" ходатайствует об отклонении поданного к ней американским авиационным концерном Boeing иска на $350 млн, сообщает РАПСИ.

Американский концерн заявляет о нарушении РКК "Энергия" и рядом других соответчиков по иску, среди которых, в частности, украинское КБ "Южное", а также "Производственное объединение Южный машиностроительный завод им. А.М. Макарова" (ЮЖМАШ), своих контрактных обязательств по проекту "Морской старт" (Sea Launch). Исковое заявление было направлено в суд Центрального округа Калифорнии 1 февраля 2013 года.

РКК "Энергия" выступает против рассмотрения калифорнийским судом поданного иска, утверждая, что более подходящим местом для этого является Великобритания в силу имеющихся договоренностей между сторонами. Кроме того, российская сторона обращает внимание на незавершенность разбирательства с концерном в Швеции, где Boeing заявил фактически те же требования, добиваясь рассмотрения своих претензий в Стокгольмском арбитраже. В настоящее время дело рассматривается в апелляционной инстанции, которая изучает арбитражную оговорку. Наконец, калифорнийский суд является несоответствующим местом рассмотрения спора, поскольку концерн Boeing зарегистрирован в Делавере, а его штаб-квартира находится в Иллинойсе, поясняет РКК "Энергия".

"Морской старт" был создан в 1995 году, в консорциум вошли Boeing (40%), РКК "Энергия" (25%), Kvaerner Moss Technology (20%), КБ "Южное" и ЮЖМАШ (15%), говорится на сайте проекта. Первый запуск с площадки был осуществлен в 1999 году, а десять лет спустя консорциум подал заявление о банкротстве.

Boeing обеспечил инвестиции под создание и функционирование площадки для коммерческих запусков космических аппаратов. Каждая из сторон гарантировала при возникновении проблем возмещение концерну вложенных средств в соответствии с его участием в проекте.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьanik пишет:
Мне сказали, что принято решение возвращать обратно обе ракеты-носители, тем не менее в некоторых планах запуск Amos-4 все еще намечается на 8 июля  :)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.nkau.gov.ua/nsau/newsnsau.nsf/mainsubjectsR/EB77DB7300857397C2257B4900423340?openDocument&Lang=R
ЦитироватьОфициальные итоги расследования причин аварийного запуска ракеты-носителя "Зенит-3SL" в рамках программы "Морской старт" будут объявлены в апреле

Официальные итоги расследования причин аварийного запуска ракеты-носителя (РН) "Зенит-3SL" с американским спутником связи Intelsat 1 февраля 2013 года в рамках программы "Морской старт" будут объявлены в апреле, сообщил глава ГКАУ Юрий Алексеев, передает «Интерфакс-Украина».
"Выводы официально о причинах аварии будут объявлены комиссией в апреле", - сказал он на брифинге в Кабинете министров в среду, 10 апреля в Киеве.
Как сообщил глава ГКАУ, к настоящему времени комиссия установила, что основной причиной аварийного пуска стал отказ бортового источника мощности (БИМ).
"Однозначно причина в нем", - сказал Алексеев. При этом он отметил необходимость выяснить причину отказа агрегата. "Там есть насосы, клапаны", - сказал он.
По данным главы ГКАУ, консорциум Sea Launch принял решение возобновить пуски с морского космодрома. Пуск по программе запланирован на четвертый квартал 2013 года.
Международный консорциум Sea Launch создан в 1995 году. После реорганизации в 2010 году 95% его акций принадлежат Energia Overseas Limited (EOL), "внучке" РКК "Энергия" (РФ), 3% - американской Boeing, 2% - норвежской Aker Solutions.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

http://www.spaceflightnow.com/sealaunch/is27/130427frob/#.UX0PpUqAXVs
ЦитироватьSea Launch rocket failure blamed on hydraulic pump
BY STEPHEN CLARK
SPACEFLIGHT NOW
Posted: April 27, 2013

Sea Launch closed the investigation into a Feb. 1 rocket failure Thursday, concurring with the conclusion of Russian and Ukrainian experts that the mishap was caused by a faulty hydraulic pump used to steer the Zenit 3SL booster in flight.


File photo of the Odyssey launch platform and the Sea Launch Commander control ship at sea. Credit: Sea Launch
 
The rocket flew off course moments after lifting off from the Odyssey launch platform, a mobile launch pad positioned at the equator in the Pacific Ocean about 1,400 miles south of Hawaii.

The rocket's on-board computer detected the launcher veering from the planned flight path, triggering an emergency engine shutdown sequence designed to safely terminate the launch in the event of a problem.

The Zenit 3SL and its payload - the Intelsat 27 communications satellite - were lost when the rocket crashed into the Pacific Ocean a few miles from the launch site.

The hydraulic power supply unit, known by its Russian acronym BIM, failed approximately 3.9 seconds after liftoff due to "abnormal performance" of the pump, which is supposed to pressurize the hydraulic oil supplied to the Zenit rocket's first stage engine gimbal actuators.

During launch, the actuators pivot the Zenit's four-nozzle RD-171M first stage engine, directing the engine's thrust to guide the rocket on the proper trajectory.

"The pump failure was the result of contributing factors associated with a pump manufacturing process that proved difficult to control," Sea Launch said in a statement.

The company said no other contributing causes were found.

The rocket's RD-171M main engine was built by NPO Energomash in Russia, and the Zenit's two main stages are manufactured by Yuzhmash in Ukraine.

The Feb. 1 failure marked the fourth problematic launch in 35 flights from Sea Launch's ocean pad, and it was the first anomaly since the company emerged from Chapter 11 bankruptcy proceedings in 2010.

Sea Launch reorganized under majority Russian ownership after the bankruptcy, shedding debt and jettisoning much of the equity interest held by firms in the United States, Norway and Ukraine.

The company is headquartered in Bern, Switzerland.

Soon after the February mishap, Sea Launch's majority shareholder - RSC Energia - vowed to resume launching satellites using the ocean-based system.

The earliest Sea Launch could launch another Zenit 3SL rocket is at the end of 2013, according to Peter Stier, a Sea Launch spokesperson.

Stier said Sea Launch will receive its next batch of Zenit rocket hardware at the company's home port in Long Beach, Calif., in the fourth quarter of this year in shipments from Ukraine and Russia. Sea Launch assembles the Zenit rocket and Block DM upper stage with a satellite payload in Long Beach, then sails the command ship and launch platform to the launch site in the Pacific Ocean.

The Zenit rocket components will undergo modifications to address the issue that caused the Feb. 1 launch failure, Stier said. He declined to disclose what corrective actions are planned for the hardware.


File photo of a Zenit rocket rolling to the launch pad at the Baikonur Cosmodrome for a commercial Land Launch mission. The return-to-flight mission of the Zenit rocket will be under the Land Launch banner later this year. Credit: Roscosmos
 
Sea Launch has not identified a payload for the return-to-flight mission, Stier said.

The launch provider, which has seen its market share dwindle after bankruptcy, announced a deal in March for the launch of an unnamed communications satellite for EchoStar Corp. in 2015. The EchoStar launch was the exercise of an existing contract option with the satellite operator, which owns the DISH Network direct-to-home television service.

Sea Launch also has a contract option with AsiaSat of Hong Kong.

Sea Launch takes advantage of a performance boost from the higher speed of Earth's rotation on the equator, allowing the Zenit rocket to place heavier satellites into geostationary orbit, a common destination for communications spacecraft.

The company uses the Odyssey platform, a converted North Sea oil drilling rig, and a command and control ship to support its launches.

One or two launches of Zenit rockets are planned this year from the Baikonur Cosmodrome in Kazakhstan, Stier said. The return-to-flight mission is currently set to loft the Amos 4 communications satellite for Israel Aerospace Industries and Space Communication Ltd. of Tel Aviv.

The commercial launch from Baikonur, arranged through Space International Services Ltd. of Moscow under the Land Launch marketing banner, is not affiliated with the Sea Launch venture.

Another Zenit launch this year or next year will haul the Lybid communications satellite into orbit for Ukraine, officials said.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

G.K.

Я всё хотел спросить: а что за маленький локомотив между маневровыми и вагоном?
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Вован

ЦитироватьG.K. пишет:
Я всё хотел спросить: а что за маленький локомотив между маневровыми и вагоном?
Это электротягач для автоматического отвода ТУА за 6 минут до пуска
Байконур надолго - навсегда

G.K.

ЦитироватьВован пишет:
Это электротягач для автоматического отвода ТУА за 6 минут до пуска
А на сколько далеко ТАУ от стартового стола оттаскивают?
https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Вован

ЦитироватьG.K. пишет:
ЦитироватьВован пишет:
Это электротягач для автоматического отвода ТУА за 6 минут до пуска
А на сколько далеко ТАУ от стартового стола оттаскивают?
ТУА отводится за 250 метров
Байконур надолго - навсегда

G.K.

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AtceJ_4vZ7mSdDV4QWVVdEY0RXRFQUc0X05RZjFpN1E#gid=10
Планы пусков. Обновление по выходным.

Salo

#894
http://www.sea-launch.com/upload/Press/Interview%20Kjell%20Karlsen%20-%20SSPI%20Orbiter%20April%202013.pdf
ЦитироватьInterview with Kjell Karlsen, President, Sea Launch AG

Sea Launch AG, headquartered in Bern, Switzerland, provides launch solutions to the industry's satellite operator community based on the Zenit launch system. These services include the provision of all–inclusive launch services incorporating schedule assurance, financing, risk management; insurance and creative contracting solutions to meet the changing demands of the commercial launch market. The Sea Launch system offers the most direct and cost-efficient route to geostationary orbit for commercial communications satellites, providing diversity of supply, affordability and flexibility for the industry's satellite operators.

Q1: So far, 2013 has shaped to be a challenging start for Sea Launch. Where are you in your February 1st failure investigation?

The failure was a very unfortunate incident but Sea Launch will work through this challenge. The Russian and Ukrainian Commissions formed after the failure have completed their investigation, analysis and testing and have finished their report. We will do everything in our power to get to a root cause determination, implement the recommended corrective actions of the Failure Review Oversight Board (FROB) committee, make the changes necessary to ensure that the work-in-process vehicles are rechecked as necessary and we get back to a launch-ready position. The FROB is beginning their meetings in Moscow and Dnieproprevetrosk, Ukraine the week of April 22nd to review the Commission's findings alongside a group of independent experts, and customers. These meetings are expected to last through the week and we anticipate that the FROB will issue its report in mid- to late May. The FROB report will then be presented to the insurance customer communities.
 
Q2: What trends are you seeing in the launch services market?

One continuing trend that we see is that more and more of the customer's make their selection of a launch service provider at an earlier stage. This is done to ensure they secure their preferred launch opportunity as soon as the satellite is estimated to be completed. In the past, customers would tend to wait as late as possible, today, this picture has changed and they are increasingly making reservations earlier and in many cases for multiple satellites. Furthermore, they expect the launch services provider to provide a flexible solution with regard to payments and contractual terms. With regard to the offering itself, we do see the continuing trend in our lift-segment of heavier, larger, more powerful spacecraft, which will necessitate investments in upgrades for the launch providers going forward.

Q3: What has Sea Launch done to position itself to compete? How are you benefitting from your Russian ownership?

Sea Launch has always prided itself on provided a dedicated launch configuration that allows for the launch of one spacecraft per launch. We offer a robust vehicle, even with the February 1st failure, with a very good reliability record. We provide the customers excellent insight into the production of their vehicle, and incorporate their participation in production and mission assurance reviews in the production process. The oversight provided now by RSC Energia, one of the premier space integration companies in the Russian Federation, has also added to the customer community's confidence in the Sea Launch offering. We strive to be successful at every step of the way, and RSC Energia's ownership will contribute to that success.

Q4: Are there any planned changes to the configuration of the Zenit-3SL in the coming years?

Given the need for larger and heavier satellites, we have developed a concept, capability and detailed plans on a development program that will increase the lift capability and spacecraft size that Sea Launch can launch. The upgrades being evaluated are low-risk; primarily incremental changes based upon identified mass reduction opportunities to the vehicle, together with improvements to the envelope of our fairing. This will not only enable us to lift heavier satellites, it will also give us the possibility to launch dual missions of the latest generation small satellites, direct insert larger satellites and generally increase the address the overall addressable market for our vehicle. We anticipate that with RSC Energia's leadership in instituting these upgrades, we should be able to offer an "Enhanced" SL vehicle in mid-2016 period.

Q5: What are your hopes for Sea Launch over the next couple of years? What are the key
challenges you face?


We want to get back to launching on a regular basis again, continuing to innovate and play a role as a strategic partner to the industries satellite operators. After a solid performance in 2012 with 3 successful launches resulting in a positive EBITDA, our goal is to get back to tempo in 2014 and going forward strive to launch at least 4 times per year. Through the ownership position of RSC Energia we would like to gain access in to Russian launch markets that previously have been closed off to Sea Launch.
The challenges we face are the same as every other launch provider face, managing the cyclicality in the commercial market, responding to increased levels of competition and delivering a launch service experience for our customers that exceed their expectations. However, we believe that with our greatly improved balance sheet, the experience and dedication of our employees and the highly proven Zenit-3SL launch system, we are well situated to face these challenges.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитироватьanik пишет:
 Пуски ракет "Зенит" возобновятся в сентябре
 http://www.interfax.ru/news.asp?id=305209

Москва. 6 мая. INTERFAX.RU - Первый после февральской аварии пуск ракеты "Зенит" планируется осуществить с космодрома Байконур в сентябре 2013 года, сообщил "Интерфаксу-АВН" в понедельник источник в ракетно-космической отрасли.

По его словам, ракете предстоит вывести на орбиту израильский телекоммуникационный спутник Amos-4. Старт намечается на 5 сентября.

По его словам, ракета "Зенит" для пуска по программе "Наземный старт" будет повторно доставлена на космодром в июле. "В апреле ее увезли обратно в Днепропетровск для дополнительных испытаний бортового источника мощности на первой ступени, который стал причиной февральской аварии", - пояснил источник.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

anik

http://ria.ru/science/20130523/939072511.html

МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. РКК "Энергия" намерена выполнить в 2014 году четыре запуска с плавучего космодрома в Тихом океане в рамках программы Sea Launch (Морской старт), сообщил РИА Новости президент корпорации Виталий Лопота по итогам завершившегося в четверг совета директоров.

"На совете заслушали аудиторов из компании PricewaterhouseCoopers, обсуждали программу на 2014 год. Предварительно запланировали четыре запуска с "Морского старта". А далее — по нарастающей. Можем, и пять выполнить, тут многое будет зависеть от наших партнеров", — сказал Лопота.

Старый

Заказчики то хоть есть?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Salo

#898
Состоявшиеся пуски:

Дата – КА – РКН/РБ – Космодром - Компания – Время (ЛМВ)

2013


1 февраля - Intelsat 27 - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL - 10:55:59 (авария)

Планируемые пуски:

Дата – КА – РКН/РБ – Космодром - Компания – Время (ЛМВ)

2013

5 1 сентября – Amos-4 – Зенит-3SLБ/ДМ-SLБ (ПО) – Байконур 45/1 - МКУ – 00:00 ЛМВ

2014
конец 2013 весна - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - Asiasat (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
ПО - ПО - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

2015
ПО - EchoStar (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

С неопределённой датой
2015-2017 - Hughes (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL
2015-2017 - Hughes (ПО) - Зенит-3SL/ДМ-SL - Odyssey, Тихий океан - SL

Используемые сокращения:
КА – космический аппарат
РКН – ракета космического назначения
РБ – разгонный блок
ПО – подлежит определению
ЛМВ – летнее московское время
ДМВ – декретное московcкое время

Изменения от 9 июня
Изменения от 13 июня
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

#899
http://vpk-news.ru/articles/15971
ЦитироватьПути «Морского старта»

Космодром оказался на стыке интересов многих ведомств и, похоже, сегодня не нужен никому, кроме разработчиков

 Алексей Захаренко

Складывается впечатление, что перспективный со многих точек зрения космодром «Морской старт» опередил свое время. С момента создния на него со всех сторон сыплются разного рода упреки, причем подчас абсолютно незаслуженные. Однако поистине царским подарком недоброжелателям «Морского старта» послужила неудача с запуском 1 февраля 2013 года американского спутника «Интелсат-27».
В ходе бурных дебатов при обсуждении причин неуспешного старта в информационное пространство было вброшено много неточностей и просто недостоверной информации. Разберем все по порядку. Сгруппируем разного рода высказывания и мнения в порядке их появления.
№ 1. Было заявлено и о более ранних неудачах плавучего космодрома. В частности, озвучена версия, что во время аварии «Зенита», случившейся на «Морском старте» 31 января 2007 года, носитель взорвался рядом с кораблем, нанеся ему значительные повреждения.

В действительности ракета-носитель (РН) при старте поднялась всего на двадцать сантиметров, так и не выйдя из пускового устройства. Затем она медленно ушла вниз, снеся на своем пути газоотражатель. Взорвалась РН уже на поверхности океана, прямо под стартовой платформой. При этом никаких значительных повреждений «Морской старт» не получил (не считая потери газоотражателя, повреждения дренажной мачты кислорода и несущественных, если можно так выразиться, мелочей вроде оплавившихся светильников и закопченности оборудования). Для подобной аварии потери, надо сказать, минимальные, недорогие в устранении и в продолжительности восстановления. Аналогичная авария РН «Зенит» на Байконуре 4 октября 1990 года, взлетевшей уже на 50 метров и так же вертикально упавшей в газоход только что построенного стартового сооружения, действительно привела к его значительным разрушениям, несовместимым с дальнейшей эксплуатацией площадки.
Здесь же стартовая платформа «Одиссей» своим ходом вернулась домой в базовый порт, подтвердив тем самым свою надежность и стойкость к самой тяжелой из аварий при запуске – отказу ракетных двигателей носителя в начале его подъема с пускового стола.
№ 2. Было озвучено, что после вышеуказанной аварии компания «Боинг» отказалась от «Морского старта» и он два года простоял без запусков, после чего российская частная компания ОАО «РКК «Энергия» выкупила его и отремонтировала за свои деньги, нанеся тем самым ущерб отечественной космической программе.
Однако на самом деле все было далеко не так. В середине февраля 2007 года платформа «Одиссей» вернулась в порт. Проведя в марте ревизию всего оборудования и самой платформы, компания «Морской старт» («Си Лонч»), оценив предстоящие затраты, в мае начала ремонтно-восстановительные работы и заказала изготовление нового газоотражателя. И всего через семь месяцев (31 августа 2007 года) после случившейся аварии отремонтированный «Одиссей» был готов к новым пускам. Уже 15 января 2008-го (ровно через год после аварии) проведен первый успешный пуск аппарата Thuraya-D3. За ним последовали еще пять успешных пусков (пятый из них – 20 апреля 2009-го). То есть всего за год с небольшим было проведено шесть пусков. И только потом, в 2009-м компания «Си Лонч» начала процедуру реорганизации под защитой статьи 11 Кодекса законов США, не сумев найти оборотных средств для финансирования текущей деятельности без поддержки со стороны «Боинга» и «Кварнера». От аварии 2007 года никакого ущерба российская промышленность на самом деле не понесла. Наоборот – получила заказ в несколько миллионов долларов на изготовление нового газоотражателя массой более двухсот тонн. Страховые компании компенсировали «Си Лончу» ущерб, который был причинен в результате аварии.
№ 3. По оценкам некоторых экспертов, компания «Боинг» вложила в проект «Морской старт» более одного миллиарда долларов. По словам одного из руководителей российской космической отрасли, за такие деньги можно построить что угодно.
Однако, по мнению экспертов, все не так однозначно. На начальном этапе «Боинг» (США), РКК «Энергия» (Россия), «Кварнер» (Норвегия), КБ «Южное» (Украина) вложили в проект «Морской старт», предназначенный для запуска на околоземные орбиты коммерческих космических аппаратов массой до шести тонн, до 100 миллионов долларов в качестве вклада в уставный капитал – весьма незначительную сумму для проекта такого масштаба. Но при этом по инициативе и под гарантии «Боинга» и «Кварнера» в проект было привлечено около одного миллиарда долларов заемных средств (шесть миллиардов рублей в ценах 1997 года) на строительство и дооснащение сборочно-командного судна, ремонт, модификацию и дооснащение стартовой платформы, строительство объектов инфраструктуры в базовом порту в Лонг Бич, модификацию РН «Зенит», разгонного блока и другое. Много это или мало? Для примера: по некоторым оценкам, строительство космодрома Восточный будет стоить нашему государству более 600 миллиардов рублей.
№ 4. Неоднократно и с самых разных трибун высказывалось мнение, что «Морской старт» – это примерно как старый чемодан без ручки, который и носить неудобно, и выбросить жалко.
На практике, по оценке ряда экспертов, «Морской старт» оказался заложником слишком долгого (с начала 90-х годов) периода формирования Роскосмосом стратегии развития отечественных средств выведения.
В то же время РКК «Энергия» настойчиво предлагала направление развития, которое подразумевает возможности сокращения сроков создания необходимых средств выведения с минимальными затратами ресурсов за счет использования технологий, полученных в рамках проекта многоразовой космической системы «Энергия-Буран» (в первую очередь проекта РН «Энергия»), поддерживаемых и совершенствуемых в проекте «Морской старт».
Есть разные примеры успешности/неуспешности проектов, инициируемых тем или иным ведомством. Приведем только один.
После развала СССР в начале 90-х годов собирались повторить РН «Зенит», так как на космодроме Плесецк для нее уже почти был готов стартовый комплекс, а завод по производству остался на Украине. Министерство обороны объявило конкурс. Участвовали три фирмы: ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, РКК «Энергия» имени С. П. Королева и ГРЦ имени В. П. Макеева. Первая фирма выбрала в качестве ориентира уже готовый, апробированный проект носителя «Зенит». Две другие предложили перспективные проекты носителей, которые они смогут сделать. Эти замыслы существенно отличались от концепции «Зенита» и требовали кардинальной переделки почти готового стартового комплекса.
Разумеется, проект достался тому, кто обещал минимальные переделки – ГКНПЦ. Но военные заказчики были наказаны за свой выбор, ведь до сих пор нет ни носителя, ни комплекса. Первоначально перспективному носителю дали имя «Енисей». Провозился с ним ГКНПЦ целых четыре года (с 1992 по 1995-й), но требуемого результата добиться так и не удалось. Чтобы как-то выйти из ситуации без потери лица, был предложен проект «Ангара». Но и этот носитель пока не состоялся. Таким образом, «ангарская» эпопея тянется с 1995-го (восемнадцать лет, однако). Назови такой срок создания РН Сергею Королеву, он бы в гробу перевернулся восемнадцать раз.
№ 5. Неоднократно и опять-таки с самых разных трибун озвучивались данные о низкой надежности носителя «Зенит» и комплекса в целом.
Приведем некоторые статистические данные.
Начнем с ветерана – ракеты-носителя Р-7 (ныне «Союз»), летающей с 1957-го. Ее возраст – 56 лет. За это время осуществлено 1825 запусков, из них 88 раз запуски заканчивались падениями. За первые семь лет жизни РН из 56 запусков 25 признаны неуспешными. Вместе с тем и при таком количестве произведенных носителей стоимость запуска и на сегодня остается весьма высокой – 70 миллионов долларов при себестоимости ракеты 25.
Далее – РН «Протон» (тяжелого класса, пожилая по возрасту – 48 лет). «Протону» с 1965-го довелось слетать 383 раза. Из них 46 запусков признаны неуспешными. За первые шесть лет работы «Протона» он совершил 29 взлетов, из которых 10 завершились падением. Стоимость РН для заказчиков колеблется от 80 до 100 миллионов долларов.
И, наконец, носитель «Зенит». Его возраст – 28 лет. С 1985-го осуществлен 81 запуск «Зенита». Девять из них признаны неуспешными. За первые восемь лет своей биографии «Зенит» запускали 19 раз. Лишь три пуска оказались неуспешными. Стоит РН «Зенит» приблизительно 80 миллионов долларов.
Носитель «Зенит» и созданный для него одноименный наземный комплекс в середине 80-х годов на специалистов произвели весьма сильное впечатление. Никто даже представить себе не мог, что такое вообще возможно – создать комплекс-робот для носителя грузоподъемностью 14 тонн в достаточно сжатые сроки (всего за семь лет). Комплекс заработал 13 апреля 1985 года. Он эксплуатировался исключительно военными специалистами.
«Зенит» в автоматическом режиме всего за два с половиной часа устанавливается, готовится и запускается практически без единой ручной операции на носителе. Количество всех связей – жидкостных, газовых, электрических и механических – оптимизировано. Для носителя такого класса это всего лишь четыре жидкостные, четыре газовые, шесть линий термостатирования и девять соединителей «Бутан», обеспечивающих 1820 электрических цепей. Все коммуникации сгруппированы всего в три автоматических механических устройства, два из которых отстыковываются заранее до подъема носителя и лишь один расстыковывается в момент подъема. Узлы разового действия отсутствуют. Такого нет ни на одном иностранном носителе до сих пор. Прошло 28 лет, носитель «Зенит» вместе со своим комплексом остается непревзойденным.
Ныне «Зенит» хотят отдать Казахстану взамен так и не созданного «Байтерека».
По свидетельствам многочисленных экспертов, космодром «Морской старт» в техническом совершенстве не имеет себе равных. Площадь космодрома – около девяти гектаров, включая все технические сооружения в базовом порту. Из них собственно стартовая платформа занимает всего 0,9 гектара. Сравниться с ним может только один космодром площадью около 11 гектаров, созданный в XXI веке коммерческой компанией SpaceX для американской РН Falcon 9 («Сокол 9») на базе стартовой площадки № 40 космического центра имени Кеннеди (мыс Канаверал, США).
«Морской старт» является, по мнению специалистов, неким прообразом транспортных космических систем XXI века. В этом комплексе был воплощен в жизнь ряд инновационных решений. Совершенство данного космодрома, считают эксперты, заключается в его компактности, рационализме и экономической эффективности (при реализации планируемого количества пусков в год). Достаточно сравнить площади, занимаемые космодромом «Морской старт» и комплексом «Зенит», послужившим ему прототипом. Они отличаются на два порядка в пользу «Морского старта». При этом безопасность космодрома получилась выше наземного варианта за счет применения технических разумных норм безопасности, используемых на морских судах.
Благодаря этому космодрому родилась новаторская идея, связанная с обеспечением равной безопасности человека, работающего с оборудованием, вне зависимости от того, где оно установлено. Основную роль в обеспечении безопасности космодрома должно играть само оборудование, а не его расположение. Человек должен чувствовать себя одинаково безопасно рядом с этим оборудованием, где бы оно ни находилось – на земле, на корабле или на самолете. Применение этого принципа позволило конструкторам построить в 2007 году стартовый комплекс на космодроме NARO (Республика Корея), основанный на принципе равной безопасности. Благодаря этому он стал самым компактным наземным космодромом в мире и самым дешевым для государственного бюджета Кореи.
Зато в России эта идея в 2008 году при попытке создания компактного комплекса на космодроме Восточный (для носителя «Русь-М», от которого отказались позднее) так и завязла в болоте устаревшей нормативно-технической документации (в основном строительной). Ни один из руководителей космической отрасли не поддержал эти начинания.
С эксплуатационной точки зрения «Морской старт» – дружественный комплекс для обслуживающего персонала, что достигнуто благодаря полной роботизации и автоматизации всех операций и процессов при подготовке к старту ракеты-носителя «Зенит». Для работы этого космодрома в море необходимо всего около трехсот человек, включая заказчиков, моряков, аппаратчиков, ракетчиков и наземщиков. На Байконуре любой пуск РН (будь то «Союз» или «Протон») требует в разы больше обслуживающего персонала. Для иностранных специалистов уменьшение численности обслуживающего персонала является одним из главных критериев при создании современных космодромов.
Космодром «Морской старт» оптимален по многим показателям. Ни один из действующих или создающихся отечественных космодромов или комплексов не может с ним сравниться ни по экономической эффективности, ни по разумной технической достаточности. На проектирование и создание космодрома было затрачено всего 36 месяцев. Этот результат, которым могут гордиться его создатели, недостижим для сегодняшних «мудрецов».

Что делать?
В течение 2012 года появилось сразу четыре проекта, названных новинками российской космической техники: 1-й – многоразовая ракетно-космическая система (МРКС), 2-й – РН «Амур» тяжелого класса грузоподъемности, 3-й – кислородно-водородный блок (КВТК) и 4-й – внеконкурсная РН «Энергия-КБ» среднего класса повышенной грузоподъемности, в которой предлагалось максимально использовать опыт работ и задел по технологиям РН «Энергия». Три первые идеи являются порождением Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Считается, что ГКНПЦ выиграл их на конкурсной основе – по тендеру, проведенному Роскосмосом.
Четвертая идея – от РКК «Энергия». И хотя анализ выводимых на орбиту грузов говорит в пользу ракеты-носителя, предлагаемой корпорацией, Роскосмос пока не спешит объявлять конкурс на создание самого востребованного на сегодня носителя.
Например, межпланетная станция «Фобос-Грунт» весила 13,5 тонны, современный радиотелескоп «Спектр-Р» – 4,5 тонны, транспортный корабль Dragon грузоподъемностью 6 тонн в грузовом варианте и вместимостью семь человек в пилотируемом весит всего 10,5 тонны, не говоря уже о спутниках поменьше.
По мнению независимых аналитиков, надо начинать с создания новой транспортной космической системы (в составе многоразового корабля в пилотируемом и грузовом вариантах, носителя среднего класса, межорбитального буксира и наземного комплекса) для обеспечения непрерывной, дешевой и безопасной доставки на околоземные орбиты грузов и космонавтов.
И это путь рационального развития технологий создания перспективных высокоэффективных средств выведения среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов, которые в обозримом будущем окажутся востребованными, что подтверждают тенденции развития мирового космического ракетостроения.
Никого не надо сегодня догонять и перегонять. Надо просто выбрать свой путь.


Справка «ВПК»
Реорганизованная компания «Морской старт» («Си Лонч») приняла обязательства перед заказчиками, которые внесли авансы по 14 миссиям до реорганизации. В настоящее время эти заказы выполняются. Ведутся интенсивные переговоры с заказчиками о назначении космических аппаратов для запуска с «Морского старта» в рамках существующих контрактов, а также с новыми заказчиками. В повестке дня – модернизация комплекса, увеличение грузоподъемности при выведении на геопереходную орбиту до семи и более тонн (показатель, не достижимый для запусков с российских широт существующими носителями) в целях удовлетворения новым требованиям рынка.
Проект «Морской старт» – основные даты
1993 год
Апрель-июль – проработка и подготовка в НПО «Энергия» (сегодня РКК «Энергия») идеи проекта, приглашение компаний «Боинг» и «Кварнер» к работам по ракетно-космическому комплексу морского базирования.
Ноябрь – подписано Соглашение о совместном создании ракетно-космического комплекса морского базирования между НПО «Энергия» (Россия), «Боинг» (США), «Кварнер» (Норвегия).
1995 год
Май – в Сиэтле (США) подписано Соглашение РКК «Энергия», НПО «Южное», фирм «Боинг» и «Кварнер» об образовании компании «Морской старт» («Си Лонч»).
Декабрь – подписан первый контракт с компанией «Хьюгс» о запуске космического аппарата.
1996 год
Январь – разработка конструкторской документации на составные части: сборочно-командное судно (верфь «Кварнер-Гован», Глазго, Англия), стартовую платформу «Одиссей» (верфь «Кварнер-Розенберг», Ставангер, Норвегия) и оборудование ракетного сегмента.
Август – начало строительства базового порта в Лонг-Бич (Калифорния, США).
Декабрь – спущено на воду сборочно-командное судно.
1997 год
Май – стартовая платформа пришла на Выборгский судостроительный завод для монтажа оборудования ракетного сегмента.
Июль – подписано Постановление Правительства РФ «О предоставлении Российской Федерацией гарантий по международному проекту создания ракетно-космического комплекса морского базирования «Морской старт».
Декабрь – сборочно-командное судно пришло в Санкт-Петербург на Канонерский судоремонтный завод для монтажа оборудования ракетного сегмента.
1998 год
Апрель – приемка компанией «Си Лонч» первого летного комплекта носителя «Зенит-2SL» и разгонного блока ДМ-SL на заводах ПО «Южмашзавод» (Днепропетровск, Украина) и РКК «Энергия» (Королев, Россия).
Май – проведение комплексных испытаний сборочно-командного судна в порту Санкт-Петербурга и погрузка двух летных комплектов носителя «Зенит-2SL» и разгонного блока ДМ-SL.
Июнь – завершение монтажа и испытаний оборудования на стартовой платформе в Выборге и сборочно-командном судне в Санкт-Петербурге.
21 июня – стартовая платформа покинула Выборгский судостроительный завод и взяла курс на Калифорнию (США).
1999 год
Январь – проведение комплексных испытаний космодрома «Морской старт» вблизи калифорнийского побережья.
27 марта – первый запуск демонстрационного спутника с плавучего космодрома.

Алексей Захаренко



Опубликовано в выпуске № 19 (487) за 22 мая 2013 года
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/15971

"Были когда-то и мы рысаками!!!"